Серафим саровский в контакте

Преподобный Отче Серафиме, моли Бога о нас!

Преподобный Отче Серафиме,дорогой батюшка,моли Бога о нас!
Во все века и времена мысли и чувства человека устремлялись к одному: душе. Именно там живёт наша любовь и радость, боль или печаль вне зависимости от того, к кому себя причисляем: атеистам или верующим в Единого Творца.
Вероятно, душа – есть некий вид энергии, ещё не познанный людьми науки, ум, зрящий Бога. Изучением её свойств мудрецы занимались с древнейших времён: Сократ и Платон, Блаженный Августин или Пр. Иоанн Домаскин… В сокровищнице земли русской есть особые жемчужины, достигавшие в этом познании неимоверных высот: люди, чья жизнь была целиком посвящена духовному служению и исследованию божественного естества (души) путём самоуглубленности, восстановления в себе первозданного образа человека, испорченного впоследствии грехом.
Один из них — пожалуй, самый почитаемый на Руси святой наравне с древнепрославленными: Преподобный Отче Серафим Саровский Чудотворец.
Родился он в Курске с 19 на 20 июля в 1759 году (по другим данным в 1754 г.) в зажиточной купеческой семье Исидора и Агафьи Мошниных. При крещении младенца назвали Прохором. Родителей в городе любили и уважали за особенное благочестие. Торговые дела у Исидора шли настолько успешно, что благословясь, он начал строительство новой церкви во имя святого Пр. Сергия Радонежского. Неожиданно купец умер, оставив вдову с детьми в неутешном горе. Младшему, Прохору, в то время едва исполнилось три года.
Однако Агафья по любви к мужу и ревности ко спасению души решила исполнить его заветное желание и достроить храм сама. Семилетний Прохор, как-то раз осматривая вместе с матерью постройку, забрался на недоконченную колокольню и неожиданно упал с самого верха на землю. Мать в ужасе сбежала вниз, думая найти разбитым о камни маленькое тельце. Но каково же было удивление и радость, когда сын вышел навстречу целый и невредимый! Мальчик рассказал, что чьи-то невидимые руки подхватили его и тихо опустили на обломки. Агафья усмотрела в этом знак особенного попеченья Божия о её ребёнке.
Через три года случилось ещё одно предзнаменование будущей духовной стези Прохора Мошнина. В десять лет он сильно заболел и лежал в горячем поту уже при смерти. Вдруг мальчику в сонном видении явилась сама Пресвятая Богородица и сказала, что скоро тот поправится.
Действительно, через небольшое время проходил крестный ход с Коренной иконой Пресвятой Богородицы по той самой улице, где жил Прохор. Как только дошли до дома Мошниных, полил такой сильный дождь, что пришлось сократить путь через их двор. Агафья, радуясь возможности приложить больного сына к чудотворной иконе, поспешила вынести его на улицу. Икону пронесли над умирающим ребёнком, и с этих пор он стал быстро поправляться.
Учился Прохор хорошо. Светлая голова и прекрасная память помогали мальчику без труда осваивать книжные премудрости. Особенно любил он чтение священных книг.
В праздничные дни, уже будучи юношей, отрок собирал вокруг себя сверстников и с удовольствием читал вслух духовно-назидательную литературу. Бывало, что ровесники разбегались, и Прохор сосредоточенно предавался размышлениям в уединении. В будни он с утра до вечера помогал старшему брату, занимавшемуся после смерти отца всем торговым оборотом. Поэтому, чтобы успевать на раннюю службу в храм, Прохор не ленился вставать задолго до рассвета. Бывать у обедни и вечерни он мог только по воскресеньям и старался никогда не пропускать богослужение.
В это время в Курске жил один чтимый горожанами юродивый. Прохор сблизился с ним, просил направлять ход его мыслей в нужное русло. Агафья Мошнина, мать Прохора, наблюдая за сыном, всё больше убеждалась в том, какой именно образ жизни тот изберёт. Наконец, Прохор заговорил о монастыре. Агафья была не только готова к разговору. Удивительно прозорливая мать собрала и уговорила нескольких курских жителей, согласившихся составить компанию её сыну удалиться вместе от мира. Обрадованный юноша решил прежде сходить помолиться в Киев у преподобных Антония и Феодосия Киево-Печорских и взять благословение у старца Досифея, затворника Китаевской пустыни на поступление в обитель. О.Досифей, чьи духовные очи видели далеко вперёд, предрёк Прохору:
— Гряди, чадо Божие, и пребуди в Саровской обители. Место сие будет тебе во спасение. С помощью Божьей там окончишь ты своё земное странствование. В Сарове Святой Дух, сокровище всех благих, управит дух твой во святыне.
Вернувшись из лавры, Прохор ещё некоторое время пожил у матери, попрощался с родными и близкими.
20 ноября, 1778 года, девятнадцати лет отроду, Прохор Мошнин пришёл в Саров. Уже зажигались первые звёзды на небесах, и все готовились служить праздничную вечерню: был канун Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Это было так волнующе и прекрасно, что запомнилось блаженному навсегда.
С самой первой минуты Прохор привязался к Сарову всем сердцем, нашёл тут то, что так жаждала душа его – стройную монашескую обитель. Когда он стоял за всенощной, наслаждаясь особым чином Саровского богослужения, ему казалось, что находится посреди земных ангелов. Настоятель пустыни, старец Пахомий, определил Прохора в число послушников и отдал в «научение» казначею – старцу, иеромонаху Иосифу.
Со всем жаром юной души Прохор ринулся в иноческие подвиги. Вставал раньше всех, на службу приходил первый и не покидал церковь до окончания богослужения. Много читал и изучал духовые книги: особенно Евангелие, послания Апостолов, Псалтырь, творения святых отцов. Спал очень мало и держал строгий пост, а по средам и пятницам и вовсе ничего не ел. Никто не видел его праздным, Прохор всегда был занят делом, исполнял все братские послушания: в просфорне, в столярне, в хлебнее. На службе он выполнял обязанности пономаря . Иноки, наблюдая усердие и честность послушника, выказывали уважение такому радению и любили его за доброе сердце и тихий, но твёрдый нрав.
Обитель была небольшой, но Прохору хотелось полной тишины и уединения. Творя беспрестанно Иисусову молитву , пробираясь в самую чащу монастырского леса, он искал место, где мог бы целиком предаваться самоуглублению, Богосозерцанию.
В 1780 году Прохор сильно заболел. Всё тело его распухло, болело так, что он только мог лежать. Три долгих года болезнь не отступала. Старец Иосиф и братия ухаживали, как могли. Когда стало совсем худо, отслужили о здравии Прохора всенощное бдение и литургию. Больного исповедали, причастили, готовясь к худшему. И вот, опять явилась в сиянии Пресвятая Богородица, сопровождаемая апостолами Иоанном Богословом и Петром и указав на Прохора, сказала:
— Сей – нашего рода!
С этим словами Пресвятая Дева Мария положила руку на голову Прохора. Внезапно в боку его появилась отверстие, через которое из больного тела вытекла вся жидкость. Вероятно, это была водянка. Вскоре Прохор стал совершенно здоров, и только затянувшаяся рана напоминала ему о произошедшем. Снесли и саму келью, а на том месте решили построить больничный корпус с Храмом. Именно Прохора благословили собирать на это средства по близлежащим городам. Мать его, Агафья Мошнина, как оказалось, к тому времени уже умерла, и в Курске Прохора встретил только брат. Торговые дела у того шли хорошо, и он с радостью отдал часть доходов на постройку.
