Орден святого Саввы

В витринах Государственного Исторического музея находятся множество знаков Российских и Зарубежных орденов. О некоторых мы вам сегодня расскажем. Ведь в обширнейшей коллекции этого музея каждый сможет найти себе, что его заинтересует от каменных орудий труда до великолепно огранённых бриллиантов. Сегодня будем говорить о «бриллиантах». И начнем мы с Королевского Викторианского ордена. Знак ордена Виктории первой степени. Великобритания, г. Лондон. Начало XX века. Золото, серебро, эмаль.
Королевский Викторианский орден (The Royal Victorian Order) — рыцарский орден, учреждённый 21 апреля 1896 королевой Викторией. Орден состоит из пяти классов. Орден был создан во время, когда все почести воздавались монархом по совету Премьер-министра или других министров. Королевский Викторианский орден же стал личной наградой монарха. В то время это было новинкой, сейчас и другие рыцарские ордена даются как личный дар королевы. Британский монарх является главой Ордена и назначает всех остальных членов. Знак ордена представляет собой мальтийский крест, покрытый белой эмалью. На медальоне красной эмали золотой вензель королевы Виктории «V», «R» и «I» (Виктория — Королева Императрица), по синему ободку медальона — девиз «VICTORIA». Медальон венчает корона святого Эдуарда.
Звезда ордена Виктории первой степени. Великобритания, г. Лондон. Начало XX века. Золото, серебро, эмаль.
Знак Большого креста носится на ленте через правое плечо, на левой стороне груди — восьмиконечная звезда со знаком ордена в центре. Знак рыцаря-командора носится на шее, звезда — в форме креста, также со знаком ордена в центре. Знаки остальных степеней носятся на левой стороне груди на ленте ордена. Дамы носят орденский знак любого класса ниже Большого креста на левом плече на фигурном банте из орденской ленты. Лента ордена — синего цвета, по краям — тонкие красная, белая, красная и синяя полосы. Звезда ордена Святого Саввы второй степени. Сербия. Конец XIX – начало XX в. Серебро, позолота, эмаль.
Орден Святого Саввы (серб. Орден светог Саве) — государственная награда Королевства Сербия и его правопреемника — Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев, с 1929 года — Королевства Югославия, присуждаемая за достижения в области культуры, государственного образования, науки, государственной службы, богословия, а также за услуги, оказываемые королю, государству и народу.Орден был учрежден королём Миланом I 23 января 1883 г. и назван в честь жившего в XIII веке первого архиепископа Сербии Святого Саввы (1169—1236), святого Сербской православной церкви, который незадолго до кончины венчал своего брата Стефана королевским венцом. После Второй мировой войны орден святого Саввы становится династическим королевского дома Карагеоргиевичей и остаётся таковым по сей день. Звезда ордена Святого Саввы второй степени. Сербия. Конец XIX – начало XX в. Серебро, позолота, эмаль.
Архиепископ Савва (ок. 1169 — 14 января 1236) — один из самых почитаемых святых Сербской православной церкви, религиозный, культурный и политический деятель. Был младшим сыном великого князя Стефана Немани и Анны Неманич, его светское имя было Растко. Год его рождения точно неизвестен, обычно упоминают 1169 или 1174 (иногда и 1175). Он родился в горах Голии возле современной Подгорицы. В юношестве отправился на гору Афон и стал там монахом, тогда и получил монашеское имя Савва. Знак ордена Святого Саввы второй степени. Сербия. Конец XIX – начало XX в. Серебро, позолота, эмаль.
В 1208 году Святой Савва возвращается в Сербию, чтобы прекратить гражданскую войну между старшими братьями Стефаном II Неманичем и Вуканом Зетским. Создал автокефальную (независимую) Сербскую православную церковь и стал её первым архиепископом в 1219 году. В 1234 году Святой Савва предпринял повторное паломничество в Иерусалим. Мощи Святого Саввы находились в Милешеве пока Коджа Синан-паша не унёс их оттуда в Белград, где сжёг на горе Врачар 27 апреля 1594 года. Знак ордена Короны первой степени. Восточная Европа, Венгрия. 1922-1930-е гг. Золото, эмаль.
Орден Заслуг — высшая государственная награда первоначально Венгерского королевства в 1922-1944 годах, а затем Венгерской Республики с 1991 года за воинские и государственные заслуги. Орден был учреждён 14 июня 1922 года адмиралом Миклошем Хорти, регентом Венгерского королевства. Фрагмент. Знак ордена Корны первой степени. Восточная Европа, Венгрия. 1922-1930-е гг. Золото, эмаль.
