Николай Богданов бельский

Никола́й Петро́вич Богда́нов-Бе́льский (8 декабря 1868, д. Шитики, Смоленская губерния — 19 февраля 1945, Берлин) — русский художник-передвижник, академик живописи, председатель Общества имени Куинджи.
Н. П. Богданов-Бельский родился 8 декабря 1868 года в деревне Шитики Бельского уезда Смоленской губернии (ныне — Оленинский район Тверской области). Он был внебрачным сыном батрачки. Учился в церковно-приходской школе, затем в ныне знаменитой школе С. А. Рачинского в селе Татеве.
В 1882 году Рачинский отдал Богданова-Бельского в иконописную мастерскую Троице-Сергиевой лавры, а в 1884 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Учителями Богданова-Бельского были В. Е. Маковский, В. Д. Поленов, И. М. Прянишников. За работу «Будущий инок» (1889) Богданову-Бельскому вручили большую серебряную медаль и присвоили звание классного художника. В 1891 году картина «Будущий инок» была куплена К. Т. Солдатёнковым, затем её перекупила императрица Мария Фёдоровна.
В 1894—1895 годах Н. П. Богданов-Бельский учился живописи в Императорской Академии художеств у И. Е. Репина, потом уехал в Париж, где посещал студии Ф. Коларосси, Ф. Кормона. Работал в Мюнхене и в Италии.
В 1903 году Богданов-Бельский окончил Академию художеств, в 1905 году ему было присвоено звание академика, а в 1914-м он стал действительным членом Академии художеств.
Регулярно приезжал в село Островно на берегу озера Удомля, где жил и работал в имении местного помещика Ушакова.
Он был членом нескольких видных обществ художников, в том числе передвижников (с 1895 года) и общества имени Куинджи (он был одним из основателей и председателем с 1913 по 1918 год).
В 1920 году Богданов-Бельский уехал в Петроград, затем в Латвию.
В Риге 25 октября 1930 года стал почётным членом (почётным филистром) студенческой корпорации Fraternitas Arctica.
Богданов-Бельский писал в основном жанровые картины, особенно образование крестьянских детей, портреты, импрессионистские этюды пейзажей.
В 1944 году художник тяжело заболел. Лежал в берлинской клинике.
Умер художник 19 февраля 1945 года в Берлине. Похоронен в Берлине на русском кладбище Тегель (Виттештрассе, 37).
23 июня 2000 года в селе Татеве Оленинского района был открыт музей художника.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

«У дверей школы», Богданов-Бельский — описание картины

У дверей школы — Николай Петрович Богданов-Бельский. Холст, масло.
Крестьянские дети и сельская школа — это любимая тема в произведениях русского художника Николая Петровича Богданова-Бельского. Он всю свою жизнь не переставал рисовать детей, они были в основе его творчества, он всегда считал их смышлеными, бесхитростными и очень искренними.
Сам живописец «вышел из народа», сын бедной батрачки, но смог, благодаря трудолюбию, силе духа и «счастливой звезде» в виде учителя Рачинского, стать живописцем мирового уровня, работы которого до сих пор востребованы.
Картину «У дверей школы» можно назвать автобиографической для Богданова-Бельского. Возможно, когда-то вот так и сам мальчик Коля стоял на пороге класса сельской школы в селе Татево. Заметил его способности и помог в дальнейшей жизни Рачинский Сергей Александрович.
Это очень образованный человек своего времени, математик, ботаник, профессор, но самое главное – Педагог с большой буквы. На личные средства он организовывал народные школы, чтобы простые крестьянские дети могли учиться грамоте, математике, церковно-славянскому письму и другим наукам. Но самое главное, дети учились доверию, взаимности и дружбе между учениками и учителями. Богданову-Бельскому повезло, он два года провел в школе Рачинского. И этот период навсегда оставил след в его жизни.
У него целая серия работ, посвященных школе и школьникам. Работа «У дверей школы» одна из таких. Мальчик, пришедший в школу, изображен художником со спины, лицом в класс.
Бросается в глаза совсем уж плохонькая одежда – рваный тулупчик, разбитые лапти, штаны как будто состоят из одних ниток — «дырка на дырке». За спиной дорожный мешок, через плечо торба, в руках палка-посох, можно предположить, что мальчик шел издалека. Возможно, пастушок или сирота, у которого тяга к знаниям пересилила страх перед неизвестным.
Но сейчас, когда осталось сделать еще один шаг, он остановился в нерешительности. Что там, как встретят, не зря ли он проделал такой путь? Светлый класс начальной сельской школы, на стене географическая карта, репродукция картины, иконы в углу, школьная доска, за партами ученики, лица которых обращены к нежданному посетителю.
Все это для мальчика – храм науки, осталось только набраться храбрости и переступить порог. Но робость и стеснение своей бедной одежды одолевает. Вот и учитель повернулся и смотрит на паренька. Кто такой, кто отвлекает от урока?
Нам верится, что у крестьянского паренька достаточно желания прикоснуться к этому неизведанному миру, научиться читать книжки, также как эти ребята в классе, научиться видеть на карте города и реки, стать частью этой атмосферы, именуемой школой Рачинского. И он сделает тот шаг.
Рассматривая картину «У дверей школы» появляется надежда, что у этого мальчика всё сложится также хорошо, как в свое время у Богданова-Бельского. Художник всегда верил в талант и даровитость простых русских людей, а особенно детей, которых любил всем сердцем, восхищался и в своих работах смог передать эти чувства.

