Украинская католическая церковь

Содержание

Украинская греко-католическая церковь — Ukrainian Greek Catholic Church

Эта статья о УГКЦ , который исторически называется «русин». Для Церкви Восточной католической в настоящее время под названием «русин», см русины греко — католическая церковь .

Украинская греко-католическая церковь

Герб Святослава Шевчука

классификация

Восточно-католическая

государственное устройство

епископский

папа

Фрэнсис

архиепископ

Святослав Шевчук

Область, край

Главным образом: Украина
Меньшинство: Канада , Соединенные Штаты , Австралия , Франция , Великобритания , Германия , Бразилия , Польша и Аргентина .

язык

Украинская
церковнославянский

литургия

Византийский Rite

основатель

Великий Князь Владимир Великий

происхождения

988
Киев , Рутения

Отделенный от

Константинопольский Патриархат

слияние

1596 Союз Брест ( Брест , Посполитая )

Выделения

Украинская Православная Церковь Канады
Украинской православной греко — католической церкви

члены

Другие имена)

Католическая Церковь украинская, униатская церковь

Официальный веб-сайт

УГКЦ .ua

Часть серии на

Особая церковь Sui Iuris
от католической церкви

Латинский крест и византийский Патриарший крест

Отдельные церкви сгруппированы по обряду.

Latin Rite

  • латынь

Александрийская Rite

  • коптский
  • эфиопский
  • Eritrean

Армянский Rite

  • армянин

Византийский Rite

  • албанский
  • Белорусский
  • болгарский
  • Хорватский и сербский
  • греческий
  • Венгерский
  • Итало-албанская
  • македонский
  • Мелките
  • румынский
  • русский
  • русинский
  • словацкий
  • украинец

Восточно-сирийский Rite

  • халдейский
  • Сиро-Малабар

Западный сирийский Rite

  • Maronite
  • сирийский
  • Сиро-Маланкар

Католицизм портал Восточное христианство портал

Украинская греко-католическая церковь

1585 Брестская уния

1839 Совет Полоцке

1875 Преобразования Хеой Епархии

1946 Совет Львов

Совет по делам религий

Антикатолицизм в Советском Союзе

Восточно-католические жертвы советских гонений

Украинская греко — католическая церковь ( УГКЦ , Украинский : Українська греко-католицька церква (УГКЦ) , транслит. Ukrajins’ka hreko-katolic’ka церковь Текст , Latin : Экклесия Graeco-Catholica Ucrainae ) представляет собой византийскую Обряд Восточной католической церкви в полном общении с Святой Престол . Это вторая по величине частности церковь ( дееспособная ) в католической церкви (после латыни, или римского, церковь).

Церковь является одной из наследниц церквей к принятию христианства путем великого князя Владимира Великого в Киеве , в 988. Его предшественник появился в 1596 году с подписанием Брестской унии между русинской Православной Церкви ( Речи Посполитой ) во главе от Михаил Рогоза и Святым Престолом. После раздела Польши , в 1808 году епархии оригинальной русинской униатской церковь ( латынь : Экклесия Ruthena Unitá ) были разделены три пути между Австрийской империей (3), Пруссия (1), а русский ампир (5). Эти три епархий под австрийской юрисдикцией , были преобразованы в греко — католическая церковь вскоре после ликвидации всех пяти епархий , которые оказались в России. Греко — католическая церковь в Австрии стала переживший оригинальной униатской церкви Брестской унии (другой являющийся Ужгородский союз ).

В 1963 году церковь была признана украински усилиями Yosyf Slipyi .

Обыкновенный (или архиерей ) церковь имеет звание майора архиепископа из Киева — Галицкий и всея Руси, хотя иерархи и верующие церквей уже приветствовали их обычными , как » патриарх » и просили папское признание и повышение к, это название. Архиепископа является уникальным титулом в Католической Церкви , которая была введена в 1963 году как часть политического компромисса. С марта 2011 года глава церкви Архиепископ Святослав Шевчук .

В Украине самого УГКЦ является миноритарным религиозным населением, будучи далеким второй мажоритарной православной веру. Украинская греко — католическая церковь является второй по величине религиозной организацией в Украине по количеству общин. С точки зрения числа членов, Украинская греко — католическая церковь занимает третье место в верности среди населения Украины после Украинской православной церкви (Московского патриархата) и Украинской православной церкви . В настоящее время украинская греко — католическая церковь преобладает в трех западных областях Украины, в том числе большинство населения Львова , но и представляет собой небольшое меньшинство в других районах страны. Церковь последовала распространение украинской диаспоры и в настоящее время имеет около 40 иерархов в более чем десяти странах на четырех континентах, в том числе трех других столичных епископов в Польше , в Соединенных Штатах и Канаде .

День в истории. 8 марта: ликвидирована Украинская греко-католическая церковь

Львовский собор Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) в марте 1946 года в нынешней Украине принято называть исключительно «псевдособором» и акцентировать, что его подготовку и проведение обеспечивали органы советской власти и госбезопасности. Не умаляя роли последних, стоит всё же отметить, что инициаторами собора были греко-католические священники, опиравшиеся на стремление своих прихожан к возвращению в православие.

Массовое движение за возвращение униатов в лоно Православной церкви существовало еще в межвоенной Польше. Десятки греко-католических приходов (около 60 тысяч верующих) в Галичине перешли в православие в период между мировыми войнами — об этом сегодня во Львове очень не любят вспоминать.

В греко-католической церкви огромным авторитетом пользовался отец Гавриил Костельник — видный богослов и философ, который еще с 1920-х годов выступал за возврат униатов в православие, постоянно писал на эту тему, приводил аргументы в защиту своего мнения. Именно он и его соратники в дальнейшем образовали инициативную группу, которая и подготовила Львовский Собор.

Для меня это практически часть семейной истории, поскольку именно отец Гавриил крестил мою маму летом 1943 года во Львове.

В начале 1939 года во Львовской епархии УГКЦ группа священников во главе с архимандритом Климентием Шептицким обсуждала вопрос об отходе от унии и создании «Украинской народной церкви». Членами группы были священники Костельник, Ковальский, Притма и другие. Согласно замыслу, главой церкви должен был стать предстоятель УГКЦ, митрополит Андрей Шептицкий, который знал о работе группы.День в истории. 12 ноября: убит знаменитый проповедник церковной унии

Однако после присоединения Западной Украины к СССР события пошли по другому руслу.

