Притча о сыне

Притча о блудном сыне схожее с станционый смотритель

В повести «Станционный смотритель» Александр Сергеевич Пушкин описывает судьбу «маленького» человека, мелкого провинциального чиновника с которым грубо обходятся люди обладающие властью и богатством.
Симпатии Пушкина полностью на стороне станционных смотрителей, о которых он пишет на станицах своей повести, сочувствуя их нелегкой службе% «Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не навсегда …. Какова должность сего диктатора? Не настоящая ли каторга? Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель.
С большой сердечностью и теплотой описывает Пушкин незатейливую обстановку простого жилища смотрителя Самсона Вырина, любуется его юной дочкой — красавицей. Автор упоминает украшающие дом смотрителя картинки, роль которых в повести не случайна, как может показаться на первый взгляд. На них изображена одна из притч, некогда рассказанных Иисусом — история о блудном сыне.
Смысл притчи в том, что настоящие раскаяние искупает грехи человека, а родители готовы простить плохие поступки своих детей.
Неожиданно и трагически разрушается размеренное течение жизни смотрителя и его дочери. Происшедшая перемена сразу бросается в глаза автору, хотя он еще не знает, что произошло % » Вошед в комнату, я тот час узнал картинки, изображающие историю блудного сына, стол и кровать стояли на прежних местах, но на окнах уже не было цветов, и все кругом показывало ветхость и небрежение. Смотритель спал под тулупом, мой приезд разбудил его, он привстал … Это был точно Самсон Вырин, но как он постарел!…»
Оказалось, что Дуню, дочь смотрителя, увез в Петербург проезжий офицер.
Мне кажется, что именно здесь и раскрывается главная мысль этого произведения, когда несчастный отец грустно рассказывает, что остался совсем один% «А я-то, старый дурак, не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь, уж я ли не любил, моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти, уж ей ли не было житье? Да нет, от беды не отбожишься, что суждено, тому не миновать».
Чем больше узнаем мы из печального рассказа смотрителя, тем больше видна разница между добротой и порядочностью Самсона Вырина и недостойными поступками офицера Минского который пытается откупиться от обиженного отца деньгами. Что вызывает в сердце несчастного горечь и негодование.
Далее мы видим, что Дуня, наверное, ни в чем не нуждается. У нее дети. Может быть Минский все – таки женился на ней. Но даже если его любовь к ней и была искренней, разве это оправдывает жестокое отношение к ее отцу?
А в сердце Дуни просыпается запоздалое раскаяние – и блудная дочь приходит на могилу своего отца.
Мирясь со своей судьбою, прожив жизнь ради дочери, смог ли отец, умирая простить свою дочь,… я думаю, да. Разве не в ней был смысл его жизни.

О блудном сыне

У некоторого человека было два сына. И сказал младший из них отцу:

— Отче! Дай мне следующую мне часть имения.

И отец разделил им имение.

По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошёл, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал:

— Сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода. Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «Отче, я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. Прими меня в число наёмников твоих».

Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему:

— Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

А отец сказал рабам своим:

— Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся.

И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле, и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование, и, призвав одного из слуг, спросил:

— Что это такое?

Он сказал ему:

— Брат твой пришёл, и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым.

Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу:

— Вот, я столько лет служу тебе, и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка.

Он же сказал ему:

— Сын мой! Ты всегда со мною, и всё моё — твоё, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся.

Блудный сын

Было у человека два сына. Старший — спокойный да хозяйственный, работает в поле, отцу помогает. А младшему все не сидится дома, хочется дальние страны посмотреть.
И говорит он отцу: — Вы тут с братом хозяйничайте, а мне дайте мою долю наследства. Я пойду путешествовать. Отец уговаривает его: — Ну куда же ты пойдешь? Ты молод еще, людей не знаешь, никакому делу не обучен. Пропадешь!
А сын не отступается: «Пусти да пусти». Отец видит — делать нечего, выделил младшему сыну его долю и отпустил.