LiveInternetLiveInternet


Николай Петрович Богданов-Бельский (8 декабря 1868, д. Шитики, Смоленская губерния — 19 февраля 1945, Берлин) — русский художник-передвижник, академик живописи, председатель Общества имени Куинджи.

Автопортрет. 1915
Н. П. Богданов-Бельский родился 8 декабря 1868 года в деревне Шитики Бельского уезда Смоленской губернии (ныне — Оленинский район Тверской области). Он был внебрачным сыном батрачки. При крещении его записали Богдановым, т. е. — богом данным. А Бельским он стал в 1905 году, при получении художником звания академика, присоединив к фамилии название родного уезда. Впоследствии живописец так вспоминал об этом: «Мою простонародную фамилию как бы облагородил сам государь, вписав ее собственноручно в диплом через дефис – “Бельский”». Детство было суровым, так как жили они с матерью в доме дяди, где терпели их из милости. Учился в церковно-приходской школе, затем в ныне знаменитой школе С. А. Рачинского в селе Татеве. Сам Николай Петрович часто говорил, что «…на дорогу меня вывел Рачинский. Учитель жизни. Я всем, всем ему обязан». Впоследствии портрет Рачинского будет написан в картине «Воскресное чтение в школе» (1895, Государственный Русский музей).

Автопортрет.
16-летним юношей Богданов-Бельский приехал в Татево, много писал, живя в доме Рачинских. Надо сказать, что почти все его пейзажи и картины 1890–1900-х годов, а также портреты деревенских детей написаны художником здесь, на родине, в старинном селе Татеве. В 1882 году Рачинский отдал Богданова-Бельского в иконописную мастерскую Троице-Сергиевой лавры, а в 1884 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Учителями Богданова-Бельского были В. Е. Маковский, В. Д. Поленов, И. М. Прянишников. За работу «Будущий инок» (1889) Богданову-Бельскому вручили большую серебряную медаль и присвоили звание классного художника. В 1891 году картина «Будущий инок» была куплена К. Т. Солдатёнковым, затем её перекупила императрица Мария Фёдоровна.

Будущий инок. 1889
В 1894—1895 годах Н. П. Богданов-Бельский учился живописи в Императорской Академии художеств у И. Е. Репина, потом уехал в Париж, где посещал студии Ф. Коларосси, Ф. Кормона. Работал в Мюнхене и в Италии. В 1903 году Богданов-Бельский окончил Академию художеств, в 1905 году ему было присвоено звание академика, а в 1914-м он стал действительным членом Академии художеств. Художник пишет пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые картины. Пишет аристократов, знаменитых современников, императора Николая II (1904 — 1908), императрицу Марию Федоровну, великого князя Дмитрия Павловича (1902), князя Ф. Ф. Юсупова (1911) и многих, многих других. Регулярно приезжал в село Островно на берегу озера Удомля, где жил и работал в имении местного помещика Ушакова. Часто приезжает из любимой деревни Татево Смоленской губернии, где у него была мастерская, в Петербург. Здесь он живёт подолгу, исполняя заказы. Заработав средства, возвращается к себе и творит, творит…

