Святой брендан мореплаватель

Внешние Гебридские острова

На-х-Эланан-Шиар
гэльск. Na h-Eileanan Siar

География

Страна

Великобритания

Регион

Шотландия

Адм. центр

Сторновей

Площадь

3070 км² (7-е место)

Код ISO 3166

Демография

Население (2011)

27 700 чел. (30-е место)

• Плотность

9,02 чел./км²

Сайт окружного Совета

Медиафайлы на Викискладе

Внешние Гебридские острова (англ. Outer Hebrides, гэльск. Na h-Eileanan Siar) — северо-западная часть архипелага Гебридских островов. Административно образует округ Шотландии На-х-Э́ланан-Ши́ар (гэльск. Na h-Eileanan Siar); ранее для округа в основном использовалась название Уэстерн-Айлс (англ. Western Isles), но с 1997 года в обоих языках официально используется гэльское название. Крупнейший населенный пункт и административный центр округа — Сторновей.

География

Архипелаг состоит из 15 обитаемых островов и 50 с лишним необитаемых. Он отделён от острова Великобритания и Внутренних Гебрид проливом Норт-Минч и Гебридским морем.

Крупнейший остров Льюис-энд-Гаррис состоит из традиционно рассматриваемых по отдельности частей Льюис и Гаррис (называемых Isles, то есть «островами», хотя по сути ими не являющимися). Другие крупные острова — Норт-Уист, Бенбекьюла, Саут-Уист и Барра. Включает также большое количество мелких островов и шхер.

В отдалении, в 23 километрах западнее Льюиса, находятся острова Фланнана — небольшой архипелаг, необитаемый с 1971 года, а в 64 километрах к западу-северо-западу от острова Норт-Уист расположен изолированный архипелаг Сент-Килда, постоянное население которого было эвакуировано в 1930 году.

В состав области Уэстерн-Айлс входят удаленные острова Рона, Сулискер на севере и Роколл на западе. Последний представляет собой необитаемую скалу на севере Атлантического океана. Его принадлежность к Великобритании оспаривается соседними странами — Данией (Фарерские острова), Ирландией и Исландией.

История

На Льюисе находится примечательный памятник эпохи неолита — Калланиш. В реконструированной нынешней форме «камни Калланиша» были установлены в период неолита, между 2900 и 2600 годами до н. э. И ранее, до 3000 года до н. э., здесь находилось святилище. Калланиш образуют 13 групп камней или отдельных монументов, вертикально установленных и образующих круги диаметром до 13 метров. Высота камней колеблется от 1 до 5 метров (в среднем же около 4 метров). Вырублены они из местного гнейса.

Первые письменные упоминания о Внешних Гебридах относятся к античности (Плиний Старший, Птолемей).

В Средние века острова принадлежали Норвегии, но по Пертскому договору перешли к Шотландии. В 1831 году на Льюисе были найдены «Шахматы с острова Льюис» — 78 средневековых шахматных фигур из моржового клыка, вместе с 14 шашками для игры типа нард и пряжкой для ремня. Предположительно они были изготовлены в XII веке норвежскими резчиками, по-видимому, из Тронхейма, где были найдены схожие артефакты.

Население

Во Внешних Гебридах в 2011 году проживало более двадцати семи тысяч человек при средней плотности населения около 9 человек на км², из них на крупнейшем острове Льюис-энд-Гаррис — более девятнадцати тысяч.

Всего в архипелаге 15 населённых островов:

Остров (русск.) Остров (англ.) Остров (гал.) Население,
чел. (2011)
Население,
чел. (2001)
Льюис-энд-Гаррис Lewis and Harris Leòdhas agus na Hearadh 21 031 19 918
Саут-Уист South Uist Uibhist a Deas 1 754 1 818
Норт-Уист North Uist Uibhist a Tuath 1 254 1 271
Бенбекьюла Benbecula Beinn nam Fadhla 1 303 1 219
Барра Barra Barraigh 1 174 1 078
Скалпей Scalpay Sgalpaigh 291 322
Грейт-Бернера Great Bernera Beàrnaraigh Mòr 252 233
Гримсей, северный Grimsay (north) Griomasaigh 169 201
Бернерей Berneray Beàrnaraigh 138 136
Эрискей Eriskay Èirisgeigh 143 133
Ватерсей Vatersay Bhatarsaigh 90 94
Балешар Baleshare Baile Sear 58 49
Гримсей (южный) Grimsay (south) Griomasaigh 20 19
Флодда Flodaigh Flodaigh 7 11
Фрух-Элен Fraoch-eilean Fraoch-eilean ? ?
Всего 27 684 26 502

Основные населенные пункты

  • Сторновей (Льюис)
  • Тарберт (Гаррис)
  • Лохмадди (Норт-Уист)
  • Баливаних (Бенбекьюла)
  • Лохбойсдейл (Саут-Уист)
  • Карлсбей (Барра)

> Гэльский язык

На Внешних Гебридах больше всего в Великобритании распространён гэльский язык.

Экономика

«Гаррис Твид»

Внешние Гебриды производят одну из марок твида под названием «Гаррис Твид» — ткань ручной работы, для создания которой используется шерсть местного производства. В прошлом эту ткань вручную окрашивали специально изготовленными красителями, для производства которых использовался лишайник рода Пармелия.

В другом языковом разделе есть более полная статья Outer Hebrides (англ.). Вы можете помочь проекту, расширив текущую статью с помощью перевода.
При этом, для соблюдения правил атрибуции, следует установить шаблон {{переведённая статья}} на страницу обсуждения, либо указать ссылку на статью-источник в комментарии к правке.

Внутренние Гебридские острова: Айлей — Айона — Гиа — Данна — Джура — Исдэйл — Канна — Кара — Керрера — Колл — Колонсей — Группа островов Кроулин — Ланга — Лисмор — Мак — Малл — Оронсей — Разей — Рам — Сейл — Скай — Соэй — Тайри — Эгг — Группа островов Эскриб

Внешние Гебридские острова: Льюис-энд-Гаррис — Норт-Уист — Бенбекьюла — Саут-Уист — Барра — Сент-Килда

Гебридские острова (Шотландия): фото и отзывы

Источник вдохновения поэтов, художников и фотографов расположился в Шотландии. Гебридские острова – суровы и неприступны, их по праву прозвали царством волн и ветра.