У младшего сына сборы недолгие: купил себе вороного коня, седло, рубаху шелковую и шапку новую, богатую, расшитую золотом. Оставшиеся деньги завязал в платок, платок положил за пазуху, сел на коня — и поехал.
Долго ли ехал он, скоро ли, а занесло его на чужую сторону, в большой город. Дома каменные, высокие, народу много, все спешат. Весело! Навстречу ему идет прохожий. Он его и спрашивает: — Скажи, добрый человек, где тут можно ночлег найти? А прохожий ему: — Много ли у тебя денег? Тот вынул из-за пазухи платок, развернул его и показывает прохожему: — Вот сколько, гляди!
У прохожего глаза разгорелись. — Да ты, оказывается, богач! Я тут знаю один дом. Это самый хороший постоялый двор в городе. Туда и пойдем.
Пришли на постоялый двор. Младший сын спросил себе лучшую комнату, а коня велел накормить отборным овсом. А на дворе уже народ толпится. Прослышали, что богач к ним в город пожаловал, и хотят на него посмотреть.
Видят, что молод и прост, и говорят ему: — У нас, брат, здесь такой обычай, чтобы самый богатый всех поил-кормил. Ему и лестно, что его за самого богатого считают. — Что ж, — говорит, — это хороший обычай. У нас дома тоже всегда много народу за стол садится.
И всех приглашает к обеду. Все пируют, веселятся, хвалят своего нового друга: он и краше всех, и умнее всех, и поет лучше всех, и пляшет! А тот уши развесил и рад. Каждому слову верит.
Пошла у него с той поры развеселая жизнь. Что ни день — пир горою. Днем пьянствует, ночью в кости играет на деньги. А сам думает: «Глупый я, глупый: сидел до сих пор дома и не знал даже, что на свете бывают такие славные да веселые люди!»
Но вот в один прекрасный день сунул младший сын руку за пазуху, вынул платок, развернул его, а в платке ничего нет. Все потратил.

«Ну ничего, — думает. — Зато у меня много друзей. То я их кормил, а теперь они меня кормить будут». А дружки-товарищи как увидели, что с него больше взять нечего, так все и разбежались. Словно их никогда и не было.
Младший сын погоревал-погоревал и пошел шапку свою продавать. На те деньги хозяин постоялого двора три дня его кормил.
На четвертый говорит: — Давай еще денег. У нас даром не кормят.
Младший сын говорит: — Денег у меня нет. На, возьми мое седло.
Хозяин седло взял и за это кормил его еще три дня.
Потом младший сын отдал хозяину рубаху шелковую, кушак, уздечку. Все, что мог, отдал, и, наконец, уже ничего не осталось. Хозяин говорит: — Давай коня. Все равно тебе его не прокормить — одна обуза. Да и без седла куда поедешь? Продашь коня — так и быть, живи у меня еще месяц. Пошел младший сын в конюшню с конем прощаться. Поцеловал его между ушами и заплакал.
Вот когда припомнился ему родной дом! «Как-то там, думает, отец? Как брат? Здоровы ли? Вспоминают ли когда? И зачем только я от них ушел?»
А возвращаться стыдно. И побрел младший сын без шапки, босой, искать себе заработка. Толкнулся в один дом, спрашивает: — Нужен вам работник?
— Нужен, — отвечают. — Шить умеешь?
— Нет, не умею. — Тогда не нужен.
Пошел в другой. — Работник требуется?
— Очень даже требуется, — говорят. — Семья у нас большая, а стряпать некому. Будешь у нас за повара. А он говорит: — А я стряпать не умею.
— Тогда прощай!
В третьи ворота стучится. Там дом строят, рук не хватает. Обрадовались ему, говорят: — Иди к нам плотничать! А он никогда и топора в руках не держал.
И всюду его спрашивали, что он умеет делать. А он ничего не умеет. Наконец пришел к одному человеку, тот ему и говорит: — Ну что ж, если ты ничего не умеешь, придется тебе свиней пасти. И младший сын остался у этого человека свинопасом.
Приключился в той стране неурожай, и наступил голод. Хозяин говорит: тебя кормить больше не можем. Сами еле перебиваемся. А жить — живи у нас, если хочешь. Остался у хозяина — куда он пойдет? И подъедал за свиньями отруби в корыте.
Горько стало ему! И все чаще дом родной вспоминается. «Там, у отца, — думает, — последний работник ест вволю, а я здесь должен с голоду пропадать! Пойду-ка я лучше к нему, повинюсь. Простить ты меня не простишь, — скажу ему, — но возьми меня к себе в работники. Я хоть сыт буду, и около тебя».

