Кто разрушил Иерусалим

Осада Иерусалима (70)

У этого термина существуют и другие значения, см. Осада Иерусалима.

Осада Иерусалима (70)
Основной конфликт: Иудейские войны

Пленные евреи из Иудеи на внутренней стене Арки Тита
Дата

Март — сентябрь 70 (Иосиф Флавий)
14 апреля — 8 сентября 70 г. н.э.

(4 месяца, 3 недели и 4 дня) по другим данным

Место Иерусалим, Иудея
Итог Решающая победа римских войск
Захват Иерусалима и уничтожение Иерусалимского храма
Дальнейшая экспансия Рима в Левант
Изменения Иерусалим вернулся под подчинение Римской империи
Противники

Римская империя

Евреи Иудеи,
Временное правительство
Зелоты
Сикарии
Саддукеи
Фарисеи
Крестьяне Идумеи

Командующие

Тит Флавий Веспасиан

Симон Бар-Гиора
Иоханан из Гуш Халав
Элазар бен Шимон

Силы сторон

70 000

60 000

Потери

Неизвестно

60 000 — 1 100 000 (с жителями)

Медиафайлы на Викискладе

Осада Иерусалима — осада римскими войсками Иерусалима, стало одним их важнейших и решающим событием первой Иудейской войны. Римская армия, возглавляемая будущим императором Титом, с Тиберием Юлием Александром (в качестве его заместителя), осадила и завоевала город Иерусалим, который контролировался иудейскими повстанческими группировками после Иерусалимских беспорядков 66 года, в ходе которых было сформировано Иудейское Временное Правительство.

Осада города началась 14 апреля 70 года н. э., за три дня до начала Пасхи в этом году. Осада продолжалась более четырех месяцев, а битва за город продолжалась еще около недели после этого. Римляне ворвались в Иерусалим лишь 30 августа 70 года н. э.После захвата города был разграблен и сожжен Иерусалимский храм, главная святыня иудаизма. Почти весь Иерусалим был разрушен до основания, уцелели лишь несколько построек среди них Западная Стена иерусалимского Храма. Разрушение Первого и Второго храмов до сих пор ежегодно оплакивается во время еврейского поста на Девятое ава. Арка Тита, прославляющая римское разграбление Иерусалима и храма, все еще стоит в Риме. Завоевание города было завершено 8 сентября 70 года н. э. Жители города были убиты, а выжившие проданы в рабство.

Осада Иерусалима была описана еврейским историком Иосифом Флавием в произведении Иудейская война.

Исторический фон

См. также: Иерусалим в период Второго Храма

После смерти Ирода Великого в 4 году до н. э. его сыновья отправились в Рим, чтобы римский император Октавиан Август подтвердил завещание их отца, в котором Ирод делил между сыновьями своё царство на три части.

Области Идумея, Иудея и Самария достались Ироду Архелаю, Галилею и Перею получил Ирод Антипа, а Итурею и Трахонитиду получил Ирод Филипп II. В 6 году император Октавиан объединил владения Ирода Архелая в единую провинцию, которая получила название Иудея. В период с 6 года н. э. по 66 год в Иудее не случалось крупных восстаний, хотя провинция и была довольно непокорна, это выразилось в первых столкновениях между евреями и римскими властями в период с 25 год по 36 год. В эти годы усилилось недовольство римским правлением, возникли разнообразные мессианские движения и учащаются беспорядки.

Иерусалим лежал на старых торговых путях и являлся серьезным экономическим конкурентом Рима, поэтому римскими политиками часто высказывалось мнение о том, что сокрытие доходов и контрабанда в регионе является причиной кризисных явлений в римской экономике. В 66 году н. э. прокуратор Иудеи Гессий Флор потребовал от Иерусалимского Храма заплатить в казну 17 талантов, однако в этом ему было отказано. Тогда Флор лично пришел в Иерусалим и ему снова отказали в уплате налога. После этого Гессий Флор приказал войскам напасть на евреев, было убито более 3600 человек, был разграблен Храм.

После этого началось восстание, которое вскоре распространилось по всей Иудее. Для подавления восстания, римский наместник Гай Цестий Галл Сирии послал отряд воинов, который был разбит еврейскими повстанцами.

Узнав о поражении войск, римский император Нерон послал одного из лучших военачальников империи Веспасиана во главе с 60 тысячами воинов подавить восстание, в 67 году римские войска вторглись в Галилею.

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Иерусалим

Основная статья: Иерусалим

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 30 июня 2016 года.

Силы

Силы римлян

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 30 июня 2016 года.

Силы еврейских повстанцев

Точное число жителей Иерусалима и солдат находившихся в городе, трудно оценить. Иосиф Флавий писал о миллионе жителей, а древнеримский историк Тацит сообщал о 600 000 человек.

Осада

Несмотря на ранние успехи в отражении римских осад, зелоты сражались между собой. Им не хватало должного руководства, что привело к плохой дисциплине, обучению и подготовке к битвам. В какой-то момент они уничтожили запасы продовольствия в городе, чтобы, как считается, заручиться милосердным вмешательством Бога от имени осажденных евреев. По другой версии в качестве уловки, чтобы сделать защитников более отчаянными, дабы те смогли отразить римскую армию.

Тит начал осаду за несколько дней до Пасхи, 14 апреля, окружив город тремя легионами ( V Macedonica , XII Fulminata , XV Apollinaris ) на западе и четырьмя ( X Fretensis ) на Елеонской горе, на восток. Согласно Иосифу , Иерусалим был переполнен людьми, которые пришли праздновать Песах.

Осада началась на Западе у третьей стены, к северу от Яффских ворот. К маю эта стена была прорвана, и вскоре после этого была взята вторая стена, отстранив защитников во владении храма , а так же верхнего и нижнего города. Еврейские защитники были разделены на фракции: Иоанн Гискальский убил другого лидера фракции, Елезара Бен Симона, чьи люди были закреплены на передних дворах храма. Вражда между Иоанном и Елезера была замаскирована только тогда, когда римские осадные инженеры начали возводить валы. Затем по приказу Тита построили стену, чтобы опоясать город, дабы более эффективно истощать население. После нескольких неудачных попыток прорвать или взобраться на стены крепости Антония римляне, наконец, начали скрытную атаку, подавив спящих зелотов и взяв крепость к концу июля.

После того, как союзники евреев убили несколько римских солдат, Тит послал Иосифа Флавия, еврейского историка, вести переговоры с защитниками; это закончилось тем, что евреи ранили переговорщика стрелой, и вскоре после этого была предпринята еще одна вылазка. Тит был почти захвачен во время этого внезапного нападения, но сбежал.

Крепость с видом на храмовый комплекс представляла собой идеальное место для нападения на сам храм. Тараны мало продвинулись вперед, но само сражение в конце концов подожгло стены; римский солдат бросил горящую палку на одну из стен храма. Разрушение Храма не входило в число целей Тита, возможно, в значительной степени из-за массивных экспансий, сделанных Иродом Великим всего несколько десятилетий назад. Тит хотел захватить его и превратить в храм, посвященный римскому императору и Римскому Пантеону. Однако огонь быстро распространился и вскоре вышел из-под контроля. Храм был захвачен и разрушен девятого ава, в конце августа, и пламя распространилось на жилые районы города. Иосиф Флавий описал эту сцену:

Когда легионы ринулись в атаку, ни уговоры, ни угрозы не могли сдержать их порыва: только страсть была в их власти. Многие из них были растоптаны своими друзьями, многие упали среди все еще горячих и дымящихся руин колоннады и умерли так же несчастно, как и побежденные. Приблизившись к святилищу, они притворились, что даже не слышат приказов Цезаря, и стали уговаривать людей впереди подбросить еще головней. Партизаны были уже не в состоянии помочь; повсюду была резня и бегство. Большинство жертв были мирными гражданами, слабыми и безоружными, убитыми везде, где их ловили. Вокруг алтаря груды трупов поднимались все выше и выше, а по ступеням святилища текла река крови, и тела убитых наверху сползали на дно.

Рассказ Иосифа Флавия освобождает Тита от всякой вины за разрушение Храма, но это может быть просто отражением его желания снискать благосклонность династии Флавиев.

Римские легионы быстро разгромили оставшееся еврейское сопротивление. Некоторые из оставшихся евреев сбежали через скрытые подземные туннели и канализацию, в то время как другие сделали последний бой в Верхнем городе. Эта защита остановила наступление римлян, так как им пришлось построить осадные башни, чтобы напасть на оставшихся евреев. Дворец Ирода пал 7 сентября, а к 8 сентября город был полностью под контролем Рима. Римляне продолжали преследовать тех, кто бежал из города.

Примечания

Стоит отметить, что о разрушении Иерусалима предупреждал Иисус Христос, за 30 лет до уничтожения древнего города. Эти пророчества содержатся в 3 Евангелиях.