13(18) августа 1786 года Прохора постригли в иноческий образ с именем Серафим, что значит «пламенный». Это имя как нельзя более соответствовало его душевному огню Веры. Уже на следующий год он был посвящён в иеродьяконы и шесть лет усердно служил, часто не вспоминая о пище и отдыхе по нескольку дней, на удивление братии.
Однажды, в Великий четверг, о.Серафим сподобился видения Господа Бога нашего Иисуса Христа. Во всей славе, сияющий, светлее солнца, окружённый ангелами, архангелами, херувимами и серафимами, Господь от царских врат прошёл по воздуху, остановился против амвона, благословил служащих и молящихся, и вступил в местный образ.
Часто о.Серафим уходил из обители в пустыню и там проводил ночь в молитве, а к утру возвращался обратно. Бывало, оставался в Храме, стоя всю ночь на молитвенном правиле , а днём бывал весел и бодр, как бы не нуждаясь в телесном отдыхе. Для духовных занятий ему требовалась тишина и уединение. Отец Серафим мечтал жить один, сосредоточившись на внутреннем Богомысленном созерцании.
Иногда во время богослужений он видел Ангелов, служащих и воспевающих вместе с братией. Рассказывая о видениях, о. Серафим повторял слова Давида : «И бысть сердце мое яко воск таяй!» И от радости, бывало, ничего, кроме видений, не мог из службы вспомнить.
В 1783 году о.Серафим стал иеромонахом и начал ежедневно причащаться св.Таин.
Но вот настоятель обители, любимый наставник, старец Пр.Пахомий умер, и о.Серафим, оплакав его, на 35-ом году жизни ушёл из монастыря и поселился на берегу речки Саровки. Маленькой скромный деревянный сруб с печкой, поставленный среди густого леса примерно в пяти с половиной километрах от обители, стал его домом. О. Серафим завёл здесь огород и пасеку, всё делал своими руками, физический труд с непрестанной молитвой приводили его в состояния радостного благодушия.
На белом простом балахоне его всегда висел медный крест – благословение матери. Многие иноки приходили сюда за советами и наставлениями. По воскресеньям он бывал на службе в монастыре, там же брал хлеба себе на всю неделю. Делился едой с птицами и зверями, которые во множестве приходили к преподобному. Огромный медведь кормился у него с ладони, доставляя батюшке детскую радость. Как то целых два года о.Серафим пил только чай из травы «снить», не питаясь больше ничем. В срубленной келии у себя он поставил камень и на коленях молился днём весь день, подражая св. Семеону Столпнику. По ночам преподобный переходил в лесную чащу и во мраке, под вой зверей молился, стоя на коленях на больщом гранитном валуне. Тысяча дней и ночей прошло в этом подвиге.
Однажды в лесу на преподобного напали злые люди. Грабители решили отобрать у о.Серафима ценности, которые, по их понятиям, должны были скопиться у того в великом количестве. «Я ни от кого ничего не беру,» — возразил отче. Но бандиты не поверили. Хотел было преподобный пустить в ход свой большой топор, поскольку физически был довольно силён, но вовремя вспомнил слова Спасителя: «Вси приемшии нож, ножем погибнут».
— Делайте, что вам надобно, — о.Серафим бросил топор и сложил крестообразно руки на груди.
Они ударили обухом по голове так, что у преподобного хлынула кровь изо рта и ушей. Думая, что тот умер, грабители ворвались в келью, перевернули всё вверх дном, ничего не нашли, и испугавшись содеянного, убежали прочь. К утру о.Серафим, истерзанный и совершенно избитый, приплёлся в обитель, истекая кровью. Опять, в который раз, он сподобился видения Пресвятой Девы Марии. » Что вы трудитесь?» – сказала она врачам и повторила уже ранее сказанное: «Сей – от рода Моего». О.Серафим быстро поправился. Грабителей же попросил не наказывать, в противном случае угрожая уйти из Сарова вовсе. Вскоре внезапный пожар сжёг дома обидчиков, и они приходили к Преподобному, слёзно моля о прощении.
После этого избиения спина о.Серафима навсегда осталась согнутой пополам. Через пять месяцев, подлечившись, Преподобный вернулся в свою пустынную келью. Братия обители мечтали видеть его новым настоятелем, но батюшка наотрез отказался. Смерть настоятеля старца Исаии, друга юности, поразила о.Серафима глубокой скорбью. Преподобный прибавил себе тяжкий подвиг молчальничества. За три года он не вымолвил ни слова, несмотря на просьбы посетителей или случайные встречи в лесу, возле пустыни. Тело преподобного, особенно ноги, пришло в состояние полного изнеможения. Братия обители, посовещавшись, решительно настояли на возвращение в монастырь, чтобы иметь возможность причащать его Св.Таин. О. Серафим молча согласился, 8 мая 1810 года сам пришёл в обитель и, поселившись в своей старой келье, затворился на 17 лет.
Своими подвигами он стяжал себе великую чистоту душевную и сподобился от Бога высших благодатных дарований духовных. Царица Небесная в сопровождении Пр.Онуфрия и Петра Афонского явилась о.Серафиму и повелела принимать посетителей и давать им назидательные советы. Всех же посещений Пресвятой Богородицей преподобного было двенадцать.
Желание услышать слово напутствия из уст преподобного собирало до пяти тысяч человек в день. Несмотря не это, о.Серафим принимал всех.
Последние годы преподобный о.Серафим много заботился об основанном им женском монастыре. Получаемые от боголюбивых посетителей деньги он отдавал Дивеевским сёстрам на устройство обители, как ранее посылал им овощи со своего огорода. В общину поступали девушки, желающие посвятить себя непорочной жизни, просто беспризорные сиротки. Сама Пресвятая Богородица , явившись с двенадцатью апостолами преподобному ещё во время его пустыннической жизни, поручила тому для устроения и руководства три обители: Дивеевскую, Ардатовскую и Зеленгорскую. Пресвятая Дева Мария дала ему много приказаний о житии сестёр и о правилах молитвы для них.
За год и десять месяцев до кончины преподобного, в праздник Благовещенья, в последний раз посетила Пресвятая Богородица в сопровождении свиты из 12-ти дев: святых мучениц и преподобных, св.Иоанна Предтечи и св.Иоанна Богослова. Предшествовали Ей два ангела с ветками только что распустившихся цветов. Царица Небесная долго беседовала с ним, просила не оставлять дев Дивеевских : » Любимиче мой, Я тебе во всём помогу…Кто обидит их, тот поражён будет от меня, кто послужит им ради Господа, тот помилован будет от Него…Скоро, любимиче Мой, будешь с нами.»
1 января 1833 года о.Серафим пришел в больничную церковь к литургии и причастился Святых Тайн, благословил братию и простился: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся». Около шести часов утра на следующий день о.Серафима нашли стоящим на коленях перед иконой Божией Матери, но уже бездыханного. Во время молитвы его чистая душа предстала перед Господом, чтобы стать ходатаицею для всей Земли Русской.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — http://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Святой преподобный Серафим Саровский был рожден в Курске обыкновенной семье купца под именем Прохор. Будучи ребенком, его родители занимались строительством городского храма и как раз в этот период с ним и случилось первое чудо, мальчик свалился с колокольни и при этом не получил ни одной царапины и с тех пор Прохора начало интересовать Святое чтение, а будучи 17-летним подростком он принял решение служить Господу.