Подумал так и стал к родной стороне пробираться. Оттуда-то он как ветер мчался — на коне! А обратно ползет еле-еле: сил мало, изголодался весь, иззяб. Посчастливится — орешков соберет в лесу или ягод. А то у добрых людей хлеба попросит. Так и дошел до родных мест. И чем ближе к дому, тем ему страшнее. Как-то встретит его отец? А вдруг с глаз долой прогонит и не захочет даже выслушать?
Задумался он об этом, смотрит — а вдали родной дом. Ближе, ближе подходит к дому, а там какой-то старик на пороге. Старик этот — его отец. Он сразу признал своего сына и кинулся ему навстречу.
Блудный сын упал перед ним на колени и заплакал: — Отец, отец! Зачем я не послушал тебя? Зачем бросил дом родной и ушел на чужбину? Деньги твои я все промотал, а потом скитался и маялся. Простить ты меня не можешь, я знаю, но возьми меня к себе хоть в работники.
Но отец поднял его с колен и поцеловал. — Разве ты забыл, что я твой отец, а ты мой сын? Как могу я тебя не простить? Да, ты виноват, но ты воротился, раскаялся. Идем же в дом скорее и забудем все горести!
И громким голосом крикнул работникам: — Сын мой вернулся! Несите самые лучшие одежды! А к ужину зажарьте самого лучшего теленка! И созвал полный дом гостей, и стали они пировать.
А старший сын идет с поля и слышит громкие голоса, смех, песни. Подзывает работника и спрашивает: — По какому случаю в доме моего отца пирование? Работник ему говорит: — Вернулся твой младший брат, и хозяин велел в его честь зажарить самого лучшего теленка. Обидно показалось старшему, что так встречают его брата. «Что же это такое? — думает. — Я всю жизнь при отце, пасу его стада, поля его возделываю, старость его утешаю. А брат мой гулял по свету да деньги отцовские тратил. В его честь пир устраивают, гостей созвали, а про меня отец и не вспомнит! Не пойду к ним!»
Но тут отец сам к нему вышел, взял его за руку и сказал: — Идем же скорее! Ты видишь, какая у нас радость? Твой брат пропадал и нашелся. Ведь мы думали: он умер, а он здесь, живой! И старший брат вошел в дом, увидел младшего и не узнал его: такой он стал худой и бледный.
— Видно, хлебнул ты горя, — сказал он, обнял брата и сел с ним рядом.

Притча о блудном сыне

Запрос «Блудный сын» перенаправляется сюда; см. также другие значения. «Возвращение блудного сына», Рембрандт (ок. 1666-69, Эрмитаж)

Притча о блудном сыне — знаменитая притча Иисуса Христа в 15-й главе Евангелия от Луки, иллюстрирующая неизречённое Божье милосердие и прощение ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Нему. Главными персонажами являются отец, олицетворяющий Отца Небесного, старший сын, выступающий в образе самоправедного верующего и младший (блудный) сын, сыгравший роль отступившего от Бога верующего и вопиющего к Нему о прощении.

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

— (Лк. 15:11-32)

Богословское толкование

Притча о блудном сыне толкуется разными богословами достаточно схоже. Считается, что данный фрагмент из Евангелия отображает милостивую любовь Бога даже к согрешающим людям в лице Его неблагодарных сыновей: старшего и младшего. Протестантский богослов, Дерек Принс, в своей книге «Божье лекарство от отверженности» даёт следующий комментарий евангельской притче:

Отец, из притчи о блудном сыне (Луки 15:11-32), стоял и смотрел, желая увидеть сына. Никто не пришел сообщить ему: «Твой сын вернулся домой». Отец первым узнал об этом. Бог относится к нам во Христе с таким же вниманием, как и этот отец. Нас не отвергают, мы не являемся второсортными гражданами или наемными слугами.

По возвращении домой, блудный сын готов был стать наемным слугой и хотел уже сказать об этом отцу. Но когда он исповедал свои грехи, отец прервал его речь. Отец никогда не позволил бы сыну сказать: «Сделай меня одним из своих наемников».

Наоборот, отец велел: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться, ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

Весь дом отмечал возвращение блудного сына. Нечто подобное происходит на небесах. Иисус сказал, что там одному кающемуся грешнику радуются больше, чем девяносто девяти праведникам, не имеющим нужды в покаянии (Луки 15:7).

Во второй стихире на «Господи воззвах» православного богослужения Недели о блудном сыне, «Сла́вным Заколе́нием» (Тельцом упитанным) называется сам воплотившийся Бог Иисус Христос, Принесший Себя в жертву за согрешивших людей и предлагающий всем желающим Своё Тело и Кровь на Евхаристии.

Еврейская традиция

Помимо версии, существующей в Евангелии от Луки, она также является частью устной и письменной еврейской традиции.