Острова представляют собой ни что иное, как архипелаг, занимающий всё западное побережье Шотландии. Подразделяют его на пару групп: внутренние и внешние. Что касается внутренних, то находятся они непосредственно у шотландских берегов, а вот внешние отделяются проливом Литл-Минч, и довольно стеснённой группой прибились в северо-западной части страны.
Всего подсчитывают не менее 500 островов и их меньших собратьев. Места эти полны таинственности, где частым гостем является туман и дождь, а ветра без устали «гоняют» облака. Бывалые моряки с опаской относятся к этой местности, ведь такая непредсказуемая морская стихия сбивает с толку, заставляя находиться в постоянном напряжении.
Веками в этих краях народы сражались за право владением великолепными берегами. В наше время лишь малое количество островов заселяют люди. Когда-то местные пляжи застали последний ледниковый период. Скальные уступы усыпаны птичьими гнездами, здесь же проживает самая крупная колония бакланов (более 60 000 пар). В древние времена, племена взбирались на горы, разоряя гнезда дабы прокормиться.
Гебридские острова будоражили воображение уже давно. Причём натуралист Джозеф Бэнксон открыл самый яркий по всеобщему мнению пейзаж (1772 год). Где именно? На юго-западе острова Стаффа. Именно там перед его взором возвышались удивительные каменные столбы. Спорить не станем, только сейчас о них известно уже больше – это остатки некогда извергавшихся вулканов, разрывавших дно Северной Атлантики миллионы лет тому назад. Зрелище действительно захватывающее! В 1968 году эти места заприметили и в ЮНЕСКО, включив их в свой список.
После того, как британцы обошли все мрачные места Гебридов, был сделан вывод о том, что даже самый неприхотливый и сильный духом народ проживать и, собственно, выжить здесь не сможет никогда. Но как говорится: «никогда не говори никогда», вот и получилось, что маленькие островки и утесы Сент-Килды были заселены людьми не менее четырех тысячелетий. В 1930 году население было малочисленным – 36 человек, да и к тому же достаточно сытыми по горло такой жизнью. Обратившись к правительству страны с просьбой вывести их с острова, они получили утвердительный ответ и направились в Шотландию.
Местная природа нетронута «рукой» цивилизации, пронося свой естественный «шлейф» через века. Романтика и красота привлекает к Гебридским островам огромное число путешественников с самых разных уголков планеты.

Брендан Клонфертский

Брендан Клонфертский

Имя в миру

Киаррайгт Луахра

Родился

484
Ирландия

Умер

578
Клонферт, Ирландия

Почитается

в Католической Церкви, в Церкви Англии, в Православной Церкви

В лике

святой и католический святой

День памяти

16 мая

Медиафайлы на Викискладе

Не следует путать с Бренданом Биррским.

Бре́ндан Кло́нфертский (англ. Brendan of Clonfert; ирл. Breandán as Cluain Fearta; Брандан; Бранданус, лат. Brandanus; ок. 484, — ок. 578), прозванный «Мореплавателем» или «Путешественником», — один из ранних ирландских монашеских святых, настоятель одного ирландского монастыря. Полумифическая личность, почитался как мудрец и пророк. Персонаж старинных ирландских песен и легенд, рассказывающих о настоящей монашеской семилетней одиссее — совершённых Бренданом и его спутниками в кожаной лодке, в сопутствии ангела, путешествиях по океану на запад в поисках «Земли обетованной» (ирл. Tir Tairngiri). День памяти святого — 16 мая.

Слова «al Naël Deu» из текста о его путешествиях считаются лингвистами-этимологами основой французского термина «Ноэль» (фр. Noël — «рождество») .

Ранние годы

Св. Брендан родился в 484 году близ нынешнего Фенита, деревни и порта города Трали в графстве Керри на юго-западе Ирландии. Мирское имя его было Киаррайгт Луахра. Был крещён в Тубриде, близ Ардферта, Эрком, епископом Керри. После пятилетнего обучения под руководством святой Иты, «Бригитты Мунстера», еще некоторое время учился под руководством Эрка и был принят им в священники в 512 году. По преданию, когда у коровы Эрка кончилось молоко, он обратился с молитвой к Господу, и молоко для кормления Брендана стали приносить олениха с оленёнком. Между 512 и 530 годами св. Брендан построил монашеские кельи в Ардферте и у подножия Брэндон Хилла (Шанакил— Seana Cill, обычно переводится как «старая церковь» — другое название — Балиневиноорах). Именно отсюда он пустился в своё знаменитое семилетнее плавание к Очарованной земле. В староирландских святцах определён особый день для Egressio familiae S. Brendani, 22 марта; а св. Энгус Кульди в литании, сложенной в конце VIII века, обращается к «шестидесяти спутникам св. Брендана в поисках Земли Обетованной».

Брендан открывает Фареры и Исландию
Марка FR 252—253 Фарерская почта
Выпущена 18 апреля 1994 г.
Художник Колин ХаррисонСовременный памятник на острове Samphire

Путешествие

Св. Брендан известен главным образом своим плаванием к «Острову Блаженных» (также называемому Тир на Ног), описанным в «Путешествии Святого Брендана-Мореплавателя» в IX веке. Существует много версий; во всех говорится о том, как он отправился в плавание по Атлантическому океану с шестьюдесятью пилигримами (в других версиях с четырнадцатью, и ещё тремя неверующими, присоединившимися к ним в последнюю минуту) на поиски Эдема. Это, если произошло, могло случиться приблизительно в 530 году, до его путешествия в Британию. Предполагается, что в своём странствии Брендан видел благословенный остров, покрытый растительностью. Легенда гласит также, что он встретился с морским чудовищем, это происшествие приписывается и его современнику св. Колумбе. Другая легенда повествует о его высадке на остров, который оказывается гигантским морским чудовищем по имени Ясконтий. Эта история имеет параллели и в других культурах, не только в ирландской, в преданиях от Синдбада-морехода до Пиноккио.

Хотя принято считать, что это плавание — религиозная аллегория, всё же нет единого мнения о том, было ли оно самом деле, и не был ли «Остров Блаженных», которого достиг Брендан, Америкой. Более того, существует Общество св. Брендана, которое верит, что Брендан — первый европеец, добравшийся до Америки, и даже отмечает годовщину этого факта. Как показывает пример Тима Северина, то, что Брендан мог доплыть до Северной Америки, не является невозможным; в этом случае он действительно был одним из первых европейцев, посетивших Новый Свет. Христофор Колумб в своих доводах о существовании морского пути через Атлантику в Азию полагался на легенды о св. Брендане.

Как жанр «Плавание св. Брендана» (на латыни «Navigatio Sancti Brendani») является популярной тогда формой литературы, характерной для Ирландии, иммрамом, описывающим ряд приключений героя в лодке. Например, есть некоторое сходство с «Плаванием Брана», написанным намного раньше. В «Плавании» этот тип повествования смешивается с религиозной аскетической традицией, когда ирландские монахи в одиночку плавали на лодках, так же как их пустынные собратья удалялись в пещеры.

Последствия путешествия

После того как история семилетнего плавания получила известность, в Ардферт стали стекаться толпы паломников и учеников. Как следствие, в течение нескольких лет было построено несколько монастырей — в Галлерусе, Килмалхедоре, Брэндон Хилле, на островах Бласкет — с целью удовлетворить нужды тех, кто пришёл за духовным руководством св. Брендана.

Прочие странствия

Основав епископство в Ардферте, Брендан отправился в Томонд, и основал монастырь в Инис-да-друйм (ныне Кони Айленд), нынешнем приходе Килладисерт, графство Клэр, около 550 года. Затем он съездил в Уэльс, а оттуда на святой остров Айона у восточного побережья Шотландии, где в 563 г. встретился с Колумбой; в Шотландии остались следы апостольского рвения св. Брендана — Кил-брэндон (близ Обана) и залив Кил-бреннан. После трехлетней миссии в Британии он вернулся в Ирландию и многих обратил в христианство в разных частях Лейнстера, особенно в Дисарте (графство Килкенни), Киллини (Туббербо) и Брэндон Хилле. Он основал церкви в Инчикине, графство Голуэй и Инишглоре, графство Майо.

