Униаты

Греко-Католическая (униатская) Церковь на Украине


Политические прислужники в сутанах
Родившись в результате предательства как политический институт подчинения народов Украины и Белоруссии влиянию Запада, всю свою будущую жизнь униатская церковь оставалась верна этой своей роли
11 сентября 2014 года, отпевая одного из бандеровских вояк, погибших во время боев на Донбассе, капеллан «Правого сектора», униатский священник Николай Зализняк выступил с совершенно невозможным для христианского священнослужителя заявлением. Он сказал: «За каждого из наших лягут их десятки. Они пришли сюда, потому что им нужна наша земля. Они хотят, чтобы мы отдали им нашу землю. Мы сделаем это, но наоборот: не им землю, а их отдадим нашей земле!»
Этот прямой призыв к убийству в устах священника можно было бы назвать, по меньшей мере, странным, если бы подобные заявления у греко-католического клира не были бы обычным явлением. Вот что, к примеру, в декабре 2013 года на субботней проповеди произнес другой служитель Украинской Греко-Католической Церкви из Коломыйского района Ивано-Франковской области Мыхайло Арсэныч: «С врагом не может быть другого разговора, как разговор пуль! С врагом не может быть другого языка, как шум леса — шум удавок, на которых повиснут коммунисты! Шум, который к каждому нашему сердцу взывает — возьми в руки оружие и отбрось страх! Не время бояться! <…> Только от каждого из нас будет зависеть, насколько наша рука не дрогнет перед врагом, насколько наш глаз будет держать в прицеле сегодняшнюю власть. Так пусть нашу руку утвердит приклад! Слава Украине!»
Чтобы понять, откуда в униатских священниках такая поистине нечеловеческая злоба и ненависть ко всему русскому, православному и связанному с идеями социальной справедливости, необходимо обратиться к истории этой церковной структуры.
Греко-Католическая (униатская) Церковь, которую сами униаты называют «католической церковью восточного обряда», возникла как совместный политико-идеологический проект Ватикана и королевской власти Речи Посполитой, нацеленный на укрепление власти польского короля и Римского Папы на православных землях, прежде входивших в состав Великого Княжества Литовского. С середины XVI века распространилась практика раздачи католическими правителями Речи Посполитой православных епископских кафедр светским людям в качестве вознаграждения за оказанные услуги. В результате к концу XVI века значительная часть православных иерархов Украины и Белоруссии фактически превратились в обычных светских феодалов с небольшим идеологическим довеском в виде церковной должности. Воздействуя на их материальные интересы, обещая поднять их политический статус до уровня католических епископов, польскому королю Сигизмунду III удалось склонить большинство православных епископов украинско-белорусских земель во главе с Киевским митрополитом Михаилом (Рогозой) к заключению унии с Римско-Католической Церковью.
Несмотря на протесты со стороны православной паствы и подавляющего большинства рядовых священников, возмущенных изменой епископов своей вере из-за низменных материальных побуждений, уния была провозглашена 9 октября 1596 года в городе Бресте. По условиям унии, Православная Церковь Украины и Белоруссии признавала своим главой Папу Римского, принимала католическую догматику, но сохраняла богослужение на славянском языке и православную обрядность.

Родившись в результате предательства как политический институт подчинения народов Украины и Белоруссии влиянию Запада, всю свою будущую жизнь униатская церковь оставалась верна этой своей роли. Сперва она ревностно помогала проводить политику укрепления власти польских королей и Ватикана на украинско-белорусских землях, входивших в состав Речи Посполитой. А потом, когда это государство приказало долго жить, униаты нашли себе нового хозяина в лице австрийских императоров и служили им верой и правдой. В качестве примера такой службы можно вспомнить создание митрополитом Григорием Якимовичем в 1848 году, в разгар демократической революции в Венгрии, проимператорской «Головной руськой рады». Рада просуществовала всего три года: когда революционная опасность для австро-венгерской монархии была ликвидирована, «первая украинская политическая организация» благополучно почила в бозе.
Исторический пик политической активности униатов приходится на период деятельности митрополита Андрея Шептицкого (1865–1944). Шептицкий, возглавивший митрополию в 1900 году, мечтал о великой «незалежной» Украине и распространении греко-католичества на всей территории России. Как и униатские лидеры прошлого, лучшим способом воплощения в жизнь своей мечты молодой 35-летний митрополит считал активное участие в политике. Уже через несколько месяцев после вступления на униатский престол, во время торжественной проповеди при посещении императором Францем-Иосифом I Святоюрского храма он заявил: «Галицийские русины всегда были и останутся верными австрийской короне. Сердца и души наши навеки отданы вам, ваше императорское величество!»
И это были не просто слова. Митрополит Шептицкий активно занимался привлечением западноукраинской молодежи в австро-венгерскую армию. Когда на повестке дня стал вопрос о войне с Россией, львовский владыка, вопреки церковному «не убий», становится одним из активных ее сторонников и деятельно включается в ее подготовку. Осенью 1913 года один из ближайших подручных митрополита К. Трилевский под крылом униатской церкви создает военизированное националистическое формирование «Украинские сечевые стрельцы» (УСС).

