Проповедь Иоанна крестителя

Акриды или чем питался Иоанн Креститель в пустыне

Акриды или чем питался Иоанн Креститель в пустыне.

В Евангелии от Матфея сказано — Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед (Матф.3:4)

Акриды это насекомые, которые представляют собой некоторую разновидность саранчи, похожей на наших кузнечиков. Следует так же отметить, что эта еда в те времени была не экзотична, а скорее представляла собой самый низший класс пищи. Кстати, акриды до сих пор употребляются в пищу в Недже и Хеджасе.

В лавках с саранчой она продается мерами. Приготовляя ее в пищу, бросают ее живою в кипяток, который хорошо просаливают; через несколько времени саранча вынимается и просушивается на солнце.

Англичанин доктор Томсон, проживший в Палестине много лет и написавший очень хорошую о ней книгу, говорит: «саранчу не ест в Сирии никто, кроме бедуинов на крайних границах, и о ней постоянно говорят, как о низшем сорте пищи, смотрят на нее большею частью с отвращением, так как эта пища выносится только низшими классами народа. Иоанн Креститель, однако, и принадлежал именно к этому классу, все равно — по необходимости или по выбору. Он также жил в пустыне, где такая пища и теперь употребляется; и потому в Евангелии излагается простая истина. Обыкновенной пищей Крестителя была саранча, вероятно, поджаренная в масле и смешанная с медом, как это и теперь бывает».

Саранча дозволена была в пищу еврейским законом — сих ешьте из них: саранчу с ее породою, солам с ее породою, харгол с ее породою и хагаб с ее породою. (Лев.11:22)

Под диким медом в Евангелии одни разумеют сок из пальм, смоковниц и других деревьев или же так называемую персидскую манну. Основание для такого мнения находят в том, что мед по-гречески называется просто meli, без прибавления agrion (дикий). В подтверждение того же мнения ссылаются на Плиния историка и Диодора Сицилийского, который говорит, что у набатейцев «растет много меда (meli), называемого диким (agrion), которым они пользуются в виде питья, смешанного с водою». Но другие принимают, что «дикий мед» есть обыкновенный пчелиный мед, который пчелы заносят в дуплах деревьев и отверстиях скал.

По словам Тристрама диких пчел в Палестине гораздо больше ульевых, и мед, продающийся в южных местностях, получается от диких роев. Действительно, говорит Тристрам, мало мест, которые были бы так пригодны для пчел, как Палестина. А в пустыне Иудейской пчелы многочисленнее, чем в какой-либо другой части Палестины, и мед до настоящего времени служит домашней пищей бедуинов, которые выжимают его из сотов и сохраняют в мехах. Нельзя не согласиться, что такое понимание слов «дикий мед» естественнее предыдущего.

Но есть и духовная составляющая этой пищи. Святой Феофилакт Болгарский комментируя этот стих пишет следующее — «пища Иоаннова, указывая здесь, конечно, на воздержание, была вместе и образом духовной пищи тогдашних иудеев, которые не ели чистых птиц небесных, то есть не помышляли ни о чем высоком, а питались только словом возвышенным и направленным горе, но опять упадающим долу. Ибо саранча (акриды) есть такое насекомое, которое прыгает вверх, а потом опять падает на землю. Равным образом народ ел и мед производимый пчелами, то есть пророками: но он оставался у него без ухода и не был умножаем углублением и правильным разумением, хотя евреи и думали, что они разумеют и постигают писание. Они имели писания, как бы некоторый мед: но не трудились над ними и не исследовали их.»

Что такое дикий мед и акриды, которыми питался Иоанн?

У израильтян был мед двоякого рода: домашний, от пчел, и дикий, получаемый повсюду на полях и в лесу; пчелы клали его или просто на земле, или в дуплах дерев, или в расселинах камней. Такие камни назывались у евреев камнями меда, и получаемый оттуда мед — медом из камня (Втор. 32:13; Пс. 80:17). Этот мед, доставляемый самою пустынею, употреблял в пищу Иоанн. Климент Александрийский пишет, что апостол Матфей питался зернами, ягодами и зеленью без мяса, а Иоанн далее простирал воздержность, вкушал акриды и мед полевой.