В 1939 году как высшая степень ордена был добавлен Большой крест со Святой Венгерской Короной. Знак ордена представляет собой золотой прямой равноконечный крест с расширяющимися концами, покрытый белой эмалью. По краям креста — узкий выпуклый рант, покрытый эмалью зелёного цвета. В центре креста — круглый медальон каймой в виде лаврового венка зелёной эмали. В медальоне на красной эмали на трёх холмах зелёной эмали выходящий из золотой короны золотой двойной крест. Знак при помощи переходного звена в виде золотой короны святого Стефана крепится к орденской цепи, либо орденской ленте. Знак ордена Святого Маврикия и Лазаря первого класса. Иатлия, вторая половина XIX в. Золото, эмаль.
Орден Святых Маврикия и Лазаря (итал. Ordine dei Santi Maurizio e Lazzaro) — рыцарский орден Савойского Дома и Итальянского королевства. Образован путём объединения Рыцарского ордена Св. Маврикия и Ордена помощи прокажённым Св. Лазаря. Орден считается самым древним, т.к. орден Святого Лазаря, как религиозный и рыцарский орден, был основан в Иерусалимском королевстве около 1090 года. Орден предназначался для попечения о больных проказой, и многие рыцари ордена были поражены этим заболеванием. После падения Акры в 1291 году рыцари Св. Лазаря покидают Святую землю и Египет и перемещаются сначала во Францию, потом, в 1311 году, в Неаполь. Орден Св. Маврикия был основан в 1434 году Амадеем VIII Савойским. Объединение обоих орденов произошло в 1572 году по решению герцога Эммануила Фелиберта Савойского, подтверждённому буллой папы Григория XIII. Знак ордена Почетного легиона первой степени. Франция. Вторая половина XIX в. Золото, эмаль.
Орден Почётного легиона (фр. Ordre national de la Légion d’honneur) — французский национальный орден (организация), учреждённый Наполеоном Бонапартом 19 мая 1802 года по примеру рыцарских орденов. Согласно кодексу Почётного легиона и воинской медали эта почётная организация обладает статусом и правами юридического лица. Принадлежность к ордену является высшим знаком отличия, почёта и официального признания особых заслуг во Франции. Приём в члены ордена осуществляется за выдающиеся военные или гражданские заслуги президентом Французской Республики, который является по должности Великим магистром (Grand maître) ордена. Почётный легион играет, таким образом, роль одной из важнейших институций французского государства и символов республики. За некоторыми исключениями, в орден не принимают посмертно. По утверждению генерала Де Голля, «Почётный легион — это сообщество элиты живых». Фрагмент. Знак ордена Почетного легиона первой степени. Франция. Вторая половина XIX в. Золото, эмаль.
Большой крест ордена Сокола. Герцогство Саксен-Веймар, середина XIX в. Золото, эмаль.
Родовой орден Белого Сокола (нем. Hausorden vom Weißen Falken) учрежден великим герцогом Саксен-Веймарским Эрнстом Августом I. Также именовался как родовой орден Бдительности.Награду получали члены семьи Эрнста Августа и люди, которых он выделял за их личные заслуги. Со временем число награжденных уменьшалось, и к 1806 году орден практически угас и состоял из одного Рыцаря. Возродил орден в 1815 году герцог Карл Август. Первоначально Орден Белого сокола имел три степени, и число членов было ограничено: Большой крест — до 12 членов, не считая членов семьи герцога, командор — до 25 членов, рыцарь — до 50 членов. В 1840 году была введена степень рыцаря II класса и увеличено число членов. Позже степеней стало пять: командорская степень была разделена на два класса.
Основным символом награды стал мальтийский крест зелено-красной расцветки. Центр креста занимает изображение белой птицы с распростертыми крыльями, которая похожа на сокола. Ниже находятся два перекрещенных меча. Крест V класса имеет более простую форму. Восьмиконечная звезда ордена повторяет символику креста. Девиз ордена: «VIQILANDO ASCENDIMUS» (лат. «Бдительностью возвышаемся»). Знак ордена Кароля I первого класса. Королевство Румыния, начало XX в.
Орден Кароля I – высшая государственная награда Королевства Румыния.Орден был основан королём Румынии Каролем I 10 мая 1906 года в честь 40-летия своего правления и назван в свою честь. Целью создания ордена было определено вознаграждение поданных Румынского Королевства и иностранных граждан за заслуги перед государством и королём, либо за особые заслуги перед лично монархом. В 1947 году, с отменой монархии в Румынии, орден Кароля I был упразднён, как государственная награда, но сохранился как династическая награда королевского дома Румынии.
Конечно это далеко не все награды, которые вы сможете увидеть в залах музея. В следующем обзоре мы ещё вернемся к наградам иностранных держав, хранящихся в музейной коллекции.
Адрес: Красная пл., 1. Проезд до ст. метро Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд.
Время работы: пн, ср, чт, вс, с 10:00 до 18:00; пт, сб с 10:00 до 21:00. Касса закрывается за 1 час до окончания работы музея.
Вторник — выходной.
Цена билета: 400 рублей. Есть льготы.
Поддержи авторов — Добавь в друзья!

