Цитаты чайковского о музыке

Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор, широко известный и почитаемый как в России, так и за рубежом. Наверное каждому с детства знакомы его балеты, оперы, симфонии. Однако не стоит забывать, что Чайковский писал и духовную музыку. Творческое наследие композитора в области духовной музыки составляют: «Литургия св. Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение», «Девять духовно-музыкальных сочинений», «Ангел вопияше». Эти сочинения важны как в контексте творчества композитора, так и для русской духовной музыки в целом.

Чайковский не занимался непосредственно певческой или же регентской деятельностью, но во время своего обучения в Училище правоведения пел в хоре под управлением Г. Ломакина. Этот коллектив, отличавшийся высоким исполнительским мастерством, участвовал в богослужениях и таким образом опыт пения в церковном хоре будущий композитор всё же получил.

Приступая к написанию духовной музыки, Чайковский изучал Устав, Обиход, особенности православного богослужебного пения, для чего посещал богослужения в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. Композитора бесконечно восхищало аскетичное монастырское пение, в то время как пышное концертное «сладкогласие» столичных храмов вызывало его негодование. Тяжелее всего композитору давался Устав. В одном из своих писем Петр Ильич писал следующее: «Если бы вы знали, до чего трудно всё сообразить. В этом океане ирмосов, стихир, седальнов, катавасий, богородичнов, троичнов, тропарей, кондаков, эксапостилариев, подобных, степенных, – я совершенно потерялся и просто до сумасшествия иногда дохожу. И решительно не понимаешь, где, что, как и когда!» Но, несмотря на некоторые трудности, возникшие в творческом процессе, духовная музыка Чайковского отличается большой осознанностью и глубоким пониманием основ православного богослужения.

Впервые к написанию духовной музыки Петр Ильич обращается в 1878 г., в период сочинения Симфонии № 4 и оперы «Евгений Онегин». Первым сочинением, написанным для православного богослужения становится «Литургия святого Иоанна Златоуста», написанная для смешанного хора и состоящая из пятнадцати номеров. В этом сочинении Чайковский сочетает свой авторский, безусловно, узнаваемый, композиторский стиль и характерные особенности московской синодальной школы, так или иначе оказавшей на него влияние.

Стоит отметить, что появление «Литургии» Чайковского стало довольно резонансным событием. Причина этого в том, что любое богослужебное сочинение, написанное в то время, не допускалось к исполнению без одобрения цензуры Придворной Певческой Капеллы. А «Литургия» Чайковского с его идеями возрождения русского церковного пения была совершенно чужда взглядам петербургских композиторов, считавших, что русская духовная музыка должна создаваться исключительно по западному образцу. Н. Бахметьев, занимавший в то время пост директора Придворной Певческой Капеллы, даже настаивал на том, чтобы изъять партитуры «Литургии» из продажи и предать сожжению, но, к счастью, таких радикальных мер принято не было.

Своего рода новаторством стало и то, что Чайковский обращается к написанию полной службы, то есть всех ее номеров. После «Литургии» таким же образом композитор работает со «Всенощной». По причине большей структурной вариативности и неширокого распространения в композиторской среде цикла, Чайковский обращается к прот. Дмитрию Разумовскому с просьбой помочь выстроить последовательность песнопений, исполняемых на всенощном бдении.

«Всенощное бдение» написано П.И. Чайковским в 1882 г. Оно значительно отличается от «Литургии». Здесь мы можем проследить, как с годами развивалось убеждение Чайковского в том, что русская духовная музыка должна вернуться к своим истокам. Именно поэтому все номера «Всенощного бдения» содержат в себе одноголосные распевы из Обихода: знаменный, греческий, киевский и болгарский.

Создавая «Всенощную» Чайковский ставит себе уже совершенно новые цели. Здесь авторский стиль и композиторское начало отходит на второй план, уступая главенствующую роль яркой и самобытной мелодике древнерусского пения. Композитор пишет об этом следующее: «Всенощная будет попыткой возвратить нашей Церкви ее собственность, насильно от нее отторгнутую. Я являюсь в ней вовсе не самостоятельным художником, а лишь перелагателем древних напевов».

Последним богослужебным сочинением П.И. Чайковского стал задостойник Пасхи «Ангел вопияше». Обращение к этому тексту не случайно – он привлекал многих композиторов XIX в. Среди них М. Мусоргский, М. Балакирев, П. Чесноков, а Н. Римский-Корсаков использовал тему «Ангел вопияше» из Обихода в своей симфонической увертюре «Светлый праздник».