Наиболее прославленным его детищем был Клонферт, основанный в 557 году, настоятелем которого он был назначен св. Мойненном. В Клонферте он и был похоронен. Католической церковью Брендан причислен к лику святых, день памяти 16 мая.

Современное путешествие

В 1976 г. ирландский путешественник Тим Северин построил куррах из кожи быка и за два лета доплыл из Ирландии до Ньюфаундленда через Гебриды, Фареры и Исландию, чтобы показать, что путешествие святого было возможно. В пути он видел айсберги и морских животных, таких, как киты и морские свиньи, которые могли быть фактическими аналогами фантастических видений из легенд о Брендане. См. The Brendan Voyage, ISBN 0-349-10707-6.

Св. Брендан в поп-культуре

  • Писатель Фредерик Бюхнер пересказал историю путешествий св. Брендана в романе «Брендан», 1987 г.
  • Плавание Св. Брендана нашло отражение в поэме Дж. Р. Р. Толкина «Имрам».
  • Сливочный ликер «Saint Brendan’s» назван в честь него.
  • «Brandania» — канарская группа, исполняющая кельтскую музыку. Их название намекает на то, что Канарские острова — остров св. Брендана.
  • Канадская группа «The Lowest of the Low» записала песню «St. Brendan’s Way», вошедшую в их альбом «Shakespeare My Butt».
  • Кельтская группа Iona под впечатлением путешествия св. Брендана создала запись «Beyond These Shores», в настоящее время являющаяся частью записи «The River Flows».
  • Джефф Джонсон выпустил в 1988 г. запись «Prayers Of St. Brendan — The Journey Home».
  • В 2009 году вышел полнометражный мультфильм «Тайна Келлс», главного героя которого — молодого ирландского монаха-иллюстратора — зовут Брендан. Дата выпуска — 2007 г.
  • Имеется и пересказ для детей — «The Sailing Saint».

Примечания

  1. «Étymol. et Hist. A. Subst. masc. 1. début xiies. „fête de la nativité de Jésus-Christ“ al Naël Deu (Saint Brendan, 620, éd. E. G. R. Waters)» // CNRTL, Франция
  2. «616/ Ainz que puisset entrer païs, / Ainz qu’a l’isle vengent Albeu / U estreient al Naël Deu. / Puis qu’out ço dist, plus n’i targe;» // «Voyage de saint Brandan»
  3. Одним из его спутников был св. Мало — по городу Сен-Мало.
  4. Роберт Рейли. (1964) «Ирландские святые», стр. 37, Wing Books, New Jersey, ISBN 0-517-36833-1
  5. Этот визит был описан биографом Колумбы св. Адамнаном в 690 году — описание является первым достоверным историческим упоминанием о св. Брендане

Литература

  • Бранданус // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Gearóid Ó Donnchadha. St Brendan of Kerry, the Navigator. His Life & Voyages. OPEN AIR ISBN 1-85182-871-0
  • Плавание святого Брендана. Пер. с лат. и ст.-фр. Н. Горелова. — М.: Азбука-классика, 2002. — ISBN 5-352-00238-1
  • Протоиерей Александр Шабанов. Кораблики Святому Брендану мореплавателю. 2015. ISBN 978-5-519-49062-7

Ссылки

  • Брендан Клонфертский // «Православная Энциклопедия».
  • «Мореплавания святого Брендона» / Русский перевод Ц. Нессельштраус с немецкого (изд. Антон Зорг / Antonius Sorg; 1476) // «Православие и Мир».
  • Catholic Encyclopedia St. Brendan
  • Biography at the Dictionary of Canadian Biography Online
  • Biography from A Little Book of Celtic Saints Saint Brendan the Navigator
  • Navigatio sancti Brendani abbatis (Latin)
  • Brendan’s Fabulous Voyage — 1893 lecture by John Crichton-Stuart, 3rd Marquess of Bute, available from Project Gutenberg


Житие святого Брендана, Клонфернского аббата, (16/29 мая, 22 марта/ 4 апреля)

(из сборника, составленного в XIV веке в ирландском колледже на Саламанке)

Среди ясных светил Церкви блаженный аббат Брендан своими достоинствами и заслугами подобен озарившей небосвод молнии. Он появился на свет от благородных родителей из Мюнстера. Отца его звали Финлуг, мать — Кара. Как-то ночью ей приснилось, что ее лоно внезапно наполнилось золотым сиянием, а груди пылают и источают невиданный свет. Когда она рассказала сон своему мужу, тот позаботился, чтобы об этом стало известно епископу Эрку. Разгадав смысл сна, епископ сказал: “Жена родит тебе сына, наделенного великой силой и выдающейся святостью. Поэтому я прошу тебя отдать мне его на воспитание”. Женщина понесла и родила обетованное дитя. Случилось так, что знаменитый провидец Бех гостил в это время поблизости в доме богатого человека. Когда хозяин спросил провидца о будущем, он ответил: “Этой ночью неподалеку от моря появится на свет ребенок, который станет твоим господином, и не только ты, но и многие другие склонят перед ним свои головы”. Хозяин, услышав о появлении грядущего господина, на следующий день, едва поднялось солнце, принялся разузнавать, у кого родился мальчик, а когда узнал, преклонил перед ним колени, взял его на руки и подарил ему тридцать коров, которые отелились в ночь его рождения. А епископ Эрк той же самой ночью увидел, что вся страна залита невиданным светом и ангелы кружат над нею. Когда наступило утро, он сел в повозку и, добравшись до места, где родился мальчик, взял ребенка на руки и благословил со словами: “О, божественный человек, возрадовались сердца людские твоему появлению, и в особенности мое сердце. Человек Божий, прими меня, раба своего”. Епископ провел там неделю, а на восьмой день окрестил мальчика и дал ему имя Бренайн, что означает “орошенный влагой”, то есть Святым Духом. Святой мальчик первый год воспитывался в доме родителей. Затем епископ взял его к себе и поручил его воспитание святой деве Ите. Когда мальчик достиг пятилетнего возраста и перенял у девы добрый нрав, епископ взял его к себе и обучил читать. Мальчик рос и взрослел не только годами, но и разумом, так что своим благим нравом мог преподать пример достопочтенной старости. Ежедневно он трудился над тем, чтобы стать мудрее и святее, не давая своему духу никакой поблажки. Как-то раз, когда он был в возрасте десяти лет, блаженный Эрк отправился проповедовать своей пастве, и до места проповеди они вдвоем добрались на повозке. Божий человек спустился с повозки, чтобы посеять семена веры в сердцах слушателей, а маленький Брендан остался. Королевская прислужница, увидев, сколь он красив, принялась над ним смеяться и попросилась взобраться к нему на повозку. Он же приказал ей слезть, а когда она не послушалась, ударил ее поводьями. Закончив молитву, епископ стал порицать его и сказал: “Зачем ты отстегал невинную деву? Ты должен совершить покаяние за этот проступок”. И тогда мальчик ответил словами, приличествующими истинному наставнику в смирении: “Я готов, святой отец, исполнить все, что скажете”. Эрк же, услышав о готовности сына к послушанию, на время отложил решение о том, какое следует совершить покаяние. Когда они уже проделали половину пути домой” наставник сказал ученику: “Оставайся в этой пещере до завтрашнего утра”. Он тут же спустился в пещеру и стал молиться и петь гимны на протяжении всей ночи. Епископ, того не зная, сидел возле указанного места и наблюдал, как ангелы всю ночь спускаются в пещеру и снова поднимаются на небо. Бог наделил лицо божественного отрока таким сиянием, что, посмотрев на него, словно он второй Моисей, люди не могли хмуриться. Подобного блага удостаивался только святой Финан, по прозванию Хам. Нельзя опустить и того, как в другой раз Брендан, сопровождая своего наставника, молитвой избавил отправившегося вместе с ними попутчика-мирянина от нападения недругов. Они думали, что наносят ему раны, а на самом деле долбили камень, стоявший возле дороги. Попутчик же благодаря святому Брендану спасся и остался целым и невредимым. В другой раз, когда на горе Лохр святой епископ от жары стал испытывать жажду, он проткнул холм в сухом месте и извлек из него воду. Поскольку он был усерден в учении, и в особенности в изучении Божественного Писания и житий святых, то выразил желание посетить святых Ирландии, чтобы изучить книги и увидеть воочию, как живут праведники. Получив разрешение и благословение своего наставника, он отправился к святому епископу Яр Лату, проживавшему в Коннахте. Он провел у него некоторое время, утоляя свою жажду медом учения о спасении. Среди прочих дарований, которыми его наделил Господь, он обрел и дар провидения. Как-то раз, вдохновленный Святым Духом, он указал епископу на место, где тому суждено быть похороненным, и добавил: “Но не здесь тебе суждено воскреснуть”. Святой епископ сказал ему: “Воистину Бог послал тебя, чтобы наставить многих на путь жизни”. Когда же святой отец спросил о месте своего воскресения, ученик ответил: “Отправляйся на восток, и там, где сломается колесо твоей повозки, построй часовню. В этом месте многие воскреснут для вечной славы”. Епископ сел на повозку и отправился в путь. Неподалеку от его кельи колесо сломалось, и там был возведен монастырь Туайм Да Гуаланд. И тогда святой старец склонился перед святым Бренданом со словами: “Святой человек Божий, прими меня под свое начало, — и добавил: — Почему скрываешь ты дар, которым Бог наделил тебя? Ты появился в образе ученика, а превратился в нашего учителя!” Вот как прославился святой Брендан, подобный усердной пчеле, которая собирает пыльцу, летая от одного цветка к другому, и соединяет ее в одно лакомство, так и он посетил святых мужей и приобрел то, что было у всех.