  1. 1 2 3 4 5 Питер Шефер, История евреев в греко-римском мире: Евреи Палестины от Александра Великого да арабского завоевания, Рутледж, 2003, стр.129-130.
  2. 1 2 Иудейская война, Книга V, раздел. 99 (гл. 3, абзац 1)
  3. Мэтью Бунсон Словарь римской империи, стр. 212
  4. Период римско-византийского владычества (70–638). От разрушения Второго храма до восстания Бар-Кохбы. // Электронная Еврейская Энциклопедия.
  5. FLORUS, GESSIUS. Дата обращения 21 апреля 2011.
  6. Нахман Бен-Иегуда Теократическая демократия: социальное конструирование религиозного и светского экстремизма , Издательство Оксфордского университета, 2010 стр. 91.
  7. Телушкин, Иосиф (1991). Еврейская грамотность . Нью — Йорк: Уильям Морроу и Ко . В то время как римляне выиграли бы войну в любом случае, гражданская война евреев ускорила их победу и очень увеличила потери. Один ужасающий пример: в ожидании римской осады евреи Иерусалима накопили запас сухой пищи, которая могла бы кормить город в течение многих лет. Но одна из враждующих группировок фанатиков сожгла весь запас, очевидно, надеясь, что уничтожение этого «защитного покрытия» заставит всех принять участие в восстании. Голод, возникший в результате этого безумного акта, причинял столько же страданий, сколько причиняли римляне.
  8. Шеппард, Си. Еврейское восстание 66-74 годов. Издательство Блумсбери.
  9. 1 2 Барбара Левик, Веспасиан, Рутледж 1999, с. 116-119.
  10. Фредерико М. Колаутти, Пасха в работах Иосифа Флавия, Брилл 2002 с. 115-131.
  11. 1 2 Питер Шефер , «История евреев в древности», Роутледж(1995) 2013, с. 191–192.
  12. «70 г. н. э. Тит разрушает Иерусалим». Христианская история / изучите историю христианства и Церкви. 6 Июля 2017 Года

Это заготовка статьи о битве или сражении. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Это заготовка статьи об Иерусалиме. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Осада Иерусалима (70 CE) — Siege of Jerusalem (70 CE)

Февраль — 8 сентября 70 CE

Иерусалим , Иудея
31 ° 46’41 «N 35 ° 14’9» E / 31,77806 ° N 35,23583 ° E Координаты: 31 ° 46’41 «N 35 ° 14’9» E / 31,77806 ° N 35,23583 ° E

Римская победа

  • Основные повстанческие силы Иудейских подавленные.
  • Иерусалимский Храм разрушен.

Римское правление Иерусалима восстановлено

Блокада Иерусалима (70 н.э.)
Часть Первой еврейско-римской войны

Прогресс римской армии во время осады.
Дата Место нахождения Результат Территориальные
изменения
Воюющие
Римская империя

Иудейское временное правительство

  • саддукеи
  • фарисеи
  • Крестьянство Фракция
    • Idumaeans
Командующие
Titus Симон Бар
Гиора
Прочность
70000 15-20,000 10000
Потери и убытки
неизвестный 15-20,000 10000
Согласно Иосифу Флавию, 1,1 миллиона некомбатанты умерла в Иерусалиме, в основном в результате насилия и голода. Многие из жертв были соблюдающие евреи со всего мира , таких как Вавилон и Египет , который путешествовал в Иерусалим , желая отпраздновать ежегодный пасху , но вместо этого увязло в хаотическом осаде.
Он также говорит нам , что 97000 были порабощены.
Мэтью Уайт , Великая Большая книга гадости (Нортон, 2012) с.52, оценивает комбинированную число погибших на Первой и Третьей Римской еврейской войны как приблизительно 350,000

Осада Иерусалима в 70 году н.э. стало решающим событием Первой еврейско-римской войны . Римская армия во главе с будущим императором Титом , с Тиберием Юлием Александра как его второй в командовании, осадили и захватили город Иерусалим , который был под контролем Иудейских повстанческими группировками , так как 66 г. н.э., после беспорядков в Иерусалиме в 66 , когда иудейское временное правительство было сформировано в Иерусалиме.

Осада закончилась 30 августа 70 г. с жжением и разрушением Второго Храма , и римляне вошли и разграбили Нижний город. Разрушение обоих первых и вторых храмов до сих пор ежегодно оплакивали как еврейского быстрого Ава . Арка Тита , празднуя римский мешок Иерусалима и Храм, до сих пор стоит в Риме . Завоевание города было завершено 8 сентября 70 г. н.

Разрушение Храма

Прекращение жертвоприношений

Семнадцатого тамуза Тит разрушил крепость Антония . В тот день впервые пришлось отменить жертвоприношение в Храме, потому что в городе не оказалось ни одного пригодного для этой цели барана. По приказу Тита Йосеф бен Матитьяу сообщил евреям волю римлянина — без кровопролития сдать Храм. Йоханан ответил категорическим «нет».

И тогда началось сражение за Храм. Тит предполагал захватить его при первой же атаке, но сделать это ему не удалось. Евреи героически сражались за каждую пядь земли. Однако римляне намного превосходили их силой, оружием и военной техникой. Как только изнемогал один римский отряд, его тут же заменял другой. Силы же евреев были ограничены, они не только не имели отдыха ни днем, ни ночью, но и давно голодали. Постепенно римлянам удалось пробиться к постройкам, окружавшим Храм, а евреи вынуждены были сконцентрироваться во дворе самого Храма. Отступая, евреи заполнили эти внешние помещения дровами и смолой. И когда римляне с трубными звуками и криками победы вошли в залы, в них неожиданно вспыхнул пожар. Большинство солдат сгорело заживо, лишь некоторым удалось спастись, прыгнув со стен горящего здания.

Пылающий Храм

Камни Храмовой стены были исключительно крепкими, и римлянам никак не удавалось их пробить. Солдаты попытались взобраться на стены по лестницам, но евреи обрушили на них град камней и стрел. Тогда Тит приказал поджечь ворота Храма. Защитники Святыни сражались с неимоверной храбростью. Сменяющие друг друга римские отряды шаг за шагом продвигались вперед, вытесняя евреев внутрь Храма.

Девятого ава 3830/70 года римский солдат бросил горящий факел в окно помещения, заполненного дровами. Обнаружив дым, евреи бросились гасить пожар, но тщетно — римские солдаты уже входили в горящее здание.

Как дикие звери они нападали на каждого, встречавшегося на их пути. Жертвенник был завален грудой человеческих тел. Тысячи евреев бросились в огонь, чтобы погибнуть вместе с Храмом. Пылающий Храм, как огромный факел, осветил ночное иерусалимское небо. Всевышний не пожелал, чтобы Его дом во всем своем великолепии достался врагу.

Убитые лежали в лужах крови. На фоне всего этого ужаса римляне трубили победу, вопли же несчастных евреев поднимались высоко к небу. Всю ночь и все следующее утро пылал святой Храм.

Разгром

Захват Иерусалима занял у Тита почти полгода и стоил ему больше жизней его воинов, чем какая-либо другая известная военная кампания римлян. За этот период от меча, голода и эпидемий погибли свыше миллиона евреев. Около ста тысяч попали в плен. Юноши и девушки моложе восемнадцати лет были проданы в рабство, а взрослые отправлены для работ в рудниках Египта или отданы в подарок странам, входящим в Римскую империю, для выступлений в цирке — в гладиаторских боях друг с другом или с хищными животными. Самые красивые юноши были отобраны для отправки в Рим на празднование грандиозной победы. Около одиннадцати тысяч пленников умерли от голода, не получив никакой пищи или получив некашерную пищу, от которой они отказались, несмотря на сильное истощение.

На развалинах Иерусалима Тит оставил один римский легион, а сам двинулся с остальной армией в Кейсарию, чтобы там отпраздновать победу. Затем он отправился в Сирию, устраивая по пути в честь победы гладиаторские бои, на которых снова и снова лилась еврейская кровь.

Пленники снова отправились в изгнание

Оба еврейских вождя, Йоханан из Гуш Халава и Шимон бар Гиора, были захвачены в плен живыми. Йоханан прятался в пещере до тех пор, пока голод не выгнал его оттуда. Тит не убил его, а отправил в тюрьму, где Йоханан оставался до самой своей смерти. Шимон бар Гиора также скрывался в одной из пещер, но когда голод стал нестерпимым, сдался римским солдатам, а те передали его Титу. Тит решил принести Шимона бар Гиору в жертву богам во время празднования своей победы в Риме.

В пышных торжествах, устроенных Титом и его отцом, вынуждены были участвовать и несчастные пленники. Сосуды Святого Храма, которые ранее не видел ни один чужестранец, демонстративно провезли по римским улицам перед глазами любопытной публики. Среди пленников шел и закованный в кандалы Шимон бар Гиора. По приказу римского полководца в день триумфа он был убит. Когда глашатай сообщил о его смерти, Рим взорвался криками восторга.