Греческое ακρίδες значит насекомых. Акриды употребляются в пищу у многих народов, отчего некоторые из них называются акридофагами. Иудеям давно известно было употребление акрид. Это видно из закона Моисеева, коим указывается несколько родов акрид чистых и употребляемых в пищу (Лев. 2:21—22), и из талмудистов, которые перечисляют раз­личные признаки, отличающие чистых акрид от нечистых. Повествова­ния новейших путешественников по Палестине единогласно свидетельствуют, что акриды весьма известны там и употребляются в пищу; только эти акриды не составляют той сладкой снеди, какая приготовляется из них в других местах; он имеют дурной запах и неприятный вкус и служат пищею одним бедным и нищим. Исидор Пелусиот читал вместо ακρίδες έγκρίδες, разумея под этим словом ветви дерев или кустарников, в которых хранилось сладкое вещество. Другие думают, что акриды суть верхушки травы, которая иначе называется мелагра, а иные разумеют под сим дикие яблоки (Феофилакт, ср. Афанасий Великий).

«Христианское чтение», 1853

Источник: М.В. Барсов. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиографическим указателем

Теги: Святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн 20 Января 2019

Пророческое служение Иоанна Крестителя

После второго посещения Иерусалима Господь возвращается в Галилею. Как уже говорилось, то был очень насыщенный событиями период земной жизни Спасителя: избрание апостолов и направление их на проповедь, наиболее дивные чудеса, поразительно емкие и богатые по содержанию притчи, обращенные к простому народу, неслыханные доселе откровения о Царстве Божием… Однако в это же время совершается одно мрачное событие, о котором повествует Евангелие. Казалось бы, напрямую не связанное с жизнью Спасителя, оно имеет определенное отношение и к Нему, и к Его апостолам.

Ирод Антипа, правитель Галилеи, сын того самого Ирода, который повелел избить вифлеемских младенцев во дни Рождества Христа Спасителя, умерщвляет Иоанна Крестителя. Ирод идет на эту крайнюю жестокость потому, что Иоанн Креститель неустанно обличал галилейского правителя в беззаконном сожительстве с женой его родного брата Филиппа, который также был правителем нескольких областей, примыкавших к Галилее. За это свидетельство о правде, столь неприятной для Ирода, Иоанн Креститель был отправлен в темницу. Вот как повествует об этом евангелист Марк: «Царь Ирод, услышав об Иисусе , говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им…

Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, — дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей. Ученики его, услышав, пришли, и взяли тело его, и положили его во гробе» (Мк. 6:14, 17-29).

Проповедь Иоанна Крестителя. Питер Брейгель Младший

Это очень сдержанное, но глубоко трагическое повествование о многом нам говорит. Прежде всего евангельский отрывок дает представление об общественно-политической и религиозно-психологической атмосфере, которая господствовала в те времена в Иудее. В самом деле, если царь страшится обличений пророка, человека из народа, не имеющего никакой светской власти, то это свидетельствует о том, что положение самого Ирода было непрочным. Да, он имел власть и знаки царского достоинства, но не являлся свободно избранным правителем своего народа, а был ставленником иноземцев-римлян, покоривших Палестину. Народ ненавидел Ирода, видя в нем предателя своего отечества. Поэтому обличения царя из уст почитаемого пророка встречали у людей поддержку и не без оснований представлялись Ироду и его незаконной жене делом опасным.

Размышление над этим евангельским текстом неизбежно приводит к вопросу: в чем же смысл пророческого служения? Что означает быть пророком? Мы ранее уже говорили об этом, касаясь служения ветхозаветных пророков, и теперь продолжим эти рассуждения.