Обложка архивно-уголовного дела на Климентия Шептицкого
Кроме того, «блаженнейший митрополит» занялся банальным шпионажем в пользу австро-венгерской короны. Он развернул на территории Российской Империи сеть осведомителей, которые добывали для австрийцев информацию военного и политического характера. Шептицкий лично совершил несколько конспиративных поездок в Россию. Во время одной из них, в мае 1913 года, он едва не был арестован русской контрразведкой.
Шептицкий горячо приветствовал начало Первой мировой войны и принял активное участие в разработке планов австро-венгерской оккупации Украины. Однако жизнь — дама с удивительным чувством юмора. В результате русского наступления Львов оказался занят армией генерала Брусилова, а униатского архиерея в связи с его активной антирусской деятельностью интернировали и вывезли в глубь России.
По результатам Первой мировой Западная Украина оказалась под властью Польши. Но это практически ничего не изменило в положении Шептицкого и всего униатского клира. Митрополит легко нашел общий язык с властями Варшавы. Тем более что родной брат владыки, генерал Станислав Шептицкий, вскоре стал фигурой номер два в правительстве Юзефа Пилсудского и занял там пост военного министра.
При этом митрополит Шептицкий продолжает активно заниматься политикой. В 30-е годы он стоит у колыбели Организации украинских националистов (ОУН). Не случайно многие из главарей ОУН были выходцами из семей униатских священников. Среди них — основатель организации Евгений Коновалец; его преемник и многолетний управляющий имениями митрополита Андрей Мельник; руководитель так называемого краевого провода ОУН в начале 30-х годов, сын униатского священника из села Угринов Степан Бандера; бывший порученец А. Мельника, а позже главарь организации, сын священника-декана из Скалатского района Тернопольской области Ярослав Стецько и многие другие.
Поэтому вполне закономерной была реакция владыки на вступление во Львов фашистских войск летом 1941 года: «Мы радуемся освобождению земли нашей от безбожного большевизма. От наболевшего сердца приветствуем освободительницу нашу немецкую армию и ее вождя Адольфа Гитлера. Искренне просим всевышнего о победе немецкого оружия над большевизмом…»
Однако Гитлер и фашисты не оправдали доверия Шептицкого, и, когда в 1944 году Красная Армия изгнала гитлеровцев из Львова, пришлось ему обращаться с верноподданическим посланием уже к «главному большевику» — Сталину: «Правителю СССР, Главнокомандующему и Великому маршалу непобедимой Красной Армии Иосифу Виссарионовичу Сталину привет и поклон».
Однако очередная попытка униатов «припасть к сапогу» нового хозяина не увенчалась успехом — в 1946 году на Львовском Церковном Соборе Украинская Греко-Католическая Церковь (УГКЦ) была официально упразднена и возродилась только в 1989 году, на волне «перестройки», с «легкой руки» М. С. Горбачева. Новое явление униатов было напрямую связано с ростом украинского национализма в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Поскольку в возвращении униатов на Украину были активнейшим образом задействованы тесно связанные с американскими спецслужбами украинские эмигранты в США и Канаде, которые сохранили накаленные антисоветские, антирусские и антиправославные настроения, непосредственное включение греко-католиков в политическую жизнь Украины подразумевалось.
Хотя без влияния униатов не обошлось ни одно «оранжевое» событие политической жизни постсоветской Украины, а их вклад в строительство «незалежного» и антироссийского государства трудно переоценить, звездный час греко-католиков пришел вместе с событиями последнего Майдана. В начале декабря 2013 года большую часть собравшихся на площади Незалежности составляли студенты Львовского Украинского католического университета (УКУ), действующего в системе УГКЦ. Студенты прибыли в Киев под руководством своих преподавателей, большая часть которых является гражданами США, Бельгии и Польши. Практически все активно работающие в социальных сетях служители УГКЦ призывали пользователей Интернета присоединиться к борьбе против «бандитской власти». А бывший глава униатской церкви архиепископ Любомир Гузар обратился ко всем собравшимся на Майдане с призывом «самим себе завоевывать перемены».
После всего этого разве стоит удивляться воинственным призывам боевых капелланов «Правого сектора»? История и современность Греко-Католической Церкви показывает, что ненависть униатов — это эмоция холуйствующего холопа, которого хозяин постоянно бил и унижал, а теперь позволил в волю поглумиться над захваченной в полон жертвой.

Глава 27

Крах униатской церкви на Западной Украине

Сейчас не только крайние националисты, но и официальные деятели Украины утверждают, что Львовский собор 1946 года, воссоединивший униатов и православных, был силой навязан Западной Украине. Якобы председатель Совета по делам Русской православной церкви при Совнаркоме СССР Г. Карпов предложил Сталину уничтожить греко-католическую (униатскую) церковь, и 15 марта 1945 г. Сталин утвердил план Карпова.

Увы, история униатской церкви на русских землях свидетельствует об обратном. Брестская уния 1596 года была силой навязана православному населению Речи Посполитой. С этого момента десятки тысяч православных священников и мирян стали жертвами католических фанатиков. Все без исключения вожди восстаний в Малороссии в XVI–XVII веках беспощадно боролись с униатами. Расправа гайдамаков с ксендзами и униатскими попами была коротка. Надо полагать, что и здесь постарались Сталин и Карпов.

Денис Иванович Зубрицкий (1777–1862 гг.), представитель древнего галицко-русского дворянского рода, писал: «По моему мнению, народ русский от берегов Тисы и Паннонии до берегов Волги, от берегов Вислы до Русского моря… есть народ коренной в этом крае. Мы в Галиции уже 500 лет под иностранною властию, имя русское во время польского ига было предметом ругательства и поношения, но все напрасно, мы гордились своею назвою и происхождением и остались русскими. Это самое разумеется и о венгерских руссах…»

Три студента богословского факультета Львовского университета, Маркиан Семенович Шашкевич, Иван Николаевич Вашкевич и Яков Федорович Головацкий, назвав себя «русской троицей», впервые в Галичине в открытую заявили: как на небе Бог в Троице един: так на земле Русь триединая: Великая, Малая и Белая Русь — одна русская земля. Но все они, разумеется, были коммунистами и агентами НКВД.

Но вот кто заставил эмигрантов-униатов из Австро-Венгрии переходить в православие в США? «Первой волной пополнения американского православия явился переход из униатства в православие около 90 тыс. эмигрантов из Галиции и Карпатской Руси между 1891 г. и Первой мировой войной. Апостолом этого обращения был униатский протоирей из Карпатской („Угорской“) Руси Алексий Тот…

В начале XX в. совершенно спонтанно стало распространяться движение за воссоединение с православными среди лемков в Карпатской Руси, которая после Первой мировой войны стала частью Польши, а также среди самих галичан. Процесс продолжался и после Первой мировой войны, хотя польское правительство преследовало Православную церковь Польши. Например, только в 1938 г. где-то около 107 действующих православных приходов были превращены в римско-католические, или распущены. Согласно А. Свитичу, историку польского православия, несмотря на репрессии и наказания со стороны польских властей, „к началу 1928 г. в Галиции насчитывалось уже 40 православных приходов… Село за селом и уезд за уездом возвращались под родной кров Православной Церкви. В течение 1 года и 4 месяцев к Православию присоединилось свыше 50 000 галичан“. Процесс, как известно, был остановлен польскими правительственными запретами и прямыми гонениями».

