Цитаты про христианство

Мудрые высказывания подвижников Православной Церкви

Мудрые высказывания, прочитанные своевременно, откроют на многое глаза, уберегут от ошибок, за которые, столь горько и долго приходится потом расплачиваться. Сколько ни перечитываешь их, все время обретаешь что-либо новое, нужное тебе именно в данный момент.

Преподобный Амвросий Оптинский:

  • Не будь как докучливая муха, которая иногда без толку около летает, а иногда и кусает и тем и другим надоедает, а будь как мудрая пчела, которая весной усердно дело свое начала и к осени окончила медовые соты, которые так хороши, как правильно изложенные ноты. Одно сладко, а другое приятно.
  • Не люби слушать о недостатках других, тогда у тебя будет меньше своих.
  • Не было печали, но лукавые враги накачали, представляясь то в виде Ефремки, то в виде зубастой крокодилки.
  • Горе — как море: чем более человек в него входит, тем более погружается.
  • Кто уступает, тот больше приобретает.
  • Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог.
  • Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного.
  • От ласки у людей бывают совсем другие глазки.
  • Кто нас корит, тот нам дарит, а кто хвалит, тот у нас крадет.
  • Сама не юли и другим не вели.
  • Сидор да Карп в Коломне проживают, а грех да беда с кем не бывают.
  • Если слушать чужие речи, придется взвалить осла на плечи.
  • Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно.
  • Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение.
  • Одних бьют для полировки, а других для исправления.
  • Один у нас монах умел с жасмином обходиться. В ноябре он его совершенно обрезает и ставит в темном месте. Зато потом растение покрывается обильно листьями и цветами. Так и с человеком бывает: нужно прежде постоять в темноте и холоде, а потом уже будет и плода много.
  • Святые были, как и мы, грешные люди, но покаялись и, принявшись за дело спасения, не оглядывались назад, как жена Лотова. … За то и подгоняют нас розгами и бичом, то есть скорбями да неприятностями, чтобы не оглядывались.
  • Если солнце всегда будет светить, то в поле все повянет, потому нужен бывает дождь. Если все будет дождить, то все попреет, потому нужен ветер, чтобы продувал. А если ветра недостаточно, то нужна бывает и буря, чтобы все пронесло. Человеку все это в свое время бывает полезно, потому что он изменчив.
  • Как бы ни казались благовидны и достоверны приходящие помышления, но если они приводят в смущение, то явный признак, что они с противной стороны и, по евангельскому слову, называются волками в овчих кожах. Правильные помышления и рассуждения успокаивают душу, а не возмущают.
  • Неудовлетворительность наша душевная и духовная происходит от нас самих, от нашего неискусства и от неправильно составленного мнения, с которым никак не хотим расстаться. А оно-то и наводит на нас и смущение, и сомнение, и разное недоумение, а все это нас томит и отягощает и приводит в безотрадное состояние.
  • Если ты здоров и она здорова, друг другу нравитесь, и невеста благонадежного поведения, и мать имеет хорошего, некропотливого характера, то и можешь вступать с нею в брак.

  • Не всегда так делается как распорядишься, а большей частью с пожданием и разными препятствиями, чтобы одни научились терпению и долготерпению, а другие, видя это, не спешили и не дерзали судить и осуждать кого не следует.
  • Бог часто из ошибок человеческих устраивает полезное… понапрасну не жалей о том, что сделано так или иначе, только вперед старайся употреблять вещи должным образом.
  • Сказано: Царство Божие внутри нас. Мы же, оставляя искание его внутри себя, вращаемся вовне, занимаясь разбором чужих недостатков. Оттого и плохо идет дело наше, как духовное, так и хозяйственное.
  • Будущее Бог один знает, и потому утвердительно нельзя сказать, как устроятся обстоятельства. Люди предполагают, а судьбою располагает один Бог.
  • Благое говорить — серебро рассыпать, а благоразумное молчание — золото.
  • Согрешить — дело человеческое, но во грехе быть и лежать — диавольское (Святитель Тихон Задонский).
  • Не ужасайся, если и каждый день падаешь, и не отступай от пути Божия, но стой мужественно и без сомнения (Преподобный Иоанн Лествичник).
  • Делая кому-либо добро, не жди от него воздаяния (Авва Исаак).
  • Как от чревоугодия рождается блуд, так от многословия и бесчисленных бесед буря помыслов и исступление ума (Авва Исаиа).
  • Удаляйся от худых людей, как от злой заразы (Авва Исаиа).
  • Со слезами прошу и молю вас: будьте солнышками, согревающими окружающих вас, если не всех, то семью, в которой Господь вас поставил членом. Будьте теплом и светом для окружающих… так старайтесь, чтобы светильник ваш ярко горел (Святой праведный Алексий Мечев).
  • О добром деле, которое ты намерен сделать, не говори никому наперед, но сделай его (Преподобный Антоний Великий).
  • Дети юные внимают более поступкам родительским, чем наставлению их. Поэтому, если хотите, чтобы дети ваши были благочестивыми и добрыми, будьте сами благочестивыми и добрыми, и себя в пример им ставьте, и так воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Святитель Тихон Задонский).
  • Не надо никогда насиловать течение событий, а смотреть внимательно, как они текут, и пользоваться тем во спасение свое (Святитель Феофан Затворник).
  • Не откладывай на завтра: этому завтра нет конца (Святитель Иоанн Златоуст).

