Религия в аргентине

АРГЕНТИНА

В составе уже первых экспедиций колонизаторов на территорию А. были католич. священники. В 1519 г. была отслужена первая месса. Поскольку территория А. в начальный колониальный период была приписана к вице-королевству Перу, то она входила в еп-ство г. Куско (Перу). Первое еп-ство Рио-де-ла-Плата организовано в кон. 40-х гг. XVI в., но приписано было к Асунсьону (Парагвай). Масштабная евангелизация населения началась с 70-х гг. Тогда же появилось первое самостоятельное аргентинское еп-ство Кордова в Тукумане (провинция А.). Обращением индейцев в католичество занимались монашеские ордена францисканцев (с 1539), доминиканцев и иезуитов (с 1586).

Особенностью статуса Церкви в колониальную эпоху в Лат. Америке вообще и в А. в частности было данное папой Александром VI в 1494 г. католич. монархам Испании и Португалии право контроля (патроната) над Церковью в Нов. Свете, т. к. из-за большой удаленности от Рима и недостатка средств Римско-католическая Церковь не могла осуществлять «пропаганду веры» среди аборигенов вновь открытых земель без опоры на светскую власть. Со временем короли расширили свои полномочия, и зависимость Церкви от короны сделалась почти абсолютной. Короли обладали суверенными правами в вопросах учреждения еп-ств, назначения епископов, строительства церквей. В их ведении были сбор и распределение церковной десятины. Папские послания в колонии и корреспонденции епископов в Рим должны были получить апробацию короля. Свое вмешательство в дела Церкви светская власть компенсировала предоставлением ей исключительных привилегий. Католицизм был объявлен гос. религией. На окраинных территориях миссионер был не только духовным главой, но выполнял и государственно-адм. функции. Переплетение церковной и гос. властей было настолько тесным, что Церковь фактически превратилась в часть гос. системы. Евангелизация носила во многом формальный характер, религ. функции священников зачастую сводились к обрядности, а католич. исповедание веры дополнялось местными этно-религ. традициями. Эти особенности церковной практики колониального периода частично сохранились до наст. времени.

Особую роль играл орден иезуитов. На территории, где отсутствовала испан. администрация, в 1609 г. они создали т. н. Иезуитскую республику с высочайшего позволения испан. короны. Власть осуществляли члены ордена. Установленные здесь порядки и образ жизни туземцев отличались в лучшую сторону от тех, что установили испан. наместники и их окружение в др. регионах. Приобщая индейцев-гуарани к европ. культуре и хозяйственным навыкам, иезуиты установили жесткую дисциплину. В XVIII в. под их контролем находилось ок. 300 тыс. индейцев.

В 1759 г. королем Португалии, а в 1767 г. королем Испании были приняты решения по изгнанию иезуитов из их гос-в и колоний. Причиной стали приобретенное экономическое и политическое могущество ордена, самостоятельность, глубокая вовлеченность в дворцовые интриги. Орден не облагался никакими налогами в пользу гос-ва, не подчинялся не только светской власти, но и власти епископов, признавая только власть генерала ордена и папы. В 1768 г. иезуитские миссии были переданы в гражданское управление.

К 1810 г.- началу войны за независимость — численность населения А. едва достигала 400 тыс. Церковь включала 3 еп-ства. Война и последующее гос. строительство привели к пересмотру отношений между гос-вом и Церковью и внесли раскол в ряды духовенства и мирян. Одни священнослужители, в основном архиереи — испанцы по происхождению, встали на защиту колониального режима. Другие, в большинстве креолы, приветствовали участников освободительного движения и присоединились к ним; нек-рые из них вошли в Патриотическую хунту, организованную лидерами движения, заседали в народных ассамблеях. Под главенством свящ. Каэтано Родригеса была составлена Декларация независимости. Духовенство, поддержавшее борьбу за независимость, оказывало и материальную помощь движению.

Конституционная ассамблея в 1813 г. приняла решения, ставившие аргентинскую Церковь и монашеские ордена в независимое положение от церковных властей вне пределов Объединенных провинций Рио-де-ла-Платы, т. е. порывались связи с Испанией и Ватиканом. Был принят и ряд др. ограничительных мер, включая роспуск трибунала инквизиции. В 1818 г. представителям духовенства, не принявшим аргентинского гражданства, предписывалось покинуть страну. Первая конституция (1819) А. (тогда еще Объединенных провинций Рио-де-ла-Платы) утвердила католицизм, представлявший традиц. религию в стране, гос. религией, а также унаследованное от испан. короны право патроната над Церковью. Допускалось церковное представительство в сенате; архиепископы и епископы становились субъектами гражданского судебного права.

