Православие в эстонии

Эстонская апостольская православная церковь

Эстонская апостольская православная церковь

эст. Eesti Apostlik-Õigeusu Kirik


Кафедральный собор свв. Симеона

Общие сведения

Церковь-мать

Константинопольский патриархат

Автономия

7 июля 1923,
22 февраля 1996 (вторично)

Руководство

Предстоятель

митрополит Стефан (Хараламбидис)

Центр

Таллин

Территории

Юрисдикция (территория)

Эстония

Богослужение

Календарь

новоюлианский

Статистика

Епархий

Сайт

eoc.ee​ (эст.)
eoc.ee/fr/​ (фр.)

Медиафайлы на Викискладе

Эсто́нская апо́стольская правосла́вная це́рковь (эст. Eesti Apostlik-Õigeusu Kirik, сокращённо ЭАПЦ) — автономная православная церковь в юрисдикции Константинопольского патриархата.

С 1996 года сосуществует параллельно с самоуправляемой Эстонской православной церковью Московского патриархата. Последний оспаривает каноническую законность действий Константинопольского патриархата на территории Эстонии.

Предстоятель ЭАПЦ — митрополит Таллинский и всей Эстонии Стефан (Хараламбидис) (с 13 марта 1999 года).

История

Возникла на основании Томоса Константинопольского патриарха Мелетия IV от 7 июля 1923 года, принявшего Эстонскую православную церковь в свою юрисдикцию на правах автономии как Эстонскую православную митрополию — в ответ на обращение Собора Эстонской церкви от 23 сентября 1922 года о предоставлении автокефалии. Епископу Александру (Паулусу), возглавлявшему приходы в Эстонии, был пожалован титул митрополита Таллинского и всей Эстонии. В сентябре 1924 года была разделена на две епархии — Таллинскую и Нарвскую. В 1933 году епископ Нарвский Иоанн (Булин) был отстранён от управления епархией и отбыл в Белград. В том же году во епископа Печерского, викария Эстонской епархии, был хиротонисан Николай (Лейсман); в 1937 году был хиротонисан новый епископ Нарвский — Павел (Дмитровский). В 1935 году Церковь приняла нынешнее наименование Эстонской Апостольской Православной Церкви. К 1940 году, времени присоединения Эстонии к СССР к Эстонской Православной церкви относилось 210 000 верующих, 80 процентов которых были эстонцами, 3 епископа, 156 приходов, 131 священник, 2 монастыря и одна духовная семинария. Православные составляли 17,5 % христиан страны.

После присоедниения Эстонии к СССР незамедлительно были закрыты теологический факультет Тартуского университета (на основе Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви) и духовная семинария в Печорах. 23 сентября 1940 года Синод Эстонской церкви обратился к Московскому патриархату с просьбой принять их под свой омофор, но с сохранением автономии. Патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) принял решение, что епископы останутся на своих кафедрах, но в автономии нет необходимости. 30 марта 1941 года произошло официальное упразднение структуры: митрополит Александр был принят в каноническое общение с Московской патриархией, а православные приходы Эстонии (Таллинская и Нарвская епархии) вошли в экзархат Латвии и Эстонии, который возглавил митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский).

В июле 1941 года, вследствие оккупации Эстонии в ходе войны между Германией и СССР, последовало включение её в Рейхскомиссариат Остланд Германской империи. Митрополит Александр сразу же объявил о выходе из вынужденного подчинения Московскому патриархату по «каноническим и религиозным соображениям» и о восстановлении ЭАПЦ, получив 19 сентября 1941 года регистрацию германских властей как предстоятель ЭАПЦ. К концу года православие в Эстонии окончательно размежевалось — русские приходы подчинялись Павлу (Дмитровскому), сохранившему общение с РПЦ, а этнически эстонские — митрополиту Александру. Такое положение сохранялось недолго: в сентябре 1944 года Эстония была освобождена от оккупации немецких войск. Митрополит Александр и 23 священника эмигрировали.

5 марта 1945 года в Таллин прибыл архиепископ Псковский Григорий (Чуков), и уже 6 марта был совершён акт присоединения находившихся в составе ЭАПЦ приходов к Московскому патриархату — в Никольском храме Таллина по чину воссоединения обновленцев. Правящим архиереем Эстонским и Таллинским был назначен архиепископ Павел (Дмитровский).

Синод ЭАПЦ обосновался в Стокгольме, оставаясь в подчинении Константинопольского патриархата. Структуре сохраняли верность около 10 тысяч православных эстонцев, находящихся в разных странах. Для этой структуры в 1956 году был хиротонисан епископ Георгий (Вяльбе), являвшийся викарием Фиатирской архиепископии. После смерти епископа Георгия в 1961 году структура прекратила существование как административная единица; её приходы были переподчинены местным епископам Константинопольского патриархата. В 1978 году по требованию Русской православной церкви Константинопольский патриархат объявил Томос 1923 года, учреждавший автономную Эстонскую церковь, недействительным.

После восстановления Эстонией государственной независимости появилось стремление восстановить и автономную церковь. Главой Таллинской епархии в это время был Корнилий (Якобс). 11 августа 1993 года эстонский Департамент по делам религий зарегистрировал Синод Эстонской апостольской православной церкви в изгнании как единственного законного правопреемника межвоенной Эстонской апостольской православной церкви, хотя «Синод» не имел в стране юридических представителей. В 1994 году 54 (из 83) православных прихода попросили принять их в юрисдикцию Константинопольского патриархата. 22 февраля 1996 года Священный синод Константинопольского патриархата возобновил действие Томоса 1923 года и учредил параллельно Эстонской православной церкви Московского патриархата автономную Церковь под своей юрисдикцией. В Коммюнике Верховного Секретариата и Священного синода Вселенского патриархата от 22 февраля 1996 года подчёркивалось, что «Вселенский патриархат принял это решение по настоятельной просьбе Эстонского правительства и подавляющего большинства эстонских приходов, которые просили принять их под защиту Вселенского патриархата». Архиепископ Карельский и Финляндский Иоанн (Ринне) был назначен Местоблюстителем Предстоятеля ЭАПЦ. Священный синод Русской православной церкви под председательством патриарха Московского Алексия II (Ридигера), родившегося в межвоенной независимой Эстонии (Первая Эстонская Республика) и ставшего епископом в советской Эстонии (Эстонская Советская Социалистическая Республика (ЭССР)), в феврале 1996 года приостановил евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. После нескольких раундов переговоров в 1996 году стороны пошли на компромисс, признав возможность временного сосуществования на территории Эстонии двух церковных юрисдикций; приходам была предоставлена свобода выбрать, к какой из юрисдикций принадлежать. Прерванное Московским патриархатом общение с Константинопольским патриархатом было возобновлено решением Синода РПЦ в заседании 16 мая 1996 года.

