Крестное знамение

7 вещей, которые нельзя делать с нательным крестом

Крестик — показатель принадлежности к христианской вере. Из нашей статьи вы узнаете, можно ли носить чужой крестик и почему его нельзя носить поверх одежды.

Нательный крест — важнейший атрибут любого христианина, потому выбирать его стоит с умом. Если необходимо подобрать подходящий крест, то вы сможете найти его в магазине Святцы. Там есть кресты различных форм и из различных материалов.

Крестик, по мнению священнослужителей, всегда должен быть на верующем человеке. Но бытуют и запреты, связанные с ним. Некоторые из них являются не более чем суевериями, о которых верующему человеку не стоит и думать. К таким относится, к примеру, потемнение крестика. Но это далеко не единственный вопрос, который может возникнуть у верующего человека насчет своего крестика.

Нельзя носить на цепочке

Совершенно никаких запретов на цепочку нет. Здесь, скорее, принципиальнее вопрос удобства и привычки. Если человек хочет носить нательный крест на цепочке, то может это делать, церковью не возбраняются такие действия. Самый важный принцип, которому необходимо следовать в данном случае — чтобы крест не потерялся и не слетел с шеи. И шнурок, и цепочка приемлемы. Суеверные люди, однако, уверяют, что по всем приметам крестик не теряется просто так.

Нельзя носить поверх одежды

Это — абсолютно верное утверждение. Крест является символом веры и защиты. Не нося крестик наружу, человек показывает искренность веры, не делая ее показной. Также все тепло и благословение, которым священник наделяет нательный крест во время освящения, в этом случае передаются только вам.

Нельзя дарить

Дарить крестик можно всегда. Конечно же, прекрасно, если об этом заботятся родители или крестные, в качестве одного из подарков на крестины. Но это не значит, что другой человек не может подарить вам крестик. Есть также такая традиция, когда два человека обмениваются нательными крестами, становясь братьями или сестрами во Христе. Обычно это делают близкие люди.

Нельзя поднимать, если найден

Суеверие, которое не имеет под собой совершенно никаких оснований. Напомним также, что суеверия совершенно не признаются церковью и считаются несовместимыми с христианской верой. Есть люди, которые считают, что, поднимая найденный крест, можно взять на себя проблемы того человека, который его потерял или оставил. Крестик, поскольку он является святыней, необходимо хотя бы принести в храм. Или оставить себе и хранить в красном уголке в доме.

Нельзя носить чужой крестик

Если вам достался крест от родителя или кого-то из знакомых, его можно носить. Никакого запрета здесь церковь не устанавливает. Тем более если у вас крестика нет. Многие люди считают, что вещи наделяются энергетикой своего владельца и она может передаваться новому хозяину. Могут также утверждать, что, отдавая крестик, человек отдает частичку своей Судьбы. Только такие поверья не имеют ничего общего с христианской верой и относятся к оккультному мировоззрению.

Нельзя носить крест с распятьем

Еще одно суеверие, на которое не стоит обращать внимания. Есть люди, которые говорят, что крест с распятьем навлечет на человека тяжелую жизнь. Это вовсе не правда, только домыслы людей. Такой крест символизирует спасение и жертву Христову, ничего плохого в нем нет. Но носить такой его надо правильно: распятие должно быть повернуто не к вам, а наружу.

Нельзя носить не освященный крестик

Крестик лучше всего освятить. Но как такового запрета на ношение не освященного нательного крестика нет. Считается, что нечисть обходит стороной даже две перекрещенные палки. Тем не менее, верующему человеку стоит все-таки освятить свой символ веры.

Крест можно выбрать любой, который вам понравился: золотой, серебряный, медный или деревянный. Материал не очень важен. Важно его освятить и не носить в качестве крестика украшение, купленное в ювелирном магазине. Необходимо понимать, что церковный православный крестик, который символизирует веру в Бога, отличается от красивых, но чисто декоративных крестиков. Они не несут в себе духовной нагрузки и не имеют отношения к вере.

Есть также много примет и поверий, связанных с крестом. Верить в них или нет, зависит только от вас. Всего вам доброго, и не забывайте нажимать на кнопки и

Почему православным нельзя носить нательный крест поверх одежды

«Оружие на демонов и символ вечной жизни» — так относятся православные христиане к нательному крестику. Его надевают после того как человек трижды окунается в святую воду во время таинства крещения, и с него смывается первородный грех Адама. Нательный крест отныне и навсегда говорит единоверцам и ангелам о вере человека, о том, что тот будет жить по заповедям Христа и не является больше на земле ничьим рабом, а чтит только Бога. Священник Анатолий Зыгарь в своих статьях пишет, что нательный крест — символ приверженности Богу, веры и торжества Христа над дьяволом, он помогает в скорбях, укрепляет дух и защищает от козней нечистого.

Однако люди часто связывают с ношением православного креста множество суеверий и правил. Что же из этого верно, а что является ошибкой?

Как правильно выбрать

Лучше всего купить крестик в церковной лавке православного храма РПЦ. Тогда вы будете уверены, что он соответствует канонам и освящен.

