Можно ли в пост заниматься

Содержание

Что можно в пост?

На самые распространенные вопросы о посте отвечают протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, и протоиерей Алексей Митюшин, настоятель храма Живоначальной Троицы в Косино.

>Что можно и нельзя есть в пост? >Можно ли исповедоваться и причащаться в пост? >Можно ли целоваться и вступать в супружескую близость в пост? >Можно ли читать в пост светскую литературу?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО:

Что можно и нельзя есть в пост?

В вопросе о том, что можно и нельзя есть в пост, две составляющие. Первая — сугубо гастрономическая, вторая — смысловая.
Что касается ограничений в еде во время Великого поста, на этот счет существуют определенные правила. Они прописаны в Типиконе (Уставе), их цель — воздержание плоти. Из рациона исключаются мясные и молочные продукты, а также яйца и рыба. В определенные дни поста запрещено даже приправлять еду растительным маслом.
Каждому человеку нужно опрелелить свою меру поста. Один может понести пост в полной объеме, и будет ему благо. Другому, наоборот, следует ослабить пост.

Поститься не так строго, как написано в Уставе, могут болеющие люди. Болезнь — тоже своеобразный пост, смирение плоти. Кроме того, при некоторых заболеваниях гастрономический пост может принести вашему здоровью вред. Прислушайтесь к себе, спросите совета у врача.
Своя мера поста у беременных; у военнослужащих; у тех, кто работает в напряженном ритме или учится.

Конечно, особая тема — детский пост. Иногда лучше договориться с детьми о том, что Великим постом они, к примеру, будут есть меньше конфет, чем накладывать на них ограничения в молочной и мясной пище. В любом случае, со всеми сомнениями и вопросами о посте я советую вам подойти к своему духовнику или священнику, которому вы доверяете.
Самое главное, что «нельзя есть в пост», — это своих ближних. Я говорю о гневе, о раздражении, о ссорах и любых других отрицательных поступках, которые разрушают мир между людьми. Ведь, поступая с ближними дурно, мы разрушаем и мост между нами и Богом.

Что можно пить в пост?

Типикон, богослужебный Устав, который регулирует также церковные посты, в определенные дни разрешает даже пить немного вина. Но тут, как и в еде, надо понимать свою меру. Одному «две красовули», то есть две определных емкости вина, о которых говорит Типикон, не принесут вреда. Другому стоит отказаться от алкоголя полностью. Мы все так или иначе знаем свои слабости, и должны сами или с помощью духовника решить, как с ними бороться в пост.

Что касается чая и кофе, вопрос неоднозначный. Мне нравится, что все больше и больше людей сегодня ведут здоровый образ жизни и, в частности, следят за тем, чтобы на стол к ним попадали как можно более натуральные и полезные продукты. Во время Великого поста мы специально немного ослабляем свой организм воздержанием, чтобы сосредоточиться на своей душе, на молитве и покаянии. Стоит ли в этот непростой период травить себя химическим растворимым кофе или давать излишнюю нагрузку сердцу употреблением кофеина (которого в чае, кстати, еще больше, чем в кофе)?

Если вы любите кофе и пьете его каждый день, попробуйте поставить эксперимент. Откажитесь от этого напитка полностью — дня на два. Если вам будет очень тяжело, значит вы не просто «любитель кофе», а зависимы от него. Любая зависимость — это грех, с которым нужно бороться.

Можно ли ходить в кафе в пост?

Пост — это время, когда мы отказываемся от того, что нам особо приятно. К примеру, любит человек черный хлеб с подсолнечным маслом, посыпанный солью. Любит настолько, что порой среди ночи бежит на кухню, чтобы себя усладить. Так вот, если ты от чего-то зависим настолько, попробуй отказаться от этого.
Можно не поститься ведерком картошки и поститься маленьким кусочком рыбы. Все зависит от того, что творится у нас внутри.
Что касается кафе, не вижу ничего дурного, если вы будете периодически есть там во время Великого поста. Многие заведения предлагают постное меню, и это очень хорошо. Кроме того, современный ритм жизни таков, что у некоторых горожан просто нет выхода. Либо ты ешь в кафе, либо весь день остаешься голодным.
Другое дело — «постные изыски». Если вы идете в кафе, чтобы вдоволь наесться постными блюдами, подчас еще более причудливыми, чем непостная еда, стоит задуматься, а пост ли это?

Можно ли расписываться и венчаться в пост?

Венчаться в пост нельзя. Значит, расписываться в ЗАГСе тоже не стоит. Это благочестивая традиция.
Конечно, в этом церковном правиле бывают исключения. Например, я знаю случай, когда молодой человек отправлялся на войну в Чечню, и правящий архиерей благословил пару на венчание в пост.
Почему в пост нельзя венчаться? Потому что венчание предполагает супружескую близость, а в период поста и некоторые другие дни церковного года на нее наложен запрет.
Если по каким-то жизненным обстоятельствам вам необходимо оформить брак в ЗАГСе во время Великого поста, сохраните себя в чистоте до венчания. А венчаться можно будет сразу после поста.

Можно ли целоваться и вступать в супружескую близость в пост?

По традиции, приступать к близости с супругом можно лишь в те дни, когда разрешается венчание. В дни поста венчаться не принято.
Но надо помнить, что Церковь, — это не свод запретов и нормативов. Это живой организм, наша родительница. Как мать, Церковь может сетовать на несоблюдение своих советов, но она относится к каждому своему ребенку с пониманием и любовью. Если физиология одного или обоих супругов не позволяет полное воздержание от близости в долгие 40 дней поста, то Церковь идет на уступки.
Если же ваш супруг неверующий, вам тем более будет трудно объяснить ему, почему пост — время воздержания. Ссоры по этому вопросу могут не только расшатать брак, но и подтолкнуть мужа или жену к серьезному греху — измене, блуду. Если этот грех свершится, виноваты будут оба.
Вообще в этом вопросе все должно быть, как говорит Апостол Павел, по согласию.
Что касается поцелуев, то, если у супругов есть чувство меры, поцелуи между ними вполне дозволительны. Это проявление нежности. Тем более если речь идет о так называемом «святом лобзании», когда христиане здороваются или прощаются друг с другом.

Можно ли заниматься спортом в пост?

