Церковь девы Марии в стамбуле

Церковь Одного дня в Стамбуле: Место, куда приходят люди за исполнением желаний


Церковь Исполнения желаний, Стамбул.

Самая необычная церковь в крупнейшем городе Турции имеет несколько названий. Местные жители называют её Церковью Одного дня, туристы Церковью Исполнения желаний или Церковью ключей. Общепринятые названия: Церковь Девы Марии и Церковь Святого источника. Первого числа каждого месяца у ворот храма собирается множество народа. И, судя по неиссякаемому потоку людей разных вероисповеданий, желания действительно исполняются, если человек искренне верит в чудодейственную силу этого места.

Целебный источник


Внутри церкви. / Фото: www.otzyv.ru

Дата постройки этой церкви неизвестна, но широко распространена легенда о её возникновении. В середине XVIII века здесь был расположен сад, купленный греком. Дочери владельца сада Марии приснился сон, в котором Пресвятая Дева сообщила девочке о целебном источнике на территории сада и указала точное его месторасположение.

Лестница, ведущая к источнику. / Фото: www.gustau.livejournal.com

Утром вся семья отправилась к указанному месту. Они вместе поблагодарили Господа за явленное чудо и на нехитрые сбережения построили церковь Девы Марии. Источник и поныне можно найти в одном из подвальных помещений. Паломники выстраиваются в отдельную очередь, чтоб набрать не слишком вкусной, но целебной воды.

Воду из источника можно набрать прямо из установленных кранов. / Фото: www.gustau.livejournal.com

Ключи счастья


Первого числа каждого месяца к церкви выстраиваются огромные очереди. / Фото: www.gezilecekyerler.com

Помолиться в церкви в тишине, исповедаться и попросить благословения можно по вторникам и четвергам, а вот для гарантированного исполнения желаний существует лишь 12 дней в году. Каждого первого числа нового месяца можно приобрести специальные ключи, открывающие двери счастью. Некоторые просят благословения на исполнение желания и в другие дни, но традиция всё же обозначает для этого всего один день в месяце.

Ключи счастья. / Фото: www.blackwarlock.ru

В какое время церковь впервые стала исполнять желания, доподлинно неизвестно. Однако внутри храма есть множество старинных, веками намоленых икон в тяжёлых деревянных окладах. Некоторые закрыты стеклом, в котором вырезаны круглые окошечки, дабы не препятствовать верующим прикладываться к лику святого.

В Церкви Исполнения желаний. / Фото: www.lotostat.ru

Все деревянные оклады запираются на небольшие замочки, ключи от которых можно купить при входе в церковь. Вот эти ключи и становятся гарантией исполнения желаний. Каждый ключик – это одно желание, сколько желаний требуется исполнить, столько ключей и надо приобретать. По слухам, каждый первый день месяца распродаётся около 3000 таких ключей счастья.

Записки-желания под стеклом иконы. / Фото: www.youtube.com

Многие посетители привозят записки от своих знакомых, которые не могут лично посетить церковь. Они кладут записки внутрь икон, предварительно купив ключики по числу желаний.

Алгоритм для исполнения желаний


В Церкви Исполнения желаний царит особенная атмосфера. / Фото: www.gustau.livejournal.com

Удивительно, но эта церковь пользуется популярностью среди представителей разных религий. В Церкви Девы Марии можно встретить православных, католиков и мусульман. Каждый молится по-своему, но вот сам алгоритм получения желаемого для всех одинаков.

В церкви очень многолюдно каждого первого числа нового месяца. / Фото: www.wiki.orthodoxographia.com

После покупки ключей необходимо обойти все иконы в храме, открывая оклад на каждой иконе по очереди своим ключом. Если ключик не подходит к замку, нужно имитировать его открывание и отправляться к следующему окладу. Проделать данные действия необходимо с каждым имеющимся ключом, планомерно подходя ко всем иконам в церкви, рассказывая святым о своих желаниях.