21 октября 2008 года Священный Синод Константинопольского патриархата принял решение о рукоположении двух новых епископов для ЭАПЦ в целях создания ею своего собственного синода. На кафедры Тарту и Пярну-Сааремаа единогласно были избраны иеромонах Илия (Ояперв) и священник Александр Хопёрский.

26 мая 2011 года решением Собора ЭАПЦ большинством голосов (из 88 делегатов 73 проголосовало «за», 1 — «против» и 14 — «воздержалось») принято решение с 2012 года перейти в богослужебной жизни на новоюлианский календарь. Решение отказаться от юлианского календаря мотивировано как «желание освободиться от наследия Русской православной церкви».

9 июня 2012 года в местечке Реомяэ (Reomäe) в 12 км от Курессааре был открыт женский скит Иоанна Предтечи.

Современное состояние и отношения с Московским патриархатом

На 2013 год Эстонская апостольская православная церковь объединяла около 7 тысяч верующих, большая их часть — этнические эстонцы. ЭАПЦ насчитывала 60 приходов, в которых служило 30 священников и 9 диаконов. Для сравнения: Эстонская православная церковь Московского патриархата, имеет 31 приход, на которых несут служение 45 священников и 13 диаконов, объединяет от 100 до 200 тысяч верующих.

Церковь разделена на три епархии: Таллинскую, Пярнускую и Тартускую. Имеется монастырский скит Иоанна Предтечи на острове Сааремаа.

«Московский патриархат не признаёт церковной структуры Константинопольского патриархата в Эстонии в каноническом достоинстве автономной православной церкви». При этом действенность совершённых в ЭАПЦ таинств не оспаривается.

Разногласия по вопросу о положении Православной церкви в Эстонии привели «к вынужденному отказу делегации Русской православной церкви от участия в заседании Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-католической и Православной церковью, прошедшем в Равенне (Италия) 8 октября 2007 года».

> См. также

  • Эстонская православная церковь Московского патриархата

Примечания

  1. Богоявленский И., прот. Прекращение эстонской схизмы // Журнал Московской патриархии. 1945. — № 4. — С. 3—6
  2. Цит. по: «Журнал Московской патриархии». 1996, № 3, стр. 14.
  3. Телеграмма патриаха Алексия патриаху Константинопольскому Варфоломею I от 23 февраля 1996. // «ЖМП». 1996, № 3 (Официальная часть).
  4. Религиозная ситуация в Эстонии (недоступная ссылка). Дата обращения 29 июня 2009. Архивировано 27 мая 2009 года.
  5. «ЖМП». 1996, № 6, стр. 2.
  6. 1 2 Рукоположены́ два новых епископа Эстонской церкви Константинопольского патриархата blagovest-info.ru 29 октября 2008 г.
  7. Communiqué du Bureau de Presse de l’Eglise Orthodoxe d’Estonie
  8. Константинопольский патриархат открыл в Эстонии женский скит
  9. Православие в Эстонии: взгляд двух митрополитов : Православие и мир
  10. Эстония оставила приоритет за Константинополем
  11. прот. Н. Балашов, прот. И. Прекуп. История эстонского православия и попытка её недобросовестной ревизии: О книге архимандрита Григория Папатомаса «Несчастье быть маленькой Церковью в маленькой стране», 2013, с. 253
  12. Журнал № 101 заседания Священного Синода РПЦ от 12 октября 2007 года официальный сайт ОВЦС
  13. Сообщение Службы коммуникации ОВЦС о позиции Московского Патриархата по эстонскому церковному вопросу в связи с переговорами между делегациями Московского и Константинопольского патриархатов, прошедшими в Цюрихе 26 марта 2008 года На официальном сайте МП 16 мая 2008 г.

Литература

  • Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Эстонская Апостольская Православная Церковь (1926–1941) // Православие в Эстонии. — М.: Православная энциклопедия, 1999.
  • Балашов Н., прот., Прекуп И., прот. История эстонского православия и попытка её недобросовестной ревизии: О книге архимандрита Григория Папатомаса «Несчастье быть маленькой Церковью в маленькой стране». — 2013.
  • Балашов Н., прот., Прекуп И., прот. Мораль и право vs политическая целесообразность? Из истории церковно-государственных отношений в Эстонии // Государство и Церковь в СССР и странах Восточной Европы в период политических кризисов во второй половине XX в. / Под ред. Г. П. Мурашко и А. И. Филимоновой. — 2013.
  • Константинов Н. В Таллине господствуют раздоры // Независимая газета. — 31.01.2001.
  • Силуан (Никитин), иером. Из истории взаимоотношений Финляндской и Эстонской Апостольской Православных Церквей. // Вестник ЯрГУ. Серия «Гуманитарные науки». — 2019. — № 2 (48). — С. 18—24.
  • Скандальный визит // Молодёжь Эстонии. — 3.10.2000.
  • Шкаровский М. В. Константинопольская и Русская церкви в период великих потрясений (1910-е – 1950-е гг.). — М.: Издат. дом «Познание», 2019. — С. 304. — ISBN 978-5-906960-59-7.