В приходе, где я служу настоятелем, есть профессиональные спортсмены. Это благочестивые люди, которые делают много добрых дел. Спорт — их работа, и, конечно, они не имеют возможности отказаться от нее в период Великого поста. Кроме того, у спортсменов есть определенный график питания, связанный с большой физической нагрузкой, поэтому строгие ограничения в пище им противопоказаны.
Если вы не спортсмен, а просто занимаетесь физкультурой для поддержания физической формы, продолжайте на здоровье! Главное — не делать из тела культ.

Можно ли беременеть в пост?

К каждой ситуации стоит подходить индивидуально. Советоваться с духовником, читать церковную литературу, исходить из особенностей характера каждого из супругов.
Если вы можете воздержаться от зачатия чада в пост, это хорошо. Но если зачатие произошло, ни в коем случае не надо считать ребенка «обреченным на несчастье» и тем более делать аборт. Ребенок совершенно ни при чем, у него своя жизнь, в которой он будет отвечать перед Богом за свои поступки. Потому что, как пишет Священное Писание, не бывает так, чтобы «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах была оскомина».

Можно ли курить в пост?

Все зависит от того, как поставить вопрос. Пост — это время покаяния и молитвы. Можно ли курить, когда молишься? Почти все ответят: нет. Поставим вопрос иначе. Можно ли молиться, когда куришь? Конечно, да, потому что молиться можно всегда.
Курение — зависимость, а любая зависимость — это грех. Вопрос в том, что вы как верующий человек ставите во главу угла. Может быть, стоит попробовать испытать себя? К примеру, бросить курить на 40 дней Великого поста. Или курить не пачку в день, а в два раза меньше. Тогда станет понятно, вы владеете сигаретой или сигарета владеет вами.

Можно ли гадать в пост?

Если вы хотите свести счеты с жизнь, то гадание — верный способ сделать это. Потому что гадание — грех, а грех — шаг к духовной смерти.
Церковь запрещает гадать в любое время, будь то пост или любой другой период церковного года. Нам не дано знать будущее, нам достаточно знать прошлое и жить настоящим. Извлекать уроки из ошибок, встречать жизненные обстоятельства с открытым сердцем, верить в Господа и делать в любой ситуации выбор, достойный христианина.

Можно ли читать в пост светскую литературу?

Светская литература, особенно если речь идет о русской классике, — чаще всего глубоко христианская. Если вы сомневаетесь в этом, советую прочесть замечательный труд литературоведа Михаила Дунаева «Православие и русская литература».
Если вы хотите, чтобы Великий пост стал особым временем, то, конечно, стоит переосмыслить все стороны повседневной жизни, придать им новое измерение. Нет никакого запрета на светскую литературу, но будет полезно, если вы обратите свое внимание на духовные книги. Тем более, сейчас они легко доступны.
Если вы уже читали, к примеру, поучения аввы Дорофея, ничего страшного, если Великим постом вы их перечитаете. Еще не знакомы с «Лествицей» Иоанна Лествичника? Откройте ее для себя. Изучите в период Четыредесятницы «Слово на Святую Пасху» святителя Григория Богослова, и вы обнаружите, что это и есть Пасхальный канон.
В пост мы не отягчены едой и вообще всем своим существом устремлены к Богу, поэтому любое духовное произведение воспримем с особым вниманием.

Можно ли исповедоваться и причащаться в пост?

В период Великого поста в храмах особенно много исповедников и причастников. Конечно, хотелось бы видеть столько же людей в другие дни церковного года, но в любом случае отрадно, что люди понимают значение Четыредесятницы. Ведь Великий пост — особое время для покаяния, молитвы и соединения с Господом через Таинство Причащения.
Как часто нужно причащаться в пост? Мнения по этому вопросы разнятся. Некоторые считают, что за 40 дней Великого поста достаточно два раза подойти к Чаше, другие говорят, что следует причащаться один раз в день. Каждый из нас должен решить этот вопрос для себя. Чтобы это было по потребностям и по силам. Потому что Таинство Причащение, когда мы принимаем Христа в свою душу как дражайшего гостя, требует не просто желания, но и усилий. Это молитва, покаяние, исправление себя.
Если у вас есть сомнения в вопросе, как часто вам следует причащаться, спросите совета у священника, который вас знает и которому вы доверяете.

Отвечает протоиерей Алексей Митюшин, настоятель храма Живоначальной Троицы в Косино:

Можно ли крестить в Великий пост?

По уставу церкви крестить в Великий пост не возбраняется. Тем более что в древней церкви желающие принять крещение в течение поста проходили особую подготовку, в том числе оглашение, а в конце поста, накануне праздника Пасхи, в Великую субботу крестились.

>Можно ли крестить ребенка в Великий пост?

Соответственно, как и со взрослыми – детей в Великий пост крестить можно.

Можно ли расписываться в Великий пост?

Тем, кто считает себя членами церкви христианской, особенно православной, желательно выбрать другое время для совершения росписи. Но в то же время сама роспись – чисто технический момент, если после нее не последует никакого торжества и начала совместной жизни. По благословению духовного отца или приходского священника можно расписаться в ЗАГСе и Великим постом. А вот празднование свадьбы, то есть венчания следует совершить после Пасхи, начиная с Красной горки (первое воскресение после Пасхи или Антипасха).

Можно ли жениться/выходить замуж/играть свадьбу в Великий пост?

В Великий пост нельзя венчаться. Расписаться в ЗАГСе по благословению духовника можно, если сама свадьба планируется в день венчания. Это будет нарушением церковной традиции и церковных канонов.

Можно ли есть рыбу в Великий пост?

По церковному уставу рыбу в Великий пост есть нельзя. Но важно помнить, что устав формировался в первую очередь для монахов. Все-таки миряне живут другой жизнью, часто более сложной в бытовом плане. Люди очень устают на работе, много времени тратят на дорогу, жители больших городов дышат плохим воздухом. Поэтому в миру в приходах людям немощным благословляется кушать рыбу. Но в таком случает, как говорил апостол Павел: «кто не ест, ядущаго да не осуждает» (Рим. 14:3). Кто не ест рыбу по собственной воле, пусть не осуждает тех, кто ест.

>Можно ли есть морепродукты в Великий пост?

Морепродукты в Великий пост кушать можно. Но чисто практический совет: не увлекаться.

>Можно ли есть креветки и кальмары в Великий пост?

