Откровение

Откровение Божественное

  • Об Откровении протопр. Александр Шмеман
  • Виды Откровений проф. А.И. Осипов
  • Понятие о Божественном Откровении иерей Олег Давыденков
  • Естественное Откровение
  • Откровение Божие иг. Петр (Мещеринов)
  • Откровение и истолкование протоиерей Георгий Флоровский
  • Откровение свящ. Лев Шихляров
  • Сверхъестественное откровение Божие А.М. Леонов

Открове́ние Боже́ственное – проявление Бога в мире; самораскрытие Бога миру и человеку, в рамках которого даются знания о Нем Самом, о Его воле, замыслах, действиях (а также о результатах некоторых Его действий).

Можно сказать, что Божественное Откровение – раскрытие Богом Себя человеку в ответ на человеческое желание познать своего Создателя, в ответ на деятельный поиск Бога со стороны людей. Бог сотворил весь род человеческий, чтобы люди искали Его, «не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян.17:27). Стремясь к Богу, человек не может познать Его исключительно собственными усилиями, но и само это стремление имеет, в сознании Божьем, определенную ценность.

В рамках православного богословия различают два вида Божественного откровения: естественное и сверхъестественное.

Естественное Откровение состоит в том, что Бог открывает Себя в Своём творении, подобно тому как художник открывает себя в своей картине или автор в своём сочинении. Но такой метод Богопознания весьма ограничен, ведь Божественное бытие нетварно. В Своем сверхбытии Бог превосходит все Свои создания. Не являясь умопостигаемым объектом или воспринимаемым чувствами явлением, Он не может быть познан усилиями человеческого ума или чувств, как познаются тварные предметы нашего мира. Именно поэтому, раскрывая Себя, Бог нисходит к человеку Сам. «Спаситель отнюдь не сказал, будто познать Бога решительно невозможно, – учит св. Ириней Лионский, – а сказал только, что никто не может познать Бога без Божественной воли, без научения от Бога, без Его откровения («и кому Сын хочет открыть»). Но так как Отец соизволил, чтобы мы познали Бога, а Сын открыл Его нам: то мы имеем о Нем необходимые познания».

Раскрываясь человеку, Бог сообщает ему знание о Себе сверхъестественным образом. «Сверхъестественное знание есть то, которое привходит в ум путем, превышающим его естественные способы и силы, – учит св. Феодор Студит. – Бывает же оно от единого Бога, когда найдет Он ум очищенным от всякого вещественного пристрастия и объятым Божественной любовью». Сверхъестественное знание о Боге сообщается человеческой душе Божественной благодатью, исходящей от Отца чрез Сына в Святом Духе. Именно посредством Божественной благодати Святого Духа человек усваивает истины Божественного Откровения. Апостол Павел утверждает, что: «…никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым» (1Кор.12:3). Это значит, что исповедать Христа Господом может только тот, на чье ум и сердце воздействовала Божественная благодать.

Божественная благодать пребывает в Церкви, подается в Святых Таинствах. Поэтому Церковь является и хранительницей Божественного Откровения. «Познается Бог только Духом Святым, – учит св. Силуан Афонский. – Нашей Преславной Церкви дано Духом Святым разуметь тайны Божии». Всю полноту истины, полученную от Христа, апостолы возвестили Церкви (Деян.20:27). По слову св. Иринея Лионского, апостолы положили в Церковь все, что относится к истине. Будучи «столпом и утверждением истины» (1Тим.3:14), Церковь хранит богооткровенные вероучительные истины, называемые догматами.

Признаки истинности сверхъестественного откровения:
• Сообщает человеку непосредственное ведение Бога. В момент восприятия сверхъестественного откровения Божия человек не только воспринимает открываемые ему истины, но и получает опыт личностного богообщения.
• Таинственность и возвышенность открываемых людям истин: сверхъестественное откровение Божие, в отличие от естественного, как правило, преподается людям в особых промыслительных целях, по особым случаям. Даже Божьи пророки, передававшие содержание откровения прочим людям, не раузмели открываемые им высшие тайны во всей полноте (Ис.40:13-14)
• Удовлетворяет естественным религиозным, духовно-нравственным стремлениям и потребностям человека.
• Подтверждается чудесами. Так, Сам Спаситель, подтверждая Своё мессианское достоинство, ссылался на совершенные Им дела: «Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» (Ин.5:36).
• Подтверждается сбыточностью пророчеств. Например, многие пророчества о Христе, которые были произносимы в разное время, разными (в различных отношениях) людьми (отличавшимися друг от друга социальным положением, уровнем образования, возрастом и т. п.), сбылись с детальной точностью; многие, которым пока ещё не суждено было сбыться, сбудутся в будущем.

***

Христианское учение об откровении

Из книги профессора Иван Михайлович Андреева (Андреевского)
«Православная апологетика».

Слово «откровение» означает сверхъестественное открытие Богом непознаваемых истин людям. Человек есть часть мира. Мир создан без участия человека. Человек ограничен временем своего рождения и смерти и пространством своего пребывания. Как часть не может познать целого, так и человек не может познать всего. Он не может сам, собственными силами ума постичь ни первопричины всего существующего, ни смысла своей и мировой жизни, ни цели вселенной. Эти вопросы, которые встают и требуют разрешения в сознании каждого человека, неразрешимы человеческим умом. Единственный возможный способ разрешения этих и многих других насущнейших духовных запросов заключается в откровении. Если Бог захочет открыть людям эти непознаваемые истины, тогда и только тогда человек сможет познать их.

Бог захотел этого и открыл людям истину. Он послал на землю своего Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, Который принес людям истину, способ ее познания (метод или путь познания истины) и подлинную жизнь (ибо без помощи Божией не может быть вечной жизни). «Я есмь путь и истина и жизнь», – сказал Христос (Ин.14:6).

В другом месте Он сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).