Ссылки

  • Официальный сайт ЭАПЦ (эст.)
  • EESTI APOSTLIK-ÕIGEUSU KIRIK (Сайт о православии ЭАПЦ на эстонском, английском и французском яз.)
  • Stephanos (Charalambides) of Tallinn
  • Игорь Клюев. Православную церковь Московского патриархата вновь отказываются регистрировать, 21 марта 2002.

В социальных сетях

Нормативный контроль

LCCN: no2008083670 · VIAF: 142282051 · WorldCat VIAF: 142282051

  • Латвийская
  • Молдовы3
  • РПЦЗ
  • Украинская (МП)3
  • Эстонская (МП)

  • Северной Америки (Антиохийская)
  • Западной и Южной Европы (Румынская)

Автокефальные
Исторические
автокефальные
  • Картлийская (V—1811)
  • Охридская (1019—1767)
  • Печская (1219—1463; 1557—1766)
  • Тырновская (1235—1393)
  • Абхазская (XV—1814)
  • Карловацкая (1766—1920)
  • Черногорская (1766—1920)
  • Германштадтская (1864—1919)
  • Белградская (1879—1920)
  • Буковинская (1874—1919)
Автономные
  • Китайская3 (Русская)
  • Критская (Константинопольская)
  • Охридская (Сербская)
  • Синайская (Иерусалимская)
  • Финляндская (Константинопольская)
  • Эстонская апостольская (Константинопольская)
  • Японская3 (Русская)
Само-
управляемые
в составе РПЦ в составе КПЦ другие
Примечания: 1) Автокефалия ПЦА признана 5 из 14 общепризнанных автокефальных церквей, остальные считают её частью РПЦ. 2) Автокефалия ПЦУ и рукоположения епископов УАПЦ и УПЦ КП, вошедших в неё, признаны 3 из 14 общепризнанных автокефальных церквей. 3) Существование структуры на заявленной территории признано не всеми поместными церквами.

Эсто́нская Апо́стольская Правосла́вная Це́рковь (ЭАПЦ; эст. Eesti Apostlik-Õigeusu Kirik) — автономная православная церковь в юрисдикции Константинопольской Православной Церкви.

С 1996 года сосуществует параллельно с самоуправляемой Эстонской Православной Церковью Московского Патриархата, который оспаривает каноническую законность действий Константинопольского Патриархата на территории Эстонии.

С 13 марта 1999 года предстоятель ЭАПЦ — митрополит Таллина и всей Эстонии Стефан (Хараламбидис).

Возникла на основании Томоса (Грамоты) Вселенского Патриарха Мелетия IV от 7 июля 1923 года, принявшего Эстонскую Православную Церковь в свою юрисдикцию на правах автономии как Эстонскую Православную Митрополию — в ответ на обращение Собора Эстонской Церкви от 23 сентября 1922 года о предоставлении автокефалии. Епископу Александру (Паулусу), первоиерарху Эстонии, был пожалован титул митрополита Таллинского и всей Эстонии. В сентябре 1924 года была разделена на две епархии — Таллинскую и Нарвскую. В 1933 году епископ Нарвский Иоанн (Булин) был отстранен от управления епархией и отбыл в Белград; в 1937 году был хиротонисан новый епископ Нарвский — Павел (Дмитровский). В 1935 году Церковь приняла нынешнее наименование Эстонской Апостольской Православной Церкви. К 1940 году, времени аннексии Эстонии Союзом ССР к Церкви относилось 210 000 верующих, 80 процентов которых были эстонцами, 3 епископа, 156 приходов, 131 священник, 2 монастыря и одна духовная семинария. Православные составляли 17,5 процентов верующих страны.

По вхождении Эстонии в СССР незамедлительно последовало применение законодательства СССР о культах на территории страны: был закрыт Теологический факультет Тартуского университета и Печерская семинария. 23 сентября 1940 года Синод Эстонской церкви обратился к Московскому Патриархату с просьбой принять их под свой омофор, но с сохранением автономии. Патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) принял решение, что епископы останутся на своих кафедрах, но автономии не будет. 31 мая 1941 года произошло официально вхождение ЭАПЦ в РПЦ; её епархии были подчинены Балтийскому экзархату.

В июле 1941 года, вследствие войны между Германией и СССР, последовало включение Эстонии в Рейхскомиссариат Остланд Германской империи. К концу 1942 года православие в Эстонии раскололось — русские приходы подчинялись Павлу (Дмитровскому), сохранившему общение с РПЦ, а этнически эстонские — Александру, вышедшему 20 октября 1942 года из подчинения Московской Патрирхии. Такое положение сохранялось недолго: в сентябре 1944 года Эстония была вновь занята Союзом ССР. Митрополит Александр и 23 священника эмигрировали.

5 марта 1945 в Таллин прибыл архиепископ Псковский Григорий (Чуков), и уже 6 марта был совершён акт присоединения находившихся в составе ЭАПЦ приходов к Московскому Патриархату — в Никольском храме Таллина по чину воссоединения обновленцев. Правящим архиереем был назначен архиепископ Павел (Дмитровский).

Синод ЭАПЦ обосновался в Стокгольме, оставаясь в подчинении Константинопольского патриархата. Структуре сохраняли верность около 10 тысяч православных эстонцев, находящихся в разных странах. В 1961 структура прекратила существование как административная единица; её приходы были переподчинены местным епископам Константинопольского патриархата. В 1978 году по требованию Русской Православной Церкви Вселенский Патриархат объявил Томос 1923 года, учреждавший автономную Эстонскую Церковь, недействительным.