С началом войны униатская церковь начала активно поддерживать гитлеровцев. Надо сказать, что и римский папа Пий XII неоднократно выражал поддержку режимам Италии и Германии и благословлял убийства местными католиками православных в Югославии.

Глава униатской церкви на Западной Украине митрополит Андрей Шептицкий благословил и германские войска, и дивизию СС «Галичина». Будущий униатский патриарх Иосиф Слипый стал капелланом дивизии СС «Галичина». Митрополит Андрей отправил в эту дивизию даже слушателей Львовской духовной академии и семинарии, в том числе и 23 абитуриента, только что поступивших туда. Почти все они погибли в июле 1944-го.

Оуновцы еще при немцах расправились с православным духовенством. 7 мая 1943 г. бандеровцы расстреляли владыку Алексия (Громадского), митрополита Украинской Автономной Православной Церкви, сохранявшего молитвенное общение с Московским Патриархатом. Бандеровцы убили Карпаторусского епископа Мукачевского Минуила (Тарнавского), известного своей стойкостью в вере и высокой духовной жизнью. Они же взяли владыку Мануила ночью на квартире во Владимире-Волынском и повесили в лесу.

Но вот Красная Армия вступает во Львов. 16 октября 1944 г. глава церкви митрополит Андрей Шептицкий направил письмо председателю Львовской Рады депутатов трудящихся Козыреву с просьбой помочь направить в Москву делегацию греко-католического духовенства. Делегация посетила Москву в декабре 1944 г. Руководителями делегации были архиепископы Иосиф Слипой и Гаврил Костельник. Они привезли льстивое приветствие Сталину и сто тысяч рублей пожертвований на Красный Крест.

П. А. Судоплатов пишет: «Через Президиум Верховного Совета архиепископы попросили принять их Патриарха Русской православной церкви, которая никогда не была в хороших отношениях с униатами. Президиум Верховного Совета, однако, направил делегацию в НКВД, чтобы прояснить вопрос о сотрудничестве руководства униатской церкви с немцами. Мне и генералу Мамулову, начальнику секретариата НКВД, было приказано принять украинскую церковную делегацию. К их удивлению, я на западно-украинском диалекте изложил им данные о сотрудничестве руководства униатской церкви с немцами и, как мне было приказано, заверил их, что, если они раскаются и выяснится, что иерархи церкви сами лично не совершили военных преступлений, преследовать их не будут».

В 1945 г. архимандрит Андрей Шептицкий умер. В униатской церкви разгорелась ожесточенная борьба за власть. Резко усилилось движение за объединение с православной церковью. Во главе движения встал Гаврил Костельник, ратовавший за объединение уже 30 лет. Естественно, что правительство СССР поддерживало Костельника, и для этого были весьма веские причины.

Во-первых, бандеровцы сделали униатство своим козырем и пытались свое движение превратить в религиозную войну. Во-вторых, Пий XII в 1945 г. резко изменил фронт и стал призывать США и Англию к войне против СССР. У Ватикана возникли идеи создания конфедерации Придунайских стран, организации комитета «Католического действия» для развертывания борьбы против леворадикальных элементов. В этих условиях советское руководство отказалось от компромиссов. Отныне Ватикан характеризовался как «защитник фашизма», стремящийся к усилению своего влияния в послевоенном мире.

Какое правительство захочет иметь в свой стране четыре миллиона верующих, контролируемых папой, который призывает к свержению этого правительства? Даже в такой чисто католической стране, как Франция, Наполеон очень круто поступил с папой и заставил его подписать конкордат, согласно которому в политическом отношении церковь была подчинена не Ватикану, а правительству Франции.

Правительство СССР помогло Костельнику в организации Собора Украинской Греко-Католической Церкви (УКГЦ) во Львове 8–10 марта 1946 г. Собор постановил «отменить постановления Брестского собора 1596 года, ликвидировать унию, отойти от Рима и возвратиться в нашу отцовскую Святую Православную Веру и Русскую Православную Церковь».

Московский патриарх Алексий отправил послание участникам Львовского собора. «В послании выражалась радость по поводу наконец достигнутого воссоединения исторических русских территорий и одновременно печаль о том, что не возносятся общие благодарственные молитвы Богу за это воссоединение, так как западные братья принадлежат другой вере, „отторгнуты от своей Матери — Русской православной церкви“. Затем говорится о бесчеловечности гитлеризма и о том, что победа над ним есть знак Божьего благоволения в борьбе с гитлеризмом. Приводится также исторически неверное утверждение, будто руководители униатской церкви „призывали склониться под ярмо Гитлера. И куда ведет вас Ватикан, призывающий в своих посланиях к милости к фашистам и Гитлеру, этому величайшему преступнику, какого когда-либо знала история?“ Алексий ссылается на только что завершившийся собор, избравший его, который в совместном заявлении за подписями двух восточных патриархов и представителей всех православных церквей „в противоположность Ватикану… свидетельствует о своем полном единодушии в проклятии Гитлера, этого кровавого безумца. Молим вас, братья… порвите ваши связи с Ватиканом, который ведет вас во тьму и духовное падение своими ересями… Поторопитесь вернуться в объятия вашей Матери — Русской православной церкви“».

Нынешние самостийники ерничают, утверждая, что площадь перед собором Святого Юра 8 марта 1946 г. была синей от околышей ГБ, а у православного митрополита Киевского и Галицкого Иоанна (Соколова) под облачением — брюки цвета хаки с синим кантом.

Действительно во Львове были предприняты беспрецедентные меры безопасности. Но это вполне естественно, так как бандеровцы организовали массовый террор. А вот сейчас на Украине никакого террора нет, а какие меры безопасности учинили киевские власти в связи с приездом римского папы Иоанна-Павла II?!

Не будем забывать, что согласно канонам католической церкви римский папа непогрешим, и верующие должны не раздумывая выполнять любые его указания. Другой вопрос, что папы грешили куда больше, чем самые ретивые миряне. Не буду вспоминать приключения XIII–XVI веков, а возьму того же папу Пия XII. Он был женат, что у католиков считается величайшим грехом даже для простого священника. Пий XII еще в начале 1917 г., когда он был нунцием Эудженио Печеллу, на курорте в Швейцарии познакомился с медсестрой Паскуалиной Ленерт, которую он взял в секретарши и домоправительницы.

