Уроки религии в школе

Религия и этика в школе: за и против

Мнение родителей

К сожалению, пока нельзя сказать, что изучение «Основ религиозной культуры и этики» дает какие-то результаты. Дети, прошедшие этот курс, не отличаются от своих предшественников ни умственно, ни нравственно. Возможно, прошло недостаточно времени для того, чтобы говорить о каких-то итогах. Однако родители уже сделали свои выводы и делятся ими на многочисленных тематических форумах и родительских собраниях.

Юлия Фадеева, мама троих детей: «На мой взгляд, школа берет на себя ненужные функции. Задача учителей — рассказывать детям о физике, химии, правописании и так далее. Что такое «хорошо», а что такое «плохо», я расскажу своему ребенку сама, опираясь на современные реалии, а не на учения многовековой давности.

Кроме того, мне неприятен тот факт, что часы для изучения этого предмета отобрали у «Русского языка». Если посмотреть на результаты ЕГЭ, знание родной речи у выпускников и так оставляет желать лучшего, и ни к чему тратить столь важные часы на знания сомнительной ценности».

Плюсы и минусы урока

У нового предмета есть как положительные стороны, так и отрицательные.

Сначала отметим плюсы:

  • Дети узнают о наличии разных религиозных учений, их различиях.
  • У школьников формируется критическое мышление в вопросах нравственности, они учатся осмысливать свои поступки не только с позиции собственной выгоды, но и с точки зрения моральных норм.
  • На уроках затрагивают темы, которые во многих семьях игнорируют.
  • Новый предмет расширяет кругозор школьников.

К сожалению, минусов пока больше, и не все их легко устранить:

  • Фактическое нарушение Конституции, вмешательство церкви в образование, которое в России является частью светской жизни.
  • Нехватка и недостаточная подготовка преподавателей.
  • Абсолютно «сырой» учебник, не соответствующий заявленным задачам, пропагандистский и не имеющий альтернативы.
  • Масса неточностей и фактических ошибок в курсах всех культур, кроме «Православия» и «Мусульманства».
  • Отобранные у одного из основных предметов учебные часы.
  • Отрицательное отношение абсолютного большинства родителей (порядка 74%) к новому курсу.
  • Вынужденное разделение детей на группы по религиозному принципу, акцентирующее внимание на этом аспекте жизни и порождающее противостояние среди школьников.

С этого учебного года по распоряжению правительства в школах ввели новый предмет — «Основы мировых религиозных культур». Значит ли это, что в России теперь официально появился «Закон Божий»? И вообще нужен ли этот предмет да еще в формате школьной обязаловки? Корреспонденты «Комсомолки» Елена Кривякина и Андрей Моисеенко отправились на урок в одну из школ Москвы.

«ПРАВОСЛАВИЕ — ДЕЛО СЕМЕЙНОЕ»

Школу мы выбирали не сами. Нам ее порекомендовали в столичном Департаменте образования. Школа № 1747 не простая, а с этнокультурным (русским) компонентом образования. Впрочем, учатся здесь не только русские.

— Кого у нас только нет: и осетины, и лезгины, корейцев много, правда, все хорошо говорят по-русски. А еще несколько лет назад как бывало: приходят в нашу школу выходцы с Кавказа и из Средней Азии, прочтут, что школа с этнокультурным компонентом, и разворачиваются, идут в другую. Ну и слава богу, думали мы, — рассказывает нам одна из учительниц, попросив не называть ее имени.

Какую из религий взять за основу нового предмета, учителя решали вместе с родителями. Из шести вариантов папы и мамы, решив не будить лихо, выбрали нейтральный — «Основы мировых религиозных культур».

— Православие — дело семейное. Хотят глубоко изучать православие — пусть идут в православные школы. У нас еще ничего, а вы посмотрите, что, например, в Восточном округе творится! Сколько там детей мигрантов. В некоторых школах русский язык уже стали преподавать как иностранный! Какое тут православие! — замечают учителя.

— На уроке мы будем проходить тему «Религия и культура», — сообщает четвероклассникам юная обаятельная учительница Юлия Пермякова.

У нее в руках и на столах у детей цветные ксерокопии страниц из учебника.

— Книгами по предмету пока не обеспечены. Мы его сами отксерили, — поясняют нам…

КОРАН, ДАЦАН И ГУСИНЫЕ ПЕРЬЯ

— Какие заповеди вы знаете? — спрашивает у ребят учительница.

— Чти отца и мать! — раздается в ответ.

— Правильно. А чего делать нельзя?

Дети с трудом пытаются вспомнить.

— Упоминать бога! — выпаливает один из мальчишек, видимо, забыв слово «всуе».

— Спорный вопрос, — улыбается учительница.

Дальше — главное.

— Религия может объединить и бедняка и богача, который купается в земных благах! — внушает учительница.

Собственно, предмет для того и ввели, чтобы объяснить детям, что мир многогранен, что одна вера не должна враждовать, с другой, что нужно быть толерантными. На интерактивной доске появляются изображения религиозных сооружений. Дети должны объяснить, чем мечеть, синагога и дацан отличаются от православного храма.

— Я могу сказать про мечеть! — поднимает руку одна из девочек. — Вечером около шести часов их, так сказать, отец заходит в одну из башен и читает молитвослов!