После восстановления Эстонией государственной независимости появилось стремление восстановить и автономную церковь. Главой Таллинской епархии в это время был Корнилий (Якобс). 11 августа 1993 года эстонский Департамент по делам религий зарегистрировал Синод Эстонской Апостольской Православной Церкви в изгнании как единственного законного правопреемника межвоенной Эстонской Апостольской Православной Церкви, хотя «Синод» не имел в стране юридических представителей. В 1994 году 54 (из 83) православных прихода попросили принять их в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. 22 февраля 1996 года Священный Синод Константинопольского Патриархата возобновил действие Томоса 1923 года и учредил параллельно Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата автономную Церковь под своей юрисдикцией. В Коммюнике Верховного Секретариата и Священного Синода Вселенского Патриархата от 22 февраля 1996 года подчёркивалось, что «Вселенский Патриархат принял это решенире по настоятельной просьбе Эстонского правительства и подавляющего большинства эстонских приходов, которые просили принять их под защиту Вселенского Патриархата». Архиепископ Карельский и Финляндский Иоанн (Ринне) был назначен Местоблюстителем Предстоятеля ЭАПЦ. Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Патриарха Московского Алексия II, родившегося в межвоенной Эстонии и ставшего епископом в советской Эстонии, в феврале 1996 года приостановил евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом. После нескольких раундов переговоров в 1996 году стороны пошли на компромисс, признав возможность временного сосуществования на территории Эстонии двух церковных юрисдикций; приходам была предоставлена свобода выбрать к какой из юрисдикций принадлежать. Прерванное Московским Патриархатом общение с Вселенской Патриархией было возобновлено решением Синода РПЦ в заседании 16 мая 1996 года.

21 октября 2008 года Священный Синод Константинопольского Патриархата принял решение о рукоположении двух новых епископов для ЭАПЦ в целях создания ею своего собственного синода. На кафедры Тарту и Пярну-Сааремаа единогласно были избраны иеромонах Илия (Ояперв) и священник Александр Хопёрский.

26 мая 2011 года решением Собора ЭАПЦ большинством голосов (из 88 делегатов 73 проголосовало «за», 1 — «против» и 14 — «воздержалось») принято решение с 2012 года перейти в богослужебной жизни на григорианский календарь. Решение отказаться от юлианского календаря мотивировано как «желание освободиться от наследия Русской православной церкви».

9 июня 2012 года в 12 км от Курессааре в местечке Реомяэ (Reomäe) был открыт женский скит в честь св. Иоанна Предтечи.

Присоединившиеся к восстановленной ЭАПЦ 54 прихода насчитывают около 7 тысяч верующих, большая их часть — этнические эстонцы. Около 30 приходов, оставшихся в юрисдикции РПЦ, объединяют более 100 тысяч верующих и Пюхтицкий монастырь.

«Московский Патриархат не признаёт церковной структуры Константинопольского Патриархата в Эстонии в каноническом достоинстве автономной Православной Церкви».

По мнению руководства Московского Патриархата, разногласия по вопросу о положении Православной Церкви в Эстонии привели «к вынужденному отказу делегации Русской Православной Церкви от участия в заседании Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической и Православной Церковью, прошедшем в Равенне (Италия) 8 октября 2007 года».

  1. Цит. по: «Журнал Московской Патриархии». 1996, № 3, стр. 14.
  2. Телеграмма Патриаха Алексия Патриаху Константинопольскому Варфоломею I от 23 февраля 1996. // «ЖМП». 1996, № 3 (Официальная часть).
  3. Религиозная ситуация в Эстонии
  4. «ЖМП». 1996, № 6, стр. 2.
  5. 1 2 Рукоположены́ два новых епископа Эстонской Церкви Константинопольского патриархата blagovest-info.ru 29 октября 2008 г.
  6. Communiqué du Bureau de Presse de l’Eglise Orthodoxe d’Estonie
  7. Константинопольский Патриархат открыл в Эстонии женский скит
  8. Журнал № 101 заседания Священного Синода РПЦ от 12 октября 2007 года официальный сайт ОВЦС
  9. Сообщение Службы коммуникации ОВЦС о позиции Московского Патриархата по эстонскому церковному вопросу в связи с переговорами между делегациями Московского и Константинопольского Патриархатов, прошедшими в Цюрихе 26 марта 2008 года На официальном сайте МП 16 мая 2008 г.

> См. также

  • Эстонская православная церковь Московского Патриархата
  • Успенская церковь (Ивангород)
  • Официальный сайт ЭАПЦ (на русс. яз.)
  • EESTI APOSTLIK-ÕIGEUSU KIRIK (Сайт о православии ЭАПЦ на эстонском, английском и французском яз.)
  • Stephanos (Charalambides) of Tallinn
  • Алексий II Патриарх Московский и всея Руси. Православие в Эстонии
  • НГ Религии: В Таллине господствуют раздоры
  • Православную церковь Московского патриархата вновь отказываются регистрировать
  • Интервью с президентом Совета Церквей Эстонии епископом Евангелическо-Лютеранской Церкви Эстонии Эйнаром Сооне
  • Газета Молодежь Эстонии: Скандальный визит
Православные церкви
Автокефальные Албанская • Александрийская • Американская • Антиохийская • Болгарская • Грузинская • Иерусалимская • Кипрская • Константинопольская • Польская • Румынская • Русская • Сербская • Чехии и Словакии • Элладская
Автономные Синайская • Финляндская • Китайская • Эстонская (КП) • Японская • Критская (полуавтономная)
Самоуправляемые
в составе РПЦ
РПЦЗ • Латвийская • Молдавская • Украинская (МП) (с правами широкой автономии) • Эстонская (МП) • Белорусская (де-факто)
Самоуправляемые
в составе КПЦ
Западноевропейский экзархат русских приходов • Украинская ПЦ в Канаде • Украинская ПЦ в США
Прочие Бессарабская (Румынская ПЦ) • Охридская (Сербская ПЦ)
Неканонические
юрисдикции
Абхазская ПЦ • Апостольская ПЦ • Белорусская АПЦ • Катакомбники • Македонская ПЦ • Российская ПАЦ • Российская ПЦ • РПЦЗ (А) • РПЦЗ(В) • Старообрядцы • Украинская Реформаторская ПЦ • Старостильные церкви (Болгарская • Греческие • Румынская) • Истинно-Православные церкви (Молдавская • Сербская • Русская • Русская катакомбная ЦИПХ) • Турецкая ПЦ • Украинская ПЦ КП • Украинская АПЦ • Украинская АПЦ (о) • Украинская АПЦ К • Черногорская ПЦ

Александро-Невский собор (Таллин)

У этого термина существуют и другие значения, см. Собор Александра Невского.