Креветки и кальмары в пост есть разрешается. Они относятся к морепродуктам.

Можно ли есть мед в Великий пост?

В Великий пост есть мед можно. Он освещается на Медовый спас в августе и вкушается целый год без всяких запретов. Тем более весной, во времена авитаминоза и простудных заболеваний, мед даже рекомендуется, чтобы праздник Пасхи Христовой встретить в силе и радости.

Можно ли заниматься сексом в Великий пост?

Стоит вспомнить слова апостола Павла: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7:5). Вопрос очень тонкий, он всегда вызывает много толков. Желательно поговорить со своим приходским священником, со своим духовником.

Каждый христианин должен быть в идеале как монах. И в семейной жизни необходимы периоды воздержания. А время поста для этого – самое благоприятное, подходящее. Но воздержание одного не должно стать искушением для другого.

Можно ли курить в Великий пост?

Курить вообще нельзя никогда. Курение – это разрушение здоровья себя и окружающих. Курение – это зависимость. Нехорошо, когда христиане курят, к тому же вредя тем, кто не курит.

Можно ли зачинать ребенка в Великий пост?

В церкви нет собственно запрета зачинать ребенка в пост, есть традиция воздержания от супружеской близости в пост. Но если зачатие произошло, не нужно делать из этого катастрофу. Нужно вынашивать ребенка, просить у Господа помощи, регулярно причащаться Христовых Тайн.

Можно ли читать акафисты в Великий пост?

Читать дома акафисты мирянам Великим постом можно, ничто тому не препятствует. Так, например, ежедневно в Великий пост акафисты читаются на Красной площади в Иверской часовне, а также в Троице-Сергиевой лавре. В храмах же чтение акафистов прекращается, так как афкафситы – это особенно радостное молитвословие, а Великим постом весь богослужебный строй меняется на более строгий, покаянный.

Жена избегает супружеской близости

Мне 34 года. Мы с женой в браке уже почти 10 лет, растим двух замечательных детей. Вроде бы все хорошо, если бы не одно НО: моя супруга избегает близости. У нас с самого начала не было гармонии в этом плане, но с каждым годом ситуация только ухудшается. Сейчас это может быть и раз в месяц и даже реже, да и близостью это за редким исключением назвать сложно. Появились проблемы со здоровьем, пока простатит, но когда делал узи, узист сказала что такими темпами с таким воздержанием через 5 лет аденома простаты мне обеспечена. Много раз пытались разговаривать на эту тему. Она очень тяжело идет на разговор, все очень быстро переходит на слезы. Говорит что все понимает, что она плохая жена и не исполняет свой супружеский долг, но заставить себя тоже не может. Говорит, что ей вообще эта тема не приятна и за годы «напрягов» она слово секс уже вообще ненавидит. Я могу неделями ходить обиженный, она это чувствует, чувствует что мне НАДО, что я ЖДУ, и это вызывает у нее обратный эффект. Оба устали от всего этого до ужаса: я зациклен, она тоже. Бьемся годами об эту стену, в унынии, в обидах (особенно я) а жизнь уходит… Она говорит что живет детьми, все мысли только о них. Меня очень уважает, ценит, дорожит, но вот физического интереса нет никакого.

Но, не будь этой проблемы, я не пришел бы к Богу! За последние годы стал все чаще и чаще ходить в церковь, исповедоваться, причащаться, соблюдать посты, слушать духовную музыку. Жена тоже в Бога верит, но в церковь не ходит и не постится. Вера безусловно помогает и поддерживает, но не всегда: похоть, любодеяние, осуждение, уныние — все это терзает душу если не постоянно, но очень часто. Мы не венчаны — может быть отчасти в этом причина? Я бы давно повенчался, но супруга говорит, что не хочет, что не готова. Может быть это мой крест, который я должен смиренно нести? Если это так, то мне не хватает духовных сил принять это. Плюс я постоянно кручу в голове слова апостола Павла: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве только на время поста и молитвы»…

На прошлый Великий пост произошло, я бы это назвал это, чудо. В какой-то момент ближе к концу поста я так явственно почувствовал прилив Благодати, я просто стал другим человеком. Как-будто крылья выросли: ушли все обиды, осуждения, просто все вокруг преобразилось, сердце переполняла любовь и радость. Она это сразу почувствовала и тоже изменилась. У нас (хоть и во время поста) была такая близость, какой не было много лет! После Пасхи все ушло и все проблемы вернулись. Однако, я увидел какими могут быть наши отношения, какими они должны быть… Так что, может быть, причины проблем надо искать в первую очередь в себе? Может быть проблема именно на духовном уровне?

Говорят же, что блуд убивает любовь. Я жене хоть и не изменял ни разу по-настоящему, но в мыслях, помыслах постоянно. Но где взять эту благодать сейчас, когда на душе одна обида и уныние? Я был на приеме у психолога-сексопатолога. Она говорит, что проблема в жене, на психологическом уровне или даже на физиологическом и что пока она не решит эти проблемы, ничего не изменится. Я все-таки сердцем склоняюсь к первой причине (духовная гармония), но уверенности нет. У нее всегда были ужасные отношения между родителями. Может быть именно это заложило неправильное отношение к интимной стороне супружеской жизни и причина на психологическом уровне?

ДАЖЕ ОБЕЗЬЯНЫ ЭТО ПОНИМАЮТ

Для начала научная притча — в тему, как говорится. Из половой жизни горилл. За ними — одним самцом и пятью самками — несколько лет наблюдали биологи. И подметили: некоторые представительницы слабого обезьяньего пола часто и настойчиво предлагают самцу секс, изображая крайнюю степень готовности. При этом наиболее активна та, которая уже беременна, — она так и льнет к «мужу» — отцу своего будущего ребенка. Зачем, спрашивается, если цель уже достигнута и продолжение рода обеспечено? А затем, оказывается, чтобы самец не отвлекался на других самок. По мнению ученых, подобное поведение и стало предвестником моногамии у людей.

Соль притчи: даже обезьяны понимают, что самцу нужен секс, что он укрепляет семью. А вот некоторые человеческие самки этого не понимают.