«Любите врагов ваших» — изречения святых отцов

Что есть любовь?

Священное Писание свидетельствует:

«Бог есть любовь» (1Ин. 4,16).

Святитель Григорий Богослов (память (25.1/7.2/.389):

«Мы чтим любовь. Ибо, по изречению Святого Духа, Бог наш есть любовь (1Ин. 4,8), и наименование это благоугоднее Богу всякого другого имени».

(Святитель Григорий Богослов «Творения» т.1, М., 2010, с.286).

Преподобный Симеон Новый Богослов (12/25/.3.1021):

«Любовь есть не имя, но божественная сущность, сообщимая и непостижимая и совершенно Божеская».

(Преподобный Симеон Новый Богослов «Творения» т.3 «Божественные гимны» изд. Троице-Сергиевой Лавры, 1993, с.220).

Священномученик Игнатий Богоносец (20.12/2.1/.117)

«Послание к Траллийцам»: «… Утвердите себя взаимно в вере, которая есть плоть Господа, и в любви, которая есть кровь Иисуса Христа».

(«Писания мужей апостольских. В русском переводе со введениями и примечаниями к ним прот. П. Преображенского» Киев 2001, с.288).

Епископ Антоний (Храповицкий), позже митрополит, первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей †28.7.1936):

«Веровать во Христа значит веровать в «любовь», чрез Него получившую своё высшее оправдание, признавать именно любовь за высший закон жизни и руководиться ею».

Немецкий теолог и философ, один из крупнейших христианских мистиков, Майстер Экхарт (ок.1260-ок.1328):

«Сегодня читается Послание, в коем св. Иоанн говорит: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1Ин. 4,16). Однако я говорю: «Бог-любовь, и кто в любви, тот в Боге, и Он в нём». Говоря «Бог-любовь», я имею в виду одно целое. Ибо подумайте, если говорят «Бог есть любовь», то может возникнуть вопрос, какая любовь, ведь существует не одна любовь, и тем самым можно отвернуться от единого целого. Но дабы сохранить перед собой это целое, я говорю: «Бог-любовь».

Бог улавливает Своей любовью все творения, дабы пробудить в них желание любить Его. Если меня спросят, что есть Бог, то я отвечу: Бог есть благо, как таковое Он преследует Своей любовью все творения, и только для того, чтобы направлять их любовь обратно к Себе; какое же счастье дарует Бог; будучи Сам целью их стремлений».

(Мейстер Экхарт «Духовные проповеди и рассуждения» СПб., 2008, с.201).

Спаситель:

В ответ на вопрос фарисея:

«Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя, на сих двух заповедях утверждаются весь закон и пророки» (Мф. 22,36-40).

Апостол Павел:

«Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3,14).

Преподобный Максим Исповедник (21.1/3.2/.662):

«Или, сказать кратко, любовь есть свершение всяческих благ; будучи верной, неукоснительной и всегда пребывающей она ведёт и приводит живущих в ней к Богу, Наивысшему Благу и Причине всякого блага.

«…» Собственно говоря, только она одна представляет человека сущим по образу Творца…».

(«Творения преподобного Максима Исповедника книга 1 «Богословские и аскетические трактаты» 1993, с.147).

Преподобный Иоанн Лествичник (30.3/12.4/.649):

«Любовь есть подательница пророчества; любовь – виновница чудотворений; любовь – бездна осияния; любовь – источник огня в сердце, который, чем более истекает, тем более распаляет жаждущего. Любовь утверждение Ангелов, вечное преуспеяние».

(«Преподобного отца нашего Иоанна игумена Синайской горы ЛЕСТВИЦА» Jordаnville, N.Y., 1963, с.250).

Преподобный авва Фелассий (†660):

«ОДНА ЛЮБОВЬ сочетавает твари с Богом и между собою в единомыслии».

(«Добротолюбие» т.3, М., 1998, с.313).

Спаситель:

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13,34-35).

Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский (30.4. /13.5/1867):

«Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу: потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого ближнего нашего, а во Христе – Бог (Мф. 10,34,35,36)».

(Свт. Игнатий Брянчанинов «Аскетические опыты» т.I, М., 1993, с.121).

Преподобный Силуан Афонский (11.9/24/.1938):

«Блаженна душа, любящая брата своего, ибо БРАТ НАШ ЕСТЬ НАША ЖИЗНЬ /так выделено в цитируемом источнике – составитель/. Блаженна душа, любящая брата: в ней ощутимо живёт Дух Господень, и даёт ей мир и радость, и она плачет за весь мир».