Израильский учёный Галина Любан указывает , что «метафора встречи отца и раскаявшегося сына связана с литургией еврейского Нового года. Каждый год в праздник Рош Хашана в синагоге звучит шофар, поэтому другое название праздника — День трубных звуков. (…) В хасидской версии притчи рассказывается, что в чужих странах блудный сын забыл родной язык и, вернувшись в отчий дом, не смог даже попросить слуг позвать отца. Тогда он в отчаянии закричал, и старик отец узнал его голос». Звук шофара, звучавший в праздник, символизирует голос этого юноши, кроме того, шофар — это голос всего народа Израиля, взывающего к Небесному отцу в надежде на прощение (в Судный день).

Книга «Коль Бо», старинный сборник ритуалов и правил, раздел Тшува, говорящий о возвращении к вере, использует аллегорию встречи отца и сына, потерявшего веру в Бога.

В искусстве

«Блудный сын» И.Босха

Данная притча одна из наиболее часто изображаемых в искусстве евангельских притч. Эта тема, всегда популярная и в качестве повествовательного цикла, и в виде отдельных сюжетов, впервые встречается в витражах французских кафедральных соборов XIII века. Циклы на этот сюжет включают следующие сцены: блудный сын получает свою долю наследства; он уходит из дома; он пирует с куртизанками на постоялом дворе; они прогоняют его, когда у него кончаются деньги; он пасёт свиней; он возвращается домой и раскаивается перед своим Отцом.

  • Блудный сын в таверне — автопортрет Рембрандта, пирующего с молодой женой
  • Возвращение блудного сына (картина Рембрандта)
  • «Блудный сын» — кантата Дебюсси (1884)
  • «Блудный сын» — балет С. С. Прокофьева (1929)
  • Блудный сын (опера Бриттена)

Необычным и неожиданным было названо искусствоведами решение темы в картине советского художника Сергея Григорьева «Вернулся» (1954), где возвращающимся «блудным» родственником оказывается не сын, а отец. Семья не принимает его возвращение и отвергает его.

Примечания

  1. Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие
  2. Толкование притчи о блудном сыне митрополита Антония Сурожского (недоступная ссылка). Дата обращения 25 октября 2008. Архивировано 30 июня 2008 года.
  3. Духовно-нравственное содержание Недели о блудном сыне, Киево-Печерская Лавра
  4. Неделя о Блудном сыне, Протоиерей Г. С. Дебольский, Дни Богослужения Православной Церкви 1901 г.
  5. Рожки — плоды рожкового дерева, евреи ели их только в чрезвычайные голодные годы (Библейский культурно-исторический комментарий. Ч.2. СПб., 2005,с.192). Незрелые рожки сушили на солнце, после чего они становились сладкими. Сушеными «цареградскими стручками» (как их назвали в России) древние кормили скот (Глубоковский Н.Н. Библейский словарь. Сергиев Посад, 2007, с.642).
  6. Божье лекарство от отверженности
  7. Азбука веры. НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ. Великая вечерня
  8. Любан, Г. Возвращение блудного сына. Больше чем видит глаз. М., 2007. С. 7.
  9. Любан Г. Там же. С.9.

Ссылки

  • Неделя о блудном сыне, Подборка материалов на сайте «Завет.ru»
  • Иконография

  • См. также апокрифические
  • Об убийце
  • О пустом кувшине

До Христа, ветхозаветные
  • Иофам о деревьях, избравших царём терновник (Суд. 9:7-20)
  • Нафан о богаче, отнявшем у бедняка единственную овцу (2Цар. 12:1-9)
  • Иоас о терне и кедре на Ливане (4Цар. 14:9-10).
Новозаветные,
их отношение к
проповеди Христа
о Царстве Божьем
1/ подготовление Царства
в Ветхом Завете (6)
2/ основание и распространение
Царства на земле (5)
3/ разные условия
Царства на земле (21)

Ч.Г.Сперджен

Блудный сын

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Пришед же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и побежав пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться, ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Лук.15,11-24

ИЗБЫТОК ХЛЕБА

ПРИШЕЛ В СЕБЯ

«Пришед в себя…» Эти слова можно применить к тому, кто очнулся после обморока, кто не сознавал своего положения и не мог выйти из него, но теперь пришел в себя, вернулся к сознанию и действию.

Голос, который пробуждает мертвецов, поднял блудного сына; видения духовной летаргии исчезли: его безумные, но увлекательные сны прошли, — он пришел в себя.

Эти слова могут быть применены еще к тому, кто излечился от безумия. Блудный сын был подобен безумцу, потому что грех есть величайшее безумие.

Он был помрачен в своем разуме, принимал горькое за сладкое и сладкое за горькое, свет за тьму и тьму за свет; он повредил своей душе так, как вредят своему телу одержимые злым духом, когда бьются о камни и ранят себя ножами. Сумасшедший человек не сознает себя таковым, но если он выздоровеет, то сокрушается, что был в таком состоянии. Итак, вернувшись к разуму истинному и светлому, блудный сын пришел в себя.

