Пастырь

Пастор,священник-кто это

Священство Церкви имеет основание еще в Ветхом Завете. Они идут по возрастанию и не могут быть пропущены, то есть архиерей должен сначала побыть диаконом, потом священником. Во все степени священства рукополагает (иначе называя, совершает хиротонию) архиерей.

Диакон

К низшей ступени священства относят диаконов. Через рукоположение в диаконы человек обретает благодать, необходимую для участия в Литургии и других богослужениях. Диакон не может в одиночку проводить Таинства и богослужения, он лишь помощник священнику. Люди, которые хорошо служат в сане диакона долгое время, получают звания:

  • белое священство – протодиаконов,
  • черное священство – архидиаконов, которые чаще всего сопровождают архиерея.

Часто на бедных, сельских приходах диакона нет, и его функции исполняет священник. Также при необходимости обязанности диакона может исполнять и архиерей.

Священник

Человек в духовном сане священника также называется пресвитером, иереем, в монашестве – иеромонахом. Священники совершают все Таинства Церкви, кроме хиротонии (рукоположения), освящения мира (его совершает Патриарх — миро необходимо для полноты Таинства Крещения каждого человека) и антиминса (платка с зашитой частичкой святых мощей, который кладется на престол каждого храма). Священник, который руководит жизнью прихода называется настоятелем, а его подчиненные, рядовые священники — штатные клирики. В деревне или поселке настоятельствует обычно иерей, а в городе — протоиерей.

Настоятели храмов и монастырей подчиняются непосредственно архиерею.

Звание протоиерея — обычно поощрение за выслугу лет и хорошее служение. Иеромонаха обычно награждают саном игумена. Также сан игумена зачастую получает настоятель монастыря (священноигумен). Настоятель Лавры (большого, древнего монастыря, которых не так много в мире) получает архимандрита. Чаще всего за наградой этим саном следует сан епископа.

Архиереи: епископы, архиепископы, митрополиты, Патриархи.

  • Архиерей, в переводе с греческого — начальник иереев. Они совершают все Таинства без исключения. Архиереи рукополагают людей в диаконов и священников, однако в архиереи может рукоположить только Патриарх в сослужении нескольких епископов.
  • Епископов, которые отличились в служении и служили долго, называют архиепископами. Также за еще большие заслуги возвышают в сан митрополитов. Они имеют более высокий сан за заслуги перед Церковью, также только митрополиты могут управлять митрополиями — большими епархиями, в составе которых есть несколько малых. Можно провести аналогию: епархия — область, митрополия — город с областью (Петербург и Ленинградская область) или целый Федеральный округ.
  • Часто в помощь митрополиту или архиепископу назначают других епископов, которых именуют викарными архиереями или короче — викариями.
  • Высший духовный чин в Православной Церкви — Патриарх. Этот сан является выборным, причем выбирает Архиерейский Собор (собрание епископов всей региональной Церкви). Чаще всего он руководит Церковью вместе со Священным Синодом (Кинодом, в разных транскрипциях, в разных Церквях) руководит Церковью. Сан Предстоятеля (главы) Церкви является пожизненным, однако при совершении тяжких прегрешений Архиерейский суд может отстранить Патриарха от служения. Также по прошению Патриарх может быть отправлен на покой из-за болезни или преклонных лет. До созыва Архиерейского Собора назначается Местоблюститель (временно исполняющий обязанности руководства Церковью).

ПАСТОР

ПАСТОР — одно из наименований руководителя религиозной общины в протестантизме.

Тер­мин «Пастор» биб­лей­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния. Древ­ние из­ра­иль­тя­не, пе­ре­но­ся об­раз пас­ту­ха, за­бо­тя­ще­го­ся о ста­де, на от­но­ше­ние Бо­га к Сво­ему на­ро­ду, на­зы­ва­ли се­бя «на­ро­дом па­ст­вы… и ов­ца­ми ру­ки» Бо­га (Пс. 94:7). Ии­сус Хри­стос го­во­рит, что Он по­слан «к по­гиб­шим ов­цам до­ма Из­раи­ле­ва» (Мф. 15:24; ср.: Мф. 10:6), что Он «пас­тырь до­б­рый», ко­то­рый «по­ла­га­ет жизнь свою за овец» (Ин. 10:11). Апостол Пет­ру вос­крес­ший Хри­стос пе­ред Сво­им Воз­не­се­ни­ем по­ру­чил пас­ти Его овец (Ин. 21:16), то есть на­став­лять и обе­ре­гать об­щи­ну ве­рую­щих.