Однажды, когда он молился на равнине под названием Mаг-Э, появился перед ним ангел Господа, который научил его житийному уставу, и Брендан записал этот устав под диктовку ангела. В это самое время Бог пожелал открыть перед людьми дарования святого Брендана, и вдруг он увидел, как несут хоронить мертвого юношу, которого горько оплакивали родители и родственники. Проникшись состраданием к их горю, преисполненный смирения, муж подошел к ним, помолился, и тот, кто умер, воскрес к жизни. Все удивились, сменили печаль на радость, принялись ликовать. Весть о происшедшем распространилась повсюду, и человека Божьего отвели к королю этой страны, обитавшему в месте под названием Крок. Тот, оказав ему достойное почтение, предложил избрать для поселения любое место в своей стране, какое только Брендан пожелает. Но человек Божий, не стремившийся к приобретению благ этого мира, дар не принял, а, отплатив за предложенный подарок благословением, отправился в Коннахт, стремясь скрыться от своей славы. Прошло какое-то время, и он, обратив многих ко Христу, в сопровождении многочисленных учеников возвратился к святому епископу Эрку. Ликовал он, ликовали и близкие его, преисполнившиеся неизбывной радости.

Он всегда помнил о заповеди “Покинь землю свою и родню свою” и проникся горячим желанием отправиться в паломничество. Его смирение было оценено Господом, который сказал ему во сне: “Брендан, твое желание исполнится”. Возрадовавшись, он расстался со своими, взошел на гору Айтхе и, обратив взор к морю, увидел прекрасный остров, словно созданный для множества слуг Божьих. После трехдневного поста он услышал глас: “Подобно тому как я был проводником и помощником народу Израиля в том, чтобы он достиг Земли обетованной, так и тебе обещаю я этот остров, и исполню это”. Возблагодарив Бога, пообещавшего столь щедрый дар, он залился горькими слезами и, найдя утешение в Святом Духе, возвратился к своим. Приготовив три кожаных судна, он взошел на них вместе со своими спутниками и отправился в море во Имя Господа. В море он видел множество островов, но людей не встретил. В течение пяти лет он странствовал по морю. Прошло немало времени, прежде чем они обнаружили остров невероятной высоты и, желая найти гавань, гребли в течение пятнадцати дней, но не преуспели. Они увидели на нем церковь, услышали пение человеческих голосов и от этой сладостной мелодии погрузились в сон. С высокой скалы к ним попало послание; написанное латинскими письменами, а в нем было сказано: “Не пытайся высадиться на этот остров, ибо не эта земля тебе обетованная. Ты ее достигнешь, но прежде возвращайся к себе на родину, ибо паства твоя желает тебя видеть”. Повернув назад, он возвратился в свою страну. Тут же распространившийся слух о его прибытии наполнил людей радостью. Они стекались к нему отовсюду, предлагая дары и приглашая у себя поселиться. Многие исповедовались в своих грехах, обращаясь к праведной жизни, некоторые оставляли блага этого суетного мира и надевали на себя ярмо жизни церковной. Повсюду распространяя благую весть о Христе, сопутствуемый знамениями, он посетил епископа Эрка, призвал своих родителей к монашеской жизни и отправился к своей кормилице — святой Ите. Она приняла его с ликованием и почетом, сказав: “Почему ты отправился в путь, не спросив моего совета? Странствуя на шкурах мертвых животных, ты не сможешь достичь Земли Обетованной. Построй корабль из досок, и ты найдешь то, что ищешь”. Итак, он отправился в Коннахт и, построив корабль из досок, взошел на него вместе с шестьюдесятью своими учениками и в течение двух лет плыл по морю. Наконец он достиг желанного острова. Устремившись к нему, они увидели некоего почтенного старца, покрытого не одеждой, а перьями, и он вышел им навстречу и поприветствовал их: “О усердные странники, уповающие на вознаграждение свыше и утомленные священными трудами, потерпите немного, и вам откроется святая земля, не обагренная кровью и не принимавшая в свои недра ни одного умершего”. Они остановились ненадолго, а затем он сказал: “Братья мои во Христе, ничего кроме одежды и необходимых книг с собой не берите”. Когда они ступили на остров, он расцеловал каждого и добавил: “Садитесь и любуйтесь местом, подобным раю”. В третьем часу пополудни раздался звук кимвала, они произнесли хвалы Господу, обратив мысли к Богу. Затем они замолчали и стали ждать, пока не заговорит старец: “Пусть никто не говорит друг с другом. Каждый молится сам по себе. Свята та земля, на которой стоите. В многоречии же немало греха”. Затем наступил шестой час, и была совершена молитва. Святой Брендан сказал: “Здесь я желаю остаться, здесь мое успокоение”. Старец ответил: “Тот противится воле Бога, кто заботится о своем, — и добавил: — Вот уже шестьдесят лет я нахожусь на ангельском попечении. Но чтобы я был свидетелем твоего прибытия, Бог даровал мне еще тридцать лет сверх срока. Сегодня я увижу Господа во всей Его Славе. Ты же, как пробьет девятый час, отправляйся назад и наставляй ирландцев в том, как идти по пути жизни. Господь открыл мне, что за семь лет до Судного дня останки твои и твоих собратьев окажутся здесь”. Вот что сказал старец. Когда наступил девятый час, вдруг птица принесла и положила перед каждым полбуханки хлеба и кусок рыбы. Они поели и, возблагодарив Господа, возвратились назад. Затем старец отправился в свой последний путь и отдал Богу душу. Они с почтением, предали его тело земле и, отплыв назад, достигли земли Ирландии. Неведомо, чем они питались на протяжении всех этих семи лет,— видимо, кто дал рот, тот дал и пищу. Святой отец, отвергая людскую хвалу, запретил им говорить об этом — Всемогущий Боже повсюду позаботится о своих. О том, какие он повидал чудеса, каких опасностей удалось избежать его молитвами, как он вступал в схватку с демонами и выходил победителем, равно как и о многих других его деяниях, из необходимости быть краткими мы не упоминаем.

