Православие в Англии

Православие в Великобритании

Общее число православных в стране на 2004 год оценивается в 350 тысяч человек, что включает в себя прихожан Русской, Константинопольской, Сербской, Антиохийской и других поместных Церквей.

Предыстория

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Начало проповеди Евангелия на Британских островах положил апостол от семидесяти Аристовул. В 598 году Августин Кентерберийский, монах-бенедиктинец, стал первым Архиепископом Кентерберийским. Церковь в Великобритании и Ирландии прославила подвиг более двухсот мучеников, святителей, преподобных, благоверных королей и страстотерпцев.

История

После того, как Византия пала под ударами турок и образовалсь Османская империя в XV веке, в Англии появились греческие беженцы, купцы, а позднее — студенты. Так, в Оксфорде в 1617—1624 годы учился Митрофан Критопулос, будущий Патриарх Александрийский. В 1699—1705 годы действовал Греческий колледж в Глостер-холле (в настоящее время Вустер-колледж).

В 1676 году группа греческих беженцев во главе со священником Даниилом Вульгарисом получила разрешение на строительство церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы в лондонском районе Сохо. Строительство осуществлялось на пожертвования, собранные с помощью прибывшего в Лондон митрополита Самосского Иосифа (Георгириниса), и было закончено приблизительно в 1680 году. Через 2 года церковь была закрыта властями по требованию англиканской церкви.

В 1713 году Великобританию посетил митрополит Фиваидский Арсений, собиравший средства для Александрийской Церкви, пребывавшей в то время в бедственном положении. Его домовая церковь стала центром Православия, но не надолго, так как митрополит вместе со своими сотрудниками был выслан в Амстердам.

В 1716 году русское посольство в Великобритании арендовало в Лондоне помещение для домовой церкви с покоями для настоятеля. Посещали церковь русские и греческие матросы и купцы, а также курсанты, отправленные Петром I для изучения в Англии морских наук. В первой половине XVIII века постоянно проживающих в Лондоне православных было немного. Присоединено к Церкви через Миропомазание было около 50 чел; 11 пар венчалось; 25 младенцев были крещены.

В начале XIX века количество греческих общин увеличилось из-за возросшего притока беженцев, спасавшихся от бедствий Греческой войны за независимость.

В XIX веке начались интенсивные контакты между православными и англиканскими богословами.

Современное положение

Русская православная церковь

Сурожская епархия

В Великобритании Русская православная церковь представлена Сурожской епархией Московского патриархата.

Сурожская епархия административно оформилась в 1962 году, её создателем и руководителем до 2003 года был митрополит Антоний (Блум), проповедник и богослов, пользовавшийся авторитетом не только среди православных, но и среди представителей других конфессий. Митрополит Антоний прилагал особые усилия для распространения православия среди англичан. С 2017 года епархию возглавляет епископ Матфей.

Богослужения в приходах Сурожской епархии посещают также грузины, румыны и представители других православных народов, не имеющие своих храмов.

В настоящее время епархия насчитывает 48 приходов и общин. Кроме того, в прямом подчинении Патриарха Московского и Всея Руси находятся приходы в Манчестере и Дублине (Ирландия).

Великобританская и Ирландская епархия (РПЦЗ)

Параллельно с Сурожской епархией в Великобритании и Ирландии представлена Великобританская и Ирландская епархия Русской зарубежной церкви, самоуправляющаяся часть РПЦ, которая насчитывает 5 приходов в стране, в том числе освящённый в 2005 году Кафедральный Собор Успения Пресвятой Богородицы и Святых Царственных Мучеников в лондонском районе Чизик (Chiswick) — единственная в городе церковь традиционной русской архитектуры, построенная на пожертвования, а также три миссии и монастырь великомученика и целителя Пантелеимона.

Приходы западного обряда (РПЦЗ)

Также в Великобритании действует несколько миссий западного обряда для британцев, перешедших в православие, находящих в непосредственном подчинении первоиерарха РПЦЗ Илариона (Капрала), к середине 2013 года таковых насчитывалось четыре.

Константинопольская православная церковь

Фиатирская архиепископия

Греческий кафедральный Собор Св. Софии, Бейсуотер, Лондон

С 1922 года на территории Великобритании и Ирландии действует Фиатирская архиепископия Константинопольского патриархата, которая насчитывает более 100 приходов, являясь таким образом самой самой крупной православной деноминацией в Великобритании.

Благочиние Великобритании и Ирландии Западноевропейского Экзархата

Также в Великобритании действует немногочисленное благочиние Западноевропейского экзархата русских приходов. Образовалось после ухода части клира и верующих во главе с епископом Василием (Осборном) из Сурожской епархии в 2006—2007 году. Первоначально это было Амфипольское викариатство, затем, после лишения епископа Василия сана и монашества, оно было преобразовано в Благочиние Великобритании и Ирландии. На 2013 год насчитывало 23 прихода и общины

Украинская православная церковь в диаспоре

Также в Великобритании в юрисдикции Константинопольского патриархата находятся 8 приходов Украинской православной церкви в диаспоре.