«УСТАЛА — ГОЛОВА БОЛИТ — СПАТЬ ХОЧЕТСЯ»

«Секслесс» — этим термином психологи обозначают отвратительное явление, поразившее и западное, и российское общество. А именно отсутствие регулярных половых сношений между супругами. Бывает, конечно, что и мужья обделяют жен интимным вниманием. Но чаще отказывают в близости все-таки женщины. И мужчины, истерзанные своим либидо, слышат: «устала — голова болит — спать хочется». Или совсем обидное: «Куда полез?!»

— Если жена постоянно отказывает мужчине, причем, заметьте, нормальному, уж поверьте мне на слово, без причин, то это унижает мужчину, — выражает наиболее распространенную эмоцию некто Саша, написавший на форум «КП». Он же предлагает и решение проблемы — тоже весьма популярное:

— Я пошел жене навстречу. И избавил ее от своих желаний близости с ней. Ей не надо теперь даже придумывать причин для отказа. Я же отдаю свою нежность той, которая этого хочет.

— А у нас полная гармония, — делится своим опытом Мария. — Он не хочет, и мне не надо.

Ну а если муж все еще любит свою жену? Если он предан и совестлив? Хочет исключительно ее. Мечтает о настоящей сексуальной гармонии? Страдает. Мучается в догадках. Таких, поверьте на слово, очень много. Как тут быть?

Психологи нашли ответ. Но вы не поверите, насколько он прост и прямолинеен.

ТЫ ОТКАЗАЛА МНЕ ТРИ РАЗА, ВОТ ТАКАЯ ТЫ

Удивительный эксперимент провела секс-терапевт из Австралии Беттина Арндт. Она попросила 98 мужчин и женщин (супругов) год вести анонимные дневники своей интимной жизни. И рассказывать в них чистую правду. Получив желаемое, исследовательница написала целую книгу «Почему женщины уходят из секса и другие битвы в спальне».

Читая чужие откровения, Беттина не сделала шокирующего открытия, обнаружив, что причин много. И у всех они, как правило, разные. Но наткнулась все-таки на несколько общих.

Первое: большинство жен почему-то считают, что секс должен быть только тогда, там и так, как они хотят. Но при этом никак не доносят своих мыслей до мужей. И просто отказывают. Мол, сам должен понимать. А он, козел, не понимает. И лезет. И обижается еще потом.

Иными словами, жены делают мужей виноватыми в несвоевременных домогательствах. И уже сами на них обижаются — такова уж женская логика. И эта обида, в свою очередь, становится поводом для отказа…

Результат — усугубляющийся со временем секслесс.

Второе: жена держит на мужа какую-нибудь злобинку, пусть даже очень маленькую: мусор, к примеру, не вынес, не поинтересовался, как у нее на работе, теще гадость сказал. И, дуясь, «наказывает» лишением интимной близости. Но опять же не сообщает причину сексуальной забастовки. Молчат, как бревно. Далее — см. выше.

Но даже говоря те самые пресловутые «устала, голова болит, спать хочется», многие женщины опускают подробности. А может, у них действительно был трудный день на работе. И они озабочены ею так, что в голове даже нет места мыслям о сексе.

Вывод: спальня — не поле битвы экстрасенсов, а мужья — не телепаты догадливые. Им подробно объяснять надо. И не доводить дело до глубоких обид.

НЕ НАДО РОМАНТИКИ, ЛУЧШЕ СРАЗУ В КОЙКУ

Саму же госпожу Арндт шокировало в дневниках другое. Оказалось: все расхожие советы, которые так любят давать психологи, никуда не годятся. Добавить в отношения романтики, побеседовать по душам, походить с женой по театрам и ресторанам, спровадить куда-нибудь детей, посетить сексопатолога, посмотреть, наконец, вместе порнушку… Ерунда все это. Работает лишь в очень редких случаях.

«Я люблю свою жену, — пишет нам на форум некто Игорь, по сути, подтверждая умозаключение австралийской исследовательницы. — Хочу жену постоянно, хотя мы 20 лет вместе. А она меня — нет. И все разговоры на эту тему ничего не дают. К врачу не идет: «Я не больная». Физически здорова — от порно заводится, но, зная это, не позволяет включать. И ничто не помогает: и в отпуска ездим, и в рестораны ходим, и на танцы — романтики хоть отбавляй…»

Беттина Арндт объясняет, что страсть, а то и элементарная похоть, которая толкает молодоженов в объятия друг друга, не может длиться вечно. А тем более проявляться у обоих супругов одинаково. Да еще спустя много лет. Выработка сексуальных гормонов, ответственных за нее, — страсть — угасает примерно за 18 месяцев.

Исследовательница нашла самый что ни на есть примитивный усилитель выработки — секс.

Но как можно «лечиться» сексом, если его-то как раз и нет?! Очень просто, уверяет исследовательница. Через не могу. Через «устала — голова болит — спать хочется».

Женщина должна осознать всю пагубность секслесса, понять, насколько он мучителен для любящего мужа, разрушителен для семьи. И не отказывать — соглашаться всегда, когда муж просит. Если, конечно, ее не скрутил приступ аппендицита.

Кстати, из дневников Арндт почерпнула: полно женщин, которые, ложась в постель с мужем, не ощущают никаких сексуальных позывов. Но, неожиданно поддавшись напору прикосновений, вдруг чувствуют, что соответствующее возбуждение начинает подступать. И процесс в итоге проходит на должном уровне.

— Секрет счастливых пар в том, что они просто делают это, — говорит ошеломленная исследовательница из далекой Австралии.

Может быть, и для России столь простой секрет сгодится?

А В ЭТО ВРЕМЯ

Третий не лишний, если он гипнотизер

Итальянцев секслесс довел почти до шаманства. А именно — до гипноза, с помощью которого те пробуют воздействовать на жен, объявивших сексуальную забастовку. Как пишет газета La Repubblica, к услугам гипнотизеров обратились уже 8 миллионов человек в возрасте от 18 до 65 лет. И если ей — газете — верить, то многим помогает. Причем гораздо быстрее, чем психоанализ.

Каким-то загадочным образом гипнотизерам (за 10 сеансов, по 80 евро каждый) удается разбудить у жен-отказниц былое сексуальное расположение к мужьям. Значит, где-то в подсознании оно все-таки сохраняется. А это обнадеживает.

ВЫСОКАЯ НАУКА

И таблетки не помешают

Надо понимать, что первой мужу откажет та жена, у которой стало плохо с либидо. Пропало. И в этом, может быть, толстый корень всех проблем. А одну из вероятных причин пропажи — чисто биологическую — обнаружила Катерина Эспозито (Katherine Esposito) из Второго университета Неаполя (Second University of Naples).