(«Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. — Ново-Казачье — Минск, 1991, с.335).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (20.12.1908/2.1.1909):

«Нелюбовь, вражда или ненависть не должны быть и известны между христианами даже по имени. Разве может быть нелюбовь между христианами! Везде ты видишь любовь, везде обоняешь благоухание любви. Бог наш – Бог любви; Царство Его – Царство любви; из любви к нам Он не пощадил Сына Своего Единородного и на смерть отдал Его за нас (Ср. Рим. 8,32). И ты – выражай везде любовь, дома – на домашних (они запечатлены в крещении и миропомазании крестом любви и носят крест, вкушают с тобой в церкви Вечери любви). В церкви – везде символы любви (Кресты, крестное знамение, святые угодившие любовию к Богу и ближним) и Самая Воплощённая Любовь. На небе и на земле – везде любовь. Она безпредельна как безпределен Бог. Она покоит и услаждает сердце, как Бог, тогда как вражда убивает душу и тело. Ещё ли ты будешь не любить, когда везде ты слышишь проповедь о любви, когда только человекоубийца диавол не есть любовь, а вражда вечная».

(Св. прав. Иоанн Кронштадтский «Творения. Дневник. т.2, 1859-1860, М., 2003, с.215).

Апостол Иоанн Богослов:

«Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть ЧЕЛОВЕКОУБИЙЦА; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной» (1Ин. 3,14,15).

Преподобный Ефрем Сирин (28.1/10.2/.373-379):

«Злополучен и жалок, кто далёк от любви. Он проводит дни свои в сонном бреду. И кто не станет плакать о том человеке, который далёк от Бога, лишён света и живёт во тьме? Ибо сказываю вам, братия: в ком нет любви Христовой, ТОТ ВРАГ ХРИСТУ. «…» В ком нет любви, тот ослеплён умом, тот друг диаволу…».

(Святой Ефрем Сирин «Творения» т.1, М., 1993, с.7).

Преподобный Силуан Афонский:

«Дух Святый есть любовь; и любовь эта разлита во всех душах святых небожителей, и тот же Дух Святый на земле, в душах любящих Бога. «…»

Но хотя я и любил молиться, однако грехов не избежал. Но Господь же не помянул моих грехов и дал мне любить людей, и желает душа моя, чтобы ВСЯ ВСЕЛЕННАЯ спаслась и была в Царстве Небесном, и видела славу Господню, и наслаждалась любовью Божиею».

(«Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. — Ново-Казачье — Минск, 1991, с.252).

О любви к врагам

Спаситель:

«Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего».

А Я говорю вам: ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИХ, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас; да будете сынами Отца вашего Небесного…» (Мф. 5,43-45);

***

«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.

И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

Но вы ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИХ, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

И так будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6,31-36).

Богочеловек Иисус Христос не только от Своих последователей требует любви к врагам, но и Сам являет её.

На Кресте:

«И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.

Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делилиодежды Его, бросая жребий.

И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники…» (Лк. 23,33-35).

Преподобный Авва Исаия (†IY в.) в своём «Седьмом слове» обращает внимание на то, что на тайной вечери Господь Иисус Христос

«как умыл ноги прочих учеников, так умыл ноги и Иуды, не делая различия».

(«Добротолюбие» т.1, 1963, Jordаnyille, N.Y., с.238).

А схиигумен Иоанн (Алексеев; †1958) добавляет:

«После торжественного шествия в Иерусалим Господь на Тайной вечере установил таинство святого причащения, и Иуда был причащён Тела и Крови Спасителя Господа нашего Иисуса Христа».

(Схи-игумен Иоанн «Письма Валаамского старца» М., 1992, с.83).

Святитель Иоанн Златоуст (14/27/.9.407):

«Недовольно для спасения нашего молиться, если при том не будем молиться по тем законам, которые положил для сего Христос. Какие же Он положил законы? Молиться за врагов, хотя бы они много нас опечалили. И если не будем этого исполнять, то погибли мы, как видно из того, что было с фарисеем…».

(Цитата по книге: «Святые Отцы о молитве и трезвение» М., 1992, с.79).

Иеромонах Киево-Печерской Лавры Владимир (Мусатов):

«Кто хочет, чтобы Бог услышал молитву его, тот когда станет пред Ним и прострёт к Нему руки свои, прежде всего, даже прежде молитвы о душе своей, должен от всего сердца молиться о врагах своих. За сие доброе дело Бог услышит его, если предмет молитвы угоден Ему».

(«Вопросы келейного ученика с ответами на них старца о разных предметах душеспасительных» репринт издания 1855г., М., 1996, с.67).

Священномученик Игнатий Богоносец «Послание к Смирнянам»:

«Но я предохраняю вас от зверей в человеческом образе, которых вам не только не должно принимать к себе, но, если возможно, и не встречаться с ними, а только молиться за них – не раскаются ли они как-нибудь».

(«Ранние Отцы Церкви. Антология: мужи апостольские и апологеты» Брюссель, 1988, с.135).

Священномученик Поликарп Смирнский (23.2/8.3/.156) «Послание к Филиппийцам»:

«Молитесь так же за царей, за власти и князей, даже за преследующих и ненавидящих вас и за врагов креста, чтобы плод вашей веры был явен для всех, а сами вы были совершенны».

(«Ранние Отцы Церкви. Антология: мужи апостольские и апологеты» Брюссель, 1988, с.156).