Сербская православная церковь

Первый сербский приход в Великобритании был создан в Лондоне в 1942 году. С 1990 года британские приходы Сербской Православной Церкви входят в состав Британско-Скандинавской епархии.

На 2005 год в Великобритании насчитывалось 25 сербских приходов, из которых только один, в Бирмингеме, имеет свою собственную церковь, построенный в 1968 году в средневековом сербском стиле.

Антиохийская православная церковь

Приходы Антиохийского патриархата на территории Великобритании и Ирландии объединены в митрополию Великобритании и Ирландии, насчитывающее ок. 18 приходов и миссий (до 2013 года — благочиние).

Грузинская православная церковь

Решением Священного Синода Грузинской Православной Церкви от 22 декабря 2009 года образована Великобританская и Ирландская епархия, в которую вошли грузинские приходы в Великобритании.

Неканонические юрисдикции

Также в середине 2000-х в стране действуют общины неканонических деноминаций (по состояние на 2009 год): Белорусская православная автокефальная церковь (3 прихода), Украинская автокефальная православная церковь (17 приходов), Польская православная церковь за границей (7 приходов), Украинская православная церковь Киевского патриархата (36 приходов).

В стране также действует несколько общин Российской православной автономной церкви («Суздальского раскола»). Также действуют несколько общин неканонического «Синода противостоящих», отделившиеся от РПЦЗ в 2007 году.

> См. также

  • Список русских православных храмов в Великобритании
  • Протестантизм в Великобритании

Примечания

  1. Orthodoxy in a New Europe: Problems and Perspectives, 06.2004. — P.19 (недоступная ссылка). Дата обращения 1 марта 2019. Архивировано 2 марта 2019 года.
  2. albionmuzey.sitecity.ru
  3. 1 2 3 4 Православие в Британии (недоступная ссылка). Дата обращения 11 февраля 2013. Архивировано 15 февраля 2013 года.
  4. Parishes — Diocese of Sourozh
  5. История прихода | Русская православная церковь в Лондоне
  6. ROCOR GB : Directory (недоступная ссылка). Дата обращения 11 августа 2013. Архивировано 7 апреля 2014 года.
  7. Missions and Study Groups — ROCOR Western Rite UK (недоступная ссылка). Дата обращения 10 августа 2013. Архивировано 6 января 2014 года.
  8. Parishes & Communities | Deanery of Great Britain and Ireland
  9. Парафії в Великобританії / УАПЦ в Діаспорі.
  10. ROCOR GB : Links (недоступная ссылка). Дата обращения 11 августа 2013. Архивировано 17 августа 2013 года.
  11. Состоялось заседание Священного Синода Грузинской Православной Церкви / Православие. Ru
  12. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. Дата обращения 11 февраля 2013. Архивировано 15 февраля 2013 года.

Ссылки

  • Неизвестные страницы православия в Лондоне // Православие и мир
  • Сайт Сурожской епархии
  • Сайт Великобританской и Ирландской епархии РПЦЗ
  • Сайт Фиатриаской епархии
  • Православие западного обряда в Великобритании (англ.)
  • Благочиние Великобритании и Ирландии Западноевропейского экзархата Русских приходов Константинопольского патриархата
  • Благочиние Великобритании и Ирландии (Антиохийский патриархат)

Страны Европы: Православие

Независимые государства

Зависимые территории

Непризнанные и частично
признанные государства

1 В основном или полностью в Азии, в зависимости от проведения границы между Европой и Азией. 2 В основном в Азии.

После того как Греция оказалась под владычеством Османской империи (1453-1821), в Великобритании появились греч. беженцы, купцы, а позднее — студенты. В Оксфорде в 1617-1624 гг. учился Митрофан (Критопул) (буд. Патриарх Александрийский и автор «Исповедания»), в 1699-1705 гг. действовал Греческий колледж в Глостер-холле (в наст. время Вустер-колледж). Первые 9 греч. студентов, присланные в В., из-за отсутствия денег и непривычных условий жизни (климат, питание и т. д.) почти все покинули колледж. В 1676 г. группа греч. беженцев во главе со свящ. Даниилом Вульгарисом получила разрешение на строительство церкви во имя Успения Пресв. Богородицы в лондонском районе Сохо. Строительство осуществлялось на пожертвования, собранные с помощью прибывшего в Лондон митр. Самоса Иосифа (Георгириниса), и было закончено ок. 1680 г. Через 2 года церковь была закрыта по причине, к-рую англ. посол сэр Джон Финч так объяснил Патриарху Константинопольскому: «Публичная проповедь римско-католических учений на общественном богослужении в Англии запрещена законом, и не важно, на каком языке они возглашаются, по-латыни или по-гречески».