Прежде всего пророк — это тот, кто в полный голос, в сознании своего религиозного долга и нравственной правоты, невзирая на лица и обстоятельства, говорит подчас горькую правду своему народу, властям и правителям. И чтобы слово пророка было услышано и воспринято с доверием, чтобы общество, народ, государство откликались на него, пророк не мог обременять себя никакими земными интересами, обязательствами и попечениями, а его авторитет должен был быть безусловен и основан на таких высоких религиозно-нравственных ценностях, непреложность которых признавалась бы и поддерживалась всеми.

Пророческое служение в том виде, в каком оно представлено в Библии, угасло. Однако и в последующие времена на историческом пути многих народов появлялись личности, несшие миру бескомпромиссное пророческое слово нелицеприятной правды. В России это были мужественные иерархи, иноки, а нередко литераторы. В замечательном стихотворении «Пророк» Пушкин поэтически определяет сущность и общественную значимость пророческого подвига.

Однако истинным пророческим духом со времени своего основания и доныне обладает только Церковь Христова. Именно она призвана нести слово правды, иметь силу и смелость свидетельствовать истину. И сегодня в нашем обществе Церковь стремится осуществлять это служение, не отождествляя себя ни с могущественной материальной силой, ни с политическими партиями, ни с властью, ни с оппозицией. Она должна оставаться свободной и отстаивать эту свободу ради одной цели: иметь возможность и право свидетельствовать истину и говорить правду Божию о человеке, об обществе и даже о государстве.

Но есть одно непременное условие, при котором пророческий голос Церкви способен находить отклик в обществе. Прежде всего само общество должно иметь внутреннюю силу и способность слушать свидетельство Церкви и внимать ему. По тому, как общество реагирует на пророческий голос, можно судить о его моральном состоянии. И серьезно больно то общество, в котором пророку зажимают рот, заточают его в тюрьму, гонят или пытаются уничтожить. Но и Церковь, осуществляя пророческое служение, не должна быть обременена политическими, экономическими или иными мирскими обязательствами перед власть имущими. Она ни при каких условиях не должна выполнять чей-то заказ и определять свою позицию согласно с волей и желанием внешних по отношению к ней сил, если эта воля и эти желания не соответствуют правде Божией.

Ирод не имел нравственных сил вынести обличения Иоанна Предтечи, его пугал пророческий глас, а в самой фигуре пророка он усматривал опасность для себя и своей власти. И хотя царь испытывал некоторые угрызения совести, понимая, что перед ним пророк, человек Божий, который не стремится к земному могуществу и почестям, не ищет своего, но лишь говорит правду, жестокий правитель все-таки направил против него руку палача.

LiveInternetLiveInternet

Семейный портрет

Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669), голландский живописец, рисовальщик и офортист. Творчество Рембрандта, проникнутое стремлением к глубоко философскому постижению жизни, внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний, знаменует собой вершину развития голландского искусства XVII века, один из пиков мировой художественной культуры.

Город на холме при надвигющейся грозе

Хендрикье Стоффельс на кровати

Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: он писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на исторические, библейские, мифологические темы, Рембрандт был непревзойденным мастером рисунка и офорта. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П.Ластмана в Амстердаме (1623); в 1625-1631 работал в Лейдене.

Пейзаж с повозкой

Флора

Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (“Принесение во храм”, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). В картинах “Апостол Павел” (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и “Симеон во храме” (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.

Заговор Батавов

Зимний пейзаж

В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом, изучая мимику человеческого лица. В 1632 году он переехал в Амстердам, где вскоре женился на богатой патрицианке Саскии ван Эйленбурх. 1630-е годы — период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта.

Пейзаж с каменным мостом

Портрет матери художника

Картина “Урок анатомии доктора Тюлпа” (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность.

Притча о зарывшем сокровища

Сусанна и старцы

В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина “Портрет бургграфа”, 1636, Дрезденская галерея).

Иаков благословляет сыновей Иосифа

Сын художника

Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж; “Улыбающаяся Саския”, 1633, Картинная галерея, Дрезден).

Проповедь Иоанна Крестителя.

Иаков борется с ангелом

Искания этого периода завершил знаменитый “Автопортрет с Саскией” или “Весёлое общество”; около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой.