Обыкновенный отшельник

Обыкновенный отшельник — Osmoderma eremita Scopoli, 1763

Категория редкости: 2 — cокращающийся в численности вид

Описание: Жук длиной 22.0-33.7 мм. Черный или буро-черный, с бронзовым или зеленым блеском. Переднеспинка у самца с глубоким, у самки с мелким продольным вдавлением, перед серединой с двумя бугорками, ее бока в задней половине почти прямые, с явственными задними углами и сравнительно глубокими выемками по бокам заднего края. Тело сверху блестящее, надкрылья в простых мелких точках и морщинках. Передние голени с тремя зубцами. Боковой край надкрыльев без выемки за плечом. Наличник по бокам перед глазами с ясной выемкой .

Местообитание: Обитает преимущественно в старых широколиственных и смешанных лесах, чаще встречаясь на опушках леса, лесных полянах, старых аллеях и вдоль дорог. Личинка развивается в дуплах и трухлявой древесине чаще дуба, затем ивы, осокоря, липы, яблони и груши , может развиваться в гнилых частях еще живых деревьев . Куколочные колыбельки делаются из экскрементов и буровой муки обгрызенной древесины. Лет жуков с конца июня (чаще с июля) до сентября. Они питаются соком деревьев, имея обычно сумеречную и ночную активность. Продолжительность цикла развития 3-4 года.

Численность: В Калининградской обл. встречается редко, но стабильно (2-3 раза в год) . В Воронежской, Белгородской и Липецкой обл., в Башкирии, Чувашии и Удмуртии очень редок, регистрируется единично . Общая численность вида сокращается в вследствие уничтожения его местообитаний и прежде всего вырубки старых лиственных деревьев, расчистки лесов, выкорчевки пней.

Охрана: Занесен в Красный список МСОП-96, Европейский красный список, Приложение 2 Бернской Конвенции. Охраняется в заповедниках Жигулевском и Шульган-Таш и Приокско-Террасном . Необходимо ограничить рубку старых лиственных деревьев, особенно дуба.

Составитель: Н.Б. Никитский.