Св. Эдуард Исповедник. Миниатюра из Молитвенника Литлингтона. 1383–1384 гг. (Вестминстерское аббатство, Лондон)

В 1713 г. Великобританию посетил митр. Фиваидский Арсений, собиравший средства для Александрийской Церкви, пребывавшей в то время в бедственном положении. Его домовая церковь стала центром распространения Православия, но не надолго, т. к. митрополит вместе со своими сотрудниками, в т. ч. архим. Геннадием и протосинкеллом Иаковом, был выслан в Амстердам.

В 1716 г. российское посольство Православие в Великобритании арендовало в Лондоне помещение для домовой церкви с покоями для настоятеля, в качестве священника был приглашен из Голландии архим. Геннадий. Согласно приходской книге, в 1-й пол. XVIII в. постоянно проживающих в Лондоне православных было не много. Присоединено к Церкви через Миропомазание было ок. 50 чел; 11 пар венчалось; 25 младенцев были крещены. Посещали церковь рус. и греч. матросы и купцы, а также курсанты, отправленные Петром I для изучения в Англии морских наук.

В 1763 г. методист Джон Уэсли пригласил некоего греч. еп. Герасима, жившего в изгнании в Амстердаме, совершить первые ординации методистских проповедников, т. к. англикан. Церковь отказалась это сделать. В кон. XVIII в. на о-ве Корфу Православие впервые принял член англ. парламента Фредерик Норт. В приходской книге церкви российского посольства содержатся записи о том, что свящ. Яков Смирнов посетил Норта 13 окт. 1827 г., чтобы дать ему последнее причастие. Др. англичанин, присоединившийся к Православию, бывш. учитель российской имп. семьи Николас Гиббс, позднее стал архимандритом.

В XIX в. начались интенсивные контакты между православ. и англикан. богословами (см. Англикано-православные связи). Неформальный диалог нашел свое лучшее выражение в переписке между членом Оксфордского движения, англикан. дьяконом Уильямом Палмером, перешедшим позднее в Римско-католическую Церковь, и рус. богословом и философом А. С. Хомяковым. Одним из результатов этих контактов было создание в 1864 г. Ассоциации Англиканской и Восточно-Православной Церквей и выпуск ее периодического издания «Новости восточных церквей» (The Occasional Papers).

В нач. XIX в. количество греч. общин увеличилось из-за возросшего притока беженцев, спасавшихся от бедствий Греческой войны за независимость. В 1838 г. в Лондоне была открыта греч. церковь на Финсбери-серкус.

Перед началом первой мировой войны Православие в Великобритании существовало 4 правосл. греч. общины со своими храмами:
— Лондонская (собор Св. Софии открыт в 1879),
— Манчестерская (ц. Благовещения, 1843),
— Ливерпульская (св. Николая)
и Кардиффская (св. Николая, 1906).

До этого времени греч. общины не имели прямых связей ни с К-польским Патриархатом, ни с автокефальными греч. церквами, хотя канонически они подпадали под юрисдикцию К-польского Патриархата. В 1922 г. Синод Патриархата по инициативе Патриарха Мелетия IV (Метаксакиса) создал новый диоцез Фиатира (по названию города в М. Азии). Его центром стал Лондон, а в его юрисдикцию кроме В. вошли Зап. и Центр. Европа. Первым епископом Фиатирским стал митр. Герман (Стринопулос) (1922-1951).

В нач. 60-х гг. в В. было 11 греч. приходов при общем количестве греч. населения в 150-200 тыс. чел. С прибытием митр. Афинагора (Кокинакиса) (1963-1979) число церквей увеличилось. В наст. время — 112 приходов и свыше 90 клириков, как греков и англичан, так и др. национальностей. Главой архидиоцеза является архиеп. Григорий Фиатирский и Великобританский, экзарх Зап. Европы, Ирландии и Мальты, к-рый также носит титул «Посол (апокрисарий) Патриарха К-польского к Архиепископу Кентерберийскому». Ему помогают 6 викарных епископов. Архидиоцез выпускает журнал «Православный обозреватель» (Orthodox Herald) и имеет неск. катехизаторских и богословских учебных заведений (в т. ч. Школу византийской музыки). Богослужения проводятся на греч. языке, однако существуют переводы Божественной литургии и др. служб на англ. язык, сделанные архим. Ефремом (Лашем), к-рые также широко используются, особенно в приходах, состоящих только из англичан; в этих приходах предпочитают рус. стиль церковного пения.

6 июня 1982 г. в архиеп-стве Фиатиры был хиротонисан во епископа первый англичанин Каллист (Тимоти Уэр). В наст. время еп. Каллист является ведущим правосл. богословом в В. Его работы «Православная церковь» и «Путь православия» содержат объяснение правосл. веры для англоязычного мира. С 90-х гг. к юрисдикции К-польского Патриархата в В. относятся неканонические правосл. образования — Украинская автокефальная православная церковь (в Англии с 1947) и Белорусская автокефальная православная церковь (в Англии с 1945), а также Польская православная церковь за границей (с 1940; 5 приходов). К-польскому Патриархату принадлежит мон-рь св. Иоанна Крестителя в графстве эссекс, созданный архим. Софронием (Сахаровым), учеником св. Силуана Афонского.