Артемизия

Автопортрет

Библейские композиции 1630-х годов (“Жертвоприношение Авраама”, 1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) несут на себе печать воздействия живописи итальянского барокко, которое проявляется в несколько форсированной динамике композиции, остроте ракурсов, светотеневых контрастах.

Пейзаж с замком

Портрет купца Мартина Лотена

Особое место в творчестве Рембрандта 1630-х годов занимают мифологические сцены, в которых художник бросил смелый вызов классическим канонам и традициям (“Похищение Ганимеда”, 1635, Картинная галерея, Дрезден).

Даная

Мужчина в шапочке

Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция “Даная” (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной, идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства.

Давид с головой Голиафа

Автопортрет в образе апостола Павла

В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (“Писающая женщина”, 1631; “Продавец крысиного яда”, 1632; “Странствующая пара”, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки.

Мельница

Пророк Валаам и ослица

В 1640-х годах назревает конфликт между творчеством Рембрандта и ограниченными эстетическими запросами современного ему общества. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина “Ночной дозор” (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера — вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т.е. по существу историческую картину, пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского народа.

Ослепление Самсона

Портрет Саскии в виде Флоры

Приток заказов Рембрандта сокращается, его жизненные обстоятельства омрачаются смертью Саскии. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Он пишет спокойные, исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (“Давид и Ионафан”, 1642, “Святое семейство”, 1645, — оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург).

Притча о работниках на винограднике

Мужчина в турецком костюме

Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист “Христос, исцеляющий больных” или “Лист в сто гульденов”, около 1642-1646; полный воздушной и световой динамики пейзаж “Три дерева”, офорт, 1643). 1650-е годы, наполненные для Рембрандта тяжкими жизненными испытаниями, открывают период творческой зрелости художника.

Ночная стража

Портет сестры Рембрандта

Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета, изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс; “Портрет старухи”, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Сын Титус за чтением”, 1657, Музей истории искусств, Вена).

Саул и Давид

Святое семейство

Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый “Портрет жены брата художника”, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; “Портрет старика в красном”, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Рембрандт сосредоточивает внимание на лице и руках, выхваченных из темноты мягким рассеянным светом, едва уловимая мимика лица отражает сложное движение мыслей и чувств; то легкие, то пастозные мазки кисти создают переливающуюся красочными и светотеневыми оттенками поверхность картины.

Авраам и три ангела

Два молодых негра

В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Стихии света и цвета, независимые и даже отчасти противоположные в ранних работах художника, теперь сливаются в единое взаимосвязанное целое. Горячая красно-коричневая, то вспыхивающая, то гаснущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта, как бы согревая их теплым человеческим чувством.

Христос, исцеляющий больных

Саския

В 1656 году Рембрандт был объявлен несостоятельным должником, все его имущество продано с аукциона. Он переселился в еврейский квартал Амстердама, где в крайне стесненных обстоятельствах провел остаток жизни. Созданные Рембрандтом в 1660-е годы библейские композиции подводят итог его размышлениям о смысле человеческой жизни.

Сон Иосифа

Поклонение пастухов.

В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (“Ассур, Аман и Эсфирь”, 1660, ГМИИ, Москва; “Падение Амана” или “Давид и Урия”, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом.

Портрет кораблестроителя Яна Рейксена

Титус за партой

Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина “Заговор Юлия Цивилиса” (“Заговор батавов”, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр — монументальное полотно “Возвращение блудного сына” (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника.

Урок анатомии

Мария

С поразительным мастерством он воссоздает в нем целую гамму сложных и глубоких человеческих чувств, подчиняет художественные средства раскрытию красоты человеческого понимания, сострадания и прощения. Кульминационный момент перехода от напряжения чувств к разрешению страстей воплощен в скульптурно выразительных позах, скупых жестах, в эмоциональном строе колорита, ярко вспыхивающего в центре картины и гаснущего в затененном пространстве фона.