В пра­во­слав­ной Церк­ви, Рим­ско-ка­то­ли­че­ской и древ­них восточных церк­вах сло­во «Пастор» име­ет ал­ле­го­рическое зна­че­ние — «пас­тырь сло­вес­ных овец», ука­зы­ваю­щее на еван­гель­ское при­зва­ние хри­сти­ан­ских свя­щен­но­слу­жи­те­лей; к ру­ко­по­ло­жен­но­му слу­жи­те­лю (смотреть Ру­ко­по­ло­же­ние) от­но­сит­ся тер­мин «свя­щен­ник». В этих церк­вах свя­щен­ст­во — од­но из цер­ков­ных та­инств. В про­тес­тан­тиз­ме не су­ще­ст­ву­ет та­ин­ст­ва свя­щен­ст­ва, «свя­щен­ни­ки» в ши­ро­ком зна­че­нии — все ве­рую­щие («цар­ст­вен­ное свя­щен­ст­во» — 1 Пет. 2:9), а пастор, пре­сви­тер (ста­рей­ши­на), епи­скоп — это пре­ж­де все­го ру­ко­во­ди­те­ли па­ст­вы, из­бран­ные об­щи­ной. В боль­шин­ст­ве про­тес­тант­ских церк­вей за из­бра­ни­ем сле­ду­ет не яв­ляю­щая­ся та­ин­ст­вом ор­ди­на­ция (по­свя­ще­ние, вве­де­ние в долж­ность), даю­щая пастору пра­во учить и про­по­ве­до­вать, со­вер­шать та­ин­ст­ва и об­ря­ды, а так­же на­лагаю­щая оп­ре­де­лён­ные цер­ков­но-административные обя­зан­но­сти.

В про­тес­тан­тиз­ме нет еди­но­го по­ни­ма­ния и упот­реб­ле­ния тер­ми­на «Пастор». Анг­ли­кан­ские и ряд лю­те­ран­ских церк­вей (главным образом скан­ди­нав­ских), не имея в сво­ём ве­ро­уче­нии свя­щен­ст­ва как та­ин­ст­ва, тем не ме­нее име­ну­ют сво­их слу­жи­те­лей главным образом свя­щен­ни­ка­ми (английский priest), по­сколь­ку счи­та­ет­ся, что ие­рар­хия этих церк­вей со­хра­ни­ла апо­столь­ское пре­ем­ст­во — че­ре­ду ру­ко­по­ло­же­ний, иду­щую от апо­сто­лов. Для других про­тес­тан­тов (не­ко­то­рые на­прав­ле­ния лю­те­ран, ре­фор­ма­ты, ме­то­ди­сты, бап­ти­сты (смотреть Бап­тизм)) пастор — это в основном долж­ность, хо­тя и не ли­шён­ная эле­мен­та «при­зва­ния» от Бо­га. Од­на­ко твёр­до­го пра­ви­ла не су­ще­ст­ву­ет: на­ли­чие или от­сут­ст­вие ор­ди­ни­ро­ван­ных пасторов дик­ту­ет­ся ме­ст­ны­ми тра­ди­ция­ми. Кро­ме то­го, есть об­щи­ны, для ко­то­рых пас­тор­ская ор­ди­на­ция яв­ля­ет­ся сви­де­тель­ст­вом дос­та­точ­но­сти об­ра­зо­ва­ния для учи­тель­но­го слу­же­ния. Например, у пя­ти­де­сят­ни­ков ор­ди­на­ция сле­ду­ет за по­лу­че­ни­ем ди­пло­ма о бо­го­слов­ском об­ра­зо­ва­нии. Не­де­но­ми­ни­ро­ван­ные хри­сти­ан­ские церк­ви во­все не ор­ди­ни­ру­ют сво­их слу­жи­те­лей, од­на­ко да­ют им име­но­ва­ние пас­то­ров.

В ря­де про­тес­тант­ских де­но­ми­на­ций пасторы мо­гут из­би­рать­ся ли­ца как муж­ско­го, так и жен­ско­го по­ла.