Святитель Симеон Фессалоникийский († сентябрь 1429) в «Послании христианам, живущим в мусульманском окружении» пишет:

«Отныне вы, братия, радуйтесь, страдая и претерпевая за Христа, и, братия, видя, как мы притесняемы, не соблазняйтесь, но ещё более укрепляйтесь и других укрепляйте, когда кто-нибудь из благочестивых и праведных страдает. Поддерживайте гонимых силою голоса, словами о стойкости и делами милосердия, ради любви их ведите к надежде колеблющихся, чтобы и вам быть наследниками вместе с ними, как говорит Апостол: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2,9). Нечестивых же жалейте, ибо надлежит и к ним быть милостивыми, и молиться Богу за них, борющихся против нас, ибо таково есть дело благочестивых: молиться за гонящих и избивающих.

И всякий раз, когда вас они поносят, насмехаясь как могут над нами и всеми кто на земле, больше жалейте их и с дерзновением во Христе отвечайте, что мы больше радуемся о том, и веруем, что мы – рабы Божии, потому что мы гонимы в этом мире, потому что ненавидимы язычниками и страдаем за Христа, – ибо этому Он Сам нас научил, говоря что «будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Мк. 13,13)».

(Журнал «Альфа и омега» 2004, №3(41), с.122-123).

Преподобный Силуан Афонский:

«Но кто не будет любить врагов, тот не может познать Господа и сладость Духа Святаго.

Дух Святый учит любить врагов так, что будет жалеть их душа как родных детей.

Есть люди, которые желают своим врагам или врагам Церкви погибели и мук в адском огне. Так мыслят они потому что не научились любви Божией от Духа Святаго, ибо тот, кто научился, будет проливать слёзы за весь мир.

Ты говоришь, что он злодей и пусть горит в адском огне. Но спрошу тебя: если Бог даст тебе хорошее место в раю, но ты будешь видеть в огне того, кому ты желал огня мучений, неужели и тогда тебе не будет жалко его, кто бы он ни был, хотя бы враг Церкви?

Или у тебя сердце железное? Но в раю железо не нужно. Там нужны смирение и любовь Христова, которой ВСЕХ ЖАЛКО. /Подобным образом выделено в цитируемом источнике – составитель/. Кто не любит врагов, в том нет благодати Божией».

(«Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. — Ново-Казачье — Минск, 1991, с.256).

Преподобный авва Исаия Нитрийский (†370):

«Три есть добродетели, которые всегда свет подают уму: не видение лукавства ни в каком человеке, благотворение злотворящим тебе и перенесение всего находящего без смущения».

(«Добротолюбие» т.1, Нью-Йорк, 1963, с.236).

Протоиерей Валериан Кречетов воспоминает о протоиерее Николае (Гурьянове):

«Отец Тихон (Шевкунов) спросил его, чего нужно опасаться более всего, что самое страшное для нас, а батюшка ответил: «Нелюбви». – «И в Церкви?» – «И в Церкви». «А что посоветуете?» – «Любвеобильности ко всему».

(«Воспоминания о старце Николае Гурьянове» М., 2003, с.22).

Святитель Василий Кинешемский (31.7/13/.8.1945):

«Заповедь о любви, остаётся всегда обязательной ко всем разномыслящим без исключения, как бы далеко не ушли они от Христовой истины».

(Святитель Василий епископ Кинешемский «Беседы на Евангелие от Марка» М., 1996, с.321).

Преподобный Антоний Великий (17/30/.1.356):

«Забывших добрую и богоугодную жизнь и мудрствующих не по правым и боголюбивым догматам не должно ненавидеть, а более ЖАЛЕТЬ, как оскудевших рассуждением и слепотствующих сердцем и разумом: ибо, принимая зло за добро, они гибнут от неведения».

(«Добротолюбие» т.1, 1963, Jordаnville, N.Y., с.58).

Настоятель Валаамского монастыря игумен Харитон (†1947):

«…часто слова, ум и сердце идут разными дорогами и гармония нарушается.

И эту гармонию нужно прежде всего восстановить в самом себе. В противном случае, защищая даже дело истины, трудно будет хранить миролюбивые чувства к враждующим противникам, а без сего – всё не в прок, и внутренняя гармония нарушается и расстраивается.

К ещё большому возмущению приводят душу мысли, что в её расстройстве виновны люди, а не она сама, помрачённая своей. внутренней неурядицей. Ведь люди, даже если они заблуждении, то достойны сожаления, а не презрения и ненависти. Мысли о виновности других людей какой бунт производят в душевной храмине. И наоборот мысли о сожалении и сострадании к ним, хотя бы и заблудшим, какой мир в душе водворяют. Это, полагаю, испытал всякий блюдущий душу свою».

(Журнал «Альфа и омега» 2009, № 1(54), с.277).

В «Литургии галльской и испано-готфской» читаем о любви Божией:

«…и так как от Тебя всё произошло, то Ты находишься во всём; ибо Ты так высок, что обладаешь горьним, так доступен, что не оставляешь земного, и так любвеобилен, что не лишаешь присутствия Своего и преисподнюю».