Не стоит гнаться за дороговизной и красотой: нательный крест — не украшение персоны, а символ верности Христу. Самым распространенным является восьмиконечный крест, на который наложено изображение Христа. В обязательном порядке крестик должен иметь надпись «Спаси и сохрани» — на это указывает в своих интервью священник Анатолий Зыгарь. Надпись связана с чином крещения, во время которого священник читает две молитвы, в которых просит Бога защитить и душу, и тело человека. Если вы купили крест в магазине, нашли его или вам подарили, и вы не уверены, что он освящен, лучше сходить в храм и освятить его.

На чем носить

Крестик носят на шнурке или на цепочке. Некоторые думают, что их тоже надо освящать, но это ошибка — ни то, ни другое в освящении не нуждается, а выбор зависит от привычек человека.

Протоиерей Андрей Ефанов уточняет, что следует правильно выбрать длину цепочки. Она не должна быть слишком длинной, чтобы не цепляться, и не должна быть короткой, чтобы крест можно было спрятать под одеждой.

При ношении крестик должен быть обращен распятием наружу. Если он перекручивается, его нужно поправить. Если есть желание носить на шее иконку святого или Богородицы — ее следует совместить с крестиком, а заменять иконкой крест нельзя.

Не носить поверх одежды

Нательный крест следует носить под одеждой. Поверх одежды имеют право носить кресты только священники, да и то лишь в РПЦ. У греков даже священники носят крест под одеждой. Нельзя хвастаться дорогим крестом, показывая его всем — это признак гордыни и хвастливости.

Скрытно крест носят для того, чтобы язычники не могли поругать святыню. Священник из подмосковного села Алексино протоиерей Игорь Фомин считает, что веру надо демонстрировать делами и поступками. Он рассказывает, что прохожие дважды пытались плюнуть на его распятие — однажды это было в Москве, а во второй раз — в Иерусалиме.

Никогда-никогда не снимать?

Если люди другой веры, язычники или атеисты требуют у вас снять крестик, следует оказаться, чтобы не отречься от Христа, — так считает священник Павел Коньков. Он же оговаривается, что в исключительных случаях можно носить его скрытно на теле. Но есть места, в которых действительно приходится снимать с себя святыню — например, во время операции или при обследовании в томографе, где на пациенте не должно быть металлических предметов. В этом случае крест лучше снять либо заранее надеть деревянный крест на шнурке.

При операции, считает о. Андрей Ефанов, можно прикрепить крест на запястье или снять его и вручить себя Богу. Это продиктовано безопасностью пациента и не является отречением от Христа. Если же вас просят снять крест на водной горке или в другом увеселительном месте, то следует подумать — а нужно ли вам это увеселение?

Обращаться как со святыней

Освященный крестик — святыня, и к нему не стоит относиться легкомысленно. Нельзя носить его в сумке, в кармане джинсов или на браслете. Если нельзя надеть его на шею, следует прикрепить его с внутренней стороны одежды.

Нельзя носить нательный крестик и при этом надевать на себя одежду с эзотерическими рисунками — сатанинскими звездами, демонами или с символами других религий. Так могут делать лишь несведущие люди. С них по незнанию взятки гладки, а православный человек знает, что в мире истина одна — Христос, и должен свидетельствовать об этом даже своим видом.

Нельзя носить крестик и одновременно надевать эзотерические украшения, значки, броши в виде кабалистических, эзотерических знаков или знаков Зодиака. Этим православный отдаляет себя от Бога и вручает совершенно иным сущностям.

Много неприятностей доставляют неофитам татуировки, которые они сделали по невежеству. Обычно священники рекомендуют их сводить, а при отсутствии такой возможности — прикрывать одеждой. Татуировка креста на теле никак не заменит ношения освященного натального креста.

Суеверия — главная ошибка

С крестами невежественные люди связывают много суеверий. Нельзя его дарить (даришь тяжелую судьбу), нельзя подбирать найденный крест (берешь на себя чужой крест), нельзя носить крест умершего (сам умрешь). Если крест потемнел — это к болезни: потерянный крест означает грядущую неприятность, а сломанный вообще превращается в «трагедию». Священник Андрей Ефанов считает, что это — магическое мышление, которое для христианина неприемлемо.

Судьба вещи никак не может влиять на жизнь человека, которая находится в руках Божьих. Если крестик сломался, следует отнести его в починку, а если починить нельзя — то в храм и купить там другой крестик.

Дарить крестик можно и нужно; освященный на особой святыне крест можно подарить близкому человеку. Крестные могут и должны подарить крестик ребенку-крестнику.

Поднять найденный крест следует для того, чтобы распятие не попиралось ногами. Если находка вам по душе и нравится, ее можно освятить и носить, а если крест старый, сломанный, его можно отдать в храм. Так же стоит поступать с крестиками, которые остаются от умерших: их можно носить как память, можно хранить на полке с иконами, а можно унести в храм.

Крестное знамение

Эта страница или раздел содержит текст на церковнославянском языке.
Если у вас отсутствуют необходимые шрифты, некоторые символы могут отображаться неправильно.

И. Я. Билибин. Иллюстрация к сказке «Иван Царевич и Серый Волк». 1900-е гг.