Существует легенда о волшебнице Цирце, которая превращала людей в свиней.

Несомненно, и этот молодой человек, о котором сказано в притче, опустился на ту же ступень. Он низвел свое человеческое достоинство до уровня животного, он ел со свиньями. Человеку свойственно любить своих родных, уважать право, заботиться о своих интересах. Этот же молодой человек уподобился животным.

Быть может, и сегодня среди читающих эту брошюру есть люди, находящиеся в подобном обморочном состоянии, — Господи, подними их!

Может, есть люди нравственно разложившиеся, — Господь да восстановит их, да положит небесный Врач Свою освежающую руку на их горячий лоб и скажет им: «Хочу, очистись».

Есть, может быть, такие, которые отдали ветхой человеческой природе первое место, — пусть Тот, Кто разрушает дела дьявола, освободит их от власти сатаны и даст им силу стать сынами Божьими. Ему да будет вся слава!

МИЛОСЕРДИЕ — ТОЛЬКО У БОГА

Когда блудный сын пришел в себя, он понял два факта: что у отца его избыток хлеба и что он, сын его умирает от голода. Пусть эти две мысли полностью овладеют и вашим сердцем, если вы все еще не спасены, ибо это весьма важные, непреложные истины. Это не фантазия, не сновидение или бред душевно больного человека, не плод расстроенного воображения, но несомненно верно то, что в доме нашего Отца Небесного — избыток благ, в которых нуждается грешник. Нигде больше не может он найти благословение и получить прощение. У Господа же — обильное милосердие, и никто не может оспаривать эту чудную истину.

Одинаково верно и то, что без Бога грешник погибнет. Он уже теперь погибает, и погибнет навеки. Все, что есть ценного в его существовании, будет разрушено, и он сам останется как мерзость запустения: хищные птицы будут гнездиться в развалинах его погибшего существа во веки веков.

Если бы эти истины стали вполне понятны сердцам многих необращенных людей! Увы, грешники забывают, что милосердие — только у Бога, и надеются найти его где-то в другом месте. Они стараются отвергнуть унизительный факт своего безнадежного состояния и ищут какой-нибудь потайной двери для выхода. Им кажется, что они не так уж плохи, как говорится о них в Библии. Во всяком случае, если они плохи теперь, то могут исправиться потом. Увы, друзья мои, что делать с теми, которые добровольно закрывают глаза, чтобы не видеть истину, которая слишком очевидна и подавляюща? Я убедительно прошу тех из вас, которые верой приближаются к престолу Божьему, вознести молитву о том, чтобы Он посетил теперь же необращенные сердца и открыл им значение этих двух истин: у Бога обилие милосердия, вне Бога — погибель. Если грешник с таким сознанием придет к Иисусу Христу, он скоро получит свободу детей Божьих.

БОГ ЛЮБИТ МИЛОВАТЬ

Сегодня мне хочется остановиться, главным образом, на первой и основной, по моему мнению, мысли блудного сына, которая заставила его сказать: «Встану, пойду к отцу моему». Не голод побудил его прийти к этому решению, а трезвая мысль: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом!». Полнота, обилие и даже излишек в доме отца побудили его стремиться домой.

Многие-многие души стали искать Бога, увидев и поверив, что у Него — обилие милосердия. Мне хочется каждому грешнику ясно представить обилие милосердия и благодати Божьей во Христе Иисусе, надеясь, что Господь найдет Своих сынов, что они доверятся этим словам и, услышав об изобилии хлеба в доме Отца, скажут: «Встану, пойду к Отцу».

Итак, прежде всего остановимся на том изобилии благ, которое находится в доме Отца. Что тебе теперь нужно, пробудившийся грешник? Для всякой твоей нужды есть у Бога полное и обильное удовлетворение — «хлеб в избытке». Испытай это. Сначала воззри на Отца Самого. Кто станет Его изучать, сразу увидит, что нет границ Его милосердию, нет предела Его благодати.

«Каковы природа и характер Всевышнего? Суров Он или любящ?» — спрашивал некто.

Писание отвечает на этот вопрос и говорит о Нем больше, чем только как о любящем Отце, но что Он Сам есть любовь, что Его сущность — любовь. Не то чтобы любовь пребывала в Боге, но Сам Бог — любовь. Можно ли с большей очевидностью показать, что любовь Божья бесконечна? Вы не можете измерить Бога; ваше воображение не в силах охватить все Его свойства, определить размеры Его любви, постичь ее полноту.