А после родители определили своего сына в Киево-Печерскую Лавру, после которой он оказался в Саратовской пустыне, где впоследствии и получил свое имя. В этой статье Вы сможете узнать, в чем помогает Серафим Саровский, какое имеет значение образ, где находятся святыни и многое другое.

В чем помогает икона Серафима Саровского и ее значение

Следует отметить, что икона Умиление Серафима Саровского почитается не только у православных людей, но и также у католиков, ведь весь жизненный путь преподобного является действительно образцом стремления верующего к обретению духовного совершенства. Святой каждый день преодолевал различные трудности, лишения и соблазны закаляя дух свой с каждым разом все больше и больше.

Все существующие ныне списки Прохора действительно уникальны, так как это тот самый редкий случай в иконописной истории, когда чудотворный лик является идентичным его еще прижизненному обличию, от чего изображение приобретает существенную выразительность.

Эта твердость веры во Всевышнего, безграничная доброта полностью открывается верующему через написанный образ преподобного. Чтоб преклониться перед мощами и святыней православные люди приезжают со всей России и даже из-за зарубежья.

А накануне праздника в честь Святого в Старый Новый год, некоторые из паломников специально приезжают в собор чтобы вместе с жителями монастыря по канавке Богородицы пройти этой ночью крестным ходом с чтением богородичного правила, где свыше ста раз повторяется молебень «Богородице Дево, радуйся!».

Сами паломники убеждены в том, что такого рода служение осененное присутствием Святого придает необычайное чувство праздника.

О чем просят Серафима Саровского:

  • Молят о прекращении душевных страданий и об обретении умиротворенности;
  • Также в молебне к образу взывают для восстановления гармонии между внешним и внутренним мирами, таким образом, находя в себе душевную устойчивость.
  • Святой проповедник поможет направить верующего на путь истинный, если тот заблудился и пошел неверной дорогой;
  • Православные люди также обращаются к лику
  • Молитвенное прошение может помочь справиться с отчаянием и гордыней;
  • Просят у чудотворного изображения и излечение от тяжелых недугов. Есть свидетельство того что Святой еще при жизни мог исцелять даже от смертельных болезней, а использовал для этого молитву и воду набранную из источника. Если взывать в молебне к преподобному Прохору, то в особенности он поможет при заболеваниях ног, внутренних органов и некоторых других проблемах. Само излечение совершается не только в физическом плане, но также и духовном;
  • Молодые девушки, которые искренне читают молитву, образ поможет создать прочные отношения, выйти замуж, изменить свою личную жизнь к лучшему, а тем, кто уже связан семейными узами поможет укреплению любви и отношений;
  • Помимо всего вышеперечисленного божественное изображение также способствует и продвижения в торговле и бизнесе, однако, только в тех случаях, когда заработанные средства, будут тратиться не только на себя любимого, но и выделяться на благотворительность и для поддержки близкого человека.

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше …ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью …ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и …Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как…ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех.Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала …ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте http://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Когда проводится день памяти Святого

Празднование совершается несколько раз в год:

  • 15 января (2 января по старому стилю) – в честь дня преставления преподобного Прохора в 1833 г;
  • 1 августа (19 июля по старому стилю) – обретение нетленных мощей Серафима в день его рождения. Причем сами мощи были обретены несколько раз, в 1991 г. был второй раз, в СССР и также в день рождения Святого.

В каких храмах есть Чудотворные иконы Серафима Саровского

  • Нетленные мощи старца можно увидеть в монастыре Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском;
  • В Москве:
  • В Патриаршем монастыре Девеевского подворья также хранится часть мощей преподобного;
  • Мощи Святого Прохора можно увидеть в Новоспасском, Сретенском, Донском и во многих других монастырях;
  • А вот в Даниловом монастыре на хранении находятся не только часть мощей, но также и два списка с божественным ликом;
  • Чудотворное изображение вместе с частицами камня, на котором в своем тысячедневном стоянии молился Святой, а также частица одежд хранятся в центральном Елоховском Богоявленском кафедральном соборе;
  • В Кунцеве можно воззвать в молебне к образу в соборе, названном в честь Святого;
  • Святыня также есть еще в церкви в честь образа Богоматери «Всех Скорбящих».
  • В Санкт-Петербурге:
  • На Серафимовском кладбище в Старом Петергофе расположен собор Преподобного Серафима;
  • В Эстонии:
  • Преклониться перед божественным изображением можно и в Нарве в храме Воскресения Христова

Чудеса Серафима Саровского

Сын Людмилы вернулся из армии, но работу хорошую все никак не мог найти. Сам парень сильный и здоровый, а брали его только разве что продавцом или курьером, что для молодого человека никакой перспективы не сулило, да и стыдно как-то. У сына Людмила образования не было, но его всегда можно получить и заочно, главное что «руки золотые».

Женщина стала взывать в молитве к Святому, так как она всегда обращалась к этому образу при разных жизненных невзгодах, он то, как раз таки в свое время и помог Людмиле, когда она не могла долгое время забеременеть, он вымолил Ванечку. В этот раз мать решила тоже обратиться к лику попросить за сына, чтобы помог найти ему нормальную роботу. Спустя где-то неделю позвонил крестный Вани и сказал, что для него есть место на СТО;

У Виктории родилась доченька Даша, но, к сожалению не совсем здоровенькая, врачи поставили диагноз – врожденный порок сердца. Сами доктора говорили, что если до шестилетнего возраста у ребенка все не израстется, то нужно будет проводить сложную операцию. Вся семья ежедневно проводила в молитвах перед чудотворным изображением.

Мать Виктории специально съездила в Дивеево и привезла внучке священные на мощах сухарики и целебную воду из истока. В скором времени работа сердца девочки выровнялось и стало хорошо работать. Сейчас дочери Виктории уже 15 лет, она полностью излечилась, и ее сняли с учета, благодаря помощи чудотворного пророка.

Молитвы обращенные к Святому

Молитва на торговлю

«Уповаю на тебя, Саровский Серафим, и молю об успешной торговле. Пусть дело спорится, а торговля лепится. Аминь».

Креститесь и покидаете Храм, купив дополнительно еще 3 свечи и икону Серафима Саровского. Придя домой, зажигаете свечи, рядом ставите икону и с мольбой обращаетесь к святому Серафиму:

«Помоги мне, Саровский Серафим, наладить удачную торговлю. Не за ради наживы обращаюсь к тебе, а по причине скудных продаж. Ниспошли мне покупателя щедрого, сговорчивого и не вредного. Защити меня от разорения и от тщетного рвения. Да будет воля твоя. Аминь».

Существует еще одна молитва, также обращенная к святому. Только она помогает в том случае, если на Ваше дело навели злобную мысль:

«Обращаюсь к тебе, святой Серафим, и прошу отвести злую скверну. Как удача в торговле не клеится, так разорение скудное сеется. Не откажи мне в благодатной помощи и очисти меня от зависти подобных. Не наказывай их за порченное дело, но ниспошли мне удачу в торговых делах. Да будет воля твоя. Аминь».

