Отлучение от церкви проклятие

Содержание

Отлучить от церкви

Сразу хочу обозначить то, о чём мы будем рассуждать. Отлучение от Церкви не существует.

Для каждого из нас есть Светильник – Слово Божие, Иисус Христос. Именно Слово указывает нам путь. Именно по Слову мы будем судимы. Все наши дела и поступки должны соответствовать Слову. Тем более, должны соответствовать Слову наши слова, наше исповедание.

Есть одно место в Слове, где используется слово «отлучить»

От любви Бога – значит от Самого Бога, значит от Христа, от Церкви, от Тела Христа.

История отлучения

Я думаю, что эта практика, отлучение от церкви, появилась в средние века. Дело в том, что раньше людям было не позволено даже читать Слово.

Поэтому проверить истинность решений духовенства было непростой задачей. Тем более, что христианской ценностью считается смирение и послушание. К сожалению, эта истина изменилась и перешла на людей, хотя имела отношение именно к Богу и Его Слову. Апостолы говорили и поступали иначе. Смирение и послушание они понимали именно так, как это преподнесено в Слове.

Как мы видим, практика проявления власти одних людей над другими проявлялась во все времена. Мы читаем в новом завете, что людям ЗАПРЕЩАЛОСЬ признавать Иисуса за Христа, за это могли отлучить от синагоги. Поэтому отлучение, как и многие другие пережитки религий, перекочевали в христианство под видом правды.

Суть отлучения

Отлучение подразумевает, что с человеком перестают общаться, не приветствуют, не допускают к официальным служениям (проповедь, хор, работа с детьми) до определенного времени, пока главные люди в собрании не решат, что человек перестал делать то, за что его отлучили.

Сегодня отлучают от церквей не только за грехи, но и за непослушание решениям братских советов, за то, что люди сомневаются в истинности тех или иных доктрин, пришедших не из Библии. Вот некоторые причины, по которым людей верующих могут отлучить от церкви.

— грех. Причем не имеет значения – покаялся человек или нет.

— противление служителям или правилам сообщества

Рассмотрим их по отдельности.

Отлучение за грех.

Как ни странно, но основанием того, чтобы отлучить человека служит место из послания к Коринфянам, где Павел говорит о «предании сатане во измождение плоти». Это как в случае рукоположения пастыря приводят пример рукоположение пресвитера.

В принципе, выглядит всё очень правильно и логично – согрешил человек, об этом узнали или сам признался и сообщество принимает решение такого отлучить. Но давайте посмотрим, что именно нам говорит Слово.

Если человек согрешил, исповедал свой грех перед Богом, то Слово говорит, что этот человек прощен Богом.

Деление грехов

Есть такая особенность. Грехи почему-то делятся на те, за которые можно отлучать, за которые можно поставить человека на замечание и те, на которые не обращают внимание, в крайнем случае, пожурят.

Хочу сразу определиться с этим вопросом – Слово не делит грехи на тяжкие или нет. Есть только грех к смерти, который не прощается – хула на Духа. Все остальные грехи прощаются по Слову.

Как вывод

Получается, что если человек покаялся, исповедал свой грех перед Богом и получил, по Слову, прощение от Бога. Но он не прощается сообществом людей, которые отлучают его. Они считают его грешником.

Второй момент. Если человек грешит и НЕ КАЕТСЯ. Здесь также есть два библейских метода.

Первый – это вразумление человека, его ИСПРАВЛЕНИЕ духовными членами Тела.

И второй. Когда человек понимает, что грешит, но всё равно считает себя верующим, не собираясь расставаться с грехом. В этом случае есть наказание.

Очень ясное определение – НАЗЫВАЯСЬ БРАТОМ, ОСТАЕТСЯ блудником, пьяницей…

Есть такое слово – покаяние. Когда человек, осознает грех и принимает решение избавиться от него. Он может сражаться, падать и вставать, противостоя искушению. А есть те, кто ничего не делает, и считает, что ему НЕ НАДО меняться и бороться – всё равно Бог его любит и он спасен. Это ужасная ересь и заблуждение. Это тот самый горький корень, от которого могут оскверниться другие.

Просто представьте, что человек видит верующего, который сокрушается о своих грехах, борется, молится, просит помощи Церкви. И так же видит другого верующего, который пьёт, курит, колется и в тот же момент принимает вечерю, проповедует, говоря о Божьей любви.

Отлучение за непослушание

Одно из самых распространенных наказаний. Потому что в этом случае человек посягает на то, благодаря чему держится та или иная деноминация, организация.

Представим верующего человека, который покаялся, выполнил все условия для вступления в членство церкви, подписал необходимые документы. И вот, читая Библию, он видит, что детей, оказывается, крестить нельзя. Что крещение – это обещание Богу следовать Его Слову, обещание доброй совести. Дети не могут этого сделать.

Он начинает говорить об этом другим людям и его вызывают на братский совет и предупреждают, что он распространяет учение, противоречащее учению организации. Ему запрещают об этом говорить или предлагают уйти из их организации в ту, где его воспримут. И если этот человек считает справедливым говорить то, что думает и что ему открыто – его отлучают от этой организации.

Я описал один из случаев. Их существует много. Но у них один шаблон – не нравятся наши правила – иди в другое место или мы тебя накажем. Как вам кажется – это имеет какое-то отношение к Церкви Божией? Может Христос так поступал?

Не бойтесь

Я хочу обратиться к тем, кого пугают отлучением за истину, кого пугают тем, что если тебя отлучат, то Христос отвернется от тебя. НЕ ВЕРЬТЕ!! Это ложь. Даже блудницу Иисус не осудил и не выгнал, но сказал, чтобы она не грешила. Ваша неверность не отменит верности Бога. Христос никогда не отвернется от вас, если вы не отречетесь от Него.

Поэтому не бойтесь говорить правду, не бойтесь быть свободными. Отец никогда не оставит вас.

Отлучение от церкви

Итак – отлучение от церкви не может быть в принципе. Нет ни одного места Писания, которое бы говорила об этом. Есть практика предания сатане во измождение плоти за то, что человек богохульствует или, называясь братом, ОСТАЕТСЯ блудником (например живет без росписи, «гражданским браком»).

Если вы грешите и говорите, что это не имеет значения у Бога – вы кандидат на то, чтобы к вам применили подобное наказание. Если вы богохульствуете – вы кандидат. НО!! Не на отлучение от церкви. На предание сатане во измождение плоти.

Как вывод могу сказать. В Слове написано – что вы свяжете на земле, то будет связано на небесах. Но, если бы ВСЁ, что люди связывают на земле, было бы связано на небесах, то там был бы такой же хаос, как и здесь. Но Царство Божье регулируется законами Царства. Отлучение от церкви не существует. Помните!!!

Анафема

Есть такое выражение в новом завете, и будет не верно пропустить его. На этой странице мы разберем действие анафемы.

Отлучение от церкви, проклятие

Смотреть что такое «Отлучение от церкви, проклятие» в других словарях:

  • отлучение от церкви — сущ., кол во синонимов: 3 • анафема (8) • проклятие (11) • церковное осуждение (3) … Словарь синонимов

  • проклятие — сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? проклятия, чему? проклятию, (вижу) что? проклятие, чем? проклятием, о чём? о проклятии; мн. что? проклятия, (нет) чего? проклятий, чему? проклятиям, (вижу) что? проклятия, чем? проклятиями, о… … Толковый словарь Дмитриева

  • проклятие — Анафема. Прот … Словарь синонимов

  • ПРОКЛЯТИЕ — ПРОКЛЯТИЕ, я, ср. 1. Официальное отлучение от церкви, анафема. Наложить п. Предать проклятию еретика. 2. Крайнее и бесповоротное осуждение (высок.). П. палачам. 3. Бранное слово, выражение негодования. Осыпать проклятиями кого н. 4. проклятие!… … Толковый словарь Ожегова

  • Отлучение Толстого — Эта статья входит в тематический блок Толстовство Яснополянские сподвижники Бирюков · Бодянский · В. Булгаков · Горбунов Посадов · Гусев · Наживин · Сулержицкий · Трегубов · Хилков · Хирьяков · Чертков Зарубежные последователи Арисима · Ганди · … Википедия