Портрет Великого князя Дмитрия Павловича Романова. 1902

Портрет Н.Ф. Юсупова. 1911
Он был членом нескольких видных обществ художников, в том числе передвижников (с 1895 года) и общества имени Куинджи (он был одним из основателей и председателем с 1913 по 1918 год). В это время написанные им картины приобретаются с выставок в крупнейшие собрания, в том числе, и в Третьяковскую галерею. Богданов-Бельский становится известным и уважаемым передвижником, участвует в выставках ТПХВ с 1890 по 1918 гг., множестве выставок в России и за рубежом, в Париже (1909), Риме (1911). Его работы воспроизводятся в журналах «Нива», «Художественные сокровища России», «Столица и усадьба». Художник интенсивно работает.

Портрет Фёдора Шаляпина. 1915

Портрет Фёдора Шаляпина. 1915
В 1917 году происходит политический переворот в России. Революционные события накладывают свой отпечаток на художественную жизнь. Создаются новые художественные общества. Серьёзной художественной школе, учёбе приходит конец. В России стали главенствовать силы, исповедующие «левое» искусство, усилилась травля художников реалистического направления. По приглашению своего друга, известного художника Сергея Виноградова, Николай Петрович Богданов-Бельский в 1921 г. переезжает жить в Ригу. С этого времени начинается новый, двадцатилетний период развития его таланта (1921-1941).