Веспасиан приказал спрятать священные сосуды в одном из святилищ. Там они оставались свыше четырехсот лет, вплоть до разрушения Рима вандалами. Вандалы захватили священные еврейские сосуды и отправили их в Африку, где и затерялись их следы. Это произошло в 4215 (455) году. Изображения сосудов Иерусалимского Храма и сегодня можно увидеть на площади Победы, построенной Титом в Риме.

Еврейская традиция о разрушении Храма

Храм был местом открытого проявления Творца в этом мире, местом, где раскрывалась Его Шхина — Б-жественное присутствие.

В Талмуде (Йома 9) сказано так: «За что был разрушен Первый Храм? За три греха: идолопоклонство, разврат и кровопролитие. А за что был разрушен Второй Храм? Ведь в те времена учили Тору, выполняли заповеди и помогали друг другу? За что? За напрасную вражду, за беспричинную ненависть».

Об этом и сказали мудрецы Титу, захватившему Иерусалим: «Разрушенный Храм ты разрушил».

Символично, что оба Храма — и Первый Храм, и Второй — были разрушены в один и тот же день еврейского календаря — 9 ава.

Кроме того, сказали мудрецы Талмуда так: «Поколение, при котором Храм не построен, — как будто своими руками разрушило его».

Другими словами, если Храм пока не построен, значит мы пока не исправили те грехи, которые привели к его разрушению.

Первый Храм, который построил царь Шломо (Соломон), простоял 410 лет, с 2928 г. до 3338 г. от сотворения мира. Второй Храм простоял 420 лет, и после его разрушения евреи ушли в Галут — Изгнание, которое продолжается до сих пор! Это значит, что причины, приведшие к его разрушению тогда, действуют и сейчас. Но их исправление дает шанс на то, что присутствие Творца вернётся в этот мир.

uritsk

Иерусалим — один из самых удивительных городов на Земле! Священный город для христиан, мусульман и иудеев, тысячелетия истории, разнообразие культуры, три мировые религии, соседствующие и сосуществующие друг с другом вместе в одном тесном историческом котле. Обо всём этом написаны бесконечные тома книг, трудов и энциклопедий — в формате короткого отчёта о путешествии всего не описать, да и пытаться не нужно, наверное. Чтобы детально посмотреть Иерусалим и все его окрестности нужно, навскидку, дня три-четыре. У нас же был один полный день и плюс ещё два вечера после возвращения с экскурсий из других районов Израиля — всего не увидишь, но достаточно для того, чтобы познакомиться со Старым Городом и прочувствовать весь его колорит и атмосферу. Ниже приведу фотографии Старого Иерусалима с короткими комментариями, не претендующими на историческую полноту. Могу лишь подтвердить, что Иерусалим — это другая планета, только на Земле. И не важно — верующий вы или нет, христианин, мусульманин, иудей или просто любитель путешествий, желающий познать новые места и культуру — равнодушным вас Иерусалим не оставит.
1. Улица Яффо — одна из главных улиц, ведущих из районов Западного Иерусалима к Старому Городу. По ней ходит скоростной трамвай — удобный транспорт для перемещения по городу, особенно если нужно добраться в центр от авто- или ж.д вокзала.
2. Приближаемся к Старому Городу со стороны улицы Яффо — цитадель Давида, башня минарета мечети на территории цитадели (построенного при османском владычестве), а правее вдали — башня немецкого католического аббатства Дормицион, расположенного за пределами стен Старого Города у Сионских ворот.
3. Яффские ворота — одни из главных ворот крепостной стены Иерусалима, парадные ворота Старого города. Свое название получили по одноимённой дороге, исторически связывавшей Иерусалим и древний порт Яффо (ныне территория Тель-Авива). Яффские ворота — самый удобный вход, чтобы попасть в Христианский и Армянский кварталы Иерусалима.
4. У Яффских ворот находится цитадель Давида — стратегические фортификационные сооружения, построенные ещё во II веке до нашей эры при царе Ироде и последовательно разрушавшиеся и перестраивавшиеся на протяжении столетий при римлянах, османах и других завоевателях Иерусалима. Сегодня цитадель представляет собой две четырёхугольные, соединённые стеной башни, возведенные в XVI веке при османском султане Сулеймане Великолепном. На территории цитадели находится музей истории Иерусалима, а с башни открывается отличный вид на Старый город.
5. Старый Город Иерусалима делится на четыре квартала — Христианский, Мусульманский, Иудейский и Армянский — но при этом необычайно компактен. На этой фотографии, например, одновременно видны главные христианские и мусульманские святыни Иерусалима: серые купола слева — это храм Гроба Господня, а справа золотится Купол скалы, расположенный на вершине Храмовой горы рядом с мечетью Аль-Акса, третьей после Мекки и Медины святыни ислама.
6. Купола храма Гроба Господня.
7. Колокольня лютеранской церкви Спасителя (Редимер) была построена в 1898 году. По меркам Иерусалима — это новострой, но сегодня 40-метровая колокольня является одной из ярких доминант Старого города.
8. Мечеть Омара расположена прямо напротив храма Гроба Господня. Мечеть датируется 1189 годом, а её 15-метровый минарет — 1465 годом. История её интересная. Построена в честь халифа Омара — во время арабского завоевания в 638 году Иерусалимский греческий патриарх Софроний отказался сдаться всем, кроме халифа Омара. Омар приехал в Иерусалим и принял сдачу, при этом обещал не разрушать и не захватывать христианские церкви. Софроний пригласил Омара в храм Гроба Господня, рядом с которым новый мусульманский правитель помолился за пророка. В том месте рядом с храмом Гроба Господня, где молился халиф Омар, спустя несколько столетий и была построена эта мечеть.
Храмовая гора — священное место для трёх религий — иудаизма, ислама и христианства.
— У христиан эта гора отождествляется с местом, где Бог попросил Авраама принести в жертву сына Исаака.
— У евреев здесь с X века до н.э по I век н.э. стоял Иерусалимский храм, центр религиозной жизни еврейского народа — вначале храм Соломона и позднее грандиозный Второй храм, разрушенный римлянами. Храм был разрушен, евреи отлучены от Иерусалима, затем в Палестину пришёл ислам. А от древнего Иерусалимского храма до наших дней сохранилась лишь часть Западной стены, называемая сегодня Стеной Плача. Это самое святое место на земле для евреев всего мира, символ их веры и надежды.
— Когда в начале VII века в Палестину пришёл ислам, на Храмовой горе были построены мусульманские объекты — мечеть Аль-Акса и Купол Скалы. Мечеть Аль Акса — третья святыня ислама (после мечетей в Мекке и Медине). У мусульман она отождествляется с перемещением пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим (Аль-Кудс), его молитвой здесь и вознесением на небеса, где он получил от Аллаха завет мусульманской веры. А Купол Скалы — построен над той 17-метровой скалой, с которой, по преданию, пророк Мухаммед совершил тот самый прыжок в небо. Этот золотой купол сегодня является одним из главных символов Иерусалима.
9. Взгляд на Храмовую гору и золотой Купол Скалы — а за Храмовой горой возвышается более высокая Масличная (или Елеонская) гора, отделённая от Старого города Кедронской долиной.
10. Купол Скалы, откуда пророк Мухаммед, по преданию, вознёсся в небо, и Русская православная церковь Марии Магдалины на склоне Елеонской горы на заднем плане.
11. Взгляд на Иудейский квартал Старого города. Синагога Хурва — белокаменный купол, подпираемый величественными арками. Первоначально построенная в начале XVIII века, она два раза разрушалась — в 1721 и 1948 годах. В 2010 году синагога была восстановлена в облике XIX века.
12. Взгляд на внутренний двор цитадели Давида, памятники археологии и минарет, построенный на территории цитадели османами.
13.
14. Взгляд вдоль стены Старого города на север. Вдоль стены и улицы проходит граница между Западным и Восточным Иерусалимом. Восточный Иерусалим, на территории которого, к слову, находится Старый город, с 1948 по 1967 год находился под контролем Иордании (в этот период под контролем Израиля была только западная часть Иерусалима), и был взят израильской армией в ходе Шестидневной войны 1967 года. Международный статус Восточного Иерусалима и по сей день с юридической международной точки зрения остаётся предметом споров. Хотя по факту сегодня Иерусалим — единый город, просто в западной части преобладает еврейское население, а в восточной — арабское.
15. Теперь спустимся с панорамной площадки, пройдёмся по кварталам Старого города и последовательно обойдём четыре квартала — Христианский, Армянский, Иудейский и Мусульманский. Площадь перед храмом Гроба Господня — главная точка Христианского квартала. Двери храма открыты практически всегда — тут очень оживлённо.
16. По соседству с храмом Гроба Господня находится мечеть Омара XII века — построенная на том месте, где халиф Омар молился вместе с греческим патриархом Софронием Иерусалимским после завоевания Иерусалима арабами. (Софроний пригласил Омара в храм, но мусульманин не мог молиться в христианском храме, и помолился за пророка рядом во дворике).
17. Вход в капеллу Архангела Михаила, справа от главного входа в храм.
Храм Гроба Господня на месте Воскресения Христа был построен в 325 году императором Византии Константином I — позднее неоднократно разрушался, восстанавливался и перестраивался. История его насыщена драматическими событиями, и предмет скорее отдельной книги, чем короткого поста. На территории Храма находится множество церквей, капелл, приделов и часовен — здесь находятся последние пять станций Крестного пути Христа, в частности прибитие к Кресту, смерть Иисуса на Кресте и снятие тела с Креста. Сама Голгофа находилась в те времена за пределами крепостной стены — сегодня это тоже территория храма, лестница на Голгофу ведёт справа после главного входа в Храм. А сразу при входе в храм находится обнесённый лампадами Камень Миропомазания, на который был положен Иисус для умащения тела после смерти. В центре большой Ротонды храма находится главнейшая святыня христианства — Гробница Иисуса Христа, которая помещена в небольшую часовню («эдикула» или «кувуклий») размером 8 на 6 метров. Здесь на Пасху происходит ритуал схождения благодатного огня, который наверняка видел каждый по ежегодным телетрансляциям.