  • Проклятие — 1) ♦ (ENG curse) устное пожелание вреда или зла другому человеку. Грех, болезнь, смерть это проклятия человечеству за грехи (Быт. 3:16 19). Проклятие Бога было способом проведения в жизнь закона Моисея, нарушители к рого навлекли на себя… … Вестминстерский словарь теологических терминов

  • Проклятие — I ср. 1. Осуждение, отвержение, сопровождаемое каким либо зловещим пожеланием. отт. Церковное осуждение, отлучение от церкви; анафема. 2. Резкое осуждение кого либо, чего либо; возмущение кем либо, чем либо. 3. Слово, выражающее резкое осуждение… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Проклятие — I ср. 1. Осуждение, отвержение, сопровождаемое каким либо зловещим пожеланием. отт. Церковное осуждение, отлучение от церкви; анафема. 2. Резкое осуждение кого либо, чего либо; возмущение кем либо, чем либо. 3. Слово, выражающее резкое осуждение… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Проклятие — I ср. 1. Осуждение, отвержение, сопровождаемое каким либо зловещим пожеланием. отт. Церковное осуждение, отлучение от церкви; анафема. 2. Резкое осуждение кого либо, чего либо; возмущение кем либо, чем либо. 3. Слово, выражающее резкое осуждение… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • проклятие — ПРОКЛЯТИЕ, ПРОКЛЯТЬЕ, я; ср. 1. Крайнее, бесповоротное осуждение кого , чего л., знаменующее полный разрыв с кем , чем л., отторжение (от себя, от общества). Предать проклятию войну, национальную вражду. П. оккупантам. Материнское п. // Церковное … Энциклопедический словарь

Ана́фема (греч. ἀνάθεμα — «отлучение» от ἀνατίθημι — «возлагать, накладывать») — изначально — жертва богам по данному обету, посвящение божеству; позже — отделение (кого-либо от общины), изгнание, проклятие.

В русском языке имеет несколько значений:

  1. Отлучение христианина от общения с верными и от таинств, применяемое в качестве высшего церковного наказания за тяжкие прегрешения (прежде всего за измену православию и уклонение в ересь или раскол) и соборно провозглашаемое.
  2. Проклятие (устаревшее).
  3. В русском просторечии употреблялось как бранное слово; имеет производное прилагательное анафемский, в современной речи практически не употребимое.

Согласно «Православной энциклопедии» (2000), «церковную анафему (или великое отлучение) не следует смешивать с „отлучением“ (ἀφορισμός), которое представляет собой временное исключение индивида из церковной общины с запретом участвовать в таинствах и (для духовных лиц) занимать церковные должности. Называемое иногда также „малым отлучением“, оно в отличие от анафемы служит наказанием за меньшие проступки, например: воровство, блуд, участие в получении церковной должности с помощью взятки и т. п., не требует соборного решения и не нуждается в соборном провозглашении для вступления в силу».

Церковное право рассматривает анафему как форму наказания в виде лишения «прав и благ, находящихся в исключительном распоряжении Церкви», применимого лишь к членам церкви.

Происхождение термина

У языческих авторов (Гомер, Софокл, Геродот) означал «нечто, посвящённое богу; дар, приношение в храм», то есть чуждое обыденному употреблению.

В Септуагинте был использован для передачи древнееврейского термина ивр. חֵרֶם‎ (херем) — нечто проклятое, отверженное людьми и обречённое уничтожению (Чис.21:2-3, Лев.21:27, Втор.7:26, Втор.13:15-17, Нав.6:17, Нав.7:11, Зах.14:11). В синодальном переводе Ветхого Завета переведён термином заклятое.

В Новом Завете слово «анафема» употребляется несколько раз апостолом Павлом:

8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.

9 Как прежде мы сказали, и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.

(Гал.1:8,9)

Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маранафа
(1Кор.16:22)

В греческом оригинале это слово также встречается в книге Деяний, хотя и в другом переводе:

Они, придя к первосвященникам и старейшинам, сказали: мы клятвою заклялись не есть ничего, пока не убьем Павла.
(Деян.23:14)

Слово «анафема» в данном случае переведено, как «клятвою».

При этом Павел считается с установившейся синагогальным значением анафемы и не употребляет его когда речь идёт об осуждении коринфского кровосмешения (1Кор.5:13), показывая что христианское отлучение есть нечто отличное от ветхозаветного термина херем. В Новом Завете слово анафема встречается шесть раз: дважды в указанном выше послании апостола Павла к Коринфянами, дважды в его послании к Галатам (Гал.1:8-9), один раз в книге Деяний и один раз в послании Павла Римлянам.

Иоанн Златоуст в 16-ой Беседе на Послание апостола Павла к Римлянам на вопрос «Что такое анафема?» отвечает — «анафема, то есть да будет отлучен от всех и будет чужим для всех». Сократ Схоластик в своей «Церковной истории» даёт следующее определение анафемы: «так мы, христиане, обыкновенно называем приговор против богохульника, когда свое мнение объявляем всем, выставляя его как бы на столбе».

Апостольские правила не употребляют слово анафема, заменяя его указанием «да будет отлучен от общения церковного». Епископ Смоленский Иоанн (Соколов) в своём толковании на 10-е апостольское правило пишет:

Церковное отлучение в правилах и древних обычаях Церкви имело три степени:

  1. отлучение от святых Таин, без лишения церковных молитв и духовного общения верных;
  2. не только лишение святых Таин, но и молитв и духовного общения верных;
  3. совершенное отлучение, или изгнание из самого общества Христиан с лишением всякого, не только духовного, но и внешнего с ними общения: анафема.

Термин анафема впервые был употреблён в канонах Эльвирского собора (начало IV века), а сама каноническая формула «если кто-либо… да будет анафема» окончательно утвердилась в канонах после Гангрского собора (ок. 340 года).

Случаи анафемствования

Анафема до разделения церкви в 1054 году

Слово анафема входит в употребление с IV века (соборы Лаодикийский и Эльвирский) и становится господствующим в церковной практике начиная со времён Халкидонского собора (451 год). Традиционной формой анафемствования становится: «Имярек да будет анафема».

  • 325: анафема арианству на Первом Вселенском соборе.
  • 341: на Антиохийском соборе восемьдесят семь собравшихся прелатов предали анафеме Афанасия Великого. В свою очередь Афанасий предал анафеме осудивших его прелатов. Затем Афанасий был дважды отлучен от церкви тридцать седьмым папой Либерием. И папа Либерий и Афанасий Великий впоследствии были причислены к лику святых.
  • 518: Константинопольский Патриарх Иоанн II подтвердил постановления Халкидонского собора и предал анафеме распространителя евтихиевой ереси епископа Севира Антиохийского.
  • 536: анафема Юлиану Галикарнасскому.
  • 633: на V Толедском Соборе анафема всем домогавшимся царского сана, без наличия на то прав по происхождению, а также «злословившим государя».
  • 680: Агафон (папа римский) предал анафеме лидера монофелитов Антиохийского Патриарха Макария, а также покойных Константинопольских Патриархов Сергия, Пирра, Павла, Петра и Папу Гонория I; каковые были анафематствованы и Шестым Вселенским собором.
  • 754: анафема иконопочитания на иконоборческом соборе в Константинополе — Иоанн Дамаскин был четырежды подвергнут анафеме, но VII Вселенский собор подтвердил верность его учения.
  • 843: Константинопольский собор анафемствовал иконоборчество.
  • 878: Папа Иоанн VIII предал анафеме патриарха Фотия.
  • 1054: Константинопольский Патриарх Михаил Кируларий и легат папы Льва IX кардинал Гумберт предали друг друга анафеме.

В Русской Церкви

В православной (греческой) богослужебной традиции с 843 года существует особый чин Торжества Православия (Последования в неделю Православия, иначе Сино́дик), совершаемый в первую Неделю (воскресенье) Великого поста — ежегодное провозглашение догматов веры, анафемы ересям и еретикам, вечной памяти усопшим и многолетия здравствующим верным. В России чин Православия был введён в XIV веке на основе греческого синодика с прибавлением сначала имён «новых еретиков», как-то, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и других.