Притча о богаче

Святое семейство

Великий голландский живописец, рисовальщик и офортист Рембрандт ван Рейн скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме. Влияние искусства Рембрандта было громадным. Оно сказалось на творчестве не только его непосредственных учеников, из которых ближе всех подошел к пониманию учителя Карел Фабрициус, но и на искусстве каждого более или менее значительного голландского художника. Глубочайшее воздействие оказало искусство Рембрандта на развитие всего мирового реалистического искусства впоследствии.

Святое семейство ночью

Вирсавия в купальне

Проповедь Св. Иоанна Крестителя

Деятельность святого пророка уже давно стала частью исторического христианства. Почему же личность Иоанна вызывает такой неподдельный интерес в сознании людей? Отчего личность именно этого пророка становится частью нашего личностного становления как христиан? Что побуждает уже две тысячи лет христианский мир возносить молитвы к пророку, о котором Господь сказал: «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» . Причина, видимо, кроется в деятельности и личности Святого Иоанна.
Он родился необычным образом от родителей, уважаемых в израильском мире. Его отец, первосвященник Захария, пользовался заслуженным уважением в иудейской среде, мать Елисавета, отличалась богоугодными и праведными делами. Однако их семейную жизнь омрачала проблема, от решения которой зависело и семейное благополучие, и уважение окружающего их мира.
Дело в том, что в Израиле господствовало мнение, что если в семье не происходит рождение ребенка, то данная семья сильно прогневала Бога, и потому Господь не дарует радость грешникам. Кроме того, рождение ребенка, особенно мальчика, было связано с мессианскими ожиданиями израильского народа. Каждая семья из колена Давидова ожидала прихода Мессии.
Таким образом, отсутствие детей в семье первосвященника Захарии воспринималось как поношение, как Божественное правосудие за неведомые народу грехи. Но, как известно, то, что видится поношением в среде людей, иначе мыслится Провидением.
Бог совершенно противоположно людскому мнению смотрел на жизнь родителей будущего пророка. Св. евангелист Лука повествует: «Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.
У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.
Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом,
по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения,
а всё множество народа молилось вне во время каждения, —
тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.
Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него
Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;
и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,
ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей;
и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;
и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» .
То есть Господь уже при рождении показал путь, который предстоит пройти Его верному служителю. Причем эта избрание начинает сопровождать жизнь Крестителя, когда он находился еще в чреве матери, о чем также повествует Св. евангелист Лука: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,
и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» .
Можно сказать, что Иоанн, будучи в чреве матери, приветствовал своего Господа, который также находился в материнской утробе. Эта была символичная встреча. Встречался закон и пророки с Боговоплощенной Благодатью. И голосами Ветхого и Нового Заветов выступали благочестивые жены и матери.
Надо сказать, что родители Иоанна изначально знали о высоком предназначении сына. «Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей» . Такое избрание налагало огромную ответственность не только на Иоанна, но и на его родителей.
Будущий пророк родился на шесть месяцев раньше Спасителя. Как и его будущая проповедь началась раньше проповеди Христа. Святой Креститель во всем шел перед своим Творцом, предуготавливая путь спасителю.
Однако деятельность свою Св. Предтеча естественно начинает не сразу. Известно, что для того, чтобы начинать проповедь израильскому мужу своему народу, необходимо было достичь тридцатилетнего возраста. Чем же занимался Иоанн до своей проповеднической деятельности? С ранней юности, видимо, зная о своем предназначении, будущий пророк уходил в пустыни, где предавался молитвенным размышлениям и аскетическим подвигам. Возможно, там состоялись его встречи с ессеями, которые считали себя глашатаями Правды Божией. Эта идея не могла не отразиться на дальнейшем жизненном пути Иоанна. Однако обитатели Кумрана не могли привлечь Предтечу Господня своей исключительностью, нежеланием общаться с народом, который они считали сынами тьмы. Отец Александр Мень писал: «История мира, по мнению ессеев, не удалась, и все, кроме них, обречены».