Антоний (Блум), митр. Сурожский

Русское правосл. сообщество в В. оставалось немногочисленным после 1917 г. Храм при российском посольстве был закрыт, иконы перенесли в собор в Кенсингтоне. В 1921 г. Церковь Англии выделила рус. правосл. общине храм во имя св. Филиппа. В 1926 г. приход разделился на «евлогиан» (РПЦЗ) и «синодалов» (РПЦ). Каждая юрисдикция совершала богослужение отдельно вплоть до закрытия церкви в 1956 г. Затем «евлогиане» перешли в Московский Патриархат.

Большой вклад в развитие Православия в Англии внес Н. М. Зёрнов, приехавший в Лондон в 1932 г. Он активно работал в Албания святого и преподобного Сергия содружестве (создано в 1928) и выступал за развитие взаимопонимания между Православием и англиканством. В 1947 г. в Оксфордском ун-те была создана кафедра правосл. культуры, к-рую Зёрнов возглавил; его же усилиями был основан Дом св. Григория Нисского и св. Макрины, где могли останавливаться приезжавшие в Англию православные. В 1948 г. он пригласил в Лондон в качестве духовника содружества св. Албания и прп. Сергия и настоятеля храма св. Филиппа иером. Антония (Блума) (1914-2003). Свою миссию в В. митр. Сурожский Антоний (с 1966) определял как проповедь Евангелия с правосл. т. зр. Под его духовным рук. количество правосл. приходов в епархии стало постепенно увеличиваться (в 1962 существовал лишь 1 приход в Лондоне, в наст. время — 32). Большинство прихожан — англичане, существуют даже приходы, полностью состоящие из англичан (как мирян, так и клириков). Епархией издается ж. «Сурож» (Souroge). Продолжающийся с нач. 90-х гг. приток русских в страну увеличил число православных в В. Богослужения в рус. кафедральном соборе Успения Божией Матери и всех святых в Лондоне в основном ведутся на церковнослав. языке, хотя англ. язык также частично используется. Выбор языка в приходах зависит от состава прихода, напр. в Манчестере — церковнослав., а в Уолсингеме — англ.

В стране существуют также 6 приходов РПЦЗ под управлением еп. Берлинско-Германского и Великобританского Марка (Арндта), а также братство св. Эдуарда (Бруквуд) и Благовещенский жен. мон-рь (Лондон). В 1979 г. архим. Алексий, анличанин по происхождению, получил благословение от Архиерейского Синода РПЦЗ принять мощи англ. кор. св. Эдуарда Исповедника (канонизирован в 1161). В 1982 г. братство переделало бывш. англикан. кладбищенский храм в Бруквуде в правосл. церковь, где и хранятся теперь мощи св. Эдуарда. Братство совершает богослужения на англ., греч. и церковнослав. языках и издает миссионерский ж. «Пастырь» («The Shepherd»).

Благовещенский жен. мон-рь был основан в 1954 г. по благословению свт. Иоанна, архиеп. Шанхайского и Сан-Францисского, для духовно-просветительной деятельности и первоначально находился близ Иерусалима; во время арабо-израильской войны 1948 г. сестры вынуждены были покинуть обитель и обосноваться в Англии. В Букингемском дворце также есть правосл. часовня (находящаяся в ведении РПЦЗ), т. к. герц. Эдинбургский, муж кор. Елизаветы II, был крещен в Православие и мн. др. родственники королевы также исповедуют Православие.

В 1903 г. был освящен первый серб. правосл. храм св. Саввы в Ноттинг-Хилле (Лондон). Во время второй мировой войны в Англии оказалось правительство Королевства Югославия, а также кор. Петр II Карагеоргиевич, кор. Мария и принцы Томислав и Андрей. В 1945 г. в В. нек-рое время находились Сербский Патриарх Гавриил (Дожич) и еп. Жичский Николай (Велимирович). Ими был куплен дом, в к-ром были устроены домовая церковь и духовный центр. В 1948 г. на территории В. были сформированы 7 серб. приходов. На пожертвования верующих в Лондоне был построен храм во имя свт. Саввы, освященный 28 июня 1952 г. еп. Николаем (Велимировичем). С 1965 г. издается газ. «Голос Сербской Православной Церкви в Великобритании». В наст. время действуют 22 правосл. серб. прихода.