В 1938 г. новый папа Пий XII поселил Паскуалину в своих покоях на третьем этаже апостолического дворца. «Паскуалина была не только идеальной экономкой, но и прекрасным секретарем. Пий XII диктовал ей (она хорошо печатала на машинке) самые важные и часто секретные документы. Влияние этой женщины на папу было огромно. Ее рекомендациям папа подчинялся беспрекословно. Ходили слухи, что многие прелаты делали в курии карьеру благодаря ее покровительству. Ее боялись и перед ней пресмыкались. Злые на язык чиновники курии называли ее „единственным мужчиной в Ватикане“».

Замечу, что сведения об «атлантическом папе» почерпнуты мною не из «желтой» прессы, а из книги И. Р. Григулевича, который длительное время был послом государства Коста-Рика в Ватикане, совмещая это с литературной деятельностью и высоким постом на Лубянке.

По вопросу насилия государства над униатской церковью отмечу лишь два момента. В конце 80-х — начале 90-х годов XX века националисты потребовали от Киева реабилитировать УГКЦ, на что получили резонный ответ, что де-юре Церковь «самоликвидировалась» собственноручно, государство никаких правовых актов на сей счет не принимало, поэтому и отменять нечего.

Действительно, государство юридически держалось в стороне от решения Львовского собора и его последствий.

Второй интересный момент: ни один униатский священник не был осужден государством за свою религиозную деятельность. Все осужденные сотрудничали с германскими оккупантами или с бандеровцами. Ни один униатский священник не был приговорен к смертной казни. Все осужденные отсидели совсем немного, а после освобождения подались в эмиграцию.

А вот ОУН начал кровавый террор против священников-униатов, воссоединившихся с православной церковью. Через несколько месяцев после собора Гаврил Костельник был застрелен оуновцами на пороге храма. Были убиты еще несколько священников.

Таким образом, оуновцы оказывали куда большее насилие на священнослужителей, чем власти. Переход же униатов в православие был в основном добровольным. Так, с мая 1945 г. за 9 месяцев присоединилось к православию 986 священников (то есть 78 %), а 281 отказались.

Тем не менее на Западной Украине по-украински произносились проповеди, и даже церковнославянское богослужение повсеместно звучало с украинским произношением «киевской вымовой». Духовенство брило бороды, как и в униатскую эпоху. Использовались облачения униатского покроя. Имели место и другие многочисленные «рудименты» униатской обрядности, на что Московский Патриархат смотрел сквозь пальцы. В советское время только во Львове функционировало 47 церквей, как православных, так и католических.

Таким образом, никакого притеснения западенцев в религиозном смысле в УССР не было. Их лишь вывели из-под власти римских пап, которые в XX веке все без исключения были воинствующими антикоммунистами и русофобами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Крестовый поход на православие: как униаты захватывают восток Украины

Об этом заявил во время визита в США верховный архиепископ Киево-Галицкий Святослав Шевчук.

Действительно, с 2014 года — сразу после победы Евромайдана — активно приложившие руку к его организации униаты начали мощнейшую экспансию на восток, в традиционно православные регионы Украины. Так, 2 апреля 2014 года пресс-служба УГКЦ сообщила, что Святой Престол «поставил в известность, что Папа Франциск, приняв во внимание решение Синода УГКЦ о разделении Донецко-Харьковского экзархата УГКЦ, дал свое согласие на каноническое избрание Синодом епископа для такового».

Стоит пояснить, что решение о создании Донецко-Харьковского экзархата УГКЦ было принято в Ватикане еще 11 января 2002 года, при Папе Иоанне-Павле II, на фоне крайне негативного развития отношений между католиками и православными. Спустя месяц Ватикан преобразовал четыре своих «апостольских администратуры» на территории России в епархии, тем самым заявив права и на каноническую территорию РПЦ.Томоса ради. Для сохранения власти Порошенко готов развязать религиозную войну

Дальнейшее расширение присутствия подчиненных папе Римскому структур на востоке Украины, что потребовало выделения отдельного экзархата для Донецкой и Запорожской областей, произошло спустя 12 лет, почти синхронно с началом так называемой антитеррористической операции (АТО), и также вызвало крайне острую реакцию со стороны Московского патриархата.

«По сути, речь идет об очередном крестовом походе против православия», — заявил 4 апреля 2014 года американскому изданию National Catholic Register председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). Еще жестче высказался 14 августа 2014 года патриарх Кирилл в обращении к главам поместных православных Церквей: «Униаты и примкнувшие к ним раскольники стараются одержать верх над каноническим православием на Украине».

«Сегодня УГКЦ хочет «упрочить свои позиции за пределами родного ей запада страны, действуя на волне растущего украинского самосознания в центральных регионах Украины», как говорит независимый эксперт по религии в бывшем Советском Союзе Джеральдина Фэйган, написавшая книгу «Вера в России. Религиозная политика после коммунизма». Чтобы добиться этого, говорит она, униатская Церковь воспользовалась неразберихой, вызванной конфликтом на Донбассе, который унёс жизни более 4700 человек и поставил государство на грань банкротства, — писала 30 декабря 2014 года американская газета The Christian Science Monitor. — Непосредственно участвуя в конфликте, униатская Церковь надеется завоевать на свою сторону новых последователей внутри страны, которая всё больше раскалывается из-за этнических и религиозных противоречий».

Интересно, что сами униаты признают, что распространение их религии на Украине может произойти лишь в случае масштабного общественного кризиса, который может ослабить традиционное для этой страны православие.Церковь не отделена от государства: МИД Украины вступился за УГКЦ

«Покойный гарвардский профессор Игорь Шевченко предупреждал в начале 1990 х: «Советское прошлое преодолеть относительно легко, но что делать с византийско-православным наследием?» — писал 3 мая 2015 года в украинском журнале «Новое время» профессор Украинского католического университета (Львов) Ярослав Грицак. — Чтобы радикально преодолеть историю, нужен масштабный кризис. Например, такой, как был в момент падения коммунизма. Или подобный тому, что мы переживаем сейчас».