Н.П. Богданов-Бельский с детьми. 1923
В Риге заведует художественным музеем известный художник, ученик А. И. Куинджи, выпускник Академии Художеств — В.-К. Ю. Пурвит. Он помогает Н. П. Богданову-Бельскому организовать персональную выставку в музее (в конце декабря 1921 — январе 1922). Среди 52 произведений — портреты К. Станиславского, Ф. Шаляпина, К. Коровина и др. Целый ряд работ с выставки приобретается. Это прибавляет сил. Художник продолжает с увлечением работать над циклом картин «Дети Латгалии», пишет пейзажи Латвии. Жена Николая Петровича, Наталья Антоновна Топорова, была родом с Украины. Она превосходно знала украинскую кухню, была хорошей, аккуратной хозяйкой. «Тотоша» была его женой и одновременно моделью. С первой женой Богданов-Бельский разошёлся в 1921 году, прожив более десятилетия (по другим данным- 16 лет). В дальнейшем спутницей жизни художника до конца его дней стала Антонина Максимилиановна Эрхард, прибалтийская немка, которая была замужем за немцем. В 1927 г. она развелась с мужем, оставив себе двух сыновей – Герта и Клауса. Их роман в письмах продолжался с 1922 года, и только в январе 1932 года они обвенчались в православном Христорождественском храме в Риге.
Среди цветов (Портрет жены художника Натальи Антоновны Топоровой).
Портрет жены художника.
В 1923 г. проходит его вторая персональная выставка в стенах того же музея. Снова успех. Богданов-Бельский продолжает активно участвовать в выставках русского изобразительного искусства за границей. На первой советской выставке в Америке в 1924 г. художник выставил более десяти своих картин. Как отмечала пресса тех лет, вместе с произведениями И. Грабаря, Б. Кустодиева, М. Нестерова, С. Виноградова, В. Поленова, К. Юона и других известных художников они составили яркое, красочное зрелище русского искусства. В 1929 г. на выставке русской живописи в Копенгагене весь первый зал отведён под произведения Богданова-Бельского. Множество репродукций его картин украшают страницы датской печати. Продаётся много работ. Вот почему огромное количество произведений Богданова-Бельского рассеяно по странам Западной Европы.
В Риге 25 октября 1930 года стал почётным членом (почётным филистром) студенческой корпорации Fraternitas Arctica. Богданов-Бельский писал в основном жанровые картины, особенно образование крестьянских детей, портреты, импрессионистские этюды пейзажей. В 1944 году художник тяжело заболел. Необходимо лечение, операция. Корреспонденту газеты «Сегодня» на вопрос об отъезде Николай Петрович ответил: «Да, правда, хочу уехать, я уже стар, мне семьдесят шесть лет, жена с сыновьями уезжают на родину. Ведь они немцы… Что же я здесь один-то буду делать? Как буду жить? Я теперь часто прихварываю, а жена и дети так внимательны ко мне». Жена увозит его в берлинскую клинику Зауэрбруха. Сделана операция. Это решение оказывается роковым. Здесь он напишет свою последнюю работу — портрет дочери врача-анестезиолога и проживёт всего несколько дней после операции. Из-за постоянных авианалётов на Берлин медицинские работники то и дело переносили пациентов в убежище, что не добавляло тяжелобольным ни здоровья, ни сил. 19 февраля 1945 года во время бомбёжки Берлина великий живописец Н. П. Богданов-Бельский в возрасте 77 лет ушёл из жизни. Похоронен в Берлине на русском кладбище Тегель (Виттештрассе, 37).
После ухода Богданова-Бельского из жизни вдова смогла сохранить дорогую для неё коллекцию. В интервью немецкой газете она спустя годы говорила, что для неё была большая честь жить рядом с такой личностью. Первая посмертная и очень необычная выставка художника состоялась в 1953 году в замке Моерс. Картины без подрамников были развешаны в парке на верёвке и прикреплены бельевыми прищепками. Такой своеобразный перформанс вызвал большой интерес у публики, и выставка была продлена. Впоследствии сын Антонины Герт Эрхардт, унаследовавший коллекцию, тоже организовывал выставки Богданова-Бельского в Бамберге и писал о художнике в местные газеты. 23 июня 2000 года в селе Татеве Оленинского района был открыт музей художника.
Краеведческий музей имени Н.П. Богданова-Бельского расположен в бывшем Доме управляющего поместьем Рачинских.
Потрет госпожи И. Баумане. 1924
Портрет Людмилы Бараш-Месаксуди. Фрагмент. 1916
Портрет А.М. Горького. 1940
Дама на балконе. Кореиз. Портрет И.А. Юсуповой. 1914
Портрет Ивана Плауктина. 1922
Портрет артиста Московского Художественного театра А.Р. Артема.
В больнице. 1910-е.
Портрет К.А. Горчакова.
Портрет Марии Бауэр-Сорокоумовской. 1882
За чтением письма (Портрет жены художника Натальи Антоновны Топоровой). 1892
Женский портрет.
Портрет М.С. Шеремеревой. 1898
Портрет генерал-адъютанта П.П. Гессе. 1904
Портрет Марии Ивановны Емельяновой.
Портрет Марии Ивановны Емельяновой.
Портрет медсестры.
Портрет княгини Горчаковой Д.М. 1903
Портрет князя А.К. Горчакова. 1904
Портрет М.П. Абамелек-Лазаревой. 1900-е.

Николай Петрович Богданов-Бельский Bogdanov-Belsky, Nikolai Petrovich  (1868-1945)

Художник, вышедший из народа. Он смог выбраться «в люди», не потонув в нищенских условиях, предоставленных ему жизнью. Человек трудолюбивый и сильный духом – таким был Николай Петрович Бельский.

Детство

Незаконно рождённый ребёнок обедневшей крестьянки, вынужденный воспитываться и развиваться в стеснённых условиях. Родился в селе Шопотово Смоленской губернии. В церкви его окрестили Богдановым, то есть данным Богом. Лично прибавил фамилию Бельский впоследствии, для пущей благозвучности в среде деятелей искусства. Не имеющие крова, имущества и денег, они прожили многие годы в поместье маминого брата.

Два класса обучался в местной школе. Священник, преподававший у детей, отметил талантливого мальчика и посодействовал его поступлению в образцовую народную школу, которой руководил С. А. Рачинский. Сергей Александрович, российский учёный и член-корреспондент Академии Наук, оставил свою основную деятельность и, желая помочь обездоленным детям, организовал для них в селе Татаево школу. Большой наплыв детей со всех уголков Смоленской губернии заставил учредителя ввести экзамен, который помог бы ему выбрать смышлёных и способных ребят.