В 1766 году Святейший Синод одобрил новую редакцию «Последования в неделю Православия» (была напечатана в 1767), обязательную для всех епархий; чин стал совершаться только епархиальным архиереями в кафедральных соборах. Одновременно в число анафематизмов была включена анафема тем, кто помышляет, «яко православнии государи возводятся на престол не по особливому о них Божию благоволению и при помазании дарования Святаго Духа к прохождению великаго сего звания в них не изливаются».

В 1801 году чин анафематствования был сокращён: в нём перечислялись теперь только сами ереси, без упоминания имён еретиков, а из имён государственных преступников оставлены только Г. Отрепьев и И. Мазепа. Позднейшая синодальная редакция 1869 года содержала 12 общих анафематизмов; были опущены все имена и в 11-й анафематизм вставлена общая фраза о «дерзающих на бунт и измену» против «православных государей».

Согласно определению Синода от 2 — 4 апреля 1902 года № 1495, во всех храмах сельских и городских (не кафедральных соборах) стало совершаться «Последование молебнаго пения об обращении заблудших, певаемаго в неделю Православия и во иных случаях» — без анафематизмов.

В практике современного Московского Патриархата, видимо, начиная с 1919 года, анафематствования опускаются; совершается полностью с определёнными добавлениями в РПЦЗ.

В Московском царстве в XVI—XVII веков, а также в Российской империи XVIII века анафеме предавались не только преступники против веры и Церкви, но и государственные преступники; анафематствование часто влекло гражданскую казнь.

Некоторые случаи анафематствования в Русской церкви:

  • 1329: Феогност (митрополит киевский) посетил Новгород и, по настоянию великого князя Иоанна Даниловича, отлучил тверского князя Александра Михайловича, не желавшего ехать в Орду на суд к Хану, и псковичей, принявших его сторону.
  • 1375: стригольникам
  • 1378: святой Киприан, Митрополит Киевский и всея Руси, анафематствовал Дмитрия Донского, который, несмотря на это, позднее был прославлен в лике святых.
  • 1490: (при митрополите Зосиме) и 1504 (при митрополите Симоне) на Соборах осуждена ересь жидовствующих. После чего еретиков жестоко казнили.
  • 1604: Гришке Отрепьеву
  • 1654: Анкудинов, Тимофей Дементьевич изобличён как самозванец и казнён (четвертован) в Москве. Предан анафеме и включался в список анафематствуемых в Неделю православия вплоть до времён Павла I.
  • 1656: на Соборе было осуждено двуперстное крестное знамение. Однако в 1929 и 1971 годах Русская Церковь это осуждение сняла, а старые русские обряды, в том числе двуперстие, признала равночестными новым и спасительными (см. ниже).
  • Соборы 29 апреля 1666; и в ноябре 1666 — мае 1667, последний под председательством Московского Патриарха Иоасафа II и с участием Патриархов: Александрийского Паисия и Антиохийского Макария 13 мая 1667 — раскольникам-старообрядцам.
  • 1671: Разин, Степан
  • 1690: Собор под председательством Патриарха Иоакима анафематствовал «хлебопоклонническую ересь», осудил на сожжение сочинения Феодора Медведева и запретил читать многие произведения южнорусских учёных, «имеющих единоумие с папою и западным костелом».
  • 1708: Мазепа
  • 1713—1723: предан суду и анафематствован «иконоборец» Д. Тверитинов.
  • 1775: Пугачёв, Емельян (анафема снята перед казнью).
  • 1901: определение Святейшего Синода, констатировавшее отпадение от церкви графа Льва Толстого (см. Определение Святейшего Синода о графе Льве Толстом). При этом ни в одном из храмов анафема Толстому не провозглашалась.
  • 1918: Святейший Патриарх Тихон предал анафеме тех, кто «гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово, и вместо любви христианской всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани.
  • 30 декабря 1959 года: Священный Синод РПЦ под председательством Патриарха Алексия вынес постановление (журнал № 23): „Бывшего протоиерея и бывшего профессора Ленинградской духовной академии Александра Осипова, бывшего протоиерея Николая Спасского и бывшего священнослужителя Павла Дарманского и прочих священнослужителей, публично похуливших имя Божие, считать изверженными из священного сана и лишенными всякого церковного общения <…> Евграфа Дулумана и прочих бывших православных мирян, похуливших Имя Божие, отлучить от Церкви“.
  • 1970: Архиерейский Собор Русской православной церкви заграницей провозгласил анафему В. И. Ленину.
  • 1983: Архиерейский Собор Русской православной церкви заграницей провозгласил анафему сторонникам экуменизма.
  • В Определении Архиерейского собора 1994 года Русская православная церковь использовала формулировку » отлучили себя от Православной Церкви» в отношении последователей языческих, теософских, оккультных «сект» и новых религиозных движений. Данная формулировка восходит к Определению 1901 года по Льву Толстому: «отторг себя сам от всякого общения с Церковию православною».
  • 1997: Якунин, Глеб Павлович.
  • 1997: Филарет (Денисенко).
  • 2009: Епархиальный совет Псковской епархии (не упоминая имени правящего епархиального архиерея, которому, согласно канонам и нормативным документам РПЦ, принадлежит право налагать прещения) принял решение отлучить от Церкви журналиста Олега Дементьева «в связи с непрекращающейся гнусной клеветой и сатанинской ложью в адрес насельниц Спасо-Елеазаровского монастыря и в частности игумении Елисаветы (Беляевой)», создав прецедент использования положений пункта 3 главы XV «Основ социальной концепции Русской православной церкви». (Решение об отлучение Дементьева Псковской епархией не может вступить в законную силу до утверждения Патриархом — согласно Уставу РПЦ (пункт 5 главы VII) и Положению о церковном суде (пункт 4 статьи 47)). Журналист подал в суд иск к Псковской епархии РПЦ о защите чести и достоинства, утверждая в числе прочего, что он не крещён, и предание его анафеме невозможно.

Снятие анафемы в православии

По мнению авторов Православной энциклопедии (2000 год; непосредственный автор статьи — К. А. Максимович), анафема может быть снята при условии принесения покаяния анафематствованным лицом — органом, её наложившим; может быть снята и посмертно, в каковом случае допускаются все виды поминовения усопшего. Однако единственное известное из практики Русской Церкви снятие соборно наложенной анафемы — решение о снятии клятвенных запретов на придерживающихся «старых обрядов» Московского Собора 1667 года, зафиксированное в Синодальном определении 1929 года («разрушаем и уничтожаем и яко не бывшие вменяем») и утверждённое Поместным Собором РПЦ 1971 года — произошло по инициативе священноначалия РПЦ и безо всякого покаяния со стороны анафематствованных или даже каких-либо просьб со стороны последних.

Московский же князь Дмитрий Донской, анафематствованный законным Киевским митрополитом Киприаном за антицерковную деятельность, был безо всякой процедуры снятия анафемы прославлен в лике святых Поместным Собором РПЦ 1988 года.

Широко известное обоюдное снятие анафем патриархом константинопольским Афинагором и папой римским Павлом VI в 1964 году в Иерусалиме произошло на основе взаимной политической договорённости.

В католической церкви

  • 1080 г. — Папа Григорий VII вторично подверг императора Генриха IV анафеме
  • ок. середины XI века — Иоанн Итал, византийский философ XI века
  • 1179 г. — Нигилизм, предан анафеме папой Александром III
  • 1281 г. — Мартин IV (папа римский) предал анафеме византийского императора Михаила Палеолога как еретика и схизматика.
  • 1411 г. — Ян Гус
  • 1415 г. — Папа предал анафеме город Жатец
  • 1466 г. — Король Чехии Иржи (Георгий), был предан анафеме папой Павлом II и низложен.
  • 1453 г. — Жанна д’Арк, сожжена, впоследствии оправдана и в 1920 году причислена к лику святых
  • 1497 г. — Савонарола, Джироламо был отлучён от церкви папой римским Александром VI
  • 1521 г. — Мартин Лютер
  • 1541 г. — отлучение от католической церкви Генриха VIII
  • 1600 г. — Джордано Бруно, сожжён.
  • 1738 г. — Масоны
  • 1865 г. — Папа Пий IX, автор «Силлабуса» — «Списка важнейших заблуждений нашего времени», предал анафеме пантеизм, натурализм, рационализм, социализм, коммунизм, тайные общества, библейские общества, принципы свободы совести и отделения Церкви от государства, выступающих против Церковного государства, считающих протестантизм одной из Церквей и др.
  • 1897 г. — Лео Таксиль, известный писатель, критик клерикализма.