Религия в Великобритании

Каждый гражданин Великобритании имеет право исповедовать свою религию. Британия — это преимущественно христианская страна: 10 – 16% граждан принадлежат к Римской католической церкви, а 26 миллионов британцев являются прихожанами Англиканской церкви, которая официально имеет статус государственной религии Англии. В Шотландии насчитывается 1,1 миллиона членов Пресвитерианской церкви, являющейся государственной церковью Шотландии. В Северной Ирландии примерно половина населения относит себя к протестантам, а почти 40 % жителей составляют католики. В Уэльсе Англиканская церковь утратила статус государственной в 1920 году. Это означает, что сейчас там нет официальной государственной церкви, а наиболее многочисленными конфессиями являются другие протестантские течения, наиболее авторитетной из которых является Пресвитерианская Церковь Уэльса (методизм «левого», кальвинистского толка). Священнослужители официально признанных церквей Великобритании могут получать заработную плату от государства, если они работают в тюрьмах или больницах.

Римско-католическая церковь

В 1850 году на территории Великобритании была восстановлена римско-католическая церковь, впервые после Реформации, во время которой она была полностью запрещена. Великобритания разделена на семь провинций, каждой из которых управляет католический архиепископ, и 30 епархий — 22 в Англии и 8 в Шотландии, во главе каждой из которых стоит епископ. Всего в Великобритании находится около 4000 римско-католических церквей. Ирландия рассматривается папой римским как единая территория с 1300 приходами, а Северная Ирландия разделена на семь епархий.

Пятидесятническое движение

Пятидесятнический храм в Лондоне (здание бывшего кинотеатра) См. также: Протестантизм в Великобритании

Около 1 млн жителей Британии посещают пятидесятнические и харизматические церкви. Пятидесятников называют самой быстрорастущей христианской конфессией в стране.

Самыми крупными пятидесятническими союзами страны являются Пятидесятническая церковь «Елим» (138 тыс.), Ассамблеи Бога (68 тыс.), Новозаветная церковь Бога (28 тыс. взрослых, крещённых членов), Апостольская церковь Великобритании (10 тыс.), Хиллсонг-Лондон (10 тыс.), Церковь Бога пророчеств (5 тыс.).

Стремительно растёт число сторонников пятидесятничества среди выходцев из Африки. Только в одной нигерийской Искупленной христианской церкви Божьей 80 тыс. взрослых крещённых членов церкви. Отдельную группу составляют независимые британские харизматические церкви и движения (285 тыс.).

Ислам

Основная статья: Ислам в ВеликобританииМечеть Байтул Футух в Лондоне. Крупнейшая в Западной Европе.

Британская мусульманская община — одна из самых крупных в Западной Европе. По некоторым оценкам её численность составляет от 1,5 до 2 миллионов человек. Община имеет 600 мечетей и молитвенных центров. Одним из наиболее важных мусульманских учреждений в Западной Европе является Центральная мечеть в Лондоне и находящийся при ней Исламский культурный центр. Значительная часть британских мусульман прибыла в начале 19-го века, когда моряки и торговцы-мусульмане стали прибывать в Великобританию из её колоний. Другая волна мусульман имела место после Первой мировой войны, когда демобилизовавшиеся жители колоний остались в Великобритании, и третья большая волна прибыла после Второй мировой войны, чтобы заполнить недостаток рабочей силы на рудниках и фабриках. В семидесятых мусульмане прибывали в основном из Кении и Уганды, а в конце века большинство эмигрировало из Ирана, Ирака, Сомали, а также из Боснии и Косово

Сикхизм

Сикхская община в Британии включает от 400 000 до 500 000 членов, причем больше всего сикхов живёт в Большом Лондоне, Манчестере и Бирмингеме. Старейший сикхский храм открылся в Лондоне в 1908 году. Сикхи прибывают в Великобританию из Восточной Африки, Индии и других бывших британских колоний.

Индуизм

См. также: Индийцы в Великобритании
Индуистская община в Британии насчитывает 400 000 человек. Первый индуистский храм был открыт в Лондоне в 1962 году. В настоящее время их более 120. Индуизм исповедуют эмигранты из Индии, а также более ранние поселенцы родом из Кении, Танзании, Уганды, Замбии, Фиджи и Карибских островов. Среди течений индуизма наиболее распространён вишнуизм — Сознание Кришны.

Буддизм

Буддизм исповедуют некоторые англичане, а также выходцы из Азии и Южной Азии. Всего в Великобритании находится около 800 буддистских групп и центров и 750 монастырей и храмов.

Наиболее крупной и влиятельной организацией в Европе считается Буддийское общество Великобритании (основано в 1924 г.), издающее журнал “The Middle Way” (“Срединный путь”), который публикует информацию о буддизме в европейских странах и в США. В Великобритании существуют также Буддийская миссия (с 1926 г.), Лондонская буддийская вихара (с 1954 г.), храм Буддхападипа (с 1966 г.), Тибетский центр, Британская буддийская ассоциация (с 1974 г.), Дзэнский тренировочный центр, “Друзья западной буддийской общины” и др. Всего таких организаций около 40, они являются членами Буддийского общества Великобритании.