Помните только, что, как небо выше земли, так пути Его выше наших путей и мысли Его выше наших мыслей. Милость Его пребывает вовеки. Он прощает беззаконие и не вменяет преступления остатку наследия Своего. Не вечно гневается Он, потому что любит миловать. «Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя». «До небес велика милость Твоя». «Господь весьма милосерд и сострадателен».

БОГ СИЛЕН СПАСАТЬ

Если вам кажется, что одной Божественной любви мало для вашего спасения, то вспомните, что у Отца, к Которому обращается грешник, столько же мудрости, сколько и милости.

Может быть, твое положение особенно серьезно. Но Сотворивший тебя может и исцелить тебя. Сотворивший ухо разве не может избавить его от глухоты? Образовавший глаз, неужели не сумеет вернуть ему зрение, если он ослеп? Нет такого несчастья, от которого не мог бы избавить тебя Господь. Несравненная мудрость не может оказаться бессильной перед запутанностью твоей жизни.

Не может быть также недостатка могущества у Отца. Разве ты не знаешь, что сотворивший землю и простерший над ней небеса, как шатер, для обитания в нем, не имеет границ могущества Своего и предела Своей силе?

Если тебе нужно всемогущество для извлечения тебя из тинистого болота, в котором ты увяз, оно готово для твоего спасения, если ты воззовешь к Сильному для получения силы. Хотя бы тебе понадобилась сила которой были созданы миры и держатся основания Вселенной, вся эта сила будет направлена для твоего блага, если только ты с верой будешь искать милосердия от руки Божьей через Иисуса Христа. Ни одна из Его сил не будет против тебя, любовь будет царствовать во всем, и каждое свойство Божье будет содействовать твоему спасению.

Упражнение 56 ,помогите пожалуйста

1) Он лежал, глядя в темноту, и самодовольно усмехался: «А папаша

в город уехали…».

2) «Стихов-то я ей как раз не читал, — ответил я, а километров через пять добавил, — и это единственное, в чём могу упрекнуть себя и о чём жалею».

3) Когда поехали дальше, он хмуро думал: «Да, как прелестна была! Волшебно прекрасна!»

4) «Ну вот чего, чего мы боимся? — чуть не плача, говорила Маша. — Что мы сделали плохого?»

5) Когда я подбежал к ним, он, взглянув на меня, успел весело крикнуть: «А, доктор, здравствуйте», в то время как она побледнела до гробовой синевы…

6) Перед самым сном после долгого грустного молчания девочки возобновили допрос: «Папа, па, а чем вообще питаются хори?»

7) Так расспрашивал он и вчера; глядел в сумрак вечера на разноцветные огни на бакенах, длинно отражавшиеся в темнеющей воде вокруг парохода, на красно горевший костёр на плотах, чувствовал запах дымка оттуда, думая: «Это надо запомнить — в этом дымке тотчас чудится запах ухи», — и расспрашивал: «Можно узнать, как зовут?»

8) «А это притча о блудном сыне, – толковал Иван. – Самый емкий литературный жанр – притча».

9) Она тихо сказала: «Благодарствуй, мой друг», — и, подсунув её (подушку) под голову, закрыла глаза…

10) Он открыл глаза, с наслаждением почувствовал сладкую простоту будничной жизни, подумал: «Нынче уеду в Москву, а послезавтра в Тироль или на озеро Гарда», — и опять заснул.

Тема: Христос – Добрый Пастырь.

Истина: Бог любит каждого, знает по имени и заботится о нас.

Цель: Показать, что Бог не оставит в беде. Учить детей возлагать надежду на Бога.

Догматика: Иисус любит людей.

Практическое христианство: Любовь к Богу (надежда только на Него).

Заинтересованность:

Ребята, вы когда-нибудь терялись? Как вы себя чувствовали? Вам было страшно? (ответы детей). Где вы терялись? А когда вы нашлись или вас нашли, вам было радостно?

Библейская история:

Добрый Пастырь с карманом, нарисованный в человеческий рост и приклеенный, например, на входную дверь.

Музыка, блеяние овец, рычание волков (фонограмма) по ходу рассказа:

  1. Добрый Пастырь пасет овец.
  2. Одна овца потерялась.
  3. Пастырь идет искать овцу.
  4. Пастырь находит потерянную овцу.
  5. Пастырь радуется с друзьями и соседями о найденной овце.

Можно использовать картинки для показа.

Игра «Пастух и стадо»

У пастуха в кармане овцы по количеству детей в классе c заранее написанным золотым стихом и именем ребенка.