Молитва об исцелении

«О, великий угодниче Божий, преподобне и Богоносне отче наш Серафиме! Призри от горения славы на нас смиренных и немощных, обремененных грехами многими, твоея помощи и утещения просящих. Проникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохраняти, веру православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойны быти твоего о нас молитвеннаго к Богу предстательства. Ей, святче Божий, услыши нас молящихся тебе с верою и любовию и не презри нас требующих твоего заступления: ныне и в час кончины нашея помози нам и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладает нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райския. На тебя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердный: буди нам воистину ко спасению путевождь и приведи нас к невечернему свету жизни вечныя Богоприятным предстательством твоим у престола Пресвятыя Троицы, да славим и поем со всеми святыми достопоклоняемое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь».

Молитва о замужестве

«О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отъиде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя проста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу Сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь».

Храни Вас Господь!

Серафим Саровский

В Википедии есть статьи о других людях с именем Серафим.

Серафим Саровский


Икона

Имя в миру

Прохор Исидорович Мошнин (Машнин)

Родился

19 (30) июля 1754
Курск, Белгородская губерния, Российская империя

Умер

2 (14) января 1833 (78 лет)
Саровский монастырь, Тамбовская губерния, Российская империя

Монашеское имя

Серафим

Почитается

в Православии

Канонизирован

в 1903 году, Святейшим синодом РПЦ по инициативе Николая II

В лике

преподобных

Главная святыня

мощи в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре, Дивеевский источник

День памяти

2 (15) января и 19 июля (1 августа)

Подвижничество

строгий аскетизм, столпничество

Медиафайлы на Викискладе

Серафи́м Саро́вский (в миру Про́хор Иси́дорович Мошни́н, в некоторых источниках — Машнин; 19 (30) июля 1754 (или 1759), Курск — 2 (14) января 1833, Саровский монастырь) — иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе императора Николая II. Великий подвижник Русской Церкви и один из наиболее почитаемых монахов в её истории.

Биография

Серафим кормит медведя. Фрагмент литографии Путь в Саров, 1903

В настоящее время считается, что преподобный Серафим Саровский родился в 1754 году в Курске, в семье богатого именитого купца Исидора и его жены Агафии Мошниных (или Машниных). Очень рано потерял отца.

В житиях преподобного Серафима, составленных различными авторами, рассказываются два события из его ранних лет. Первое, когда в возрасте семи лет он упал с колокольни строящегося Сергиево-Казанского собора на месте сгоревшего ранее храма Преподобного Сергия Радонежского, но остался невредим. Второе событие, когда в возрасте около десяти лет, тяжело заболев, он увидел во сне Божию Матерь, обещавшую его исцелить. После того, как во время крестного хода мимо его дома пронесли икону Знамения Пресвятой Богородицы, и мать Прохора вынесла его, чтобы он приложился к иконе, Прохор начал поправляться и вскоре выздоровел.

В 1776 году совершил паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру, где старица Досифея благословила и указала ему место, где он должен был принять послушание и постриг — мужской монастырь Саровская пустынь в Тамбовской губернии. В 1778 году стал послушником у старца Иосифа в этом монастыре. В 1780 году тяжело заболел, все тело его распухло. Врачи не могли определить причину болезни, которая продолжалась в течение трёх лет. Половину из них Прохор провёл в постели. По свидетельству летописи болезнь принесла много душевной пользы: «Дух его окреп в вере, любви и надежде на Бога».

В 1786 году принял монашество (Малая схима) и имя Серафим, был посвящён в иеродиаконы, в 1793 году рукоположен в иеромонахи.

Прижизненный портрет

В 1794 году, имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келье в пяти километрах от монастыря. В качестве аскетических подвигов и упражнений носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, мало спал, строго постился, перечитывал священные книги (Евангелия, святоотеческого писания), ежедневно подолгу молился. Около кельи Серафим развёл огород и устроил пчельник.

Ряд фактов жития Серафима весьма примечателен. На протяжении нескольких лет аскет питался только травой снытью. Позднее тысячу дней и тысячу ночей Серафим провёл в подвиге столпничества на каменном валуне. Некоторые из приходивших к нему за духовным советом видели огромного медведя, которого преподобный кормил хлебом с рук (по словам самого Серафима, этот медведь постоянно приходил к нему, но известно, что Старец кормил и других животных). Из более драматичных событий известен случай с разбойниками. Согласно житию, некие разбойники, узнав, что к Серафиму часто приходят богатые посетители, решили ограбить его келью. Застав его в лесу во время ежедневной молитвы, они избили его и обухом топора проломили ему голову, причём святой не сопротивлялся, несмотря на то, что был в то время молодым и сильным человеком. В его келье разбойники ничего для себя не нашли и удалились. Преподобный чудом вернулся к жизни, однако после этого случая навсегда остался сильно сгорбленным. Позже эти люди были пойманы и опознаны, но отец Серафим простил их; по его требованию они были оставлены без наказания.

Внешние изображения

Преподобный Серафим начинает копать Канавку

В 1807 году преподобный принял на себя иноческий подвиг молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 году он возвратился в монастырь, но ушёл в затвор (уединение в постоянной молитве) до 1825 года. После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Его посещали также знатные люди, в том числе царь Александр I. Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!» (хотя такое говорят на Пасху). Был основателем и постоянным покровителем Дивеевской женской обители. Скончался 2 января 1833 года в своей келье в Саровском монастыре во время коленопреклонённой молитвы.

Памятный знак в Курске на месте чудесного спасения Прохора Мошнина при падении с колокольни строящейся церкви

Первоначальное Житие Серафима, написанное иеромонахом Сергием в 1837 году, подверглось неоднократному редактированию. В 1841 году Житие отредактировал митрополит Филарет (Дроздов) с целью сделать его более соответствующим требованиям Цензурного комитета. Следующее издание отредактировал Георгий, настоятель Николо-Борской пустыни (ранее живший при отце Серафиме в качестве гостинника в Саровской пустыне под именем Гурия), он добавил эпизоды, не существовавшие в первом житии: о зверях, приходивших к Серафиму, об умножении еды, о явлении Богородицы и другие.

Стоит отметить, что икона Серафима Саровского написана с его прижизненного портрета, сделанного художником Серебряковым (впоследствии иноком Иосифом Саровской обители) за 5 лет до кончины старца.

Спорные мнения

Имеющиеся воспоминания о Серафиме Саровском и сборники его высказываний однозначно описывают старца как сторонника официальной церкви, иерархии и троеперстного крестного знамения. С другой стороны, на иконах преподобный Серафим обычно изображается с чётками особой формы (лестовкой), а в некоторых случаях — и в старообрядной (дораскольной) монашеской одежде (и «староверским» медным литым крестом). Лестовка, по которой молился св. Серафим, сохранилась среди его личных вещей.

Согласно некоторым источникам, известные сложности с канонизацией Серафима Саровского были связаны именно с его симпатиями к старообрядцам. Высказывались предположения о происхождении старца или из единоверцев, или из криптостарообрядцев, с последующим переходом в «импровизированный» вид единоверия.