Кре́стное зна́мение (церк.-слав. крⷭ҇тное зна́менїе — «знак креста») в христианстве — молитвенный жест, представляющий собой изображение креста движением кисти руки, Крестное знамение совершается в разных случаях, например, при входе и выходе из храма, перед или после произнесения молитвы, во время богослужения, как знак исповедания своей веры и в других случаях; также при благословении кого-либо или чего-либо. Есть несколько фразеологических оборотов, обозначающих действие человека, совершающего крестное знамение: «осенять себя крестным знамением», «совершать крестное знамение», «налагать на себя крестное знамение», «(пере)креститься» (не путать со значением «принять таинство Крещения»), а также «назнаменова́ть(ся)». Крестное знамение используется во многих христианских конфессиях, различаясь вариантами сложения пальцев (обычно в этом контексте употребляется церковнославянское слово «персты»: «сложение перстов», «перстосложение») и направлением движения руки.

Православие

В православии крестное знамение характеризует телесное выражение христианских догматов, исповедание христианской веры в Святую Троицу и Богочеловека Иисуса Христа, выражение любви и благодарности Богу, защита от действия падших духов. Используются три варианта перстосложения: двоеперстие, троеперстие и именословное перстосложение.

Максим Грек в сочинении «Сказка, како знаменатися крестным знамением» писал, что пальцы надо складывать в двоеперстие, а крестное знамение надо класть на лоб, на пуп, на правое плечо, а затем на левое. Стоглавый собор в 1551 году в 31-й и 32-й главах определил, что персты надо складывать двоеперстно, а крестное знамение надо класть сначала на чело (лоб); далее на перси (грудь), туда где сердце; затем на правое плечо; и наконец на левое плечо: «А҆ та́кѡ є҆́сть пра́во крⷭ҇ти́тисѧ: пе́рвое положи́ти рꙋ́кꙋ на челѣ̀ свое́мъ, пото́мъ на пе́рсѣхъ, та́же на пра́вомъ плечѣ̀, пото́мъ на лѣ́вомъ. То є҆́сть и҆́стинное воѡбраже́нїе крⷭ҇тномꙋ зна́менїю», — тех, кто так не крестится, согласно 32-й главе Стоглава необходимо было отлучать от Церкви: «А҆ кто̀ нѐ внима́етъ, нѝ послꙋ́шаетъ бл҃га́гѡ наказа́нїѧ, да бꙋ́детъ ѿлꙋче́нъ». Спустя 76 лет в Москве, в 1627 году, был издан «Катехизис Большой», или «Беседовник» Лаврентия Зизания, во 2-й главе которого изложена иная точка зрения: вопреки определению Стоглава, вместо персей-груди и области сердца крестное знамение надо было класть уже на живот: «и҆ возлага́емъ на чело̀, та́же на живо́тъ, и҆ на десно́е и҆ на лѣ́вое ра́мо» (Лаврентий повторил то, что он писал о крестном знамении в своем «Лексисе», изданном в Вильно в 1596 году). В 1644 году издана в Москве «Кирилова книга», сборник, составленный Стефаном Зизанием, который ранее издавался на польском и белорусском языках в 1596 году в Вильне, в 14-й главе которой, вопреки определению Стоглава, вместо персей-груди и области сердца крестное знамение надо было класть также на живот: «Та́же полага́емъ и҆́хъ наживо́тъ». В 1648 году в Москве Стефаном Вонифантьевым была напечатана в славяно-русском переложении «Книга о вере истинной православной», составленная ранее игуменом Киево-Михайловского монастыря Нафанаилом, в ней, помимо двоеперстия, в 9-й главе снова вместо персей-груди и области сердца крестное знамение надо было класть также на живот: «пото́мже кладе́мъ рѹ́кꙋ на живо́тъ».

В 1656 году в Москве, уже в связи с церковной реформой, была издана книга «Скрижаль», в которую было помещено, переведенное с греческого из книги «Сокровище» (Θησαυρός) середины XVI века, сочинение Дамаскина монаха, иподиакона и Студита «Слово в поклонение честнаго и животворящего Креста, глаголемое третью Неделю святых постов», в нём сказано, что креститься надо тремя перстами, а начертание креста надо делать на лоб, на живот (церк.-слав. чре́во, др.-греч. κοιλία), на правое плечо, на левое плечо: «вели́кїй пе́рстъ, и҆ дрꙋгі́ѧ два̀ сꙋ́щаѧ бли́зь є҆гѡ̀. та́же пе́рвѣе ѹ҆́бо да̀ положи́тъ ю҆̀ начелѣ̀ свое́мъ, вто́рое на̀ чре́вѣ свое́мъ, тре́тїе на̀ пра́вѣмъ ра́мѣ, и҆ четве́ртое налѣ́вомъ ра́мѣ»

В настоящее время в Русской православной церкви принято совершать крестное знамение в новом обряде следующим образом:

В священной книге «Псальтирь», по которой учились и воспитывались с древних времен православные люди, сказано в «кратком изъявлении» — «о еже како православному христианину, по древнему преданию святых Апостол и Св. Отец… подобает на себе знамение креста изображати». «…полагаем я: первое на челе (на лбу) нашем, его же касается вышний рог креста, второе на чреве (на животе) нашем, его же достизает нижний рог креста, третие на правом раме (плече) нашем, четвертое же на левом, ими же знаменуются поперечне простертии концы креста, на нем же распятый за нас Господь наш Иисус Христос руце прострый, вся языки расточенные в концах во едино собра».