Учитель раздает нарисованных овец детям, рассказывая, что Иисус нас тоже любит, как пастух своих овец, и знает каждого по имени (на овечке с одной стороны золотой стих, с другой – имя ребенка). Дети изображают овец. Учитель называет то одну, то другую овечку по имени. Ребенок должен быть внимателен, не пропустить своего имени, подойти к пастырю (нарисованному) и положить в кармашек свою овечку.

Золотой стих:

«Господь – Пастырь мой, я ни в чем не буду нуждаться». Пс. 22:1

Дети с овечками в руках стоят как бы на одном берегу (в дальнем углу от двери), пастырь – на другом. На полу — нарисованные камушки по числу слов в золотом стихе от стада до пастыря. Дети по очереди идут по камушкам, произнося золотой стих (первым идет учитель). Ребёнок, дойдя до пастыря, кладет ему в карман овечку, а за правильно сказанный золотой стих получает сладкий приз (либо мармелад, либо печенье в виде цветочка, листочка). В конце урока дети заберут с собой из кармана пастыря свою овечку.

Применение:

Иисус Христос сравнивает верующих в Него с овечками, а Себя – с добрым пастырем. Он заботится о нас: даёт нам пищу, одежду, помогает в трудностях. Давайте будем благодарить Иисуса за это! А если у нас будут трудности, что нам нужно делать? (звать Иисуса на помощь, т. е. молиться)

Поделка: Дети приклеивают вату на нарисованную овечку.

Домашнее задание:

выучить стихотворение «Добрый пастырь» по одному четверостишию на ребёнка.

Раненько утром

Встаёт пастушок,

Посох берёт

И играет в рожок.

Слышат овечки

Рожок пастуха –

Значит, опять

Поведёт на луга.

Он им играет,

Он их пасёт,

Маленьких самых

На руки берёт.

Вот он привёл их

Водички попить,

От пастушка им

Нельзя отходить;

Там, за камнями –

Ты посмотри –

Прячутся волки.

Считай: раз, два, три…

Овцы попили,

Легли отдыхать,

Только пастух

Не ложится поспать.

Все ли овечки

На месте, считай –

Нет, не хватает одной.

Ай-ай-ай!

Быстро пастух

Всех овечек отвёл

И за пропавшею

В горы пошёл.

Вот и темнеет,

Спускается ночь.

Нужно скорее

Овечке помочь!

Видишь – в овраге

Овечка стоит.

Холодно, страшно,

Овечка дрожит.

А над оврагом,

В кустах у реки,

Светятся волчьи

Глаза – огоньки…

Видишь – одежду

Пастух изорвал,

Ноги изранил –

Овечку спасал!

Поздно вернулся

К деревне своей

И пригласил

Всех соседей, друзей:

— Радость мою

Разделите, друзья!

Снова со мною

Овечка моя!

Больше, чем самый

Добрый пастух,

Любит нас Бог –

Наш Спаситель и Друг.

Иисус проповедовал свое учение в Иудее его приходили слушать и простые люди, и книжники — учителя закона. Книжники привыкли сами трактовать для людей священные тексты. Они задавали Иисусу коварные вопросы, пытаясь выставить его перед людьми в невыгодном свете. Один из книжников обратился к Иисусу со льстивыми словами:
— Учитель что нужно делать, чтобы наследовать вечную жизнь?
— А что говорит тебе писание? — ответил Господь.
Книжник знал ответ на этот вопрос — возлюби бога всем сердцем и всей душой, и всем разумом твоим, и ближнего твоего возлюби, как самого себя.
Иисус посмотрел книжнику прямо в глаза:
— Ты правильно ответил, иди и поступай так же и наследуешь вечную жизнь.
Законник попытался поймать Иисуса на слове:
— Но кто мой ближний?
Иисус обратился ко всем, кто его внимательно слушал:
— Послушайте мою притчу.
Один человек шел из Иерусалима в Иерихон. Дорога была безлюдной, неожиданно на путника напали разбойники. Они избили его, отняли все деньги, забрали одежду и бросили умирать. Прошло много времени, пока на дорогое появился первый прохожий, это был священник. Он увидел избитого, но прошел мимо и не стал ему помогать. Священник боялся разбойников, к тому него были очень важные дела, и раненный остался лежать у дороги.
Шел той же дорогой и левит, прислуживающий в храме, левит заметил лежавшего, но тоже прошел мимо. Ибо левиты соблюдали религиозную чистоту и по дороге в храм не хотели дотрагиваться до чего-то нечистого. Люди понимающе закивали, кто дотронулся до мертвого тела по закону не мог после этого зайти в храм.
Немало времени прошло, показался на дороге самарянин. Толпа неодобрительно загудела, ведь между иудеями и жителями Самарии была давняя вражда. Иисус продолжил.
— Самарянин увидел раненого, сжалился над ним и приблизился к путнику. Он напоил несчастного, омыл его раны оливковым маслом, усадил на осла и вместе с ним отправился в путь. Он провез раненного в ближайшую гостиницу, где планировал остаться на постой.
Вместе с хозяином гостиницы самарянин уложил избитого в постель, перевязал его, дал новую одежду. На следующий день путник собрался продолжить свой путь, но перед этим дал хозяину постоялого двора два динария, наказав позаботится об избитом разбойниками А, если издержки будут больше, — сказал самарянин, — то когда я вернусь, возмещу тебе все сполна. И отправился по своим делам.
Иисус посмотрел на законника и спросил.
— Как ты думаешь, кто и этих троих священник, левит или самарянин был ближним избитому путнику?
Законник опустил глаза и, не желая произнести слово самарянин, ответил
— Тот, кто проявил к нему милосердие.
Иисус улыбнулся.
— Тогда иди и поступай так же.
Он взглянул на всех, кто внимал его притче. Это были и его ученики, и законники с фарисеями, и путники, остановившиеся послушать проповедь.
В сердцах каждого из них звучал голос Иисуса:
— Тогда иди и поступай так же.