Чтобы подробно обойти все святыни Храма, нужен полноценный день, а чтобы подробно описать их — полноценный отдельный пост. Не буду здесь пытаться сделать это — лучше исторических и религиозных книг я всё равно этого не сделаю, да и не то это место, где нужно носиться наперевес с фотоаппаратом — независимо от того, верующий вы или нет.
18. Приведу лишь несколько фотографий. Внутри главного храма возле Камня Миропомазания.
19. Мозаика на Храмовой стене, изображающая процесс прощания с Иисусом.
20.
21. Большая Ротонда диаметром 32 метра и часовня-«кувуклий», внутри которого находится Гробница Иисуса Христа.
22. Чтобы попасть внутрь кувуклия, нужно простоять приличную очередь — мы стояли минут 20-25.
23. У входа в пещеру Гроба, где на Пасху происходит схождение Благодатного огня.
24.
25. Покинув храм, продолжим прогулку по Христианскому кварталу Иерусалима — торговые ряды в районе площади Муристан.
26. Центр площади Муристан украшает фонтан в окружении четырёх колонн различного исторического периода.
27.
К югу от Христианского квартала Старого города находится Армянский квартал — пожалуй, наиболее тихий и спокойный из четырёх исторических кварталов Иерусалима. Основные туристические маршруты по Старому городу часто обходят его стороной, — но при этом здесь много интересного! Небольшая в общем-то армянская община Иерусалима занимает огромную нишу в его христианской структуре. Армяне приняли христианство уже в 301 году, за 24 года до Византийской империи. На территории Армянского квартала Иерусалима находится здание Армянской Патриархии, библиотека, насчитывающая более 30 тысяч книг и две древние церкви. А старинные улочки привлекают колоритными сувенирными киосками и уютными заведениями кавказской кухни, многие из которых работают даже в шаббат.
28. Каменная арка у перекрестка дороги, ведущей к Армянской Патриархии и Сионским воротам Старого города с улицей Святого Иакова.
29. Собор Святого Иакова — кафедральный собор армянской церкви в Иерусалиме. Современный ансамбль собора включает здания XII — XVIII веков. Внутренний дворик храма.
30.
31. Армянские кресты — хачкары.
32. Улица Святого Иакова пересекает Армянский квартал и ведёт по направлению к следующему, третьему на нашем пути историческому кварталу Иерусалима — Еврейскому кварталу.
33.
34. Арки узеньких улочек.
Еврейский квартал Иерусалима — и древний, и молодой одновременно. Он был населен евреями аж с 8 века до нашей эры, но вскоре после завоевания римлянами и разрушения Иерусалимского храма император Адриан изгнал евреев из Иерусалима и запретил им вступать на его территорию. Запрет был снят только в 361 году но лишь спустя тысячелетие, в XIII веке под сохранившейся стеной Иерусалимского храма («Стена Плача») снова стали активно появляться еврейские поселения. В XX веке во время битвы за Иерусалим в 1948 году еврейский квартал был полностью окружён арабскими силами и древние синагоги были разрушены. С 1948 по 1967 год квартал находился под контролем Иордании — а в ходе Шестидневной войны 5-10 июня 1967 года окружённый крепостной стеной Старый город в составе Восточного Иерусалима был отвоёван Израилем. Большинство нынешних зданий еврейского квартала Старого города были построены уже после 1967 года — часть из них находится на месте найденных при раскопках старых построек, но основная часть — это всё-таки новодел. На территории еврейского квартала находятся бесчисленные иешивы (высшие религиозные учебные заведения) и синагоги, про самую известную из которых, Хурву я уже писал.
35. Площадь Хурва — центр еврейского квартала Старого города. Белоснежный купол одноименной синагоги в соседстве с минаретом ещё одной мечети в честь Халифа Омара.
36. Пройдя вперёд, оказываемся у восточной части Старого города, где в районе Храмовой горы проходит граница Еврейского и Мусульманского кварталов и фантастически соседствуют друг с другом главные святыни мусульман и иудеев. На этой фотографии — мечеть Аль-Акса на Храмовой горе, третья святыня ислама после мечетей Мекки и Медины.
37. Чуть левее и севернее на Храмовой горе — золотой Купол Скалы, расположенный в том месте, откуда по преданию мусульман пророк Мухаммед совершил вознесение на небо. А перед ним — главная иудейская святыня, Стена Плача, сохранившаяся часть стены Иерусалимского иудейского храма, находившегося прежде на Храмовой горе и разрушенного в I веке римлянами, за 500 лет до пришествия сюда ислама. Удивительные исторические страсти всё-таки кипели (да и кипят) на Храмовой горе — древний Иудейский храм, разрушение и изгнание евреев римлянами, пришествие мусульман, появление на Храмовой горе мусульманских святынь, постепенное возвращение евреев, для которых символом веры и возрождения становится малая часть стены их бывшего Храма у подножья горы, на которой сегодня находятся символы мусульман. Потрясающее переплетение истории, народов и религий на малюсеньком клочке земли!
38. Стена Плача разделена на мужскую и женскую часть.
39. Люди подходят к Стене, молятся, оставляют записочки в расщелинах древних камней.
40.
41.
42. Отвлечемся ненадолго от прогулок по Старому городу и полюбуемся панорамами Иерусалима с Елеонской (Масличной) горы.
43. Купол Скалы на Храмовой горе — сама Храмовая гора сегодня находится под управлением мусульман, и вход туда для туристов строго ограничен.
44. Вид на Кедронское ущелье, разделяющее Храмовую и Масличную горы.
45. Русская православная церковь Марии Магдалины.
Вернёмся теперь в Старый город и пройдёмся по улицам Мусульманского квартала. Это самый большой из четырёх исторических кварталов Старого Иерусалима — помимо Храмовой горы (куда вход туристам строго ограничен), он включает в себя территорию в северной и восточной частях Старого города, на которой, помимо многочисленных улочек и мечетей, находится несколько крупных и необычайно колоритных базаров.
46. Заходим в Старый город через Львиные ворота.
47.
48. В Северной части Старого города, по границе Мусульманского квартала, проходит улица Виа Долороза, по которой, согласно преданию, проходил Крестный путь Иисуса Христа и где находятся первые восемь станций Крестного пути.
49.
50. Сердце Мусульманского квартала Иерусалима — огромные арабские базары, занимающие едва ли не половину его территории.
51.
52.
53. Протискиваясь в толпе, приближаемся к Дамасским воротам, главным воротам Мусульманского квартала.
54. Дамасские ворота — вход в арабские кварталы Старого Иерусалима, сердце арабской части города. Мы через них покидаем территорию Старого города. Неподалёку от этих ворот находится автовокзал, обслуживающий маршруты по преимущественно арабскому Восточному Иерусалиму, отсюда также отправляются междугородние автобусы в Вифлеем и другие отделённые от Израиля Палестинские территории. Ещё пишут, что Дамасские ворота — самое опасное место в Старом Иерусалиме. Возле них в прошлом было совершено несколько терактов и нападений на туристов — и сегодня тут дежурят усиленные наряды полиции. Впрочем, если не знать, то и не подумал бы — чисто внешне сегодня всё совершенно спокойно.