В наше время духовные сочинения П.И. Чайковского часто звучат как в храмах, так и на концертах, входят в репертуар многих хоровых коллективов, а в некоторых храмах даже есть традиция исполнять «Литургию» Чайковского в день памяти композитора 6 ноября.

Евгения Земцова, 8 апреля 2018 года

Клин православный

Людмила Ковтун


Портрет композитора Петра Ильича Чайковского. 1893, х., м.
www.art-catalog.ru

О Петре Ильиче Чайковском написано очень много. Несмотря на это, некоторые существенные моменты его биографии и творчества остаются малоизвестными. Например, духовно-музыкальное творчество композитора и его роль в истории церковного пения.

Не подлежит сомнению, что музыкальные произведения П. И. Чайковского тесно связаны c духовным обликом композитора и его верой. Подтверждением религиозности композитора был его интерес к вопросам стиля, содержания и исполнения церковной музыки. Не только атеисту, но и вообще нерелигиозному человеку церковное пение было бы совершенно чуждо и неинтересно. А Чайковский живо интересовался проблемами русского хорового церковного пения. Будучи русским композитором-патриотом, Петр Ильич стремился внести свой вклад в наследие национальной церковной музыки, которую он сам описывал как «огромное и еще едва тронутое поле деятельности». Чайковский был, фактически, единственным из творческих гигантов России — композиторов и художников, — который по своей собственной инициативе обратился к сфере духовного искусства до начала 1880-х годов. И пришел он в эту сферу благодаря общему религиозно-направленному, духовно-сосредоточенному характеру своей личности, запечатленному во многих личных признаниях, дошедших до нас в его письмах и дневниках.

Значение творчества Петра Ильича Чайковского в истории развития русской православной церковной музыки трудно переоценить. Он оказал влияние на процесс становления и расцвета «новой русской хоровой школы» — движения, поднявшего на небывалую высоту искусство сочинения и исполнения хоровых произведений в России конца XIX — начала XX столетия. П. И. Чайковский сыграл свою роль в деятельности Синодального училища. Для наблюдения за благоустройством церковно-певческой части в училище и для направления Синодального хора к «преуспеянию в духе древнего православного церковного пения» был учрежден Наблюдательный совет, в первый состав которого вошли такие корифеи, как П. И. Чайковский и протоиерей Димитрий Разумовский. В качестве члена Наблюдательного совета Московского Синодального училища церковного пения Чайковский содействовал назначению своих учеников — хорового дирижера В. С. Орлова и композитора А. Д. Кастальского — на преподавательские должности в этом учебном заведении, что, в свою очередь, помогло превратить Синодальное училище и его хор в важнейший центр сохранения и развития церковной музыки в России в течение последующих десятилетий.

Петр Ильич отредактировал для издательства П. Юргенсона полное собрание духовных хоровых сочинений Д. С. Бортнянского. Этот труд имел огромное практическое значение: он сохранил для нас все произведения Д. С. Бортнянского в наилучшей редакции.

Чайковский написал полные, музыкально завершенные циклы к двум важнейшим богослужениям православной Церкви: «Литургии св. Иоанна Златоуста» (1878) и «Всенощному бдению» (1882). Кроме того, им написаны девять отдельных духовных хоров и положен на музыку пасхальный текст «Ангел вопияше».

Некоторые исследователи творчества П. И. Чайковского считают, что его обращение к сочинению духовно-музыкальных произведений было случайным. Другие приписывают это обращение императорскому заказу. Действительно, Александр III благоволил Чайковскому и «имел поощрение и желание», чтобы композитор писал для Церкви. Но никакой заказ и никакое внешнее влияние не могло вылиться в ту гармонию, в ту красоту, которая рождалась в душе Чайковского. Без подлинного религиозного чувства, без религиозного восприятия, переживания Всенощной и Литургии композитор не мог бы создать духовной музыки. Появление и, затем, присутствие более десяти лет в творчестве Чайковского (начиная с 1878 года) религиозной, церковной музыки — это уже не поиск, это лично выстраданная и найденная линия духовной жизни.

К сожалению, духовно-музыкальное творчество П. И. Чайковского не было оценено современниками. Реакция на его духовно-музыкальные произведения была неоднозначной. Литургия св. Иоанна Златоуста, написанная им, стала первым в истории России духовно-музыкальным циклом, исполненным в открытом светском концерте, и вызвала весьма острую дискуссию. Прошло почти двадцать лет, прежде чем «Литургию» Чайковского было разрешено исполнять в ходе церковной службы.