Притча о пропавшей овце и потерянной монете

Мытари и грешники видели, что Иисус Христос жалеет их, что он готов простить их, если они раскаются, что надо только слушать и делать то, чему Он учит, тогда они могут спастись. Грешники и грешницы ходили за Иисусом Христом по пятам, ловили каждое Его слово, они любили Спасителя. Фарисеям и книжникам не нравилось, что Господь не гонит от Себя грешников, а ласково разговаривает и даже ест с ними.

Иисус Христос сказал им: «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну, не оставит девяносто девять в пустыне, чтобы найти пропавшую? А найдя, с радостью понесет ее на своих плечах и дома созовет друзей и соседей и скажет им: “Порадуйтесь со мной, я нашел заблудившуюся овцу”. Так и на Небе, говорю Я вам, больше радости бывает об одном кающемся грешнике, чем о девяноста девяти праведниках, которые думают, что им не в чем каяться».

«Какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну, не зажжет свечу, не выметет комнату и не поищет хорошенько, пока не найдет? А найдя, она должна позвать подруг и соседок и сказать: “Порадуйтесь со мной, я нашла потерянную драхму”. Точно так же и ангелы Божьи радуются одному кающемуся грешнику».

>Библия Онлайн

Притча о потерянной овце

Правоверные фарисеи и книжники, приходя слушать Иисуса, были возмущены тем, с какими людьми им случалось сталкиваться в толпе. Ведь эти люди постоянно нарушали правила и установления, которые сами фарисеи всегда строго соблюдали. С подобными людьми не захотел бы иметь ничего общего ни один уважаемый иудей. Иисус должен был понимать это и держаться от них подальше — так считали фарисеи.

— Я слышал, Он доходит до того, что ест вместе с ними! — с отвращением воскликнул один фарисей.

— Он, конечно, не может быть учителем, посланным Господом, если Он водит дружбу с таким отребьем, — заметил другой.

— Господу нет дела до подобных грешников, — добавил третий. — На небесах наступит ликование, если эти твари исчезнут навсегда.

Иисус услышал эти слова и повернулся к фарисеям, стоявшим в стороне от толпы.

— Представьте, — обратился Он к ним, — что у вас есть сто овец. И однажды вечером, пересчитав их, вы увидели, что одна потерялась. Что вы будете делать? Разве кто-нибудь из вас ляжет спокойно спать, утешаясь тем, что еще девяносто девять осталось у вас? Да нет же! Как бы вы ни устали, вы пойдете на поиски. Вновь пройдете той же дорогой, какой ходили днем со всем стадом. Вы будете осматривать подножие каждой крутой скалы, будете освещать светильником каждый куст. И наконец, услышите тихое, слабое блеянье. Вашу усталость как рукой снимет. Вы возьмете эту потерявшуюся овцу на плечи и отправитесь домой, испытывая радость и облегчение. И, вернувшись, устроите праздник для всех пастухов и жителей селения, чтобы они вместе с вами порадовались найденной овце. Так же и Бог заботится о людях. И на небесах больше радости будет об одном раскаявшемся грешнике, чем о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

  • < Самарянка