55. В заключение — ещё одна прогулка по Иерусалиму, приятным августовским вечером. По уже знакомой дороге приближаемся к Яффским воротам Старого города. Бородатый ортодокс на самокате — экзотика! 🙂
56. Османский минарет на территории цитадели Давида.
57. Мусорные (также Марокканские) ворота — расположены с юго-восточного угла Старого города, близ Стены Плача и мечети Аль-Акса.
58. Мечеть Аль-Акса и древние археологические раскопки на склонах Храмовой горы.
59.
60. Площадь перед Храмом Гроба Господня и мечеть Омара.
61. Вечер пятницы. Начало шаббата — возле Стены Плача творится что-то невероятное. Шум, гам, какие-то танцы, необычайные по своему колориту ортодоксы в шапках. Очень много израильских военных — крики, возгласы, лозунги, снова танцы… Фотографией не передать — это надо просто увидеть!
62. И параллельно с танцами евреев у Стены Плача — внезапно пронизывающее до мурашек пение муллы с минаретов мечетей расположенных тут же арабских кварталов города.
63. Переплетение культур и религий просто потрясающее!
64. В завершение — пройдём ещё раз по древним улочкам Иерусалима и полюбуемся панорамой ночного города с Елеонской горы.
65.
66.
67.
Остаётся только добавить, что расклад короткого отпуска позволил отвести на Иерусалим только один полный день и два вечера, за которые невозможно подробно посмотреть всего. Сейчас, по возвращении детально изучая книги и путеводители, отмечаю десятки мест, которые было бы здорово досмотреть, или изучить подробнее. Израиль вообще очень интересная страна, а Иерусалим — потрясающий город! Не важно какой вы веры, конфессии, или просто турист-путешественник — в любом случае этот город останется в вашем сердце навсегда!
К оглавлению >>>
Tags: Иерусалим, Израиль

Все большее количество людей стремятся посетить христианские святыни. Наибольший интерес у них вызывает Иерусалим, поскольку для всех верующих он является Святой землей. Внимание туристов приковано не только к основным христианским храмам, построенным в честь Иисуса Христа, но и к монастырям. В них все желающие могут приобщиться к молебнам и поучаствовать в богослужениях. Получить возможность посетить святые места может любой желающий с помощью туров в Иерусалим, в том числе и тематических.

Православные храмы в Иерусалиме:

  • Свято-Троицкий собор
  • Пещерная церковь успения Богородицы
  • Храм Воскресения Христова
  • Церковь Святой Марии Магдалины
  • Церковь Святого Александра Невского

Последний — самый известный храм Иерусалима, также имеющий название «Церковь Гроба Господня». Среди всех остальных святых мест он выделяется своим местоположением. Считается, что он расположен на месте погребения Христа. Данный храм разделен между шестью конфессиями, среди которых и греко-православная. Каждая из конфессий имеет свои приделы и время, отведенное для совершения молитв. В то же время, чтобы избежать конфликтов между членами всех шести конфессий, ключи от храма находятся на хранении у арабско-мусульманской семьи.

Свято-Троицкий собор

Наиболее важный для русской православной культуры храм, отстроенный и освященный в Иерусалиме в XIX веке. Собор построен из белого камня. В его архитектуре использовались неовизантийские элементы и классическая планировка с использованием 5 куполов.

Самая важная реликвия этого храма — икона Благовещения Пресвятой Богородицы. После завершения празднований Благовещения образ Богоматери переносится в Горненский монастырь, что символизирует евангельскую встречу праведной Елизаветы — матери Иоана Предтечии — и Божьей Матери. Также в нем находится икона святителя Николая Чудотворца, почитающаяся святыней этого места.

Ограничения для посещения в зимнее время:

  • понедельник — выходной;
  • вторник, среда и четверг — с 9:00 до 13:00 и с 15:00 до 17:00;
  • пятница — с 9:00 до 13:00;
  • суббота — с 7:30 до 12:00 и с 16:30 до 19:30;
  • воскресение и праздники — с 8:30 до 13:00.

Ограничения посещения в летнее время:

  • понедельник — выходной;
  • вторник, среда, четверг и пятница — с 9:00 до 13:00;
  • суббота — с 10:00 до 13:00;
  • воскресение — выходной.

Храм находится по адресу: Иерусалим, улица Мунбаз, угол Хешин.

Пещерная церковь успения Богородицы

Эта пещерная церковь находится в Гефсимании у подножия Елеонской горы. Согласно поверьям именно там была погребена Богородица. Как гласят восточнохристианские предания, незадолго до смерти Девы Марии к ней явился архангел Гавриил, известивший ее об этом. Апостолы были собраны все вместе перед кончиной Богородицы и похоронили ее в гробнице, где уже находились ее родители и муж. И только один из апостолов не смог находиться там. Апостол Фома пришел позже и просил открыть гробницу, где не оказалось тела Девы Марии.

Церковь над местом погребения перестраивали несколько раз. Первое сооружение было воздвигнуто по приказу Елены Равноапостольной, являющейся матерью римского императора Константина. Далее было разрушение храма в 1161 году, после чего сооружение восстановила королева иерусалимская Мелисенда.

По лестнице посетители попадают в храм, который частично является высеченным в скале. Внутри небольшое помещение, в которое можно входить. Вместо гроба там располагается неровный камень, поскольку по преданию именно на него положили тело Богоматери.

Церковь святой Марии Магдалины

Эта церковь располагается в Гефсимании неподалеку от гробницы Девы Марии. Он выполнен из белого камня и представляет собой сооружение в московском стиле русской архитектуры. Храм строился в честь императрицы Марии Александровны и был освящен в 1888 в честь Святой Марии Магдалины. Главные святыни, хранящиеся в церкви — мощи инокини Варвары и великой княгини Елизаветы Федоровны. Также в ней находятся икона Святой равноапостольной Марии Мандалины с частицей ее мощей и чудотворная икона Смоленской Божьей Матери.

Церковь находится на территории Гефсиманского монастыря. Для посетителей вход свободный по вторникам и четвергам с 10:00 до 12:00. Добраться до нее можно на автобусе №99 или пешком от Львиных ворот. Потребуется миновать церковь Святого Стефана, затем Гробницу Богородицы и церковь Всех наций, после чего пройти в первый поворот направо.

Горненский женский монастырь

Монастырь поначалу был лишь монашеской общиной, заложенной вскоре после покупки архимандритом Антонином в 1871 году участка в селении Эйн-Карем. Нынешний статус был получен в 1886 году. Первая церковь на территории монастыря была построена в честь Казанской иконы божьей Матери.

Ключевая достопримечательность монастыря — камень, расположенный рядом с церковью. По преданиям, на нем совершал свои проповеди Иоанн Креститель. Не менее известен собор, строительство которого под влиянием различных факторов протекало практически на протяжении столетия. Процесс завершился в 2007 году, и теперь в храме всех святых проводятся только богослужения по случаю особых торжеств и праздников. А в 2012 году прошло освящение пещерного храма Святого Иоанна Крестителя.

В соответствии со старым уставом, принятым еще при первом архимандрите, паломницы должны были за свои деньги построить себе небольшие дома на территории общины и разбить рядом с ними садики. С тех пор установленный порядок не менялся, и монашки продолжают жить в домиках, а не в кельях.

Все желающие могут посетить Горненский монастырь в любой день совершенно бесплатно.

Поскольку монастырь живет строго по зимнему времени, не переводя часы, богослужения начинаются в разное время в зависимости от сезона:

  • летом богослужения проходят с 7:00 до 16:00;
  • зимой — с 6:00 до 15:00.

Добраться до монастыря можно следующим образом:

  • на автобусах №19 и №27 до остановки «Больница Хадасса» Эйн-Карем;
  • от Центрального автовокзала на трамвае №1 проехать 5 остановок, затем на автобусе №28 4 остановки.

Иерусалимская православная церковь

Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии.

Иерусалимский патриархат

греч. Πατριαρχείον Ιεροσολύμων
араб. كَنِيسَة أُورُشَلِيمَ الأُرْثُوذُكسِيَّة‎
ивр. ‏הכניסייה האורתודוקסית של ירושלים‏‎


Храм Гроба Господня, Иерусалим

Общие сведения

Основатели

Апостолы (согласно церковному преданию)

Руководство

Предстоятель

Феофил III, Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины, Сирии, Аравии, всего Заиорданья, Каны Галилейской и святого Сиона

Центр

Иерусалим

Кафедральный собор

Храм Гроба Господня

Резиденция предстоятеля

Константино-Еленинский монастырь, Иерусалим

Территории

Юрисдикция (территория)

Израиль, Палестинская автономия, Иордания, Синайский полуостров, Катар (оспаривается)

Автономные церкви в канонической зависимости

Синайская православная церковь

Богослужение

Богослужебный язык

греческий, арабский

Музыкальная традиция

византийская

Календарь

юлианский

Статистика

Епископов

Епархий

Монастырей

Приходов

Верующих

около 130 тысяч

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Храм Гроба Господня в Иерусалиме Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Иерусали́мская правосла́вная це́рковь (официально Иерусали́мский патриарха́т, греч. Πατριαρχείον Ἱεροσολύμων, Греко-православный патриархат Иерусалима, араб. كَنِيسَة أُورُشَلِيمَ الأُرْثُوذُكسِيَّة‎; ивр. ‏הכניסייה האורתודוקסית של ירושלים‏‎) — древнейшая автокефальная поместная православная церковь, занимающая 4-е место в диптихе автокефальных поместных церквей.