Предубеждение против духовной музыки П. И. Чайковского держалось почти до самой смерти композитора. До сих пор продолжаются споры: уместна ли эта музыка во время богослужения или ее место в духовных концертах. Та религиозная музыка, которая родилась в его душе, не передает всей глубины Всенощной и Литургии, но это естественно, потому что, по-видимому, глубины религиозного переживания святых творцов богослужения он не достиг. Характер его религиозной музыки называют более светским или недостаточно глубоко духовным.

Тем не менее, вклад П. И. Чайковского в развитие духовной музыки был отмечен на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. Духовно-музыкальные произведения П. И. Чайковского исполнялись и продолжают исполняться в наше время. Несмотря на сложность исполнения Божественной Литургии и Всенощного бдения, некоторые элементы этих произведений прижились в церковном обиходе (например, «Трисвятое»).

И с нашей стороны в отношении к Чайковскому должна быть глубокая благодарность за все оставленное им Православной Церкви, верным и преданным сыном которой он был до последнего дня своей жизни.

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ».
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Конспект беседы о пьесах П. И. Чайковского «Утренняя молитва» и «В церкви» из «Детского альбома» с детьми 6–7 лет

Светлана Радионова
Конспект беседы о пьесах П. И. Чайковского «Утренняя молитва» и «В церкви» из «Детского альбома» с детьми 6–7 лет

Конспект беседы о пьесах П. И. Чайковского «Утренняя молитва» и «В церкви» из «Детского альбома» с детьми 6-7 лет

Цель:

обогащение музыкальными впечатлениями детей через знакомство с творчеством П. И. Чайковского, а именно «Утренняя молитва» и «В церкви»

Задачи:

-совершенствовать умение понимать настроение музыкального произведения, его изобразительный характер

-учить различать средства выразительности в соответствии с характером пьес

— продолжать формировать умение вести беседу о музыке

Оборудование:

Портрет П. И. Чайковского; магнитофон; иллюстрации по теме; аудиозапись «Утренняя молитва», «В церкви»

Предварительная работа:

— знакомство с некоторыми биографическими сведениями из жизни П. И. Чайковского;

— слушание отдельных произведений на музыкальных занятиях;

— просмотр мультипликационного фильма «Детский альбом»;

— упражнение «Музыка и эмоции», «Мое настроение»

Ход беседы:

Воспитатель приглашает детей в игровую комнату и обращает внимание на портрет П. И. Чайковского и иллюстрации к музыке «Детский альбом».

— Ребята, вы знакомы со многими пьесами из «Детского альбома» П. И. Чайковского. Давайте вспомним, для кого написал свой альбом композитор и о чем он рассказывал в нем.

Ответы детей.

— Петр Ильич хорошо понимал детей, умел радоваться их радостям, печалится их невзгодам. С помощью музыки он рассказывал о детских радостях и печалях, забавах и играх, о родной природе, сказках, путешествиях. Все это наполняет день ребенка. Начинается и заканчивается альбом молитвами – утренней и вечерней. Может быть, кто-то знает, что такое молитва?

Ответы детей.

— Раньше день любого человека начинался и заканчивался обращением к Богу. В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошел благополучно. Вечером благодарил Бога за прожитый день и просил хорошего сна, испрашивал прощения за совершенные проступки (например, ребенок не слушался родителей или капризничал, жадничал или подрался).

Пьеса, которая открывает «Детский альбом» П. И. Чайковского, называется «Утренняя молитва». Заканчивается альбом пьесой «В церкви». Можно предположить, что композитор в своем альбоме хотел рассказать об одном дне ребенка, наполненном разными событиями, играми и переживаниями. Устраивайтесь удобнее и послушайте пьесы, которые открывают и закрывают альбом (две молитвы) и скажите, похожи они между собой. (Звучит аудиозапись).

Ответы детей.

— Да, обе пьесы сосредоточенные, углубленные. Аккорды напоминают церковное хоровое пение. Молитвы в церкви поются на несколько голосов. Каждый голос задает свою мелодию. Сливаясь вместе, они создают красивое, стройное звучание. (Звучат фрагменты аудиозаписи).

— А отличаются ли по характеру эти пьесы?

Ответы детей.