В 1941 году нарком внутренних дел СССР Берия утвердил план оперативной разработки и ликвидации Украинской греко-католической церкви.

Первичной задачей был отрыв УГКЦ от Ватикана путём создания автономной или автокефальной украинской церкви с последующим её присоединением к РПЦ, то есть «томос об автокефалии» новая «независимая украинская церковь» могла получить не от Варфоломея, а от Лаврентия.

Однако после войны от промежуточной фазы создания украинской церкви НКВД отказался и приступил к непосредственной ликвидации УГКЦ через её объединение с РПЦ.

В целом план был частью общей деятельности, направленной на борьбу с УПА и ОУН и любыми проявлениями украинского сепаратизма. Припомнили УГКЦ и коллаборационистскую политику в период немецкой оккупации, а также вовлечённость части ее духовенства в украинские националистические движения.

Если митрополит Шептицкий хотя бы формально осуждал зверства УПА, а в 1944 году направил Сталину восторженное письмо, приветствуя вступление Красной армии на Западную Украину, то его преемник, митрополит Иосиф Слипый, был неприкрытым противником советской власти.

Ситуацию усугубляло то, что в начале 1945 года в выступлениях Папы Римского Пия XII зазвучали мотивы враждебности к коммунистам и СССР. В католической церкви возникли идеи создания конфедерации придунайских стран, организации комитета «Католического действия» для развертывания борьбы против леворадикальных элементов и т.п.

В этих условиях советское руководство отказалось от компромиссов со Святым Престолом, который отныне характеризовался как «защитник фашизма», стремящийся к усилению своего влияния в послевоенном мире. Наличие в СССР более 4 миллионов верующих, объединённых в особую церковь, контролируемую римским понтификом, показалось Иосифу Сталину крайне нежелательным.От унии до унии. Как украинский церковный сепаратизм не смог помешать восхождению Третьего Рима © из открытых источников

В 1945 году все епископы УГКЦ были арестованы (никто из них не согласился перейти в православие), и церковь фактически возглавил престарелый архимандрит Климентий Шептицкий (кстати, с октября 1939-го — греко-католический экзарх Апостольского экзархата России), который также призывал священников не соглашаться на переход в юрисдикцию Русской православной церкви.

Однако 28 мая 1945 года официально оформилась инициативная группа униатских священников во главе с Гавриилом Костельником, обнародовавшая два письма: просьбу к Совету народных комиссаров УССР о её утверждении и обращение к «всечесному греко-католическому духовенству в западных областях Украины». СНК УССР через своего уполномоченного по делам Русской православной церкви утвердил инициативную группу как «единый временный церковно-административный орган Греко-католической церкви» с целью объединить её с Русской православной церковью.

Венцом работы инициативной группы стал Собор УКГЦ, который открылся во Львове 8 марта 1946 года в митрополичьем кафедральном соборе святого Юра. В работе Собора приняли участие 216 делегатов-священников и 19 мирян из Львовской, Тернопольской, Станиславской и Дрогобычской областей, председательствовал на нём протоиерей Гавриил Костельник.

Два члена инициативной группы ко времени Собора успели не только принять православие, но и стать епископами РПЦ: Антоний (Пельвецкий) — Станиславским и Коломыйским, а Михаил (Мельник) — Дрогобычским и Самборским. Участниками собора были также те священнослужители УГКЦ, которые воссоединились с Православной церковью в Киеве ещё в феврале. На собор прибыли почётные гости: митрополит Киевский Иоанн, епископ Львовский и Тернопольский Макарий, епископ Мукачевский и Ужгородский Нестор, управляющий делами Киевского экзархата протоиерей Константин Ружицкий.

На открытии Собора Гавриил Костельник выступил с главным докладом — «О мотивах воссоединения УГКЦ с РПЦ», в котором с исторической и богословской точек зрения обосновал необходимость ликвидации унии.7 сентября 1984 г. Скончался самопровозглашенный униатский патриарх Иосиф Слипый

Говорил он взволнованно и патетически, и уже в первый день Собор принял принципиальные положения, которые легли в основание его постановлений: ликвидировать унию 1596 года, оторваться от Рима, вернуться к прадедовской православной вере, воссоединиться с Русской православной церковью.

На следующий день в соборе святого Юра 12 священников Георгиевской православной церкви Львова, ранее воссоединившиеся с православной церковью, приняли исповедь у участников собора — униатов. Потом епископы Львовский Макарий, Мукачевский Нестор, Станиславский Антоний и Дрогобычский Михаил приняли отречение от католицизма у 204 священников греко-католиков, участвовавших в Соборе, и по чтении разрешительной молитвы уже воссоединённые с Православной церковью священники участвовали в совместной литургии.

Решения Собора поддержали 997 из 1270 греко-католических священников Западной Украины, остальные были осуждены или ушли в подполье, а их приходы — закрыты. Кстати, именно один из священников так называемой «катакомбной церкви» крестил меня летом 1968 года в поле возле села Мокротын под Жолквой.

Что примечательно, советская власть стимулировала переход греко-католических приходов в православие не только прямыми репрессиями, но и экономическими методами: с 1945 года православные приходы облагались не выше 25%, объединившиеся вокруг инициативной группы греко-католической церкви по воссоединению её с православием — 40%, а греко-католические приходы и монастыри — 100% максимальной налоговой ставки.

Украинская греко-католическая церковь не признала Собор законным, обосновывая это тем, что на нём не было ни одного её епископа, три члена инициативной группы незадолго до Собора перешли в Русскую православную церковь (то есть на тот момент уже не были католиками), а Собор был подготовлен и управлялся директивами органов светской власти.

Несмотря на это, каноничность собора была позже признана всеми Поместными православными церквями мира.День в истории. 26 февраля: родился крестный отец Майдана

Стоит напомнить, что при заключении в 1646 году, спустя полвека после Брестской, еще одной унии — Ужгородской, в этой акции приняли участие 63 православных священника, но не было ни одного епископа. Однако применительно к этому случаю греко-католики почему-то не говорят о неканоничности. Кстати, именно в духе постановлений Львовского Собора произошла ликвидация греко-католической церкви в Закарпатской области Украины (1946-1949).
Согласно донесениям УНКГБ, население Галичины восприняло воссоединение с Православной церковью в целом нейтрально или положительно.