Поступление в Татаево

Младшеклассник, волнительно ожидающий начала экзамена, понимал, что это испытание – дорога в жизнь. От того, как он пройдёт его, будет зависеть многое. И вот наступил долгожданный момент! Ребёнка просят пройти за парту, объясняют, что ему нужно изобразить профиль одного из преподавателей. По-детски пыхтя, стараясь отобразить важные детали образа и придать объём картине, маленький Николя рисовал с натуры. Наконец, детская ручонка передаёт работу на суд взрослых. Волнительные минуты ожидания… поступил! В 1897 году будет создана картина «На пороге школы», автобиография художника о начале его творческого пути.

Учёба в Москве

Николай Петрович считал, что Рачинский «дал ему дорогу в жизнь…». Любимец учёного, он был отдан в школу рисования при Троице-Сергиевой лавре, получая 25 рублей (огромные деньги в то время!) ежемесячно. Через два года юный талант был определен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учителя говорили, что он был хорош как в пейзаже, так и в портрете. Редкий живописец способен профессионально рисовать людей и природу одновременно.

Пришло время для написания дипломной работы. Вдруг творца озаряет мысль о том, что нужно сменить жанр и выдать нечто особенное. Уезжает в Татево за советом Рачинского. Тот подталкивает его на мысль о «Будущем инке». Процесс закипел, творчество хлынуло ручьём… Работа готова! «Но как же я повезу её?» – думал автор, – «Ведь все ждут от меня пейзажа». Отступать поздно, пришло время возвращаться назад!

Бесконечные сомнения одолевали Николя, однако они были напрасны. Картину восприняли на «ура»! Почти сразу она была куплена К. Д. Солдатенковым, одним из самых известных коллекционеров того времени. Высший свет просил выпустить копии, каждый желал иметь у себя в доме столь известный экземпляр. Выставки с её участием идут одна за другой. Но чем же «Инок» полюбился широкому кругу зрителей? На холсте изображён худощавый юноша, ведущий беседу со странником. Мечтательный взгляд из-под воспаленных век устремляется вдаль. Что в его мыслях? Мы не знаем. Остается только поражаться точным изображениям мимики ребёнка, быта крестьян и простоты их жизни. Работа во многом автобиографична, тема детства будет определяющей в его творчестве. Она стала переломным моментом в творчестве художника. В свои 19 лет он был способен существовать на собственные деньги, быть опорой семьи.

Первая половина творческой жизни

Отныне он путешествует в свободное время, ища вдохновения. Так автор побывал в Константинополе и на Афоне, Париже и Мюнхене, во многих других местах. При этом продолжал учиться, принимая опыт Репина, Кормона и Коларосси. Манера письма меняется, палитра становится более насыщенной. Он пишет парадные портреты именитых личностей, пейзажи, всецело отдаётся творчеству. В 35 лет был избран в академики живописи, в 45 – действительный член Академии художеств.

Вторая половина творческой жизни. Переезд в Ригу

Грядут «худые» времена в стране. Близкий друг зовёт его к себе в Ригу. Там наступает пик популярности автора. Благодаря бесконечному количеству выставок, в которых участвуют его работы, Николая Петровича узнают на улицах, его работы пользуются спросом. В центре всего стоит тема детства. Сам Николя не раз говорил, что дети – самые непосредственные существа. Их доброта, чистота восприятия мира и искренность заложены природой. Портреты улыбчивых малышей попадали в европейские музеи и частные коллекции. Так продолжалось 20 лет, пока не наступила война. Николя заболел, ему пришлось перенести сложную операцию в Германии. Он проживёт ещё четыре года, пока 19 февраля 1945 года не погибнет от осколков бомб, падающих на Берлин.

Творчество русского «деревенского» художника известно далеко не всем его соотечественникам. Тем интереснее изучать сейчас жизнь человека, которого помнят самые известные аукционные дома и картинные галереи. Его биография – повесть о том, как истинный талант получает путёвку в жизнь. Жизнь счастливую и небессмысленную, творческую.