Никто никогда не говорил так, как имеющий власть открывать истину.

Христос есть полнота богооткровенной истины. Его устами говорил Сам Бог, каждое слово Его было абсолютная чистая истина. Ибо Сам Он, Спаситель мира, был Сын Божий, был истинный Бог.

Откровение совершалось постепенно. Господь открыл Себя и Свою волю не сразу. Сначала Он дал, через чудесные и дивные явления природы и ее законов, так называемое естественное откровение. Затем дал сверхъестественные откровения через духоносных пророков и через чудесные явления в человеческой истории. И наконец, дал полное благовестное откровение в Сыне, Богочеловеке Христе.

В состав всякого сверхъестественного откровения непременно входит: предсказание будущего, раскрытие тайн Божиих и разъяснение таких религиозно-нравственных истин, которые превышают все возможности и способности человеческого познания.

Откровение природы (как окружающей человека, так и самого человека, главным образом его сознания) говорит о том, что вне человека, над ним, т. е. выше его, есть причина, сила и мудрость творческого начала, свидетельствующая о наличии Высшего Существа, имеющего характер личности, т. е. что существует Бог. Все так называемые доказательства бытия Божия есть результат этого естественного откровения.

Честный и нормальный человеческий ум через рассмотрение природы мира и природы собственного сознания приходит к убеждению в существовании Бога. И только лукавый или ненормальный ум может Его отрицать.

«Сказал безумец в сердце своем: нет Бога» (Пс.13:2, 52, 2)…

Но кроме убеждения в существовании Бога, человек желает и личного с Ним общения.

Религия начинается не с признания Бога (это, собственно говоря, задача философии), а с общения с Ним. Это общение человека с Богом невозможно без помощи Божией. Вот эту помощь-то и дает так называемое сверхъестественное откровение.

Кроме подразделения откровения на естественное и сверхъестественное, различаются еще и другие виды откровения: непосредственное и посредственное, внешнее и внутреннее.

Непосредственное откровение есть сообщение Самим Богом тех или других религиозных истин избранникам-людям (например, пророку-боговидцу Моисею).

Посредственное откровение бывает тогда, когда оно сообщается людям через боговдохновенных лиц (например, пророков) или высших разумных существ – Ангелов (например, благовестие Деве Марии).

Внешним откровением называется самый факт сообщения истины, а внутренним – факт усвоения сообщенного. Для последнего необходимо сверхъестественное вдохновение, которое обычно определяется словом «боговдохновение».

Обычно «боговдохновенностью» обозначается сверхъестественное воздействие Духа Божиего на пророков и апостолов, под наитием Которого они правильно изъясняли сообщенные им откровения и верно излагали их в священных книгах. Такие священные книги получали наименование «боговдохновенных».

«Богооткровенная истина». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. Июль 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Богооткровенная истина

(Июль 1982 года, Навадвипа Дхама, Индия)

Ведаиш́ ча сарваир ахам эва ведйах̣1 — ш́рутибхир вимр̣гйа̄м2. Шрути значит «богооткровенная истина». У нас нет шанса найти истину здесь, в этом мире. В этом мире все знание искажено; все обусловлено ограниченными, частными интересами. Кроме этого нет ничего, что можно было бы постичь здесь. Поэтому абсолютное знание должно прийти из другого источника, находящегося за пределами этого мира. Богооткровенная истина — наше единственное утешение, наша единственная поддержка.

Веда означает «знай это». Просто «знай» — без рифмы и основания. Когда мать говорит своему ребенку: «Малыш, сделай это», она не всегда обосновывает свое указание. В этом нет особой поэзии или обоснования, нет ньяи, шастры (наставлений здравой логики или писаний) или чего-то подобного. Так и Веда приходит с подобным распоряжением, любящим наставлением: «Сделай это, узнай это. Я провозглашаю правду. Не сомневайся. Твое стремление отклонить мое предложение основывается на поверхностном и ложном понимании, поэтому, мое дитя, не отвергай то, что я говорю тебе! Пожалуйста, познай это!» Такова Веда.

Ведаиш ча сарваир ахам эва ведйах — «Все богооткровенные писания пытаются раскрыть Меня одного , пытаются помочь познать Меня».

йасмин джн̃а̄те сарввам идам
виджн̃а̄там̇ бхавати
йасмин пра̄пте сарввам идам̇
пра̄птам̇ бхавати
тад виджиджн̃а̄сасва тадева брахма

«Ты ищешь одно или другое, но в этом нет смысла. Попытайся познать лишь Меня, и ты познаешь все. Твой сумбурный поиск прекратится. Если ты познаешь Меня, то не останется ничего, в чем бы ты нуждался».

бхидйате хр̣дайа-грантхиш́,
чхидйанте сарва-сам̇ш́айа̄х̣
кш̣ӣйанте ча̄сйа карма̄н̣и,
майи др̣ш̣т̣е ’кхила̄тмани

«Твой поиск будет завершен только тогда, когда ты достигнешь этого уровня. Бхидйате хр̣дайа-грантхиш́: твое сердце запечатано. Но эта печать будет сорвана. Узел будет разрублен. Поток приведет тебя ко Мне. Сердце порабощено. Но если оно освободится, то естественным образом устремится ко Мне. Узы спадут, и сердце будет заполнено любовью ко Мне. Чхидйанте сарва-сам̇ш́айа̄х̣: все твои беспокойства, связанные с поиском, прекратятся. Не будет больше необходимости что-либо искать. Тяга постоянно искать что-то все более и более лучшее — всему этому наступит конец. Кш̣ӣйанте ча̄сйа карма̄н̣и: все, что связано с твоей прежней жизнью, все твои обязательства по отношению к окружающему миру также уйдут, майи др̣ш̣т̣е ’кхила̄тмани: когда ты обнаружишь, что Я везде. Ты поймешь, что ты всегда имел дело лишь со Мной, и что только Я смогу удовлетворить тебя сполна»3.