Негативно к решению Львовского Собора УГКЦ отнеслась часть западно-украинской интеллигенции, которая считала, что ликвидация УГКЦ является способом приблизить Западную Украину к тому положению, в котором уже многие годы находилась остальная часть СССР, и усилить связи с Москвой. Некоторые представители украинской интеллигенции видели в этом попытку русификации украинской церкви и наступление на украинскую культуру.

Отношение ОУН* к ликвидации УГКЦ было резко негативным, при оценке Собора организация подчёркивала политические мотивы этого мероприятия, проведённого под патронатом НКГБ.

После Собора Гавриил Костельник затягивал передачу полномочий по руководству церковью православному епископу Макарию и всячески пытался укрепить своё влияние среди бывших греко-католиков, принимая в канцелярии униатских священников Львовской, Тернопольской, Станиславской и Дрогобычской епархий, заявляя: «Без нас православия в Галиции не будет».

В связи с этим НКГБ намеревалось перевести его на новое место службы в Киев, при экзархе Украины, парализовав попытки к дальнейшему управлению бывшими униатами.День в истории. 5 марта: ликвидирован командующий УПА* © Public domain

Однако перевод Костельника, по неизвестным причинам, так и не состоялся, при этом в 1946-1947 годах в связи с угрозой акций со стороны ОУН*-УПА* НКГБ принимал негласные меры по охране Гавриила Костельника.

Во время пребывания в Москве в апреле 1946 года он был возведён в сан протопресвитера — высшее отличие для белого (женатого) православного духовенства, а в июле 1948 года Костельник принял участие в торжествах в связи с 500-летием автокефалии Русской православной церкви, проходивших в Москве.

20 сентября 1948 года после богослужения в Спасо-Преображенском соборе Львова по пути домой протопресвитер Гавриил Костельник был убит двумя выстрелами из пистолета. Убийца был окружён толпой верующих и застрелился, позже его опознали — это был Василий Панькив, член группы, руководимой Романом Шухевичем, хотя представители ОУН*-УПА* отрицали свою причастность к убийству.

В официальном извещении в органе Московского патриархата, подписанном митрополитом Николаем (Ярушевичем), говорилось, что Костельник был «убит агентом Ватикана». В 1998 году официальный орган Московского патриархата назвал его смерть «мученической кончиной».

К тому времени УГКЦ уже почти десять лет как вышла из подполья, вернула себе большинство храмов, утерянных после 1946-го, и вела активную экспансию на Восток. Однако полностью уничтожить плоды деятельности Гавриила Костельника и Львовского Собора так и не удалось: до сих пор около трети жителей Западной Украины считают себя православными. И хотя многие из них принадлежат к неканоническим сообществам — «Украинской православной церкви Киевского патриархата» и «Украинской автокефальной православной церкви», ныне объединившихся в так называемую ПЦУ, — но и к униатской традиции эти люди возвращаться не захотели.

О греко-католической церкви ходит немало домыслов и суждений, которые часто политически мотивированы, особенно в свете событий, происходящих последние годы на Украине. Но если копнуть глубже, все оказывается отнюдь не так просто. Споры об истинности догматов веры становились элементом соперничества стран за сферы влияния, а церковные иерархи — проводниками государственной политики. Несомненно, особенности данной конфессии и ее отличия от православной церкви несут на себе глубокий отпечаток данных процессов.

Что такое греко-католическая церковь

Само понятие состоит из двух корней, оба из которых происходят из греческого языка, что вносит некую путаницу. Латинское же слово «уния» для многих еще больше усложняет понимание вопроса. Поэтому возьмем словарь и дадим определение этому термину.

Происхождение понятия

«Katholikos» по-гречески означает «всеобщий, всецелый», но в русской традиции больше принят перевод этого слова как «соборный». Однако общепринятое значение католичества — это именно христианская конфессия во главе с Папой Римским, собственной системой вероучения, изложенного в катехизисе, и преимущественно западной литургической традицией. Она включает в себя как латинскую мессу, так и некоторые другие.

Приставка «греко-» в данном контексте имеет значение греческой или византийской литургии, общепринятой в православии. Возникает вопрос, как западное вероучение и восточное богослужение могут сочетаться в одной церкви после схизмы 1054 года, когда Рим и Константинополь ушли в раскол и предали друг друга анафеме.

Уния — объединение Римско-католической церкви с одной из восточных на условиях признания последней католического вероучения и догматики, но при сохранении своего обряда, богослужебного календаря и разрешения на брак для белого духовенства.

Не только православные церкви принимали унию, но и целых ряд ближневосточных. Все вместе они называются восточно-католическими.

Значение понятия

В данном ключе обычно говорят о Брестской унии 1596 года, хотя она была на восточно-славянских землях лишь первой, но не единственной. Однако униатской церковью в наши дни чаще всего называют именно возникшую в Галиции УГКЦ, а униатами — приверженцами данной конфессии именно на землях западной Украины. Но все же это определение весьма узкое и не дает полного ответа на вопрос, кто такие греко-католики.

На самом деле, речь идет не о единожды произошедшем событии, но целом ряде договоров, заключенных в разное время Римом в рамках принятия нескольких поместных церквей под свое покровительство. Процесс был длительным и происходил в течение XV-XIX веков.

Греко-католики — это люди, некогда исповедовавшие православие, а ныне религиозно окормляемые папским престолом. Ритуалы же и традиции богослужения у них остались прежними. Еще их называют католиками византийского обряда, и это определение является наиболее точным.

Греко-католичество и православие — сходства и различия институтов

Сходства здесь носят внешний характер. Это прежде всего ритуал и уклад церковной жизни. В обоих случаях используется византийская литургия, возможность службы на старославянском языке и отсутствие целибата у белого духовенства. Также может применяться юлианский календарь (старый стиль) для богослужения. Титул патриарха как главы иерархии используется в обеих конфессиях.