(«Собрание древних литургий Восточных и Западных» Выпуск 4 и 5; репринт с 1877г. изд. Свято-Владимирского Братства, 1999, с.82).

Преподобный Силуан Афонский:

«Господь дал нам заповедь: «Любите врагов ваших» (Мф. 5,44). Но как же их любить, когда они делают зло? Или как любить тех, кто гонит Церковь Святую?

Когда Господь шёл в Иерусалим и самаряне не приняли Его, то Иоанн Богослов и Иаков готовы были свести огонь с неба и истребить их за это; но Господь им милостиво сказал: «Я не пришёл погубить, но спасти» (Лк. 9,54-56). Так и мы должны иметь одну мысль: чтобы все спаслись. Душа жалеет врагов и молится за них, что они заблудились от истины и идут во ад. Это есть любовь к врагам. Когда Иуда задумал предать Господа, то Господь милостиво вразумлял его; так и мы милостиво должны поступать с теми, кто заблуждается и тогда спасёмся милосердием Божиим».

(«Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. — Ново-Казачье — Минск, 1991, с.341).

Преподобный Исаак Сирин:

«И что есть сердце милующее? …Возгорение сердца у человека о всём творении, о человекаях, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них, очи у человека источают слёзы, от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого сострадания умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А по сему и о безсловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред /Сирийский вариант: «о причиняющих ей (т.е. истине) вред», «о наносящих ей ущерб» (Цитата по книге: Иеромонах Илларион (Алфеев) «Мир Исаака Сирина» М., 1998, с.47)/, ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и были помилованы; а так же и о естестве пресмыкающихся молится с великой жалостью, какая без меры возбуждается в его сердце до уподобления в сем Богу».

(«Творения иже во святых отца нашего Исаака Сириянина подвижника и отшельника, бывшего епископом христолюбивого града Ниневии Слова подвижнические» изд. 3, Сергиев Посад, 1911, с.299).

Преподобный Силуан Афонский:

«Господь научил меня любить врагов. Без благодати Божией не можем мы любить врагов, но Дух Святой научает любви, и тогда жалко даже и бесов, что они отпали от добра, потеряли смирение и любовь к Богу».

(«Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. — Ново-Казачье — Минск, 1991, с.340).

Г-н Дроситис Панатиотис, почётный председатель Апелляционного суда, свидетельствует:

«Любовь Старца была непревзойдённой. Она распространялась на всех людей, на всё творение, даже на бесов. Я видел, как у себя в каливе он принимал неизвестного ему человека, исповедующего иную религию. Он обнимал его с таким теплом и сердечностью, словно это был его любимый брат. Из собственных уст Старца я слышал, что, когда он со слезами молился о том жалком состоянии, в котором находится диавол, тот явился ему и начал его высмеивать. Я видел как он с нежностью и любовью заботился даже о растениях, о муравьях, о пресмыкающихся и о других представителях животного царства».

(Иеромонах Исаак «Житие старца Паисия Святогорца» изд. дом Святая Гора, М., 2006, с.530-531).

Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский:

«Лишенные славы христианства не лишены другой славы, полученной при создании: они – образ Божий.

Если образ Божий будет ввергнут в пламя страшное ада, и там я должен почитать его.

Что мне за дело до пламени, до ада! Туда ввергнут образ Божий по суду Божию: мое дело сохранить почтение к образу Божию, и тем сохранить себя от ада.

И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви».

(Свт. Игнатий Брянчанинов «Аскетические опыты» т.I, М., 1993, с.125-126).

Геронтисса Гавриилия:

«Не можешь быть христианином и не любить одинаково всех. И православных и инославных. И нашей веры, и иной веры, и иноплеменников. Мы не виноваты за то, где рождаемся».

Преподобный Силуан Афонский:

«Христос молился за распинавших Его: «Отче, не поставь им греха сего; не ведят бо, что творят». Архидиакон Стефан молился за тех, которые побивали его камнями, что бы Господь не вменил им этого во грех. И мы, если хотим сохранить благодать, должны молиться за врагов. Если ты не жалеешь грешника, который будет мучиться в огне, то, значит, нет в тебе благодати Святого Духа, но живёт в тебе злой дух, и покамест ты жив ещё, старайся покаянием освободиться от него».

(«Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. — Ново-Казачье — Минск, 1991, с.319).

Протоиерей Валериан Кречетов вспоминает о протоиерее Николае (Гурьянове):

«Батюшка всячески предостерегал от проявлений нелюбви. Когда я рассказывал о перенесении мощей святителя Афанасия Сахарова, о том, как мощи несли по тому пути, по которому владыку водили на допрос в монастырь, то сказал, что теперь святитель Афанасий со славою воцарился и пребывает там, в монастыре, а те, кто его мучили, – в аду. Батюшка заметил мне, что не надо было так говорить».

(«Воспоминания о старце Николае Гурьянове» М., 2003, с.22).

Преподобный авва Исаия Нитрийский (†370):

«Горе нам, что, тогда как отступление держится так много лет и очень многие оставили православную веру, мы ни слезы не проливаем, ни сердцем не болезнуем, ни от страстей своих не воздерживаемся, но прилагаем грехи ко грехам, чтоб и за злые дела свои, и за неверие, зараз получить горькое вечное мучение в геенне!»