Ключи и свечи продаются справа и слева от входа в церковь. / Фото: www.wiki.orthodoxographia.com


Можно открыть оклад иконы чисто символически. / Фото: www.wiki.orthodoxographia.com

После завершения действия с ключами непременно нужно получить благословение у батюшки, затем спуститься к источнику, чтобы умыться, испить целебной воды, набрать немного с собой. После этого можно смело отправляться домой, бережно храня ключи счастья.

Ключик надо хранить, пока желание не исполнится, а затем нужно обязательно вернуть его в церковь. / Фото: www.wiki.orthodoxographia.com

Круговорот ключей в природе


Во внутреннем дворике всегда можно встретить тех, кто раздаёт сладости. Это те счастливчики, чьи желания уже исполнились. / Фото: www.wiki.orthodoxographia.com

Когда желание исполнилось, можно снова собираться в Стамбул. Согласно традиции, когда желаемое исполнилось, ключ непременно надо вернуть на место, в Церковь Одного дня.
И угостить прихожан чем-нибудь сладким. Кто-то, возвратившись, раздает кусочки сахара, кто-то – ароматную медовую пахлаву. И рассказывают всем, что это действительно работает, желания исполняются.

Церковь Исполнения желаний, Стамбул. / Фото: www.forum.awd.ru


В Церкви Одного дня людской поток не иссякает. / Фото: www.wiki.orthodoxographia.com

Адрес Церкви Девы марии: Hacı Kadın Mahallesi, Katip Çelebi Caddesi No:25, 34134 Fatih/İstanbul, Турция. Добраться до неё можно на метро М1 или трамвае Т1, доехав до станции Aksaray. Сойдя на станции нужно пройти пешком около 25 минут по бульвару Ататюрка. В случае возникновения трудностей, местные жители с удовольствием покажут дорогу.


Продолжить путешествие по столице Турции помогут коллажи знаменитых видов Стамбула.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Церковь Святой Марии Драперис

Римско-католическая церковь

Церковь Святой Марии Драперис

тур. Meryem Ana Draperis Latin Katolik Kilisesi
итал. Chiesa di Santa Maria Draperis

Страна

Турция

Город

Стамбул

Конфессия

католицизм

Архитектурный стиль

неоклассицизм

Первое упоминание

1584 год

Строительство

1678—1769 годы

Медиафайлы на Викискладе

Церковь Святой Марии Драперис (тур. Meryem Ana Draperis Latin Katolik Kilisesi, итал. Chiesa di Santa Maria Draperis) — римско-католическая церковь в Стамбуле. Установленная в 1584 году, церковь является одним из самых древних римско-католических приходов в Стамбуле.

Расположение

Здание находится в Стамбуле, в районе Бейоглу, на улице İstiklâl Caddesi, 431 (бывшая улица Grande Rue de Pera); в нижней части крутой лестницы, которая защищена художественной оградой.

История

В 1453 году, за несколько месяцев до османского завоевания Константинополя, францисканские монахи завершили строительство церкви Святого Антония Кипариса (итал. Sant’Antonio dei Cipressi) в Сиркеджи (центром венецианских купцов в Константинополе в то время) на южном берегу Золотого Рога, но вскоре после завоевания они были вынуждены отказаться от неё. После нескольких странствий, в 1584 году они переехали в Галату, где левантинская женщина, Клара Мария Драперис (итал. Clara Maria Draperis) передала им дом с небольшой часовней. Алтарь часовни был украшен деревянной иконой, изображающей Деву Марию. Часовня была сожжена полностью в 1660 году, но икона была спасена благодаря членам семьи Драперис. В случае полного уничтожения из-за пожара, по законам Османской империи, земля должна быть передана в пользу государства. В связи с этим, в целях восстановления церкви монахи должны были сначала попросить разрешение на султанский фирман, позволяющий реконструкцию; но в отсутствии этого, только что перестроенная церковь была разрушена в 1663 году правительством Османской империи.