Православный мир представляет собой сообщество независимых, или автокефальных, церковных организаций. Католицизм же — институт с единой вертикалью духовной власти во главе с Папой Римским, и греко-католики встроены в эту иерархию. Они подчинены папскому престолу, находятся с ним в евхаристическом общении, признают его догматику и при этом равноправны с другими католиками как восточного, так и западного обряда.

История создания и формирования

Церковный раскол также известный как Великая схизма произошел в 1054 году и окончательно закрепил накопившиеся религиозные различия и противоречия между Востоком и Западом. Тем не менее, контакты между западными и восточными христианами сохранялись, как и попытки вновь объединиться — тем более, что позиции восточно-христианских общин после крестовых походов и арабо-турецких завоеваний ослабли, а на Западе продолжала сохраняться единая иерархия во главе с Папой Римским.

Первая католическая церковь византийского обряда

Сицилия и юг Италии имели давнюю эллинистическую историю и культуру, а после утверждения христианства здесь укрепилась духовная власть Константинополя и греческая богослужебная традиция. Однако контроль Византии над этими землями был утрачен, а Рим, наоборот, здесь укрепился как политически, так и религиозно — в Средние века на Западе одно было трудно отделить от другого.

В итоге, местные общины, сохраняя византийский ритуал, оказались под папским доминатом. Раскол обошел их стороной. Возникает так называемая итало-греческая церковь — первая в истории структура, совмещающая западный катехизис и главенство папы с восточной литургической традицией.

Греко-католицизм — явление, возникшее внутри самой Западной церкви задолго до подписания первых актов о церковной унии.

Дальнейшее развитие системы

Как видно, прецедент уже был создан. В XV веке на фоне ослабления Византии Рим начал постепенно навязывать свое религиозное лидерство Константинополю. Однако это удавалось лишь временно и формально. Но спустя столетие на Ближнем Востоке часть приверженцев Ассирийской церкви переходит под управление Рима, сохранив местную литургическую традицию. В 1553 году Возникает Халдейская католическая церковь — первые в истории униаты.

Опыт вскоре переносится на западнорусские земли, бывшие тогда в составе Речи Посполитой. Окатоличить слишком многочисленное православное население не получалось, поэтому Брестская уния 1596 года виделась компромиссным решением.

Далее процесс набирал обороты в соседней Австрийской империи. Под давлением властей доминат папы принимают русины Закарпатья и румыны в Трансильвании, а также другие общины. Но имело место и обратное, когда после нескольких разделов Польши целые епархии возвращались обратно в лоно Русской православной церкви, что являлось элементом государственной политики.

В ХХ столетии греко-католицизм продолжил сдавать позиции. В православие обратно переходят сотни тысяч людей в Румынии и Закарпатье. Украинская греко-католическая церковь полностью упраздняется по политическим мотивам и восстанавливается лишь после распада СССР.

Современное положение

На сегодняшний день под управлением папского престола находится ряд церквей византийского обряда.

Они могут иметь один из перечисленных статусов:

  • патриархат;
  • верховное архиепископство;
  • архиепархия;
  • епархия;
  • апостольский экзархат.

Единственным патриархом в этом списке является Иосиф I, предстоятель Мелькитской церкви. Он избирается синодом, вступает в должность и далее после запроса принимается постфактум в церковное общение с папским престолом. Патриарх в данной системе по иерархическому достоинству равен западному кардиналу-епископу. Верховный же архиепископ отличается от него тем, что после синодальных выборов кандидатура должна быть утверждена Папой Римским, и лишь потом следует интронизация и вступление в должность.

Римская курия признает широкую внутреннюю автономию восточных церковных организаций, используя термин «sui iurus», то есть использование ими собственного канонического права. Этот аспект долгое время не был систематизирован, но уже в ХХ веке издается так называемый «Кодекс канонов восточных церквей» специально для католиков-униатов.

Структура церквей в мире

Переход под управление Ватикана с сохранением византийской литургии распространился преимущественно в странах Центральной и Восточной Европы, а также на землях, некогда подвластных Константинополю. Прежде всего, это следствие религиозной дискриминации и прозелитической деятельности в Польше и Австро-Венгрии.

Украинская

Пожалуй, это наиболее известная в бывшем СССР униатская структура. Она имеет приходы в основном на Западной Украине и среди диаспоры. Это вторая по численности конфессия в данной стране.

УГКЦ имеет сложную историю. Ее каноническая территория неоднократно менялась из-за разделов Речи Посполитой и возвращения многих приходов обратно в православие. В результате они сохранились лишь на территории довоенной Польши, а в СССР церковь была ликвидирована и заново воссоздана лишь после его распада.

Мелькитская

Единственная униатская структура с византийской обрядовой традицией, которая находится в статусе патриархата. Выделилась из Антиохийской православной церкви в 1724 году, что стало результатом активной миссионерской деятельности со стороны Рима. Изначально мелькиты существовали лишь на территории нынешней Сирии и Ливана, но в дальнейшем влияние расширилось и на другие страны Ближнего Востока.

Сегодня к мелькитам относятся более 1,5 млн верующих, в основном арабского происхождения. Погромы в прошлом, палестино-израильский конфликт и гражданская война в Сирии привели к массовой эмиграции и появлению мелькитских общин в диаспоре.

Румынская

После завоевания венграми Трансильвании православные оказались здесь в неравноправном положении. Однако окатоличивание и мадьяризация затронули преимущественно верхушку общества, основная же масса румын религию не поменяла. Но после перехода этих земель под австрийский контроль власти стали формировать здесь униатские институты. Народ бунтовал, религиозный гнет ослаб, в результате чего более половины румынских грекокатоликов вернулись к своей прежней вере.

После вхождения этих земель в состав Румынии, роста национализма и прихода коммунистического режима униатские структуры в этой стране были упразднены. После 1989 года греко-католицизм вновь легализован, но очень сильно потерял позиции — количество прихожан сократилось с 1,6 до 0,5 млн по данным Ватикана, а румынская перепись населения показывает цифру менее 200 000. Предоставлен статус верховного архиепископства, основная территория распространения и резиденция находятся в Трансильвании.