Как отмечалось далее в процитированной статье в The Christian Science Monitor, при экспансии на востоке УГКЦ сделала ставку на взаимодействие с армией. На первый взгляд, это казалось не очень логичным — военные прибыли в АТО, но вскоре неизбежно покинут его, проще было сразу начать проповедь местным жителям. Однако, тут был ряд тонкостей, которые объяснили автору этой статьи украинские эксперты-религиоведы.

Как рассказывал в октябре 2015 года автору этой статьи директор Религиозно-информационной службы Украины Тарас Антошевский, он лично видел деревянные «каплички», то есть часовни, которые униаты к тому времени построили в расположении украинских военных частей в Донецкой и Луганской областях. Фотографии таких открывавшихся «капличек», сильно походящих на блиндажи, публиковались летом 2015 года найти и на греко-католических сайтах в отчетах военных капелланов.

По словам Антошевского, сначала эти «каплички» начинали посещать военнослужащие, к которым командование целенаправленно не допускало капелланов Московского патриархата, а затем уже — местные жители. Последние на фоне того, что украинские военные регулярно расстреливали из артиллерии православные храмы, захватывали и бросали в тюрьмы священников Московского патриархата, испытывали духовный голод, и многие из них были готовы обратиться хоть в какой-то храм с каким-то клириком.

«В течение последних месяцев мы видим такой интересный феномен, что в местах постоянной дислокации военных частей и даже в зоне АТО очень много местных общин начинают обращаться к власти с просьбой создать греко-католические парафии (приходы. — прим. авт.), — лицемерно заявил 8 октября 2015 года глава УГКЦ в интервью Радио Ватикана. — Военный капеллан в первую очередь является священником для армии, а не для гражданского населения, но сам факт, что спонтанно со стороны местных людей проявилось такое уважение к УГКЦ, является для нас вызовом. Поэтому нужно знать, как на это правильно ответить, как послужить тем людям, которые ищут Божьего слова именно в нашей Церкви».

Таким образом, военные капелланы, отправленные УГКЦ в зону АТО для духовного окормления военных, быстро переквалифицировались на работу с местными жителями. Причем, создание униатских приходов началось там и без всяких «просьб трудящихся», буквально без перехода после создания «капличек» при военных частях.

16 сентября 2015 года городской совет Славянска (Донецкая область) одобрил разработку детального плана участка в центре города под строительство греко-католического храма. В тот же день из публикации на сайте города Доброполье (Донецкая область) стало известно, что его городской голова предложил отложить решение по поводу поступившей к нему заявки о выделении участка площадью 1760 кв. м в центре города под храм УГКЦ.

В интервью городскому сайту Доброполья руководитель Краматорского деканата (епархии и экзархаты УГКЦ делятся на деканаты) Василий Иванюк сообщил 23 сентября 2015 года ряд интересных подробностей. Во-первых, о том, что сам «только недавно закончил военную службу — был капелланом в украинской армии». Во-вторых, о наличии проекта по строительству греко-католических храмов в регионе, его бюджете и источниках: «Точную стоимость строительства отец Василий назвать затруднился, но сказал, что бюджет составит точно более 100 тыс. долларов… Всемирный конгресс украинцев выделил средства на постройку 10 греко-католических храмов на востоке Украины, на территории Донецко-Харьковского экзархата. Один из храмов предложили построить в Доброполье». Таким образом, итоговая сумма на строительство 10 храмов, собираемых из привозимых с Карпат готовых бревен, составит около 1 млн. долл.

В самом Краматорске 22 декабря 2013 года уже был торжественно открыт униатский храм, также собранный из карпатской сосны. Опять-таки, налицо типовой проект.

Вслед за постройкой храмов последовали и действующие при них пропагандистские униатские миссионеры. Одной из причин этого могло стать определенное «проседание» доли униатов в украинском обществе, зафиксированное в начале 2016 года социологами из Центра Разумкова — после максимума в 7,8% от общего числа украинцев в 2014 году оно упало до 6,5% в 2016 году. Надо было «вытягивать» ситуацию.

«В своём выступлении перед прихожанами архиепископ отметил, что греко-католики, как и вся Украина, сейчас переживают исторический момент. Поэтому церкви нельзя «спать»: нужно идти к нуждающимся — прежде всего на востоке Украины, в зоне АТО. Об этом зачастую просят жители Донбасса, которые положительно оценили греко-католических военных капелланов, находящихся в зоне АТО вместе с нашими военными, — излагает выступление Шевчука 16 июня 2016 года в Запорожье украинское издание «Время новостей». — Греко-католики… приняли решение создать десять «пастырских станиц» по всей линии размежевания в зоне АТО».

Перед этим на заседании 7 — 8 июня 2016 года Синод УГКЦ постановил «поручить правящим архиереям в сотрудничестве с благотворительным фондом «Каритас Украины» создать пасторально-социальные миссии на линии размежевания в Донецкой, Луганской и Харьковской областях». Стоит упомянуть, что структурным подразделением этого фонда «Каритас Краматорск» заведует все тот же самый Василий Иванюк.

Каждая из мощных западноукраинских униатских епархий была обязана вложиться в создание новых приходов на востоке страны. «Тернопольско-Зборовская архиепархия получила под свою опеку духовные миссии и приходские общины в городе Лисичанске (Луганская область. — прим. авт). В настоящее время им уже предоставлена определённая финансовая помощь, — сообщило 20 сентября 2016 года этого года интернет-здание «В час пик». — Также передан проект будущего храма, строительство которого входит в обязанности Тернопольско-Зборовской архиепархии».

Как отметил 21 ноября 2016 года патриарх Кирилл, «усилилась и прозелитическая деятельность униатов на исконно православных землях на востоке Украины».

Итог этой политики показывает опубликованное в апреле 2018 года исследование Центра Разумкова, согласно которому в 2018 году как греко-католики себя обозначили 9,4% опрошенных, тогда как ранее эта цифра никогда не поднималась выше 7,8%. Причем, и эти предыдущие пиковые значения были достигнуты в 2014-м и 2017-м годах, превысив все замеры общественного мнения начиная с 2000 года.

Русская униатская церковь

У этого термина существуют и другие значения, см. Киевская митрополия.

Эту страницу предлагается объединить со страницей Список предстоятелей Русской униатской церкви. Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К объединению/7 декабря 2017.
Обсуждение длится не менее недели (). Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения.