В 1822 г. были проведены кардинальные реформы. Инициатором реформ в отношении Церкви стал главный министр правительства Б. Ривадавия. Отменялась церковная десятина, Церкви гарантировалось обеспечение из общественного бюджета; были приняты дисциплинарные меры в отношении религ. орденов и мон-рей: нек-рые из них были запрещены, а их собственность конфискована, собственность остальных бралась под правительственный контроль. Независимое гос-во стремилось т. о. поставить Церковь на службу своим интересам.

В 1834 г. был издан «Согласительный меморандум», ставший основой отношений гос-ва и Церкви в части права патроната. Его базовые принципы содержались в 14 пунктах. Среди них — право подвергать цензуре папские документы, выдвигать кандидатов на церковные должности, устанавливать границы церковных округов. Епископы должны были клятвенно признавать национальный патронат, присягать на верность правительству и т. п.

Принятая в 1853 г. конституция объявляла о «поддержке государством Римской католической Церкви» в отличие от предыдущего признания католицизма гос. религией. За гражданами признавалось право свободного исповедания религий. Президент должен был быть только католиком. Т. о. конституционно закреплялось право патроната и перечислялись полномочия президента в этой части. Ватикан отказался признать принцип патроната, и потому конкордат с Ватиканом никогда не был заключен. Тем не менее состоялся обмен представительствами в 1858 г. И лишь в 1927 г. представитель А. в Ватикане был возведен в ранг посла, тем самым официально установлены дипломатические отношения. Ватикан в А. представлен апостолическим нунцием.

Последние десятилетия XIX в. ознаменовались усилением либеральных тенденций к секуляризации об-ва, встал вопрос о расширении религ. свобод для некатоликов, придании католицизму социальной направленности. Эти тенденции развивались в нач. XX в., когда почти 40% 6-миллионного населения составляли иммигранты. Новые поселенцы, как правило образованные и высокопрофессиональные люди, довольно быстро приобретали общественную значимость. Среди них было немало приверженцев зародившихся в Европе социалистических и анархистских идей и сторонников религ. свободы. В 1888 г. сенат принял целый ряд законов, к-рые проводили идею веротерпимости: были введены существенные ограничения на преподавание католич. катехизиса в школах; гражданский брак признавался как единственно законный с запрещением совершать до него венчание, но попытки либералов узаконить развод не удались. Был установлен гос. контроль над церковными кладбищами, созданы гражданские. В А. складывалась атмосфера, сопоставимая с уровнем европ. представлений об общественном развитии. А. явилась единственной страной в Лат. Америке, где энциклика папы Льва ХIII «Rerum novarum» (1891), положившая начало социальной доктрине католицизма, была разрешена к публикации. Отсюда она тайно распространялась по всем странам континента. Идея создания «нового католического социального порядка» зародилась как альтернатива рабочему и социалистическому движению. Появились руководимые клириками христ. движения и партии: Католическая ассоциация, Христианско-демократическая лига, Социальная лига, Дом женщин-тружениц. Позже (1931) в А. создается движение «Католическое действие», ориентированное на людей различных возрастов, пола, социального положения. В 1940 г. число его членов достигло 80 тыс. Под эгидой Церкви создавались частные учебные заведения, газеты, журналы.

При президенте Х. Д. Пероне (1946-1955) католич. Церковь подверглась тяжелым испытаниям. Поначалу епископы поддержали на выборах кандидатуру Перона, к-рый в свою очередь пообещал проводить политику в соответствии с социальной доктриной Церкви. В первые годы президентства он дал Церкви привилегии в области просвещения: вновь вводилось преподавание вероучения в начальных и средних учебных заведениях; учебники подбирались с одобрения церковных инстанций; католич. частные учебные заведения субсидировались гос-вом — Церковь получила возможность официально влиять на учебный процесс. В руководящие органы перонистской партии и в ее орг-ции были включены представители католич. духовенства в качестве «духовных ассистентов». Деятельность Перона получила одобрение Ватикана. Папа Пий XII в 1947 г. с похвалой отозвался о Пероне, к-рый, по его словам, положил «конец светской и атеистической эре в истории Аргентины, длившейся 60 лет, и спас страну от коммунизма». По принятой в 1949 г. перонистской конституции президентом и вице-президентом республики могли быть только католики, гос-ву вменялось в обязанность оказывать Церкви материальную поддержку.