1 Господь Кришна объявляет в Бхагавад-гите (15.15): «Я — Единственный, Кого необходимо познать, Я цель всех Вед».

2 Речь идет о Господе, «единственной цели ведического знания» (см. «Шримад-Бхагаватам», 10.47.61).

3 Шримад-Бхагаватам, 11.20.30.

(Июль 1982 года, Навадвипа Дхама, Индия)

Ведаиш́ ча сарваир ахам эва ведйах̣1 – ш́рутибхир вимр̣гйа̄м2. Шрути значит «богооткровенная истина». У нас нет шанса найти истину здесь, в этом мире. В этом мире все знание искажено; все обусловлено ограниченными, частными интересами. Кроме этого нет ничего, что можно было бы постичь здесь. Поэтому абсолютное знание должно прийти из другого источника, находящегося за пределами этого мира. Богооткровенная истина – наше единственное утешение, наша единственная поддержка.

Веда означает «знай это». Просто «знай» – без рифмы и основания. Когда мать говорит своему ребенку: «Малыш, сделай это», она не всегда обосновывает свое указание. В этом нет особой поэзии или обоснования, нет ньяи, шастры (наставлений здравой логики или писаний) или чего-то подобного. Так и Веда приходит с подобным распоряжением, любящим наставлением: «Сделай это, узнай это. Я провозглашаю правду. Не сомневайся. Твое стремление отклонить мое предложение основывается на поверхностном и ложном понимании, поэтому, мое дитя, не отвергай то, что я говорю тебе! Пожалуйста, познай это!» Такова Веда.

Ведаиш ча сарваир ахам эва ведйах – «Все богооткровенные писания пытаются раскрыть Меня одного , пытаются помочь познать Меня».

йасмин джн̃а̄те сарввам идам
виджн̃а̄там̇ бхавати
йасмин пра̄пте сарввам идам̇
пра̄птам̇ бхавати
тад виджиджн̃а̄сасва тадева брахма

«Ты ищешь одно или другое, но в этом нет смысла. Попытайся познать лишь Меня, и ты познаешь все. Твой сумбурный поиск прекратится. Если ты познаешь Меня, то не останется ничего, в чем бы ты нуждался».

бхидйате хр̣дайа-грантхиш́,
чхидйанте сарва-сам̇ш́айа̄х̣
кш̣ӣйанте ча̄сйа карма̄н̣и,
майи др̣ш̣т̣е ’кхила̄тмани

«Твой поиск будет завершен только тогда, когда ты достигнешь этого уровня. Бхидйате хр̣дайа-грантхиш́: твое сердце запечатано. Но эта печать будет сорвана. Узел будет разрублен. Поток приведет тебя ко Мне. Сердце порабощено. Но если оно освободится, то естественным образом устремится ко Мне. Узы спадут, и сердце будет заполнено любовью ко Мне. Чхидйанте сарва-сам̇ш́айа̄х̣: все твои беспокойства, связанные с поиском, прекратятся. Не будет больше необходимости что-либо искать. Тяга постоянно искать что-то все более и более лучшее – всему этому наступит конец. Кш̣ӣйанте ча̄сйа карма̄н̣и: все, что связано с твоей прежней жизнью, все твои обязательства по отношению к окружающему миру также уйдут, майи др̣ш̣т̣е ’кхила̄тмани: когда ты обнаружишь, что Я везде. Ты поймешь, что ты всегда имел дело лишь со Мной, и что только Я смогу удовлетворить тебя сполна»3.

1 Господь Кришна объявляет в Бхагавад-гите (15.15): «Я – Единственный, Кого необходимо познать, Я цель всех Вед».

2 Речь идет о Господе, «единственной цели ведического знания» (см. «Шримад-Бхагаватам», 10.47.61).

3 Шримад-Бхагаватам, 11.20.30.

Я Создатель, Единый Бог продолжим наш разговор.

Немного поговорим сегодня о том, как люди стараются передать информацию, полученную из разных источников и Душой принятую ими.

Я вам так, дети Мои, скажу, есть среди людей очень активные, которые помогают Мне по своему согласию. Пусть немного, пусть небольшими ручейками, идет от таких людей эта информация. Она правильно принята ими, но их Душа сказала, что эта информация нужна не только самому человеку, но нужно ею поделиться с другими.

Вы таких людей благодарите за полученную от них информацию. Пусть это будет небольшое сообщение, или совершенно небольшая фраза о том, что где-то можно получить некоторые знания. Вы должны быть им благодарны потому, что никогда не бывает информация пустой.

Все то, что связано с Божественными Знаниями, несет такие сильные вибрации, которые заставляют Душу сразу встрепенуться. Поэтому знайте, если вы только услышали информацию, пусть самую небольшую и даже от незнакомых людей и Душа ваша какое-то время была насторожена, как-то встревожена, посмотрите по своим ощущениям. Это значит, информация вам необходима.

Я через этих людей стараюсь вам донести то необходимое, что вам нужно, в обязательном порядке, знать. Имейте в виду, Я стараюсь через людей, через Святых, через Светлых Сущностей передать важность той или иной информации. Поймите еще раз и будьте внимательны и серьезны к такой информации.

Я вижу, Мои дорогие дети, к Моему глубокому сожалению, в наступившем году происходит много, очень много ухода ваших близких ко Мне. Души их не выдерживают ту полученную энергию, которая приходит на Землю.

Вы понимать должны, что это их Душа сама выбрала этот путь потому, что Тело не в состоянии измениться. Там нет согласия Сознания и Души. Даже, если человек может быть очень болен, но он Сознанием и Душой принял то, что надо подготовиться к переменам, что нужно быть в Единении с Богом, то такой человек может пересилить все те проблемные ситуации, которые могут возникнуть перед ним.