Русинская

Фактически под этим названием объединяют три разные структуры, возникшие и не раз изменившиеся после принятия Ужгородской унии 1646 года:

  1. Мукачевская епархия, заново созданная после распада СССР.
  2. Апостольский экзархат в Чехии (бывшая Прешовская епархия).
  3. Архиепархия в американском Питтсбурге, окормляющая диаспору.

Первые два образования находятся в прямом подчинении Ватикану. Общую численность прихожан определить непросто — в диаспоре многие перешли в УГКЦ и считают себя украинцами. Примерное число этнических русинов-грекокатоликов оценивается в 420 000 человек.

Итало-албанская

Данная церковь уже существовала ранее, объединяя местную греческую общину, принявшую покровительство папского престола еще до схизмы. Ситуация меняется в XV веке, когда на земли Южной Италии переселяются православные албанцы, не желавшие жить под турецким игом.

На протяжении всей истории шел процесс ассимиляции итало-албанцев и их перехода в господствующий латинский обряд. Имелась определенная дискриминация византо-католиков в церковном законодательстве — равноправие окончательно установилось лишь в XIX веке.

В наши дни итало-албанцы образуют две независимые друг от друга епархии, служба идет на греческом, а также итальянском и албанском языках. Количество прихожан оценивается в 56 000 человек.

Албанская

Эта балканская страна начала принимать христианство еще в I веке н. э., находясь в сфере духовного влияния Рима и Константинополя одновременно — ко времени Средневековья тут были представлены как католики, так и православные, а последующее турецкое господство и частичная исламизация сделало религиозную карту Албании еще более сложной и смешанной.

Еще в 1628 году здесь возникла первая община, которая дважды ликвидировалась турецкими и коммунистическими властями соответственно. С 1992 года церковные структуры окончательно восстановлены, имеют статус апостольской администратуры и объединяют порядка 3800 верующих.

Болгарская

Греко-католики Болгарии — побочный результат борьбы местного православного населения за автокефалию и независимость от Константинопольского патриархата в XIX веке. В условиях турецкого ига часть стамбульских болгар принимает покровительство папы и в 1861 году получает официальное признание султана. После фактического провозглашения автокефалии Болгарского экзархата большая часть униатов возвращается к прежней вере.

Однако некоторая часть все же остается в составе униатских институтов, подконтрольных Риму. В коммунистический период они сохраняются, хотя и терпят притеснения властей. После 1989 года происходит обретение прежних свобод и реституция части утраченной собственности. Присвоен статус апостольского экзархата, число прихожан — порядка 10 000 человек.

Венгерская

Византийский обряд в Венгрии сохранился на фоне смешения разных этнических и вероисповедных групп из-за массовых миграций. В состав общины вливались русины, румыны и словаки, а также протестанты, что предпочли греческую традицию литургии латинской.

Постепенная мадьяризация населения и введение венгерского языка как богослужебного завершила процесс формирования униатских институтов в стране. На сегодняшний день в Венгрии существуют две епархии, объединяющие около 255 000 верующих.

Греческая

Исторически на территории современной Греции католицизм имел заметное присутствие только в виде приходов латинского обряда. Положение изменилось в 1856 году, когда возникла небольшая община византо-католиков. К концу XIX века уже появились первые приходы и семинария.

В 1923 году структуры униатов уже окончательно сложились и получили статус экзархата. Община в Стамбуле составляет всего 20 человек, тогда как в Греции верующих порядка 6000. Есть несколько приходов и у диаспоры в странах Евросоюза.

Македонская

Первые попытки Рима склонить македонцев к унии относятся к XVII веку, но результата они не имели. Однако католическая архиепархия здесь основана уже в 1656 году. Местное население имело в прошлом болгарское этническое самосознание, а потому уния здесь также стала частью издержек борьбы православных болгар за автокефалию. После образования Югославии местные греко-католики формируют отдельный экзархат.

Среди католиков Македонии большинство составляют именно приверженцы византийского, а не латинского обряда — так сложилось исторически. Сегодня их число составляет примерно 11 400 человек. Другой местной особенностью является наличие одного общего епископа для католических структур обоих обрядов.

Российская

В России восточно-католическая миссия начала легально действовать в 1905 году после издания царем указа о веротерпимости и праве подданных на смену конфессии. В результате симпатизанты римской курии вышли из подполья. Структура официально признается властями, существовал приход и издавался журнал вплоть до 1917 года.

На момент революции насчитывалось около 1000 прихожан и 8 священников, в основном в Петрограде и Москве. Но в результате гонений и репрессий община в СССР оказалась полностью уничтожена и сохранилась лишь в эмиграции.

Церковная жизнь активно возрождалась в 2000-е годы, когда Рим назначил предстоятелем епископа Иосифа Верта. В 2009 году насчитывалось не менее 30 общин в России и эмигрантской диаспоре, однако достоверных данных по количеству верующих на сегодняшний день нет.

Словацкая

Земли нынешней Словакии в прошлом находились под властью Венгрии, а после и Австрийской империи, потому переход под управление Ватикана здесь шел в рамках тех же процессов, что в Закарпатье. Структура выделяется из состава Мукачевской епархии в 1818 году, временно упраздняется коммунистической властью и вскоре воссоздается после Пражской весны.

В 90-е годы церковь реорганизуется и ныне состоит из трех епархий в Словакии и одной в канадском Торонто для местной диаспоры. Численность прихожан — примерно 210 000.

Хорватская

На территории Хорватии, бывшей частью империи Габсбургов, уния являлась постепенным процессом. Сюда активно переселялись православные сербы, бежавшие от турецкого ига. Они нередко принимали католицизм, сохраняя византийский ритуал. Так появились первые греко-католики Хорватии. Далее в их ряды влились и представители других народов.

В XX столетии учрежденная еще в 1777 году Крижевицкая епархия объединяет не только хорватов, но и всех греко-католиков Югославии вообще. Однако после распада страны структура реорганизуется — теперь каноническая территория сужается до границ собственно Хорватии и диаспоры, а приходы в Сербии и Черногории существуют на правах ассоциации. Число верующих не превышает 44 000 человек.

История униатской церкви на Украине

Поскольку униатство чаще всего ассоциируется с католиками восточного обряда в западноукраинских областях, их историю стоит рассмотреть отдельно.