Острый конфликт в отношениях Церкви и гос-ва в истории А. произошел в 1954 г. Действия Церкви по христианизации перонистских профсоюзов и формированию христ. демократической партии вызвали недовольство Перона, расценившего их как прямое вторжение в область политики и подрыв его власти. Последовала отмена всех привилегий в области образования, прекращалась выдача гос. субсидий, были изгнаны «духовные ассистенты»; разрешены разводы, запрет на к-рые строго блюла католич. Церковь. Через парламент был проведен закон об отделении Церкви от гос-ва. Протесты духовенства спровоцировали дальнейшие антицерковные акции: ссылки и заключения в тюрьмы священников, закрытие и распродажу имущества клерикальной газ. «Пуэбло», разгон «Католического действия», запрет на религ. процессии и религ. передачи по радио. Церковь до той поры оставалась почти единственным неподконтрольным ему институтом в стране — Перон рассчитывал ослабить ее и устранить из сферы политической жизни. Защищая свои права, Церковь активно включилась в оппозицию Перону. В 1955 г. военные и их союзники вынудили Перона уйти с поста президента. Новое правительство отменило введенные им антицерковные законы, в т. ч. закон об отделении Церкви от гос-ва и закон, разрешающий разводы. Был восстановлен существующий по сей день патронат. В 60-х гг. XX в. режим контроля гос-ва над Церковью был неск. смягчен. Признавалась «компетенция святого престола» при назначении епископов. Церковь приобрела право инициативы в церковных назначениях и в создании новых еп-ств. Гос-во брало на себя обязательство финансовой поддержки епископов, генеральных викариев и храмов. Отменялись всякие ограничения по созданию на территории А. религ. орденов и монашеских об-в, но сохранялся гос. адм. надзор над ними.

На деятельность католич. Церкви в последующие десятилетия XX в. наложили отпечаток как политические события в А., так и процессы, происходившие в Римско-католической Церкви, начало к-рым было положено Ватиканским II Cобором (1962-1965).

За период с 1955 по 1976 г. в А. сменилось 12 глав гос-ва (6 из них — с 1970 по 1976), нек-рые пребывали на высшем гос. посту лишь неск. месяцев, половина из них были армейскими генералами. Ответом на тяжелое экономическое положение в стране стали забастовки, в т. ч. общенациональные, число участников к-рых доходило до 5 млн. чел.

Ситуация в стране и новые либеральные тенденции во всемирном католицизме, а также радикальные решения Конференции латиноамер. епископов в 1968 г. способствовали распространению свободомыслия и возникновению левых политических взглядов в рядах духовенства. К кон. 60-х гг. относится появление «Движения священников в защиту Третьего мира». Его идеологи полагали буд. справедливое об-во социалистическим, но социализм в отличие от советской модели они представляли себе «национальным», «народным», «гуманистическим» и «критическим». Всемирную известность своими радикальными взглядами на историю Церкви и ее предназначение, а также участием в разработке «теологии освобождения» приобрел аргентинский философ и теолог Э. Дюссель.

В 70-х гг., после череды военных переворотов, А. превратилась в страну открытого террора. Десятки тысяч людей содержались под стражей, оказались в тюрьмах, концлагерях или бесследно исчезли. Репрессии были направлены и против священников и монахов, они сопровождались антиклерикальной пропагандой националистических изданий. В кон. 1977 г. были убиты епископ и 17 священников и монахов, 30 находились в тюрьмах. По инициативе представителей католич. духовенства совместно с деятелями протестант. церквей в 70-х гг. в А. функционировали такие христ. орг-ции, как «Экуменическое движение прав человека» и «Постоянная ассамблея прав человека». Офиц. католич. Церковь А. не оказала действенного противостояния диктатуре (в отличие от Церкви Чили, Бразилии, гос-в Центр. Америки). Епископы обвинялись в соучастии в репрессиях в тот период; в 2000 г. они принесли покаяние в этом.