С 1983 года в Римско-католической церкви после принятия нового Кодекса канонического права термин анафема больше не используется.

Примечания

  1. Древнегреческо-русский словарь Дворецкого
  2. 1 2 3 4 К. А. Максимович Анафема // Православная энциклопедия. Том II. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — С. 274-279. — 752 с. — 40000 экз. — ISBN 5-89572-007-2
  3. Анафема // Толковый словарь русского языка Ушакова
  4. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. Т. 1. А—Й. — стр. 37.
  5. Павлов А. С. Курс церковного права. Св. Троице-Сергиева Лавра. 1902. С. 419
  6. Цыпин В. Церковные наказания / Церковное право
  7. Позиция Митрополита Кирилла // «Комсомольская правда», 12.07.2000 г.
  8. Сократ Схоластик. Церковная история. VII. 34
  9. Цит. по «Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима (Милаша), епископа далматинско-истрийского» Перевод с сербского. М., 1993 г.
  10. Halduini Acta conciliorum, Правило 75
  11. Васильев А. А. История Византийской империи
  12. Достоверно известно, что по крайне мере в некоторых епархиях, в том числе в Москве собором архиереев во главе с Патриархом Тихоном, анафематствование совершалось в Неделю Православия 11/24 марта 1918 года с 11-м анафематизмом в новой редакции, принятой Поместным Собором 27 февраля (12 марта) 1918 года: вместо прежних слов («Помышляющим, яко православнии государи…») следующий текст: «Глаголящим хульная и ложная на святую веру нашу и Церковь, восстающим на святыя храмы и обители, посягающим на церковное достояние, поношающим же и убивающим священники Господни и ревнители веры отеческия, анафема.» (см. «Московскія Церковныя Вѣдомости». 1918, № 6, стр. 4—5.)
  13. Анафематствования в позднейшей синодальной редакциина сайте ХХС
  14. Чин, бываемый в Неделю Православияв редакции РПЦЗ
  15. Аудио чинопоследования
  16. 1 2 Послание митрополита Киприана игуменам Сергию и Феодору.
  17. Предел Освященного Собора 1667 гласил: «…Аще ли же кто и не покорится святой восточной церкви и сему освященному Собору, или начнет прекословити, и противлятися нам и мы таковаго противника, данною нам властию от всесвятаго и животворящаго Духа, аще ли будет от освященнаго чина, извергаем, и обнажаем его всякаго священнодействия, и проклятию предаем. Аще же от мирскаго чина будет, отлучаем, и чужда сотворяем, от Отца и Сына и Святаго Духа: и проклятию и анафеме предаем, яко еретика и непокорника; и от православнаго всесочленения, и стада, и от церкве Божия отсекаем, яко гнил и непотребен уд, дондеже уразумится и возвратится в правду покаянием. А кто не уразумится, и не возвратится в правду покаянием, и пребудет во упрямстве своем: да будет и по смерти отлучену и часть его и душа со Иудою предателем, и с распеншими Христа жидовия: и со Арием, и с прочими проклятыми еретиками. Железо, камение и древеса, да разрушатся, и да растлятся: а той, да будет не разрешен, и не растлен, И яко тимпан, во веки веков, аминь»

    — Ф. Е. Мельников. Краткая история Древлеправославной (старообрядческой) церкви

  18. СЛЕДСТВЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ Е. ПУГАЧЕВА
  19. Проклятье, которого не было. Церковь и Толстой: история отношений
  20. Послание патриарха Тихона от Января 19 дня, 1918 г.
  21. ЖМП. 1960, № 2, стр. 27.
  22. Православная Русь. 1970. № 1. С. 4. Цит. по: Андрей Кострюков, кандидат исторических наук, кандидат богословия. Ленин: забытая анафема // Православное информагентство „Русская линия“, 29.01.2009
  23. Нападающим на Церковь Христову и учащим, яко Она разделилась на ветви, яже разнятся своим учением и жизнию, и утверждающим Церковь не сущу видимо быти, но от ветвей, расколов и иноверий соединитися имать во едино тело; и тем, иже не различают истинного священства и таинств Церкви от еретических, но учат, яко крещение и евхаристия еретиков довлет для спасения, и тем, иже имут общение с сими еретиками или способствуют им или защищают их новую ересь экуменизма, мняще ю братскую любовь и единение разрозненных христиан быти: анафема».

    — «Православная Русь», №10 (1271) 15/28 мая, 1984 г., Типография преп. Иова Почаевскаго, Св.-Троицкий Монастырь, Джорданвилль, Н. Й., США, с. 3, кол. 2.; цит. по: Экуменизм — путь, ведущий в погибель (Первое издание: Джорданвилль, 1992 г.)

  24. Возродилось язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Еленой Блаватской, претендовавшей на обладание некоей «древней мудростью», сокрытой от непосвященных. Усиленно пропагандируется «Учение живой этики», введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также Агни Йогой.
    <…>
    Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви.

    — Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 29 ноября — 2 декабря 1994 года, Москва. М.: Издательство Московской Патриархии, 1995. С.178

  25. Акт об отлучении от церкви Глеба Якунина
  26. Акт об отлучении от Церкви монаха Филарета
  27. Отлучение от Церкви журналиста Дементьева О. В. // Официальный сайт Псковской епархии, 17 августа 2009 года
  28. Псковская епархия предала анафеме журналиста Интерфакс 18 августа 2009.
  29. В компании с Толстым. Псковская епархия предала критикующего ее журналиста анафеме // Новые известия, 19 Августа 2009 г.
  30. Подвели под монастырь // Группа «Эксперт», 19 августа 2009
  31. Устав Русской Православной Церкви. Глава VII. Церковный суд
  32. Положение о церковном суде Русской Православной Церкви (Московского Патриархата). Глава 5. Порядок церковного судопроизводства в епархиальных судах и в Общецерковном суде первой инстанции
  33. В Патриархии разъяснили, что анафема псковскому журналисту в силу еще не вступила NEWSru 28 августа 2009.
  34. Исковое заявление журналиста Олега Дементьева о возмещении морального вреда
  35. Анафема: сущность и история (По материалам «Православной Энциклопедии») на официальном сайте УПЦ
  36. Деяние архипастырей православной св. Церкви в Союзе С. С.Р., возглавляемых Московской Патриархией
  37. ДЕЯНИЕ ОСВЯЩЕННОГО ПОМЕСТНОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ОБ ОТМЕНЕ КЛЯТВ НА СТАРЫЕ ОБРЯДЫ И НА ПРИДЕРЖИВАЮЩИХСЯ ИХ: ЖМП. № 6, 1971 г.
  38. Жизнь Дмитрия Донского
  39. Цит. по: Беленький М. С., к. ф. н. Лео Таксиль и его «Забавная Библия» // Таксиль Лео. Забавная Библия. Изд. 3-е. М., 1976. — С. 7

> См. также

  • Анафема гетману Мазепе
  • Отлучение от церкви
  • Епитимия
  • Херем

Ссылки

В Викисловаре есть статья «анафема»

анафема

В Википедии есть страница «анафема».

Слово дня 01 ноября 2006.

Русский

В Викиданных есть лексема анафема (L86319).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. ана́фема ана́фемы
Р. ана́фемы ана́фем
Д. ана́феме ана́фемам
В. ана́фему ана́фемы
Тв. ана́фемой
ана́фемою
ана́фемами
Пр. ана́феме ана́фемах

а·на́-фе-ма

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -анафем-; окончание: -а .

Произношение

  • МФА: ед. ч. , мн. ч.