Православный собор

Собор Александра Невского

эст. Aleksander Nevski peakirik

Страна

Эстония

Местоположение

Таллин

Конфессия

Православие

Епархия

Таллинская епархия

Тип здания

Пятиглавый храм

Архитектурный стиль

Московский стиль

Автор проекта

Михаил Преображенский

Дата основания

Строительство

1895—1900 годы

Статус

Памятник культуры, действующий, кафедральный

Состояние

хорошее

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Собо́р Алекса́ндра Не́вского — ставропигиальный кафедральный православный соборный храм в таллинском Вышгороде. С мая 1945 года в ведении Эстонской православной церкви Московского патриархата.

Построен в 1895-1900 гг. напротив входа в губернаторскую резиденцию по инициативе губернатора-русификатора С. В. Шаховского. Автор проекта — архитектор Михаил Преображенский.

Возведён к 1900 году в память о чудесном спасении императора Александра III в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 года. Ещё до катастрофы, 19 февраля 1887 года, православное духовенство Ревеля подало эстляндскому губернатору князю Сергею Шаховскому докладную записку, которая объясняла необходимость строительства нового собора.

Синод признал строительство нового храма действительно необходимым и ассигновал 60 000 рублей. По ходатайству губернатора, 2 апреля 1888 года было дано императором Александром III разрешение на сбор пожертвований в пределах Российской империи (см. объявление о сборе средств).

Основные проблемы и непредвиденные затраты появились у комитета по постройке нового собора при решении вопроса о выборе места. Вопрос этот обсуждался с апреля 1888 по середину 1892 года. Комитету было предложено восемь вариантов, наиболее подходящим оказалась площадь перед губернаторским дворцом (ныне здания парламента Эстонии)

20 августа 1895 года архиепископ Рижский и Митавский Арсений (Брянцев) освятил закладку собора. 2 ноября 1897 года благодаря усилиям главного подрядчика, купца первой гильдии Ивана Гордеева на купола собора были торжественно установлены железные позолоченные кресты.

Позолота куполов храма проведена в середине 1898 года мастером и купцом второй гильдии Петром Абросимовым. Одиннадцать колоколов для нового храма были отлиты на колокольном заводе купца Василия Орлова в Санкт-Петербурге. Освящение и установка колоколов состоялось 7 июня 1898 года. Изначально проект нового храма предусматривал установку мраморного иконостаса, однако в процессе строительства собора было принято решение о замене его позолоченным деревянным. Эта работа была поручена Петру Абросимову. Иконы были написаны в мастерской академика живописи Александра Новоскольцева. По его же проектам петербургским мастером Эмилем Штейнке были изготовлены витражи, которые затем были установлены в окнах алтаря. Пятиглавый трёхпрестольный собор, рассчитанный на 1500 человек, построен по образцу московских храмов XVII века. Фасады собора украшены мозаичными панно, выполненными в мозаичной мастерской Александра Фролова в Санкт-Петербурге. Высота собора — около 58 метров.

Храм был торжественно освящён 30 апреля 1900 года епископом Рижским и Митавским Агафангелом (Преображенским); в освящении участвовал протоиерей Иоанн Кронштадтский. В новый собор перешёл русский приход из Преображенского собора; последний же был передан этнической эстонской общине. Первым настоятелем был протоиерей Алексей Аристов.

31 декабря 1917 года (ст. ст.) в соборе состоялась архиерейская хиротония архимандрита Платона (Кульбуша) во епископа Ревельского, которую возглавил митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский).

По идейно-политическим соображениям власти собирались снести храм в 1928 году, в период первой независимости Эстонии. Активным защитником собора был предстоятель Эстонской апостольской православной церкви митрополит Александр (Паулус), который в 1936 году перенёс сюда свою кафедру из Преображенского собора. В конце 1936 года настоятелем собора стал протоиерей Н. Пятс, брат президента Эстонской Республики Константина Пятса. В период нахождения Эстонии в составе Рейхскомиссариата Остланд Германской империи храм был закрыт.

Именно здесь состоялась 3 сентября 1961 года архиерейская хиротония архимандрита Алексия (Ридигера), которую возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов). В начале 1960-х годов власти планировали перестроить собор в планетарий (подобная судьба постигла кафедральный собор в Риге), однако он был спасён, согласно версии, распространявшейся в патриаршество Алексия II, но не имеющей документального подтверждения, будущим патриархом в бытность его епископом Таллинским. По рассказам, восходящим к самому Алексию, решающую роль в сохранении собора действующим сыграла составленная им «политическая» справка о попытках закрытия собора буржуазными националистами и гитлеровскими оккупантами.

Интерьер

Современность

В 1995 году здание внесено в Государственный регистр памятников культуры Эстонии.

16 марта 1999 года в Министерстве внутренних дел Эстонии был зарегистрирован устав прихода. Собор получил статус ставропигиального; приход был наделён статусом официального представительства Московского Патриархата в Эстонии с сохранением в нём кафедры предстоятеля ЭПЦ Московского Патриархата.

Настоятель собора — Митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений.

Иконы

По первоначальному проекту Михаила Преображенского для собора планировался мраморный иконостас, но в процессе строительства ввиду экономии он был заменён позолоченым, деревянным, так как по сравнению с мраморным этот был более дешёвым и более подходил к типу собора, построенного по типу московских храмов XVII века.

Все три иконостаса и четыре киота выполнены по эскизам самого Преображенского; работу произвёл мастер С. Абросимов, золотивший купола храма.

Иконы для иконостаса и четырёх киотов были выполнены на цинковых и медных досках в санкт-петербургской мастерской академика А. Н. Новоскольцева в 1889—1899 годах.

