Кто такой первосвященник

ЕЭБЕ/Тук, по Библии и Талмуду

Тук, по Библии и Талмуду — части жертвенных животных, предназначавшихся Богу и подлежавших сожжению, Талмуд обозначает словами חלנים‎ и אימורים‎. Этимологическое значение последнего слова не установлено с положительностью; по мнению некоторых, оно прοисходит от греческого μηρίά — лучшее мясо, вырезавшееся из бедер вместе с жиром и сжигавшееся на жертвеннике в честь богов (Раппопорт, Erech Millin, s. v.; Aruch, s. v. אמר‎, 6 и מר‎, 2; C. Гейгер, в Zion, 1842, стр. 6; cp. Сук., V, 7 и 55; Иома, VII, 5; Пeс., V, 10; Зеб., 27б). Точное определение, какой род Т. подходит под ритуальный запрет и употребление которого в пищу влечет за собой карет (см.), служило предметом спора даже между таннаями и амораями (ср. Хул., 49б, 50а; Toc. Хул., IX, 14; Хул., 93а и Раши ad loc.). Различались термины «шумен» и «хелеб» (см. Рамбан к Лев., 3, 9), причем последний означал жир, отделяемый тонкой кожицей от мяса и легко отслаиваемый от него (Хул., 49а, 50а; см. Wiener, Die jüdischen Speisegesetze, 149). Сомнения возникали относительно курдюков, упоминаемых рядом с Т. в Лев., 3, 9: караимы, следуя, вероятно, древней саддукейской интерпретации, распространяли запрещение и на жир, заключающийся в хвосте (Wiener, l. c., 147, примеч.), тогда как Раши, Таргум Иерусалимский и др. считали его разрешенным, следуя в данном случае толкованию р. Аши в Хул., 117а (об этом споре см. Гадаси, «Эшкол га-Кофер», Алфавит, 232; Ибн-Эзра к Лев., 3, 9 и 7, 23, и Нахманида коммент. к Лев., 3, 9. Башячи, «Адерет Элиягу», 118 и сл., Ибн-Эзра в «Apirion» Нейбауера, 24; «Лебуш Малкут», 42; Аарон бен-Элия, «Дине Шехита», «Orient. Liter.», 1840, № 30). Что касается жира, найденного в утробе матери плода, то его Талмуд не относит к запрещенной пище (Хул., 92б) на том освовании, что только тот жир запрещен, который может употребляться для жертвоприношения (ср. Тосаф. ad loc., s. ν. אילימא‎). По-видимому, законоучители считали дозволенным жир, прилегающий к сердцу животного. Не допускаются к потреблению нервные стволы тазовой области, כפלא‎, похожие на жирные полосы, — три из них расположены на правом бедре и две на левом (Хул., 93а). Жирные оболочки на селезенке, почках и кишках также подлежат запрещению (ib.). Что касается жира, покрытого мясом, то он вообще разрешается; исключается лишь тот жир, который не покрывается мясом во время движения животного (Хул., 93а; Раши, s. v. פרוקי מפרקא‎; Иад, Маахалот Асурот, VII, 7, 8). Позднейшие толкователи мотивировали запрещение употреблять в пищу сало требованиями гигиены (см. комментарий Ибн-Эзра к Лев., 7, 24; Второз., 12, 15). Маймонид, с одной стороны, признает гигиеническое значение запрещения (Море, III, 48), а с другой — мотивирует его требованиями ритуала (ib., 41). Нахманид полемизирует с Ибн-Эзрой и Иегудой Галеви (комм. к Лев., 7, 25) и признает только мотивы гигиенического свойства; того же мнения держится Аарон га-Леви (Хинук, § 47) и РаЛБаГ (комментарий к Лев., 7). Напротив того, Альбо (в Иккарим, III, 16), исходя из отсутствия в настоящее время жертвенного культа, вообще сомневается в обязательности этого закона. Законы об употреблении в пищу сала дошли до нашего времени в следующем виде: запрещается сало вола, овцы и козы; сало других животных допускается. Под салом или Т. подразумевается тонкая, непосредственно прилегающая оболочка, легко отделимая, без мяса. Курдюк разрешается, но без жил, на внутренней стороне хвоста. Сало на брюшине запрещается; для отделения этого сала требуется большая ловкость, приобретаемая опытом. Запрещается сало на третьем жедудке (сетка נית הכוםות‎), сальнике и кишках. За нарушение этого запрета полагается «карет» (см.). Не должно солить и полоскать вместе сало с мясом; их полощут в разных посудах и режут разными ножами. Мясники должны быть очень осторожны при отделении запрещенных частей; если замечается со стороны мясника небрежное отношение к делу, то ему следует сделать увещевание. Если после сделанного ему замечания будет найдено в мясе сало, величиной в зерно, то он должен быть лишен права заниматься своим ремеслом; если же оно будет величиной в оливу, то он должен быть, кроме того, наказан бичеванием.