Иудаизм

Основная статья: Иудаизм в Великобритании

Первые евреи прибыли в Англию во времена нормандского завоевания. Они были выселены королевским указом в 1290 году, но допущены снова во время гражданской войны 1642-51 годов. Первые евреи прибывали из Испании и Португалии, но в наше время Британию в основном населяют евреи из европейских и восточноевропейских стран, которые скрывались на Британских островах от гитлеровской оккупации. Всего в стране около 300 тыс. евреев.

Другие вероисповедания

Помимо выше перечисленных церквей и вероисповеданий, на территории Великобритании действуют многочисленные секты (например, сайентологи), культы и небольшие независимые церкви и религиозные объединения.

Статистические данные

Религии в Великобритании (2001)

Религия Численность исповедующих Процентное соотношение исповедующих к численности населения
Христианство 42,079,000 71,6 %
Буддизм 152,000 0,3 %
Индуизм 559,000 1 %
Иудаизм 267,000 0,5 %
Ислам 1,591,000 2,7 %
Сикхизм 336,000 0,6 %
Другие религии 179,000 0,3 %
Атеисты 9,104,000 15,5 %
Воздержались от ответа 4,289,000 7,3 %

Расселение по религиозному признаку (2001)

Англия

Религия Численность исповедующих Процентное соотношение исповедующих к численности населения
Христианство 35,251,244 71,7 %
Буддизм 139,046 0,3 %
Индуизм 546,982 1,1 %
Иудаизм 257,671 0,5 %
Ислам 1,524,887 3,1 %
Сикхизм 327,343 0,7 %
Другие религии 143,811 0,3 %
Атеисты 7,171,332 14,6 %
Воздержались от ответа 3,776,515 7,7 %

Уэльс

Религия Численность исповедующих Процентное соотношение исповедующих к численности населения
Христианство 2,087,242 71,9 %
Буддизм 5,407 0,2 %
Индуизм 5,439 0,2 %
Иудаизм 2,256 0,1 %
Ислам 21,739 0,7 %
Сикхизм 2,015 0,1 %
Другие религии 6,909 0,2 %
Атеисты 537,935 18,5 %
Воздержались от ответа 234,143 8,1 %

Шотландия

Религия Численность исповедующих Процентное соотношение исповедующих к численности населения
Церковь Шотландии 2,146,300 42,4 %
Католичество 803,700 15,88 %
Другие христианские течения 344,600 6,81 %
Буддизм 6,800 0,13 %
Индуизм 5,600 0,11 %
Иудаизм 6,400 0,13 %
Ислам 42,600 0,84 %
Сикхизм 6,600 0,13 %
Другие религии 27,000 0,53 %
Атеисты 1,397,500 27,55 %
Воздержались от ответа 278,100 5,49 %

  1. 1 2 Великобратания // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — Т. VII. — С. 471-507. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
  2. Table of Christian Population as Percentages of Total Population by Country. Pew Research Center.
  3. Религиозный состав населения Великобритании Архивировано 28 мая 2008 года.
  4. BBC — Religions — Christianity:Pentecostalism
  5. http://www.guardian.co.uk/uk/2003/oct/02/religion.world Байтул Футу мечети в Лондоне. Крупнейшая мечеть в Западной Европе
  6. 1 2 Данные переписи населения 2001 года: религиозный состав
  7. 1 2 Данные переписи населения 2001 года: религиозный состав Англии и Уэльса (недоступная ссылка). Дата обращения 2 июня 2008. Архивировано 1 марта 2009 года.
  8. Данные переписи населения 2001 года (по Уэльсу): религиозный состав (недоступная ссылка)

Страны Европы: Религия

Независимые государства

Зависимые территории

Непризнанные и частично
признанные государства

1 В основном или полностью в Азии, в зависимости от проведения границы между Европой и Азией. 2 В основном в Азии.

  1. Религиозный состав населения Великобритании(недоступная ссылка)
  2. http://www.guardian.co.uk/uk/2003/oct/02/religion.world Байтул Футу мечети в Лондоне. Крупнейшая мечеть в Западной Европе
  3. 1 2 Данные переписи населения 2001 года: религиозный состав
  4. 1 2 Данные переписи населения 2001 года: религиозный состав Англии и Уэльса
  5. Данные переписи населения 2001 года (по Уэльсу): религиозный состав

Страны Европы: Религия

Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Кипр¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония

Зависимые территории

Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

Непризнанные и частично признанные государства

Республика Абхазия¹ • Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра¹

¹ Частично или полностью в Азии, в зависимости от проведённой границы ² Также в Азии

Великобритания в темах

Герб • Флаг • Гимн • Государственный строй • Конституция • Парламент • Административное деление • География • Города • Столица • Население • Языки • История • Экономика • Валюта • Культура • Религия • Кинематограф • Литература • Музыка • Праздники • Спорт • Образование • Наука • Транспорт • Туризм • Почта (история и марки) • Интернет • Вооружённые силы • Внешняя политика
Портал «Великобритания»