Административное деление Русской униатской (Греко-Католической) церкви в 1772 году (до раздела Речи Посполитой)

Русская Униатская Церковь (лат. Ecclesia Ruthena unita, польск. Ruski Kościół Unicki, укр. Руська Унійна Церква, белор. Руская Уніяцкая Царква), также Митрополия (Верховная архиепископия) Киевская, Галицкая и всея Руси — поместная католическая церковь греческого обряда, образованная в Речи Посполитой в результате Брестской унии (1596).

В богослужении использовался церковнославянский и западнорусский письменный язык.

Её прямыми преемниками в настоящее время являются: Украинская и Белорусская грекокатолические церкви, а также косвенно Российская грекокатолическая церковь, образованная в новейшее время и не восходящая непосредственно к Брестской унии (1596). Русинская грекокатолическая церковь восходит не к Брестской, а к Ужгородской унии (1648), наряду с Венгерской и Словацкой церквями.

История

В 988 году князь Владимир Святославич ввел христианство в его греческом обряде как государственную религию Руси. Киевская Церковь унаследовала традиции византийского Востока и была частью Константинопольского патриархата.

Киевский митрополит Исидор был одним из подписавших Флорентийскую унию в июле 1439 года. В Великом княжестве Московском отказались признать Флорентийскую унию и отделились от Киевской митрополии, избрав в 1448 году своего митрополита и образовав отдельную митрополию с центром в Москве.

Униатская церковь на территории Речи Посполитой была образована после заключения Брестской унии в 1596 году. Большая часть епископов Киевской митрополии во главе с митрополитом Михаилом Рогозой поддержали Брестскую унию, в результате чего митрополия была переподчинена папе римскому, сумев сохранить все епархии в своём составе. В то же время противниками унии была сохранена и православная церковная организация, что обусловило параллельное существование двух Киевских митрополий: греко-католической и православной. Протесты православных против перевода церквей и монастырей в унию выражались в форме литературной полемики, дебатов на сеймах, братского движения, а также открытых выступлений вплоть до восстаний, среди которых выделяют Могилёвское 1618 года и Витебское 1623 года. В свою очередь Униатская церковь для увеличения влияния среди населения создала собственную систему учебных заведений и церковных братств, активно участвовала в литературной полемике, занималась книгоизданием.

Архиепископ Полоцкий Иосафат Кунцевич, убитый в результате Витебского восстания 1623 года и причисленный в 1867 году к лику святых

Уже в 1601 году в Вильне митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Ипатий Поцей основал при Троицком монастыре первую духовную семинарию Русской униатской церкви.

В целом униатская церковь пользовалась государственной поддержкой, хотя и рассматривалась как второразрядная, о чём свидетельствовало в частности, то, что крупнейшие грекокатолические иерархи не были включены в состав сената.

Митрополит Киевский Иосиф Рутский

Постепенно авторитет униатской церкви рос, чему способствовало создание ордена базилиан, а также переход в грекокатоличество Мелетия Смотрицкого. С 1630-х годов к унии стала склоняться шляхта. В 1630-х годах митрополит Иосиф Рутский предпринимал попытку создания объединённого униатско-православного Киевского патриархата, однако проект оказался неудачным. Несмотря на усилия по распространению унии, в 1647 году в Речи Посполитой насчитывалось около 4 тысяч униатских и более 13,5 тысяч православных приходов.

Посвящение в 1620 году Патриархом Иерусалимском Феофаном III новой православной иерархии в Речи Посполитой (до того православные епископы не допускались на кафедры королём Сигизмундом III), раздел грамотой Владислава IV в 1635 году культовых учреждений между православными и униатами утвердили разделение на 2 легальные киевские митрополии (униатскую и православную) и закрепили раскол западнорусского (белорусско-украинского) общества. Попытки его примирения делались на соборах 1629 году в Киеве и 1680 года в Люблине, созванными по инициативе униатской иерархии, но были проигнорированы православными. В 1630-е годы митрополит Иосиф Рутский вынашивал проект создания на базе Киевской митрополии патриархата, общего для православной и униатской церквей, чем заинтересовал православных оппонентов, в том числе Петра Могилу. Но эта идея не встретила поддержки папства, правительства Речи Посполитой, не нашла понимания православного населения.

Во время войны Речи Посполитой с Россией 1654—1667 годов на занятых российскими войсками территориях уния оказалась под запретом. После Андрусовского перемирия 1667 года правящие круги Речи Посполитой резко усилили поддержку унии. Ещё в большей степени росту её привлекательности в глазах шляхты способствовало подчинение Киевской православной митрополии Московскому патриархату в 1688 году, что означало потерю самостоятельности православной церкви Речи Посполитой и полное её подчинение интересам России, противника в недавней войне. Особенно поддержка униатской церкви и одновременно давление на православную со стороны центральной власти возросла в правление Яна Собесского. В 1692 году уния принята Перемышльской епархией, в 1700 — Львовской, в 1702 — Луцкой. В это же время униатское население Речи Посполитой превысило православное.

В XVIII веке началась постепенная латинизация униатской церкви, выраженная в перенимании латинского обряда, что противоречило условиям Брестского собора 1569 года. Проводниками латинизации были базилиане, происходившие в основном из польско-католических семей. Особое значение имел проведённый в 1720 году Замойский собор, постановивший унифицировать богослужение, приняв литургические книги, одобренные папской властью, и отказавшись от использования некатолических изданий. После 1720 года в униатстве наметилось два течения: сторонники первого стремились к заимствованию римско-католических традиций, второго — к сохранению собственных западнорусских православных традиций и чистоте обряда.

C 1729 года (официально с 1746 года) по 1795 год резиденцией униатских митрополитов был город Радомышль. 5 марта 1729 во владение Радомышлем вступил номинант и администратор Киевской униатской митрополии епископ Атанасий Шептицкий, который позже, в этом же году становится митрополитом.

В 1791 году на территории Великого княжества Литовского униаты составляли 39 % населения, а на территории современной Белоруссии — 75 % (в сельской местности — более 80 %).

Большинство последователей униатской церкви составляли крестьяне. Кроме того, униатами являлись часть горожан и мелкой шляхты.