Исследовательница знала: у мужчин с повышенным уровнем холестерина либидо понижено. Хотя бы из-за того, что жировые бляшки сужают сосуды и мешают нормальному притоку крови к половым органам. А нет ли аналогичных проблем у женщин? Госпожа Эспозито решила это проверить. Обследовала пациенток с нормальным и повышенным уровнем холестерина. И открылась ей суровая правда: у последних, страдающих так называемой гиперхолестеринемией, способность сексуально возбуждаться была крайне понижена.

Однако «ненормальные», по словам исследовательницы, поддаются лечению. Медикаментозно. Посредством препаратов, которые блокируют в печени работу фермента, необходимого для производства холестерина. Группу таких веществ называют статинами. Вот их и надо принимать. Естественно, посоветовавшись с врачом и убедившись, что уровень холестерина действительно повышен.

Автор ждет ваших откликов!

Вопросы брака и семьи в христианстве

1 часть. Супружеские отношения и грань греха

ВВЕДЕНИЕ

Данная статья продолжает тему: «Вопросы брака и семьи в христианстве». В предыдущей статье, опубликованной на РНЛ 09.12.2015, в частности, говорится, что супружеская близость, — как «врачевство, истребляющее блуд» или средство для «погашения естественного пламени» и «предохранения от распутства и сохранения целомудрия», — является одной из основных целей брака, которая имеет бóльшую важность, чем деторождение.

Из этого, в свою очередь, можно сделать вывод и об определённой допустимости супружеской близости — в законном, освященном Церковью, браке — без цели зачатия.

Конечно, при этом брак не должен использоваться исключительно в целях получения сексуального удовлетворения, поскольку главной целью брака являться взаимная помощь супругов в спасении, а одной из основных целей также является и деторождение. Иными словами, брак не должен использоваться для «неистовых страстей» или сексуальной разнузданности. Ибо, «брак установлен… не для того, чтобы предавались блудодеянию, но, чтобы были целомудренными» — говорит свт. Иоанн Златоуст (1).

§1. Рассмотрим теперь соотношение высказанного мнения о допустимости в отдельных случаях супружеской близости без цели зачатия, и официальной позиции по данному вопросу Русской Православной Церкви.

В документе: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятом Архиерейским Собором РПЦ в 2000 г.» (далее по тексту — Социальная концепция РПЦ) сказано: «Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом.

Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7. 5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи» (гл. ХII. Проблемы биоэтики. Разд. ХII.3).

Таким образом, в соответствии с Социальной концепцией РПЦ, намеренный отказ от рождения детей не из эгоистических побуждений не обесценивает брак и не является несомненным грехом. При этом, хотя в указанном документе РПЦ и не даны конкретные критерии «эгоистических побуждений» (поскольку невозможно представить все конкретные жизненные эгоистические и неэгоистические ситуации), но приведен четкий и общий ответ на возможные вопросы: «решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника».

§2. Представим теперь некоторые примеры жизненных ситуаций, в которых супружеские отношения, не связанные с целью зачатия, могли бы претендовать на негреховные. При этом первые четыре примера дополнительно относятся, по мнению автора, и к случаям «неэгоистических побуждений» временного отказа от рождения детей (при этом еще раз отметим, что для решения всех данных вопросов необходимо обращаться к духовнику!):

● Из-за предродовых и родовых осложнений, врачи запретили молодой женщине рожать в течение 2-х лет. Поэтому, находясь в освященном Церковью браке, она и ее молодой муж вынуждены временно прибегать к противозачаточным (то есть неабортивным) средствам контрацепции. Заметим, что в данном случае супружеская близость соответствует наставлениям св. апостола Павла и свт. Иоанна Златоуста: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7: 5); «Соблюдай меру в своем воздержании, смотря по тому, насколько ты можешь обуздать немощь своей плоти. Не стремись превзойти эту меру, чтобы не ниспасть ниже всякой меры» (свт. Иоанн Златоуст) (2: 647);

● Молодые муж и жена заканчивают учебу в институте и хотят иметь детей. Однако решают немного подождать с их рождением, в связи с чем используют противозачаточные средства. При этом данное решение принимается не для того, чтобы беззаботно предаться плотским утехам, а только для того, чтобы окончить институт, найти достойную работу и обеспечить для своих детей необходимый и стабильный материальный доход, и достаток. Таким образом, здесь речь идет не об эгоистических позициях, а об обдуманном, ответственном и взвешенном взгляде на воспитание детей, включая значительные денежные затраты на покупку питания, лекарств, одежды, игрушек, развитие детей, их обучение и пр.;

● Являясь многодетной семьей (т. е. имея 3-х и более детей), муж и жена принимают решение временно отказаться от рождения детей, по материальным и иным обстоятельствам, не связанным с болезненностью, не прекращая при этом супружеских отношений и даря друг другу радость телесного общения, основанного на взаимной любви. При этом также используются противозачаточные средства;

● По мнению митр. Антония Сурожского, в определенных случаях допустимо прибегать к контрацепции. При этом область ее применения определяется обстоятельствами, при которых «каждый ребенок, который будет рожден от этой четы, погибнет — от голода, от мора, от той или другой болезни, которая охватила родителей» (3: 508). При такой ситуации «законно прибегнуть к контрацепции, то есть не дать ребенку родится в такие обстоятельства, где он встретит только страдание, изуродование жизни, смерть, в жизни которого ничего не будет светлого» (3: 508).

● Молодая семья не способна родить ребенка (например, из-за травмы, болезни, перенесенной операции, врожденной патологии). Поскольку, — как отмечает прот. Владислав Цыпин в «Православной энциклопедии», — неспособность к деторождению не является препятствием к браку и не может служить причиной для развода (4: 155), супруги, находясь в законном, освещенном Церковью, браке, имеют физическую близость;

● Вот как отвечает на вопрос: «Считаются ли плотские отношения греховными, если муж и жена пришли в тот возраст, когда деторождение становится абсолютно невозможным?» прот. Максим Козлов: «Нет, Церковь не считает те супружеские отношения, когда уже невозможно деторождение, греховными. Но призывает человека, достигшего жизненной зрелости и либо сохранившему, может быть, даже без собственного желания целомудрие, либо, напротив, имевшего отрицательные, греховные опыты в своей жизни и желающего на закате лет вступить в брак, лучше этого не делать, ведь тогда ему будет куда проще справляться с побуждениями собственной плоти, не стремясь к тому, что уже не пристало просто в силу возраста» (5);

Можно привести и другие варианты отказа от зачатия детей, не связанные с греховностью и эгоизмом, но и этих примеров уже достаточно, чтобы обосновать и подчеркнуть сам факт того, что в отдельных случаях, в виде исключения (исключительных случаях) вполне допустима супружеская близость без цели зачатия ребенка.