Семантические свойства

Значение

  1. религ. проклятие, в особенности, возложенное церковью ◆ Однако, эта анафема не принята в Русской Православной Церкви, точно также как не принята, скажем, анафема Толстого. Георгий Орлов, «Русские православные масоны и православие», 2003 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. перен., прост., бранн. негодяй, негодник ◆ На собачьей свадьбе и то веселей, там хоть шерсть кобели один на одном рвут, шуму много, а тут ни выпивки, ни драки, будь они, анафемы, прокляты! М. А. Шолохов, «Тихий Дон», 1940 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. отлучение
  2. негодяй, негодник

Антонимы

  1. благословение, осанна
  2. молодец

Гиперонимы

  1. проклятие, зло

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: анафематизм
  • прилагательные: анафемический, анафемский

Этимология

Происходит от др.-греч. ἀνάθεμα «отлучение; анафема; отлучённый», от ἀνατίθημι «возлагать; откладывать», далее из ἀνά «вверху, вверх, обратно» (из праиндоевр. *an- «на-«) + τίθημι «класть» (восходит к праиндоевр. *dhe- «класть, девать»). В ряде европейских языков слово заимств. через поздн. лат. anathema «проклятие». Русск. анафема — из церк.-слав., др.-русск. анаѲема — то же (XII в.) Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • предавать анафеме
    • предать анафеме

Перевод

Список переводов

  • Английскийen: anathema
  • Болгарскийbg: анатема
  • Идоиio: anatemo
  • Испанскийes: anatema
  • Итальянскийit: anatema
  • Каталанскийca: anatema
  • Латинскийla: anathema
  • Литовскийlt: anatema
  • Македонскийmk: анатема
  • Немецкийde: Kirchenbann
  • Португальскийpt: anátema
  • Румынскийro: anatemă
  • Турецкийtr: aforoz
  • Финскийfi: anateema
  • Французскийfr: anathème
  • Хорватскийhr: anatema
  • Шведскийsv: anatema, bann
  • Эсперантоиeo: anatemo
  • Эстонскийet: anateem

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Отлучение

Жан-Поль Лоран. Отлучение от церкви короля Роберта Благочестивого в 998 г.
Париж, Музей Орсе. 1875.

Отлуче́ние — принудительное исключение лица или группы лиц из деятельности религиозной общины (конфессии, церкви и т. п.), обычно за серьёзное нарушение законов данной общины. Отлучение не обязательно означает, что отлучённый более не рассматривается как член данной конфессии; в разных религиозных традициях исторически встречаются и более мягкие формы отлучения — например, ограничение участия в религиозных ритуалах «до исправления и покаяния», временный запрет на общение с единоверцами. Иногда отлучение сопровождается особыми церемониями, провозглашением проклятий в адрес отлучаемого.

Язычество

Разные вариации отлучения существовало ещё в языческом мире. Плутарх и Корнелий Непот сообщали, например, об отлучении Алкивиада, которого обвинили в устройстве домашних богослужений (мистерий), «что по афинским представлениям считалось святотатством». Жрецы Демет­ры и Диониса предали Алкивиада проклятию, которое было вырезано на столбе и выставлено на афинской площади. Когда Алкивиад вернулся в Афины со славой победителя Спарты, восторженный народ заставил жрецов отменить проклятие, а столб сбросили в море.

У галлов, согласно книге Юлия Цезаря «Записки о Галльской войне», друиды в виде наказания могли отлучать от главного в друидизме обряда жертвоприношения и других ритуалов, причём не только отдельных людей, но и целые племена. Отлучённый считался про́клятым во всех территориях, где проживали кельтские племена, с ним не общались, он не имел права на судебную защиту или руководящую должность.

Иудаизм

Основная статья: Херем

В иудаизме полное отлучение называется «хе́рем» (ивр. ‏חרם‏‎, буквально: запрет). Херему подлежали евреи-вероотступники, поклоняющиеся идолам или иным богам, или соблюдающие какие-либо языческие культовые традиции. Это наказание налагалось еврейским судом и рассматривалось как постоянное отлучение, «гражданская смерть».

В Средние века были введены ступени херема — от 30-дневного отлучения от общины (ниддуй), включая запрет на посещение синагоги, и вплоть до полного и окончательного разрыва всех отношений с общиной. Первоначально на провинившегося обычно налагался ниддуй, и если в течение 30 дней ему не удавалось уговорить отменить кару, она продлевалась еще на 30 дней, после чего налагался херем. Перечень причин для отлучения был расширен, в него были включены, например, отказ предстать перед судом, пренебрежение к раввинским постановлениям, нарушение обета, небрежное содержание злой собаки, получение денег, не причитающихся по еврейскому закону или по постановлению нееврейского суда и т. п. Высшую и самую тяжёлую степень херема называют «Шаммата». В списке отлучённых — известные мыслители Уриэль Акоста, Бенедикт Спиноза.

Полное отлучение лишало отлучённого всяких гражданских прав и ставило вне закона; к нему никто не мог подходить ближе четырёх локтей; он не мог присутствовать в собрании, есть и пить вместе с кем-либо, наниматься или нанимать в работу, учить, быть учеником. Отлучённый не имел права умываться, надевать праздничную одежду; дети его не допускались к обрезанию, после смерти его могилу забрасывали камнями.

Христианство

Ранняя церковь

В христианской церкви понятие отлучения существовало изначально. Например, апостол Павел в Первом послании к коринфянам перечислил прегрешения, которые служат основанием для отлучения: «не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» (1Кор. 5:11). Общение с отлучённым служило основанием для нового отлучения. Изгнанный из одной христианской общины не мог найти приют ни в какой другой.

Когда христианство стало государственной религией, преступления против веры и нарушения правил вероучения стали рассматриваться как государственные преступления и в значительной мере перешли в область светского права (например, колдовство, прелюбодеяние. азартные игры и др.). Основанием для церковного отлучения мог стать только тяжкий грех, явный и несомненно доказанный, и оно не вступало в силу, если правонарушитель раскаялся. Ритуал отлучения за особо тяжкие грехи (ересь, открытое противодействие церкви и т. д.) часто сопровождался повсеместным провозглашением анафемы виновным.

Отлучение как мощный инструмент церковной политики неоднократно использовалось римскими папами в своих интересах: папа Виктор (II век) отлучил Поликарпа Смирнского и всю его общину за непослушание (позднее отлучение пришлось снять), папа Стефан (III век) за аналогичный грех отлучил всю карфагенскую церковь. Были даже случаи отлучения посмертно за ересь: на Втором Константинопольском соборе (553 год) были провозглашены или подтверждены давние анафемы антитринитариям и прочим еретикам — Оригену, Феодору Мопсуестийскому, Арию Александрийскому, Евномию Кизикскому, Македонию, Аполлинарию Лаодикийскому, Несторию и Евтихию.

Католицизм

См. Отлучение в католической церкви

В католической церкви решение об отлучении находилось в компетенции церковного суда. Средневековые канонисты различали несколько типов этого наказания:

  • Малое, или «врачующее» отлучение (excommunicatio medicinalis), которое не исключало из церкви, но запрещало участие в Евхаристии и других таинствах.
  • Простое отлучение (excommunicatio major simplex), которым занимались низшие церковные суды.
  • Анафема (excommunicatio major solemnis), решение о которой принимал епископат.

Два последних типа отлучения, в отличие от первого, относились к категории «смертоносных» (mortalis). Человек, подвергшийся смертоносному отлучению или анафеме, лишался права любого общения с верными, он должен был в одиночестве жить, молиться, принимать пищу. Он не мог быть судьёй, истцом, свидетелем, адвокатом, нотариусом, не мог заключать договоры, церковный брак, его завещание утрачивало силу. Если в течение установленного срока виновник не получал церковного прощения, то светский суд мог объявить его вне закона и конфисковать всё его имущество.

Для снятия отлучения была разработана специальная процедура. Сначала отлучённый каялся во вменённых ему грехах, просил прощения у церкви и подтверждал верность католическому символу веры, затем ему даровали освобождение от отлучения. После этого, восстановив свой доступ к католической обрядности, он исповедовался и получал отпущение грехов. Самые серьёзные случаи отлучения требовали для снятия присутствия епископа или даже папы.

Гюстав Доре. Данте и Вергилий в аду встречают Фридриха II. «Ад (Божественная комедия)», песнь X

Анафема могла налагаться не только на отдельных лиц, но и на еретические движения. Отлучение в массовых масштабах, от отдельных лиц до целых народов, стало широко использоваться папством в случае конфликтов со светской властью. Отлучение феодала заодно освобождало его вассалов от клятвы верности. Среди наиболее известных наказанных монархов:

  • Роберт Благочестивый (998 год)
  • Генрих IV (император Священной Римской империи) (1076).
  • Филипп I (король Франции) (1094)
  • Фридрих II (император Священной Римской империи) (1227)
  • Генрих VIII, король Англии (1533).
  • Елизавета I, королева Англии (1570).
  • Наполеон I, император Франции (1809).