В старом обряде в настоящее время крестное знамение совершают следующим образом: «Возлага́емъ рꙋ́кꙋ свою̀ пре́жде на чело̀, пото́мъ на пꙋ́пъ и҆ на пра́вое ра́мо и҆ на ле́вое» (Книга «Старчество». Слово 11).

Более древнее, но менее употребимое «двоеперстие» используется при «старом обряде» богослужения в единоверии и старообрядчестве. В настоящее время двоеперстие не запрещено использовать и в Русской православной церкви, где «троеперстие» и «именословное перстосложение», используемое при благословении священниками и архиереями, стали более употребительными.

Двоеперстие

Основная статья: ДвоеперстиеОдна из древнейших икон Христа (VI век, монастырь Святой Екатерины)Василий Суриков. Этюд к картине «Боярыня Морозова»

Двоеперстие (также двуперстие) было принято вместе с Крещением Руси и преобладало до реформ патриарха Никона в средине XVII века и было официально признано в Московской Руси Стоглавым собором. Практиковалось оно до середины XIII века и на греческом Востоке (Константинополе). Позже было вытеснено троеперстием.

Двоеперстие было официально осуждено в Русской церкви на Поместных соборах: Соборе 1656 года и на Большом Московском соборе, все крестящиеся двоеперстно были провозглашены еретиками и преданы анафеме, то есть отлучены от церкви и подвергнуты жесточайшим гонениям. На Поместном соборе Русской православной церкви 1971 года все дониконовские русские обряды, включая древнее двоеперстное крестное знамение, были признаны православными, и анафемы на них принято считать «яко не бывшие».

При совершении двоеперстия два пальца правой руки — указательный и средний — соединяются вместе, символизируя две природы единого Христа, при этом средний палец получается слегка пригнут, что означает божественное снисхождение и вочеловечение. Три оставшиеся пальца также соединяются вместе, символизируя Пресвятую Троицу; причём в современной практике конец большого пальца упирается в подушечки других двух, которые покрывают его сверху. После чего кончиками двух пальцев (и только ими) касаются последовательно лба, живота или нижней части персей (груди), правого и левого плеча. Подчёркивается, что нельзя креститься одновременно с поклоном; поклон, если он требуется, следует совершать уже после того, как опустили руку.

В древнем обряде не используется троеперстие, считается, что изображение креста тремя перстами в честь Святой Троицы символически неверно, потому что на Кресте распялся и страдал Иисус Христос тварными душой и телом, а не вся Троица божественною природою.

«Спор о вере». Неизвестный художник XVIII века. Государственный музей истории религии

Священник, благословляя, не использует какого-либо особого перстосложения, а складывает руку в то же самое двоеперстие, символизирующее распятого на Кресте Иисуса Христа. Именословное перстосложение считается неверным, потому что в нём получается изображение из перстов имени Иисуса Христа без титло в неправильном порядке ICXС (чтение справа налево). Надпись имени Иисуса Христа на греческом выглядят на иконах и в богослужебных книгах: Ιησούς Χριστός — I҃C X҃C. Кроме того, в древнем обряде двоеперстие считается универсальным для любых языков, в отличие от именословного перстоложения, которое изображает литеры лишь на греческом и совсем не изображает Троицу.

Троеперстие

Основная статья: Троеперстие Рука, сложенная в троеперстии

Троеперстие — для совершения крестного знамения складывают три первые пальца правой руки (большой, указательный и средний), а два других пальца пригибают к ладони; после чего последовательно касаются лба, верхней части живота, правого плеча, затем левого. Крестное знамение совершается во время и вне общественного богослужения, после произнесения молитвы. Молитвы могут быть различные: «Отче наш», «Иисусова молитва», «Песнь Пресвятой Богородице» и т. д.

Три сложенных вместе перста символизируют Пресвятую Троицу; символическое значение двух других пальцев в разное время могло быть разным. Так, первоначально у греков они вовсе ничего не означали. Позднее, на Руси, под влиянием полемики со старообрядцами (утверждавшими, что «никонияне из креста Христова Христа упразднили») эти два пальца были переосмыслены как символ двух природ Христа: Божественной и человеческой. Это толкование является сейчас самым распространённым, хотя встречаются и другие (например, в Румынской церкви эти два пальца толкуются как символ Адама и Евы, припадающих к Троице).

Рука, изображая крест, касается сначала правого плеча, потом левого, что символизирует традиционное для христианства противопоставление правой стороны как места спасённых и левой как места погибающих (см. Мф. 25:31–46). Таким образом, поднося руку сначала к правому, затем к левому плечу, христианин просит причислить его к участи спасённых и избавить от участи погибающих.

Именословное перстосложение

Православный священник, благословляя людей или предметы, складывает пальцы в особое перстосложение, именуемое именословным. Считается, что пальцы, сложенные таким образом, изображают буквы ІСХС, из которых потом надо сложить ІС ХС и мысленно прибавить титло, чтобы получилось имя Иисус Христос — І͠С Х͠С (Ιησούς Χριστός) в древнегреческом написании. При благословении руку при начертании поперечной линии креста ведут сначала налево (относительно преподающего благословение), потом направо, то есть, у человека, благословляемого таким образом, сначала благословляется правое плечо, потом левое. Архиерей имеет право преподавать благословение сразу двумя руками.