Управляется патриархом Иерусалимским и Священным синодом.

Юрисдикция в настоящее время простирается на территорию Израиля, Иордании и Палестины; автономная часть — Синайская архиепископия с монастырём святой великомученицы Екатерины на Синайской горе в Египте.

Полный титул предстоятеля церкви: Блаженнейший и Всесвятейший Кир (имя) Патриарх Святого града Иерусалима и всея Палестины, Сирии, Аравии, обонпол Иордана, Каны Галилейской и святого Сиона. Избранного Собором и Синодом кандидата на патриаршем престоле утверждают светские власти Израиля, Иордании и Палестины.

История

Называлась также Сионской церковью.

Первым епископом Иерусалимской православной церкви считается апостол Иаков, брат Господень. Основание и становление Иерусалимской православной церкви описано в Евангелии и Деяниях апостолов, в них описывается основание церкви Иисусом Христом и проповедь апостолов, в результате которой произошло становление церкви.

После Иудейской войны 66—70 годов была разорена и уступила своё неформальное первенство Риму.

С IV века происходило постепенное восстановление. В 451 году постановлением IV Вселенского собора епископу Иерусалимскому дарован титул патриарха, а Иерусалимская церковь заняла пятое место во Вселенском православном диптихе, после Римской, Константинопольской, Александрийской и Антиохийской церквей (после Великой схизмы 1054 года стала на четвёртое место).

В VII веке пришла в упадок в связи с арабским нашествием.

С приходом крестоносцев в 1099 году происходило вытеснение православных из храмов и монастырей; патриархи Иерусалимские были вынуждены управлять церковью из Константинополя.

В XIII—XV веках Палестину заняли мамлюки, которые разрушали храмы, уничтожали духовенство с целью искоренить любое напоминание о христианстве. Особенно положение ухудшилось после падения Византии в 1453 году.

Турецкое завоевание Палестины в 1517 году положило начало относительно спокойному периоду в жизни Иерусалимской православной церкви. Под оттоманским господством православный патриархат закрепил свои позиции на Святой Земле и постепенно из крайне бедной церкви превратился во влиятельную силу. После того как в 1534 году патриарх Дорофей II Аталла снял с себя патриарший омофор, завершилась эпоха арабского патриаршества.

Первый Иерусалимский патриарх из числа греков, Герман I (1537—1579), завязал прямые отношения с царём Иваном Грозным. Когда власть перешла в руки патриархов-греков, материальное положение церкви стало улучшаться: появились деньги для ремонта ветхих зданий и драгоценная церковная утварь. Греки принялись расширять свои владения преимущественно за счёт других православных Церквей, скупая грузинские и сербские монастыри на Святой Земле.

С течением времени греки сумели не только окончательно закрепить за собой Иерусалимский патриарший престол, все архиерейские кафедры патриархата и Святогробское братство, но и завладеть теми святыми местами и монастырями, которыми ранее распоряжались арабы, грузины и сербы. Когда патриарх Феофан III (1608—1644) по решению иерусалимского кадия (судьи) отнял у Римской курии Святую Пещеру и Голгофу, католики подкупили иерусалимского пашу, который заключил Феофана в тюрьму (тот, подкупив евнуха, смог бежать в Константинополь). Патриарх Паисий (1645—1660) по приказу османских властей был также заключён в тюрьму, но уже по обвинению в изготовлении короны для московского царя (хотя это была всего лишь митра, привезённая им из Москвы и украшенная драгоценными камнями).

В 1672 году прошёл Иерусалимский собор, в котором приняли участие представители большинства (или, возможно, всех) православных церквей, включая самых авторитетных православных богословов этого времени, на котором были вынесены решения о составе канона Библии и об отношении к лютеранству. Этот собор считается христианскими историками важнейшим в поздней истории Православной церкви. На соборе присутствовали архиереи Русской православной церкви.

Современное состояние

Структура Иерусалимского патриархата

Административное устройство Иерусалимского Патриархата отличается от других поместных православных церквей. В составе Патриархата действуют 3 епархии:

  • Птолемаидская митрополии (14 приходов)
  • Назаретская митрополия (6 приходов)
  • автономная Синайская архиепископия, в ведении которой находится монастырь великомученицы Екатерины.

Существуют также 6 патриарших территориальных управлений, именуемых эпитропиями (аналогов благочиний):

  • Патриаршая Епитропия в Аммане
  • Патриаршая Епитропия в Иоппии
  • Патриаршая Епитропия в Газе
  • Патриаршая Епитропия в Ирбете
  • Патриаршая Епитропия в Мадиве
  • Патриаршая Епитропия в Катаре

Все существующие епископские кафедры, кроме Патриаршей и Синайской, Птолемаидской и Назаретской фактически являются титулярными, так как не наделяют занимающих их епископов никакой властью.

Высшим органом церковного управления Иерусалимского патриархата является Священный синод, который осуществляет высшую власть в ИПЦ в вопросах вероисповедания, законодательства и управления. Заседания Синода проходят несколько раз в год. В синод входят примерно половина епископата Иерусалимского Патриархата и некоторые архимандриты.

Предстоятелем Иерусалимской православной церкви и председателем Синода является Иерусалимский Патриарх (полное наименование должности: Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины, Сирии, Аравии, всего Заиорданья, Каны Галилейской и святого Сиона). С 22 августа 2005 года эту должность занимает Феофил III (в миру Илиас Яннопулос). Патриаршая резиденция находится в Иерусалиме, патриаршим кафедральным собором является Храм Воскресения Христова (Гроба Господня).

Существует должность Патриаршего эпитропа или Патриаршего местоблюстителя, который считается вторым по значимости лицом в Иерусалимском Патриархате после Патриарха.

Особый статус имеет Синайская архиепископия в статусе автономной церкви, с монастырем святой великомученицы Екатерины на Синае, управляется Архиепископом Синайским, Фаранским и Раифским; резиденция которого находится в Каире. В состав Синайской Православной Церкви, входит один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире — Монастырь Святой Екатерины. Братство Святого Гроба, которое наиболее близко связанно с Православной Иерусалимской Церковью, оставалось хранителем многих христианских святых мест в Иерусалиме.

Иерусалимскому патриархату принадлежит около 18 % земель Иерусалима, даже здание израильского парламента (Кнессета) и резиденция президента Израиля построены на его территории.

Иерусалимский Патриархат насчитывает около 130 тысяч верующих (в основном палестинских и израильских арабов), в самом же Иерусалиме — около 8 тысяч православных верующих. Богослужение совершается в основном на греческом и арабском языках, однако по причине традиционно большого числа паломников используются и другие языки: церковнославянский, румынский и другие. В настоящее время большинство приходских священников и прихожан — арабы, однако весь епископат традиционно был греческий и избирался исключительно из членов братства Святого Гроба.. Лишь при Патриархе Феофиле III наметилась тенденция рукополагать в епископы этнических арабов: Феодосий (Ханна) (2005), Филумен (Махамре) (2013), Христофор (Аталла) (2018).

В апреле 2008 года Патриарх Феофил сообщил, что Иерусалимский Патриархат создал комиссию помощи русскоязычным приходам в Израиле.

Храм Воскресения Христова (Гроба Господня) в Иерусалиме

Храмы и монастыри

По состоянию на 2010-е году Иерусалимский Патриархат насчитывал 37 храмов и один монастырь в Иордании, 17 храмов в Израиле, 11 — в Палестине, а также ещё 24 монастыря, из них 19 небольших монастырей существуют в самом Иерусалиме — Старом Городе. Самые известные монастыри: Святого Гроба Господня, Вифлеемский — около пещеры Рождества Христова, Иоанна Предтечи — у реки Иордан, на месте Крещения Господня, Лавра святого Саввы Освященного, монастырь святого Онуфрия Великого, Герасима Иорданского и пр.

Святыни Иерусалимского Патриархата уникальны тем, что они связаны с земной жизнью Христа и описаны в Евангелие — Вифлеем, Голгофа и Гроб Господень в храме Воскресения Христова, Гефсимания, Назарет, Елеонская гора. Наиболее известные монастыри: Святого Гроба Господня, Вифлеемский — над пещерой Рождества Христова, Иоанна Предтечи — близ Иордана, на месте Крещения Господня, Лавра Саввы Освященного. Уже в первые века христианства Вифлеем развивался благодаря путешествиям паломников. В 330 году Константин Великий построил там базилику, а впоследствии Юстиниан сделал в ней перестройки. Позже здесь были построены монастыри и храмы. В XII веке при приближении крестоносцев арабы почти полностью уничтожили Вифлеем, который был восстановлен крестоносцами. В 1244 году Вифлеем был опустошен хорезмийцами, а в 1489 году почти полностью уничтожен и восстановлен он был только в последние столетия. Главная святыня города — храм и пещера Рождества Христова.