(«Добротолюбие» т.1, Нью-Йорк, 1963, с.326).

Житие преподобного Паисия Великого (19.6/2.7/.†Yв):

«… После того, как святой довольно долгое время, так молился и непрестанно умилостивлял щедроты Божии, его мольбами преклонено было милосердие Божие; ибо Спаситель не презирает молитв любящих Его. К святому старцу явился Сам Господь, и Знающий всё спросил его:

– «О ком ты вопиешь ко Мне день и ночь? не об том ли отвергшемся от Меня и теперь перешедшему ко врагам – окаянном муже, который некогда был иноком, а теперь стал евреем? не об этом ли человеке ты молишься, угодник Мой Паисий?»

Старец на это сказал Господу:

– «О нём я молю Твою благость, человеколюбивый Владыко. Взирая на Твои щедроты, призывающие всех ко спасению и не хотящие смерти грешного, но ожидающие его обращения, – я ради этих щедрот Твоих, дерзнул молить о нём благоутробие Твое: призови, добрый Пастырь, заблудшее овча, призови снова в Твою ограду и будь милостив к нему».

На сию молитву Господь сказал ему:

– «О, угодник Мой! благочестие твоё велико: ибо ты, подражая Моей любви, заботишься о спасении грешных; посему, не скорби: просимое дастся тебе».

(«Жития Святых святителя Димитрия Ростовского. Июнь» изд. Введенской Оптиной пустыни, 1992, с.442-443).

Преподобный Макарий Великий (19/1.2/.1.390-391).

«В Древнем патерике говорится: «Рассказывали об авве Макарии Великом: однажды, проходя пустынею, нашёл он череп мертвеца, валявшийся на земле. Старец, ударив череп пальмовою палкою, сказал ему: кто ты такой? – отвечай мне. Череп отвечал: я был главным жрецом язычников, живших на этом месте; и когда ты, авва Макарий – духоносец, милосердуя к страждущим в мучениях, помолишься о них, тогда они чувствуют некоторую отраду».

(«Древний патерик, изложенный по главам» М., 1991, с.34-35).

Старец Паисий Святогорец (†12.7.1994):

«Вопрос о том, куда поместит меня Бог после моей кончины, меня не занимает. Самого себя я отбросил в сторону. Я делаю добро не для того, чтобы попасть в Рай.

Для меня предпочтительнее, чтобы хоть немного вкусили Рая те несчастные, которые живут вдали от Бога. Ведь мы, по крайней мере, попробовали, что такое райская радость, тогда как они уже в этой жизни живут в адской муке».

Приведя это высказывание Старца, его жизнеописатель пишет: «Старец просил Бога, чтобы Он освободил одну душу, мучавшуюся в адских мучениях, а его самого послал бы на его место. «Молил бых ся бо сам аз отлучён бытии от Христа по братии моей» /»я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9,3)/ – писал святой апостол Павел. Насколько же близко было расположение Старца Паисия к этим апостольским словам».

(Иеромонах Исаак «Житие старца Паисия Святогорца» изд. дом Святая Гора, М., 2006, с.537).

Иеромонах Дионисий (Игнат):

«Старец отошел в вечность 11 мая 2004 года в возрасте 95 лет, из которых 81 год он провел в монастыре, в том числе 78 лет — на Святой горе Афон, из них 67 лет — в келье св. Георгия «Колчу», и 57 лет окормлял многочисленных духовных чад со всех уголков мира».

«Будем иметь любовь к ближнему, но не любовь лицемерную, то есть когда я выбираю: этот, дескать, лукав, тот еще невесть какой. Я должен любить всех, как самого себя, ибо так повелевает мне Церковь. В этом истина и Православие. То есть чтобы мы любили всех: и турок, и арабов, и людей других религий и народов.

Но Бог не повелевает мне менять свою веру по их вере или наши обычаи в угоду их страстям. Нас не интересует, что будет делать с ними Бог. Всё вокруг – Его творение, и Он будет судить каждого судом, непостижимым для нашего разума»

(Сайт «Православие.Ru» Публикация «Священники и архиереи должны быть словно солнце. Поучения старца Дионисия (Игната)» 22.08.2012).