— Да, «Утренняя молитва» светлая, чистая, безоблачная. День только начинается на душе спокойно и радостно. А вечерняя молитва более сумрачная. За окном темно, ребенок устал. День был наполнен разными переживаниями. Музыка грустная, печальная, сосредоточенная, задумчивая, просящая.

— Интересно, что П. И. Чайковский использовал для этой пьесы мелодию настоящей молитвы, которую поют в церкви. Поэтому музыка звучит серьезно и строго, совсем не по-детски. Он не упрощал музыку, которую сочинял для детей, а писал ее с такой же глубиной чувств, как и «взрослую».

— Еще раз внимательно послушайте, как звучат концы обеих пьес. (Звучит аудиозапись). Вы заметили повторяющиеся звуки в басу? Но как они звучат в «Утренней молитве» и как в вечерней?

Ответы детей.

— На фоне светлой мелодии «Утренней молитвы» эти звуки звучат строго и спокойно, а в вечерней молитве – более мрачно, сосредоточенно, устало. День угас, спускается ночная тьма, все затихает, успокаивается, замирает…

— Вот вы и познакомились с новыми пьесами. Как называлась пьеса, которая открывает «Детский альбом»? А какая пьеса заканчивает его?

Ответы детей.

Я уверена, теперь вы будете помнить, что эти пьесы подарил нам…П. И. Чайковский.

Список литературы

1. Гогоберидзе А. Г. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста». Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — М. ; Издательский центр «Академия», 2005г.

2. Радынова О. П. «Настроения, чувства в музыке». Издательство: Творческий центр Сфера. Серия: Музыкальные шедевры, 2010г.

Чудотворные слова: анализ утренняя молитва в полном описании из всех найденных нами источников.

Анализ утренняя молитва

Службы в православном храме

Службы в православном храме — это прежде всего молитвы.

Мы начинаем косвенное знакомство с ними через пьесы из «Детского альбо­ма» П. Чайковского «Утренняя молитва» и «В церкви». Первая представляет собой стилизованную молитву, а вторая заимст­вована композитором из церковного обихода.

П. Чайковский начинает свой альбом с «Утренней молитвы». Так начинался в его время день каждого ребенка. Обращение ребенка к Богу слышно в светлой, как бы прозрачной музыке. Известно стихотворение одиннадцатилетнего Пети Чайковского, написанное по-французски. Вот буквальный перевод этих неза­мысловатых, по-детски наивных строчек:

Когда молюсь от сердца,

Господь мою молитву слышит.

Молитва наша есть сестра.

Нам душу освещает.

Неторопливо, по-детски чисто обращается маленький чело­век к Богу, к своему Ангелу-хранителю: «Ангеле Божий, храни­телю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небес данный. Прилежно молю тя: ты меня днесь просвети и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи Аминь». Короткая молитва, музыка пьесы наставляют ребен­ка на благие дела, любовь.

Музыка последней пьесы альбома «В церкви» звучит торжественно, степенно, и мы понимаем, что находимся не в детской перед лампадой, а в церкви. Мелодия повторяет церковную мо­литву «Помилуй мя, Боже, по великой милости Твоей. «.

Пьеса написана для фортепиано, а слышится, будто благоговейно и строго звучит хор, гармонично сливаясь с тяжелыми ударами большого церковного колокола. Расставаясь со своим маленьким героем, композитор словно говорит ему: «Будь добр и милосерден. Будь честен перед собой, и ты никогда не обманешь Другого. Люби. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Сравнительный интонационный анализ двух пьес альбома не только углубит эмоциональное впечатление от музыки, но и будет содействовать пониманию особенностей композиции (формы) произведений. В обеих пьесах чрезвычайно выразительное значение имеет кода.

В каждой пьесе звучит как бы сама мо­литва и выражено (передано) то состояние, которое возникает после нее: просветление — после «утренней молитвы» (восхо­дящее движение на diminuendo , приводящее к pionissimo ) и ус­покоение — после «вечерней молитвы» (тихо, мерно ниспада­ющие аккорды на фоне мерно «гудящего» баса — как бы замирающего вдали колокола).

Сравнение окончаний пьес мо­жет подсказать учащимся место каждой из них в «Детском аль­боме». На вопрос, какая из них открывает альбом, а какая его завершает, ребята смогут ответить сами.