Интересный материал о крушении православной Англии. Очень схожая у нее была судьба с Российской и Византийской империями.
«В 1997 году англоязычные христиане отмечали весьма важную дату. 1400 лет тому назад в день Рождества Христова король Кента Этельберт и 10000 его подданных были крещены в реке Свэйл святителем Августином, первым архиепископом Кентерберийским, учеником святого Григория Двоеслова, Папы Римского. Это крещение, во многом напоминающее крещение русского народа святым Владимиром, имело не меньшее значение для народов Запада, чем крещение Киевской Руси для народов Востока.
Семя, посеянное св. Августином, принесло богатые плоды. Прибывшие из Рима монахи начали миссионерскую деятельность с Запада и Востока, ирландские монахи — с севера и юга. Они быстро завершили христианизацию язычников англов и саксов.
В день Святой Пасхи в 627 году святой Павлин, член Римской Миссии, крестил в Йорке короля Эдвина, ставшего первым христианским королем Нортумбрии и впоследствии принявшего мученическую смерть за Христа. Вслед за этим было совершено массовое крещение в реке, также носившей название Свэйл. В 664 году на Синоде в Уитби, после дискуссии с западными кельтскими христианами, была окончательно определена правильная дата празднования Святой Пасхи. А в 681 году на Соборе в Хатфилде, в котором под председательством св. Феодора „Грека» приняли участие несколько святых иерархов английского происхождения, Единая Английская церковь единодушно осудила ересь монофелитов и поддержала учение первых шести Вселенских Соборов, восстановив таким образом статус Британских островов в границах „Романитас», т.е. Православной Римской империи, культурной и политической столицей которой был в то время Новый Рим — Константинополь.
200 лет спустя после крещения в реке Свэйл английские миссионеры обратили в христианство Голландию и Германию. А еще сто лет спустя, при короле Альфреде Великом, оправившись от нашествия викингов, английские миссионеры приступили к христианизации самих завоевателей. Еще через 100 лет англичане приступили к христианизации Норвегии и Швеции.
К середине XI века при святом благоверном короле Эдуарде Исповеднике Английское православное королевство достигло зенита своего расцвета. На население в 1,5 млн. человек приходилось по меньшей мере 10000 храмов. Влияние христианской Англии простиралось от Норвегии (где сын Английской церкви король Олаф — „Покровитель Норвегии», принял в 1030 году мученичество за Христа) до Эфеса (где в результате видения королю Эдуарду была обнаружена пещера Семи Спящих Отроков); от Новгорода (где благочестиво правила дочь Английской церкви шведская принцесса святая Анна Новгородская) до Рима (где целый квартал был назван „Иль Борго Саксоно» в честь английских паломников, останавливавшихся в этом квартале).
Через одно поколение, однако, вся эта величественная духовная постройка лежала в развалинах в результате Нормандского нашествия 1066 года. Последний православный король был убит; его тело было разрублено на части торжествующими нормандцами, а душа „анафемствована» Папой. Храмы были разрушены; святыни поруганы и сожжены; английские епископы заменены французскими католиками; литургическая практика, все церковные и культурные традиции были уничтожены; даже английский язык был запрещен и заменен французским. Земли крестьян были опустошены и конфискованы. Священников заставили развестись со своими женами, которые вместе с детьми вынуждены были просить подаяние. Каждый из пяти англичан был убит. Каждый из ста (включая цвет аристократии) эмигрировал— главным образом в Константинополь, Киев и Крым, где была основана колония „Новая Англия» за 500 лет до прибытия в Америку корабля „Мэйфлауэр» (т.е. до возникновения на американском континенте колонии с таким же названием, послужившей основой для создания Соединенных Штатов Америки. — Прим. пер.).
Как могла произойти эта трагедия, не имеющая до той поры прецедента в европейской истории? Причины крушения православия в Англии, как и причины всех исторических катастроф сложны и многообразны. Историки обычно концентрируют свое внимание на социально-политических факторах и в общем дают положительную оценку этой трагедии, представляя ее как уход Англии от „отсталой», „темных веков» страны (т.е. Англии Православной) и включение ее в общее русло развития „прогрессивной», „просвещенной» (т. е. папистской и протестантской) западноевропейской цивилизации. И только в последнее время стали проясняться духовные масштабы трагедии: религия и культура целого народа преданы были насильственной смерти, ибо, как сказал один историк, „в результате только одного дня битвы (14 октября 1066 г.) Англия получила новую королевскую династию, новую аристократию, практически новую церковь, новое искусство, новую архитектуру и новый язык».
Смерть является платой за грех; и смерть Православной Англии не является исключением из этого правила. Скольжение в пропасть началось в конце Х века после мученической кончины короля Эдуарда (†979). Уже тогда святитель Данстан, архиепископ Кентерберийский, пророчествовал гибель страны, пролившей кровь Помазанника Божия. Его преемнику, сводному брату королю Этельреду („Неготовому»), пришлось пережить как предательство собственных подданных, так и нашествие язычников-датчан. В результате в 1013 году он вынужден был бежать из страны. Впоследствии ему было позволено вернуться на условиях, ограничивающих его самодержавие (аналогично тому, как это произошло в России в 1905 году). Затем после краткого периода правления христианских королей-датчан (1016-1042) на трон взошел вернувшийся из изгнания святой Эдуард Исповедник; и ему пришлось бороться с восстанием могущественных графов на севере и на юге.
Правление св. Эдуарда принесло мир и процветание, но одновременно характеризовалось резким упадком нравственности в народе. Так, например, Эдмер Кентерберийский писал незадолго до вторжения Вильгельма Завоевателя о монахах храма Христа в Кентербери, что они живут „в пышности, какая только возможна в мире, в золоте и серебре и изысканных одеждах; спят на ложах под роскошными балдахинами; имеют всевозможные музыкальные инструменты, на которых любят играть; имеют лошадей, собак и ястребов, с которыми выезжают на охоту; в общем, живут, скорее, как графы, а не как монахи».
„За несколько лет до нашествия нормандцев,— писал англо-ирландский историк Уильям Малсбери,— любовь к литературе и религии пришла в упадок. Малообразованные клирики с трудом и запинанием произносили слова священных молитв; человек, знающий грамматику, был предметом всеобщего удивления. Монахи пренебрегали уставом, одеваясь в роскошные одежды и услаждаясь разнообразными и изысканными яствами. Знать, предаваясь роскоши и разврату, не ходила регулярно утром в церковь, как следует христианам, но только от случая к случаю приглашала на дом какого-нибудь священника, который торопливо совершал утреню и литургию для этой знати в перерывах между ласками их жен. Простые люди, не имеющие никакой защиты, становились жертвами людей знатных, которые увеличивали свои богатства, захватывая их имущества и земли и продавая их иностранцам (хотя по натуре своей эти люди, пожалуй, более были склонны присваивать все это себе). Пьяные оргии ночи напролет были делом обычным. Грехи, Сопутствовавшие пьянству, расслабляли и душу и ум».
Расплата за эти грехи была предсказана в видении умирающему королю Эдуарду в 1065 году. „Только что,— сказал он, — передо мной стояли два монаха, которых я когда-то хорошо знал в дни моей молодости в Нормандии,— люди большой святости, давно уже отошедшие от земных забот ко Господу. Они передали мне послание от Бога: „За то, что люди,— сказали они,— достигшие высочайшего положения в Английском королевстве, — графы, епископы, аббаты и члены священных орденов, являются не теми, за кого выдают себя, но, наоборот, являются слугами дьявола, за это Бог через один год и один день после твоей смерти предаст все это проклятое Богом королевство в руки врагов, и дьявол пройдет по этой земле огнем и мечом и всеми ужасами войны». „Тогда,— ответил я тем святым мужам,— я расскажу народу о Божием приговоре и люди покаются, и Бог помилует их, как пощадил Он ниневетян». „Нет,— ответили те святые мужи,— не покаются они; и Бог не помилует их…».
Это пророчество исполнилось точно спустя год и один день после смерти короля Эдуарда 6 января 1067 года. В этот самый день состоялась коронация Вильгельма, герцога Нормандии, который стал первым католическим королем Англии. В последующие три с половиной года его армии опустошали Англию вдоль и поперек — антихрист пришел в Англию…»
www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_Church/Moss_KrahPravosl.php