Снимок почерка

Серафим Саровский вообще никаких письменных сочинений после себя не оставил. В жизнеописаниях, написанных после смерти Серафима, после 1833 года, вопрос о старообрядчестве не фигурирует. В более позднем издании 1863 года, через 30 лет после смерти Серафима, составителем и редактором этой книги был цензор Н. В. Елагин, прославившийся своими вольными «благочестивыми» и патриотическими вставками и бесцеремонным редактированием текстов, появляются «беседы Серафима» со старообрядцами, «рассуждения Серафима» о старообрядчестве; в одной из таких бесед Серафим учит: «Вот христианское сложение креста! Так молитесь и прочим скажите. Сие сложение предано от св. Апостолов, а сложение двуперстное противно святым уставам. Прошу и молю вас: ходите в Церковь греко-российскую: она во всей славе и силе Божьей!».

Почитание, канонизация, мощи

Серафим Саровский с житием (икона начала XX века) Памятник Серафиму Саровскому в Курской Коренной пустыни

Основной письменный источник исторических сведений о старце Серафиме — жизнеописание старца Серафима, составленное саровским иеромонахом Сергием. Последний с 1818 года собирал и записывал свидетельства о двух саровских подвижниках: Серафиме и схимонахе Марке. В 1839 году в Троицко-Сергиевой Лавре, при содействии митрополита Филарета (Дроздова), вышло «Краткое начертание жизни старца Саровской пустыни, схимонаха и пустынника Марка», в которой схимонаху Марку были посвящены первые 10 страниц, остальные 64 страницы — «Духовные наставления отца Серафима». Первое «Сказание о жизни и подвигах» старца Серафима вышло в 1841 году в Москве за подписью «I. C.» (иеромонах Сергий) и называлось «Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника». В 1844 году в XVI томе журнала «Маяк» вышло более подробное сказание о старце Серафиме — автор его не был обозначен, но им являлся Георгий, настоятель Николо-Барковской пустыни, ранее живший гостинником (или послушником) с отцом Серафимом в Саровском монастыре; в 1845 году это сказание вышло отдельной книгой в Санкт-Петербурге. В 1849 году иеромонах Нижегородского Печерского монастыря Иоасаф, живший в Сарове 13 лет под именем послушника Иоанна Тихонова, издал ещё более подробные сказания, которые с дополнениями были переизданы в 1856 году. В 1850-х годах также появилась книга, где вновь были объединены сказания о старцах Серафиме и Марке. Наконец, в 1863 году, по желанию Саровского монастыря — по его архивным документам и рассказам очевидцев, вышло самое полное изображение жизни и подвигов старца Серафима; автор этого труда, Н. В. Елагин, был указан только в 5-м издании, в 1905 году.

Многие из ныне известных поучений старца Серафима почерпнуты из записок помещика Николая Александровича Мотовилова, якобы найденных С. А. Нилусом и изданных им в 1903 году. Впрочем, аутентичность некоторых фактов, изложенных Мотовиловым, оспаривается.

Народное почитание «батюшки Серафима» началось задолго до его канонизации, при его жизни. Подготовка к официальной канонизации вызвала политический скандал и должна рассматриваться в контексте стремления Николая II преодолеть некое «средостение» (по выражению генерала А. А. Мосолова), якобы разъединявшее царя с народом, который «его искренне любит».

Первый документ, указывающий на идею официальной канонизации, датирован 27 января 1883 года — годом коронации Александра III (25 января 1883 года был напечатан Высочайший манифест от 24 января того же года о коронации царствующего императора, имеющей состояться в мае того же года): начальник московских женских гимназий Гавриил Киприанович Виноградов в письме, адресованном обер-прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву, имевшему репутацию человека, близкого к трону, предложил «ознаменовать начало царствования, перед священным коронованием государя императора, открытием мощей благочестивого, всей Россией чтимого угодника, которого молитвы и при жизни его были действенны, тем более теперь они будут благопоспешны для великого государя, когда Серафим предстоит перед престолом Всевышнего в лике серафимовском». Победоносцев, судя по всему, отнёсся к предложению неодобрительно.

По свидетельству графа С. Ю. Витте, канонизации потребовал от Победоносцева лично Николай II, видимо, по настоянию супруги — весной 1902 года (согласно официальной версии, 19 июля 1902 года). Граф Витте также писал о роли Александры Феодоровны: «<…> Говорят, что были уверены, что Саровский святой даст России после четырёх Великих Княжён наследника. Это сбылось и окончательно и безусловно укрепило веру Их Величеств в святость действительно чистого старца Серафима. В кабинете Его Величества появился большой портрет — образ святого Серафима.»

Сам Победоносцев винил архимандрита Серафима (Чичагова), бывшего тогда настоятелем Спасо-Евфимиевского монастыря в том, что именно он подал императору «первую мысль о сем предмете». Того же мнения был и генерал А. А. Киреев, замечавший, что Обер-прокурор полагал архимандрита Серафима (Чичагова) «великим пролазом и плутом»: тот «как-то пролез к Государю, а затем Государь уж распорядился самовольно. <…> Положим Сер действительно святой, но едва ли такое „распоряжение“ соответствует не только верно понятому чувству религиозности, но и канонам (даже русским)».

11 января 1903 года комиссия под председательством митрополита Московского Владимира (Богоявленского), включавшая и архимандрита Серафима (Чичагова), произвела освидетельствование останков Серафима Мошнина. Результаты освидетельствования излагались в секретном всеподданнейшем докладе, которые, однако, вскоре стали широко известны читающей публике. Поскольку существовали ожидания «нетленности» мощей, каковой обнаружено не было, митрополиту Петербургскому Антонию (Вадковскому) пришлось выступить с заявлением в «Новом Времени» и в «Прибавлениях к Церковным Ведомостям», где он констатировал факт сохранности «остова» Саровского старца и выразил мнение, что наличие нетленных мощей не обязательно для прославления.

Своим Деянием от 29 января 1903 года Святейший Синод извещал:

Святейший Синод, в полном убеждении в истинности и достоверности чудес, по молитвам старца Серафима совершающихся, воздав хвалу дивному во святых Своих Господу Богу, присно благодеющему твёрдой в праотеческом Православии Российской Державе, и ныне, во дни благословенного царствования Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича, как древле, благоволившему явить прославлением сего благочестия подвижника новое и великое знамение Своих благодеяний к православному народу русскому, подносил Его Императорскому Величеству всеподданнейший доклад, в котором изложил следующее своё решение:

1) благоговейного старца Серафима, почивающего в Саровской пустыни, признать в лике святых, благодатию Божиею прославленных, а всечестные останки его — святыми мощами и положить оные в особо уготованную усердием Его Императорского Величества гробницу для поклонения и чествования от притекающих к нему с молитвою, 2) службу преподобному отцу Серафиму составить особую, а до времени составления таковой, после дня прославления памяти его, отправлять ему службу общую преподобным, память же его праздновать как в день преставления его, 2 января, так и в день открытия святых его мощей, и 3) объявить о сем во всенародное известие от Святейшего Синода.

В июле 1903 года при огромном стечении народа состоялись «Саровские торжества». Главная служба в связи с открытием мощей преподобного совершалась в Сарове 19 июля, в день рождения Серафима, в присутствии императора, его супруги, матери и иных членов императорской фамилии.