> См. также

  • Список самых высоких сооружений Эстонии
  • Список самых высоких зданий Таллина
  1. Аристов Алексей Петрович на сайте «Древо»
  2. Алексий II // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. I. — С. 698—720. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
  3. 102 Aleksander Nevski peakirik. Kultuurimälestiste riiklik register.

  • Кочетов Д. Б., Шевченко Э. В. Александра Невского ставропигиальный собор в Таллине // Православная энциклопедия: В 30+ т. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2000. — Т. 1. А — Алексий Студит. — С. 551—553. — ISBN 5-89572-005-6.
  • Мяэвяли С. Историко-архитектурные памятники Таллина / Перевод с эст. Т. Верхнеустинской, Е. Ракеевой. Худ.-оформ. Т. Тали. — Таллин: Периодика, 1981. — 96 с.
  • Лив Л. О чём рассказывают дома и улицы Старого Таллинна. — Таллинн: PtP International, 1996. — 216 с.
  • Лившиц Л. Из истории улиц Таллинна. — Таллинн: КПД, 2014. — 416 с. — ISBN 978-9949-545-02-5.
  • Официальный сайт
  • Информация о соборе на официальном сайте ЭПЦ МП
  • 360º полноэкранная панорама интерьера собора Александра Невского

Церкви Таллина

Начиная разговор о церквях Таллина, я сразу вспоминаю пушкинское «о сколько нам открытий чудных…»!

Действительно, массу чудных открытий вы совершите, обратившись к духовной стороне вашего путешествия по этому городу, который дышит историей веков.

И дух этот здесь — христианский, так как основные исторические конфессии — православие и лютеранство. Также в Таллине есть католики, мусульмане, общины баптистов и других протестантов.

С православием в Таллине, правда, не всё однозначно. Одна часть церквей принадлежит Московскому Патриархату, а другая — Константинопольскому. Это разделение случилось по политическим и идеологическим причинам в 90-х годах XX века. Но не буду вдаваться в подробности, а лучше поведаю вам, что и где посмотреть в Таллине «для души».

История Евангелическо-лютеранской церкви Эстонии

В 1561 г. рыцари Эстляндии признали власть шведов, что и послужило причиной дальнейшего духовного влияния Шведской церкви.
В 1710 году в результате Северной войны Эстляндия переходит к России, но с прежних времён здесь сохраняется лютеранская традиция.

В 1919 г. появляется первая самостоятельная церковь данной конфессии. В результате волнений во время присоединения Эстонии к СССР ситуация снова меняется, хотя к 1948 г. было зарегистрировано 154 прихода. В 1992г. при обретении Эстонией независимости от СССР происходит отделение Церкви Ингрии, а в 2003 г.— Сибирской общины. С 2007 г. службы проводятся и на русском языке.

История Православной церкви в Эстонии

Близость Руси (Новгорода, Пскова) уже с XI в. оказывала духовное влияние на жителей Балтийского побережья. Православие распространялось не насильственным, а просветительским путём. Но добрососедские отношения прервались при вторжении в XIII в. немецкиx рыцарей, которые стали насаждать католицизм уже «огнём и мечом». Но русское влияние не исчезло, а шло уже с развитием торговли, ведь наши купцы при заключении торговых договоров непременным условием ставили строительство православных храмов. Так в XV веке на ул. Вене (в переводе с эстонского это название и означает «русская») в Таллине появляется Никольский храм.

В результате Ливонской войны XVI в. русское население покинуло Ливонию, православные храмы опустели, остался лишь тот самый Никольский на Вене. Но при присоединении Эстляндии к России картина вновь меняется. В 1817 г. было учреждено Ревельское викариатство Санкт-Петербургской епархии, и православная церковь окрепла. Но затем последовали годы атеизма при СССР, которые были трагичны для всех конфессий.

В 1990 г. случается раскол на ЭПЦ МП (Эстонскую православную церковь Московского патриархата) и ЭАПЦ КП (Эстонскую православную церковь Константинопольского патриархата) ЭПЦ МП эстонские власти долго отказывали в регистрации, но вмешательство Госдумы России изменило ситуацию. По данным на 2000 г. в Эстонии православных и лютеран почти поровну.

На карте, расположенной ниже, предлагаю маршрут, следуя которому, вы можете посетить одни из самых интересных храмов Старого города.

Церковь Олевисте (Oleviste kirik)

Начну с самой заметной церкви, одного из символов Таллина! Сегодня её высота составляет 124 м., а при изначальной постройке (в XIII в.) равнялась целым 159 м! Строилась она как католическая, после Реформации стала лютеранской. С 1950 г. превратилась в место молитвы баптистов, евангельских христиан, пятидесятников и свободных христиан, которые уживаются в мире и согласии.
Величаво стоит эта церковь в Нижней части Старого города.

Своё название она получила в честь почитаемого в Скандинавии, да и на Руси общехристианского святого — норвежского короля Олафа. Главная особенность церкви в том, что она была высочайшим зданием в мире до начала XX в! Правда, такая высота часто приводила к беде. Железный шпиль неоднократно притягивал молнии, вызывая пожары, трижды сжигавшие здание дотла. Сегодня в Таллине есть неукоснительное правило: ни одно строение центра не должно превышать Олевисте!

Вы можете подняться на смотровую площадку этого исполина и осмотреть окрестности Таллина — панораму, открывающуюся на 360 °С (с апреля по октябрь)! Вид удивительный!

Правда, для боящихся высоты (в число которых вхожу и я) это станет настоящим испытанием, да и сам подъем по винтовой узенькой лестнице не из лёгких.