Поймите вы это, дети, поймите, наконец, сейчас самое главное понять Меня, принять Мои слова и то, что Я вам всегда рекомендую, быть в Единении со своей Душой. Это значит Единение вашего Сознания, Души и вашего Тела физического, которое на протяжении очень длительного времени, длительных воплощений, в своем клеточном составе оставило информацию о прошлом, обо всех ваших прожитых жизнях.

Вам тяжело, Я знаю, то, что было у вас в прошлых жизнях, давит на сегодняшнее, еще с большей и большей силой. Перед вами возникает очень серьезная ответственность принять или не принять Мои слова. http://www.poslaniyboga.ru/

Что такое естественное откровение Божие и естественное богопознание?

(Фрагмент из: Православное Догматическое Богословие в конспективном изложении)
I.​
Божественным откровением называется такое действие Бога, в котором Он открывается человеку: дает ему знать о Себе, мире и Домостроительстве, объявляет нормы и правила жизни, требует соблюдения Своей святой воли, возвещает обетования и суды. С другой стороны, Божественным откровением именуются сами открытые наставления, истины.
Нет причин сомневаться, что откровение необходимо всем без исключения людям. Ведь целью человеческой жизни является богопознание и богообщение: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:26-27); «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3).
Различают два вида Божественного откровения: естественный и сверхъестественный. Отсюда — и два способа богопознания. «Из здешних наземных познаний, — пишет преподобный Феодор Студит, — одно бывает по естеству, а другое сверхъестества… Знанием естественным называем мы то, которое душа может получить, чрез исследование и изыскание, естественными пользуясь способами и силами, о творении и Виновнике творения, — разумеется, — сколько это доступно для связанной с веществом души… А сверхъестественное знание есть то, которое привходит в ум путем, превышающим его естественные способы и силы, или в котором познаваемое сравнительно превышает ум, связанный с плотию, так что, такое познание очевидно свойственно уму бестелесному. Бывает же оно от единого Бога, когда найдет Он ум очищенным от всякого вещественного пристрастия и объятым Божественною любовью» .
II.​
Итак, естественным откровением именуется то, которое преподается Владыкой и воспринимается человеком естественным образом, через исследование мира, хода истории и личного внутреннего опыта. В отличие от сверхъестественного откровения, преподаваемого через отдельные лица (собрания), но предназначающегося, как правило, многим, естественное откровение является общим достоянием не только потому, что его содержание адресовано всем, но и в связи с тем, что его восприятию причастен каждый живущий. Ведь оно созерцается всюду:»Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1:20); «Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его» (Пс. 96:6). В этой связи естественное откровение нередко именуется «общим».
Материалисты, прикрываясь маской научности, веруют в собственного, созданного их философским воображением идола, — самосущую материальную субстанцию. За отсутствием здравой веры, эти люди ищут причину бытия мира внутри самого мира: в движущейся и вечно развивающейся материи, отвергая Истинное Начало начал. «Материя, — утверждают они, — есть единственный источник и последняя причина всех процессов в природе» . Как результат, они отрицают естественное откровение, объясняя этот феномен самообманом религиозно ангажированных людей, интерпретируя его как субъективную проекцию на мир ложных знаний, предварительно почерпнутых из сакральных источников.
Между тем, имея основание в Божественных словах, мысль о действительности естественного откровения не вызывает в христианском сознании даже тени сомнения. «Разные роды животных произвел Бог словом Своим для нашей пользы, — учит преподобный Антоний Великий, — одних для употребления в пищу, других для служения. А человека создал Бог, чтобы он был зрителем и благодарным истолкователем Его дел. Об этом и надо стараться людям, чтобы иначе не умереть им, не узревши и не уразумевши Бога и дел Его, подобно животным бессловесным» .
Быть внимательными к общему откровению учит нас Книга Иова: «…Спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие?» (Иов. 12:7-9).
Сказать больше, Сам Искупитель, разъясняя ученикам суть Своих наставлений, неоднократно прибегал к этой форме свидетельства. «Посмотрите на полевые лилии, — обращался Он к ним, — как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (Мф. 6:28-30). «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6, 26).
Центральная идея концепции о естественном откровении выражается в том, что Господь действительно раскрывает Себя в царстве творения, и в этом царстве объективно присутствуют формы, заключающие в себе высшее значение и смысл. Стало быть, мир не мнимо, а реально содержит в себе начертание истин о Боге, доступных для восприятия и деятельного раскрытия.
Возможность естественного богопознания связана с тем, что хотя Бог и «обитает в неприступном свете» (1Тим. 6:16), однако, по отношению к нам Он не является всецело сокровенным. Так как в Господе заключена полнота жизнеообразующей любви, то, сотворив и обустроив вселенную, Он не оставил её без попечения, никогда не исчезает со сцены истории, непрестанно хранит и направляет наш мир к предначертанным целям. Можно сказать, что мир и существует настолько, насколько причастен Отцу и Сыну и Святому Духу, как Причине и Источнику своего бытия.
Проявляясь в созданиях, Бог обнаруживается двойственным образом: как Творец и как Царь-Вседержитель. Каждое Божье произведение, каждое домостроительное действие — следствие Его предвечного совета, предвечных идей: «Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян. 15:18). Это значит, что всё сотворенное и существующее отражает сияние Славы Господней, несёт на себе отпечаток Божественной жизни, отблеск Его сил и совершенств.
III.​
Во времена Ветхого Завета для тех, кто через созерцание мира утверждался в мысли о бытии Первообраза и Источника мироздания, естественное откровение становилось ступенью на пути восхождения к Истине. «Богопознание через сущее, — пишет святитель Григорий Палама, — отвечало младенчеству живущих до закона; и Авраам, как сказано, от него получил начало своего богопознания, но потом беседовал с Богом и познавал Его уже иначе… Поистине ради несовершенных в знании надлежало, чтобы явное мира предшествовало невидимому Божию…» .
В предметах творения, пишет святитель Григорий Богослов, Бог показывает Свое величие «подобно тому как отражение и изображение солнца в водах показывает солнце слабым взорам, которые не могут смотреть на него, потому что живость света поражает чувство» .
Наряду с подготовительной ролью в сфере богопознания, естественное откровение имело важное значение для личной духовно-нравственной жизни людей и для управления обществом. По свидетельству апостола Павла, «Те, которые не имея закона согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся, — потому что не слушатели закона праведны перед Богом, но исполнители закона оправданы будут; ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую…» (Рим. 2:12-15).