См. подробнее: Список отлучённых католической церковью

В момент разделения католической и православной церквей (1054 год) папа Лев IX и константинопольский патриарх Михаил Керуларий предали один другого личной анафеме (вопреки распространённому мнению, в отношении самих конфликтующих церквей анафемы не провозглашались). Эти анафемы были отменены только в 1965 году. В ситуации избрания на папский престол одновременно нескольких лиц (антипапы) конкуренты нередко также предавали друг друга анафеме.

Наиболее радикальным и мощным оружием папства был интердикт — временное запрещение всех церковных обрядов для жителей города или государства, руководство которых проявило непослушание или совершило, с точки зрения церковных властей, крайне недостойные действия. Интердикт означал, что богослужения прекращались, церкви открывались раз в день для покаянной молитвы, умерших взрослых хоронили без отпевания, венчания не происходили.

Некоторые случаи применения интердикта:

  • 1153—1155: город Рим (папа Адриан IV).
  • 1181: Шотландия, король Вильгельм I Лев отлучён (папа Александр III).
  • 1199: Франция, король Филипп II Август отлучён (папа Иннокентий III).
  • 1208—1213: Англия, король Иоанн Безземельный отлучён (папа Иннокентий III).
  • 1228: город Иерусалим, захваченный отлучённым императором Фридрихом II (папа Григорий IX).
  • 1241—1257: город Пиза (папа Григорий IX).
  • 1322: Германия (Священная Римская империя), император Людвиг Баварский отлучён (папа Иоанн XXII).
  • 1376: город Флоренция (папа Григорий XI).
  • 1608: город Венеция (папа Павел V).
  • 1871: итальянский король Виктор Эммануил II, занявший Рим (папа Пий IX).
  • 1909: город Адрия.

Особенно активно отлучение стало использоваться в XVI—XVII веках в борьбе с протестантской Реформацией. В 1521 году, например, папа Лев X отлучил Мартина Лютера и его единомышленников. Король Генрих Наваррский был отлучён дважды, но в 1595 году прощён.

В современной католической церкви причины и правила для отлучения установил Кодекс канонического права 1917 года. Согласно этому канону, отлучённый не исключается из католической церкви, но (вплоть до раскаяния и отпущения грехов) отстраняется от участия в таинствах, и тем самым лишается тех «духовных благ», которые обеспечивают христианские таинства. Самые серьёзные основания отлучения, подлежащие утверждению лично папой: осквернение Святого Причастия, физическое насилие над Папой, попытка отпущения грехов своему соучастнику в грехе прелюбодеяния и нарушение тайны исповеди. Менее серьёзные дела обычно решаются епископом. В 1983 году папа Иоанн Павел II утвердил новую редакцию этого Кодекса; в нём число причин отлучения от церкви сокращено с 37 до 7 (отменено, например, отлучение членов масонских лож).

Сложным вопросом в современной церкви является статус католиков, состоящих в гражданском разводе или втором браке, не оформленном церковным венчанием. Принято решение не считать этих лиц отлучёнными от церкви, однако до легализации их статуса церковью и покаяния они не должны участвовать в таинствах.

Православие

Русская православная церковь наказывала отлучением и анафемой как за религиозные и нравственные прегрешения, так и за антиправительственную деятельность. Среди религиозных оснований для отлучения — ересь, идолопоклонство, богохульство, оскорбление церковного суда и священнослужителей, продажа христиан в рабство иноверцам; в этом списке также многоженцы, кровосмесители, пренебрегающие причастием в течение более года, нарушающие Великий пост. Митрополиты древней Руси иногда подвергали отлучению князей и целые области. Так, великий князь Дмитрий Донской был отлучён св. митрополитом Киприаном. В XX веке Дмитрий Донской без снятия анафемы был причислен к лику святых.

Пётр Мясоедов, Казнь протопопа Аввакума в 1682 г. Картина 1897 г.

Большой Московский собор 1667 года отлучил от церкви «раскольников» (старообрядцев) и предал их вечному проклятию как «еретиков и непокорников». Отдельно были преданы анафеме «расколоучители» — протопоп Аввакум, поп Лазарь, дьякон Фёдор и другие. Старообрядцы подвергались анафемам ещё долгое время «за возмущения против гражданского и церковного правительства и поругание церкви». В 1971 году анафемы старообрядцам были отменены Поместным собором РПЦ.

В XVIII веке применение отлучения в конфликтах между государственными чиновниками и церковными властями приобрело недопустимо массовый характер, и по требованию Петра I в текст архиерейской присяги было введено обещание применять отлучение только в исключительных случаях и только к явным преступникам. Духовный Регламент 1721 года установил, что отлучение провозглашается за выступления против церкви, её обрядов и таинств, за «презрение к церкви и безбожие, явное ругательство и посмеяние закона Божьего», за укрывательство раскольников, содействие самозванцам, бунтовщикам и т. п. Обряд отлучения происходит в случае безуспешности священнических увещеваний. Отлучённому запрещалось входить в храм (только в притвор), запрещалось участие в литургии и во всех таинствах; если он всё же входил в храм, богослужение прекращалось. Если отлучённый отвергал все призывы покаяться, он передавался в распоряжение светской власти, которая фактически ставила его вне закона: если его кто-нибудь ограбит, ранит, побьёт, власти не накажут виновного, только убийство отлучённого воспрещалось. Отлучённый, умерший без прощения и покаяния, не подлежал молитве об упокоении души, его не могли захоронить на христианском кладбище. При патриархах в Русской церкви возник новый вид, так называемое «вседомовное отлучение», распространявшееся на всех домочадцев грешника; это наказание местный священник налагал «за обиды Церкви Божией», то есть за нарушение прав храма и причта.

Среди анафематствованных в XVII—XVIII веках — Григорий Отрепьев, Степан Разин, Емельян Пугачёв, гетман Мазепа и их соратники. До 1869 года в чине «Торжества Православия» ежегодно провозглашались личные анафемы, далее они были отменены, оставлены лишь 12 анафематизмов общего характера.

С 1869 года и до революции 1917 года персональное анафематствование в России не производилось.

В 1901 году Священный синод опубликовал «Определение Святейшего синода о графе Льве Толстом», воспринятое повсеместно как отлучение Льва Толстого от церкви, хотя формально оно не соответствовало канонам отлучения и было составлено в осторожных выражениях. Полемика по вопросу Определения синода послужила поводом для целой серии писем в синод, в которых содержались заявления о добровольном выходе («самоотлучении») из православия. Особенно много таких писем появилось после Указа «Об укреплении начал веротерпимости» (1905 год). Например, подобное заявление направил один из ведущих русских математиков А. А. Марков в 1912 году; глава синода митрополит Антоний велел считать А. А. Маркова «отпавшим от Церкви и подлежащим исключению из списков лиц православных».

Патриарх Тихон

19 января 1918 года патриарх Тихон прервал воздержание Русской церкви от анафем. Он обнародовал послание с протестом против зверств гражданской войны и анафемой гонителям церкви и преступникам. Патриарх констатировал, что «власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми и в частности – над святою Церковью православной»:

Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это – поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной.

Властию, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви православной. Заклинаем и всех вас, верных чад православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение.

Хотя большевики и их лидеры не названы прямо в послании, патриарх был взят под стражу и против него было заведено дело, прекращённое в 1925 году «ввиду смерти подследственного». Церковный собор 1918 года одобрил послание Тихона, призвал не подчиняться декрету об отделении церкви от государства и угрожал за непослушание отлучением. Для подавления сопротивления церкви большевикам понадобилось несколько лет.

В 1959 году анафеме за антирелигиозную деятельность подвергся Евграф Дулуман. В 1970 году Архиерейский собор Русской православной церкви заграницей провозгласил анафему Ленину.