Печать патриарха Иерусалимского. 2001 год

Одним из важных направлений паломничества является гора Синай. С первых веков христианства на Синае был основан христианский монастырь, освященный во имя Богородицы — Купины Неопалимой. В нём подвизался св. Иоанн Лествичник, в конце жизни ставший игуменом Синайской обители. Во время крестовых походов западноевропейские паломники дали монастырю новое имя — св. великомученицы Екатерины. В Синайском монастыре находится древняя библиотека, которая по количеству собранных древних рукописей считается второй после Ватиканской библиотеки. Иерусалимская Церковь дала миру таких святых как архиепископ Кирилл Иерусалимский (+ 386) и патриарх Иувеналий Иерусалимский († ок. 458); епископ Маиумский святитель Косма († ок. 787), песнопевец, составивший каноны на многие великие праздники и Страстную седмицу; преподобные основатели палестинских обителей Харитон Исповедник († ок. 350) Евфимий Великий († 473), Савва Освященный († 532) и многие другие.

Приходы вне основной канонической территории

Кипр

Иерусалимская Православная Церковь имела свои подворья на Кипре уже в XII веке, когда патриархи Иерусалимские и простые христиане были изгнаны со Святой Земли и находили убежище на Кипре. Однако три монастыря, которые исторически принадлежали Иерусалимской Церкви, оказались в 1974 году на оккупированной турками части острова. По словам митрополита Тимофея (Маргаритиса) «С 1974 по 2006 годы мы жили надеждой, что сможем вернуться и восстановить эти монастыри. Но я видел, что переговоры шли и шли, а представительства у нас всё ещё не было. Поэтому было решено воссоздать экзархат в столице Кипра Никосии». 29 ноября 2013 года в Никосии совершено малое освящение храма во имя Вознесения Господня и священномученика Филумена Святогробца в резиденции экзарха Святого Гроба на Кипре. 10 мая 2014 года была проведена церемония открытия храма экзархата Пресвятого Гроба Господня.

Россия

Подворье Иерусалимского патриархата в Москве

Патриархат имеет подворье в Москве, находящееся в храмe Воскресения Словущего на Арбате. Было основано по указу Александру I в 1817 году в связи с просьбой патриарха Иерусалимского Поликарпа к Русской православной церкви о даровании Иерусалимскому патриархату подворья в Москве, где могли бы останавливаться монахи братства Святого Гроба Господня. Патриарх Иерусалимский прислал в дар подворью часть Древа Животворящего Креста Господня и десницу великомученика Евстафия Плакиды, которые находятся в храме до сих пор.

В 1917 году Иерусалимское подворье было упразднено, но церковь и в годы советской власти не закрывалась для прихожан. С 1930-х годов в храме служил протодиакон Михаил (Холмогоров). В 1960—1990-х годах совершал своё служение протоиерей Василий Серебренников. С 1989 года храм Воскресения Словущего снова стал именоваться храмом Иерусалимского подворья; настоятелем был назначен архимандрит Феофилакт (Георгиадис), ныне архиепископ Иорданский. В 2001 году его сменил архимандрит Феофил (Яннопулос), ныне — Патриарх Иерусалимский и всея Палестины. С 2003 года официальный представитель Иерусалимской православной церкви и настоятель подворья — архимандрит Стефан (Диспиракис).

США

Приходы Иерусалимского патриархата появились в США в 20-х годах XX века. Церкви в ведении Иерусалимского патриархата относились к «Эпитропии Святого Гроба в Америке», они формально не составляли отдельной епархии иерусалимского патриархата и считались, по существу, подворьями Патриархии в Америке. Приходы стали более обустроены с 2002 года, после того как архиепископ Яффский Дамаскин (Гаганьярас) был назначен эпитропом этих приходов. Под его руководством в их обустройстве произошли существенные улучшения. В состав эпитропии входило 15 приходов и два монастыря: Вознесенский монастырь в Резаке и монастырь Святого Креста в Восточном Сетаукете, в котором и находилось церковное управление. В 2002 году церкви и монастыри Иерусалимского патриархата были объединены в Викариат Палестинско-Иорданских общин в США. В 2008 году викариат перешёл в введение Американской греческий архиепископии Константинопольской церкви, управляемой непосредственно североамериканским архиепископом Константинопольской церкви.

Символ ΤΦ

Символ тау-фи

По причине отсутствия символа в Юникоде его невозможно вывести в совместимых со стандартом компьютерных шрифтах; в отдельных случаях вместо него могут быть использованы схожие по начертанию графемы.

Флаг патриархата с символом тау-фи

Символом церкви является лигатура греческих букв тау и фи, обозначающих греческое слово ταφος — гроб.

> См. также

  • Список Иерусалимских Патриархов
  1. В Антиохийской Церкви объявили неканоническим архиепископа Катарского Иерусалимской юрисдикции
  2. Πατριαρχείον Ἱεροσολύμων Архивная копия от 26 августа 2012 на Wayback Machine
  3. Первый патриарх-араб на Антиохийском престоле.
  4. Скобей Г. Н. Всеправославный собор // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — Т. IX. — С. 683—685. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.
  5. 1 2 Creeds of Christendom, with a History and Critical notes. Vol. I. The History of Creeds. — Christian Classics Ethereal Library. www.ccel.org. Дата обращения 11 марта 2016.
  6. 1 2 3 Ткаченко А. А., Попов И. Н., Панченко К. А., Лисовой Н. Н. Иерусалимская православная церковь // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — Т. XXI. — С. 446—500. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-038-7.
  7. https://ru.jerusalem-patriarchate.info/патриаршие-епитропии?print=print
  8. Патриарх Ириней покинул резиденцию / Новости / Патриархия.
  9. azbyka.ru история иерусалимского патриархата.
  10. Иерусалимский Патриархат создал комиссию помощи русскоязычным приходам в Израиле. NEWSru.com 11 апреля 2008 г.
  11. azbyka.ru современное состояние Иерусалимской Православной Церкви.
  12. ИЕРУСАЛИМСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — Древо. drevo-info.ru. Дата обращения 9 ноября 2015.
  13. 1 2 https://www.sedmitza.ru/text/4288181.html
  14. http://www.pravoslavie.ru/94256.html
  15. https://ru.jerusalem-patriarchate.info/2014/05/10/12450
  16. сайт подворья Иерусалимского патриархата в Москве.
  17. Архипастырский указ митр. Нью-Йоркского Филиппа (Салибы) от 7 августа 2008 года. Архивировано 7 января 2009 года.

Ссылки

  • Официальный сайт Иерусалимского Патриархата (греч., араб.)
  • Сайт Подворья Иерусалимского Патриархата в Москве (рус.)
  • Иерусалимская Православная Церковь На официальном сайте МП
  • Павел Густерин. О межцерковных православных связях

  • Латвийская
  • Молдовы3
  • РПЦЗ
  • Украинская (МП)3
  • Эстонская (МП)

  • Северной Америки (Антиохийская)
  • Западной и Южной Европы (Румынская)

Автокефальные
Исторические
автокефальные
  • Картлийская (V—1811)
  • Охридская (1019—1767)
  • Печская (1219—1463; 1557—1766)
  • Тырновская (1235—1393)
  • Абхазская (XV—1814)
  • Карловацкая (1766—1920)
  • Черногорская (1766—1920)
  • Германштадтская (1864—1919)
  • Белградская (1879—1920)
  • Буковинская (1874—1919)
Автономные
  • Китайская3 (Русская)
  • Критская (Константинопольская)
  • Охридская (Сербская)
  • Синайская (Иерусалимская)
  • Финляндская (Константинопольская)
  • Эстонская апостольская (Константинопольская)
  • Японская3 (Русская)
Само-
управляемые
в составе РПЦ в составе КПЦ другие
Примечания: 1) Автокефалия ПЦА признана 5 из 14 общепризнанных автокефальных церквей, остальные считают её частью РПЦ. 2) Автокефалия ПЦУ и рукоположения епископов УАПЦ и УПЦ КП, вошедших в неё, признаны 3 из 14 общепризнанных автокефальных церквей. 3) Существование структуры на заявленной территории признано не всеми поместными церквами.