§3. Рассмотрим теперь толкование свт. Иоанна Златоуста библейского текста, посвященного супружеским отношениям. Святитель пишет: «Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественного пламени. Свидетель этому Павел, который говорит: Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену (1 Кор. 7: 2). Не сказал: для деторождения. И затем собираться вкупе (ст. 5) повелевает он не для того, чтобы сделаться родителями многих детей, а для чего? Да не искушает, говорит, вас сатана. И продолжая речь, не сказал: если желают иметь детей, а что? Аще ли не удержатся, да посягают (ст. 9). В начале брак имел, как я сказал, две вышеупомянутыя цели, но впоследствии, когда наполнились и земля, и море, и вся вселенная, осталось одно только его назначение — искоренение невоздержания и распутства…» (6, ч. 2, §19).

Кроме того, как уже ранее говорилось, святитель считает, что «погашение естественного пламени» является более важной целью, чем рождение детей: «Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественного пламени» (6, ч. 2, §19); «Две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно, и чтобы делались отцами; но главнейшая из этих двух целей — целомудрие» (цит. по 7: 100 со ссылкой на: «Беседа на слова: «блудодеяния ради»»).

Как очевидно, свт. Иоанн Златоуст полагает, что в браке иногда супружеские отношения могут иметь целью не зачатие, а — «погашение естественного пламени». Иными словами, иметь целью удовлетворение полового инстинкта для избежания прелюбодейства (в мыслях и действиях). При этом данное мнение святителя не входит в какое-либо противоречие или несоответствие с Социальной концепцией РПЦ. Действительно, поскольку, как уже писалось выше, основной целью земной жизни человека является спасение, а блуд и прелюбодейство являются преградами и капканами на пути спасения, то приведенные выше слова святителя представляются вполне обоснованными, логично выверенными и правильными. Иначе говоря, супружеская близость в браке, используемая для «погашения естественного пламени» способствует устранению смертного греха — прелюбодеяния и, тем самым, — способствует спасению. Поэтому, такая близость в браке не является греховной. Ибо, ничто греховное не может способствовать спасению (нельзя войти в Царство Небесное через грех)!

Об этом же говорят и другие, приведенные выше, слова свт. Иоанна Златоуста, напр.: «Пусть же лучше он (муж — П.Д.) спит с тобою, чем с блудницей. Сожитие с тобою не запрещено, а сожитие с блудницею запрещено. Если с тобою он будет спать, нет никакой вины; если же с блудницею, тогда ты погубила собственное тело… Для того ты (жена) и имеешь мужа, для того ты (муж) и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудрие» (2: 647). Действительно, поскольку «спят с блудницей» не для рождения детей, а для незаконного (греховного) удовлетворения плотской (половой) страсти, то слова свт. Иоанна Златоуста «пусть же лучше он (муж — П.Д.) спит с тобою, чем с блудницей», по-видимому, можно воспринимать, как совет супружеской близости для «погашения естественного пламени», даже без цели зачатия ребенка, чтобы не впасть в грех прелюбодеяния. При этом св. отец говорит, что в данной супружеской близости нет никакой вины, ибо: «сожитие с тобою (женой — П.Д.) не запрещено, а сожитие с блудницею запрещено. Если с тобою он будет спать, нет никакой вины…».

Таким образом, можно сделать следующий обобщающий вывод: в отдельных (исключительных) случаях, временная супружеская близость без цели зачатия, используемая для осознанного «погашения естественного пламени»1, не нарушает какие-либо библейские или официальные запреты Русской Православной Церкви, если при этом: а) отсутствуют эгоистические побуждения; б) в браке реализуются все его цели (при физической способности супругов к деторождению); в) не используются абортивные средства, т. е. средства, разрушающие эмбрион или плод2.

1 Под осознанным «погашением естественного пламени» понимается такая супружеская близость, целью которой является не поиск и получение супругами дополнительных и особых физических услаждений, — превращающих эту близость в самоцель, — а сознательное использование супругами данной близости, чтобы, по крайней мере, один из них, не впал в блудное искушение (мысленное и/или физическое), являющееся тяжким (смертным) грехом.

2 Здесь приведен не перечень указанных «исключительных случаев», а дано описание условий, каждое из которых является необходимым (но не достаточным!) для негреховности временной супружеской близости без цели зачатия.

Отметим, что данный вывод не следует рассматривать, как основание для повсеместного (а не исключительного) использования средств контрацепции, а также использования этих средств с целью эгоистического отказа от рождения детей. Кроме того, в соответствии с «Основами социальной концепции Русской Православной Церкви», конкретные «решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника».

§4. Рассмотрит теперь существующие способы (средства) избежания зачатия и рождения детей при физической близости. Эти способы можно условно разбить на две группы: естественные способы и искусственные. К естественным способам относятся физическая близость в периоды женского бесплодия, а также прерванный половой акт. При искусственных способах применяются специальные средства (контрацептивные средства), препятствующие соединению мужской и женской половых клеток (то есть препятствующие зачатию) — противозачаточные средства, или разрушающие это соединение (то есть разрушающие эмбрион или плод) — абортивные средства.

По вопросу контрацепции в «Основах социальной концепции РПЦ», принятых Архиерейским Собором РПЦ в 2000 г., сказано: «Религиозно-нравственной оценки требует также проблема контрацепции. Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя» (Гл. XII. Проблемы биоэтики. Разд. XII.3. Цит. по 7: 352). Необходимо отметить, что Русская Православная Церковь последовательно и категорически выступает против абортов:

● «С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно.