В постсоветский период РПЦ предала анафеме за раскольническую деятельность киевского митрополита Филарета (1992) и бывшего священника Глеба Якунина (1997). В 1994 году Архиерейский собор РПЦ в определении «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» объявил нетрадиционные конфессии несовместимыми с христианством, а люди, разделяющие или распространяющие их учения, объявлены «отлучившими себя от Православной церкви».

Протестантизм

В многочисленных протестантских конфессиях наблюдается значительное разнообразие подходов к отлучению, от полного отказа до систематического применения. Так, у лютеран некоторое время практиковалось «малое отлучение» (excommunicatio minor), налагаемое местным пастором или консисторией. Если грешник не обнаруживал признаков исправления, он отлучался от церковного и светского общения, допускались только посещение проповеди и деловые отношения. Позднее практика отлучений у лютеран фактически прекратилась.

У англикан традиции отлучения нет вовсе, хотя есть канон, согласно которому в церковном погребении может быть отказано лицу, «объявленному отлучённым за какое-то тяжкое и печально известное преступление, если ни один человек не засвидетельствовал его раскаяние».

В церквах Швеции и Дании отлучённые от церкви могут посещать церковные службы, однако должны сидеть в месте, отдалённом от других прихожан.

Другие религии

В буддизме нет прямого аналога отлучению от общины, однако различные буддистские вероучения или монастыри обычно имеют собственные уставы, устанавливающие обязательные правила поведения членов общины. Основой буддистской этики являются «пять священных заповедей» (Панчашила) — воздержание от убийства людей и животных, воровства, прелюбодеяния, лжи (включая оскорбления) и всех видов дурмана (алкоголь, наркотики). Для буддистов-мирян нарушение этих правил означает порчу кармы и унизительное перерождение в следующей жизни, поэтому отдельное религиозное наказание не требуется. Исключением могут являться монастырские общины: если хотя бы один обет нарушен, монах навсегда изгоняется из общины без права на прощение.

Индуизм также не имеет ритуала отлучения, однако индус может потерять кастовый статус из-за нарушения кастовых запретов и тем самым оказаться в самой низшей касте «неприкасаемых». Например, в XIX веке многие индийцы, посещавшие Великобританию, испытывали сложности с возвращением, так как считались нечистыми («осквернёнными») и отпавшими от своей касты.

В исламе существует близкое по смыслу понятие такфира, заявления о том, что человек или община — кафиры (неверные), то есть утратившие веру, более не мусульмане. Это обвинение не мешает человеку исполнять исламские обряды. Такфир должен быть подтверждён шариатским судом. Самый известный случай признания бывшего мусульманина кафиром — Салман Рушди. В случае признания мусульманина кафиром автоматически регистрируется развод для всех его жён, поскольку по исламскому праву мусульманским женщинам не разрешается вступать в брак с немусульманами.

  1. Советский энциклопедический словарь. — 2-е изд.. — М.: Советская энциклопедия, 1982. — С. 946. — 1600 с.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Брокгауз и Ефрон, 1890—1907.
  3. Социологический энциклопедический словарь. М.: Издательство НОРМА, М., 2000. — 488 с.
  4. Корнелий Непот. О знаменитых иноземных полководцах. VII. Алкивиад. История древнего Рима. Дата обращения 6 октября 2019.
  5. Бондаренко Г. Мифы и общество Древней Ирландии.
  6. 1 2 ЭЕЭ.
  7. The Capitula of the Council. Christian Classics Ethereal Library. Дата обращения 17 октября 2019.
  8. Code of Canon Law. TITLE IV. Penalties and other punishments (Cann. 1331 — 1340). Дата обращения 17 октября 2019.
  9. Джонатан Харрис. Византия. История исчезнувшей империи = Jonathan Harris. The Lost World of Byzantium. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2017. — С. 270. — 386 с. — ISBN 978-5-91671-755-6.
  10. Николай Тальберг. Христианская жизнь в западной церкви в 9-10 вв. // История Церкви.
  11. Alphonse Borras. L’Excommunication dans le nouveau code de droit canonique: essai de définition, Paris, Desclée, 1987, p. 77.
  12. История религии, 2004, с. 363.
  13. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994—1996, т. V, стр. 86.
  14. http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4990
  15. Деяние Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их (2 июня 1971 года). Официальный сайт Московского Патриархата. Дата обращения 20 ноября 2019.
  16. Максимович К. А., 2001.
  17. Текст анафемы из чина Торжества Православия. Православная жизнь. Дата обращения 20 октября 2019.
  18. Ткаченко А. Проклятье, которого не было. Церковь и Толстой: история отношений // Фома : журнал. — 2005. — № 9/32.
  19. Жирков Г. В. Журналистика России: от золотого века до трагедии. Гл. 6.4. Журналистика и духовный поиск интеллигенции России (PDF). Дата обращения 19 августа 2019.
  20. Петров Г. И. Отлучение Льва Толстого от церкви. — 2-е изд. — М.: Знание, 1978. — С. 45.
  21. Отрадных Ф. П. Эпизод из жизни академика А. А. Маркова // Историко-математические исследования. — М.: ГИТТЛ, 1953. — № 6. — С. 495—508.
  22. Патриарх Тихон. Послание святейшего патриарха Тихона от 19 января 1918. Азбука веры. Дата обращения 17 октября 2019.
  23. Вострышев М. И. Патриарх Тихон. — 3-е изд. — М.: Молодая гвардия, 2004. — 384 с. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 5-235-02647-0.
  24. Пихорович В. Д. Великий богоборец // Научно-популярный журнал «Пропаганда». — 27.06.2013.
  25. Кострюков А. Русская Зарубежная Церковь и коммунистическое государство. Pravoslavie.ru. Дата обращения 20 ноября 2019.
  26. История религии, 2004, с. 663.
  27. Canon B 38. Дата обращения 3 апреля 2012.
  28. Burder, William. Religious Ceremonies and Customs (англ.). — 1841. — P. 308—309.
  29. Джалсекера У. Д. Пять основных заповедей буддизма (К 250-летию Буддизма в Бурятии) / Перевод с английского, составление, предисловие и приме­чания С. А. Сидорова. — Улан-Удэ: Ассоциация литераторов Бурятии, 1991. — С. 4. — 22 с.
  30. Encyclopedia of Monasticism
  31. Outcaste, Encyclopædia Britannica, <http://www.britannica.com/EBchecked/topic/435540/outcaste>
  32. См. в Викитеке: Такфир

Литература

  • История религии, в двух томах / Под общей редакцией профессора И. Н. Яблокова. — 2-е изд. — М.: Высшая школа, 2004. — Т. 2. — 676 с. — ISBN 5-06-004508-0.
  • Отлучение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Отлучение в христианстве

  • Анафема на сайте «Православие и мир».
  • Максимович К. А. Анафема // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — Т. II. — С. 274—279. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
  • Цыпин В., протоиерей. Церковные наказания.
  • Catholic Encyclopaedia on excommunication (англ.).
  • Excommunication, the Ban, Church Discipline and Avoidance (англ.).
  • The two sides of excommunication (англ.).

Отлучение в других конфессиях

  • Херем — статья из Электронной еврейской энциклопедии

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4153322-7 · NDL: 00576644

Анафема (греч. anáthēma) — мера наказания, когда церковь прекращает отношения с человеком.

Другими словами, происходит отлучение человека от церкви. Он теряет привилегии и преимущественные права, перестаёт быть членом церковного общества, не может больше посещать церковь, ему отказывают в отпевании и погребении по христианским обычаям.

Устарелое значение анафемы — это проклятие. Раньше анафема также означала «негодяй» или «проклятый» и использовалось как бранное слово в разговорном языке.

Синонимы — отлучение от церкви, изгнание из церковного сообщества.

Предать анафеме

Предать анафеме (или анафемствовать) означает:

  • либо отлучить от церкви;
  • либо абсолютно отказаться от чего-либо;
  • либо высказывать негодование, неудовлетворение чем-либо/кем-либо.

Происхождение слова анафема

Слово анафема (греч. ανάθεμα) произошло от другого греческого слова — ἀνατίθημα. Оно обозначает «возложение», «приношение», «возношение». В словарях присутствует перевод греческого слова ανάθεμα как «проклятый».

В древности греки не только приносили что-то в дар божествам, но и просили богов царства мёртвых принять человека, который их обидел или оскорбил. То есть таким образом проклинали его.