Еврейские епископы
Иерусалимские

  • Иаков<ап70>
  • Симеон<ап70>
  • Иуст
  • Закхей
  • Товия
  • Вениамин I
  • Иоаким I
  • Матфей I
  • Вениамин II
  • Сенека
  • Иуст II
  • Левий
  • Ефрем I
  • Иосиф I
  • Иуда Кириак

Епископы
Элии Капитолины

  • Марк
  • Кассиан
  • Пувлий
  • Максим I
  • Юлий
  • Гай (Гайан I)
  • Симмах
  • Гай II
  • Юлиан или Уалис
  • Капион
  • Максим II
  • Антоний
  • Уалис
  • Долихиан
  • Нарцисс I
  • Элиос или Зевс
  • Германион
  • Гордей
  • Александр
  • Мазаван
  • Именей
  • Замвда
  • Ермон
  • Макарий I
  • Максим
  • Кирилл I
  • Иоанн II
  • Правлий I

Епископы Иерусалимские

  • Макарий I
  • Максим
  • Кирилл I
  • Евтихий<а>
  • Ириней<а>
  • Хиларий<а>
  • Иоанн II
  • Правлий I
  • Ювеналий

Патриархи Иерусалимские

  • Ювеналий
  • Феодосий<мнфз>
  • Анастасий I
  • Мартирий
  • Саллюстий
  • Илья I
  • Иоанн III
  • Петр
  • Макарий II
  • Евстохий
  • Иоанн IV
  • Амос
  • Исаакий
  • Захария
  • Модест
  • Софроний I
  • Анастасий II
  • Иоанн V
  • Феодор I
  • Илья II
  • Феодор (Феодосий)<ант>
  • Георгий II
  • Фома I
  • Василий
  • Иоанн VI
  • Сергий I
  • Соломон
  • Феодосий
  • Илья III
  • Сергий II
  • Леонтий
  • Афанасий I
  • Христодул I
  • Агафон
  • Иоанн VII
  • Христодул II
  • Фома II
  • Иосиф
  • Орест
  • Феофил I
  • Никифор I
  • Иоанникий
  • Софроний II
  • Евфимий I
  • Симеон II

Патриархи Иерусалимские
в изгнании

  • Савва
  • Иоанн VIII
  • Николай
  • Иоанн IX
  • Никифор II
  • Леонтий II

Восстановление
иерусалимской кафедры

  • Досифей I
  • Марк II
  • Евфимий II
  • Афанасий II
  • Софроний III
  • Григорий I
  • Фаддей
  • Афанасий III
  • Григорий II
  • Лазарь
  • Арсений
  • Дорофей I
  • Феофил II
  • Феофан I
  • Иоаким
  • Феофан II
  • Афанасий IV
  • Иаков II
  • Авраам
  • Григорий II
  • Марк III
  • Дорофей II
  • Герман
  • Софроний IV
  • Феофан III
  • Паисий
  • Нектарий
  • Досифей II
  • Хрисанф
  • Мелетий
  • Парфений
  • Ефрем II
  • Софроний V
  • Авраамий
  • Прокопий I
  • Анфим
  • Поликарп
  • Афанасий V
  • Кирилл II
  • Прокопий II
  • Иерофей
  • Никодим
  • Герасим II
  • Дамиан
  • Тимофей
  • Венедикт
  • Диодор
  • Ириней
  • Феофил III

  • <ап70> — апостол от 70-и
  • <а> — арианин
  • <мнфз> — монофизит
  • <ант> — антипатриарх

Иерусалимскй патриархат
греч. Πατριαρχείον Ιεροσολύμων
араб. كنيسة القدس الأرثوذكسية‎‎
ивр. הכניסייה האורתודוקסית של ירושלים‎
Основная информация
Предстоятель в настоящее время Феофил III, Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины, Сирии, Аравии, всего Заиорданья, Каны Галилейской и святого Сиона
Центр Иерусалим
Юрисдикция (территория) Израиль, Палестинская автономия, Иордания, Катар
Епархии за пределами юрисдикции Синайский полуостров
Музыкальная традиция византийская
Календарь юлианский
Численность
Епархий 4
Монастырей 25
Приходов 65
Верующих около 130 тыс.
Сайт jerusalem-patriarchate.info

Храм Гроба Господня в Иерусалиме Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Иерусали́мский патриарха́т, Греко-православный патриархат Иерусалима (греч. Πατριαρχείον Ἱεροσολύμων; араб. كنيسة القدس الأرثوذكسية‎‎; ивр. הכניסייה האורתודוקסית של ירושלים‎) — древнейшая автокефальная поместная православная церковь, имеющая 4-е место в диптихе автокефальных поместных церквей.
Управляется Патриархом Иерусалимским и Священным Синодом.

Юрисдикция в настоящее время простирается на территорию Израиля, Иордании и Палестины; автономная часть — Синайская Архиепископия с монастырём святой великомученицы Екатерины на Синайской горе в Египте.

Полный титул предстоятеля церкви: Блаженнейший и Всесвятейший Кир (имя) Патриарх Святого града Иерусалима и всея Палестины, Сирии, Аравии, обонпол Иордана, Каны Галилейской и святого Сиона. Избранного Собором и Синодом кандидата на патриаршем престоле утверждают светские власти Израиля, Иордании и Палестины.

Состоит из двух митрополий (Птолемаидской и Назаретской) и одной автокефальной архиепископии (Синайская архиепископия), имеет 37 храмов и один монастырь в Иордании, 17 храмов в Израиле, 11 — в Палестине, а также ещё 24 монастыря, из них 19 небольших монастырей существуют в самом Иерусалиме — Старом Городе.

Самые известные монастыри: Святого Гроба Господня, Вифлеемский — около пещеры Рождества Христова, Иоанна Предтечи — у реки Иордан, на месте Крещения Господня, Лавра святого Саввы Освященного, монастырь святого Онуфрия Великого, Герасима Иорданского и пр.

Автономная Синайская Архиепископия, с монастырем святой великомученицы Екатерины на Синае, управляется Высокопреосвященнейшим Архиепископом Синайским, Фаранским и Раифским; резиденция которого находится в Каире.

Всего в Иерусалимской церкви — 19 архиереев (в основном этнические греки).

Храм Воскресения Христова (Гроба Господня) в Иерусалиме

Иерусалимский Патриархат насчитывает около 130 тыс. верующих (в основном палестинских и израильских арабов), в самом же Иерусалиме — около 8 тыс. православных верующих.

Богослужение совершается на греческом и арабском языках.

22 августа 2005 года Патриархом избран Феофил III.

Патриаршая резиденция находится в Иерусалиме, патриаршим кафедральным собором является Храм Воскресения Христова (Гроба Господня). Иерусалимскому патриархату принадлежит около 18 % земель Иерусалима, даже здание израильского парламента (Кнессета) и резиденция президента Израиля построены на его территории.

В апреле 2008 года Патриарх Феофил сообщил, что Иерусалимский Патриархат создал комиссию помощи русскоязычным приходам в Израиле

В апреле 2011 года Иерусалимский патриарх Феофил заявил о возможном прекращении евхаристического общения с Румынским Патриархатом из-за начатого последним строительства в Иерихоне румынского храма, возводимого архимандритом Иеронимом (Кречу). 9 мая 2011 года на заседании Священного Синода Иерусалимский Патриархат прервал общение с Румынской православной церковью.

Епархии Иерусалимской церкви

В Храме Рождества Христова, в Вифлееме

  • Птолемаидская митрополия (кафедра: г.Акко)
  • Назаретская митрополия (кафедра: г.Назарет)
  • Патриаршая Епитропия в Аммане (Иордания)
  • Патриаршая Епитропия в Ирбете (Иордания)

Представительства

Патриархат имеет подворье в Москве, находящееся в Храм воскресения Словущего на Арбате. Официальный представитель Иерусалимской православной церкви и настоятель подворья — архимандрит Стефан (Диспиракис).

> Примечания

  • Список Иерусалимских Патриархов
  • Официальный сайт Иерусалимского Патриархата (греч., араб.)
  • Сайт Подворья Иерусалимского Патриархата в Москве (рус.)
  • Иерусалимская Православная Церковь На официальном сайте МП
  • Приходы Иерусалимского Патриархата в Америке (англ.)
Православные церкви
Автокефальные Албанская • Александрийская • Американская • Антиохийская • Болгарская • Грузинская • Иерусалимская • Кипрская • Константинопольская • Польская • Румынская • Русская • Сербская • Чехии и Словакии • Элладская
Автономные Синайская • Финляндская • Китайская • Эстонская (КП) • Японская • Критская (полуавтономная)
Самоуправляемые
в составе РПЦ
РПЦЗ • Латвийская • Молдавская • Украинская (МП) (с правами широкой автономии) • Эстонская (МП) • Белорусская (де-факто)
Самоуправляемые
в составе КПЦ
Западноевропейский экзархат русских приходов • Украинская ПЦ в Канаде • Украинская ПЦ в США
Прочие Бессарабская (Румынская ПЦ) • Охридская (Сербская ПЦ)
Неканонические
юрисдикции
Абхазская ПЦ • Апостольская ПЦ • Белорусская АПЦ • Катакомбники • Македонская ПЦ • Российская ПАЦ • Российская ПЦ • РПЦЗ (А) • РПЦЗ(В) • Старообрядцы • Украинская Реформаторская ПЦ • Старостильные церкви (Болгарская • Греческие • Румынская) • Истинно-Православные церкви (Молдавская • Сербская • Русская • Русская катакомбная ЦИПХ) • Турецкая ПЦ • Украинская ПЦ КП • Украинская АПЦ • Украинская АПЦ (о) • Украинская АПЦ К • Черногорская ПЦ