События новейшей истории

памятник Серафиму Саровскому в г. Орёл (скульптор Андрей Следков)

  • В ноябре 1920 года прошедший в Темникове IX уездный съезд Советов принял решение о вскрытии раки с останками Преподобного Серафима Саровского. Оратором, требовавшим вскрытия мощей, был известный мордовский поэт, переводчик «Интернационала» на мокшанский язык З. Ф. Дорофеев.
  • 17 декабря 1920 года было произведено вскрытие мощей с составлением акта.
  • В 1922 году мощи были изъяты и перевезены в Москву, в Музей религиозного искусства в Донском монастыре. А в храме в честь преподобного Серафима, освященном в 1914 году в Донском монастыре, в 1927 году был построен один из первых в СССР крематориев (этот крематорий назывался ещё «кафедрой безбожия»).
  • Осенью 1990 года в запасниках Музея истории религии (в Казанском соборе) Ленинграда были найдены неизвестные останки, не проходящие по описи. В декабре 1990 года останки были освидетельствованы комиссией в составе епископа Тамбовского Евгения (Ждана) и епископа Арсения (Епифанова); комиссия, руководствуясь актом освидетельствования останков о. Серафима в 1902 году и актом вскрытия мощей, установила, что останки были мощами преподобного Серафима Саровского.
  • 11 января 1991 года состоялась передача мощей; 6—7 февраля 1991 года мощи при участии Патриарха Алексия II были доставлены в Москву из Троицкого собора Александро-Невской Лавры и крестным ходом перенесены в Богоявленский кафедральный собор.
  • 28 июля 1991 года крестный ход с мощами отправился из Москвы, и 1 августа 1991 года при большом стечении народа преподобного встречали в Дивеевском монастыре.
  • 17 июля 2006 года Священным Синодом принято решение об открытии Успенской Саровской пустыни.
  • С 29 по 31 июля 2007 года в селе Дивеево Нижегородской области проходили торжества, посвящённые Дню памяти преподобного Серафима Саровского. Их посетили свыше 10000 паломников.
  • В сентябре 2007 года впервые совершён молебен преп. Серафиму как покровителю ядерщиков.
  • В 2011 году именем Серафима Саровского была названа улица в Батайнице, пригороде Белграда (Сербия); ранее улица, названная в честь святого, носила название «Партизанские базы».
  • В августе 2011 года освящён памятник святому отцу чудотворцу в Екатеринбурге.
  • Запланированный на торжества 110-летия канонизации преподобного визит в Дивеево Патриарха Кирилла, для которого была подготовлена резервная резиденция, не состоялся.
  • Имя «Серафим Саровский» носит один из катеров Балтийского флота ВМФ России.
  • 28 июля 2016 года в День крещения Руси был освящен памятник в городе Орле. Чин освящения провел Патриарх Кирилл, находившийся с визитом в Орле по случаю 450-летия города.

> См. также

  • Собор Дивеевских святых
  • Святая Канавка

Примечания

  1. Преподобный Серафим Саровский // Официальный сайт Русской Православной Церкви
  2. Saint Seraphim of Sarov // Энциклопедия Британника
  3. Серафим Саровский / В. А. Степашкин // Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  4. Часто встречается указание на рождение в 1759 году, но исследователями это признаётся ошибкой (см. например Что и кто стоит за лживыми публикациями о праздновании 250-летия Серафима Саровского.
  5. 1 2 Раздел «Биография» написан на основе жития преподобного Серафима — см. Преподобный Серафим, Саровский чудотворец.
  6. Н. А. Богомолов. Вокруг «Серебряного века»: статьи и материалы. — Новое литературное обозрение. — 2010
  7. Русские святые и подвижники Православия. Историческая энциклопедия / Составитель и ответственный редактор О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2010. — C. 683
  8. Серафимо-Дивеевские предания. Раздел первый. Обитель. Протоиерей Дмитрий Троицкий. Житие преподобного Серафима Саровского // Составитель А. Н. Стрижев.
  9. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря на сайте www.sedmitza.ru.
  10. 1 2 Т. Р. Руди. Ранние жития Cерафима Саровского: вопросы литературной истории // Труды Отдела древнерусской литературы. Институт русской литературы. — Санкт-Петербург, 1999. — 51. — С. 427—434.
  11. Яна Зеленина, «Всем в сладость бысть видение лика твоего…» Преподобный Серафим Саровский — от портрета к иконе.
  12. Статья «Преподобный Серафим Саровский и старообрядцы» (недоступная ссылка) на сайте serafimushka.ru.
  13. Иконография преподобного Серафима Саровского на сайте diveevo.ru.
  14. 1 2 Сергей Чесноков. От отступничества к единоверию Архивировано 13 января 2013 года..
  15. 1 2 Кутузов Б. П. Церковная «реформа» XVII века. М., 2003.
  16. В. А. Степашкин. Преподобный Серафим Саровский: предания и факты.
  17. Преподобный старообрядец Серафим Саровский — глава из книги В. В. Смирнова «Падение III Рима».
  18. Г. С. Чистяков. Антистарообрядческие мифы как одно из средств «борьбы с расколом».
  19. Составитель Н. В. Елагин. «Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника с приложением его наставлений и келейного монастырского правила». 4-е издание, 1893 год (первое издание 1863 год) с. 145.
  20. Житие преподобного отца нашего Серафима, саровского чудотворца. — М.: Типо-литография И. Ефимова, 1903. — 329 с. — С. 9—10.
  21. «О цели христианской жизни» Архивная копия от 31 августа 2007 на Wayback Machine. Беседа преподобного Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым.
  22. Ген. А. Мосолов. При дворе императора. Рига, , с. 98—100.
  23. Мосолов А. А. При Дворе последнего императора. СПб., 1992, с. 175.
  24. «Правительственный вестник», 25 января (6 февраля) 1883, № 20, с. 1.
  25. К. П. Победоносцев и его корреспонденты. Письма и записки. М.; Пг., 1923. Т. I, с. 358.
  26. Граф С. Ю. Витте. Воспоминания. Царствование Николая I. М-Пг., 1923, Т. I, с. 220 (Витте рассказывает со слов самого Победоносцева).
  27. 1 2 «Церковные ведомости», 1903. № 4, с. 32.
  28. Граф С. Ю. Витте. Воспоминания. Царствование Николая I. М-Пг., 1923, Т. I, с. 221.
  29. Фриз Г. Л. Церковь, религия и политическая культура на закате старой России // История СССР. 1991. № 2, с. 107.
  30. Дневник А. А. Киреева // Рукописный отдел Российской государственной библиотеки. Ф. 126. Д. 13. Л. 247—247-об.
  31. Прибавленія к Церковнымъ Вѣдомостямъ. 1903. № 2, с. 984.
  32. В «Настольной книге для священно-церковно-служителей» издания 1913 года так описываются ход и итоги работы комиссии во главе с митрополитом Владимиром, а также разъясняется вопрос о нетленности мощей: «В 1902 г., по особо выраженному желанию ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА, Св. Синод, рассмотрев обстоятельства уже начатого им дела о прославлении благоговейного старца Серафима, нашел, что многочисленные случаи благодатной помощи по молитвам старца Серафима, обследованные надлежащим образом, не представляют никакого сомнения в своей достоверности и по свойству их принадлежат к событиям, являющим чудодейственную силу Божию, ходатайством и заступлением о. Серафима изливаемую на тех, кои с верою и молитвою прибегают в своих душевных и телесных недугах к его благодатному предстательству. Вместе с сим Св. Синод, желая, чтобы и всечестные останки приснопамятного старца Серафима были предметом благоговейного чествования от всех притекающих к его молитвенному предательству, поручил комиссии, во главе с Московским митр. Владимиром, произвести их освидетельствование. Этой комиссией в особом акте было засвидетельствовано относительно останков старца Серафима следующее: „По снятии крышки гроба, внутренние его стенки оказались сырыми, в трех местах покрытыми плесенью, хотя при этом никакого запаха ощущаемо не было. В гробу присутствующие увидели: ясно обозначенный остов почившего, прикрытый остатками истлевшей монашеской’ одежды. Тело приснопамятного старца о. Серафима предалось тлению. Кости же его будучи совершенно сохранившимися, оказались вполне правильно размещенными, но легко друг от друга отделяемыми. Волосы главы и брады, седовато-рыжеватого цвета, сохранились, хотя и отделились от своих мест“. Обсудив все это, Св. Синод, в полном убеждении в истинности и достоверности чудес, по молитвам старца Серафима совершающихся, подносил ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ всеподданнейший доклад, с изложением своего решения о прославлении старца Серафима и с представлением на МОНАРШЕЕ усмотрение подлинного акта освидетельствования всечестных останков о. Серафима и краткого описания случаев чудодейственной помощи его прибегавшим к его заступлению. На всеподданнейшем докладе о сем Св. Синода, ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, в 26 день янв. 1903 г., соизволил Собственноручно начертать: «Прочёл с чувством истинной радости и глубокого умиления». Выслушав сии ВСЕМИЛОСТИВЕЙШИЯ слова, Св. Синод, по определению от 29 янв. 1903 г., постановил совершить, в 19-й день июля 1903 г., торжественное открытие мощей пр. отца Серафима, Саровского чудотворца. Св. Синод возвестил о сем благочестивым сынам православной Церкви, призывая их купно с ним воздать славу и благодарение Господу, тако изволившему, и принять сие явление нового заступника и чудотворца, яко новое небесное благословение на царствование Августейшего Монарха нашего, подъемлющего неусыпные труды ко благу православного народа русского и Своею Царскою любовию и попечением объемлющего всех Своих верноподданных всякого звания и состояния (подр, см. Ц. Вед. 1903, 5, 25).» (С. В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Киев, 1913, стр. 271, 272 (примечания)).
  33. Текст Деяния.
  34. Саровские торжества 1903 года
  35. 1 августа — обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца
  36. ЖМП. 1991, № 5, с. 16—20.
  37. Журнал № 61 // Журналы заседаний Священного Синода Русской православной церкви (17—19 июля 2006 года) Официальный сайт МП 19 июля 2006.
  38. В Сарове возобновляется монашеская жизнь. Официальный сайт МП 20 июля 2006 г.
  39. «Дивеево посетили 10 тыс. паломников» (недоступная ссылка) «Деловой Петербург» ISSN 1606-1829 (Online) 6 августа 2007 года.
  40. В Храме Христа Спасителя начались торжества по случаю 60-летия со дня основания ядерного оружейного комплекса России. Официальный сайт МП 4 сентября 2007 г.
  41. В столице Сербии появилась улица Серафима Саровского. Православие.RU (25 ноября 2011). Дата обращения 25 ноября 2011. Архивировано 4 февраля 2012 года.
  42. Владыка Викентий совершил освящение памятника Серафиму Саровскому.
  43. В Арзамасе состоялось совещание о подготовке визита Святейшего Патриарха Кирилла Архивная копия от 27 сентября 2013 на Wayback Machine.
  44. Патриарх Кирилл освятил памятник Серафиму Саровскому.