Известно также о связи слова анафема с ивритским словом хéрем (hērem, חרם). Оно обозначает посвящение или уничтожение.

Словом херем обозначалось как посвящение чего-либо богу, так и уничтожение по причине отступничества от бога.

В Талмуде (сборник правил для иудеев) есть 24 правонарушения, которые могут повлечь наказание херем. Человек исключается из общины, члены общины прекращают все связи с ним, будь то деловые или личные.

Слово анафема встречается и в Библии: в Новом Завете и в Ветхом Завете в переводе, который был утверждён Священным синодом Русской православной церкви. При этом слово сближается по значению с проклятием.

Термин анафема впервые употребили в Эльвире (сейчас это испанский город Гранада) в 4 веке. Епископы, духовенство и члены Церкви собрались для того, чтобы сформулировать основные правила для верующих. Это собрание носит название Эльвирский Собор.

За что церковь предаёт анафеме?

Человек может быть отлучён от церкви:

  • за еретизм;
  • раскольничество;
  • грубые преступления против православных государственных деятелей;
  • грубые нарушения церковных правил.

Предать анафеме можно и человека, которого уже нет в живых. В этом случае церковь отказывается проводить отпевание усопшего, заупокойные службы, читать молитвы.

Еретизм

Еретизм — это учение, которое противопоставляло себя господствующей религии. Еретики не следовали установленным церковным правилам, отказывались исповедовать религию или подвергали сомнению религиозные истины.

В наши дни еретик — это человек, который непочтительно относится к религии. Таких людей ещё называют безбожниками.

Раскольничество

Раскольничество или старообрядчество — это течение, которое возникло как результат реформ патриарха Никона в 17 веке.

Патриарх Никон (1605–1681)

Раскол Русской православной церкви

Раскол церкви (также называется схизма) — ситуация, когда глава церкви проводит изменения, а часть верующих не согласна с ними и отказывается им следовать.

В России такой раскол произошёл в 1650 году, после того как царь Алексей Михайлович (1629–1676) и назначенный им патриарх Никон решили провести церковные реформы.

Царь Алексей Михайлович (1629–1676)

В частности, произошли следующие изменения:

  • теперь креститься надлежало тремя пальцами, а не двумя как раньше;
  • были отредактированы церковные книги, в том числе Священное писание;
  • крёстный ход (обряд шествования с крестом) следовало осуществлять против часовой стрелки;
  • надлежало писать «Иисус» (до раскола — Исус);
  • молящиеся должны наклоняться до пояса (раньше — до земли); и т. д.

Отдельная категория верующих (раскольники или старообрядцы) не хотели следовать новым правилам, которые установил Никон. Они пытались сохранить прежние обычаи, церемонии.

Реакцию на реформы запечатлел русский художник Василий Иванович Суриков на своей картине «Боярыня Морозова». Боярыня Феодосия Прокофьевна Морозова отказывалась креститься тремя пальцами. Поэтому на картине она держит поднятыми вверх два пальца.

В. И. Суриков «Боярыня Морозова», 1884–1887

Кого предавали анафеме?

Наиболее известные случаи анафемствования:

  • Лев Николаевич Толстой (за еретические высказывания в романе «Воскресение», 1889–1899; впрочем Толстой и сам отрёкся от церкви);
  • Степан Разин (за выступления против царя и церкви);
  • Емельян Пугачёв (за выступления против царя и церкви);
  • Григорий Отрепьев (за отступничество от веры);
  • Иван Мазепа (за государственную измену);
  • платоники (последователи идей Платона — за следования его идеям, которые в то время считались неверными и еретическими);
  • старообрядцы, которые не поддерживали реформы патриарха Никона;
  • Мартин Лютер (за критику в адрес церкви);
  • Жанна д’Арк (за еретизм);
  • Джордано Бруно (за еретизм); и другие.

Узнайте также, что такое религия и смертные грехи.

Что такое анафема и чем она опасна?

В христианском мире анафема считается одним из самых страшных наказаний для человека.
Хотя на самом деле этот церковный акт несет в себе врачующую и воспитательную функцию, любой верующий в глубине души опасается быть подвергнутым анафеме, чтобы не лишиться всяких надежд на Спасение. Что же такое анафема? Чем она опасна и за что предают этой каре?

Что значит слово «анафема»?
Что такое анафема?
Что значит «предать анафеме»?
За что могут предать анафеме?
За что Льва Толстого предали анафеме?

Что значит слово «анафема»?

Термин «анафема» происходит от греческого слова ἀνατίθημι, что означает «накладывать, возлагать». Первоначально он использовался в качестве определения приношения в храм или подношения богам, однако при переводе Евангелия на греческий язык термин употребили для передачи древнееврейского выражения herem, означающего нечто проклятое, обреченное на уничтожение.

С тех времен анафему стали воспринимать в отрицательном смысле и трактовать как понятие «отверженного людьми».

Что такое анафема?

Согласно православным канонам, анафема подразумевает под собой отлучение от церкви за какие-либо грехи и проступки. Считается, что негативные действия и мысли несут угрозу единству церкви и нарушают чистоту учений о вере, поэтому люди, особенно тяжело провинившиеся перед Богом, лишаются возможности касаться святых Таинств и общаться с другими верующими.
Анафеме предают путем соборного провозглашения, однако предоставляют возможность исправиться и вернуться в храм. Если человек осознал всю серьезность и неправомерность своих действий, допускается снятие наказания через публичное покаяние перед всеми прихожанами.

В католической церкви возврата к Богу не существует. Если верующий единожды был предан анафеме, он лишается всех надежд на Спасение и не может более быть причастным к церкви.

В давние времена людей, преданных анафеме, не просто изгоняли из храмов, но иногда и казнили. К примеру, в 1453 году отлучению от церкви подвергли Жанну д’Арк, после чего сожгли на костре. Такая же участь с преданием анафеме и сожжением постигла Джордано Бруно, но уже в 1600 году.

Что значит «предать анафеме»?

Под словами «предать анафеме» понимают полное отчуждение человека от церкви с исключением из церковной общины, запретом причащаться вином и хлебом, а для священнослужителей – невозможностью вернуться к занимаемой церковной должности.

Верующий, подвергнутый анафеме, теряет право посещать храм, исповедоваться, молиться вместе с другими прихожанами, а после смерти не может быть отпет и похоронен на христианском кладбище.

Нужно заметить, что перед преданием анафеме грешнику дают возможность осознать свою вину и исправиться. С ним ведут беседы, стараются внушить всю степень опасности, которую несут его действия и мысли, но если и тогда человек не пришел к покаянию, то его подвергают церковной каре.
Из-за большой серьезности наказания предавать анафеме может только синод, возглавляемый патриархом, или собор архиереев, а в особенно тяжелых случаях – Вселенский собор.

За что могут предать анафеме?

Чтобы быть подвергнутым анафеме, нужно совершить очень страшное догматическое либо дисциплинарное преступление. Как правило, в прошлом наказание постигало раскольников, лжеучителей, основателей, глав ереси (ересиархов).

В нашей время анафеме может быть предан верующий человек, член церковной общины, который активно проповедует ложные взгляды, публично искажает учение Божье, стремится расколоть единую Церковь на несколько течений. Кара постигает только тех, кто сознательно совершает проступки, но не касается людей заблудших, идущих на преступление против церкви по незнанию или непониманию.

За что Льва Толстого предали анафеме?

Одним из самых известных людей в России, подвергнутых анафеме, был Лев Толстой. Отлучение писателя от православной церкви состоялось по определению Святейшего Синода в 1901 году в связи с его публичными высказываниями и убеждениями, не совместимыми с церковным членством.

В своих произведениях Лев Толстой явно указывал, что не принимает некоторые догматы Церкви, отрицает учение о Святой Троице и божественность Иисуса Христа. Он считал, что церковь ставит свои интересы превыше христианских идеалов, и подвергал сомнению авторитет священнослужителей.
До самой смерти в 1910 году писатель так и не покаялся, в результате чего умер без причащения и отпущения грехов. Его супруга нашла священника, который провел церемонию погребения, но Церковь объявила этот обряд частной молитвой и не приняла в качестве отпевания.