Монастырь Святого Варнавы

Монастырь Святого Варнавы (Северный Кипр) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Монастырь Св. Варнавы расположен в красивом уединенном месте между пригородом Фамагусты — городом Энгоми и античным городищем Саламисом. Несмотря на скромный и весьма сдержанный внешний вид, он почитается важнейшим христианским паломническим центом Северного Кипра и одной из наиболее значимых исторических памяток острова. Правда, с недавних времен монастырь более не действует, зато в его помещении проведена качественная реконструкция и открыт музей икон.

Периодически на территории монастыря возобновляются археологические раскопки: по всей видимости, некогда эти земли входили в состав древнего саламисского некрополя.

Основанию монастыря Св. Варнавы предшествует история размером в несколько веков. Она восходит корнями к древнему Саламису, где в семье иерусалимских священников родился Варнава — будущий основатель православной церкви на Кипре. Большую часть своей жизни Варнава провел в Иерусалиме, изучая религию, пока, наконец, не был назначен архиепископом родного Саламиса. Однако же по возвращении на родину святой был арестован за проповедническую деятельность и тут же казнен без суда и следствия. Приближенные Варнавы, рискуя собственными жизнями, перезахоронили останки архиепископа, а сами вынуждены были покинуть Саламис из-за усилившихся религиозных гонений. Так могила святого проповедника была бесследно потеряна и предана забвению.

Однако пятью веками спустя случилось чудо: одному епископу приснился сон о месторасположении святых останков. Раскопки были совершены неотлагательно, а в указанном месте действительно обнаружили древнюю могилу. Разумеется, тут же было принято решение заложить на месте раскопок христианскую церковь — предшественницу современного монастыря Св. Варнавы.

Впрочем, за долгую историю церкви она неоднократно перестраивалась и видоизменялась. Здание, которое сохранилось до сегодняшних дней, датируется уже 18 веком. Рядом с монастырем уцелели жилые монашеские и паломнические постройки, а также гробница Св. Варнавы. Периодически на территории монастыря возобновляются археологические раскопки: по всей видимости, некогда эти земли входили в состав древнего саламисского некрополя.

Ежегодно 11 июля в монастыре справляется торжественная служба в честь памяти святого. В этот день весь остров празднует день Варнавы — покровителя Кипра.

Вплоть до 1976 г. в монастыре проживали трое монахов, которые заботились о сохранности святого места. Братья написали несколько десятков икон и фресок для монастыря, а также построили колокольню. Однако же по причине преклонного возраста монахи вынуждены были покинуть свою обитель. В 1991 г. началась капитальная реставрация помещения и были завезены музейные экспонаты: иконы и археологические находки.

Практическая информация

Монастырь Св. Варнавы находится в 10 км от Фамагусты, на восточном побережье Кипра. Общественный транспорт сюда не ходит, но личным автомобилем добраться довольно просто: нужно следовать по главной дороге Фамагуста — Карпаз вдоль побережья на север до городка Энгоми, именно в его пригороде расположен монастырь. Также из Фамагусты к искомому месту можно добраться на такси.

vlpol32

Однако, мы продолжаем нашу серию заметок о большом весеннем путешествии по Кипру. Не секрет, что остров Афродиты столь изобилует всевозможными интересными локациями, что никакого отпуска не хватит на их осмотр! Но автор не теряет надежды, и, проведя там уже четвертый отпуск, и осмотрев лишь малую толику всего, задается вопросом: а нужна ли ему Майорка осенью? Не рвануть ли снова на Кипр? Впрочем, Майорка манит тремя пещерами (тремя, Карл!), туристической железной дорогой, унд несколькими замками. Ну да не о ней сегодня речь.

Сегодня наш любознательный читатель побывает вместе с автором унд Мунис на турецкой части Кипра, в локациях возле города Фамагуста. Вся эта туева хуча мест была посещена за один день благодаря хорошо организованной экскурсии компании Руслан Тревел. Локаций и фотографий в результате за один день набралось столько, что в один пост сие без утомления наших дорогих унд уважаемых читателей никак не поместить… Потому повестование о Фамагусте мы разбиваем-с на 2 поста.
Сегодня — монастырь Святого Варнавы унд древний город Саламин.
Ну а в следующем посте — сама Фамагуста.