В 1983 г. в результате всеобщих выборов к власти пришло гражданское правительство. В обмен на обещание не преследовать военных за совершенные ими преступления армия отказалась от вмешательства в политику. Механизмы правового демократического гос-ва в А. были восстановлены.

В 1987 г. состоялся визит в А. папы Римского Иоанна Павла II. Он посетил неск. городов и сельских р-нов. В своих многочисленных выступлениях касался вопросов гражданских прав, религ. практики и евангелизации, социальных проблем.

Религия в Аргентине — Religion in Argentina

Религия в Аргентине (2017)

Католицизм (66%) Евангелистская протестантизм (10%) Нет религии (21%) Иудаизм (1%) Ислам (1%) Другие (1%)Процессия Господа нашего и Девы Чуда в городе Сальта . Христианство является крупнейшей религией в Аргентине .

Аргентина , на протяжении большей части своей истории , и в том числе нынешнего дня, была подавляюще христианской страной. Самая большая христианская деноминация в стране католицизм . Исторический фон очень из — за испанское влияние привели через вновь завоеванных территории. Тем не менее, иммиграция в течение 20 — го века принесла другие католик и деноминацию из разных регионов Аргентины. В целом, исследование показало , что 2008 24% регулярно посещают религиозные службы, а 10,3% назвали себя атеистами, агностиками или не имеющие никакой религии. Только 35% аргентинцев считают религию очень важным в их жизни в соответствии с 2015 года научно — исследовательский центр Pew отчет. Аргентина также является домом для крупнейшей мусульманской общины в Латинской Америке, насчитывающее примерно в 400 000 человек , или 1% от общей численности населения.

Согласно последним Latinobarometro опроса, по состоянию на 2017 год, 76% населения Аргентины Кристиан, 66% принадлежат к римско — католической церкви , 10% является Евангелическая , 21% являются беспартийным и 3% принадлежат к другим религиям.