Подписание Брестской унии

Влияние Киевской митрополии на православное население под властью Речи Посполитой стало ослабевать. Растущая полонизация общества и престиж католицизма создавали предпосылки для унии. Также власти стремились укрепить официальную религию в условиях усиления протестантизма и политической борьбы с крепнущим Русским царством.

6 октября 1596 года митрополит Михаил Рогоза созывает собор сторонников объединения с Римом. Подписывается декларация о признании главенства папской курии, проводится молебен и оглашается отлучение всему духовенству, не признавшему унию.

Дальнейшая судьба

Власти исходили из того, что униатство теперь — единственная законная конфессия для приверженцев византийского обряда. Начинаются преследования, священники, не принявшие унию, лишались приходов. Миряне подвергались дискриминации через поражение в экономических и избирательных правах. Создается базилианский монашеский орден — организация, напрямую продвигавшая полный переход на латинский обряд и окончательное окатоличивание населения.

Религиозное противостояние перерастает в национальное и политическое. Бунтует простой люд, казаки и дворяне, в 1648 году поднимает восстание Богдан Хмельницкий. Постепенно Россия отвоевывает целый ряд земель, в результате приходы и монастыри возвращаются обратно в православие. После окончательного раздела Польши процесс ускоряется, а в 1863 году на землях Холмщины упраздняются последние униатские приходы Российской империи.

Ликвидация УГКЦ на Львовском соборе

1939 году западноукраинские земли входят в состав СССР. Вскоре начинается война, во время которой униатское духовенство нередко становится на путь сотрудничества с немецкими оккупантами и принимает участие в формировании ячеек ОУН и УПА — так, известный националист Степан Бандера был выходцем из семьи священника-униата.

Структуры УГКЦ с самого начала находились под пристальным вниманием НКВД и рассматривались как потенциальная антисоветская агентура. Начинается активная вербовочная работа с клиром — власти готовят почву для упразднения униатства.

Результатом стал созыв в 1946 году Львовского собора, где под лозунгом духовного воссоединения украинского народа и «возврата к вере отцов» Брестская уния отменяется, а все приходы переподчиняются РПЦ.

Советский период

После официального запрета УГКЦ переходит на нелегальное положение. Многие ее служители репрессированы, вследствие чего среди них нетрудно найти тех, кто уже в наши дни был канонизирован как блаженный священномученик или исповедник. Службы продолжались, но проходили втайне, и гораздо чаще люди, сохраняя прежние убеждения, посещали православную литургию. Вместе с тем активно развиваются униатские институты в эмиграции — один за другим возникают экзархаты в Канаде, США, Австралии и Западной Европе.

После перестройки и распада СССР запрет на деятельность УГКЦ снимается — ей возвращают большинство храмов, отобранных в 1946 году. Униатские структуры укрепляются и охватывают теперь территорию всей Украины, включая и восточные области. УГКЦ становится самой большой восточно-католической церковной организацией, объединяя более 4,6 млн верующих.

В 2014 году униатское духовенство активно поддерживало Евромайдан, в том числе принимая непосредственное участие в волнениях. После начала военных действий на Донбассе УГКЦ безоговорочно занято позицию Киева, в том числе собирая деньги на закупку армейского снаряжения для украинских силовиков.

Православные и греко-католики — общие и отличительные черты

Стоит упомянуть сходства и различия двух конфессий более детально, затронув ритуальный и богословский аспект, а также взаимоотношения, где порой политики оказывается едва ли не больше, чем религии.

Общие и отличительные черты

Объединяет обе веры общее прошлое, из которого унаследована и единая обрядовая традиция.

Ее черты следующие:

  • византийский литургический обряд;
  • юлианский богослужебный календарь;
  • право белого духовенства вступать в брак один раз;
  • старославянский язык культа.

Между греко-католиками и православными разница кроется именно в области вероучения.

Как и их единоверцы на Западе, униаты исповедуют следующее:

  • главенство Папы Римского как наместника Бога, непогрешимого в вопросах веры;
  • символ веры с филиокве (Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына);
  • божественная благодать понимается как милость или зов свыше, а не конкретное действие («энергия») Бога;
  • догмат о непорочном зачатии Девы Марии;
  • догмат о физическом вознесении Девы Марии на небеса;
  • признание Вселенских Соборов, проходивших после раскола 1054 года;
  • положение о чистилище и сверхдолжных заслугах святых.

Отношения между конфессиями

В странах Евросоюза оба направления в целом сохраняют религиозный мир и терпимость. Однако в бывшем СССР ситуация совершенно иная — взаимоотношения между этими ветвями христианства крайне политизированы и омрачены конфликтами на почве передела имущества и храмов, вплоть до самозахватов. В массовом сознании прижился образ униата как симпатизанта нацизму, бандеровца, украинского националиста и русофоба. Вопросы же собственно религии при этом уходят далеко на второй план.

>Видео

Из данного видео вы узнаете больше об истории церкви.

Православные католики Одессы ✧ УГКЦ

Украинская Греко-Католическая Церковь (УГКЦ), или Украинская Католическая Церковь, или же просто Киевская Церковь была основана как поместная христианская церковь в 988 году князем Владимиром. В то время раскол между западным и восточным христианским миром был только делом будущего, и Киевская Церковь, будучи митрополией Константинопольского патриархата, состояла в общении также и с Римским патриархом.