Монахи покинули окрестности и поселились у подножия Пера (сейчас — район Бейоглу), в месте под названием Дертйоле (тур. Dörtyol). Они построили в 1678 году новую церковь, которая сгорела в 1697 году, был восстановлена и вновь разрушена сильным землетрясением 1727 года. Возведённое ещё раз, здание сожжено в третий раз в 1767 году и было окончательно восстановлено в пятый раз в 1769 году. После каждой катастрофы икона Богородицы теперь всегда может быть спасена, и по сей день украшает главный алтарь.

Наряду с церквями Святого Антония Падуанского и Святых Петра и Павла (англ.)русск., церковь Святой Марии была одной из трёх римских католических приходов в левантийском квартале Стамбула. В 19 веке она стала одной из самых престижных католических церквей в городе. В 1803 году её приход состоял из 470 левантинцев, а также несколько арабских католиков из Алеппо и армяно-католиков.

Архитектура и интерьер

Вход в церковь

У сооружения есть вход, выполненный в неоклассическом стиле, украшенный статуей Девы в эдикуле, к которому можно спуститься по лестничному пролёту, ведущему вниз к церкви. Здание имеет прямоугольную структуру и покрыто сводом, украшенным в 1874 году и имеющем три нефа. У церкви есть колокольня с квадратной планировкой, которая не видна с улицы. Величественный главный алтарь, воздвигнутый в 1772 году, сделан из розового каррарского мрамора, и украшен иконой, пожертвованной Марией Драперис.

Церковь украшают четыре картины, три из которых венецианской школы. Первая, расположенная на правой стороне при входе в церковь, написана в 1873 году и изображает Непорочное зачатие Девы Марии и двух франсисканских святых. Вторая картина представляет собой Франциска Ассизского, получающего стигматы в Ла Верне (итал.)русск.. Слева от присветерия — картина, изображающая смерть Святого Иосифа при помощи Иисуса и Марии; а другая, рядом со входом, изображает Святого Роха — защитника от чумы и болезней, поражавших Стамбул несколько раз в прошлом. Богослужение Крестного пути (лат. Via Crucis), статуя Антония Падуанского, и фрески в баптистерии — все являются произведениями 1959 года Альберто Фарина (итал. Alberto Farina).

Два витража на апсидах представляют собой Немецкую витражную школу и изображают Святого Франциска и Клару Ассизскую. Внутри церкви, несколько именных надгробий 18-го и 19-го веков (большинство из них — итальянские или латинские) напоминают богатых левантийских семей, благотворителей храма, епископов и консулов европейских стран в Константинополе.

Примечания

Церковь Богородицы Паммакаристы

Достопримечательность

Церковь Богородицы Паммакаристы Страна

Турция

Местоположение

Стамбул

Конфессия

Православие

Тип здания

пятиглавая базилика

Архитектурный стиль

византийская архитектура

Дата основания

прибл. XI век

Приделы

Спасский придел

Состояние

пареклесий — музей, основное здание — действующая мечеть

Медиафайлы на Викискладе

Церковь Богородицы Паммакаристы («Радующейся»), мечеть Фетхие-джами («Завоевания») — самый значительный памятник искусства, сохранившийся в Стамбуле от правления Палеологов. По площади уцелевших мозаик уступает лишь собору св. Софии и церкви в Хоре.

Пятиглавое (и поначалу трёхнефное) здание принадлежит к довольно позднему периоду в развитии византийского зодчества (вероятно, к XII веку). Многие историки и археологи считают, что первоначальная конструкция здания может быть отнесена ко времени Михаила VII Дуки (1071—1078). Шведский учёный Эрнест Мамбури предположил, что церковь была основана в VIII в. Наружные фасады здания демонстрируют типичный пример поздневизантийской архитектуры.

План парекклесий — музей с мозаикой. Другая часть здания близка к туристам и принадлежит действующей мечети Fetiye camii.

По одной из версий, нынешнее здание было возведено вскоре после конца владычества крестоносцев над Константинополем (1261 г.), когда византийцы занимались восстановлением города. Согласно письменным источникам, здание было построено протостратором Михаилом Главой Дукой Тарханиотом, племянником императора Михаила VIII Палеолога, между 1292—1294 гг.