В православной иконографии рука, сложенная в крестное знамение, является распространённым элементом. Обычно так изображают священнослужителей с рукой, поднятой для благословения, но иногда крестное знамение как символ исповедания своей веры изображают и на иконах святых без священного сана. Обычно святых изображают с двоеперстием или с именословным перстосложением, крайне редко — с троеперстием.

Католицизм

В Католицизме, в отличие от Православия, никогда не было таких конфликтов относительно сложения перстов при крестном знамении, как, например, в Русской церкви, там и в настоящее время существуют различные его варианты. Так, католические молитвенники, говоря о крестном знамении, обычно приводят лишь произносимую при этом молитву (лат. In nomine Patris, et Filii, et Spiritus Sancti — «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа»), ничего не говоря о сочетании пальцев. Даже католики-традиционалисты, обычно достаточно строго относящиеся к обряду и его символике, допускают здесь существование различных вариантов. Наиболее принятый и распространённый вариант в католическом мире — совершение крестного знамения пятью пальцами, открытой ладонью, слева направо, в память о пяти ранах на теле Христа.

Когда католик первый раз совершает крестное знамение, войдя в храм, он предварительно обмакивает кончики пальцев в особой чаше со святой водой. Этот жест, являющийся, по всей видимости, отголоском древнего обычая омывать руки перед совершением Евхаристии, позже был переосмыслен как обряд, совершаемый в воспоминания таинства Крещения. Некоторые католики совершают такой обряд и дома, перед началом домашней молитвы.

Священник, благословляя, использует такое же перстосложение, что и при крестном знамении.

Помимо обычного, большого креста, в латинском обряде сохранился, как остаток древней практики, малый крест. Он совершается во время мессы, перед чтением Евангелия, когда священнослужители и молящиеся большим пальцем правой руки изображают три маленьких креста на лбу, устах и сердце.

Для католика совершение крестного знамения — в любой его форме, в любом обряде — означает прежде всего провозглашение принадлежности ко Христу. Фома Аквинский писал: «Крестное знамение — это знак Страстей Христовых, который мы совершаем не просто для освящения или благословения, но для исповедания нашей веры в силу Страстей Господа».

Примечания

  1. Дьяченко, Григорий Михайлович. Полный церковно-славянский словарь. — С. 329.
  2. Пермяков, с. 329: «Протяжением же долгаго и средняго, сшедшася два естества в Христе, сиречь, Самого Спаса Христа исповедуем совершена Бога, и совершена человека во двою существу и естеству веруемаго и познаваемаго. Положением же перст на челе, исповедуем два некая сия, яко от Бога и Отца родися, яко же и наше слово от ума происходит, и яко свыше сниде по Божественному слову глаголющему, преклони небеса и сниде. А положением перстей еже на пупе, снитие его еже на земли, еже во Пречистей утробе Богоматере безсменно зачатие его, и девятомесячное обитание вселение, явственне возвещаем. А обвожением еже оттуду всея руки на десную и на левую страну, ясне образуем хотящии изнестися горький ответ он от праведных, стоящих одесную Судии, на нечестивых и грешных, по Спасову Божественному гласу, глаголющу к противящымся и непокаряющымся июдеом.».
  3. Рукопись 201. Максима грека сочинения. Библиотека Троицко-Сергиевской лавры. old.stsl.ru. Дата обращения 22 ноября 2017.
  4. Русский: Максим грек «Сказка, како знаменатися крестным знамением.» (26 марта 2014). Дата обращения 22 ноября 2017.
  5. s:Стоглав#О КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ, КАКО ПОДОБАЕТ АРХИЕРЕОМ И ИЕРЕОМ РУКОЮ БЛАГОСЛОВЛЯТИ И ЗНАМЕНОВАТИСЯ. И ПРОЧИМ ПРАВОСЛАВНЫМ КРЕСТЬЯНОМ ЗНАМЕНОВАТИСЯ И ПОКЛАНЯТИСЯ. ГЛАВА 31: «Первое возлагати на чело, та же на перси, сииречь на сердце, и потом на правое плечо, та же на левое плечо, то есть истинное воображение крестного знамения.»
  6. О КРЕСТЯЩИХСЯ НЕ ПО ЧИНУ. ГЛАВА 32//Стоглав. Викитека. Дата обращения 22 ноября 2017.
  7. Лексис Вильно: Изд. православного братства, 1596. — С. 68.
  8. Cборник. Кириллова книга. Официальный сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Дата обращения 22 ноября 2017.
  9. Русский: Кирилова книга была издана по указу царя Михаила Феодоровича в 1644 г. В послесловии Кириловой книги сказано, что царь Михаил Феодорович приказал «от святых писаний учинити на еретики и раскольники нашея православные христианские веры на римляны и латыни, на люторы же и кальвины… И пустити ю во всю русскую землю всякому православному христианину, хотящему ее почитати и божественные догматы ведети и те еретические уста заграждати». (8 февраля 2014). Дата обращения 22 ноября 2017.
  10. Богословие/»ПКнига о вере». Старопоморы-федосеевцы. Дата обращения 22 ноября 2017.
  11. «Книга о вере истинной православной». — Гл. 9. — Лист о҃д.
  12. File:Θησαυρός Δαμασκηνού, μετά της προσθήκης εν τω τέλει και ετέρων επτά λόγων ψυχοφελεστάτων, και της εξηγήσεως του Πάτερ ημών (греч.). Wikimedia Commons. Дата обращения 22 ноября 2017.
  13. «Скрижаль» лист ѱо҃д. dlib.rsl.ru. Дата обращения 22 ноября 2017.
  14. Протоиерей Серафим Слободской. Предисловие // Закон Божий. — 2-е изд (Репринтное). — Москва.: МБЦ прп. Серафима Саровского, 2010. — 722 с.
  15. «Правила благочестного поведения в доме Божием»,84 страница, издана по благословения митрополита Алимпия 2001 год. РПСЦ.
  16. Русский: Печатное старообрядческое издание 1909 года, текст которого, по всей видимости, восходит к одному из вариантов сборника XVI -1-й половины XVII в.. Wikimedia Commons (26 марта 2014). Дата обращения 22 ноября 2017.
  17. В частности, святой Петр Дамаскин в XII веке писал: «Два перста и едина рука являют распятого Господа нашего Иисуса Христа в двух естествах и единой ипостаси познаваемого».
  18. Рукопись 179. Петра Дамаскина книга. XIV века. old.stsl.ru. Дата обращения 22 ноября 2017.
  19. Чумичева О. В. Большой Московский Собор 1666-1667 гг. // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — Т. V. — С. 679—684. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
  20. Наследие Святой Руси.
  21. Типикон. Православная электронная библиотека. Дата обращения 22 ноября 2017.
  22. Собор 1667 года, утвердивший в Русской Церкви троеперстие, указывал «два же, глаголемый мизинец и тот, что подле мизинца, имети наклонены и праздны».