С раннего периода существования Церкви и по сегодняшний день доводы разума, основанные на исследовании и систематизации данных, приобретаемых посредством общего откровения, активно используются в христианской апологетике и миссионерстве. Однако, его значимость этим не ограничивается. Несмотря на гносеологическую завершенность учения Спасения, естественное откровение продолжает находиться в фокусе внимания верующих, оставаясь важным звеном в деле постижения истин. Как это ни странно звучит, но иногда для правильного восприятия Священного Писания, таких, например, его фрагментов, где говорится о движении солнца, о «четырех углах земли» (Откр. 7:1), приоритет отдаётся не буквальной трактовке, а той, что вытекает из опыта созерцания мироустройства.
«Итак, — пишет преподобный Максим Исповедник, — благочестиво постигший при помощи созерцания устроение сущих, и при помощи логического рассуждения верно и правильно определивший их смысл, и хранящий для себя суждение, лучше же сказать, — суждением себя соблюдающий непреклонным, собрал воедино и имеет все добродетели, не будучи более движим ни к чему иному после познанной им истины, и быстро мимо всего прошел, совершенно не обращая внимания ни на что из относящегося к плоти и миру, сокровенно имея уже без брани содержащееся в разуме деяние, потому что все в нас крепчайшие бесстрастные логосы мыслительной силы привел себе, сообразно которым всякая добродетель и ведение есть и осуществляется, и которые суть силы словесной души, совершенно не нуждающиеся в теле для своего существования, но не отказывающиеся по временам пользоваться им для своего проявления…» .
IV.​
Стало быть, правильно осуществляемое исследование творений, не ограничивающееся внешне-эмпирической стороной дела, а глубоко проникающее в их высший смысл и предназначение, способно возвысить человеческий разум до твёрдой убежденности в бытии «неведомого Бога» (Деян. 17:23), до ряда истинных представлений о мире и его Творце. В частности, это подтверждается всемирной историей, опытом науки, философии и религий.
Скажем, о существовании «перводвижителя» по отношению к материи учил ещё Аристотель. «…Ясно, — говорил он, — что во всяком случае есть некоторое начало и что причины вещей не бесконечны — ни в прямом последовательном ряду, ни по виду… Если нет ничего первого, то вообще нет никакой причины» .
Любая существующая в мире вещь, любое явление, утверждали последователи этой идеи, имеет непосредственную причину, которая, в свою очередь, является следствием иной причины, произведшей её, а та — своей. Мысленно отсчитывая назад и скользя от одной условной причины к другой, нельзя остановиться ни на одной из них, как на достаточной для бытия всех вещей. Вместе с тем, ясно, что простирать этот ряд в бесконечность — бессмысленно. Гораздо уместнее — заключить о существовании Виновника, который, будучи основанием всех условных, конечных причин, Сам не имеет перед Собой превосходящей причины, то есть не обусловлен никем и ничем, — самобытного, неограниченного, вечного и неподвижного. По логике, Виновник, или Первопричина, давшая начало бытию мира, не могла заключаться внутри этого мира, до того не существовавшего. Значит, она надмирна.
В дальнейшем озвученный довод, скорректированный и доведённый теологами до надлежащей оформленности, получил наименование «космологического доказательства бытия Бога».
«Ибо кто, — удивляется преподобный Максим Исповедник, — созерцая красоту и величие творений Божиих, не признает тут же Самого Создателя Началом и Причиной сущих, и Творцом, и к Нему одному не устремится мыслью, оставив сих долу.., страстно желая непосредственно приять Того, Кого познал он посредством дел , и с готовностью не отметет свое заблуждение о безначальности бытия мира, справедливо подумав, что всё движимое всяко начало движение. Всякое же движение не безначально, поскольку оно не беспричинно. Ибо оно имеет своим началом движущее, а причиной имеет зовущий и привлекающий его конец, к которому оно движется. Если же началом всякого движения всего движимого является движущее, а концом — причина, к которой направляется движимое (ибо ничто не движется беспричинно), и не одно из сущих не неподвижно, за исключением первого движущего (ибо первое движущее всячески недвижимо, поскольку оно и безначально), то ни одно из сущих не безначально, поскольку не неподвижно. Ибо всё, что как-либо существует, — движется, за исключением единственной и неподвижной, и все превышающей Причины» .
Чем успешнее человек постигает Бога в творении, тем сильнее удостоверяется в величии Его дел, изумляется пред совершенством Творца. Более глубоким умозрением, чем «космологическое», является «телеологическое», которое, наряду с представлением о Боге как о Первопричине, содержит достаточно широкое раскрытие Его сущностных свойств. Суть «телеологического» довода сводится к тому, что рассматривая мир, легко обнаружить проявляющуюся в нём закономерность, стабильность, благоустроенность, гармонию и красоту.
Отчасти это усматривается: в стройном хороводе небесных светил; в упорядоченном движении вод и ветров; в жизни флоры и фауны. «Умоляю тебя, дитя мое, — воодушевляет мать младшего сына на смертном одре — посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий» (2Мак.7:28). «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. — Взывает псалмопевец. — Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света… Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны, огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его» (Пс. 148:1, 3, 7-8).
Но! Какая необходимость, спрашивают атеисты, изобретать разумную причину вселенной, коль скоро мироустройство объясняется игрой обстоятельств, случайностью? — Для того, чтобы обнажить это заблуждение и направить его к надлежащей развязке, нужно принять во внимание, что в пространном значении слова, случай — всего лишь абстракция, а в узком — факт, объединяющий две или несколько пересёкшихся причинно-следственных связей, свободных от постоянной непосредственной взаимозависимости. Сам по себе случай ничего не решает, не производит и не создаёт. Это делают силы. Если даже и допустить, что мир образовался случайно, то как объяснить, почему он удерживается от распада? что мешает ему обратиться в небытие? Опять же, если мир формировался стихийно, то как установилась и сохраняется согласованность его частей?
Уместно заметить, что эта тематика занимала мысли и время философов ещё в дохристианскую эру, и уже тогда обретала достойное, по языческим меркам, раскрытие. «Если, — говорил Хрисипп, — есть нечто такое во вселенной, чего ум человека, человеческий рассудок, сила, могущество сделать не могут, то определенно тот, кто это сделал, лучше человека. Но человек не мог создать небесные тела и всё то, чему присущ вечный распорядок. Следовательно, тот, кто всё это создал, лучше человека. Почему же не сказать, что это бог? Ведь если богов нет, то что может быть во вселенной лучше человека? Ибо только в нём одном есть разум, превосходнее которого ничто не может быть. Но было бы безумным высокомерием со стороны человека считать, что лучше его во всем мире нет. Значит, есть нечто лучшее, значит, есть бог» .