Другой самостоятельной линией в разделе «О России петь — что стремиться в храм», как мы уже говорили, является знаком­ство с некоторыми из двунадесятых праздников Русской пра­вославной церкви. Двунадесятыми называются важнейшие 12 праздников русской церкви, отражающие события из жизни Иисуса Христа и Богородицы.

Утренняя молитва. Молитвой начинался день ребенка. Молясь он настраивался на добрые мысли и поступки. Светлая тональность соль мажора, равномерное ритмическое движение и строгая 4-голосная фактура(словно поет хор) передает настроение сосредоточенности и покоя.

Слайд 5 из презентации «Музыка Чайковского «Детский альбом»» к урокам музыки на тему «Произведения Чайковского»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке музыки, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. «. Скачать всю презентацию «Музыка Чайковского «Детский альбом».ppt» можно в zip-архиве размером 623 КБ.

Произведения Чайковского

«Чайковский «Щелкунчик»» – Современная сказка для взрослых и детей. Величественный фасад Большого театра. Успешная премьера. История создания «Щелкунчика» незатейлива. Пётр Ильич Чайковский «Щелкунчик». Исполнители. Юную героиню станцевала одна из учениц Балетной школы. Екатерина Максимова. «Щелкунчик». Либретто и хореография.

«Пьесы Чайковского «Детский альбом»» – Зимнее утро. Профессор Московской консерватории. Мазурка. Пётр Ильич Чайковский. Марш деревянных солдатиков. История создания «Детского альбома». Мужик на гармонике играет. Петр Ильич Чайковский «Детский альбом». Альбом фортепианных пьес. Чайковский уехал за границу. Итальянская песенка. Чайковский.

«Пётр Ильич Чайковский «Детский альбом»» – Мотив. Виктор Лунин. Молитва. Мой дом. Композитор С. Баневич. Пианист Александр Гольденвейзер. Отдельное музыкальное произведение. АЗБУКА «ДЕТСКОГО АЛЬБОМА» Музыка Петра Ильича Чайковского Стихи. П.М.Чайковский «Баба-Яга». Песня. Сказка. Чайковский. Детский альбом. Сборник. Мазурка. Песенка. Реалии жизни ребёнка.

«Музыка Чайковского «Детский альбом»» – Мазурка. Зимнее утро. Итальянская песенка. Встречаются мазурки разного характера. Исполнение должно быть эмоциональным и в то же время строгим и сдержанным в проявлении чувства. Мужик на гармонике играет. Мазурка по происхождению польский танец. Завершается сборник пьесой «В церкви». История создания «Детского альбома».

«Чайковский «На тройке»» – Кто он. Вы слышите, как жалко, как жалко, как жалко. Ноябрьский образ в пьесе П.Чайковского. Под музыку Вивальди, Вивальди, Вивальди. Обобщение. Кода (заключение). Под музыку Вивальди. Охарактеризуем содержание каждого раздела пьесы. И только ты молчала, молчала, молчала. О содержании какого месяца пойдет речь сегодня на уроке.

«Опера «Евгений Онегин»» – Сценическая история оперы. Мазепа. Татьяна Ларина. Гремин. Ольга. А. С. Пушкин и П.И. Чайковский. Занимательные вопросы. Кто является главным героем в произведении Чайковского. Жанр. Татьяна. Жемчужина русской оперы. Актёры, сыгравшие роли в опере. Опера. Ленский. Какую фамилию Чайковский дал мужу Татьяны.

ПРАКТИКА: Утренняя Молитва

Posted by Baba Shuddhaanandaa Brahmachari on May 4, 2010

Я шлю благословения за то, что увидел это прекрасное утро,

которое является свежим и новым.

приветствовать эту свежесть в моем теле и разуме.

для то, чтобы я получил обновление и освобождение

от всего, что является старым в моем теле и уме.

и я знаю, что успех будет приветствовать меня,

так как я двигаюсь от момента к моменту

в ходе моего нового дня.

призывать жить в любви и мире.

и во всем, что меня окружает.

Баба будет предлагать еще больше новых дружеских мыслей на следующей неделе.

  • Запись понравилась
  • 4 Процитировали
  • 0 Сохранили
    • 4Добавить в цитатник
    • 0Сохранить в ссылки

    Ответ на комментарий SvetlanaSvetik

    Картинки и анимации на funlove.at.ua

    Спасибо, дорогая, AmAyfaar, я как всегда, с радостью пошла шариться по вашим задворкам)))

    Личное молитвенное правило в литургической практике Русской православной церкви

    XXI Сретенские чтения, секция Священного писания и литургики. 21 февраля 2015

    Тема личного молитвенного правила касается повседневной молитвенной жизни членов церкви, которая тесно связана с практикой общецерковной молитвы.