Литература

  • Новицкий И. А. Клятва Стоглава. — М.: Героника, 2010. — 192 с.
  • Федор Пермяков. Гл. 16. О двоеперстном крестном знамении // Выписки из Священного и святоотеческаго Писания и творений святых отцов и учителей церкви. О внесении патриархом Никоном и его преемниками новизне и ложнаго учения.
  • Успенский Б. А. Крестное знамение и сакральное пространство: Почему православные крестятся справа налево, а католики — слева направо?. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 160 с.

Ссылки

  • Голубинский, Евгений Евсигнеевич: «История Русской церкви» том 2, половина 2, глава V Богослужение стр. 466
  • Крестное знамение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Игумен Кирилл (Сахаров): «Пора бы возвращаться к нашему исконному двоеперстному крестному знамению» // Портал-Credo.Ru, 30 апреля 2009
  • Крестное знамение Богословско-литургический словарь
  • Крестное знамение Святые отцы и учителя Церкви
  • Крестное знамение преп. Оптинские старцы
  • Крестное знамение прав. Иоанн Кронштадтский
  • О крестном знамении прот. Серафим Слободской
  • Крестное знамение игумен Марк (Лозинский)
  • О крестном знамении и его силе прот. Николай Успенский
  • Крестное знамение преп. Амвросий Оптинский (Гренков)
  • Крестное знамение прот. Димитрий Владыков
  • Крестное знамение преп. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк
  • О крестном знамении мученик Николай Варжанский
  • О Крестном знамении мученик Николай Варжанский
  • «Воцерковление для начинающих» свящ. Александр Торик
  • О перстосложении для крестного знамения проф. Н.И. Субботин
  • Крестное знамение еп. Виссарион (Нечаев)
  • Крестное знамение архим. Макарий (Веретенников)
  • Перстосложение

Кре́стное зна́мение – осенение знамением Креста, внешне выражаемое в таком движении руки, что оно воспроизводит символическое очертание Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос; при этом осеняющий выражает внутреннюю веру во Святую Троицу; во Христа как в вочеловечившегося Сына Божьего, Искупителя людей; любовь и благодарность по отношению к Богу, надежду на Его защиту от действия падших духов, надежду на спасение.

Для крестного зна́мения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони…

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). Опустив правую руку можно делать поясной или земной поклон.

Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу – для освящения нашего ума, к животу – для освящения наших внутренних чувств (сердца), потом к правому, затем левому плечам – для освящения наших телесных сил.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, мы, в знак нашего смирения, сопровождаем нашу молитву поклонами. Они бывают поясными, когда наклоняемся до пояса, и земные, когда, кланяясь и становясь на колена, касаемся головою земли.

«Обычай делать крестное знамение берет начало со времен апостольских» (Полн. Правосл. богослов. энциклоп. Словарь, СПб. Изд. П.П.Сойкина, б.г., с. 1485).Во время Тертуллиана крестное знамение уже глубоко вошло в жизнь современных ему христиан. В трактате «О венце воина» (около 211 г.) он пишет, что мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие.

Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это – великое оружие. Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ Креста.

Уже святые апостолы силою крестного знамения совершали чудеса. Однажды апостол Иоанн Богослов нашел лежащим при дороге больного человека, сильно страдавшего горячкой, и исцелил его крестным знамением (Димитрий Ростовский, святитель. Житие святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 26 сентября).