1. Остановка в пути на кофе неподалеку от Ларнаки. На горе располагается найденное археологами поселение первобытных киприотов времен Каменного века. К сожалению, 30 минут, выделенных на кофе, явно недостаточно, чтобы посетить древнее селение. Интересен тот факт, что древние киприоты все ВНЕЗАПНО исчезли с острова практически одномоментно. Казалось бы, при чем тут Черный Вигвам?

2. Воодушевленная путешественница Мунис и стаканчик фраппе.

3. После Ларнаки шоссе ведет к границе между двумя частями Кипра. Вроде бы тот же сельский пейзаж, сено-солома, но тут и там попадаются заброшенные дома в буферной зоне, да пограничные строения посреди полей.

4. С одной стороны — вышка с греческими флагами, с другой — с турецкими, а посередине — выращивают картошку!
Белорусы были бы счастливы: конфликт конфликтом, но картошечка по расписанию!

Дальше начинается местность и вовсе фантасмагорическая: между греческой и турецкой частями вклинилась английская военно-морская база, и целый английский городок! Вместо полицейских на границе дежурят английские моряки ВНЕЗАПНО в парадной морской форме! Автор поневоле вспомнил коммандера Джеймса Бонда. К сожалению, там действовал строгий запрет фотографировать, и во избежание проблем с Джеймсом Бондом автор не стал этого делать даже тайком на смартфон, известный как Тот Самый.

5. Между тем, пропускной пункт Стровилия пройден, и за окном уже турецкая часть Кипра.
Группа деревьев на горизонте — это монастырь Святого Варнавы. А холм с воротами, напоминающий Фоллаут и вход в одно из убежищ — это огромная гробница последнего царя античного города Саламин.

6. На месте этого поля располагался некрополь Саламина. Один из мавзолеев.

7. В монастыре Святого Варнавы. Монастырь недействующий, в соборе — музей икон, а в кельях — археологическая выставка разных эпох.

8. Ворота монастыря.

9. Внутри собора.

10. Фрески, изрядно изношенные временем и османскими завоевателями, повествуют, как были найдены останки Святого Варнавы.

11. Иконы, тысячи их.

13. Делегацию турецких женщин сопровождают бодрые старички в кепках с флагами Турции и Северного Кипра, хищно смотрящие на всех, как на грекокиприотских шпионов. Эти персонажи попадались тут и там во время поездок на Северный Кипр, и автор может только предположить, что это ветераны какого-нибудь местного КГБ.

14. «Он опять кушает змейку!»

15. Окно собора. Стекол вроде бы нет…

16. Наконец-то от иконостаса схлынули толпы туристов, и можно его заснять.

17. Прогуляемся по монастырю. Он совсем небольшой.

19. Кактус причудливого вида.

20. Собор.

21. Древняя кладка и кельи, переоборудованные в археологический музей.

22. Некоторые экспонаты.

24. У ворот монастыря собака счастливо дремлет в прохладе каменной лоханки. Источник воды, видимо, не действует.

25. Возле монастыря находится крипта, где были найдены останки Святого Варнавы. Над ней воздвигли часовню. Народ бодро марширует туда.

26. Еще одни руины по пути.

27. Часовня над криптой Святого Варнавы.

28. В часовне.

30. Спуск в крипту.

31. Останки все разобрали на мощи и растащили куда ни попадя, осталась лишь эта гробница.

33. Отважная покорительница гробниц Мунис.

34. Из-под земли выглядывает целое здание с комнатами и переходами.

35. Буквально в 10 минутах езды от монастыря Святого Варнавы находится древний город Саламин.
Вниманию путешественников здесь предстают амфитеатр, гимназий, совмещенный с банями, унд столь бээээзусловно важное сооружение, как латрина!

36. Комплекс бань и гимназий.

37. Вместе с густой толпой английских пенсионеров мы идем в амфитеатр.

38. До наших дней дошли едва ли первые 2-3 ряда, остальное достроили в туристических целях.