12. Свято-Троицкий собор в Буэнос-Айресе

10. СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗА ГРАНИЦЕЙ
См.начало: Буэнос-Айрес — «Париж Южной Америки. От автора» — http://www.proza.ru/2014/06/05/766
Внимание туристов, прежде всего из России, привлекает Собор Святой Троицы (Catedral Sant;sima Trinidad) — первый православный храм Южной Америки, и единственное сооружение подобного рода в Буэнос-Айресе.
Аргентина католическая страна и появление в Буэнос-Айресе православного храма было обусловлено возросшим ростом количества православных иммигрантов, прибывающих на жительство в страну.
Уже в конце XIX века в Аргентине существовала довольно обширная русская диаспора. Помимо русских, в стране проживало много православных граждан других национальностей: сирийцев и ливанцев, бежавших из Османской империи от притеснений мусульман, греков, далматинцев и сербов, вынужденных покинуть земли Австро-Венгрии из-за католического давления, а также румын, болгар и даже арабов.
Однако православных церквей в стране не было, что и побудило православных жителей Буэнос-Айреса обратиться к императору Александру III с просьбой об открытии православного прихода. Просьба, поддержанная обер-прокурором Священного Синода К. П. Победоносцевым, была удовлетворена. И в 1888 году в Аргентине была устроена первая православная церковь, причисленная к Русской Императорской миссии. Располагалась она в частном доме в двух комнатах.
Но русская диаспора продолжала расти, и возникла настоятельная необходимость в строительстве нового храма, который полностью удовлетворил бы потребности возросшего русского прихода. И храм был построен – это ныне существующий Свято-Троицкий собор (он же Посольская церковь).
Храм был заложен в 1898 году в присутствии дипломатического корпуса и представителя президента Аргентины. На его строительство русский император Николай II пожертвовал 5000 рублей, а позже подарил колокол, а его супруга Александра Фёдоровна на строительство собора организовала сбор средств. Среди других жертвователей были вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, и ряд других особ императорской фамилии. Среди жертвователей были, конечно, и аргентинские православные.
В 1901 г. Свято-Троицкий храм с престолами во имя Святого Николая Чудотворца и Марии Магдалины был торжественно освящен при большом стечении народа, в присутствии дипломатического корпуса, российского поверенного в делах, президента республики Хулио Роки, ряда министров и высшей администрации Буэнос-Айреса.
Появление русской церкви в Аргентине рассматривалось общественностью как укрепление русско-аргентинской дружбы.
В соборе нам удалось побывать только один раз — во время крещения внучки Ксении-Алексии. Расположен собор на красивом месте возле парка Лезама, в историческом центре города в районе Сан-Тельмо на авенида Бразилия. Район Сан-Тельмо известен, как один из старейших районов Буэнос-Айреса, лучше других сохранивший историческую застройку колониального периода. На улицах, мощённых брусчаткой, располагаются многочисленные кафе, танго-клубы и антикварные магазинчики, что делает этот район особенно привлекательным для туристов. В конце XIX века Сан-Тельмо облюбовали иммигранты, в том числе из России, что, по-видимому, и привело к постройке там православной церкви.
Внешний вид собора необычен и очень красив, своей архитектурой он выделяется на фоне типовых домов района и, несомненно, является его украшением. К сожалению, из-за построенных поблизости от собора высотных зданий, его красота несколько теряется.
Как я узнал позже, собор был построен аргентинским архитектором Алехандро Кристоферсоном по проекту действительного члена Императорской Академии художеств России М.Т.Преоброженского. Построен собор в стиле московских церквей XVII века в два этажа, на первом расположена церковно-приходская школа, а на втором этаже, собственно, сам храм, где и проходят богослужения
При входе в собор можно было увидеть две памятные доски:
первая, установленная в 1951 году в честь 50-летия освещения храма, с памятной надписью: «1901—1951 гг. От общин России, Сирии, Ливана, Югославии, Греции, Болгарии, Чехословакии и Румынии»;
вторая, установленная в 1967 году к 50-й годовщине октябрьского переворота, с надписью: «Светлой памяти императора Николая II Мученика, вождей и воинов добровольцев Белых Армий за честь Родины — за Россию Великую Единую неделимую, против большевистской власти меч поднявших. РОВС*, Буэнос-Айрес. 1967 г.»
Интерьер собора отличается великолепной архитектурой и редкостными отделкой, убранством и украшениями. Роспись купола, потолков, колонн, арок была произведена итальянским художником Маттео Казеллой. Картины-иконы на стенах храма расписывали русские художники, среди них Григорий Нестеров и Андрей Рябушкин. Миргородской художественно-промышленной школой им. Гоголя в Полтавской губернии для храма был изготовлен майоликовый уникальный иконостас, а Афонскими старцами была пожертвована храму «Самонаписавшаяся» икона Божией Матери с частицами мощей некоторых святых.
Первым настоятелем храма был протоиерей Константин Гаврилович Изразцов, приложивший много сил и старания для его строительства. Еще в 1897 году, будучи в России в отпуске, он призывал к общенародной благотворительности для построения храма в далекой Аргентине: распространял воззвания, произносил проповеди в различных городах, более всего в Москве, самолично собирал пожертвования.
Отец Константин умер в 1953 году и был похоронен в соборе. Его могила находится справа от лестницы, ведущей в верхний храм. У могильной плиты имеется надпись: «Сия гробница была сделана по особому разрешению президента республики Аргентины генерала Хуана Доминго Перона».
В 2000 году настоятелем собора был протоиерей Валентин Алексеевич Ивашевич, он и совершил обряд крещения моей внучки (рассказ об этом будет опубликован позже).
Должен отметить, что приход Троицкого собора, будучи настроен непримиримо по отношению к Русской православной церкви, отрицательно относился к идее сближения с ней и ведущимся переговорам с представителями Русской православной церкви.
*РОВС — Русский Обще-Воинский союз создан в 1924 году в Белой эмиграции Главнокомандующим Русской Армии генерал-лейтенантом бароном Петром Врангелем. Первоначально союз объединял военные организации и союзы Белой эмиграции во всех странах, в настоящее время объединяет потомков участников Белого движения и их единомышленников.
См.приложение 12.1. «Майоликовый иконостас» — http://www.proza.ru/2015/03/15/1008
См.продолжение 13. «Крещение Ксении-Алексии» — http://proza.ru/2015/03/16/1619

Православие в Аргентине

Аргентина Местоположение: юг Южной Америки, граничит на западе с Чили, на севере – с Боливией и Парагваем, на востоке – с Бразилией и Уругваем.