При глубоком и вдумчивом обозрении космических далей видно, что все его объекты — галактики, звезды, планеты и пр. — функционируют как безукоризненный, выверенный механизм. Возьмём в соображение, что и само слово космос (от греч. «κόσμος») означает в этимологическом отношении: «украшение», «порядок», «краса».
Чёткая слаженность и взаимодействие одних «частей» с другими созерцается также и в мире живых организмов. Каждому соответствует свой ареал обитания, своё соседство, среда. Внешне деятельность многих живых индивидуумов — пчёл, пауков, бобров, муравьев и др. — выглядит, словно разумная. Но ведь они не имеют рассудка и живут сообразно инстинктам — врождённым способностям к совершению целесообразных действий по непосредственному безотчетному побуждению. Значит, разумность следует искать в Том, Кто вложил в них такие способности и Кто создал необходимые для их жизни условия.
«Откуда у пчёл и пауков столько искусства? — Задаётся риторическим вопросом святитель Григорий Богослов. — У одних соты сложены из шестиугольных чашечек, обращенных одна на другую и укрепленных перегородками, которые в каждых двух чашечках пересекаются под прямым углом… А пауки из тонких и почти воздушных нитей, протянутых в разных направлениях, и из веществ неприметных для взора ткут хитросплетенные ткани, которые бы служили им честным жилищем и уловляли немощных для пищи. Производил ли что подобное какой Евклид, любомудрствующий о несуществующих чертах и трудящийся над доказательствами?» .
Нам ничего не стоит проверить и убедиться, что мироустройство связано с принципом целесообразности. А целесообразность подразумевает целеполагающий мотив, предварительный замысел, план. Но действовать мотивированно, планомерно, целеустремленно, не свойственно слепой силе. Значит, миропорядок свидетельствует о произволении надмирного разумно-волевого Существа, которое является основанием всех его законов, субстанций и сил. Собственно, если бы мир не был устроен разумно, его нельзя было бы научно познавать. Ведь из бессмыслицы невозможно извлечь внутренний смысл. К тому же, если бы мир управлялся не Божественным Провидением, а стихийными силами, в нём не усматривалось бы постоянство законов, и тогда были бы смешны все прогнозы и ожидания. В самом деле, чего можно ждать от непредсказуемого хаоса?
«Те люди, — настаивает Минуций Феликс, — которые думают, что весь этот благоустроенный мир не божественным разумом создан, а составился из известных частей, соединившихся между собой без всякой цели, — те не имеют, мне кажется, ни разума, ни мысли, ни даже глаз» .
Будучи не в состоянии объяснить изменчивость форм при постоянстве законов, материалистическая идеология вышла за узкие рамками доказательной аргументации и интерпретировала этот факт, как нечто само собой разумеющееся — таков, мол, порядок, общий закон. «Ничто не вечно, — уверял Ф. Энгельс, — кроме вечно изменяющейся, вечно движущейся материи и законов ее движения и изменения» .
Между тем, если встать в русло их рассуждений и остаться последовательным до конца, то вопрос о происхождении этого закона приведёт к заключению: либо закон сам себя произвёл и сам породил из себя силу содержать содержимое в строгой соразмерности с собой; либо он исполняется по факту другого, более важного закона, а тот обусловлен ещё более важным, и так до бесконечности. Очевидно, что без учения о Законодателе и Законоблюстителе данный вопрос не решить. «Ибо не тварь вменила закон, — пишет святитель Амвросий Медиоланский, — но коль скоро закон принят, то и служит он принимающему его» .
Нетрудно заметить, что дискредитации догмата о творении мира Создателем противится даже и заурядная мудрость. Кто, например, поверил бы в шутку, что в результате налёта на живописную мастерскую снежного вихря беспорядочно подброшенные краски могут так забрызгать холсты, что в результате составится собрание высокохудожественных картин? — Никто. Всякому ясно, что для создания шедевра необходим искусный мастер. Но почему-то, когда нас убеждают, что вселенная (безмерно превосходящая по красоте и оформленности самые выспренние произведения человеческого гения) образовалась в результате случайного переплетения обстоятельств и не имеет Художника-Устроителя, многие верят.
«Но можем ли мы слушать… людей, — спрашивает святитель Дионисий Александрийский, — которые утверждают, будто исполненные мудрости и потому прекрасные творения суть случайные создания? …Их не вразумляют хотя бы те мелкие, обычные и общеизвестные примеры, из которых они могут узнать, что ни одно необходимое и полезное произведение не является без старания и случайно, …наоборот, когда оно превращается в ненужное и бесполезное, тогда и разлагается, и рассеивается непрерывно и как попало, так как им более уже не занимается и не распоряжается мудрость, благодаря которой оно могло явиться. В самом деле, кусок материи не является без ткача, основы не составляются сами собой и поперечная нитка не вплетается сама собой; а когда он износится, то изорванные лохмотья расползаются во все стороны. Дом и город созидаются не так, что одни камни сами попадают в фундамент, а другие поднимаются в верхние части здания, но строитель располагает их в порядке — каждый камень на свое место; по разрушении же дома каждый из них низвергается вниз и падает как попало. И при сооружении корабля киль не сам подставляет себя (вниз корабля), мачта не сама собой поднимается в середине и каждое из остальных деревьев не само собой занимает то положение, какое выпало на его долю. Равным образом известные сто деревьев колесницы не сплочены каждое в том пустом месте, какое нашли сами они, но строитель в том и другом случае приладил все деревья каждое на свое место. А разрушится корабль, находящийся в море, или колесница, несущаяся по земле, тогда и деревья раскидываются, как случится, одни — волнами, другие — сильным толчком» .
V.​
Идея о Боге проявляется не только в окружающем мире. Она живёт в глубинах человеческого духа, начертана на скрижалях сердец, непрестанно читается в голосе совести. Это значит, что человек обладает возможностью постигать Первообраз, подражать и уподобляться Ему, исследуя силы собственной души. Разумеется, идея о Вышнем дарована нам не в форме чеканных определений, а как семя, зерно. Однако посредством духовного творчества, самонаблюдения, самоиспытания её можно развить.
Так, понятие о всесовершенном, беспредельном Существе прирождено человеческому уму. Оно не могло быть заимствованно из ограниченного, изменяемого и разрушаемого мира, а между тем, принадлежит всем без исключения людям. Занимая в уме центральное место, это понятие проявляется не только в религиозности, но и в повседневной, и в научно-познавательной деятельности. На нём, к слову, строится одно из сильнейших стремлений человеческого разума: искать для всего сотворенного причину и Первопричину, образ и Первообраз, цель и высшую Цель.
Ни для кого не секрет, что законы нашего мышления и рассудка — объективны и не зависят от нас. Изучая действительность, мы подразумеваем под полным и истинным лишь такое познание, в рамках которого представление о предметах исследования всецело и точно соответствует тому, каковы они суть на самом деле. При этом каждый исследователь убеждён: человеческое знание не безупречно, для него характерна погрешность и ограниченность. Следовательно, в основе такого отношения к принципу познания лежит представление о Разуме безукоризненном, идеальном, для Которого нет и не может быть ни малейшего несоответствия между действительностью и знанием о ней. Что же это за Разум, если не Божественный?