Преподобный Антоний Великий говорит о силе крестного знамения против демонов: «Посему, когда демоны приходят к вам ночью, хотят возвестить будущее или говорят: “Мы – ангелы”, не внимайте им – потому что лгут. Если будут они хвалить ваше подвижничество и ублажать вас, не слушайте их и нимало не сближайтесь с ними, лучше же себя и дом свой запечатлейте крестом и помолитесь. Тогда увидите, что они сделаются невидимыми, потому что боязливы и особенно страшатся знамения креста Господня. Ибо, крестом отъяв у них силу, посрамил их Спаситель» (Житие преподобного отца нашего Антония, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах. 35).

В «Лавсаике» рассказывается о том, как авва Дорофей, сотворив крестное знамение, выпил воду, взятую из колодца, на дне которого был аспид: «Однажды авва Дорофей послал меня, Палладия, часу в девятом к своему колодцу налить кадку, из которой все брали воду. Было уже время обеда. Придя к колодцу, я увидел на дне его аспида и в испуге, не начерпав воды, побежал с криком: “Погибли мы, авва, на дне колодца я видел аспида”. Он усмехнулся скромно, потому что был ко мне весьма внимателен, и, покачав головой, сказал: “Если бы диаволу вздумалось набросать аспидов или других ядовитых гадов во все колодцы и источники, ты не стал бы вовсе пить?” Потом, придя из кельи, он сам налил кадку и, сотворив крестное знамение над ней, первый тотчас испил воды и сказал: “Где крест, там ничего не может злоба сатаны”».

Преподобный Венедикт Нурсийский (480–543) за строгую свою жизнь был избран в 510 году игуменом пещерного монастыря Виковаро. Святой Венедикт с усердием правил монастырем. Строго соблюдая устав постнического жития, он никому не позволял жить по своей воле, так что иноки стали раскаиваться, что выбрали себе такого игумена, который совершенно не подходил к их испорченным нравам. Некоторые решили его отравить. Они смешали яд с вином и дали пить игумену во время обеда. Святой сотворил над чашею крестное знамение, и сосуд силою святого креста тотчас же разбился, как бы от удара камнем. Тогда человек Божий познал, что чаша была смертоносна, ибо не могла выдержать животворящего креста» (Димитрий Ростовский, святитель. Житие преподобного отца нашего Венедикта. 14 марта).

Протоиерей Василий Шустин (1886–1968) вспоминает о старце Нектарии Оптинском: «Батюшка говорит мне: “Вытряси прежде самовар, затем налей воды, а ведь часто воду забывают налить и начинают разжигать самовар, а в результате самовар испортят и без чаю остаются. Вода стоит вот там, в углу, в медном кувшине; возьми его и налей”. Я подошел к кувшину, а тот был очень большой, ведра на два, и сам по себе массивный. Попробовал его подвинуть, нет – силы нету, тогда я хотел поднести к нему самовар и налить воды. Батюшка заметил мое намерение и опять мне повторяет: “Ты возьми кувшин и налей воду в самовар”. – “Да ведь, батюшка, он слишком тяжелый для меня, я его с места не могу сдвинуть”. Тогда батюшка подошел к кувшину, перекрестил его и говорит: “Возьми”, – и я поднял и с удивлением смотрел на батюшку: кувшин мне почувствовался совершенно легким, как бы ничего не весящим. Я налил воду в самовар и поставил кувшин обратно с выражением удивления на лице. А батюшка меня спрашивает: “Ну, что, тяжелый кувшин?” – “Нет, батюшка. Я удивляюсь: он совсем легкий”. – “Так вот и возьми урок, что всякое послушание, которое нам кажется тяжелым, при исполнении бывает очень легко, потому что это делается как послушание”. Но я был прямо поражен: как он уничтожил силу тяжести одним крестным знамением!» (См.: Шустин Василий, протоиерей. Запись об Иоанне Кронштадтском и об Оптинских старцах. М., 1991).

***

Вначале христиане крестились одним перстом, подчеркивая этим веру в единого Бога – в противовес языческому многобожию. После Никейского вселенского собора (325 г.), сформулировавшего догмат о единстве двух природ во Христе, христиане стали креститься двумя перстами. Когда Русь крестилась в православие, в Византии крестились еще двумя перстами, каковой обычай перешел и на Русь. Затем, в XI веке, в противовес очередной ереси, отрицавшей Троичность Божию, было положено креститься тремя перстами (символ троичности). Но, в силу отрыва Руси от Византии, этот обычай не был введен на Руси до Никона. Староверы, не зная ничего о дальнейшем развитии церковной культуры в Византии, упорно держались за двуперстие.
С.А. Левицкий

>Почему я ношу нательный крест

Почему христиане не изображали Христа на кресте

Одно из древнейших дошедших до нас изображений распятого Иисуса Христа находится на двери базилики Санта Сабина – церковь на Авентинском холме в Риме. Оно датируется 5 веком. До этого христиане не изображали Христа на кресте. Даже так называемый crux gemmata – крест, украшенный драгоценными камнями, но без фигуры распятого Христа, — появился только в 4 веке.

Христиане избегали того, чтобы изображать крест. Не столько потому, что это было запрещено, сколько из-за противоречивой природы символа. Ведь по крайней мере еще два столетия после пришествия Христа вдоль дорог Римской империи стояли кресты с распятыми рабами, умирающими мучительной смертью. Так что крест был весьма неоднозначным символом, вызывающим вопросы.