Вскоре после 1310 года вдова византийского военачальника Михаила Главы (Μιχαὴλ Δοῦκας Γλαβᾶς Ταρχανειώτης) Мария (в монашестве Марфа) соорудила у юго-восточной стороны храма Спасский придел, в котором они оба были захоронены.

Спустя 3 года падения Константинополя, в 1456 году Вселенский патриарх перенёс свою кафедру в церковь Паммакаристы, где она оставалась до 1587 года.

В 1590 году султан Мурад III ознаменовал завоевание Закавказья обращением церкви в мечеть Fethiye Camii («мечеть Завоевания»). При создании молельного зала были разобраны все внутренние перегородки и перекрытия. Мечеть подверглась реставрации в 1845-46 гг.

В 1949 году комплекс был реставрирован американским институтом Византии и с того времени помещения с мозаиками функционируют как музей. С осени 2011 здание закрыто на реставрацию.

Пареклесия

Пареклесия — южный придел храма, посвященный Иисусу Христу, в отличие от остальных интерьеров, сохранил мозаичный декор, относящийся к XIV в. Параклесий имеет крестообразный план, купол высотой 2,3 м над наосом, галерею и нартекс.

Вид на центральный купол парекклесии с Христом Пантократором, окруженный пророками Ветхого Завета

По южной стене каллиграфическим рельефом начертана эпитафия, сочинённая придворным поэтом Мануилом Филом.

После реставрации мозаик, предпринятой американцами в 1949 Byzantine Institute of America Думбартон-Окс, пареклесия открыта для посетителей в качестве музея.

На апсиде изображения Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя. В куполе изображен Пантократор и 12 пророков, в парусах — сцены Крещения и фигуры святых.

Пророки:

  1. Исайя. Надпись на свитке: «Вот, Господь восседит на облаке легком» (Ис.19:1)
  2. Моисей. «Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык» (Вт. 10:17)
  3. Иеремия. «Вот наш Господь, ничто с ним не сравнится»
  4. Софония. «Огнём ревности Его пожрана будет вся эта земля» (Сф.1:18)
  5. Михей. «Гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами» (Мх. 4:1)
  6. Иоиль. «бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это.» (Иоиль 2:21)
  7. Захария. «Господа Саваофа — горою святыни» (Зх. 8:3)
  8. Авдий. «на горе Сионе будет спасение» (Авдий 1:17)
  9. Аввакум. «Господи! услышал я слух Твой » (Авв. 3:2)
  10. Иона.»Молитва моя дошла до Тебя» (Иона 2:8)
  11. Малахий. «Вот, Я посылаю Ангела Моего» (Малахий 3:1)
  12. Иезекииль. «И тогда все верующие исчезнут»

В юго-западной части наоса находятся шесть фигур святых монахов. В центре паруса купола находится св. Антоний. Внизу западного паруса — фигура Ефимия, наверху в парусах северо-западной колонны — Савва и Иоанн Лествичник. В западной арке находятся Арсений и Харитон.

Галерея

  • Спаситель, мозаика в конхе

  • интерьер

  • Св. Антоний

  • Ангел

ФЕТХИЕ́-ДЖАМИ́

Фетхие-джами. «Христос Пантократор». Мозаика купола придела Иисуса Христа. Ок. 1310 или ок. 1315. Фото П.С. Павлинова