    Возникновение личного молитвенного правила связано с воплощением слов апостола о непрестанной молитве ( 1Фес 5:17 ) и стремлением устроить также и личную молитву христиан «благообразно и по чину» ( 1Кор 14:40 ).

    Однако до настоящего времени тема личного молитвенного правила, а также история происхождения и становления его чинопоследований, не были исследованы церковными учеными – историками и литургистами, и до сих пор остаются неясными.

    О формировании понятия личного молитвенного правила как последования утренних и вечерних молитв, представленного в молитвословах, из литературы было известно 4 ключевых момента общего характера без исследований и ссылок:

    • происхождение последований связано с именем Франциска Скорины и изданной им в 1522 г. «Малой подорожной книжки»;
    • последования утренних и вечерних молитв представляют собой сокращенные повечерие и полунощницу с дополнительными молитвами;
    • дополнительные молитвы начинают появляться в славянских рукописях с XVI века, а в XVII веке уже весьма распространены;
    • молитвословы получили широкое распространение в Русской церкви с XVIII в.

    Обращение к «Малой подорожной книжке» (экземпляр РГБ) показало, что издание Франциска Скорины не включает последований молитвенного правила, часослов, входящий в нее, представляет собой часослов для частного совершения богослужений суточного круга, что было для русской церкви традиционной практикой, и это подтверждается источниками XVI века («Книга, называемая «Домострой» протопопа Сильвестра, рукописный сборник XVI в. Троице-Сергиевой Лавры); более ранние источники XI века свидетельствуют о ежедневном совершении утрени и вечерни как нормы молитвенной жизни для мирян.

    По свидетельству свт. Афанасия (Сахарова) на Руси была широко распространена традиция самостоятельного совершения мирянами богослужебных последований.

    В древней Руси православные хорошо знали не только как должно совершать свое келейное домашнее правило, но знали и то, что за отсутствием иерея каждый мирянин может совершать все церковные службы за исключением таинств. Тогда знали, как при этом должен действовать грамотный мирянин. Знали и неграмотные, что и как они могут совершать за каждую службу .

    Не только священнослужители, но и миряне старались узнавать все, что касается молитвы, старались вникать в Устав Церковный, и поэтому знали, а многие и хорошо знали, Устав и подробности служб и последований, дорожили ими, любили их, берегли их, тщательно следили за их точным исполнением .

    Сравнительный анализ состава последований утреннего и вечернего правила показал, что ряд элементов были заимствованы из состава повечерия и полунощницы (в том числе Обычное начало, 50-й псалом, Символ веры и ряд песнопений), но в основную часть последования личного молитвенного правила, а именно, 11 утренних и 10 вечерних молитв, имеющих особые надписания и авторство, вошли только две молитвы из состава полунощницы, а именно 5-я и 6-я молитвы свт. Василия Великого — в утренние молитвы.

    Что касается остальных молитв, то было найдено подтверждение того, что они начинают появляться в рукописях XVI в. Рукопись РГАДА Син. тип. (ф. 381). 220, включает в себя Часослов, который содержит не только последования обычных суточных служб, но и утренние и вечерние молитвы для келейного чтения. В составе этих молитв нами были определены три молитвы, которые вошли в молитвословы и сохранились в них до нынешнего времени.

    Проведенное исследование позволило проследить процесс расхождения ежедневной личной молитвы с общецерковным богослужением и сделать вывод о том, что личное молитвенное правило как последование утренних и вечерних молитв, представленных в молитвословах, сформировалось из двух частей. Первая часть представляет собой остатки повечерия и полунощницы – богослужений суточного круга, которые исполнялись келейно. Вторая часть включает в себя молитвы, которые возникли как дополнение к келейному монашескому правилу (полунощнице и повечерию). Это дополнение со временем «оторвалось» от повечерия и полунощницы, захватив из них часть, и послужило основой для самостоятельного последования, которое заменило собою всё богослужение суточного круга, некогда включавшее в себя утреню, вечерню, часы, изобразительные, повечерие и полунощницу. Именно к утреннему и вечернему правилу сводится в настоящее время «суточный круг» богослужения в обиходе православного верующего, члена Русской православной церкви.