Всякий человек стремится к благополучию и счастью. В сердце мы ощущаем довольство или недовольство, умиление либо тяжесть и тесноту. Как известно, эти ощущения связаны с удовлетворенностью или неудовлетворенностью личных потребностей и естественных нужд. Сердце жаждет блаженства и стремится к нему. Это стремление нельзя объяснить, исходя из привязанности или влечения человека к чему-то конечному. Ведь ничто мирское не в состоянии реализовать это сердечное требование сполна. Так, испытав, казалось бы, все возможные удовольствия — мудрости, власти, богатства, славы, здоровья, отцовства и многоженства, — царь Соломон пришёл к убеждению, что всё на земле — суета. Почему? Потому что, по строгому счёту, зов сердца влечёт человека не к радостям мира сего, а к иному: к Источнику высшего и непрестанного блаженства. И этот Источник — Господь. Только Он, будучи истинной, самосущей Жизнью, обладает полнотой мыслимых и немыслимых жизненных благ; только в Нём можно обрести подлинное счастье и вечный покой.
Благодаря совести человек сознаёт добро и зло. Совесть — мерило, справедливый и неподкупный судья наших мыслей, желаний и действий, то карающий беспокойством и угрызениями за дурное, то вознаграждающий за хорошее радостью и миром в душе. Совесть не есть нечто приобретенное, ни плод воспитания человека, ведь она присуща даже и закоренелым злодеям. Она не является результатом свободных раздумий, ведь её позывы нередко звучат вопреки личным симпатиям и антипатиям, наперекор нашим помыслам и решениям. Совесть имеет такое же прочное основание в душе человека, как разум и воля. Под влиянием регулярно совершаемых грехов силы души омрачаются. В результате, в человеке возрастает склонность к самооправданию, а чувствительность к голосу совести приглушается. Но даже и в таких обстоятельствах совесть не перестает заявлять о себе как законодатель, свидетель и мздовоздаятель: её нельзя упразднить. Почему? Потому что она вкоренена в саму сущность людей и обнаруживается в нас как требование высшего, доброго и справедливого Существа, каковым и является Бог.
VI.​
Другая область проявления естественного откровения — история. Поскольку Бог непрестанно присутствует в мире и направляет ход его развития к предначертанным целям, мы можем выявить Его участие в жизни народов. Классическим примером откровения Бога в истории можно назвать сохранение Израильского народа, выжившего и приумножившегося в обстановке неприятельского окружения, внешней угрозы, вражды. Не менее убедительной иллюстрацией служит триумфальное распространение Вселенской Православной Церкви в эпоху языческих гонений.
VII.
​Подводя под сказанным черту, приходим к выводу: опираясь на естественное откровение человек в состоянии заключить о бытии Божьем и составить представление о Его совершенствах: о том, что Бог — Творец нашего мира и Вседержитель; о том, что Ему по природе присущи высочайшие разум и воля; что Он благ, справедлив, добр, мудр и могущественен. Всё это указывает на личностность, а значит и на возможность богообщения. Представляя Создателя Бесконечным и Величайшим, уверяемся в отсутствии прочих богов (ибо сравняться можно лишь с существом ограниченным, а не с абсолютным).
При всей значимости естественного богопознания, признаём, что для формирования религиозного союза Бога и человека оно не является самодостаточным. И вот почему.
— Многие фундаментальные истины веры не выводятся прямо из естественного опыта. Например, знание о троичности Бога по Лицам, о происхождении зла, предназначении человека, будущем воскресении мертвых, вечной участи праведников и беззаконников является сверхопытным. Религиозные знания, приобретаемые посредством естественного откровения, смутны и неясны в сравнении со знаниями, дарованными Богом непосредственно.
Отчасти это связано с нашей ограниченностью и греховностью, отчасти — с тем, что в конечном творении невозможно отыскать того, что было бы сравнимо с беспредельным Творцом. Весьма показателен фрагмент сочинения Цицерона «О природе богов»: «Если спросишь меня, что такое бог или каков он, то я сошлюсь на Симонида, который, когда его об этом же спросил тиран Гиерон, потребовал себе один день на размышление. Когда Гиерон повторил свой вопрос на следующий день, Симонид попросил уже два дня срока. Когда же он каждый раз стал удваивать число дней, удивленный Гиерон спросил, почему он так делает? Потому, ответил тот, что чем дольше я размышляю, тем этот вопрос кажется мне более темным. Я же думаю, что Симонид, бывший не только приятным поэтом, но и в других вопросах, как передают, человеком ученым и мудрым, так как ему пришло в голову много глубоких и тонких мыслей, стал сомневаться, какая из них самая истинная и, наконец, совсем отчаялся найти её» .
Учитывая, что наш мир часто ассоциируется с книгой, составленной Богом (которую нужно читать), можно сказать, что в какой-то мере разница между естественным и сверхъестественным откровением аналогична различию, существующему между знанием о писателе, приобретённом на основании анализа его творчества, и тем представлением, которое формируется в процессе очного, доверительного общения с ним.
— Данные, приобретаемые на основании естественного откровения, легко уязвимы для ложных интерпретаций. Скажем, наличие зла и несправедливости в мире, непонимание, почему праведники страдают, а грешники благоденствуют, способно поколебать веру в существование всемогущего, благого и правдолюбивого Небесного Царя.
— Какими бы точными ни были доводы естественного богопознания, они не имеют той убедительности, что характерна для знаний, полученных от Бога «лицом к лицу».
— Естественное богопознание не удовлетворяет религиозным стремлениям человека настолько, насколько это возможно при изучении сверхъестественного откровения, и, тем более, при непосредственном восприятии этого откровения от Господа. Ведь одно дело — знать что-то о Боге, а другое — знать Самого Бога и иметь с Ним общение.
Все эти факторы показывают: человек имеет нужду в Сверхъестественном Откровении.
Леонов А. М. Преподаватель Догматического Богословия СПб ПИРиЦИ.
*******​
1.Добротолюбие. М.: Изд. Паломник, 2003.
2.Краткий философский словарь. М.: Изд. Государственное издательство политической литературы, 1955.
3.Преподобный Антоний Великий. М.: Изд. Сретенский монастырь, 2008.
4.Святитель Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. СПб.: Тзд. Наука, 2004.
5.Святитель Григорий Богослов. Творения. М.: Изд. Сибирская Благозвонница, 2007.
6.Преподобный Максим Исповедник. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия. М.: Изд. Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006.
7.Аристотель. Метафизика. М.: Изд. Эксмо, 2006.
8.Цицерон. Философские трактаты. М.: Изд. Наука, 1985.
9.Сагарда Н. Вера и жизнь христианская по учению святых отцов и учителей Церкви. М.: Изд. Паломник, 1996.
10.Божественное откровение и современная наука. Альманах, выпуск 1. М.: Изд. Паломник, 2001.
11.Святитель Дионисий Великий. Творения св. Дионисия Великого, епископа Александрийского, в русском переводе. СПб.: Изд. Олега Абышко, 2007.