«Дети», Богданов-Бельский — описание картины

Дети — Николай Петрович Богданов-Бельский. Холст, масло.
Выдающийся мастер живописи Богданов-Бельский личность очень интересная и многогранная. Он успешный, затребованный художник – его заказчиками были и высокопоставленные люди, и члены императорской семьи, и интеллигенция, и аристократы, но крестьяне, особенно дети, всегда были в основе его творчества.
Николай Петрович Богданов-Бельский, родившийся в русской глубинке, предпочитал писать на деревенские жанровые темы. Благодаря таланту, трудолюбию, силе характера он смог вырасти из бедного сына батрачки до художника с мировым именем. Богданов-Бельский, проведя почти четверть века за границей, никогда не забывал своих корней. Ведь когда-то и его судьба удалась, благодаря тому, что способности Николая заметил С. А. Рачинский – создатель народных школ в деревнях. Он не только отправил талантливого мальчика в школу, но и принимал участие в его дальнейшей жизни.
Поэтому тема русской деревни, крестьянских детей, их образования, просвещения занимает главное место в работах художника. Он считает, что дети деревни очень непосредственные, искренние, пытливые, даровитые. Ему доставляет огромное творческое удовлетворение писать эти смышленые, естественные лица ребятишек.
Наверняка, Николай Петрович был очень добрым и светлым человеком, иначе от его полотен не веяло бы такой теплотой, душевностью, радостью детства.
Современники считали его отзывчивым и милейшим, мягким и легким в общении, а дети к нему так и липли, тем более, что в карманах его одежды всегда находилось что-нибудь вкусное для ребятишек.
В 1910 году им написана простая, но останавливающая на себе внимание картина «Дети».
Полотно насыщено яркими и свежими красками. Автор тщательно, аккуратно и точно выписывает каждую деталь – узоры и щели между досок беседки, трещины скамейки, складки одежды.
Художник, закончивший училище по классу пейзажа, великолепно выписывает природу — солнечные лучи брызжут бликами света сквозь нежную, сочную зелень листвы, через нее проглядывают кусочки голубого летнего неба.
На деревянной крашеной скамейке в садовой беседке, чинно сложив руки на коленях, сидят два деревенских мальчика лет семи. Позы их немного напряжены, чувствуется, что они пришли по просьбе художника позировать для картины. На них чистые рубахи, новые без заплат штаны.
Белобрысый мальчик на переднем плане кажется более скованным и стеснительным, серьезным.
Второй же, в красной рубашке и соломенной шляпе, создает впечатление живого, шустрого и бойкого мальчугана, которого на время уговорили присесть на скамейку и сделать серьезное лицо.
Взгляд у ребят по-детски заинтересованный и наивный. Наверняка, после очередного сеанса, они нетерпеливо подбегали к мольберту и с интересом смотрели, как меняется каждый раз картина после работы художника.
Рассматривая простые, русские, скромные лица мальчиков, их спокойно лежащие по-взрослому сложенные руки, автор создает общую атмосферу картины – крестьянские дети сызмальства приучены к труду, они не капризны и не избалованы. Они более взрослые и степенные, они без фальши и притворства, вот они тут перед вами, обычные мальчишки из деревни.
И как бы ни сложилась впоследствии их судьба, наверняка в их памяти останется этот интересный момент из жизни.
А художник знает цену тяжелой деревенской работе, он и сам «вышел из народа», поэтому и считает, что детство так важно для каждого человека, его необходимо запомнить и запечатлеть, как самый прекрасный, беззаботный период жизни.
Картины Богданова-Бельского привлекают, прежде всего, добротой и любовью к бесхитростным крестьянским детям.
Художнику, обделенному семейной лаской, выросшему без отца у дяди, который считал их с матерью лишними едоками, очень понятна и близка тема деревенских детишек. Он с сочувствием относится к ним, к их в будущем, возможно, трудной жизни.
Но сейчас они дети – веселые или грустные, любознательные или задумчивые. И рисовать их Николай Петрович не перестанет до конца дней.
К сожалению, у самого художника не было своих детей, но во всех его работах есть любовь и частичка души автора к детям, которые и сделали творчество Николая Петровича Богданова-Бельского бессмертным.