Псалмопевец описывает развитие плода в материнской утробе как творческий акт Бога: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей… Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои» (Пс. 138. 13,15-16). О том же свидетельствует Иов в словах, обращенных к Богу: «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом… Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой… Ты вывел меня из чрева» (Иов 10. 8-12,18). «Я образовал тебя во чреве… и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер. 1. 5-6), — сказал Господь пророку Иеремии. «Не убивай ребенка, причиняя выкидыш», — это повеление помещено среди важнейших заповедей Божиих в «Учении двенадцати апостолов», одном из древнейших памятников христианской письменности. «Женщина, учинившая выкидыш, есть убийца и даст ответ перед Богом. Ибо… зародыш во утробе есть живое существо, о коем печется Господь», — писал апологет II века Афинагор. «Тот, кто будет человеком, уже человек», — утверждал Тертуллиан на рубеже II и III веков. «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства… Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы», — сказано во 2-м и 8-м правилах святителя Василия Великого, включенных в Книгу правил Православной Церкви и подтвержденных 91 правилом VI Вселенского Собора. При этом Василий уточняет, что тяжесть вины не зависит от срока беременности: «У нас нет различения плода образовавшегося и еще необразованного». Иоанн Златоуст называл делающих аборт «худшими, нежели убийцы»…

Православная Церковь, ни при каких обстоятельствах, не может дать благословение на производство аборта. Не отвергая женщин, совершивших аборт, Церковь призывает их к покаянию и к преодолению пагубных последствий греха через молитву и несение епитимии с последующим участием в спасительных Таинствах. В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь» («Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятые Архиерейским Собором РПЦ в 2000 г. Гл. XII. Проблемы биоэтики. Разд. XII.2);

● «Право на жизнь должно подразумевать защиту человеческой жизни с момента зачатия. Всякое посягательство на жизнь формирующейся человеческой личности является нарушением этого права. Современные международные и национальные юридические акты закрепляют и охраняют жизнь и права ребенка, взрослого и пожилого человека. Эта же логика защиты человеческой жизни должна распространяться на ее отрезок от момента зачатия до появления на свет. Библейское представление о богоданной ценности человеческой жизни с момента ее зачатия выражено, в частности, в словах святого царя Давида: Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей… Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было (Пс. 138, 13,15-16)» («Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», принятые Архиерейским Собором РПЦ в 2008 г. Гл. IV. Достоинство и свобода в системе прав человека. Разд. IV.2. Право на жизнь).

§5. Несмотря на то, что во всех способах избежания нежелательной беременности цель одна, отношение к ним весьма различно. Так, Элладская Православная Церковь признает только один способ — супружеское воздержание: «Что касается противозачаточных средств, каких бы то ни было, настоятельно требуем полностью отказаться от них… Многие вынуждены искать какой-то выход из своих сложных ситуаций. Но единственно приемлемым для христианина выходом может быть супружеское воздержание» (Окружное послание Епископата Элладской Церкви) (цит. по 8: 155, 157).

В католицизме считается, что «периодическое воздержание, методы регулирования рождаемости, основанные на самонаблюдении и использовании периодов неплодности, соответствуют объективным критериям морали. Применение этих методов основано на уважении к телу супругов, поощряет нежность между супругами и способствует воспитанию подлинной свободы. И, наоборот, по сути своей порочно «всякое действие, которое в предвидении супружеского акта или во время него, или во время развития его естественных последствий ставит себе целью сделать невозможным зачатие, или служит для этого средством»» (9: 541). «Естественному «языку», выражающему обоюдный и полный дар супругов, применение противозачаточных средств навязывает «язык», объективно противоречащий или такой, который не выражает полной отдачи себя другому. Отсюда происходит не только активный отказ открыться для жизни, но фальсификация внутренней правды супружеской любви, призванной быть даром всего человека в его целостности… Антропологическое и моральное различие между искусственным предупреждением беременности и соблюдение периодических ритмов… отображает две концепции человека и его сексуальности, непримиримые между собой» (9: 541, 542).

«Регулирование рождаемости представляет собой один из аспектов ответственного отцовства и материнства. Законность намерений супругов не оправдывает использования нравственно неприемлемых методов (таких, например, как прямая стерилизация или противозачаточные средства3)» (9: 547).

Вообще, в энциклике4 запрещено использование искусственных способов против зачатия. При этом разрешена супружеская близость в периоды женского бесплодия5.

3 П.Д.: Здесь, по-видимому, имеются в виду не вообще средства против зачатия (к которым также относится и супружеская близость в периоды бесплодия), а контрацептивные средства.

4 «Энциклика (от позднелатинского encyclicus — окружной, общий) — первоначально — окружное послание епископа. В современной церкви — послание папы римского, обращенное ко всем верующим католикам. Энциклики посвящаются вопросам веры, морали, социально-политическим проблемам и т. д.» (10: 540. См. «Энциклика»).

5 «Энциклика, обнародованная в 1968 году… подтвердила существовавшее ранее категорическое запрещение католикам применять эти средства (искусственные средства против зачатия — П.Д.), сопровождающееся рекомендацией пользоваться естественными возможностями с этой целью (выделено П.Д.)» (см. прим. 1 в 3: 498). Таким образом, здесь фактически говорится о том, что супружеское воздержание не является единственно приемлемым для христианина методом предохранения от нежелательной беременности.

Однако целью супружеской близости в период бесплодия, также, как и при использовании противозачаточных средств, как очевидно, является удовлетворение природного инстинкта без цели зачатия. В связи с этим, здесь становится непонятным: почему при одинаковой цели (предохранение от нежелательной беременности или нежелательного зачатия ребенка), имеется такое принципиально разное мнение о различных средствах (противозачаточных средствах и использовании периодов бесплодия) для достижение этой цели?!

Митр. Сурожский Антоний об энцикликах говорит: «Относительно энциклики, мне кажется, уместно поставить ряд вопросов. Прежде всего, отправная точка ее, а именно утверждение, будто целью брака является деторождение, не только спорна, но для православного богословия просто неприемлема. Цель брака есть брак. Рождение детей — его составная часть, но в брак не вступают для того, чтобы иметь детей, в брак вступают для того, чтобы осуществить жизнь взаимной любви, то есть преодоление индивидуальной изолированности, расширение личности, которое один немецкий автор называет «жизнью единой личности в двух лицах».