ФЕТХИЕ́-ДЖАМИ́ (Fethiye Camii), па­мят­ник ви­зант. ар­хи­тек­ту­ры в Стам­бу­ле. Быв. цер­ковь Бо­го­ро­ди­цы Пам­ма­ка­ри­сты мон. Пам­ма­ка­ри­стос (ос­но­ван в 12 в., рас­ши­рен в 1290-е гг.). Од­но­гла­вая цер­ковь с 3 ап­си­да­ми (пе­ре­строе­ны ок. 1588 при об­ра­ще­нии Ф.-д. в ме­четь), ру­ка­ва кре­ста пе­ре­кры­ты кре­сто­вы­ми сво­да­ми. Осн. объ­ём ок­ру­жён 3-сто­рон­ней га­ле­ре­ей. Фун­да­мент церк­ви вклю­ча­ет цис­тер­ну с ко­лон­на­ми и сво­да­ми. На внеш­ней сте­не – фре­ски ру­бе­жа 13–14 вв., час­тич­но за­кры­тые при строи­тель­ст­ве с юга па­ракк­ле­сия (при­де­ла Ии­су­са Хри­ста; ок. 1310 или ок. 1315; ны­не му­зей). Па­ракк­ле­сий – кре­сто­во-ку­поль­ный, од­но­гла­вый, с од­ной ап­си­дой, с за­па­да – нар­текс с 2 ку­по­ла­ми; час­тич­но со­хра­ни­лись мо­заи­ки, па­мят­ник т. н. па­лео­ло­гов­ско­го ре­нес­сан­са (ок. 1310 или ок. 1315): Пан­то­кра­тор и про­ро­ки – в гл. ку­по­ле, в ап­си­де – Хри­стос Ипе­ра­гаф (Сверх­до­б­рый) с Бо­го­ма­те­рью и Ио­ан­ном Кре­сти­те­лем по сто­ро­нам, Кре­ще­ние, свя­ти­те­ли и пре­по­доб­ные в пол­ный рост и в ме­даль­о­нах. Фи­гу­ры свя­тых ста­ту­ар­ны, име­ют пра­виль­ные про­пор­ции, склад­ки их ши­ро­ких одежд об­ра­зу­ют под­виж­ный ри­су­нок. Ф.-д. бы­ла ре­зи­ден­ци­ей Все­лен­ско­го пат­ри­ар­ха (ок. 1455 – ок. 1588).

Церковь Марии Монгольской

Православный храм

Церковь Марии Монгольской

Ἡ Παναγία τοῦ Μουχλίου

Общий вид храма с юго-восточной (алтарной) стороны.

Страна

Турция

Стамбул

Фенер, Фатих и Стамбул

Конфессия

Православие

Епархия

Архиепископия Константинополя

Тип здания

Церковь

Архитектурный стиль

Архитектура Византии

Дата основания

Состояние

Действующий храм

Медиафайлы на Викискладе

Фирманы Мехмеда II и Баязида II, предоставляющий собственность церкви греческой общине

Церковь Богоматери Панагиотиссы (греч. Παναγία τῶν Μογγολίων или греч. Παναγία Μουχλιώτισσα; тур. Kanlı Kilise или Meryem Ana Rum Ortodoks Kilisesi) — единственная сохранившаяся с византийских времён церковь Стамбула, которая никогда не служила мечетью и в которой всегда совершалась божественная литургия. Её внутренние стены покрыты свезёнными со всего города иконами, некоторые из которых византийского происхождения. В настоящее время богослужение совершается в отдельные дни, в частности 15 августа (Успение — храмовый праздник) и во вторник Светлой седмицы.

История здания

Основательницами женского монастыря на месте нынешней церкви считаются преподобные Евстолия и Сосипатра (дочь императора Маврикия). В XI в. рядом возник мужской монастырь Всех Святых, многие насельники которого прибыли из Великой лавры на Афоне. В годы владычества латинян мужской монастырь был упразднён, а женскую обитель возобновил Исаак Дука, тесть Георгия Акрополита и отец матери Михаила Восстановителя. В 1266 г. построенная на его средства церковь была расширена и расписана.

В 1281 г. в Константинополь возвратилась овдовевшая после смерти персидского ильхана Абаки дочь Михаила, Мария Деспина Монгольская. Именно ей монастырь обязан своим нынешним обликом и названием. Наследники Марии Монгольской, впрочем, не уделяли обители должного внимания и даже передали её в залог. При падении Константинополя околоток стал местом самого яростного сопротивления захватчикам. Об этом напоминает кирпично-красный цвет штукатурки и прозвище «кровавой церкви», данное турками храму.