Первосвященник | Библейская энциклопедия Брокгауза

II. П. назван в Библии «священником» (Исх 29:30), «помазанным священником» (Лев 4:3, 5,16) или великим священником «из братьев своих, на голову которого возлит елей помазания, и который освящен, чтобы облачаться в священные одежды» (Лев 21:10). Описание свящ. одежд, которые Моисей повелел изготовить для Аарона, дано в Исх 28:2-39. Одежды состояли из → наперсника, → ефода, верхней ризы, льняного тканого хитона (нижней одежды), головного убора (кидара) и пояса, который, согласно преданию, был очень длинным. Видимо, ефод служил прежде всего для закрепления и ношения наперсника. Верхняя риза не имела рукавов и, вероятно, была длиной до пят. Ее подол был украшен гранатами, сделанными из разноцветных шерстяных нитей, и золотыми бубенчиками. Под ризой священник носил хитон с рукавами, который также был длиной до пят. Верхняя риза была сделана из голубой шерсти и надевалась поверх хитона, но под ефод. Ее надевали через голову, горловину обшивали тканым кантом, «подобно отверстию брони» (ст. 32). В Исх 39:22 есть указание на то, что верхняя риза была тканой. Гранаты на подоле должны были напоминать П. о заповедях (см. Чис 15:38-41), которые надлежало соблюдать и ему, а звон бубенцов, согласно Исх 28:35 (ср. ст. 43), – о том, что священник мог без опасности для жизни приближаться к Господу, когда был одет точно в соответствии с Его предписаниями. Предположение, что звук бубенцов должен был разгонять злых духов, не находит подтверждения в Библии. Верхняя риза имела назначение указывать как ее носителю, так и Господу на славу, величие и святость П. На кидаре П. носил укреп. на голубом шнуре пластинку из чистого золота, на которой было выгравировано «Святыня Господня». Пластинка всегда прикрывала лоб Аарона и всех послед. П. (Исх 28:36-38). Эта золотая пластинка должна была возместить несовершенство святых даров народа. Но прежде всего П. был отмечен ею как освященная собственность Господа. Кидар П., вероятно, представлял собой свитый из ткани тюрбан и отличался от головных уборов остальных священников названием. В великий день искупления П. должен был надевать хитон, нижнее платье, пояс и кидар, изготовленные только из льняной ткани (Лев 16:4).

Первосвященник

Иллюстрация XIX века

Первосвяще́нник (ивр. ‏הַכֹּהֵן הַגָּדוֹל‏‎, ха-коэн ха-гадол — досл. «великий священник»; иногда сокращённо ивр. ‏הַכֹּהֵן‏‎, ха-коэн — «священник») — в иудаизме священнослужитель, возглавлявший службу в Скинии, затем в Первом и Втором Иерусалимском храме. К первосвященникам, как и к царям, применялся эпитет «Машиах» (משיח, «помазанник», Мессия), так как посвящение в этот сан сопровождалось помазанием елеем (Лев. 4:3,5,16 и др.).

Энциклопедичный YouTube

  • 1/5 Просмотров:321 1 662 628 854 1 320
  • ✪ 07. Истинный Первосвященник
  • ✪ 09. Иисус Христос в образах земного Святилища: Первосвященник, Ходатай, Посредник
  • ✪ «Первосвященник Иисус.Ты у Его сердца» 11-11-2018 Евгений Нефёдов Церковь Христа Краснодар
  • ✪ Иерусалим, Сузские Ворота и Первосвященник Кайафа
  • ✪ Rabbi Svirsky Парша Тецаве Первосвященник В Нас

Субтитры

  • 1 В Ветхом Завете
    • 1.1 Наследственная должность
    • 1.2 Облачение
    • 1.3 Ритуальная чистота
    • 1.4 Обязанности
    • 1.5 Список Ветхозаветного периода
    • 1.6 Список последующих первосвященников
  • 2 В Новом Завете
  • 3 См. также
  • 4 Примечания