Существуют многочисленные исторические свидетельства того, как Киевская Церковь поддерживала братские отношения с Римом, не прервав их даже после раскола 1054 года, когда единая православная католическая Церковь разделилась на две ветви — восточную (православную) и западную (католическую).
Несмотря на то, что между Константинополем и Римом существовали разногласия, киевские иерархи старались сохранить церковное единство. Посланники с Руси принимали участие в соборах западной Церкви в Лионе (1245) и Констанце (1418). Сам киевский митрополит Исидор был одним из инициаторов Флорентийской унии в 1439 году.
Сознавая свое духовное родство с обоими центрами вселенского христианства, Киевская митрополия довольно болезненно переживала разрыв в общении, поэтому когда в 1439 году во Флоренции был проведен Вселенский Собор по объединению Церкви, киевский митрополит с радостью принял в нем участие, став одним из подписавших исторический документ об объединении.
Впоследствии восточные церкви отказались признавать состоявшуюся унию и отозвали свои подписи, однако Киевская митрополия никаких негативных оценок собору во Флоренции не давала.
Желание примирить Запад и Восток у киевских христиан было достаточно сильным, и вот, в конце 16 века в Киеве вновь встал вопрос о восстановлении некогда утраченного духовного сообщения с Вселенским патриархом, наследником апостола Петра — Римским папой. В результате долгих дискуссий священноначалие Киевской митрополии выработало документ, содержащий принципы по восстановлению общения с Римом. Согласно документу, Киевская Церковь сохраняла во всей полноте восточное богословие и обряд, но в качестве главы почитала уже не Константинополь, а Рим.
Таким образом, после 1596 года, когда на соборе в Бресте было принято решение перейти в юрисдикцию Римского патриарха, Киевская Церковь вновь обрела первозданную полноту, восстановив связь с петровым наследником.
Некоторые религиоведы ошибочно называют датой основания Украинской Греко-Католической Церкви 1596 год. Однако в 1596 году никакая новая церковь основана не была, та самая Киевская Церковь, основанная князем Владимиром в 988 году, просто сменила юрисдикцию. Соответственно, не правильно и считать, что с того времени «имущество Православной Церкви перешло к греко-католикам», поскольку имущество Киевской митрополии как было, так и осталось в ее распоряжении. Только спустя 24 года, в 1620 году, Иерусалимский патриарх Феофан, при поддержке казачества, тайно рукоположил новых православных иерархов для Украины, чем фактически вызвал раскол в стране и имущественные междоусобицы.
Именование «греко-католики» по отношению к верующим Киевской Церкви возникло много позже, в 1774 году при Австро-Венгрии с тем, чтобы отличать украинскую церковную структуру, использовавшую греческий (византийский) обряд, от латинской и армянской. В официальных церковных документах для определения УГКЦ употребляли термин Ecclesіa Ruthena unіta, т.е. «объединившаяся Церковь Руси».
После присоединения Украины к Московскому княжеству православную католическую Киевскую Церковь стали притеснять в пользу Московской Церкви, постепенно вытесняя на западные земли, бывшие тогда в составе Речи Посполитой.
Но самый тяжелый удар пришелся на Киевскую Церковь в 1946 году, когда по указанию Сталина НКВД инициировало ее насильное присоединение к Московскому патриархату, который, к слову, никогда не был «материнским» по отношению к Киевской митрополии.
Вопреки всем церковным канонам во Львове в 1946 году был созван «собор», на котором не присутствовало ни одного епископа УГКЦ, а соборы без епископов вообще не могут именоваться соборами, тем более принимать решения за всю поместную церковь.
После этого события Киевская Церковь существовала подпольно, и только в 1988 году — когда верующие в СССР отмечали 1000-летие крещения Руси — греко-католики вышли из подполья и открыто заявили о своем существовании.
Затем в 1991 году из Рима вернулся предстоятель Церкви митрополит Мирослав Иван Любачивский, и с его приездом церковная структура УГКЦ начала восстанавливаться.
В Одессе греко-католический приход впервые появился в 1917 году, когда сосланный имперской властью в 1914 году в Сибирь священник Илья Клывак был отпущен на волю. Возвращаясь из ссылки, он остановился на два года в Одессе, собрал греко-католическую общину, проводил регулярные богослужения и намеревался построить храм. Однако установление богоборческой советской власти помешало этим намерениям, и полноценный греко-католический приход был восстановлен только в 1992 году. В 2003-м здесь был создан Одесско-Крымский экзархат, который возглавил владыка Васыль Ивасюк.

Украинские греко-католики против Ватикана: угроза нового церковного раскола (ФОТО)

Накануне встречи «нормандской четверки» важное заявление по Украине сделал Папа Римский Франциск I.

Глава католической церкви одобрил попытки Киева и Москвы примириться и дать особый статус Донбассу.

Отвечая на вопросы журналистов на тему восстановления мира на Земле на борту самолета по пути в Рим из Японии, где он побывал с апостольским визитом, Франциск поставил в пример переговоры между Россией и Украиной.

«Все, что можно сделать, чтобы остановить производство оружия, остановить войны, стимулировать переговоры, с помощью посредников, всегда нужно делать, и это дает результаты.

Например, в случае Украины и России речь шла не об оружии, а об обмене пленными, и переговоры оказались результативными. На Донбассе планируется особый государственный режим. Начались и ведутся переговоры. Это положительный шаг», — заявил папа, которого цитирует официальное издание Ватикана Vatican News.

Эти заявления уже вызвали резкую реакцию на Украине среди нацистов и сторонников «партии войны». Впрочем, и у тех и у других уже давние счеты к Франциску, в поведении которого они все больше видят «зраду» и «сговор с Москвой».

Как это скажется на отношениях с Папой Римским с Украинской греко-католической церковью (она подчиняется Ватикану) — выясняло издание «Страна».

Встретился с Путиным, отказал Порошенко

Прежде всего, нужно сказать, что это уже далеко не первые примирительные заявления Франциска о конфликте на Донбассе.

В начале июля 2019 года Франциск принял у себя в Ватикане Владимира Путина. О чем они говорили, подробностей не сообщили. Известно лишь, что главными темами переговоров стали конфликты в Сирии и на Украине.

На следующий день после рандеву с Путиным папа встречался с высшим руководством Украинской греко-католической церкви, которая добивается от Ватикана статуса патриархата. Такой порядок приема — сначала Путин, потом лидеры УГКЦ — эксперты считают сам по себе красноречивым.

Папа Франциск со времен Майдана трижды принимал Путина. Фото: пресс-служба Ватикана

При этом Франциск, по информации «Страны», недавно отказал в аудиенции Петру Порошенко. Экс-гарант, по данным источников в религиозных кругах, приезжал в Рим в сентябре и хотел обговорить с понтификом вопросы поддержки слияния УГКЦ и ПЦУ.

Но папский престол отказал Порошенко в личном общении с Франциском, заявив, что он уже не является главой государства и поэтому не имеет преимуществ для визитов к главе Ватикана.