Последние новости


  • ММК В ПОЛЬШЕ

    По милости Божьей прошла еще одна конференция в 2020 году. Бог был с нами. Его…


  • ПМК РИГА

    ВИДЕО ФОТО


  • Семинар сурдоперевода

    С 17-28.08.19. в нашей Церкви состоялось обучение по сурдо переводу. По милости Божией сестра Лариса…


  • Воскресная школа

    Открытие учебного года 2019-2020


  • ВЕНЕЦ 2019

    Вот и прошло прекрасное время- время лагерей. Это время, дарованное Господом прошло благословенно для каждого,…


  • КОНФЕРЕНЦИЯ В НАРВЕ

  • Поездка хора в Таллин

    15-16 июня состоялась поездка Рижского хора в город Таллин. Господь обильно излил Свою благодать. Хор…


  • КОНФЕРЕНЦИЯ В ВИЛЬНЮСЕ

    Господь подарил благословенное время, когда молодёжь из разных стран снова собралась вместе для духовного укрепления,…

  • Подростковая конференция

    16.03.2019 состоялась Прибалтийская подростковая конференция в Латвии, г.Рига. Главной темой конференции было место из Священного…

  • Прошедшие свадьбы

    3 ноября 2018 года в Риге состоялось бракосочетание брата Ивара и сестры Светланы 3 февраля…

  • Конференция в Легнице

    Вот уже на протяжении многих лет наша молодёжь получает приглашения на молодёжную конференцию в Легницу…

  • Конференция в Риге

    Прошла международная конференция в Риге. Бог обильно благословил молодёжное общение и темы ведущих братьев. Благодарение…