Литература

  1. Степашкин В. А. Преподобный Серафим Саровский: предания и факты. — 3-е издание, испр. и доп. — Саров: ЗАО «ИНФО», 2009. — 264 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-89269-010-2.
  2. Степашкин В. А. Серафим Саровский. — М.: Молодая гвардия, 2018. — 587 с.: ил. — (Жизнь замечательных людей)
  3. «Сказания о жизни и подвигах блаженной памяти отца Серафима». М., 1831 г.
  4. «Сказание о подвигах Серафима» // журнал «Маяк», 1845 г. Т. XVI
  5. «Сказание о подвигах и событиях жизни старца Серафима». СПб., 1849 г. (составлено по рассказам иеромонаха Иоасафа учителем гимназии Н. Е. Андреевским)
  6. Архимандрит Сергий «Сказание о старце Серафиме». 1858 г.
  7. Елагин Н. В. «Житие» преподобного Серафима Саровского. 1863 г.
  8. Чичагов Л. М., священник «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». 1896 г.
  9. Серафим (Чичагов). Житие преподобного Серафима, Саровского чудотворца. 2-е издание, Серафимо-Дивеевский монастырь, 1903 г.
  10. Кедров Н. И. Народный богомолец преподобный Серафим, старец Саровский. — М., 1903
  11. Денисов Л. И. «Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие святых мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, саровского чудотворца» С историческими очерками Саровской пустыни и женских монастырей, основанных под благодатным воздействием преподобного Серафима. С приложением: I) Тропаря, кондака и двух молитвенных воззваний к преп. Серафиму; II) Стихотворения, посвященного памяти преп. Серафима; III) Справки из архива Курской духовной консистории; IV) Указания пути в Саров из разных местностей России. С 60 рисунками, 8 миниатюрами, двумя планами (Саровской пустыни, Дивеевского монастыря) и картой путей в Саров. Составил Л. И. Денисов, действительный член Московского Общества Любителей Духовного Просвещения. Москва. Издание книгопродавца А. Д. Ступина. 1904.
  12. «Открытие мощей и прославление святого преподобного Серафима Саровского чудотворца». Типография Т-ва И. Д. Сытина, Валовая улица, свой дом, Москва, 1903 г.
  13. Митрополит Вениамин (Федченков). «Всемирный светильник преподобный Серафим Саровский».
  14. Поселянин Е. Преподобный Серафим Саровский Чудотворец.
  15. Преподобный Серафим Саровский: Жизнь, чудеса, святыни / Авт.-сост. А.Мацуркевич. М.: Русь-Олимп, Эксмо, 2011. 352 с., ил., Серия «Подарочные издания. Мир православия», 3 000 экз., ISBN 978-5-699-48039-5
  16. Протоиерей Всеволод Рошко. Преподобный Серафим: Саров и Дивеево. Исследования и материалы. — М., 2001.
  17. Протоиерей Сергий Ильин. Учение прп. Серафима Саровского о Святом Духе. — М.: Лествица, 2003. — 256 с.
  18. Сергей Нилус. Дивеево. Поездка в Саровскую пустынь и Серафимо-Дивеевский женский монастырь. — М.: «Артос-медиа», 2007. — 190 с.
  19. Акафист преподобному отцу нашему Серафиму, Саровскому чудотворцу. Синодальная типография. Москва. 1904.