Составитель: Иерей Николай Лызлов

Христианские цитаты,афоризмы,мудрые изречения

Афоризмы
Вы еще не постигли Слова как следует, пока по Слову не живете.
Присмотритесь внимательнее к своим бедам — может, вы просто не рассмотрели в них благословений.
К смирению можно стремиться, но похвалить себя за смирение невозможно.
Природа во всех ее проявлениях — это перст, указующий нам на Бога.
Христос рассчитался с нашими долгами, потому что сами мы с этими долгами рассчитаться не в состоянии.
Нам нужна не просто голова, полная фактов, нам нужно сердце, полное веры.
Воины Христа лучше всего сражаются на коленях.
Небеса приготовлены для тех, кто к ним приготовлялся.
Бог дает благодати ровно столько, сколько нужно в каждом конкретном случае.
Великими стали многие учителя, воскрес — только один.
У тех, кто ходит во свете, и во тьме душа поет.
Если ты знаешь, что Бог есть, покажи это своей жизнью.
Истинная свобода — это жизнь для Христа.
Радость наша не от того, что мы видим вокруг, а от Того, Кто живет в нас.
Если кто-то с вами поступает неправильно, вы поступайте правильно — ЛЮБИТЕ его.
Живите не для людской славы, делайте все во славу Божью.
Бог посылает все вовремя — даже смерть.
Работу по дому замечают только тогда, когда ты ею не занимаешься.
Самая большая честь, которую нам кто-то оказал, — это возможность разговаривать с Богом.
Благодарность Богу — это вежливость Христианина.
Благодеяние порой может быть самым лучшим благовестием.
Вы только тогда начинаете жить по-настоящему, когда обратитесь к живому Богу.
Сразу же за мраком врат смерти верующего встречает Солнце правды.
Если познаем любовь Христову, у нас появится любовь к гибнущим людям.
Чтобы от вас падала хорошая тень, ходите во свете Божьем.
Чтобы не попасть в беду, будьте внимательны — смотрите, чем сатана в нее заманивает.
Надежда, как якорь, крепко держится за то, чего мы не видим.
Чтобы не кусать локти завтра, поступай правильно сегодня.
Если мы будем любить Христа, то будем любить и тех, кто гибнет без Него.
Самое малое дело сделанное для Христа, значит очень много.
К последнему мгновению мы будем готовы, если будем к нему готовы каждое мгновение. (Бонар)
Не забывайте прощать обиду, а потом не забывайте забывать о ней.
Единство христиан начинается у креста.
Не пытайтесь делать все — делайте только то, к чему вас призывает Бог.
Того, кто отдает себя Богу, Бог никогда никому не отдаст.
Бог видит и дающего, и даяние — и руку, и сердце.
Когда у нас не остается ничего и никого, кроме Бога, Его одного уже достаточно.
Не важно, как далеко вы убежали от Бога, дотянуться до Него можно одной-единственной рукой.
Радость небес намного превысит земные тяготы.
Чем сильнее шторм, тем лучше мы чувствуем, насколько крепко держит нас якорь.
Тот, у кого нет огня в сердце, не сможет зажечь чужие сердца.
Христос отдал Свою жизнь за нас, чтобы эта жизнь продолжалась в нас.
На лозе Христовой не растут яблоки раздора.
Неисповедимые пути Господни заслуживают нашей безграничной хвалы.
Самый дорогой из всех подарков, которые мы можем получить, — это Христос.
Христиане не могут не грешить вообще, но всегда могут не согрешить.
Чтобы от вашей жизни был какой-то толк, отдайте ее Богу.
Пока вы не открыли Христу свое сердце, нет смысла праздновать Его Рождество.
Люди говорят: «Не увижу — не поверю», Бог говорит: «Не поверишь — не увидишь».
Христос родился для того, чтобы мы могли родиться свыше.
Мы теряем Божью похвалу, если ищем людской славы.
Лучше со Христом плыть сквозь шторм, чем без Христа по тихим водам.
Одно слово поддержки может вывести человека из мрака отчаяния на яркий свет надежды.
Бог открывает врата небес всем, кто открывает Ему свое сердце.
Хвала может помочь нам избавиться от груза скорбей.
Если вы хотите, чтобы ваш брак был прочным, стройте его на Христе.
Знания, если они не ведут к мудрости, могут быть опасны.
Требуются: обыкновенные люди для необыкновенных дел.
Считайте не беды свои, а благословения.
Чем больше мы будет стремиться быть теми, кем быть должны, тем меньше нам нужно будет скрывать, кто мы есть на самом деле.
От Бога зависит, какие испытания придут к нам, от нас зависит, как мы пройдем через эти испытания.
От того, что мы сделаем сегодня, зависит, какую награду получим завтра.
Кто родился один раз, умрет дважды. Кто родился дважды, умрет один раз.
Наше спасение дорого обошлось Богу, а нам досталось даром.
То, что сделал для нас Христос, в нас делает Дух.
Вера у нас, может быть, и маленькая, зато Бог большой.
Бог обращается через Слово Свое к тем, кто слушает Его сердцем.
Тот, кто стряпает разные истории, может сильно обжечься.
Хороший руководитель знает путь, указывает его и идет по нему.
От того, как мы поступим с Христом сейчас, зависит, как Он поступит с нами потом.
Дьявол панически боится поющего христианина. (Лютер)
Предрассудок — это то, за что хватаются лентяи, когда им лень подумать.
Часто молчанием можно сказать гораздо больше, чем словами.
Если видишь, что твой друг в беде, будь другом, помоги ему!
Благая весть Евангелия слишком благая, чтобы мы ни с кем ею не делились.