«На ситуацию не смог повлиять и Святослав Шевчук, глава УГКЦ, который лично просил за Порошенко», — говорит источник.

«Ватикан не хочет вмешиваться в тему церковного раскола в Украине, который явно не способствует миру между Украиной и Россией и завершению войны на Донбассе. Наоборот, Ватикан пытается найти понимание с Русской православной церковью», — добавляет источник.

«Униатство — не путь к миру»

Четыре года назад Франциск встретился с главой РПЦ Кириллом на Кубе — тогда главы двух крупнейших христианских церквей встретились впервые за несколько веков.

Переговоры Ватикана и Москвы о начале диалога духовных лидеров начались около двадцати лет назад. Впервые встретившись, Папа Римский Франциск и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл троекратно расцеловались.

«Наконец-то», — сказал папа по-испански.

«Приветствую вас как истинного собрата моего», — ответил патриарх.

После двухчасового общения с глазу на глаз Франциск и Кирилл подписали совместную резолюцию, в которой говорилось и об Украине.

Об украинском конфликте в итоговом документе говорилось обтекаемо как о «противостоянии, унесшем уже множество жизней, причинившем бесчисленные страдания мирным жителям, ввергнувшем общество в глубокий экономический и гуманитарный кризис». Два религиозных лидера призвали к миру «все стороны конфликта».

Также говорилось о необходимости преодоления раскола среди православных верующих Украины «на основе существующих канонических норм» и о примирении там, где существуют трения между греко-католиками и православными, но униатство (униаты — еще одно название греко-католиков — прим. ред.), сказано в документе, не путь к восстановлению единства церкви.

Шевчук тогда разочарованно заявил: «Многие чувствуют себя преданными Ватиканом, и я, конечно, понимаю эти чувства».

По сути, уже тогда было осуждено создание ПЦУ, которая родилась в этом году перед выборами под эгидой Порошенко и после получения томоса от Константинопольского патриарха Варфоломея.

Религиовед Остап Федышин считает, что христианские лидеры двух крупнейших церквей будут пытаться если не сблизиться, то не ссориться на фоне угроз исламского терроризма и войны в Сирии и Ираке, чтобы защитить свою паству от гонений на Ближнем Востоке.

«Конечно, Ватикан будет сдержан в вопросе поддержки „раскольнической“ ПЦУ, чтобы не обострять отношения Запада с Москвой», — говорит эксперт.

«За сколько Путин купил Папу?»

Естественно, что и последние заявления Папы Римского по Донбассу были восприняты в контексте все той же «зрады».

В среду, 27 ноября, на странице в Facebook украинской журналистки Янины Соколовской появилась запись с советом римскому понтифику Франциску I «молиться, а не вещать».

«Когда люди вмешиваются в дела, в которых мало что смыслят, получается стихийное бедствие. Папа римский Франциск, чтобы уйти от вопроса о создании энциклики о ненасилии, рассказал, что вся проблема Украины и России — в обмене пленными, а на Донбассе уже формируется новый режим. Воистину, некоторым лучше молиться, чем вещать. Надеюсь, МИД Украины составит по этому поводу свою энциклику — в виде ноты протеста», — написала Соколовская.

В среде же греко-католиков на Западной Украине Франциска многие уже окончательно записали в «агенты Кремля».

«Когда Путин, перед Майданом, о чем-то доверительно беседовал с Папой, а Папа промолчал весь Майдан — меня уже тогда это насторожило», — делится львовский блогер Юрий Сытник.

«Не совсем понимаю логику Святого престола. Одно дело, когда на сторону Путина становятся купленные им же европолитики. Другое дело, когда якобы ради экуменизма папа встречается с Путиным, делает заявления о мире между Украиной и Россией и особом статусе Донбасса или поддерживает контакты с Кириллом. Неужели в Ватикане не понимают, что это только легитимизирует московский режим? И это все после преследования греко-католиков в Крыму», — негодует Роман Скаврон, прихожанин церкви УГКЦ во Львове.

«Вместо того, чтобы осудить Путина за войну в Украине и тысячи невинных жертв, папа Франциск по сути призвал Украину к капитуляции. За сколько Путин его купил, чтобы он сдал Украину? А ведь мы, греко-католики, всегда считали его духовным лидером и защитником Украины», — возмущается Галина Федун, которая также является греко-католичкой.

Бунт греко-католиков

Однако это недовольство лишь вершина айсберга все более сложных отношений Папы Франциска с подчиненной ему Украинской греко-католической церковью.

Греко-католики уже давно добиваются от Папы получения статуса патриархии, который имеют ряд восточнокатолических церквей (например, маронитская католическая церковь в Ливане или же коптская католическая церковь в Египте). Это увеличит их вес и самостоятельность.

Так, кандидатов в епископы будут избирать и утверждать без согласия Ватикана. Также главу церкви будут выбирать украинские епископы и он будет сразу вступать в свои полномочия, без утверждения Папой.

Однако, переговорный процесс по этому поводу в последнее время фактически заморожен.

«Среди греко-католиков распространено мнение, что Франциск слишком тесно сошелся с Путиным и РПЦ на почве общей нелюбви к американцам и потому не хочет делать каких-то шагов, которые будут раздражать Россию, — сказал „Стране“ источник в УГКЦ. — Поэтому и тормозится вопрос с патриархией и даже вопрос о беатификации (причисление к лику блаженных, что является этапом, предваряющим канонизацию — прим. ред.) митрополита Шептицкого также не решается. Не говоря уже о более сложных вещах вроде объединения с ПЦУ».

По словам источника, в УГКЦ растет недовольство политикой Франциска.

«Наиболее горячие головы вообще предлагают самовольно объединиться с ПЦУ и уйти от Рима к Вселенскому патриарху Варфоломею, если Франциск будет продолжать свою политику.

Но это такой крайний вариант, который даже обсуждать боятся. Ведь понятно, что тогда будет новый раскол. На этот раз — уже внутри греко-католиков. Но то, что отношения между УГКЦ и Ватиканом сейчас стали напряженными — это факт», — говорит греко-католик.

Читайте также: На Украине заявили о потере смысла существования страны

Александра Харченко