Вот, пока вы станете подниматься, я и займу вас легендой:

Идея построить такую церковь родилась из желания жителей привлечь к городу торговые корабли, проплывавшие мимо. Ведь заметив высокий шпиль, те непременно заглянут сюда! Но где взять умельца? И вдруг нашелся неизвестный богатырь, попросивший за свою работу 10 бочек золота. Правда, он обещал не брать плату, если жители узнают его имя. Хитрые горожане согласились, надеясь выведать тайну. И вот стройка уже приближалась к концу, но имя так и оставалось неузнанным. Жителей объял страх. Где взять столько денег? Пустили разведчиков по всей Эстонии. И случилось одному из них проходить мимо маленького дома, на пороге которого сидела женщина с ребёнком и напевала: «Завтра папа Олев придёт, 10 бочек злата принесёт!» Скрытое стало явным! И в момент, когда мастер устанавливал шпиль, снизу народ закричал: «Олев, что-то криво, подправь!» От неожиданности богатырь разжал руки и упал вниз.Тело его превратилось в камень, а изо рта появились жаба и змея. Сегодня эти каменные фигуры можете увидеть на надгробии возле храма. А церковь так и назвали — Оливисте.

Конечно, это средневековая байка, а вот то, что своей архитектурой храм восхищал многих известных людей (например, поэта П. Вяземского), а его размеры однажды натолкнули на безумную идею циркачей, прошедших по канату между крепостной стеной и Оливисте, — это правда. Хорошая акустика располагает к органным и хоровым концертам, на которых вы также можете побывать, узнав об их расписании внутри храма. Кстати, в храме можно делать фотографии.

Адрес и часы работы

Находится на ул. Lai, 50. Часы работы самой церкви лучше уточнить

Обычно на смотровую площадку можно попасть (с апреля по октябрь) с 10:00 до 18:00. Если вам интересно побывать на службах, то их проводят в воскресенье в 10:00 и в 12:00, в четверг в 18:30, а в пятницу — в 19:00 (вход свободный).

Стоимость входа

Посетить сам храм можно бесплатно. Подъём на смотровую площадку стоит 2 EUR, а обладатели Tallinn Card могут пройти туда также бесплатно.

Александро-Невский кафедральный православный собор (МП)

Поднимитесь на Вышгород по улочке Пик Ялг и окажетесь на Lossi plats, около этого удивительного храма, вмещающего 1500 человек (архитектор М. Преображенский). Здесь удивляет всё: и иконы, и мозаичное панно фасада, и витражи в алтарных окнах. И всё это — работа русских мастеров! Во время служб звон одиннадцати колоколов, больший из которых весит пятнадцать тонн, торжественно плывёт над Старым городом!

Храм был построен в 1895–1900 гг. Его боковые приделы освещены во имя вел. кн. Владимира и прп. Сергия Радонежского.

В конце XIX в. число православных верующих в Ревеле возросло так, что необходим был новый кафедральный собор. Эстляндский губернатор Князь Сергей Владимирович Шаховской стал инициатором его появления. Средства собирала вся Россия. Собор именован в честь небесного покровителя императора Александра III, избежавшего с семьёй гибели при крушении поезда. Место выбирали долго и остановились на площади перед губернаторским дворцом на Тоомпеа.

  • 30.08.1893 г. — торжественное освящение места для будущего храма;
  • 20.08.1895 г. — освящение закладки храма;
  • 02.11.1897 г. — благодаря русскому купцу И. Д. Гордееву на соборе установлены железные позолоченные кресты;
  • 30.04.1900 г. — освящение самого собора, на котором присутствовал святой Иоанн Кронштадтский.

Соборные колокола также изготовили русские мастера, трудившиеся в Петербурге на колокольном заводе купца В. М. Орлова. Работа над золоченым иконостасом была поручена П. С. Абросимову.

После революции судьба собора была не проста.

В начале 20-х годов его хотели снести, но с помощью мировой общественности храм удалось отстоять. При Хрущевских гонениях его спасает епископ Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер), будущий Патриарх Алексий II. В конце XX века собор отреставрировали. Сегодня он является центром православия в Эстонии. Здесь ведётся большая миссионерская работа, организуются конференции и концерты, устраиваются выставки.

У меня с этим собором связаны самые тёплые воспоминания детства. Ведь именно здесь произошла моя встреча с прекрасным священником Владимиром Залипским.

Сегодня, даже после его кончины многие тепло вспоминают о нём, говоря, что отцу Владимира «было дело до моей души». Замечательные книги с проповедями этого удивительного священника можно приобрести в церковной лавке собора. В России я их не встречала, изданы таллинским издательством.

Lossi plats, 10. Литургии проводятся ежедневно: в будни в 8:30, в выходные в 9:00. Войти можно с момента открытия до конца вечерней службы ежедневно (до 19:00).

Вход свободный.

Церковь Нигулисте (Niguliste kirik)

Если вы посетите эту в прошлом католическую, а затем лютеранскую церковь, исполняющую сегодня роль музея и концертного зала, то получите массу впечатлений! Она носит имя покровителя моряков — Св. Николая Чудотворца (по-эстонски Niguliste kirik).

Эту церковь в XIII веке выстроили немецкие купцы. Интересно, что до постройки внушительной городской стены именно здесь укрывались жители города при военных нападениях, а также хранились товары купцов.

Этот храм — единственный из всех в Нижней части Старого города, который избежал разграбления в Реформаторскую смуту. Когда сентябрьской ночью в 1524 г. погромщики приблизились к ней, то оказалось, что замки дверей запаяны свинцом. Позже пыл народа остыл, и храм стал лютеранским, а внутреннее убранство при этом не пострадало.

После Великой отечественной войны здесь была реставрация, так как храм пострадал от бомбёжек. В 1982 году случилось несчастье — из-за сильного пожара рухнул шпиль башни. Я хорошо помню то время, когда территория вокруг Нигулисте долгое время была огорожена в целях безопасности горожан. Но прошел ремонт, и с января 1984 г. здесь начал функционировать музей.

Если вы всё-таки заглянете сюда по моему совету, то непременно обратите внимание на всемирно известную картину (фрагмент) Берндта Нотке «Пляска смерти», которую в 1960 г. реставрировали в Москве сотрудники Центральной художественной реставрационной мастерской.