    Анализ самих молитв последования показал, что они индивидуалистичны по своему содержанию, которое ограничивается просительно-покаянной тематикой; темы хвалы и благодарения, а также ходатайства о нуждах церкви и мира остаются не выявленными, что также отличает правило от общественного богослужения.

    Вечерние и утренние молитвы… изложены так, — пишет свт. Афанасий (Сахаров), — что почти все являются молитвою одного молящегося о нем самом… По правилам Святой Церкви и домашняя молитва каждого в отдельности не может быть только молитвою о самом себе. Поэтому в дополнение к вечерним и утренним молитвам Псалтирь дает еще помянник .

    По мнению свт. Афанасия, именно помянники придают этим чинопоследованиям церковный характер. Однако, П. Брэдшоу, который является «ведущим исследователем в области ежедневной молитвы в раннем христианстве» , наиболее характерной чертой ежедневного христианского богослужения в первые века считает «молитву (и особенно ходатайство) о нуждах церкви и мира. «Это может представляться слишком очевидным, — пишет он, — чтобы заслуживать упоминания, но именно этот элемент суточных богослужений неуклонно сокращается вплоть до полного исчезновения» (пер. автора. — М. В.).

    В последованиях утренних и вечерних молитв не предполагается лекционарных чтений из Священного писания. В текстах отсутствует новозаветный материал, есть лишь немного цитат из Ветхого завета. На конференции «Часослов и службы суточного круга» свящ. Михаил Желтов заявил, что «с точки зрения содержания современные вечернее и утреннее правила из Молитвослова поражают почти полным отсутствием библейского элемента (только Пс 50 в утреннем правиле), тогда как Часослов состоит в основном из псалмов» . Для многих молитвослов не просто не предусматривает чтение Евангелия, но заменяет его: «Молитвослов — это самая читаемая православная книга. Как священник знаю, что большинство прихожан читают молитвословы чаще, чем Евангелие», — свидетельствует игумен Евфимий (Моисеев), заместитель председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви .

    В ХХ в. уклад церковной жизни конца XIX – начала XX вв., в том числе в области молитвенного делания, стал восприниматься как образец, «прошедший проверку церковной жизнью», не требующий размышлений и рассуждений и не представляющий собой область ответственности самих членов церкви. Последования утреннего и вечернего правила по молитвослову в настоящее время рассматриваются, в основном, как общепринятая норма христианской жизни. Однако исследование показывает, что принятое ныне правило сформировалось как устойчивое последование не ранее XVIII в., его очевидные недостатки как по характеру, так и по содержанию не позволяют считать его определяющим, формообразующим для молитвенного делания христианина.

    Важнейшее исследование для дальнейшего осмысления богослужений суточного круга — работа Пола Бредшоу, в заключение которой он писал:

    Фундаментальным для понимания ежедневной молитвы является то, что ее цель — нерушимое единение с Богом, а выбор определенного времени (как и формы, и места. — Прим. автора. — М. В.) молитвы — это только средство, ведущее к цели. Это приводит к мысли, что нет особого нормативного образца христианской ежедневной молитвы, но что время и частота такой молитвы могут изменяться в соответствии с духовными потребностями христиан, и определяться культурными и пастырскими соображениями. Определенные часы (как и формы. — Прим. автора. — М. В.) молитвы — это не столько обязательство, возложенное на нас, сколько водительство и помощь в практике непрерывной молитвы; и если они не выполняют этой функции, то есть серьезные основания поставить под вопрос их дальнейшее использование (пер. автора. — М. В.).

    Вопрос ежедневной молитвы православного христианина, особенно в соотнесении с ежедневной молитвой церкви, требует дальнейшего исследования и осмысления не только пастырского, но и богословского, исторического и литургического, оставаясь актуальным для современной практики личного благочестия.

    Источники и литература

    1. Домострой = Домострой / Подгот. текста и перевод с древнерус. Д. В. Колесова // Библиотека литературы Древней Руси : В 20 т / Под ред. Д. С. Лихачева и др. СПб. : Наука, 1998. Том 10. С. 116–215.

    2. Келейное правило = Келейное правило Серафимо-Знаменского скита. Шамордино Калужской губернии : Типография Казанской Амвросиевской женской пустыни, 1913. 71 с.