После разделов Речи Посполитой, когда большая часть территории епархий униатской церкви оказалась в составе Российской империи, часть грекокатоликов присоединилась к Православной Российской церкви, а часть осталась в подчинении у Рима.

Общее направление политики всех русских императоров было непреклонным. Прихожан Русской греко-католической церкви рассматривали как православных, которые под давлением приняли юрисдикцию Папы, и которые под любым предлогом склонны эту юрисдикцию нарушить. Уже во время правления Екатерины II была широко распространена деятельность по переводу грекокатоликов в православие на землях Литвы и Белоруссии. В 1787 году Екатерина II постановила, что печатать духовные книги в Российской империи могут только типографии, подчиненные Синоду, и деятельность греко-католических типографий прекратилась. В 1794 году православный епископ Виктор Садковский разослал обращения с призывом к униатам переходить «в правую веру», которые зачитывались в городах и сёлах как государственные акты. Если появлялись желающие перейти в православие, то власти записывали их в книги, выплачивали им денежное пособие и присылали священника с отрядом солдат, которые изымали церковь у грекокатоликов и передавали православным, а греко-католических священников высылали вместе с семьями. Предписывалось упразднять греко-католические приходы, если к ним приписаны менее 100 дворов, но в случае, если они хотели перейти в православие, им разрешалось существовать. Греко-католические епархии, за исключением Полоцкой, были упразднены, а епископы отправлены на пенсию или за границу.

По смерти Феодосия Ростоцкого (1805), 24 февраля 1807 года папа Пий VII подписал буллу «In universalis Ecclesiae regimine», по которой провозглашалась грекокатолическая Галицкая митрополия — как правопреемник Киевской униатской митрополии.

После перерыва (в царствования императоров Павла I и Александра I) борьба с унией была продолжена императором Николаем I. Административной ликвидации униатской церкви предшествовала кампания сближения униатских обрядов с православными, руководимая епископом Литовским Иосифом Семашко. В 1839 году на соборе в Полоцке решения Брестского собора были аннулированы: 1607 униатских приходов и более 1 млн 600 тыс человек перешли в юрисдикцию Православной российской церкви. Единственной униатской епархией в Российской империи оставалась Холмская епархия, которая была обращена в православную в 1875 году.

Предстоятели

Основная статья: Список предстоятелей Русской униатской церкви

  • Михаил Рогоза (27 июля 1589—1599)
  • Ипатий Поцей (26 сентября 1599 — 18 июля 1613)
  • Иосиф Рутский (5 апреля 1614 — 5 февраля 1637)
  • Рафаил Корсак (1637 — 28 августа 1640)
  • Антон Селява (18 марта 1641 — 5 октября 1655)
  • Гавриил Коленда (24 апреля 1665 — 11 февраля 1674)
  • Киприан Жоховский (11 февраля 1674 — 26 октября 1693)
  • Лев Слюбич-Заленский (22 сентября 1695 — 24 августа 1708)
  • Юрий Винницкий (7 мая 1710 — 22 сентября 1713)
  • Лев Кишка (17 сентября 1714 — 19 ноября 1728)
  • Атанасий Шептицкий (18 августа 1729 — 12 декабря 1746)
  • Флориан Гребницкий (16 декабря 1748 — 18 июля 1762)
  • Филип Володкович (18 июля 1762 — 12 февраля 1778)
  • Лев Шептицкий (1778—1779)
  • Ясон Смогожевский (1780—1788)
  • Феодосий Ростоцкий (1 ноября 1788 — 25 января 1805)

Последующих, поставленных с июля 1806 года российским правительством на такое достоинство, — Ираклия Лисовского, Григория Кохановича, Иосафата Булгака — папский престол считал только администраторами.

Церковная структура

После Брестской унии 1596 года униатскими стали Киевская, Полоцкая архиепархии и Пинская, Луцкая, Владимирская и Холмская епархии. Унию не приняли Львовская и Перемышльская епархии. После смерти владыки Кирилла Терлецкого в 1607 году Луцкая епархия постепенно отошла от унии, вернувшись к ней в 1702 году с епископом Дионисием Жабокрицким. После взятия в 1616 году польскими войсками Смоленска король номинировал в 1625 году Льва Кревзы на архиепископа Смоленского, основав тем самым униатскую Смоленскую архиепархию. В 1691 году к униатской Киевской митрополии присоединилась Перемышльская епархия с владыкой Иннокентием Винницким, а в 1700 году присоединилась Львовская епархия с епископом Иосифом Шумлянским.

Структура Униатской Церкви в Речи Посполитой в 1772 году

  • Киевская архиепархия
  • Полоцкая архиепархияrube-tarask
  • Смоленская архиепархия
  • Пинская и Туровская епархия
  • Луцкая и Острожская епархия
  • Владимирская и Брестская епархия
  • Холмская епархия
  • Львовская епархия
  • Перемышльская епархия

Ко времени разделов Речи Посполитой Русская униатская церковь насчитывала 9300 приходов, 10 300 священников и 4,5 миллионов прихожан (тогда как всё население Речи Посполитой составляло 12,3 миллионов человек). Кроме того, униатской церкви принадлежало 172 монастыря с 1458 монахами.

> См. также

  • Борьба униатов и православных

Примечания

  1. Турилов А. А., Флоря Б. Н. К вопросу об исторической альтернативе Брестской унии // Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI — первой половине XVII в.. — М., 1999. — Т. II. — С. 28.
  2. 1 2 3 4 Уніяцкая царква // Вялікае Княства Літоўскае. Энцыклапедыя у 3 т. — Мн.: БелЭн, 2005. — Т. 1: Абаленскі — Кадэнцыя. — С. 114—116. — 684 с. — ISBN 985-11-0314-4.
  3. Анатоль Грыцкевіч. Уніяцкая царква на Беларусі ў канцы ХVIIІ — пачатку XIX стагодзьдзяў // Хрысьціянская думка, № 3 (214), 1993, с. 119.
  4. Гісторыя Беларусі (ў шасці тамах). Беларусь у часы Рэчы Паспалітай (XVII—XVIII стст.). Т. 3. — Мінск: «Экаперспектыва», 2004. С. 302—303
  5. Radwan, 2004, с. 24-25.
  6. Osadczy, 2007, с. 351-353.
  7. Osadczy, 2007, s. 355-356.
  8. Kuklo C. Demografia Rzeczypospolitej Przedrozbiorowej — Warsawa: Wydawnictwo DiG, 2009. — 518 p. — P. 211. (польск.)