Иоанн же явно стремился рассказать миру об ожидаемом спасении, стать «гласом вопиющего». Избранность, аскетический образ жизни способствовали тому, что свою проповедь Иоанн начинал при благоприятном к себе отношении со стороны народа, давно ожидавшего прихода великого пророка.
Однако время, когда начиналась проповедь Иоанна, было крайне тревожное. Иудея находилась под властью римского цезаря. Народ волновался и бурлил в мессианских ожиданиях. Израиль жаждал не только религиозного освобождения, но и национального, которое многими понималось и как религиозное. В этой тревожной атмосфере и явился из пустыни пророк. Он пришел в долину реки Иордан. И буквально сразу завевал сердца слушателей. Он обращался к людям с жестким требованием очистить свою душу покаянием. . Его проповедь отличалась особой силой и краткостью: «и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» . Он без снисхождения обличал грехи . И проповедовал покаяние для прощения грехов. «И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Лк.3:3). И говорил об Иисусе Христе: «Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» .
Впечатление от проповеди пророка, его огненного облика вызывало в сознании людей огромное впечатление. Это было вызвано в первую очередь тем, что он говорил о Суде над миром. Все вокруг Иоанна дышало близостью великих и грозных событий. Народ узнавал в нем одного из древних пророков, которые своими огненными речами призывали к покаянию и исправлению греховной жизни.
Символом вступления в мессианскую эпоху Иоанн избрал обряд погружения в воды Иордана, реки, которая издревле считалась границей Святой земли. Подобно тому, как вода омывает тело, так и покаяние очищает душу. Кстати, обряд омовения присутствовал в ветхозаветной церкви, когда язычники, становясь ее членами, должны были совершать омовения. Можно сказать, что Иоанн продолжил ветхозаветную традицию, что было свойственно, кстати, и первым христианам. Омовение символизировало начало новой жизни. Именно к этому и призывал пророк. Вне покаяния невозможно становление новой жизни, невозможно строить дом, фундаментом которого и есть покаяние. Поэтому Предтеча требовал не просто произвести обряд омовения, но искреннего раскаяния, исповедания своих грехов. «Сотворите, — говорил пророк, — достойный плод покаяния!…Уже топор лежит при корне деревьев; итак, всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубается и бросается в огонь» .
Что же добивался своей проповедью Св. Иоанн? Безусловно, он не призывал людей к тому же аскетическому пути, по которому шел сам. Свою задачу он видел в том, чтобы в народе израильском возродился Святой Остаток, как во времена пророка Илии. А для этого необходимо было разбудить сознание, обратить его к памяти, в которой творилась иная реальность, где Бог и человек сосуществовали на перекрестках мироздания.
По свидетельству Иосифа Флавия, Предтеча учил народ «вести чистый образ жизни, быть справедливыми друг к другу и благоговейными к Предвечному» («Иудейская война»). Его проповедь носила нравственный характер: «У кого две рубашки, — говорил он, — пусть поделится с неимущим, у кого есть пища, пусть также поступает» .
Особо интересно подчеркнуть его отношение к воинам, которые приходили к нему за советом. Пророк не предлагал бросать им службу, но требовал, чтобы они вели ее честно, избегали насилия и наушничества. Известно, что именно в результате доносов, много людей страдало от воинов. Особенно это получило распространение в эпоху императора Тиберия, когда и происходила знаменитая деятельность Крестителя.
Первоначально проповедь Иоанна привлекала к себе всеобщее внимание не только простых людей, но и знати. Поэтому синедрион посылал к нему посольство. «И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?» . Вначале деятельности пророка Ирод с удовольствием слушал Иоанна и придерживался его советов. «Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» .
Можно сказать, что даже в душе Ирода Антипы иной раз просыпалось стремление к Богу. А, может быть, это был обыкновенный страх? Ответить на этот вопрос трудно. Как говорится, чужая душа — потемки. Но именно этот царь прервет проповедническую деятельность Святого, который пред своим арестом, совершит неожиданное для многих событие: акт крещения пришедшего Мессии, Который пришел принять из рук пророка великое таинство.
«Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его» . Иоанн указал народу на Иисуса Христа, как на Агнца Божьего вземлющего на Себя грехи мира. «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» . Затем Иоанн перед всем народом заявил, сказав, что Иисус Христос истинный Сын Божий и Спаситель мира. «Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня … Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» . То же самое он повторил перед священниками и левитами . Повторил это Иоанн и перед своими учениками. «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий» . Иоанн говорит Мессии, что он, Иоанн, не достоин развязать ремня на обуви Его. «И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» . Иоанн говорит, что Христу надлежит расти, а ему, Иоанну, умаляться.
«Это была символическая встреча. Отшельник во власянице, с почерневшим от солнца, изможденным лицом, с львиной гривой волос, воплощал собой тернистый путь дохристианской религии, а новое откровение приносил Человек, Который, внешне, казалось, ничем не отличался от любого простолюдина из Галилеи» (Прот. Александр Мень «Сын Человеческий» с. 63).
Иоанн, подобно древнему Илии, обличал пороки людей не щадя вельмож и власть имущих. Как бесстрашный проповедник Истины, Иоанн не побоялся громогласно обличать и нечестивого царя Ирода, за греховную связь с Иродиадой, женой брата, которая к тому же доводилась Ироду племянницей. Смелые обличения Иоанна не нравились Ироду, который хотел убить его, но боялся волнения народа. «И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка» . Чтобы закрыть обличающие уста Иоанна, Ирод заключает его в темницу в городе Махероне.
Находясь в темнице, Иоанн посылает посольство из двух учеников к Иисусу Христу. «Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» . Это был вопрос, который, видимо, предполагал размышление не только о судьбах мира, но и своей собственной судьбе. Предтеча понимал, что наступление нового мира неизбежно ведет к уходу старого, а значит, и его жизненный путь подходил к концу, и он исполнил свой долг перед Богом, возложенный на него изначально.
Иродиада за то, что он осмелился обличить её беззакония, возненавидела Предтечу больше чем Ирод, и искала случая погубить его. На дне рождения Ирода во время пира Саломея, дочь Иродиады, своей пляской вызвала сильный восторг у Ирода и его вельмож. И Ирод в награду за это пообещал выполнить любое её желание. По совету Иродиады Саломея потребовала, чтобы ей принесли на блюде голову Иоанна Крестителя. Пьяный Ирод, показывая гостям, что он держит свое слово, приказывает оруженосцу (секулатору) отрубить голову Иоанну Крестителю, и таким образом исполнил эту жестокую просьбу. Узнав о происшедшем, ученики произвели погребение Иоанна, и затем рассказали обо всём Иисусу Христу .
Так завершилась деятельность великого пророка Иоанна Предтечи. Вся его жизнь – это исполнение Божественной воли, Которая заключалось в том, чтобы подготовить избранный народ к встрече со Спасителем. Дальнейшая история показала, что Израиль не был готов принять Богочеловека, не был в состоянии понять, что Господь пришел не нарушить, но исполнить Святой Закон. Удивительно, но это осознал человек, который тщательно следовал предписаниям Закона, понимая, в отличие от фарисеев, его духовную сущность, тем самым, отрицая слепую приверженность букве.
Начиная с деятельности великого пророка, мы стали понимать глубину аскетического восприятия жизни, увидели спасительность этого пути, как и то, что истинное служение в семье, — это служение Богу, как и засвидетельствовали родители Святого пророка.
Память о великом пророке, Предтече и Крестителе Иоанне Православной Церковью празднуется семь раз в году: 23 сентября в честь его зачатия; 24 июня день его рождения; 29 августа день усекновения его главы; 7 января на другой день Крещения Господнего; 24 февраля в память первого и второго обретения его главы; 25 мая в память третьего обретения его главы; 12 октября перенесение из Мальты в Гатчину в 1799 году десной (то есть правой) его руки.
Список литературы:
1. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Изд-во «Свет на Востоке» Корнталь 1983.
2. Прот. Александр Мень. Сын Человеческий. Москва «P.S.» 1991.
3. Иосиф Флавий » Иудейская война». Изд-во » Эксмо» 2010.