    3. Лука Жидята = Лука Жидята, еп. Новгородский. Поучение к братии // Историческая хрестоматия для изучения истории русской церковной проповеди с общей характеристикой периодов ея, с биографическими сведениями о замечательнейших проповедниках русских (с XI–XVIII в. включительно) и с указанием отличительных черт проповедничества каждаго из них / Сост. свящ. М. А. Поторжинский, преподаватель Киевской духовной Семинарии. Киев : Тип. Г. Т. Корчакъ-Новицкаго, 1879. С. 60–61.

    4. Молитвослов = Молитвослов. Полный календарный месяцеслов с календарными сведениями на 12 лет : Для народного употребления / Сост. А. А. Никольский. М. : Типография С. Орлова у Бородинского моста, 1882. 346 c.

    5. Молитвослов с акафистами = Молитвослов с акафистами / Репр. воспроизведение изд.1915 г. — М. : Ключ : Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 334 с.

    6. Молитвы и песнопения = Молитвы и песнопения православного молитвослова (для мирян) / С пер. на рус. яз., объясн. и прим. Николая Нахимова. Репр. воспр. изд. СПб. : Синодальная Типография, 1912. М. : Донской монастырь, 1994. 236 c.

    7. Православный молитвослов = Православный молитвослов с объяснениями. М. : Православная Беседа, 1992. 84 с.

    8. Сказание = Сказание и страдание и похвала мученикам святым Борису и Глебу // Библиотека литературы Древней Руси : В 12 т. / Под ред. Д. С. Лихачева и др. Т. 1: XI–XII века. URL : http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4871 (дата обращения: 27.10.14).

    9. Сказания о святых Борисе и Глебе = Сказания о святых Борисе и Глебе : Сильвестровский список XIV века. СПб. : Типография Императорской Академии наук, 1860. , XXVI, 92 стб., 147 с. факс., 1 л. цв. ил.ил.; 34.

    10. Часослов = Часослов. М. : Сибирская благозвонница, 2007. 176 с.

    11. Часословец = Часословец. Вильна : Типография Франциска Скорины, . URL: http://dlib.rsl.ru/0100409043 (дата обращения: 27.10.14).

    12. Афанасий (Сахаров) = Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по уставу Православной Церкви. СПб. : Сатис, 1995. 238 с.

    13. Денисов = Денисов Д. В. Практика личного благочестия на Руси в XVI в. : Статьи, посвященные евхаристической дисциплине и келейному правилу в рукописи РГБ. ТСЛ. 793, XVI в. // Вестник ПСТГУ. 2005. № 14. С. 162–168. (Серия I. Богословие. Философия.).

    14. Евфимий (Моисеев) = Евфимий (Моисеев), игум. «Важно, чтобы каждая молитва прошла проверку церковной жизнью» : . URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2545640.html (дата обращения: 27.10.14).

    15. Желтов = Желтов Михаил, диак. Каноны Божией Матери в ежедневном молитвенном правиле православного христианина // Богородичник : Каноны Божией Матери на каждый день. М. : ПСТГУ, 2006. С. 188–191.

    16. Желтов, Правдолюбов = Желтов М. С., Правдолюбов Сергий, свящ. Богослужение Русской Церкви, Х–XX вв. // Православная энциклопедия. М. : Православная энциклопедия, 2000. : Русская Православная Церковь. С. 485–517.

    17. Молитвослов = Молитвослов. URL : http://azbyka.ru/dictionary/12/molitvoslov.shtml (дата обращения: 27.10.14).

    18. Сопова, Желтов = Сопова А., Желтов Михаил, свящ. Часослов : богословие ежедневной молитвы. URL : http://www.taday.ru/text/384810.html (дата обращения: 27.10.14).

    19. Темчин = Темчин С. Ю. Происхождение названия Малой подорожной книжки Франциска Скорины в свете описи Супрасльского монастыря 1557 года // Amoenitates vel Lepores Philologiae. Krakow : LEXIS, 2007. Р. 463–471.

    20. Турилов = Турилов А. А. Акафистник. Православная энциклопедия. М. : Православная энциклопедия, 2000. Т. 1. С. 383–384.

    21. Шишкин = Шишкин А. В. Утреннее келейное молитвенное правило по рукописи РГАДА. Син. тип. (ф.381). 220, XVI в. // Вестник ПСТГУ. 2005. № 14. С. 158–161. (Серия I. Богословие. Философия.).

    22. Bradshaw = Bradshaw P. F. Daily Prayer in the Early Church : A study of the Origin and Early Development of the Divine Office. Eugene, OR : WIPF and STOCK, 2008. 206 p.

    Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.