Площадь: 2 766 890 км2.
Численность населения: 39 921 833 человека (по состоянию на июль 2006 г.).
Официальный язык: испанский.

Краткая история страны. В начале XVI в. на территории современной Аргентины высадились испанцы, которые назвали ее Ла-Плата (исп. la Plata – серебро, то же значение имеет лат. argentum), поскольку они считали, что здесь богатые запасы серебра. Большинство индейцев были порабощены, непокоренные племена оттеснены в южные холодные районы. В 1776 г. было образовано отдельное вице-королевство Рио-де-ла-Плата, включившее также территории образовавшихся позднее Боливии, Парагвая и Уругвая.

В 1806–1807 гг. Великобритания безуспешно предпринимала военные нападения с целью захвата Ла-Платы и превращения ее в свою колонию. 25 мая 1810 г. в Буэнос-Айресе началось антииспанское освободительное восстание, названное Майской революцией. В стране было создано временное правительство, а 9 июля 1816 г. провозглашена независимость Объединенных провинций Ла-Платы, преобразованных в 1826 г. в Федеративную Республику Аргентину.

В ХХ в. в обеих мировых войнах Аргентина соблюдала нейтралитет (за исключением марта-мая 1945 г., когда она объявила войну Германии и Японии).

В начале 1982 г. между Аргентиной и Великобританией произошла Фолклендская война из-за спорных островов, которые оба государства считали своими. В этом коротком конфликте Аргентина потерпела поражение. До настоящего времени страна пребывает в экономическом кризисе, усиленном дефолтом 2002 г.

Аргентина – самая «белая» страна на южноамериканского континента, 97% ее жителей составляют потомки европейских эмигрантов, прежде всего – испанцев, итальянцев, немцев и др. Лишь около 3% остается на долю коренного населения – индейцев.

Религия: католики – 92% (номинально; практикующих менее 20%); протестанты – 2%; иудеи – 2%, монофизиты – 1%, другие – 3%.

Православие. Если первая католическая месса была отслужена здесь в 1519 г., то первые православные христиане в Аргентине появились намного позже – в 1860-х гг. Это были сирийцы и ливанцы, бежавшие из Османской империи от притеснений со стороны мусульман. К началу 1880-х гг. сюда переселилось также довольно много греков и славян, преимущественно далматинцев и сербов, вынужденных покинуть земли Австро-Венгрии из-за католического давления, чуть позже начали прибывать румыны и болгары. Отсутствие православных храмов ущемляло их интересы в стране, где господствовало католичество.

1 октября 1887 г. местные православные, среди которых оказалось и несколько русских, обратились к императору Александру III с ходатайством об открытии православной церкви в Буэнос-Айресе. При участии русского посла в Аргентине А.С. Ионина и обер-прокурора Священного Синода К.П. Победоносцева первая православная церковь в Южной Америке была открыта в частном доме в Буэнос-Айресе 14 июня 1888 г. с причислением ее к Императорской миссии. И 1 января 1889 г., в ней была совершена первая православная литургия на этом континенте. Сразу же было совершено несколько крещений, а затем и бракосочетаний. Общая вера преодолевала культурные и национальные барьеры, и православные всех национальностей молились здесь вместе.

Протопресвитер Константин Изразцов В 1891 г. настоятелем храма в Буэнос-Айресе был назначен священник Константин Изразцов (1865–1953). Среди первых дел он озаботился возведением полноценного здания храма, а также открытием церковно-приходской школы. Император Николай II дал аудиенцию отцу Константину и пожертвовал на создание храма в Аргентине из своих средств 5000 рублей. Также на церковь пожертвовали и вдовствующая императрица Мария Федоровна, среди крупных жертвователей были праведный Иоанн Кронштадтский, П.П. Боткин, Д.Ф. Самарин. На эти средства, а также на пожертвования аргентинских православных, 6 декабря 1898 г. началось строительство, которое закончилось через три года, и 23 сентября 1901 г. Свято-Троицкий храм с престолами во имя святого Николая Чудотворца и святой Марии Магдалины был торжественно освящен. Церковь была построена на красивом месте в историческом центре города. Афонские монахи пожертвовали для нее святые мощи. Во время торжественного освящения присутствовал тогдашний президент Аргентины Хулио Рока.