Бог может обратить в радость даже то, что нам в тягость.
Чем сильнее испытания, тем сильнее вера.
Мы на земле не для того, что бы приспосабливаться ко тьме, но для того, чтобы светить во тьме.
Устоять в толпе легко, в одиночку трудно.
Наша цена зависит не от того, чем владеем мы, а от того, Кто владеет нами.
Отдайте свою жизнь Богу — Он с ней разберется лучше, чем вы сами.
Тот, кто служит Богу лишь за деньги, — духовный банкрот.
Чего мы стоим, выясняется тогда, когда мы этого совсем не ждем.
Не обязательно знать, куда идешь, если знаешь, что тебя ведет Бог.
Если мы не исправляем свои ошибки, то к одной добавляем вторую.
Добрые слова слушать легко, но вес у них очень большой.
Мы теряем радость жизни сегодня, если слишком беспокоимся о том, что будет завтра.
Быть мудрым — значит знать, когда нужно сказать то, что думаешь, а когда нужно думать, что сказать.
Не бывает такого, чтобы вы заговорили о Христе не с тем, с кем нужно.
Если веришь Богу, ненастье сменяется счастьем.
Чистая совесть — лучшее снотворное.
Бог любит каждого так, как будто, кроме него никого больше на свете нет.
Если вам кажется, что кротость — это проявление слабости, попробуйте побыть кротким хотя бы недельку.
Что человеку делать, учат многие книги, переделать же самого человека может только Библия.
Миру, потерявшему надежду, может помочь только церковь.
Каждый соблазн — это возможность довериться Богу.
Не бывает безнадежных ситуаций у того, кто надеется на Бога.
Смазка вежливости уменьшает трение между людьми.
Мы можем пройти через все испытания, потому что с нами идет Иисус.
Истинную свободу обретает тот, кто покорится Христу.
Нельзя назвать глупцом того, кто отдает то, что невозможно удержать, чтобы приобрести то, что невозможно потерять. (Джим Элиот)
Христос перебрасывает мост через пропасть между безграничным Богом и ограниченным человеком.
Чтобы в сердце вернулась радость, сочти свои благословения.
В каждой проблеме скрыты великие возможности.
Спасение — результат того, что сделал для нас Христос, наша награда — результат того, что сделаем для Него мы.
Ярче всего вера сияет в детском сердце.
Самое высшее благо для человека может родиться в самых глубоких его страданиях.
Если хотите с кем-то себя сравнить, сравните с Христом.
Будьте медленны на гнев и скоры на покаяние.
Потрудитесь для будущего — приведите ребенка к Христу.
Христос может простить любой грех — и самый большой, и самый маленький.
Дух Божий помогает людям Божьим понимать Слово Божье.
Если вам кажется, что Бог где-то далеко от вас, как думаете, кто от кого отошел?
Беда тех, кто считает, что он сам себе голова, в том, что они поклоняются этой голове.
Если мы во всем полагаемся на Христа, мы можем вынести все.
Нашу жажду по Богу может утолить лишь Иисус, Живая Вода.
Истинное сострадание — это любовь в действии.
Играя с грехом, можно доиграться до смертного приговора.
Если будешь идти в ногу со Христом, с миром будешь идти не в ногу.
Глупцы подстраивают Божью благодать под себя, мудрые подстраивают себя под Божью благодать.
Наше неведомое будущее в руках нашего Всеведущего Бога.
Если вы решили стать миссионером, ехать придется гораздо ближе, чем вам кажется.
Бог кормит птиц, но не сыплет корм им в гнезда.
Слово Божье — это карта, которая помогает нам проложить курс по жизни.
Хорошо, прежде чем чувства начнут сбивать вас с толку, решить все верой.
Если Бог за нас, какая разница, кто против нас.
Наша любовь ко Христу истинна ровно настолько, насколько истинна наша любовь к ближнему.
Только Бог может превратить душу, подпорченную грехом, в шедевр благодати.
Нет ничего труднее, чем поднять брошенную самим же перчатку.
Может быть, Бог и не всегда дает нам ответы, но благодать Он дает всегда.
Идол — это все то, что занимает место, предназначенное для Бога.
Стоит взглянуть на Иисуса лишь раз, и мрачная тень смерти рассеется навсегда.
Добрые слова всегда звучат чудной музыкой для тех, у кого тяжело на сердце.
Божье Слово неподвластно времени и возрасту — ему есть что сказать каждому поколению.
Тот, кто надеется на Бога, не может оказаться в безнадежной ситуации.
Если мы живем для себя, то умрем; если мы умрем для себя — будем жить.
В Божьей истине нет места теории относительности.
Во второе пришествие Христа можно верить так же твердо, как и в первое.
Христос освободил нас от наказания за грех, Дух освобождает нас от власти греха.
Быть христианином означает быть верным подданным Царя царей.
Бог использует то, что тянет нас назад, чтобы вести нас вперед.
Платить добром за добро похвально, платить добром за зло — по-христиански.
Если вы забегались и не нашли времени почитать Библию, вы действительно забегались.
Христос занял мое место на кресте, чтобы дать мне место на небесах.
Страх видит преграды, вера — возможности.
Лишь живому Спасителю под силу спасти умирающий мир.
Ваше христианство ничего не стоит, если вы совсем не меняетесь.
Доверие Богу — надежное средство от страха.
Всего одно слово из наших уст может многое рассказать о нашем сердце.
Ах, были б помыслы чисты, а остальное все приложится!