Также здесь из-за акустики, создаваемой архитектурным решением сводов часто бывают органные концерты.

Я слышала великолепное звучание органа в Домском соборе Риги, но и в сравнении с ним, в Нигулисте эти концерты прекрасны. Вы окунётесь в атмосферу далёкого дня нас загадочного Средневековья. Фотографировать здесь разрешено. Кстати, у южной стены этой церкви можно увидеть старейшую в Таллине липу.

Церковь-музей находится на ул. Niguliste, 3. Часы работы музея: 10:00 – 17:00 (пн. и вт. выходной). Концерты обычно устраиваются в выходные дни в 16:00, длятся минут 30.

Вход в музей стоит 3,5 EUR. Обладатели Tallinn Card могут пройти бесплатно. Дополнительную информацию можно найти

Церковь Святого Духа (Pühavaimu kirik)

Этот древнейший храм (XIII–XIV в.) является настоящим шедевром средневековой архитектуры. Он находится прямо рядом с Ратушной площадью, так что добраться не составит труда.

Со дня создания церковь претерпела несколько изменений. Она сохраняет для лютеран память о пасторах XVI в.: Г. Мюллере (авторе проповедей на эстонском, которые прозвучали впервые именно здесь) и Б. Руссове, авторе «Хроник Ливонской провинции». Сегодня это действующий храм-музей. Службы проводятся на эстонском, латышском и английском языках.

В плане эстетики здесь тоже есть на что посмотреть. Лаконичные линии архитектуры заключают в себе богатое внутреннее убранство, исполненное в разных стилях — от готики до классицизма.

Непременно обратите внимание на алтарь (1483 г; Зодчий Б. Нотке). Здесь также присутствует большая коллекция произведений искусства. Есть подвесная кафедра (1597 г.), барочные люстры, балконы с картинами на Евангельские темы, витражи, замечательный уютный интерьер из дерева. С запада к постройке примыкает строгая башня в стиле Тевтонского ордена. На северном фасаде можно увидеть барочные часы (1684 г. создатель — К. Аккерман). Они и по сей день правильно отсчитывают таллинское время. Безусловно, ваше внимание привлечёт также замечательный орган.

Церковь находится на ул. Pühavaimu, 2. Подробная информация о возможности посещения содержится на этом сайте. Учтите, что во время богослужений туристов не пускают внутрь храма.

Вход стоит 1 EUR. Владельцам Tallinn Card — бесплатно. Подробная информация о возможности посещения можно найти .

Лютеранская церковь Каарли (Kaarli)

Эту церковь, величаво расположившуюся на холме Тоомпеа, эстонцы очень почитают: недаром и в наши дни здесь принято провожать в последний путь видных деятелей страны. Она именована в честь шведского короля Карла XI и является крупнейшей постройкой неороманского стиля из известняка.

Построенный в 1882 году храм Kaarli очень напоминает кафедральные европейские соборы. Он заменил собой первую одноимённую деревянную церковь (1670 г.), сгоревшую в период Северной войны. В отличие от других лютеранских церквей здесь присутствуют 2 башни (архитектор — эстонский петербуржец Отто Пиус Гиппиус). Особенность внутреннего пространства церкви такова, что кафедру и алтарь можно видеть отовсюду (внутри есть 1500 посадочных мест). Кроме того, здесь великолепная акустика, позволяющая проводить концерты. Недаром в Каарли в 1924 г. появился самый большой в Эстонии церковный орган, имеющий 3 мануала, 81 звучащий и 3 трансмиссионных регистра.

Если вы захотите посетить этот храм, то обратите внимание на то, что над дверью главного входа расположено окно-роза с часами, вмонтированными в него в 1909 г. (работа немецких мастеров). Также интересны роспись алтаря работы эстонского художника И. Кёлера (1879) и оформление низа алтаря трудами Салли фон Кюгельгена (1889). Наличие арочных окон придает пространству простор и величие.

Церковь находится на ул. Toompea, 10. Музыкальные концерты бывают по вторникам в 17:30. Богослужения проводятся по воскресным дням в 10:00. Посетить храм можно пн., ср., пт. 10:00-15:00; вт. 13:00-18:30; вс. 9:00-12:00

Дополнительную информацию о возможности посещения церкви можно найти

Храм во имя иконы «Всех скорбящих радости» (МП)

И, может быть, вам захочется заглянуть в ещё в одну маленькую православную церковь, которая появилась в конце XIX в. рядом с «Балтийской мануфактурой». Иконы и церковная утварь были пожертвованы для неё другими храмами города.

Прихожане были в основном из бедных сословий и шли сюда со своими бедами и горестями за утешением.

Интересен это храм тем, что он никогда не закрывался даже в советское время. С 1944 г. постоянным его настоятелем становится протоиерей Валерий Поведской — духовный сын Св. Алексия Мечёва. Он начинает проводить ежедневные службы в этом бедном районе Таллина, не смотря на сложное военное время. Благодаря отцу Валерию крепнет приходская жизнь, церковь благоустраивается.

Сегодня это уютная действующая православная церковь (отремонтирована в 1999 г.), стоящая в окружении жилых домов. Когда-то я жила как раз напротив нее и помню, как мы детьми приходили сюда, и нам всё здесь казалось солнечным, сказочным, необычайно добрым. Здесь также ведётся большая миссионерская работа.

Находится на ул. Sitsi 15A (автобус № 3; трамваи № 1 и 2, остановка Sitsi). Службы проходят по воскресным и праздничным дням. Так что в любое воскресное утро (с 9:00 до 12:00) сюда точно можно попасть.

Разумеется, вход свободный.

Наше путешествие по нескольким церквям эстонской столицы заканчивается, но вы вполне можете продолжить его самостоятельно. Вам непременно встретятся новые, интересные храмы. И я уверена, что эти встречи помогут лучше узнать историю, а также культурные и духовные традиции народа, проживающего в Таллине.