39. Статуи тоже отнюдь не нативные — их поставили для антуража в наши дни. Головы же с лицами гордые потомки янычар так и не вернули даже на реновированные скульптуры.

40. Ряды амфитеатра.

41. Абстрактное фото древних камней.

42. Стены, поросшие травой.

43. Время разбегаться на фотографирование!

44. На пьедестале статуи проступают древние надписи.

46. Вид с амфитеатра на густые чащобы, скрывшее то, что было древним городом Саламин.

47. Мы перемещаемся к руинам гимназия.

49. Вдалеке, будто пришельцы из другого мира, стоят современные автобусы.

52. Бассейны возле бань.

53. Вновь воздвигнутые колонны у руин гимназия.

54. Античный железобетон — самый прочный в мире! ДААААААА!!!

55. Плитка, вынутая из руин какой-то базилики, помещена в пол гимназия.

56. В дальнем углу группа туристов осматривает латрину.

57. Удивительное умиротворение охватывает в этих руинах.

60. Окошко для подсматривания в термы.

62. Плиточно-мозаичный пол.

63. Обезглавленные унд обезличенные скульптуры.

65. Камень, заросли и ящерица.

67. Площадь, заросшая бурьяном.

68. Древняя капитель.

69. Гордая надпись гласит, что мы пришли в античный туалет. Так-то!

70. Собственно, эти приятные руины и есть латрина.

72. Латрина имеет полукруглую форму. Сидячих мест, в отличие от Эфеса, не сохранилось.

73. Время поджимает, и пора двигаться в термы!

74. Вход в бани.

75. Античная технология теплого пола.

76. Хотелось бы погулять подольше, но пора в новые локации!

77. Еще одно фото зала с теплыми полами.

78. Обломки водного резервуара и пролетающая ворона.

79. Остатки купола с античной мозаикой.

80. На бегу в автобус автор все же заснял этот уцелевший фрагмент мозаики.

81. Дорожка выводит через развалины фундамента.

82. Поглядим еще раз на руины банно-прачечного комплекса древних бань.

83. И в завершение поста — фото автора.
Автор приветствует трудящихся с трибуны Мавзолея с верхнего ряда амфитеатра.

84. Так-то!

85. В раздумьях о тщете бытия на развалинах латрины…

На сегодня пока все, дорогие унд уважаемые!
В следующем посте нас с вами ждет продолжение поездки в Фамагусту — сам город Фамагуста, соборы, замки, и местная Припять — город-призрак Вароша.