При церкви действовала школа, где дети обучались закону Божьему и молитвам, причем, каждый на своем языке: греки – на греческом, сирийцы – на арабском, славяне – на славянском.

В начале ХХ ве. русская эмиграция в эту страну существенно возросла, и отец Константин много трудился, поддерживая тех соотечественников, кому не удалось найти здесь достойного места, открыл для них приют, кормил, помогал вернуться на родину.

В то же время росла и община арабоязычных православных. В 1914 г. они открыли православную церковь в г. Сант-Яго дель Эстеро, куда по благословению Антиохийского патриарха Григория IV (1906–1928) прибыл священник Авраам Иса. В 1917 г. арабами был построен отдельный храм и при нем открыта школа. Прибывший в 1914 г. в Аргентину священник Симон Хури служил на новообразованном приходе в г. Тукумане. В мае 1918 г. был основан православный приход в г. Кордобе. Первый антиохийский храм в Буэнос-Айресе открылся в 1923 г.

К 1905 г. и греческая община стала настолько значительной, что Константинопольский патриарх прислал для нее священника, образовался домовый приход, а в 1928 греки построили в Буэнос-Айресе собор Успения Богородицы.

Свято-Троицкий собор в г. Буэнос-Айресе Тогда же, в 1920-е гг., после гражданской войны из России в Аргентину хлынул поток белых эмигрантов. В 1926 г. Троицкий приход Буэнос-Айреса перешел в юрисдикцию РПЦЗ, а те русские, которые были с этим не согласны, стали посещать храмы Константинопольского и Антиохийского патриархатов.

Между первой и второй мировыми войнами строилось много новых русских храмов, на приходах создавались школы, библиотеки, издательства, дома для престарелых. Подобные труды в то же время предпринимали и арабоязычные православные, а кроме того они занялись и переводами. Так в 1934 г. архимандрит Мигель Халуф, благочинный южноамериканских приходов Антиохийского патриархата, издал книгу «Духовное утешение», где православные молитвы и последование литургии были переведены на испанский язык, поскольку большинство детей первых переселенцев уже не понимали арабского.

События второй мировой войны стали переломными в жизни русской православной общины Аргентины. После нападения Гитлера на СССР протоиерей Константин Изразцов высказал с амвона одобрение этой агрессии, полагая ее началом «освобождения России от большевизма». Из-за этого многие верующие покинули его общину и обратились к митрополиту Алеутскому и Североамериканскому Вениамину (Федченкову) с просьбой об организации в Аргентине приходов Московского Патриархата.

В ответ на это прошение в 1943 г. было учреждено Аргентинское викариатство, но еще четыре года, до прибытия архиерея, община молилась в храме великомученика Георгия Победоносца в Буэнос-Айресе (Антиохийская Православная Церковь), где архимандрит Игнатий (Абуррус) с любовью принял русских прихожан и совершал для них богослужения на церковно-славянском языке.

После второй мировой войны отец Константин Изразцов организовывал выезд в Южную Америку перемещенных русских лиц по линии американского Красного Креста. В 1948 г. по просьбе отца Константина президент Аргентины Хуан Доминго Перон издал указ о приеме в страну 10 000 бывших советских граждан.

В 1947 г. в Аргентине появилась первая православная архиерейская кафедра, которую занял епископ Московского патриархата Феодор (Текучев), возглавив новосозданную Аргентинскую епархию. Двумя годами позже в Аргентине появился епископ Константинопольского патриархата, а в 1956 г. в Буэнос-Айресе разместились епископ Антиохийского патриархата, а также первый правящий архиерей Русской Православной Церкви за границей.

По прибытии владыки Феодора в 1947 г. был учрежден Благовещенский приход и построен небольшой храм Благовещения Пресвятой Богородицы, ныне кафедральный храм Аргентинской епархии Русской Православной Церкви. В 1952 г. из-за враждебных действий общины отца Константина Изразцова аргентинское правительство выслало из страны владыку Феодора, закрыло Благовещенский храм и даже издало декрет о запрете Русской Православной Церкви Московского патриархата. Несколько месяцев спустя верующим удалось добиться отмены этих запретов, храм был снова открыт и зарегистрирован.