Достигнув острова Де-Друма, он поселился там. По всей земле Мюнстера он рассыпал семена спасения. Тут и там звучали трубы небесные, разрасталась вера христианская, закладывались монастыри, сияли чудеса святых дев и мужей. По совету кормилицы своей святой Иты, чтобы Свет Божий осиял и иные народы, он в сопровождении своих учеников отправился в Британию. Узнав о славе наисвятейшего мужа по имени Гильдас, он по морю и суше отправился к нему. А тот, заранее предвидя его появление, сказал своим: “Приготовьте трапезу, ибо увидите второго Петра”. Когда Брендан оказался неподалеку, Гильдас приказал запереть ворота города семью железными засовами, чтобы всем явлена была святость прибывшего. Блаженный Брендан вместе со своими спутниками заночевал под небом. В ту ночь не переставая шел снег, но он не причинил им никакого вреда. На следующее утро привратник со стены сказал им: “Если истинна святость ваша, она откроет вам врата этого города”. Блаженный Брендан сказал, пусть Талмах, его ученик, дотронется до врат рукою, и стоило ему сделать это, как засовы отомкнулись, врата распахнулись, и братия, войдя внутрь, отправилась к дверям церкви, где святой Брендан повторил подобное чудо. Потом он повелел отслужить мессу, но возникло затруднение, ибо миссал был написан по-гречески. Но он всей душою призвал на помощь Божественную Благодать, которая вместе с испытаниями дарует и избавление, и даровано ему было знание, и он читал по-гречески, словно по-латыни. Когда была отслужена Божественная месса, весь народ получил из его рук Святое причастие. После этого, принятый с почетом, он провел три дня и три ночи за святыми беседами. Сообщили ему, что лев и львица пришли из соседней пустыни и вторглись в страну. Бесстрашный воин Христов отправился к ним в сопровождении Талмаха и повелел им: “Следуйте за нами, чтобы в будущем охранять скот этой страны”. И львы, взяв своих львят в пасти, последовали за ним, словно домашние псы, а затем, забыв о своей свирепости, служили в этом городе пастухами. Увидев это чудо и многие другие, святой Гильдас признал превосходство святого Брендана и предложил передать город под его начало. “Что, мне и целый мир?” — ответил ему святой.

Когда он покидал город, все плакали. Святой Брендан остался затем в Британии и основал там два монастыря, один на острове под названием Айлех, а другой в стране Этика, в месте под названием Бледа. Увидев вещий сон, он возвратился в Ирландию и на пустынном озере на острове Ойрбсен, подаренном ему королем Аэдом, сыном Эхдаха, прожил какое-то время, творя чудеса. Однажды на равнине, расположенной неподалеку от острова, перед ним простерся бедный человек со словами: “Отче, пожалей меня, несчастного, ибо король возложил на меня невыносимую повинность”. Заступник обездоленных, проникшись к нему жалостью и состраданием, разрыхлил посохом землю и, обнаружив золотой фунт, отдал его просящему со словами: “Никому не говори, кто дал тебе этот дар, но доставь его королю. Это освободит и тебя, и твоих потомков”. Человек, поблагодарив, отправился к королю и преподнес ему этот дар, сказав, кто был дарителем. Король ответил: “Золото Христово принадлежит не мне, а Его служителям. Тебя и твою семью я освобождаю от всех повинностей”.

Прошло время, и Брендан сказал братии: “Мы должны отправиться в Мюнстер, в этой стране для нас есть дело, там место нашего упокоения. Я услышал, что ангел тех мест сражается с именем моим . Мы же во имя Избавителя нашего придем к нему на помощь”.

Говорят, что в этом году короли Северной Ирландии, уже упомянутый Аэд и его родичи, вступили в сражение в местечке Кул-Дрейбне с Дермицием, королем Ирландии, и вышли из этой битвы победителями.

Человек Божий отправился туда и основал знаменитый монастырь под названием Клонферт. Из этого места отец многочисленных слуг Божьих освещал страну светом жизни и добродетели. Это там святой Брендан воскресил уже давно умершего отрока по имени Сенан, ибо пообещал родителям, которые отдали ему своего сына обучаться грамоте, что тот вернется к ним живым и здоровым.

До сих мор мы рассказывали обо всем понемногу. Теперь нам придется опустить многое, чтобы житие подходило для чтения вслух.

Итак, блаженный Христов воин, предвидя скорую кончину, отправился посетить свою сестру, святую деву Бригу. Когда она среди прочего спросила его о месте своего воскресения, он ответил: “Ты воскреснешь не здесь, а в своей стране, в Трайли, поэтому отправляйся туда, ибо люди, живущие там, последуют за тобой по пути, ведущему к милосердию Господа. Это место отведено мужчинам, а не женщинам. А меня Бог уже призывает к себе из темницы этого тела”. Едва услыхав эти слова, она весьма опечалилась и сказала: “Возлюбленный отче, все мы умрем с твоей смертью. Кто из нас сможет жить, когда тебя не будет с нами? Я куда моложе тебя, я умру”. И добавил Брендан: “Как наступит третья часть дня, я вступлю на свой путь”. А был это день воскресный. Причастившись Святых Даров, он сказал тем, кто был рядом: “Помолитесь за мой уход”. Брига спросила: “Чего боишься, отче?” Он ответил: “Боюсь того, что в одиночестве я буду идти, что тьмою покрыт мой путь, боюсь неведомой страны, лика Владыки, судного приговора”. После этого он приказал своим собратьям тайно доставить тело свое в Клонферт, чтобы его не задержали те, мимо кого они будут проезжать. Затем, расцеловав всех, сказал святой Бриге: “Избавь себя и друзей моих от злословия, то есть правду, которая во всем больше лжи, неотступно говори им. Ведь творящие злословие — это сыны погибели”. С этими словами, предсказав кое-что о грядущих временах, на девяносто шестом году своей жизни он отправился в мир вечного покоя. Святая братия провела наступившую ночь, воздавая хвалу Господу псалмами и молитвами, а на следующее утро благодатное тело было доставлено, как он и повелел, в монастырь и с почтением предано земле, где и ожидает грядущего воскресения в час пришествия Господа нашего Иисуса Христа, который жив и царствует вместе с Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Православные святые Западной Европы