ЕФОД

Ефод(наплечие):а) (Чис.34:23 ) отец Ханниила, бывшего у Манассиян князем во время раздела Обетованной земли.б) (Исх.28:6 , Исх.39:2 , 1Цар.2:28 , Ос.3:4 и ·др.) верхняя одежда, которую носили Еврейские первосвященники. Она состояла из двух кусков дорогой материи, сотканной из золота, виссона и шерсти гиацинтового, пурпурового и червленого цвета, соединенных вверху на плечах двумя нарамниками, на которых сияли в 12 камнях имена колен Израилевых. Внизу концы ефода связывались, вероятно, шнурами или лентами. Вообще он очень походил на саккос настоящего архиерейского облачения, только без рукавов. Ефод носили единственно первосвященники. Но употреблялся еще другого рода ефод, чисто льняной без всяких украшений — его надевали простые священники (1Цар.22:18 ), равно как и другие лица, не состоявшие в ·свящ. сане, но прислуживавшие при Скинии, во время отправления своей должности. «Отрок же Самуил, говорится в (1Цар.2:18 ) служил пред Господом, надевая льняной ефод». И Давид, при перенесении Ковчега из дома Аведдара в Иерусалим, был одет в льняной ефод (2Цар.6:14 ). Близкое отношение ефода к наперснику судному было причиною употребления ефода в языческом идолослужении во времена Судей (Суд.8:27 , Суд.17:5 , Суд.18:14 ). Гедеон сделал ефод, положенный им в ·г.Офре. «И был он, говорит ·свящ. писатель ·кн. Судей, сетью Гедеону и всему дому его. И был у Михи, говорит он в другом месте, дом Божий. И сделал он ефод и терафим». В этом же доме его стоял истукан и литой кумир (Суд.8:27 , Суд.17:3 ,4, Суд.18:14 )…. смотреть

ВЕТХОЗАВЕТНЫЙ ХРАМ

Иерусалимский храм был главным и единственным местом, где совершалось ветхозаветное богослужение. Располагался на Храмовой горе в Иерусалиме (ныне здесь находится мечеть Омара, построенная арабами в 637 г. после захвата Иерусалима).

  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Первоначальным храмом, сопровождавшим израильтян в их странствовании по пустыне и в первую пору по завоевании земли обетованной, была Скиния Завета — переносная палатка из ковров, покрытых кожами, и разделенная на две части: Святилище и Святая Святых. Скиния была устроена по образцу, указанному Богом на горе Синай (Исх. 25, 9-10). Впоследствии, когда евреи утвердились в Палестине, Давид задумал построить в Иерусалиме большой стационарный храм, но не успел исполнить это предприятия; план Давида был осуществлен его сыном, Соломоном, в 1014-1007 гг. до н. э.

Первый Храм (Соломонов)

Иерусалимский Храм (Соломонов) — книжная миниатуюра XVIII в.

Храм, построенный Соломоном, существовал с 1007 до 588 г. до н.э.. В храме, как и в скинии, было два отделения: Святилище и Святая Святых. В первом стояли жертвенник для фимиама, по обе стороны от него по пяти семисвечников, а у стен — по пяти «столов предложения хлеба». Святая святых отделялась от святилища завесой; здесь хранился Ковчег Завета, в котором лежали скрижали Завета.

Храм неоднократно разграблялся и восстанавливался. Наконец, Навуходоносор вывез все сокровища храма (4 Цар. 24, 13), и, когда Иерусалим был разрушен его войсками, храм Соломонов сгорел до основания (4 Цар. 25, 9; 2 Пар. 36, 19).

Второй Храм (Зоровавеля)

Когда персидские цари Ксеркс и Дарий позволили иудеям возвратиться в их отечество в 536 г. до н.э., иерусалимский храм был восстановлен Зоровавелем на прежнем месте и в прежнем виде, но уже далеко не в прежнем великолепии. Строительство было завершено к 516 г. до н.э.

Поскольку во втором храме уже не было ковчега Завета, во Святом Святых на его месте был положен камень, на который первосвященник ставил кадильницу раз в году, в великий день очищения.

Второй храм был ограблен и осквернен Антиохом Епифаном в 167 г. до н.э., что привело к восстанию евреев под предводительством Маккавеев, которое закончилось изгнанием сирийцев и восстановлением храма после трехлетнего осквернения. Позднее Ирод Великий с римскими войсками взял его штурмом и сжег некоторые из надворных построек.

Третий Храм (Ирода Великого)

Иерусалимский Храм (Ирода Великого) — макет

За 20 лет до н. э. царь Ирод Великий начал перестраивать храм. Ко времени, когда в храме проповедовал Иисус Христос, строительство продолжалось уже почти полвека. Храм был завершен только при Агриппе II, в 64 г. н.э., т.е. всего за за 6 лет до его окончательного разрушения — в 70 г. н.э. храм был разрушен при взятии Иерусалима римскими войсками под командованием Тита.

До наших дней сохранилась лишь западная стена Храма, именуемая «Стеной плача».