Крест должен вызывать вопросы

И именно поэтому я ношу крест. Он должен вызывать вопросы — во мне! Потому что, с одной стороны, в Распятии нет «ни вида, ни величия» (Исаия 53:2-3); а с другой, оно напоминает о данном Отцом обетовании: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). Крест, который я ношу на шее, заставляет меня спрашивать себя, «Угоден ли я Отцу? Угодны ли Ему мои мысли, принятые мной решения, слова, дела? Принимаю ли я свой крест?». Ношение креста, таким образом, — ежедневное приглашение к простому испытанию своей совести.

Я не ношу крест напоказ. Крест, который я ношу — не знак моей личной святости и не выражение моих взглядов. И ношение креста не говорит обо мне ровном счетом ничего хорошего.

Сам факт надевания креста не может автоматически стать свидетельством о Том, кто умер на кресте. Ведь крест есть на многих флагах и эмблемах, а люди несут их отнюдь не всегда с добрыми намерениями.

Я ношу крест, потому что в мире бесконечных битв и протестов он является якорем для моей лодки жизни, пришвартованной к иному миру. Я ношу его для того, чтобы помнить, что земля, из которой я пришел, и в которую я вернусь, принадлежит иному миру. Крест для меня – это врата, за которыми я неспешно шествую к царству истины и жизни, царству святости и благодати, царству справедливости, любви и мира.

Я куплен «дорогою ценою»

Крест — это не талисман или амулет. Я ношу его не для того, чтобы защитить себя от несчастного случая или чтобы что-то на моем пути изменилось независимо от моей воли. Даже с крестом на шее меня может сбить машина, поразить рак или постичь увольнение с работы. Кроме того, нося крест на шее, я могу обманывать, распространять клевету и быть кошмаром для тех, кто должен жить со мной каждый день. Потому что крест не меняет волшебным образом ни меня, ни жизнь вокруг меня. Преображение моей жизни и мира вокруг меня может завершить только Бог — Царь мира и моего сердца.

Но ношение креста напоминает мне о Том, кто сотворил весь мир, о Том, кто скажет в этом мире последнее слово. Нательный крест напоминает мне, что я куплен «дорогою ценою» (1 Коринфянам 6:19-20), и Тот, кто искупил меня и омыл Своею Кровью, никогда не оставит меня.

Крест на моей шее — это обетование и приглашение для Него работать во мне и со мной. Работать вместе для моего спасения. Здесь и сейчас. На том месте, где я сейчас пытаюсь бороться.

Иисус взошел на Крест, чтобы «всех привлечь к Себе» (Ин. 12:32). Он умер и воскрес, и все же драматическая история моего спасения продолжается.

Паскаль писал, что агония Христа будет продолжаться до конца света. Так что нам еще рано спать. Я ношу крест, потому что мне нужен «пробуждающий зов».

Перевод с английского Марии Строгановой

>Зачем христиане носят крест

Истинная святыня

Издревле нательный крест человек получал при крещении и носил всю жизнь. Снимать его не разрешалось даже во время купания. Для похода в баню делали специальные деревянные кресты, дабы не обжечься металлическим. Человека, снявшего крест, считали богоотступником, это считалось великим грехом. Ношение креста на груди являлось внешним проявлением принадлежности человека к церкви, символом его следования Христу. Во все времена православные верующие поклонялись кресту как истинной святыне, они также обменивались своими нательными крестиками в знак особого почитания друг друга и расположения. А при возведении нового храма в его основание обязательно закладывали крест. Стоит отметить то, что ношение креста не всегда было всеобщей обязанностью тех, кто принадлежит церкви, как это происходит сейчас. Когда-то это было проявлением личного благочестия.
С ношением креста связано и много суеверий. Например, предвестником беды считалось, если верующий потерял свой крестик. Нельзя дарить крест, подбирать и носить найденный. Носить нательный крест без истинной веры в сердце, в душе и поныне считается грехом. Это не дань моде, не украшение. Теперь принято носить крестик под одеждой, не напоказ, ведь не для того его носит верующий, чтобы демонстрировать окружающим.

Знак страданий

Кто-то считает нательный крест своим оберегом или талисманом, но это не совсем так. Важно не забывать, что именно изображено на этом кресте, а точнее – кто. Ведь гораздо важнее то, что христиане носят Иисуса, распятого на этом кресте, а не просто крест. Последователи христианской религии считают Христа своим спасителем, искупившем грехи всего человечества. Он был распят на кресте, и именно поэтому христиане носят этот символ на своей шее. Они верят в то, что через него передается божественная сила, в то, что когда человек носит крест, он становится намного ближе к богу. Ведь Иисус Христос тоже когда-то нес свой крест за всех грешников, поэтому теперь люди должны отдать ему дать в виде этой святыни. Не талисмана или оберега, а именно святыни. Для христианина носить крест — значит признать свои грехи, покаяться в них, выразить готовность к их искуплению. Крест для христианина – символ искупления его грехов перед Всевышним. Он свидетельствует и о том, что его владелец следует учениям Иисуса, его проповедям и заповедям. Также считается, что крест охраняет своего владельца от злых духов.