Брендан Клонфертский (англ. Breanainn of Clonfert; ок. 484, — ок. 578), прозванный «Мореплавателем» или «Путешественником» — один из ранних Ирландских святых. Прославился главным образом своими поисками Рая. Св. Брендан родился в 484 году близ нынешнего Фенита, деревни и порта города Трали в графстве Керри на юго-западе Ирландии. Мирское имя его было Киаррайгт Луахра. Был крещён в Тубриде, близ Ардферта, Эрком, епископом Керри. Пять лет учился под руководством св. Иты, «Бригиты Мунстера», ещё некоторое время учился под руководством Эрка, овладел основами математики, астрономии и морской навигации, — но, став взрослым, решил посвятить себя Богу. Эрка рукоположил Брендана в священники в 512 году. По преданию, когда у коровы Эрка кончилось молоко, он обратился с молитвой к Господу, и молоко для кормления Брендана стали приносить олениха с оленёнком. Между 512 и 530 годами св. Брендан построил монашеские кельи в Ардферте и у подножия Брэндон Хилла (Шанакил- Seana Cill, обычно переводится как «старая церковь» — другое название — Балиневиноорах). Именно отсюда он пустился в своё знаменитое семилетнее плавание к Земле Обетованной. В Клонферте Брендан возглавлял общину из 3000 монахов. Однажды его посетил монах Барринд и рассказал об отшельнике по имени Мернок, который однажды предложил ему, Барринду, совершить путешествие на кожаной лодке к «земле обетованной». Плывя на запад, они прошли сквозь полосу густого тумана и достигли большой земли, богатой плодами и цветами. Пятнадцать дней бродили они по этой земле, пока не достигли реки, текущей с востока на запад. Здесь их встретил человек, который сказал, чтобы они не шли дальше, а возвращались домой. По словам «туземца», время на чудесной земле текло быстрее; оказалось, что Мернок и Барринд пробыли там целый год. Выслушав Барринда, Брендан собрал четырнадцать монахов своей общины и сказал им, что он желает посетить землю обетованную. Все сразу же согласились сопровождать его. Затем Брендан и его монахи построили лодку, обтянув деревянный остов бычьими кожами, продублёнными настоем дубовой коры, и промазав все швы жиром, чтобы не пропускали воду. В лодке они установили мачту, натянули паруса, поставили руль, погрузили припасы, запасные кожи и жир для их смазки и отплыли в туманное море. В староирландских святцах определён особый день для Egressio familiae S. Brendani, 22 марта. Плавание было долгим и тяжёлым. Первой землёй на горизонте стал маленький остров с «потоками воды, низвергающейся с обрывов». Здесь странники нашли жильё и пищу. К этому описанию подходит остров Св. Килды из числа Гебридских островов (кстати, известно, что там было древнее ирландское монашеское поселение). Оттуда путешественники поплыли к другим островам; на одном были «стада белоснежных овец и реки, полные рыбы», на другом — «трава и белые птицы». По мнению некоторых исследователей, эти детали дают основание полагать, что Брендан и его спутники достигли островов Стреме и Воге (Фарерские острова). Далее следовали два неопознанных острова: первый с «монашеством», второй с водой, которая «отупляет того, кто её пьёт». Сильные штормы увлекли курак Брендана на север, где он увидел «море, как скисшее молоко» и «огромный кристалл». По-видимому, путешественникам повстречались айсберги и битый лёд. Вскоре судно пришло к «горам, извергающим пламя», и «красным скалам» — «воздух там дышал дымами». Вероятно, это была Исландия. Шторм занёс мореплавателей на пустынное побережье, где они жили некоторое время «во чреве кита», то есть, укрывшись за толстыми рёбрами китового скелета. Специалисты полагают, что пустынным побережьем скорее всего была Гренландия. После сильной бури и длительного плавания отважные путешественники оказались «в стране с солнцем, лесами и большой рекой, уходившей внутрь страны». Вероятно, это было побережье полуострова Лабрадор и река Св. Лаврентия? Такова история путешествия Брендана. Как и всякая легенда, дошедшая до нас через столетия, она «дополнялась» и «уточнялась» пропорционально количеству людей, с нею знакомившихся и её передававших. Однако, основа сказаний оставалась неизменной до IX века, когда их записали. Итак, вполне возможно, что в VI веке нашей эры состоялось плавание ирландских монахов к Северной Америке — за 900 с лишним лет до Колумба. Но плавсредством послужила не эскадра крепко сколоченных каравелл, а кожа натянутая на деревянный каркас. Христофор Колумб в своих доводах о существовании морского пути через Атлантику в Азию полагался именно на легенды о св. Брендане. Как жанр «Плавание св. Брендана» (на латыни «Navigatio Sancti Brendani») является популярной тогда формой литературы, характерной для Ирландии, иммрамом, описывающим ряд приключений героя в лодке. Например, есть некоторое сходство с «Плаванием Брана», написанным намного раньше. В «Плавании» этот тип повествования смешивается с религиозной аскетической традицией, когда ирландские монахи в одиночку плавали на лодках, так же как их пустынные собратья удалялись в пещеры. Христианское отшельничество и аскетизм, присущий “Веку Святых”, получил наиболее полное выражение в практике странствий так называемых peregrini, искавших уединенной жизни на островах в океане. Эти сюжеты стали основой для целой группы ирландских повестей, известных под названием Immrama (ед. ч. immram). Они имеют вполне реальную подоплёку. Частью они являются отголосками реальных путешествий, таких как плавание Кормака уа Лиатана, о котором рассказывает Адамнан, и странствие трёх ирландцев, посетивших короля Альфреда в 891 г., как говорится в Англо-Саксонской Хронике. Древнейшее из христианских immrama — “Плавание лодки Майль-Дуйна” (Immram Curaig Maile Duin), которое в дошедшей до нас форме датируется X веком, но, вероятно, основывается на оригинале VIII века. Здесь кратко можно сказать, что в истории о Майль-Дуйне и его молочных братьях рассказывается о их путешествии по безбрежному океану, посещении фантастических островов и о чудовищах, будто сошедших со страниц средневековых бестиариев и поздних античных романов. Два других христианских immrama, перечисленных в Лейнстерской Книге, также сохранились. Одно из них — это “Путешествие Снедгуса и Мак Риаглы” (Immram Snedgosa ocus Maic Riagla), сага IX или X века, оригинальной версией которой является поэма в 76 станцах. Это рассказ о двух peregrini с Ионы, совершающих плавание на запад. Во время своего плавания они посещают восемь островов. Некоторые эпизоды позаимствованы из “Плавания Майль-Дуйна” (Immram Maile Duin) и из визионерской литературы, отметим и многочисленные библейские реминисценции. Третье “Плавание”, упоминаемое в списке Лейнстерской Книги,- “Плавание лодки О’Хорра” (Immram Curaig Ua Corra), сохранившееся в поздних рукописях. Текст в дошедшем до нас виде тоже поздний, но содержит более древний материал, обнаруживаемый уже в “Плавании Майль-Дуйна” и в “Плавании Брендана”, так что эта сага, скорее всего, основывается на раннем оригинале, возможно даже VIII века. Два рассказа о путешествиях св. Брендана в действительности представляют собой