Литература

  • Дмитриев М. В., Флоря Б. Н., Яковенко С. Г. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI — начале XVII века. — М., 1996.
  • Лабынцев Ю. А., Щавинская Л. Л. Некоторые обстоятельства и средства поддержания белорусско-украинской униатской литургической практики в XVII—XIX веках // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2000. — № 2. — С. 124—136.
  • Флоря Б. Н. Западнорусская митрополия // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. — Т. XIX. — С. 612—615. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-034-9.
  • Гісторыя Беларусі (ў 6 т.). Беларусь у часы Рэчы Паспалітай (XVII—XVIII стст.). Т. 3. — Мінск: Экаперспектыва, 2004. — С. 302—303 (белор.)
  • Грыцкевіч А. Уніяцкая царква на Беларусі ў канцы ХVIIІ — пачатку XIX стагодзьдзяў // Хрысьціянская думка. — № 3 (214). — 1993. — С. 119. (белор.)
  • Гудзяк Б. Криза і реформа: Київська митрополія, Царгородський патріархат і генеза Берестейської унії. — Львів: Ін-т історії Церкви Львів. богословської академії, 2000. (укр.)
  • Ліковський Е. Берестейська унія (1596). — Жовква: Печат. оо. Василіян, 1916. — 336 с.
  • Уніяцкая царква // Вялікае Княства Літоўскае. Энцыклапедыя у 3 т. — Мн.: БелЭн, 2005. — Т. 1: Абаленскі — Кадэнцыя. — С. 114—116. — 684 с. — ISBN 985-11-0314-4. (белор.)
  • Kuklo C. Demografia Rzeczypospolitej Przedrozbiorowej — Warsawa: Wydawnictwo DiG, 2009. — 518 p. — P. 211. (польск.)
  • Osadczy W. Święta Ruś. Rozwój i oddziaływanie idei prawosławia w Galicji. — Lublin: Wydawnictwo Uniwersytetu Marii Curie-Skłodowskiej, 2007. — ISBN 9788322726723. (польск.)
  • Radwan M. Carat wobec Kościoła greckokatolickiego w zaborze rosyjskim 1796-1839. — Lublin: Instytut Europy Środkowo-Wschodniej, 2004. — ISBN 839176155X. (польск.)
  • Senyk S. The Ukrainian Church and Latinization. // Orientalia Christiana Periodica. — Vol. 56. — 1990. — P. 165—187. (англ.)

Униаты

Униаты Табличка на греко-католической (итало-албанской) церкви св. Афанасия в Риме с изображением ключей св. Петра и надписью на греческом языке

Греко-католики, униаты — католики, принадлежащие к некоторым из Восточно-католических церквей, которые следуют византийской литургической традиции.

В узком смысле термин применяется к католическим церквям, в которых богослужение совершается по византийскому обряду на греческом языке:

  • Греческая католическая церковь
  • Итало-албанская католическая церковь
  • Мелькитская католическая церковь.

В более широком смысле — также и к другим Восточным католическим церквям византийской традиции, богослужения в которых совершаются на других языках:

  • Украинская греко-католическая церковь
  • Русинская греко-католическая церковь
  • Белорусская греко-католическая церковь
  • Румынская греко-католическая церковь
  • Болгарская греко-католическая церковь
  • Словацкая греко-католическая церковь
  • Венгерская греко-католическая церковь
  • Албанская греко-католическая церковь
  • Российская греко-католическая церковь
  • Хорватская греко-католическая церковь (Крижевицкая епархия).
  • Македонская греко-католическая церковь.

Греко-католические церкви имеют различный статус:

  • Албанская католическая церковь — Апостольская администратура: Албания (1628)
  • Белорусская греко-католическая церковь — никакая иерархия не установлена в настоящее время: Белоруссия (1596)
  • Болгарская греко-католическая церковь — апостольский экзархат: Болгария (1861)
  • Венгерская греко-католическая церковь — епархия и апостольский экзархат: Венгрия (1646)
  • Греческая католическая церковь — два апостольских экзархата: Греция, Турция (1829)
  • Итало-албанская католическая церковь — две епархии и территориальное аббатство: Италия
  • Македонская греко-католическая церковь — апостольский экзархат: Македония (1918)
  • Мелькитская католическая церковь — патриаршество: Сирия, Ливан, Иордания, Израиль, Иерусалим, Бразилия, США, Канада, Мексика, Ирак, Египет и Судан, Кувейт, Австралия, Венесуэла, Аргентина (1726)
  • Российская греко-католическая церковь — два апостольских экзархата, в настоящее время без иерарха: Россия (1917), Китай (1928); в настоящее время приблизительно 20 округов и общин рассеяны во всем мире, включая пять в России непосредственно, отвечая епископам другой юрисдикции.
  • Румынская греко-католическая церковь — верховное архиепископство: Румыния, Соединенные Штаты Америки (1697)
  • Русинская греко-католическая церковь — архиепархия, 4 епархии, и апостольский экзархат: Соединенные Штаты Америки, Украина, Чешская республика (1646)
  • Словацкая греко-католическая церковь — архиепархия и три епархии: Словакия, Канада (1646)
  • Украинская греко-католическая церковь — верховное архиепископство: Украина, Польша, США, Канада, Великобритания, Австралия, Германия и Скандинавия, Франция, Бразилия, Аргентина (1595)
  • Хорватская греко-католическая церковь — епархия и апостольский экзархат: Босния и Герцеговина, Хорватия, Сербия и Черногория (1611)

Украинская Греко-Католическая Церковь была создана в результате заключения Брестской унии. Последователи унии, лица, придерживавшиеся греко-католического (униатского) исповедания, именовались «униатами», причём это слово часто несло в себе негативные коннотации при употреблении со стороны Русской и Украинской Православных Церквей, а также в официальной советской историографии.

> См. также

  • Церковные унии
  • Греко-католический Апостольский экзархат Сербии и Черногории
  • Брестская уния

Ссылки

  • Статистика по греко-католическим церквям
  • Документы о греко-католицизме