Ссылки

Серафим Саровский:

  • Цитаты в Викицитатнике
  • Тексты в Викитеке
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Портал «Православие»
  • Серафим Саровский на «Родоводе». Дерево предков и потомков
  • Преподобный Серафим Саровский «Жизнь и Путь»
  • Житие преподобного Серафима Саровского чудотворца на сайте Серафимо-Дивеевского монастыря
  • Сайт Оргкомитета по оказанию содействия мероприятиям, связанным с празднованием Русской Православной Церковью 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского
  • Житие преподобного Серафима Саровского
  • Благотворительный фонд преподобного Серафима Саровского
  • Преподобный Серафим, Саровский чудотворец на сайте Православие.ru
  • Веб-портал, посвященный 100-летию канонизации и 250-летию со дня рождения Святого Преподобного Серафима Саровского

Серафим Саровский: биография, икона, в чем помогает

Святые угодники вот уже более 2000 лет помогают людям преодолевать земные невзгоды и утешают в печали. Кто такой Серафим Саровский? Этот святой старец является покровителем православных наравне с Сергием Радонежским. Моей подруге святой Серафим помог благополучно выйти замуж. Она говорит, что как будто кто-то покрыл их союз с мужем защитным покровом от невзгод, конфликтов и безденежья. В чем еще помогает преподобный? Об этом я расскажу вам в статье.

Серафим Саровский: биография

Будущий святой угодник родился в 1759 году в Курской губернии в семье обеспеченных родителей. Отец мальчика рано умер, а мать взяла на свои плечи все тяготы семейной жизни. Встать на путь истины Прохору (так был наречен Серафим) было предначертано свыше. Однажды мальчик забрался на высокую колокольню, строительством которой занималась его семья, и свалился с нее на землю. Но ни одной царапины на его теле не было, как и ушибов.

После этого характер мальчика сильно изменился, она начал интересоваться святым писанием. В 17 лет Прохор принимает решение отречься от мирской жизни и полностью посвятить себя служению Господу. Матушка одобрила это решение. На двадцатом году жизни он стал послушником в Саровской пустыне, где и постригся в монахи. После посвящения в иеромонахи Серафим удалился в глухой лес и построил там скит, в котором жил и молился.

Пресвятая Богородица трижды спасала святого угодника от смертельной болезни.

За долгие годы, проведенные в полном уединении, святой Серафим не раз удостоился богоугодных видений. Когда отшельнику явилась сама Богородица, то велела прекратить жизнь затворника и начать служить людям. С тех пор святой Серафим наставлял, утешал, исцелял всех страждущих. Каждого, кто к нему обращался, он называл ласково «радость моя». Одним своим видом и ласковым голосом этот святой старец мог растопить заледенелое сердце и смягчить заскорузлую душу. После беседы с ним люди открывали сердца Богу, творили покаянную молитву и стремились к добродетели.

Святой старец прославился молитвенным подвигом: он 1000 дней и ночей простоял коленопреклоненным на камне в лесу перед иконой Богородицы.

Откуда столько любви к людям черпал святой старец? Он видел внутренним взором саму суть человека, его божественную природу и то, кем он мог стать при служении Господу. Эта прозорливость вдохновляла его, сподвигала на бескорыстное служение всему человечеству. Проведя долгие годы в тяготах пустынножительства, этот святой человек учил, что главное в христианстве — это стяжание Духа Святого. Не в затворе можно его обрести (хотя это не исключено), а в стремлении к обретению Царства Божия внутри своей души.

Не в долгих молитвенных бдениях заслуга человека перед Богом, но в искренней пламенной молитве сердца. Он учил, что внешняя молитва (произнесение слов) должна непременно сочетаться с внутренней (поиске Бога в душе). Те монахи, которые не умеют соединять внешнее с внутренним, являются монахами формально. Во время богослужений святой Серафим советовал смотреть на икону или свечу, либо закрывать глаза для лучшей концентрации внимания.

«Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи» — так учил и наставлял святой Серафим.

Святой старец прекрасно понимал, что у простого крестьянина нет времени на ежедневное вычитывание утренних и вечерних молитв, поэтому создал молитвенное правило:

  • утром/в обед/вечером чтение Отче наш и Богородице — трижды, Символ веры — один раз;
  • с утра до обеда непрерывно читать про себя Иисусову молитву;
  • с обеда до ужина читать молитву Богородице.

Это несложное молитвенное правило может освоить любой самый занятый человек, а творение непрерывной молитвы внутри себя поможет уравновесить эмоции и убережет от греха.

В чем помогает

Преподобный Серафим еще при жизни стал любимым в народе старцем наравне с преподобным Сергием Радонежским. Этот святой старец заповедовал почитать Царицу Небесную, так как она является заступницей рода человеческого. Много сил и времени отдал святой старец устроению Дивеевского женского монастыря, повинуясь побуждению своей покровительницы — Богоматери.

После славной кончины преподобного в его келье осталась особо чтимая икона Богоматери «Умиление». Старец исцелял больных помазанием маслом от лампады, которая день и ночь горела перед иконой. Эту икону Серафим именовал «Всех радостей радость».

Через 70 лет после мирной кончины были вскрыты мощи святого Серафима, которые оказались нетленными. Это событие произошло в день его рождения 19 июля и сопровождалось многочисленными исцелениями больных. Святые мощи были перенесены в специально сделанную гробницу — раку.

Икона «Умиление» и нетленные мощи святого хранятся в Дивеевском монастыре.

Икона святого Серафима «Умиление» почитается не только в православной среде, но и в католической. Этот праведник явил пример подлинной христианской жизни во Христе, а троекратное чудесное явление Богоматери и спасение от смертельных недугов является подтверждением его истинной христианской добродетели.

На поклонение иконе и святым мощам преподобного приезжают верующие не только из России, но и из других стран. В старый новый год верующие посещают Дивеевский монастырь, чтобы пройти с крестным ходом по канавке Богородицы и прочитать 150 раз «Богородице дево, радуйся». Также православные омываются в святом источнике и получают исцеление.

О чем просят святого:

  • о душевном устроении и прекращении душевных страданий;
  • о выборе правильного жизненного пути;
  • о победе над гордыней и отчаянием;
  • об исцелении от тяжких заболеваний;
  • о встрече суженого и благословенном венчании;
  • о продвижении бизнеса и торговли.

Во время душевных мучений человеком легко может овладеть дьявол, поэтому очень важно своевременно обратиться за помощью к преподобному Серафиму Сваровски, чтобы он помог избавиться от печали и уныния. Мир в душе не сможет одолеть дьявол, враг человеческий бессилен против раскаяния и смирения.

Что такое правильный жизненный путь? Это служение Господу. Не обязательно уходить в монастырь, можно служить Господу и в обыденной жизни — молитвой и постом. Серафим Саровский помогает тем, кто оступился и ведет неправедную жизнь.

Отчаяние и гордыня — это два смертных греха, которые приведут душу в ад. Святой старец помогает избавиться от них молитвенной просьбой ко Господу.

Святому старцу молятся и о хорошей работе, приличной зарплате и ведении собственного бизнеса. Тем, кто стремится богоугодными путями обеспечить свою семью всем необходимым, святой Серафим не откажет в помощи.

Исцеление от тяжелого заболевания — одна из главных просьб святому. Он еще при жизни избавлял больных и немощных горячей молитвой к Богородице, которая трижды подняла его самого со смертного одра. Особенная помощь от святого — в избавлении от болезней ног и внутренних органов.

Также святой Серафим помогает и в семейных делах: укрепляет супружеский союз и помогает найти суженого. Поэтому к нему часто обращаются с молитвенной просьбой молодые девушки и венчанные жёны.

На заметку! Дни памяти преподобного Серафима Саровского — 15 января и 1 августа.

В январе вспоминают благословенную кончину преподобного, а в августе почитают день обретения нетленных мощей.

Молитва о замужестве и счастье в браке:

Молитва об исцелении:

Молитва о помощи:

Тропарь:

Кондак: