Церковь на ильинке

Ильинская церковь (Киев)

У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Ильи Пророка.

Православный храм

Ильинская церковь Страна

Украина

Адрес

Киев, ул. Почайнинская, 2.

Конфессия

Православие

Епархия

УПЦ МП

Архитектурный стиль

Украинское барокко

Основатель

Пётр Гудима

Строительство

Статус

действующая

Состояние

действующая

Медиафайлы на Викискладе

Свято-Ильинская церковь (укр. Іллінська церква) — православная церковь в Киеве на Подоле построена в 1692 году на месте старой деревянной церкви.

В настоящее время храм является памятником архитектуры и находится в ведении Украинской Православной Церкви Московского патриархата.

История

Деревянная Свято-Ильинская церковь — возможно является первым православным храмом Киевской Руси. Первые упоминания об этой церкви встречаются ещё до Крещения Руси. В Повести временных лет говорится, что в 945 году, когда киевские послы после заключения договора с византийским императором Романом вернулись в Киев в сопровождении греческой делегации, христиан русских привели к присяге в:

церкви Святаго Ильи, яже есть надъ Ручаемъ, конець Пасынъче бе седы, и Козаре: се бо бе соборная церков, мнози бо беша Варязи хрестияны.

Согласно более позднему преданию, церковь Святого Ильи построена киевскими князьями Аскольдом и Диром. Будучи язычниками, князья предприняли поход на Константинополь. Защищаясь от врагов, горожане во главе с императором и патриархом обратились с молитвой к Богу и опустили ризу Божией Матери в море. Далее летописец повествует, что ниоткуда взявшаяся буря потопила корабли русов. Увидев такое чудо, князья Аскольд и Дир приняли крещение и вернувшись в Киев, построили церковь Святого Ильи.

Существуют предположения, что Крещение киевлян в 988 году совершилось именно около церкви святого Ильи, расположенной на Подоле на берегу рек Днепра и Почайны. Это место было самым удобным для крещения большой массы людей, ведь после крещения неофита необходимо ввести в церковь. В церкви святого Ильи в своё время молилась и княгиня Ольга.

О том, как выглядела церковь вначале, сведений не сохранилось. Допускают, что храм был деревянным.

В 1692 году на пожертвования мещанина Петра Гудимы, было построено каменное здание храма. Известно, что в течение многих поколений представители этой семьи были ктиторами этого храма. Храм того периода был небольшим сооружением, которому присущи лаконичность и четкость форм, подчеркнутых сдержанным внешним декором.

До наших дней сохранился портрет сына строителя храма — Ивана Гудимы. Как считает П. Билецкий, портрет написан к 100-летнему юбилею Ивана Гудимы для Ильинской церкви. На портрете есть надпись: «Гудимовым летам кто хочет дождати, Гудимовому житию изволь подражати». Сейчас портрет находится в музее изобразительного искусства города Киева.

В первой половине XVIII века была построена двухъярусная колокольня и установлены церковные врата в стиле украинского барокко, изготовленные киевским архитектором Григоровичем-Барским. В 1755 году полковой есаул Павел Иванович Гудима провел реконструкцию храма, в процессе которой был достроен Иоанно-Предтеченский придел. А его брат Федор принял священный сан и совершал служение в Ильинском храме в 1740-х годы.

В XIX веке в ведении Ильинской церкви были всего 16 дворов. Количество прихожан в тот период составляло всего 130—140 человек. В 1887 году по инициативе и на средства старосты храма Лазаря Черноярова заменили чугунный пол на теплый деревянный и провели паровое отопление. В 1904 году был капитально отремонтирован храмовый комплекс и написаны новые иконы. В 1909 году Ильинский храм снова ремонтировался. Были обновлены настенная живопись (43 образа), написан дошедший до нашего времени образ Покрова Пресвятой Богородицы под хорами над центральным входом в храм.

В 1930-е годы церковь пророка Ильи была закрыта большевиками и передана киевскому элеватору под склад зерна. Церковь была открыта во время Великой Отечественной войны. С тех пор по сегодняшний день в храме проводятся богослужения. В 1990-х годах был отреставрирован фасад храма и прилегающих к нему помещений, сделан новый иконостас, открыта воскресная церковно-приходская школа и крестильня.

При храме работает воскресная школа для взрослых и детей. Богослужения проходят в сопровождении двух певческих коллективов: хора студентов Киевской духовной академии и молодёжного хора храма.

Альтернативная точка зрения

По мнению историка А. П. Толочко, в летописной статье 945 года речь на самом деле идет об Ильинской церкви в Константинополе — т. н. «Новой Церкви», возведённой Василием I Македонянином в императорском дворце (пророк Илия был покровителем правившей в то время в Византии Македонской династии). Константинопольская церковь св. Ильи не имела своего входа, так как была пристроена к служившей храмом-реликварием соборной церкви Богоматери Фаросской («при Маяке»), находившейся к с северо-востоку от Большого императорского дворца и не сохранившийся до наших дней. Касательно же Киева того времени, как отмечает Толочко, в источниках нет никаких других сведений о наличии в городе в то время не только церкви, но и христианской общины вообще, а археологам до сих пор не удалось обнаружить Ильинскую церковь в указанном летописцем месте.

Устройство здания

Конструкция здания церкви выполнена из кирпича, является трехчастной и однокупольной. Судя по формам декора могла быть построена московским мастером. В 1718 году церковь пострадала во время пожара. Была перестроена в 1755 году. В это время к сооружению с севера пристроен придел Иоанна Предтечи. Пожар в 1811 году нанес значительный ущерб сооружению, после чего проведён очередной ремонт.

Композицией здание восходит к типу украинских трехсрубных церквей. Декор фасадов выполнен в традициях русской архитектуры XVII века. В первой половине XIX в. к церкви пристроен придел с юга и притвор с портиком в формах классицизма с запада. В 1957 году под наслоением живописи XIX и XX вв. были обнаружены фрагменты росписи XVIII века.

В нижнем ярусе храм оформлен утонченными полуколоннами, на которые опираются легкие треугольные фронтоны. Увенчивает здание карниз, на фризе которого размещены лепные розетки. Такой же карниз украшает барабан купола. Увенчивает купол небольшой декоративный фонарь с иконами, среди которых образы Спасителя, Божьей Матери, Иоанна Предтечи, пророка Илии и других святых.

Описание церкви

Ансамбль Ильинской церкви является одним из архитектурных акцентов в застройке набережной Днепра и формирует первый план силуэта застройки Подола. Строения вокруг Ильинской церкви — колокольня, бурса, ворота и ограда — составляют единый архитектурный ансамбль.

Внутренняя часть

На стенах храма размещено около 40 сюжетов, в тематике которых доминирует жизнеописание пророка Илии. В росписи алтаря центральной темой является Евхаристия. Главный образ — Иисус Христос.

На стенах Иоанно-Предтеченского придела размещено множество старинных икон.

Колокольня Ильинской церкви Иконостас Общий вид церкви с колокольней Вход в церковь

Колокольня

Кирпичное квадратное в плане двухъярусное сооружение, перекрытое высоким кирпичным шатром. Архитектура носит черты русского зодчества XVII века, и, очевидно, как и колокольня церкви Николы Доброго, была построена одним из русских мастеров, работавших в конце XVII — начале XVIII вв. в Киеве. Судя по декору, этот же мастер строил и саму Ильинскую церковь.

В 1755 году колкольня была отремонтирована. Вновь колокольня подверглось ремонту после пожара 1811 года. Во время оккупации немецко-фашистскими захватчиками был поврежден шатер. Восстановлен в 1954 году.

В 1970 году колокольня и прилегающий к ней кирпичный корпус были реставрированы.

Малая бурса

Здание одноэтажное кирпичное оштукатуренное. Фасад расчленен пилястрами и повторяющимися дверными проемами. Планировка секционная.

Ворота и стены

Построены в 1755 году. Кирпичные в формах барокко однопролетные ворота, фланкированы парными колоннами композитного ордера и увенчаны разорванным фронтоном. Исследователи относят сооружение к кругу произведений И. Г. Григоровича-Барского.

С юга к воротам примыкает металлическая ограда, а с севера — кирпичный одноэтажный дом причта, построенный в 1888 году.

Адрес и другая информация

  • Адрес: Украина, Киев, ул. Почайнинская, 2.
  • Тел: +380 44 425 23 71 (по будням с 10-00 до 17-00)
  • Расписание богослужений: пятница 17:00, суббота — 08:00, 17:00, воскресенье — 07:30, 10:00, 16:00.
  • Храмовой праздник — 2 августа.
  • Сайт храма и информация о храме http://orthodox-church.kiev.ua/page162

Примечания

  1. Краткое описание Киева, содержащее историческую перечень сего города, М. Ф. Берлинский, с.107, Санкт-Петербург, 1820.
  2. Шаповал О., Храмы Подола, Газета День, № 238, 29.10.2005.
  3. Васильев М. В. Константинопольский храм Богоматери Фаросской в дипломатических акциях Руси и Византии первой половины Х века // Славянский альманах 2016. Вып. 3–4. — М.: Индрик, 2016. — стр. 13-37.
  4. Oleksiy P. Tolochko. Church of St. Elijah, ‘Baptized Ruses’ and the Date of the Second Ruso-Byzantine Treaty // Byzantinoslavica: Revue internationale des Etudes Byzantines. — 2013. — Vol. LXXI (Issue 1-2). — P. 111-128.
  5. Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР, Изд.: «Будивэльнык», 1983—1986 гг.

Храм Святого Илии (Евпатория)

Православный храм
Храм Святого Пророка Божия Илии

Вид на храм сверху

Объект культурного наследия России регионального значения
рег. № 911710938320005 (ЕГРОКН)

Страна
  • Украина
  • Россия
Местоположение Евпатория, ул. Братьев Буслаевых, 1б
Конфессия Греческое Православие / Герекокатолтческое Православие
Епархия Симферопольская и Крымская епархия
Благочиние Евпаторийское
Тип здания храм
Архитектор А. Л. Генрих
Первое упоминание 1899 год
Дата основания 1911 год
Строительство 1911—1918 годы
Основные даты
30 июня 1918 — освящение и открытие храма,
Приделы св. пророка Божия Илии
Статус Охраняется государством
Состояние Действующий храм
Сайт iliynka-evpatoria.ru
Медиафайлы на Викискладе

У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Ильи Пророка.Храм Святого Пророка Илии, 2006 год

Храм Святого Илии (Храм Святого Ильи-пророка) — греческая церковь , освящённая во имя святого пророка Илии, находится на самой набережной Евпатории; по дореволюционным понятиям, к западу от неё начиналась новая часть города. Принадлежит Симферопольской и Крымской епархии Московской патриархии.

Храм построен в 1911—1918 гг. городским архитектором А. Л. Генрихом.

Слева от входа памятная доска с текстом: «Священномученик Елеазар (Спиридонов) Евпаторийский прославлен в лике святых Собора новомучеников и исповедников Российских XX в. Подвизался первым настоятелем Свято-Ильинского храма в 1919—1936 гг.».

Храм Святого Илии, наряду с мечетью Джума-Джами и Николаевским собором входит в число трёх наиболее значимых архитектурных доминант города, их купола — неотъемлемая и самая выразительная часть открывающегося на Евпаторию вида со стороны моря.

История строительства

В 1899 году в Евпатории был освящен Свято-Николаевский собор, однако он не мог полностью удовлетворить потребности православного населения. Греческая община города обратилась в Думу с просьбой выделить землю для строительства еще одного православного храма. В ответ на эту просьбу в 1901 году общине городом возле набережной было бесплатно передано 600 квадратных саженей земли. К 1907 году был готов проект храма, автором которого стал городской архитектор А. Л. Генрих. Традиционно храмовые сооружения строились на пожертвования верующих. Но средства на постройку новой церкви поступали слишком медленно, что вынудило евпаторийскую греческую общину обратиться в Думу с просьбой о выдаче субсидии в сумме 5 тысяч рублей. Семён Эзрович Дуван, губернатор Евпатории, дал согласие выплачивать субсидию частями (по 1 тысяче рублей в год), а лично от себя пожертвовал 400 рублей и бронзовую люстру для церкви. За помощь в строительстве храма Дуван был награждён Его Величеством Королём Греции Крестом Святого Спасителя. Строительство храма началось 6 июня 1911 года и продолжалось до 1916 года под руководством автора проекта, архитектора А. Л. Генриха. 30 июня 1918 года здание церкви было освящено в честь пророка Илии. Внутреннее устройство храма из-за недостатка средств длилось почти 10 лет и было окончено уже с началом гонений на Церковь.

Храм вечером

Архитектурные особенности здания

В отличие от затейливого Николаевского собора греческая церковь смотрится довольно просто: гладкие темноватые стенки из пиленого ракушняка, большие лаконичные детали фасадов. Храм построен в греко-византийском стиле, поэтому традиционно план имеет вид креста. Здание церкви возвышается на высоком цоколе, что, несмотря на небольшие размеры здания, делает его вид более внушительным. Купол покоится на восьмигранном барабане, каждая грань которого заканчивается фронтоном. Украшают храм тонкие пилястры, полуциркульные арки, тройные окна с витражами. С восточной стороны расположена пятигранная апсида, главный вход оформлен в виде арки, опирающейся на две полуколонны. Примечательна трехъярусная колокольня, которая значительно выше основного купола.

Судьба храма в советский период

После революции церковь оставалась действующей. Её прихожане были греческими подданными, поэтому власть не сразу применила силовые приемы. Сначала постановили, что колокольный звон — явление неприемлемое для социалистической действительности, поэтому сняли колокола. Община решила защищать свой храм, для этого отправила в Москву к греческому консулу письмо с просьбой о помощи. Отвёз письмо председатель церковной двадцатки Савва Фёдорович Кириакиди. Это обращение привело власти Евпатории в ярость, они обвинили греческую общину в клевете. В 1936 году договор с греческим обществом расторгли из-за того, что прихожане не сумели отремонтировать здание. У государства денег также не нашлось, и храм закрыли. С конца 1950-х годов в здании храма организовали спортзал. В 1959 году была разрушена звонница.

На одной из стен церкви виден след от снаряда — это след от шрапнели, выпущенной с турецкого крейсера «Мидилли» (переименованный германский «Бреслау») 24 апреля 1916 года по старому стилю. На этой набережной 5 января 1942 года произошла высадка Евпаторийского десанта.

Эхо Первой Мировой войны

Восстановление храма

За время господства советской власти храму был нанесён урон. Восстановительные работы ещё не закончены.

К юбилею Евпатории в 2003 году колокольню восстановили, был установлен новый колокол. Его отливали на днепропетровском предприятии «Благовест-1». Высота колокола составляет 89 см, диаметр — 84 см, на поверхности — надпись: «Сей колокол отлит в честь 2500-летия богоспасаемого града Евпатории в лето 2003 от Рождества Христова для храма пророка Илии».

На территории храма установлен Памятный крест жертвам красного террора зимы 1918 года. На пьедестале креста установлена мемориальная табличка с надписью: «Поставлен сей Честный Крест во имя Святые Троицы в память о 40 расстрелянных и 800 казнённых большевиками на кораблях „Трувор“ и „Румыния“ в Евпатории в марте 1918 года и всех новомучеников во время лютых гонений за веру и Отчизну пострадавших. Благословением митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, усердием настоятеля храма протоиерея Георгия Куницына в ноябре 2009 г. Святые подвижники благочестия, молите Бога о нас!».

> См.Также

  • Собор Святителя Николая Чудотворца (Евпатория)

> Примечания

  1. Соколов Д. В. Евпаторийская страда. История города в ноябре 1920 — мае 1921 г // Посев : журнал. — 2010. — Т. 1598, № 11. — С. 17—21.

Литература

  • Иванов А. В. Евпатория: путеводитель. — Севастополь: Библекс, 2006. — 64 с. ISBN 966-8231-67-8

Храм Святого Илии Пророка (Санкт-Петербург)

Действующая церковь
Церковь во имя Святóго Прорóка Или́и, Святого Благоверного Князя Александра Невского и Святой Мученицы Параскевы на Пороховых
Храм Святого Пророка Илии
Страна Россия
Санкт-Петербург Шоссе Революции, д. 75
Конфессия Православие
Епархия Санкт-Петербургская
Благочиние Большеохтинское
Архитектурный стиль Классицизм
Автор проекта Н. А. Львов
Строительство 1782—1785 годы
Дата упразднения 1938 (вновь открыт в 1988)
Статус Объект культурного наследия РФ № 7810248000№ 7810248000
Состояние Действующий храм
Церковь во имя Святóго Прорóка Или́и, Святого Благоверного Князя Александра Невского и Святой Мученицы Параскевы на Пороховых на Викискладе

Координаты: 59°57′52.5″ с. ш. 30°28′23.9″ в. д. / 59.964583° с. ш. 30.473306° в. д. (G) (O) (Я)

Церковь во имя Святóго Прорóка Или́и, Святого Благоверного Князя Александра Невского и Святой Мученицы Параскевы на Пороховых (1782—1785, арх. Н. А. Львов) — действующий православный храм в Санкт-Петербурге. Расположен по адресу Шоссе Революции, д. 75.

  • 1 Предыстория
  • 2 Архитектура
  • 3 История
  • 4 См. также

Предыстория

В 1715 году вдалеке от города, там, где сейчас стоит эта церковь, были основаны Охтинские пороховые заводы. В 1717 году на их территории была построена деревянная часовня, освящённая во имя святого Илии Пророка. В 1721 году часовня была разобрана и на её месте началось строительство деревянной церкви Илии Пророка, освящённой в 1722 году. В 1742—1743 годах деревянная церковь была заменена более широкой деревянной, но уже на каменном фундаменте, церковью Илии Пророка. Её освящение состоялось 18 июля 1743 года. В 1760 году к церкви был пристроен тёплый зимний придел, освящённый во имя Дмитрия Ростовского 27 декабря 1760 года. В церковной ограде было основано небольшое кладбище. Строительство церкви, стоящей там сейчас, началось в 1782 году, церковь строилась по проекту архитектора Н. А. Львова, предположительно при участии И. Е. Старова. Достроена и освящена в 1785 году.

Архитектура

Ильинская церковь построена в стиле раннего русского классицизма и представляет собой круглую ротонду, окружённую колоннадой из шестнадцати ионических колонн. Стены покрашены в жёлтый цвет. Между двумя колоннами расположены окна: внизу — арочные, вверху — круглые. По краю крыши проведена круглая балюстрада. Немного ближе к центру крыши на ней расположен приземистый купол чёрного цвета на низком, почти отсутствующем барабане. Купол венчает фонарик с крестом. Внутри церковного зала отсутствуют какие либо пилоны, делящие зал на нефы. Весь зал расписан голубым цветом, имитирующим небо. В центре потолка находится большой образ Иисуса Христа.

В 1805—1806 годах по проекту архитектора Ф. И. Демерцова к церкви был пристроен тёплый придел, освящённый во имя Александра Невского. Передний фасад пристройки украсил четырёхколонный ионический портик с треугольным фронтоном. Этот придел и основной объём храма не были объединены в одно целое, но расположены вплотную друг к другу. Северный и южный фасады пристройки украшают две ионических колонны. Над этой пристройкой возвысилась одноярусная колокольня со шпилем. В 1875—1877 годах Александро-Невский придел объединён с основным зданием церкви за счёт сооружения апсиды в восточной части придела и притвора в западной части храма. В 1901—1902 годах проведена ещё одна перестройка храма, во время которой колокольня была надстроена на один ярус и несколько изменена форма купола. Малое освящение перестроенной церкви состоялось 8 июля 1911 года. Колокольня декорирована пилястрами, оба яруса с каждой стороны завершает треугольный фронтон. Второй ярус завершает небольшой купол. Его завершением, в свою очередь, является фонарик, увенчанный шпилем с крестом.

8 мая 1923 года церкви был присвоен статус собора. С этого момента и до 1930 года храм принадлежал к числу обновленцев. 11 июля 1938 года Ильинский собор был закрыт, его здание передано МПВО. В 1974 году в здании храма произошёл пожар. В 1983 году после пожара начата реставрация храма, в 1988 году он был возвращён епархии. 22 декабря 1988 года освящён не пострадавший от пожара Александро-Невский придел. В 1989 году освящён главный храм, он действует и поныне.

> См. также

  • Ильинская слобода (Санкт-Петербург)

Ссылки

  • Официальный сайт
  • Храм Святого Илии Пророка в народном каталоге православной архитектуры
  • Храм Святого Илии Пророка на сайте al-spbphoto.narod.ru

Храм Илии Пророка Обыденного

Православный храм

Церковь Илии Пророка «Обыденный»

(Церковь пророка Божия Илии в Обыденском переулке)

Страна

Россия

Город

Москва

Конфессия

Православие

Епархия

Московская

Архитектурный стиль

Московское барокко

Строительство

Приделы

Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы; Апостолов Петра и Павла

Реликвии и святыни

Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» из Кремля
Иконы местного ряда иконостаса (Симон Ушаков и ученики)

Статус

ОКН № 7734909000№ 7734909000

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Храм Илии́ Проро́ка Обыде́нного — приходский православный храм в честь пророка Илии (главный престол) в Москве, расположенный по адресу: 2-й Обыденский переулок, 6. Построен в 1702—1706(?) на Остожье, близ Чертолья.

Храм, возведённый на рубеже XVI—XVII веков, первоначально деревянный, вероятнее всего, был сооружён по случаю засухи. Дата его построения точно не известна; первое упоминание о нём относится к концу XVI века. Существование церкви подтверждал синодик, составленный при святителе патриархе Иове между 1589 и 1607 годами и хранившийся в ризнице храма ещё в начале XX века. Но первым упоминанием о храме считается сочинение Авраамия Палицына «История в память предъидущим родом» (известное под названием «Сказание Авраамия Палицына»), описывавшее события 1584—1618 годов. По свидетельству «Сказания», 24 августа 1612 года, в день решающего сражения русских с поляками, князь Дмитрий Пожарский служил молебен перед образом Святой Троицы, Богородицы и чудотворцев Сергия и Никона,

молящеся о побеждении на враги на месте, идеже был обыденный храм во имя святаго пророка Илии.

В иконостасе главного алтаря нынешнего храма от этой древней деревянной церкви предположительно сохранились образ Спаса Нерукотворного (1675) и Казанская икона Божией Матери, написанные ведущим царским изографом Симоном Ушаковым.

Вероятно, в деревянной церкви находились иконы: храмовая — святого Илии Пророка с 20 клеймами жития, «Святая Троица Ветхозаветная», Владимирская икона Божией Матери, «Усекновение главы Иоанна Предтечи», «Святитель Николай Чудотворец (Зарайский)».

В 1702 году на месте деревянного начали строить каменный храм, алтарная часть которого и основное здание, построенное по типу «восьмерик на четверике», сохранилось доныне в неизменных формах. Сохранилось документальное свидетельство о начале строительства в книге подрядных записей. Из этого документа следует, что в качестве образца для строительства был выбран соборный храм Николо-Перервинского монастыря, однако, возможно, из-за нехватки средств этот замысел не осуществился, и на месте деревянной церкви была возведена не двухэтажная, а одноэтажная церковь с семиярусным иконостасом, первоначальный каркас которого сохранился до нынешнего времени. О создателях храма братьях Деревниных напоминают мраморные плиты, находящиеся внутри храма. В «Синодальном справочнике» было указано: «Построена в 1702 г. думным дьяком Гавриилом Деревниным на месте прежней деревянной».

6 октября 1706 года был выдан антиминс в построенный придел Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, который вскоре сильно пострадал во время пожара 1748 года и был возобновлён «усердием и стараниями бригадира Никиты Андреевича Болкунова». В ноябре 1819 года освящён южный придел во имя апостолов Петра и Павла.

Храм Илии Пророка «Обыденный», 1882 г. (фото из альбома Николая Найдёнова)

Современный архитектурный облик храм приобрёл в настоятельство протоиерея Иоанна Лебедева. Это было пореформенное время, когда в России многое менялось. В это время произошёл значительный рост числа предпринимателей, большинство из которых принадлежали к купеческому сословию. Многие предприниматели не только являлись жертвователями, но и лично участвовали в приходской жизни церквей, многие были церковными старостами.

В 1867 году одновременно с назначением настоятелем протоиерея Иоанна Лебедева церковным старостой Ильинского храма стал купец первой гильдии Владимир Коншин. Первой своей задачей настоятель и староста сочли капитальный ремонт трапезной и колокольни из-за образовавшейся в западной части свода трещины.

К составлению проекта Коншин привлёк архитектора Александр Каминского. Оба были женаты на сёстрах Павла Третьякова, который часто бывал в Ильинском храме, поскольку рядом с 1865 года проживала его мать Александра Даниловна, а позже неподалёку, на Пречистенском бульваре поселился и брат Сергей. Вместе с Коншиным Третьяковы пожертвовали значительную сумму на реконструкцию храма и постройку колокольни. Освящение новой трапезной и колокольни было совершено 9 июня 1868 года митрополитом Иннокентием, отслужившим в храме свою первую литургию после прибытия в Московскую митрополию.

Коншин был инициатором создания первой церковно-приходской школы храма и стал её попечителем. Занятия начались в январе 1875 года; учебной частью руководил действительный статский советник Алексей Кашкадамов. В 1882 году при храме было построено отдельное здание для школы и богадельни.

В 1920-х годах после разорения близлежащего Зачатьевского монастыря в храм Илии Обыденного был передан чудотворный список Киккской иконы Божией Матери «Милостивая». В 1999 году, когда монашеская жизнь в монастыре стала возрождаться, «Милостивая» вернулась на своё прежнее место.

В 1930 году храм дружно отстояли от закрытия верующие: 1 марта было принято постановление о закрытии, а 20 мая власти приняли новое постановление

Имея в виду, что в районе нахождения закрываемой церкви уже закрыты 4 церкви: Антипьевская, Ржевская, Бариковская и Зачатьевский монастырь и что особо острой нужды в здании обыденской церкви не видно… церковь оставить верующим.

— ГА РФ. — Ф. 1235. — Оп. 75. — Д. 1768. — Л. 5.

По преданию, храм собирались закрыть после службы 22 июня 1941 года, но началась война.

15 июня 1944 года сюда была перенесена из храма Воскресения Христова в Сокольниках почитаемая как чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость». В храме хранится ряд иных святынь, в частности, связанных с деятельностью митрополита Серафима (Чичагова): икона «Спаситель в белом хитоне».

Высота колокольни — 36 м. С южной стороны звонарской площадки можно увидеть отсутствие ажурной кованой решётки — след от колокола, сброшенного во время антирелигиозной кампании в 1940 году.

В 1973 году в храме обвенчались Александр Солженицын и Наталия Светлова. Там же были крещены их дети — Ермолай и Игнат.

Синодик священников XVIII—XX вв.

  • священник Василий Михайлов (?—1707)
  • священник Симеон Михайлов (1707—1718)
  • священник Силуан Данилов (1720—1728)
  • священник Кирилл Силуянов (1733—1737)
  • иерей Иван Гаврилов (?—1785)
  • иерей Иван Васильев (1768—?)
  • иерей Василий Михайлович Копьев (1783—1829)
  • иерей Георгий Никитич Лебедев (1803—?)
  • священник Василий Григорьев (ок. 1810)
  • протоиерей Иоанн Митрофанович Лебедев (1835—?)
  • протоиерей Иоанн Матвеевич Лебедев (1867—1909)
  • священник Андрей Иванович Соколов (1898—1917?)
  • протоиерей Виталий Николаевич Лукашевич (1920-е—1936)
  • протоиерей Александр Васильевич Толгский (1936—1962) (настоятель)
  • Николай Павлович Тихомиров (1938—1985)(настоятель — с 1962)
  • протоиерей Александр Николаевич Егоров (1951—2000)
  • протоиерей Владимир Иванович Смирнов (1954—1978).

Известные настоятели

  • иерей Василий Михайлович Копьев (до 1829)
  • иерей Георгий Никитич Лебедев
  • протоиерей Иоанн Матвеевич (Митрофанович ?) Лебедев (1867 — после 1892)
  • Андрей Иванович Соколов (конец 1890-х — начало 1920-х)
  • протоиерей Виталий Николаевич Лукашевич (1920-е — 1936)
  • протоиерей Александр Васильевич Толгский (1936—1962)
  • протоиерей Николай Павлович Тихомиров (1962—1985)
  • протоиерей Ерос Дамианович Ясенчук (1985—1986)
  • протоиерей Алексей Сергеевич Лапин (1986—2006)
  • игумен Тимофей (Подобедов) (10 октября 2006 — август 2012)
  • протоиерей Максим Юрьевич Шевцов (со 2 ноября 2012 года по настоящее время).

Духовенство

  • Настоятель храма — протоиерей Максим Шевцов
  • Протоиерей Николай Скурат
  • Протоиерей Андрей Чернеев
  • Иерей Андрей Дорохин.
  1. Существует также предание, что он был возведён при личном участии великого князя Василия III в период его правления с 1505 по 1533 год.
  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Святыни храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке Москвы / Сост., авторы текста: иерей Николай Скурат, Е. С. Хохлова, Я. Э. Зеленина. — М.: Индрик, 2008. — 152 с. — ISBN 978-5-85759-454-4.
  2. 1 2 300-летие постройки в Москве во имя святого пророка Божия Илии каменного храма, издревле слывущего Обыденным // ЖМП. — 2002. — № 9.
  3. Сказание Авраамия Палицына. — СПб.: Имп. Археогр. комис., 1909. — С. 170.
  4. РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Д. 1031. Л. 659—659об.
  5. 1 2 3 Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Москва в границах Садового кольца : Китай-город, Белый город, Земляной город, Замоскворечье. — М.: Книга и бизнес, Кром, 1994. — Т. 2. — 646 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-7119-0013-7.
  6. Икона Богородицы «Милостивая». Азбука веры. Дата обращения 25 ноября 2019.
  7. «Спаситель в белом хитоне»
  8. Сараскина Л. Александр Солженицын.
  9. Синодик священно- и церковнослужителей московского храма Св. Пророка Божия Илии, что слывет Обыденным
  10. Духовенство храма Пророка Божия Илии в Обыденном переулке
  11. Храм — Духовенство храма Илии Пророка в Обыденском переулке г. Москвы. www.hram-ostozhenka.ru. Дата обращения 26 мая 2019.
  • Протоиерей Николай Скурат. О попытках закрытия московской Илие-Обыденской церкви в 1931–1932 гг. (по архивным материалам) (11.03.2017). Дата обращения 11 марта 2017.

Церковь Илии Пророка Обыденного

Первоначальный деревянный храм появился на этом месте на рубеже XV–XVI вв. Название «Обыденный» указывает на то, что церковь была построена в один день — видимо, из готовых срубов. По другой версии, церковь построена «по обету», после завершения сильной засухи. Отметив завершение природного катаклизма, храм попал в историю уже государственного нестроения: в Смуту, 24 августа 1612 г., келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын служил здесь молебен о победе над поляками, на котором присутствовал и князь Дмитрий Пожарский — неподалеку располагался штаб Второго ополчения, отражавшего натиск гетмана Хоткевича.

Деревянный храм несколько раз поновлялся, а в 1702 г. ему на смену пришла каменная постройка, средства на возведение которой пожертвовал думный дьяк Гавриил Деревнин — о нем и его брате Василии напоминают мраморные плиты внутри храма. Церковь возводилась по архитектурной моде своего времени: вытянутая по вертикали, она представляет собой конструкцию «восьмерик на четверике». Грани обоих объемов отмечены колонками коринфского ордера с маленькими пышными капителями, окна же строго аскетичны и не украшены наличниками вовсе. Восьмерик увенчан одной граненой главой с крестом. В северной стене храма сохранилось несколько надгробных таблиц, напоминающих о существовавшем здесь ранее приходском кладбище. В интерьерах сохранился центральный иконостас с образами XVII в., находившимися еще в деревянном храме, в том числе образ Спаса Нерукотворного 1675 г., образ Казанской Божией Матери, созданный Симоном Ушаковым, храмовая икона святого Илии Пророка с 20 клеймами жития и другие.

Трапезная церкви была первоначально однобокая, с приделом Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Ей на смену в 1819 г. пришла каменная трапезная, в которой появился второй престол во имя апостолов Петра и Павла. Однако окончательно существующий облик Ильинского храма сформировался в 1866–1868 гг., когда трапезная была перестроена и расширена, а с запада по проекту А.С. Каминского создана новая колокольня с четырехгранным шатром, с элементами в псевдорусском стиле. Работы велись на пожертвования церковного старосты — купца В.Д. Коншина. Также известной благотворительницей была жившая по соседству А.Д. Третьякова — мать создателя галереи. В 1882 г. при храме было построено здание эпохи «барокко» для школы и богадельни.

После революции церковь пострадала во время кампании по изъятию церковных ценностей, утратив часть убранства и драгоценной утвари. Но в храме продолжались богослужения. Из храма Воскресения в Сокольниках сюда была перенесена икона Божией Матери «Нечаянная радость» (до революции находилась в церкви Благовещения в Кремле), долгие годы хранился посох последней настоятельницы соседнего Зачатьевского монастыря (его вернули в обитель после возрождения в ней монашеской жизни). Существует устойчивая легенда, что власти планировали объявить о закрытии церкви 22 июня 1941 г., но этому воспрепятствовало начало Великой Отечественной войны.

В то время, когда храмы повсеместно были закрыты, службы в церкви Илии Пророка продолжались. Поэтому именно здесь устроили заочное отпевание писателя М.А. Булгакова после его кончины. Так пожелали его сестры, сам же писатель перед смертью просил о кремации. Его просьбу выполнила супруга писателя Елена Сергеевна Булгакова, похоронив прах писателя на Новодевичьем кладбище.

Ильинский монастырь (Одесса)

Монастырь
Свято-Ильинский монастырь
Страна Украина
Город Одесса
Конфессия Православие
Епархия Одесская
Тип Мужской
Основатель Прп.Гавриил Афонский
Дата основания 1884 году как подворье русского афонского Ильинского скита
Известные насельники Прп.Гавриил Афонский
Последний настоятель Архимандрит Виктор (Быков)
Состояние действует
Сайт Официальный сайт
Свято-Ильинский монастырь на Викискладе

Свято-Ильинский мужской монастырь — православный мужской монастырь в городе Одесса (Украина).

Был основан в 1884 году как подворье русского афонского Ильинского скита для помощи паломничествующим через Одессу на Афон и в Палестину. Целью подворья было оказание помощи, огромной массе богомольцев, стекающихся со всех концов России. Им давали пристанище, помогали получить заграничный паспорт, отправляли на пароход, хранили вещи. Свято-Ильинский общежительный скит на Афоне приобрел дом на Пушкинской улице, недалеко от вокзала для подворья в 1884 году и в нем до 1890 года размещали богомольцев.

Сразу же возникла необходимость в постройке церкви, как для братства и паломников, также и для православных жителей города Одессы. Святейший Синод по Высочайшему соизволению и благословению архиепископа Херсонского и Одесского Никанора, в 1890 году разрешил скиту иметь более обширное подворье и при нем церковь. Для постройки церкви скитом был приобретен ещё такой же участок земли, какой по величине своей занимало прежнее подворье.

Закладка церкви была совершена настоятелем скита архимандритом Гавриилом, 10 ноября 1894 года, в присутствии высших административных представителей города Одессы и массы горожан. В 1896 году постройка трехпрестольного пятиглавого храма была закончена.

22 декабря 1896 года, было совершено освящение главного престола, во имя чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Млекопитательница», архиепископом Херсонским и Одесским Иустином в сослужении епископа Елисаветградского Тихона, настоятеля скита архимандрита Гавриила, белого и монашествующего духовенства.

23 декабря был освящен правый придел во имя святого пророка Илии архимандритом Гавриилом и ключарем протоиереем Гавриилом Селецким. 28 декабря освящен так же и левый придел во имя архангела Гавриила. При входе в церковь с правой стороны была устроена часовня, в память восшествия на престол Его Императорского Величества Государя Николая II Александровича, и освящена во имя св. Николая Мирликийского чудотворца. В храме находились следующие святыни, привезенные прп. Гавриилом Афонским:

  • чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательница;
  • крестовидная часть древа Животворящего Креста Господня;
  • левая стопа святого апостола Андрея Первозванного.

В настоящее время они находятся в Свято-Успенском одесском мужском монастыре.

В 1922 году подворье было упразднено, храм действовал до 1928—1932 годов. В 1946—1949 годах на подворье жили иноки.

В 1995 году Ильинский приход преобразован в монастырь. Ныне главный престол Соборного храма Свято-Ильинского монастыря освящен во имя св. пророка Илии, правый придел — во имя чудотворной иконы Божией Матери «Млекопитательница, левый придел — во имя архангела Гавриила. Каждый день жизнь монастыря начинается с братского молебна у раки с мощами прп. Гавриила Афонского. С 1997 года при монастыре располагается Одесское епархиальное управление. При обители действует воскресная школа для детей и взрослых.

Свято-Ильинский мужской монастырь в Одессе

Свято-Ильинский монастырь — мужской монастырь Одессы, который относится к Украинской православной церкви. В настоящее время при монастыре находится Одесское епархиальное управление.

Преподобный Гавриил Афонский, настоятель скита, ныне канонизированный, привез в храм множество христианских реликвий которые оберегались в церкви. Среди них чудотворная икона «Млекопитательницы», в честь которой был освящен один из приделов церкви, левая стопа апостола Андрея Первозванного и кусок древесины Животворящего Креста. На сегодняшний день все перечисленный святыни перешли на хранение в Свято-Успенский монастырь в Одессе.

Мощи преподобного Гавриила Афонского, © Официальный сайт Свято-Ильинского монастыря Одессы

Социально-образовательную работу при обители выполняет воскресная школа для взрослых и детей.

Расписание богослужений

Храм при монастыре открыт ежедневно, с 06:00 до 19:00. Расписание служб Свято-Ильинского монастыря публикуется на официальном сайте на неделю вперед. Ежедневно в храме проходит божественная литургия (в выходные дни дважды утром). Каждый день начинается с молебна у мощей преподобного Гавриила Афонского. Всего в день проходит от 4 до 5 различных служб.

История

История возникновения монастыря начинается в 1884 году. Тогда на подворье афонского Ильинского скита регулярно оказывали поддержку странствующим паломникам, которые держали свой путь с дальних земель Российской Империи в Афон или Палестину через Одессу. Подворье не только принимало верующих для ночевки, но также оказывали посильную помощь в получении документов и помогало людям садиться на судна. Вблизи от вокзала, на Пушкинской, скит обзавелся жилым зданием, в котором находили приют странствующие верующие путники.

Вполне ожидаемо, что в дальнейшем появилась потребность в строительстве церкви для путешественников, которую могли посещать еще и одесситы. С разрешения Святейшего Синода в 1890 году монашескому поселению позволили обзавестись собственным подворьем и построить церковь. Под возведение нового храма купили большую делянку земли, по размерам совпадавшую со старым подворьем.

Внутреннее убранство храма, © Официальный сайт Свято-Ильинского монастыря Одессы

Торжественная закладка храма прошла в 1894 году архимандритом Гавриилом. На церемонии присутствовала делегация от одесской власти и большое количество местного населения. Через пару лет строительных работ над городом стал возвышаться новый трехпрестольный пятиглавый храм. В конце декабря 1896 года прошла церемония освящения одного из трех престолов в честь чудотворной иконы Божией Матери «Млекопитательницы» старшими представителями духовной власти региона и непосредственно настоятелем Ильинского скита. В последующие дни освятили правый и левый приделы. Около правой части храма возвели небольшую часовню в честь недавнего знаменательного события — коронации нового правителя Российской империи Николая II. Часовню освятили в честь святого Николая Мирликийского чудотворца.

С началом жесткого контроля советской власти над церковью в стране храм был признан недействительным и проработал только до 1930-х годов. В послевоенное время постоялый двор обители стал пристанищем монахов православной веры.

Середина 1990-х годов принесла приходу значительные изменения — преобразование его в действующий монастырь. Сегодня главный престол храма освящен в честь пророка Илии.

Как добраться до Свято-Ильинского мужского монастыря в Одессе

Свято-Ильинский монастырь находится в центре города, вблизи культурных и развлекательных заведений. В пешей доступности расположены такие места паломничества, как Спасо-Преображенский кафедральный собор (15–20 минут) и Свято-Архангело-Михайловский женский монастырь (10–15 минут). Из популярных туристических объектов Одессы, в радиусе километра находятся: рынок Привоз, парк им. Тараса Шевченко, пляжи Отрада и Ланжерон. Главный железнодорожный вокзал находится в 5 минутах пешком.

Карта-схема пешего маршрута от железнодорожного вокзала до Свято-Ильинского монастыря Одессы

В радиусе 200–300 метров от храма расположено 3 остановки общественного транспорта:

  • «Улица Ришельевская»: троллейбус № 3; маршрутные такси № 185, 233.
  • «Улица Большая Арнаутская»: троллейбусы № 8, 9, 10; маршрутные такси № 124, 145, 148, 150, 175, 208, 210, 221.
  • «Железнодорожный вокзал»: трамваи № 5, 28; маршрутное такси № 110, 115, 127, 185.

Заказать такси в Одессе можно с помощью мобильных приложений Uber и Uklon.

Свято-Ильинский мужской монастырь: панорамный вид с улицы Пушкинская

Свято-Ильинский мужской монастырь на видео