непосредственное описание peregrinatio, добровольного изгнания, которое было одним из характерных аскетических испытаний “Века Святых”. Существует несколько версий путешествия Брендана; во всех говорится о том, как он отправился в плавание по Атлантическому океану с шестьюдесятью пилигримами (в других версиях с четырнадцатью, и ещё тремя неверующими, присоединившимися к ним в последнюю минуту) на поиски Эдема. Это, если произошло, могло случиться приблизительно в 530 году, до его путешествия в Британию. Святой Брендан дал обет отправиться в паломничество к неизведанным землям. Ему было видение голубя, указывавшего путь к острову. В поисках прекрасной земли святой Брендан дважды отправлялся в плавание, в первый раз на плоту из надутых шкур, а во второй — на деревянной лодке, обтянутой шкурами. Вера святого послужила причиной удивительных событий. Однажды на Пасху он со своими спутниками высадились на острове, который начал двигаться, как только разожгли на нём огонь. Остров оказался гигантским китом Яскониусом. Животное было укрощено святым Бренданом, как и многочисленные водовороты. На спине его святой со всеми спутниками отслужил мессу. После охранительной молитвы кит нырнул в волны и уплыл. Даже сатана не смог нарушить безмятежность духа святого человека, показывая ему муки ада. Более того, святой Брендан вернул к жизни одного из спутников-монахов, пожелавшего тоже взглянуть на запретное зрелище. На своем пути он встретил великана-язычника, которого обратил в христианство, ужасающую мышь, огромного морского кота и пересёк полупрозрачное море. В конце концов, он достиг острова, явленного ему в видении. Это был остров духов-птиц, возможно, это была земля обетованная, место христианского возрождения, чем-то напоминающее кельтский остров Блаженных. Хотя принято считать, что это плавание — религиозная аллегория, всё же нет единого мнения о том, было ли оно на самом деле, и не был ли «Остров Блаженных», которого достиг Брендан, Америкой. Более того, существует общество св. Брендана, которое доказывает, что Брендан — первый европеец, добравшийся до Америки, и даже отмечает годовщину этого факта. Как показывает пример Тима Северина, то, что Брендан мог доплыть до Северной Америки, не является невозможным; в этом случае он действительно был одним из первых европейцев, посетивших Новый Свет. Английский учёный Тим Северин на протяжении нескольких лет занимался изучением «Плавания святого Брендана» и других источников о мореходстве в древней Ирландии. В 1975 году, совместно с конструктором Колином Мьюди, он спроектировал и построил кожаную лодку, получившую название «Брендан». Тим Северин строил своё судно, руководствуясь средневековыми иллюстрациями к житию святого Брендана. Разрабатывая конструкцию, Колин Мьюди стремился сделать корпус по возможности лёгким, чтобы можно было взять достаточное количество припасов. Предполагалось, что с лодкой справится экипаж из четырёх-пяти человек. Судно, достигавшее 12 метров длины, само по себе весило полторы тонны, — но с учётом веса членов экипажа, снаряжения, питьевой воды и воды, впитавшейся в кожу обшивки, водоизмещение «Брендана» при полной загрузке приближалось к пяти тоннам. Паруса, как и в далеком прошлом, были изготовлены из льна. Управление осуществлялось широколопастным веслом, закреплённым по правому борту; узкие гребные вёсла достигали в длину 3, 5 метров. Планширы были изготовлены из дуба, стрингеры и шпангоуты — из ясеня, мачты — из брусьев ясеня, а их опоры — из дуба. Остов лодки был связан кожаными ремнями без применения металлических гвоздей или деревянных шипов, а затем обтянут 49 кожами! Строго следуя старинным рецептам, кожи пропитали животным воском, а ремни — тресковым жиром. Последние были, к тому же, вымочены в растворе квасцов. Этот способ обработки ремней знали ещё в Древнем Риме. При сшивании кож применили льняные нитки; для такелажа использовали тросы из того же материала, и не ошиблись: лён прекрасно зарекомендовал себя в плавании. В соответствии с ирландским эпосом, маршрут, проложенный Тимом Северином, соединил Ирландию и Канаду через Атлантический океан. Плавание было рассчитано на два сезона — 1976 и 1977 годы. Первый этап: Ирландия, Гебриды, Фареры, Исландия. Второй: Исландия, Ньюфаундленд. В книге Тима Северина «Путешествие на «Брендане» описывается, что кожаное судно отлично выдержало многодневное плавание в холодных водах Атлантики и встречи с ледяными островами, которые, к счастью, не смогли нарушить его герметичность. Сколько мужества, хладнокровия и находчивости пришлось проявить Тиму Северину и его товарищам. Сколько критических ситуаций встретилось мореплавателям на их пути. Надо заметить, что подвиг Северина и его спутников был труднее, чем путешествие кельтских монахов. Современным цивилизованным людям было нелегко оказаться в шкуре средневековых мореходов, закалённых и неприхотливых, как мало кто из наших современников. К тому же, согласно выводам учёных, гидрометеорологические условия во времена святого Брендана были более щадящими; климат — мягче и теплее. Паковых льдов древние ирландцы в летние месяцы, наверняка, не встречали. К тому же, они осуществляли своё «ступенчатое» плавание целых семь лет, пережидая на суше непогоду; а экипаж Тима Северина преодолел тот же маршрут всего за два сезона. Экспедиция на точной копии древнеирландского кожаного судна показала возможность плаваний в VI веке через океан. Но доказала она и другое: вечность человеческого мужества. Тим Северин в своей книге объяснил легендарные происшествия случившиеся с Бренданам, как реальные, но описанные в средневековых источниках в мифологической форме. В VI веке, после того как история семилетнего плавания получила известность, в Ардферт стали стекаться толпы паломников и учеников. Как следствие, в течение нескольких лет было построено несколько монастырей — в Галлерусе, Килмалхедоре, Брэндон Хилле, на островах Бласкет — с целью удовлетворить нужды тех, кто пришёл за духовным руководством св. Брендана. Основав епископство в Ардферте, Брендан отправился в Томонд, и основал монастырь в Инис-да-друйм (ныне Кони Айленд), нынешнем приходе Килладисерт, графство Клэр, около 550 года. Затем он съездил в Уэльс, а оттуда на святой остров Айона у восточного побережья Шотландии, где в 563 г. встретился с Колумбой; в Шотландии остались следы апостольского рвения св. Брендана — Кил-брэндон (близ Обана) и залив Кил-бреннан. После трёхлетней миссии в Британии он вернулся в Ирландию и многих обратил в христианство в разных частях Лейнстера, особенно в Дисарте (графство Килкенни), Киллини (Туббербо) и Брэндон Хилле. Он основал церкви в Инчикине, графство Голуэй и Инишглоре, графство Майо. Наиболее прославленным его детищем был Клонферт, основанный в 557 году, настоятелем которого он был назначен св. Мойненном. В Клонферте он и был похоронен. Церковью Брендан причислен к лику святых, день памяти 16 мая. Брендан является общим святым Вселенской Церкви, поскольку он жил и его прославили до раскола на западную и восточную — католическую и православную церкви.