В Аргентине находилась самая многочисленная на южноамериканском континенте русская колония, и нельзя сказать, что церковная жизнь ее была безупречной. Помимо разделения на две юрисдикции, существовали русские приходы, не подчинявшиеся никакой юрисдикции, а также, пользуясь нехваткой священников (на некоторых приходах по многу лет не совершалось богослужение), католики-униаты устроили свою прозелитическую миссию среди русских (впрочем, нельзя сказать, чтобы они в этом очень преуспели).

На протяжении полувека Аргентинская и Южноамериканская епархия Московского патриархата неуклонно росла как за счет общин, возвращавшихся из расколов, так и за счет строительства новых храмов. В 1972 г. для окормления умножающихся общин был рукоположен первый аргентинец – диакон Георгий Санчес. В 1988 г., в юбилейный год 1000-летия Крещения Руси, одна из площадей Буэнос-Айреса была переименована в честь равноапостольного князя Владимира, и на ней был установлен бронзовый памятник святому.

***

К настоящему времени в Аргентине действует несколько православных епархий и юрисдикций.

Буэнос-Айресская и Южноамериканская митрополия Константинопольского патриархата (http://www.i-tur.com.ar/; e-mail: buenosaires@ortodoxia.org), возглавляемая митрополитом Тарасием. На территории Аргентины в нее входит 9 приходов.

Аргентинская и Южноамериканская епархия Московского патриархата (e-mail: aplaton@movi.com.ar), возглавляемая митрополитом Платоном (Удовенко). Она насчитывает 9 приходов.

Южноамериканская епархия Русской Православной Церкви за границей. После кончины правящего архиерея епископа Александра (Милеанта; † 2004) кафедра вдовствует. Она включает 12 приходов. Их окормляют 5 священников, которым приходится часто разъезжать по стране.

Кроме того, в стране действует 4 прихода Сербской Православной Церкви, 1 приход Румынской Православной Церкви, было также 2 храма Православной Церкви в Америке, но их вынуждены были закрыть из-за недостатка священников.

Положение Православия в Аргентине сейчас не самое простое. Общая проблема для многих юрисдикций – острая нехватка духовенства. Примерно в трети греческих храмов и более чем в половине храмов РПЦЗ нет возможности совершать регулярные богослужения. Из-за общей нищеты, которая еще более усугубилась после дефолта 2002 г., мало какие приходы могут позволить себе содержать священника. Поэтому немногим служащим отцам приходится постоянно разъезжать на дальние расстояния по приходам, а кроме того, работать на какой-либо светской работе для обеспечения своих семей. Из-за недостатка преподавателей греческая митрополия до сих пор не может открыть в стране семинарию, хотя средства для нее уже собраны. В воскресных школах не хватает учителей. Многие православные лишь раз в год получают возможность исповедоваться и причаститься.

Но при этом есть и положительные моменты. Так, в 1990-х годах благоустроилась жизнь сербской общины, у них был построен и освящен храм, открыты новые приходы. Также и в Южноамериканской епархии Московского патриархата в настоящее время строится два новых храма – церковь в честь царственных страстотерпцев в городе Мар-дель-Плата и церковь во имя святителя Тихона, патриарха Московского, в г. Обере.

***

В заключение укажем адреса некоторых аргентинских храмов, где богослужение проходит на церковнославянском языке

г. Буэнос-Айрес (Buenos Aires)

Благовещенский кафедральный собор (РПЦ)
Адрес: Bulnes 1745, Buenos Aires, Argentina.
Настоятель: митрополит Аргентинский и Южноамериканский Платон.
Телефон: 48-23-6534.

Храм Всех святых в земле Российской просиявших (РПЦ)
Адрес: Estados Unidos 3686, 1824 Lanus Oeste, Buenos Aires, Argentina.
Телефон: 4262-9960.

Свято-Троицкий собор (не является РПЦЗ, священство пребывает в расколе под началом митрополита Агафангела, не принявшего акт о каноническом общении РПЦ и РПЦЗ.)
Адрес: Calle Brasil 315, Buenos Aires 1154, Argentina.
Настоятель: священник Валентин Ивашевич.
Телефон: (5411) 43-61-4274.

г. Обера (Obera)

Храм Святой Троицы (РПЦ)
Адрес: Taruma 43, Obera, prov. Misiones, Argentina.