При султанах Селиме I и Ахмеде II церковь пытались обратить в мечеть, но этим планам не суждено было сбыться. Церковь Марии Монгольской остаётся приходским храмом греческой общины района Фатих вплоть до наших дней. Причину этого верующие видят в том, что сам Мехмед II якобы передал храм на попечение матери греческого зодчего Христодула в благодарность за возведение им мечети Фатих. Церковь пострадала во время Стамбульского погрома 1955 года, но была восстановлена.

Местонахождение и доступ

Адрес: Firketeci Sokak No. 5 Fener İstanbul.

При поиске храма на местности можно ориентироваться на возвышающееся над Фанаром массивное красного кирпича здание греческой школы (Özel Fener Rum Lisesi): алтарь церкви — напротив северо-западного крыла школы, вход через дверь в ограде с противоположной стороны (обычно необходимо позвонить в дверь для посещения).

Литература

  • Van Millingen, Alexander. Byzantine Churches of Constantinople (неопр.). — London: MacMillan & Co, 1912.
  • Mamboury, Ernest. The Tourists’ Istanbul (неопр.). — Istanbul: Çituri Biraderler Basımevi, 1953.

Церковь Св. Марии Монгольской (Стамбул (ил))

Эта удивительная церковь появилась в Константинополе в грозную эпоху монгольских завоеваний. Дикий кочевой народ, о котором Европа тех лет понятия не имела, в считанные годы сокрушил полмира. Монголы захватили Китай, Персию, Русь, половину Европы. Отряды кочевников зимовали у Парижа! Византийские императоры, непревзойденные мастера в деле управления территориями, сразу поняли, что нет смысла воевать с монголами. Те были чересчур сильны, а Византия в то время — очень ослаблена. Решение было принято сразу. Династический брак! И уже в середине 13 века из Константинополя в Сарай-Бату (столицу Орды, государственного образования кочевников) отбывает гигантское посольство. Несколько тысяч всадников, пешие носильщики, придворные… Все они сопровождали незаконнорожденную, но признанную отцом дочь императора Михаила Восьмого Палеолога. Звали девушку Мария, и ей суждено было стать супругой монгольского хана Хулагу… Но тот, покорив Багдад, заболел и скончался от лихорадки. Не растерявшись, монгольская знать выдала девушку замуж за ханского сына, Абага.Сохранилось несколько интересных описаний пребывания Марии в стане кочевников. Девушка, привыкшая к морю и городу, поначалу очень тосковала по дому, но потом нашла себя в вере. Царица Мария — вторая жена хана (те практиковали многоженство) — защищала христиан при дворе и построила несколько православных церквей в Сарае. Правда, как и все здания того времени у монголов, они были из дерева и по сей день не сохранились. После того, как погиб муж Марии, ее с почестями отправили домой, в Константинополь. Здесь Мария решила посвятить свою жизнь религии без остатка и приняла монашеский постриг. Под новым именем монахини Мелании монгольская царица прожила в городе на Босфоре еще несколько лет и умерла, успев основать в год своей смерти (1282) церковь. Это и есть храм Марии Монгольской. Храм, отлично сохранившийся по сей день, был открыт и после османского завоевания Константинополя. Говорят, указ о том, что здесь нельзя открывать мечеть, подписал сам султан Мехмет Завоеватель. И бумагу с его подписью держали в храме на самом почетном месте. Поэтому стамбульская церковь Святой Марии Монгольской — единственный православный храм города, который не был закрыт ни одного дня. Кстати, у храма есть еще одно название — Кровавый. И назван он так вовсе не из-за крови, как многие думают, а из-за красного цвета кирпичей, которые были подобраны для строительства. Среди достопримечательностей церкви — ее уникальные мозаики, на которых изображены евангельские сцены. Сама большая и красивая — мозаичный портрет Богородицы. http://www.raksolanatur.ru/pss.html