Гебридские острова: описание, достопримечательности, интересные факты и отзывы

Вдоль западного побережья Шотландии раскинулись неприступные Гебридские острова, которые кажутся холодными и негостеприимными. Однако путешественники находят в них особую романтику и влюбляются в далекий край, славящийся живописными ландшафтами. Еще в античные времена архипелаг с непостоянной морской стихией упоминался в трудах римлян и греков.

Испокон веков люди, бросающие вызов судьбе, пытались выжить в суровых условиях, а викинги и кельтские племена, англичане и шотландцы мечтали завладеть землей, большая часть которой была каменистой или заболоченной.

Немного фактов об архипелаге

Архипелаг, находящийся в Атлантическом океане, получил неофициальное название «миниатюрная Шотландия» за разнообразие уникальных достопримечательностей. Условно его делят на две группы – Внешние и Внутренние Гебридские острова. Если первые отделяются проливом Литл-Минч и компактно ютятся к северо-западу от автономной области, то вторые располагаются у берегов государства, являющегося частью Великобритании.

Гебриды, состоящие примерно из 500 небольших островков (к обитаемым относятся не более ста), – это настоящее царство промозглого ветра и мощных волн. Когда-то давно от материка откололся гигантский кусок суши, раздробившийся на множество частей. Так появился Гебридский архипелаг площадью 7,2 тыс. км2. Более 1,5 тыс. км2 занимают озера, благодаря которым сформировался особый климат с частыми дождями и туманами, приходящими с запада.

Как отмечают туристы, погода здесь чрезвычайно переменчива: в течение часа ясное небо затягивается серыми тучами, и Гебридские острова, являющиеся продолжением горных массивов Шотландии, скрываются в молочной пелене. А умиротворяющие морские волны прозрачно-синего оттенка тут же сменяются устрашающими гигантскими валами свинцового цвета.

Старинные памятники Шотландии

Нельзя не упомянуть о важной роли архипелага не только в становлении, но и сохранении шотландской культуры. Здесь можно познакомиться со старинными памятниками, представляющими большой интерес для отдыхающих. На тех островах, которые обитаемы, возвышаются величественные замки, дошедшие до потомков из прошлых эпох. В таинственной серой дымке они приобретают загадочный ореол, и кажется, будто здесь оживают старинные шотландские легенды про доблестных рыцарей, сражавшихся с драконами.

Уникальный остров Стаффа с пещерами и базальтовыми колоннами

Остров Стаффа – это одно из интереснейших мест Гебридских островов в Шотландии. Туристы, побывавшие в необычном уголке, признаются, что при виде фантастических пейзажей у них замирало сердце. Каменные базальтовые колонны, придающие территории мистическое очарование, и многочисленные подземные царства привлекают гостей, любующихся чудом природы.

Самой известной считается Фингалова пещера с отличной акустикой, за что ее прозвали «поющей». Звуки прибоя, которые отражаются под ее сводами, разносятся повсюду, и специалисты сравнивают ее с величественным собором. Нерукотворные достопримечательности находятся под охраной ЮНЕСКО с 1968 года.

Тайны и загадки

Гебридские острова, образовавшиеся еще в ледниковый период, – это место, где не так часто ступает нога человека, и каждая жемчужина архипелага может похвастать как любопытной историей, так и уникальными достопримечательностями. Как говорят ученые, здесь местных загадок хватает с лихвой, и необычный мегалитический комплекс, расположенный на острове Внешних Гибрид, является тому подтверждением.

Остров Льюис и шотландский «Стоунхендж»

Аналог английского Стоунхенджа, превосходящий его по возрасту, находится в деревушке Калланиш (о. Льюис). В 1981 году археологическая экспедиция раскопала каменный круг, покрытый толстым слоем торфа, получивший одноименное название. Внутри очищенных от грунта тринадцати вертикальных глыб высотой чуть более трех метров находится огромная плита. Специалисты считают, что таинственный круг возведен приверженцами культа Луны около пяти тысяч лет назад.

Известно, что до XIX века местные жители в определенный день собирались у каменных стражей и проводили загадочные ритуалы. Любопытно, что за булыжниками стоят глыбы поменьше, и с высоты видны очертания кельтского креста, концы которого направлены на четыре стороны света. К сожалению, никакой информации о строителях самого впечатляющего места на архипелаге нет. Не подвергается сомнению лишь их инженерное мастерство, позволившее создать настоящее чудо, вызывающее множество вопросов у современных ученых.

Кроме того, на территории располагаются и другие мистические сооружения из камня, а также могильные курганы, тайны появления которых канули в Лету вместе с теми, кто их возводил. Мегалиты, найденные учеными, свидетельствуют о деятельности первобытного человека в неолите – новокаменном веке. Восемь лет назад было обнаружено еще одно сооружение, пока плохо изученное археологами, предположившими, что оно является ритуальным.

Остров Харрис

К Внешним Гебридским островам, образующим одну из 32 областей страны, относится isle of Harris, на песчаных пляжах которого обожают отдыхать туристы.

Харрис и Льюис – это один и тот же крупный остров, который делится на две части узким перешейком. Чудесный уголок с красивейшими пейзажами считается сердцем Шотландии. Север острова представляет собой торфяники, а юг с потрясающими пляжами выбирают отдыхающие.

Остров Скай

Горный массив Куиранг, расположенный на севере самого крупного острова Скай (архипелаг Внутренние Гебридские острова), напоминает местечко, фантастические пейзажи переносят в волшебный мир, далекий от реальности. Главной его достопримечательностью считается скалистый мыс Троттерниш, восхищающий возвышающимися над водной поверхностью базальтовыми глыбами.

Туристам, оценившим красоту отвесных скал, величественных горных вершин, мощных утесов, кажется, что они попали в настоящую сказку. Только создала ее природа-матушка, как и самую знаменитую скалу, напоминающую своими выступами старика, который пристально вглядывается в даль.

Остров Северная Рона

Уединенный уголок в Северной Атлантике настолько изолирован от всех остальных, что его часто забывают нанести на географическую карту Великобритании. Много веков назад остров избрали своим пристанищем христианские отшельники, позднее на нем жили скандинавские народы, захватившие Гебридские острова.

В VIII веке здесь поселился ирландский епископ, которого позднее признали святым Ронаном. Ronan возвел молельню – древнейшее христианское строение Шотландии, сохранившееся до наших дней. Любопытные гости миниатюрного острова могут проползти в полузатопленное сооружение, выполненное из земли, и увидеть аскетичное убранство, проливающее свет на то, как жили отшельники на Роне тысячу лет назад.

Отзывы туристов

Там, где находятся Гебридские острова с прибрежными скалами, заболоченными лугами и торфяниками, живописные ландшафты отличаются самыми причудливыми очертаниями, которые будоражат воображение. Туристы признаются, что время на архипелаге, где царит умиротворение, словно останавливается. Это идеальное место для релаксации и медитации. Здесь можно насладиться звенящей тишиной, познакомиться с мистическими природными памятниками, мрачными руинами, которые созданы для того, чтобы восхищаться ими.

На самом краю земли располагаются настраивающие на романтический лад Гебридские острова. Дикая Шотландия, окруженная ими, – это страна, где силы природы явственно ощущаются, и она отражается в них словно в зеркале.

Суровая северная красота с бушующими штормами манит не только путешественников, желающих побывать на краю земли, но и творческих людей, обретающих вдохновение в очаровании девственной природы, где человек находит покой. Как говорят путешественники, познать суть опустевшего в 30-х годах прошлого века архипелага после знакомства очень сложно, но никому не хватит времени на то, чтобы узнать его полностью.