Преподобный Сергий, поле Куликово и оружие победы

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ, ПОЛЕ КУЛИКОВО И ОРУЖИЕ ПОБЕДЫ
Давно сложилось устойчивое мнение о том, что предсказав московскому князю Дмитрию победу в битве с Мамаем, преподобный Сергий Радонежский еще вручил ему и «оружие нетленное». Вот как описывает этот эпизод из жизни славного игумена Троицкой обители Сергия русский историк Николай Михайлович Карамзин.
«Сей святой старец, отвергнув мир, еще любил Россию, её славу и благоденствие: летописцы говорят, что он предсказал Дмитрию кровопролитие ужасное, но победу – смерть многих Героев православных, но спасение великого князя; упросил его обедать в монастыре, окропил святою водой всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники, именем Александра Пересвета и Ослябю, из коих первый был некогда боярином брянским и витязем мужественным. Сергий вручил им знамение креста на схимах и сказал:
— Вот оружие нетленное! Да служит оно вам вместо шлемов!»
Кстати сказать, тема оружия довольно-таки часто упоминается в дошедших до нас старинных текстах о битве Куликовой. Причем неоднократно при упоминании об оружии упоминается и Сергий Радонежский.
Так, только в «Сказание о мамаевом побоище» таких эпизодов – три. В первом эпизоде, когда князь Дмитрий приезжает в Троицкую обитель за благословлением Преподобного Сергия, сказано:
«И дал им Сергий вместо тленного нетленное оружие – Крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя. И дал их (Пересвета и Ослябю) в распоряжение великого князя и сказал: Вот тебе оружники мои, а твои избранники».
Чуть далее сказание описывает разговор рязанского князя Олега со своими боярами.
«Услышал Олег рязанский, что князь великий собрал большое войско и идет навстречу, твердо вооруженный своею верой, возлагая всю надежду на Вседержителя Бога, Высшего Творца. И начал Олег рязанский остерегаться, переходить с места на место со своими единомышленниками, говоря: Если б нам было возможно послать весть о таком деле к многоразумному Ольгерду литовскому, как он об этом думает, да нет для нас пути. Я раньше думал, что не следует русским князьям противиться восточному царю. А ныне как понять? Откуда такая помощь пришла к Дмитрию Ивановичу, что он против нас трех вооружился.
И бояре его сказали ему: Нам, князь, сообщили из Москвы за 15 дней до этого, но мы побоялись тебе сказать, что в вотчине великого князя близ Москвы живет монах, Сергием зовут, очень прозорливый. Тот вооружил его и дал ему пособников из монахов своих».
А в третий раз сопутствует тема оружия и имя настоятеля Троицкой обители в рассказе о поединке Александра Пересвета с Челобеем.
«Был на голове Пересвета шлем архангельского образа, вооружен он схимою по повелению игумена Сергия. И сказал: Отцы и братья, простите меня грешного. Брат Андрей Ослябя, моли Бога за меня, сыну моему Иакову мир и благословение. Бросился он на печенега, говоря: Игумен Сегрий, помогай мне молитвою. Печенег же устремился против него. Христиане же воскликнули: Боже, помоги рабу своему! И ударились они крепко копьями, едва земля не проломилась под ними. И упали оба с коней на землю и скончались».
Я хотел бы обратить внимание на то, что не только схимою был вооружен Пересвет, но и копьем крепким.
Есть также подобное упоминание о Преподобном Сергии и в другом древнем источнике – в тексте четвертой Новгородской летописи. И вот что там сказано:
«Великий же князь пришел к реке к Дону за два дня до Рождества Святой Богородицы. И тогда подоспела грамота от Преподобного игумена Сергия – благословление от святого старца. В грамоте же написано благословление, призывающее великого князя биться с татарами: Господин, иди на врага и поможет тебе Бог и Святая Богородица. Князь же сказал: Эти на колесницах, эти на конях, мы же во имя Господа Бога нашего призовем: даруй мне, Господи, победу на супостатов и помоги мне оружием Креста, низложи врагов наших, ведь уповая на тебя, побеждаем мы, прилежно молясь Пречистой Матери Твоей. И сказав так, начал полки расставлять и велел всем облачиться в одежды праздничные, как подобает великим ратникам, а воеводы вооружили свои полки».
И здесь бы мне хотелось особенно отметить, что воеводы ВООРУЖИЛИ полки свои, только после прибытия гонцов от Преподобного Сергия. Почему? А может не только «нетленное оружие» дал князю Дмитрию Ивановичу игумен Троицкой обители? Может, и другое оружие предоставили Преподобный Сергий князю? Почему бы и нет? Где-то же взял московский князь оружие для 150-ти тысячного (по словам летописи) войска? Уж, не в Троицкой ли обители хранился тот богатый арсенал до нужной поры? Могло ли такое быть? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо вспомнить события, произошедшие более чем за двадцать лет до сражения на Куликовом поле.
В 1357 году умирает ордынский царь Джанибек. И смерть эта порождает множество слухов. Ходят слухи, что главным виновников смерти царя был его сын Бердыбек и будто бы это он, поддавшись на уговоры темника Товлубия, задушил родного отца. Множество недовольных породили слухи те. Заволновалась Орда. И началась там междоусобица. По сведениям археолога Савельева, изучавшего найденные клады монет того времени, только за один год в орде сменилось пять ханов. При этом ни один из них не умер своей смертью.
Свидетелем начала смуты в столице Золотой Орды был русский митрополит Алексий. Он как раз и находился там в то тревожное время. И, наверное, понял тогда Алексий, что появилась у русского народа при этакой смуте татарской счастливая возможность сбросить с себя тяжкое ярмо ордынского ига. Однако Золотая Орда была еще очень сильна, и потому сражаться с ней должна была хорошо вооруженная рать. И такой умный человек, как митрополит Алексий, конечно же, понимал, что подниматься против сильного ворога с голыми руками, даже при таком удобном случае, никак было нельзя. Для того, воевать с татарами нужно было оружие….
А на следующий год, игумен Троицкой обители Сергий в лесной глуши на берегу реки Киржач основал новую обитель. Причем основал не просто так, а ушел он в лесные дебри тайно, слова никому не сказав. Ушел внезапно, породив множество разнообразных слухов. С чего бы это он так поступил? Может, не сам он тогда принял решение новую обитель в глухом краю основать, а действовал по просьбе митрополита Алексея? Выслушал Сергий эту просьбу от брата своего Стефана и пошел искать место, где можно в тайне оружия тленное для битвы за русскую свободу припасать? И именно в лесной обители на реке Киржач стали монахи готовить пики, луки, кольчуги для войска княжеского. Вроде де бы несуразное предположение, бездоказательное, но вниз по течению реки Киржач, километрах в четырех от монастыря, основанного Сергием Радонежским в 1358 году, вдоль берега реки до сих пор стоят подряд четыре деревни. И называются они: Наседкино, Пиково, Бехтерево, Турки. Откуда взялись эти названия теперь уж никто и не помнит. И почему деревни эти здесь встали с двух сторон реки на протяжении двух километров болотистого берега — «единым кустом»? Могли, ведь, в Пикове делать — пики, в Бехтереве – защитные рубахи «пехтери», в Наседкине боевую защиту для коней, которая надевалась на седло, а в Турках, могли жить тюрские мастера, которые помогали оружие это делать. А почему бы и нет?
Еще, менее чем в километре от Киржачского монастыря, на берегу реки Вахчелка стояла деревня с названием – Лукъянцево. Или, может, Луктянцево? С чего это вдруг около лесного монастыря появились деревни с «оружейными» названиями. Какое-то совпадение? Может быть?
Но давайте еще раз вернемся к «Сказанию о мамаевом побоище» и прочитаем зачин его:
«Хочу вам братья, поведать о войне, о новой победе, как произошла битва на Дону великого князя Дмитрия Ивановича и всех православных христиан с поганым Мамаем и безбожными татарами. И возвысил Бог христианский, а поганых унизил и посрамил их суровость, как в прежние времена помог Годеону над мадиамами и преславному Моисею над фараоном».
И прочтя этот зачин, откроем другую старинную книгу – «Житие преподобного и богоносного отца нашего, игумена Сергия Чудотворца». Есть в этой книге текст молитвы, которую Сергий прочитал, получив благословление митрополита на устройство церкви на берегу реки Киржач. Вот эта молитва:
Господи, Боже сил, в древности Израиль обративший к вере многими великими чудесами и законодателю Моисею давший многие знамения, Годеону с помощью руна победу предсказавший! Ныне Владыка Вседержатель, услышь меня, грешного раба своего, молящегося о Тебе! Прими молитву мою и благослови место это, которое по твоему изволению создалось для славы твоей, в похвалу и честь Пречистой Твоей Матери, честного её Благовещения, чтобы и здесь, и всегда славилось имя Твое, Отца, и Сына, и Святого Духа».
Вот еще одно странное совпадение в пользу того, что существует некая связь между древней Благовещенской обителью на реке Киржач и Куликовской битвой. Недаром, ведь, премудрый Епифаний, написавший житие Сергия Радонежского неоднократно упоминает о некой «тайне царевой», которую надо свято хранить. И не связана ли эта тайна с оружейными мастерскими, организованными преподобным Сергием на берегу реки Киржач?
К сожалению, нет у меня ни одного твердого ответа на поставленные выше вопросы. Нет ответов, а есть только предположения…