Каждый гражданин Великобритании имеет право исповедовать свою религию. Британия — это преимущественно христианская страна: 10 – 16% граждан принадлежат к Римской католической церкви, а 26 миллионов британцев являются прихожанами Англиканской церкви, которая официально имеет статус государственной религии Англии. В Шотландии насчитывается 1,1 миллиона членов Пресвитерианской церкви, являющейся государственной церковью Шотландии. В Северной Ирландии примерно половина населения относит себя к протестантам, а почти 40 % жителей составляют католики. В Уэльсе Англиканская церковь утратила статус государственной в 1920 году. Это означает, что сейчас там нет официальной государственной церкви, а наиболее многочисленными конфессиями являются другие протестантские течения, наиболее авторитетной из которых является Пресвитерианская Церковь Уэльса (методизм «левого», кальвинистского толка). Священнослужители официально признанных церквей Великобритании могут получать заработную плату от государства, если они работают в тюрьмах или больницах.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/5 Просмотров:449 107 033 8 594 13 634 50 578
  • ✪ Топик по английскому языку «Религия в Великобритании» (Religion in Great Britain)
  • ✪ Как живёт Англия 2 (Познавательное ТВ, Екатерина Рязанова)
  • ✪ Иудаизм, христианство и ислам — касты людей. Религия как инструмент порабощения.
  • ✪ Исламские течения (часть 1) | История религий | Мировая История (3 видео)
  • ✪ Ричард Докинз — Угроза религиозных школ (2010)

Субтитры