Здесь перед нами первый, чрезвычайно важный момент, ибо если действительно брак определяется деторождением, то, мне кажется, рушится вся энциклика: ведь проблема исключения зачатия вовсе не вопрос применяемых методов. Если цель брака — рождение детей, то всякое действие, направленное против этого, является посягательством на брак в главной его цели. Следовательно, любые противозачаточные методы, искусственные или естественные, и даже супружеское воздержание, имеющее целью исключить деторождение, есть грех, посягательство на главную цель брака; этот момент в энциклике лишен логики и не выдерживает критики.

Думаю, что одна из проблем, которые здесь встают, это проблема оценки телесных отношений между двумя человеческими существами в браке. На основании энциклики в целом и всего ее контекста создается впечатление, что телесная жизнь в браке рассматривается здесь просто как плотские сношения в том отрицательном смысле, который придает этому выражению аскеза. Здесь как бы раздвоение сознания: с одной стороны, брак по самому определению направлен на деторождение, а с другой стороны, физические отношения отмечены печатью некой уродливости, с ними связывается представление дефективности. Очень ясно чувствуется, что идеал здесь — жизнь монашеская, жизнь воздержания. Совершенно иное в православном богословии. У нас существует богословие материи, богословие тела, основанное на том положении, что Бог создал человека как существо не только духовное или душевное, но также и материальное, связанное с совокупностью всего видимого и осязаемого творения, — богословие, основанное прежде всего на Воплощении…

Третий момент — это развитие только что сказанного, а именно наше отношение к половому воздержанию в браке. Слово «целомудрие», несколько раз встречающееся в службе брака, часто понимается как относящееся к плоти, к аскезе. Но в действительности целомудрие во всем объеме этого понятия есть нечто гораздо более широкое — оно охватывает одновременно человеческий дух, тело и душу…

Целомудрие не есть что-то несовместимое с деторождением. Целомудрие — это внутреннее состояние, определяющееся не физическими категориями, а отношением: духовным отношением, отношением души и отношением тела… В энциклике и во всем этом строе мышления, по-видимому, ставится вопрос о том, как сочетать и запрет, и возможность избежать деторождения, когда оно оказывается событием, которое может вылиться в трагедию… чтобы можно было и утолить вожделение, и избежать опасности зачатия. Но и с православной, и просто с человеческой точки зрения это представляется мне безнравственным, радикально безнравственным» (3: 498, 499, 502. См. гл. «Вопросы брака и семьи»).

ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, 2-е изд. Т. 3: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт — Петербургской Духовной Академии, 1897.

2. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, 2-е изд. Т. 5: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт — Петербургской Духовной Академии, 1899.

3. Митрополит Сурожский Антоний. Труды. — М.: «Практика», 2002.

4. Православная Энциклопедия. Т. VI. Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

5. Максим Козлов, прот. Последняя крепость. Беседы о семейной жизни. Москва. Изд. храма святой мученицы Татианы, 2004.

6. Полное собрание сочинений Св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. Том первый, книга первая. Книга о девстве.

7. Григоревский М. Учение святителя Иоанна Златоуста о браке. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра: 2000. Репринтное издание по: «Григоревский М. Учение св. Иоанна Златоуста о браке. Архангельск. Типо-Лит. Насл. Д. Горяйнова, 1902».

8. Николаос Эмм. Аркас. Брак и деторождение. — М.: Образ, 2005.

9. Катехизис Католической Церкви. — М.: «Рудомино», 1996.

10. Христианство. Словарь / Под общ. ред. Л. Н. Митрохина и др. — М.: Республика, 1994.

Киевская Русь

В церковном праве нет канонов, которые бы предписывали семейным парам воздержание в период постов. «Все церковные каноны, каким-то образом касающиеся этой темы, говорят о том, что воздержание в браке обязательно только в ночь перед литургией и таинством крещения», — заявил корреспонденту «Интерфакс-Религия» иеромонах Димитрий (Першин), руководитель информационно-издательского управления синодального Отдела по делам молодежи.

Отец Димитрий напомнил, что каноническая позиция Церкви по этому вопросу определяется словами святого апостола Павла из Первого послания к коринфянам.

По мысли апостола Павла, супружеская жизнь — пространство свободы в любви; это внутреннее дело семьи, которое не подлежит никакой иной регламентации, кроме взаимного согласия и литургического благочестия: «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (1 Кор 7:1-7).

«Именно эти слова апостола легли в основу представлений о желательности воздержания от супружеских отношений на время постов. Но, в отличие от ограничений в непостной пище, за нарушение которых без уважительной причины мирянин отлучается от причащения (69 правило святых апостолов), на семейную жизнь подобные установления не распространяются», — отметил священник.

По его словам, об этом говорит и древнее каноническое предание Церкви: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно быти» (3 правило святителя Дионисия Александрийского).

Собеседник агентства рассказал, что этот подход был общепринятым на православном Востоке. Вот как, например, та же проблема разрешается в 13 правиле Тимофея Александрийского:

«Вопрос: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное?

Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол глаголет: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве; и паки вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор 7:5). Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу».

Иеромонах Димитрий пояснил, что последний запрет связан с тем, что 8 правило святых апостолов требует от христиан приобщаться на каждой литургии, а согласно 5 правилу Тимофея Александрийского, не следует причащаться в день после супружеского общения.

По словам иеромонаха Димитрия (Першина), Иоанн Златоуст, комментируя в своей проповеди это послание апостола Павла, подчеркивает, что «жена не должна воздерживаться против воли мужа, и муж — против воли жены», потому что подобное принудительное воздержание провоцирует к раздражительности, блудным помыслам, ссорам и прочим расстройствам.

«Поэтому, согласно восточной христианской традиции, супружеское общение не отлучает человека от Бога. Единственное, на что обращает внимание святитель Иоанн Златоуст и многие другие подвижники Церкви, что при воздержании молитва будет более совершенной», — заметил отец Димитрий.

Другое дело, продолжил он, что существуют суеверия, согласно которым дети, зачатые в пост, могут оказаться в чем-то ущербными.

«Но это именно суеверие тех, кто не знаком ни с канонами, ни с преданием Церкви. К христианской традиции, православию такие страшилки не имеют никакого отношения. Апостол Павел квалифицирует людей, которые эти суеверия распространяют, очень четко — «как лицемеров, сожженных в своей совести» (1 Тим 4:2)», — добавил священнослужитель.

Интерфакс-религия