— Коран, — поправляет учительница.

— Да, Коран! — сообщает девочка.

— Ксюша была в Арабских Эмиратах. Наши дети много путешествуют, — поясняет учительница.

— Дети, у христиан — церковь, у мусульман — мечеть, у иудеев — синагога, у буддистов — дацан, — в который раз как мантру повторяет учительница. — У церкви наверху крест, у дацана крыша по углам загнута вверх.

Кстати, после урока мы спросили у ребят, кто такие иудеи. Самый близкий к правильному ответ: «Мы их летом видели в Иерусалиме».

Потом учительница рассказывает, как тяжело было первым христианам переписывать священные книги от руки. Вспоминает монахов Кирилла и Мефодия — изобретателей кириллицы. Чтобы ребята могли это прочувствовать, учитель раздает на класс четыре гусиных пера, баночки с чернилами и предлагает каждому написать: «Россия», «храм», «православие», «Москва». Детям идея нравится. Но урок не резиновый, а пером писать — не авторучкой. По нашим наблюдениям, успели «окунуться в древность» человек восемь из 22 учеников.

— Повторите, как называется религиозное сооружение у буддистов? — уже, наверное, раз в пятый спрашивает учительница.

— ДОцЕн! — чуть ли не хором ошибаются ученики.

Православие в школах дети проходить будут, но православные ценности им навязывать никто не собирается.

РЕЛИГИЯ «СЪЕЛА» УРОК РУССКОГО

Чтобы начать преподавать «Основы религиозных культур…», Юлии Пермяковой, как и другим учителям, пришлось пройти курсы повышения квалификации. Проводили их не священники, а светские педагоги. А вот как вести сами уроки, никто особо не объяснял. Положились на творческий подход учителей. Часы на новый предмет в 1747-й выкроили из уроков русского языка. Дополнительно ввести новый предмет нельзя, нормативы не позволяют.

— То есть «жи-ши» мы теперь, условно, проходим не пять часов, а четыре, — поясняет Юлия Пермякова.

— Это был важный час? — уточняем.

— Да, важный. Но тут уже все зависит от мастерства учителя: пострадает та или иная дисциплина или нет.

Большинство ребят в классе — представители титульной нации, но из их родителей более-менее регулярно посещают храм лишь три-четыре человека. Остальные грамотных представлений о какой либо религии не имеют. Приглашать к детям священников в школе пока не собираются. Экскурсии в церкви также не планируются.

— У нас есть батюшки, которые готовы дать учителям любую консультацию. Но приглашать их в школу постоянно вести уроки — это лишнее, — объясняет директор школы Марина Сотникова…

МНЕНИЯ

ЗА

Любовь нужно преподавать!

Дети нынче невероятно подкованы. Они без малейшего труда управляются с айфонами, айпадами, знают нюансы андроида и всевозможных приставок и примочек. Они читают умные книжки, могут без труда раздобыть любую информацию в Интернете, стильно одеваются, ездят в загранпоездки и довольно хорошо говорят на иностранных языках. Одним словом, к взрослой жизни готовы и место под солнцем себе найдут. Но за всей этой мишурой забывается главное. Детей не учат любви. Вы скажете, что заниматься этим нужно в семье? Конечно, нужно. Но многие ли занимаются? В результате наши прекрасные, умные, «упакованные» дети больше всего ценят себя самих и горстку своих друзей, часто виртуальных, из Интернета. Люди, отличные по своим взглядам, верованиям, традициям, уже и за людей порой не считаются. Учить толерантности, уважению, терпимости нужно с ранних лет. И не стоит уповать в этом только на семью. Тогда есть шанс, что нынешние школьники через пять — десять лет не выйдут с ножами и битами на улицы, стремясь уничтожить тех, кто на них по тем или иным причинам не похож. Уроки религии в школе — пусть маленький, но все же шажок в этом направлении.

Елена КРИВЯКИНА

ПРОТИВ

Лучше дайте больше времени на таблицу умножения

Мне непонятно, почему «Основы религиозной культуры…» (не важно какой — православия, буддизма, ислама…) решили изучать в начальной школе. У меня у самого дети — четвероклассники. Это совсем маленькие люди. Они еще безоговорочно верят взрослым — родителям и учителям. В их головы можно накрепко вбить что угодно. Например, что есть «правильная» вера и все остальные. И поэтому одни люди заслуживают уважения, а других можно и вовсе не считать таковыми. Кем выйдет школьник после такого урока, зависит только от личных взглядов и педагогического мастерства учителя.

А кто учитель? Для «Основ…» их «слепили» за пару недель из учителей-гуманитариев, тех, кто захотел получить дополнительные часы и, следовательно, дополнительный заработок. На региональных курсах их переподготавливали тьюторы — тоже наспех наученные в Москве педагоги. Фундаментальный подход, ничего не скажешь.

И еще: религия — тонкая материя, которая окутывает многие сферы жизни человека. Как вместить ее в курс, идущий по одному уроку в неделю? Лучше дайте малышам больше времени на зазубривание разнообразных «жи-ши» и таблицы умножения. А о религии ребенок гораздо больше узнает летом, когда поедет с родителями в отпуск и увидит православные храмы Киева или Владимира, побывает на Святой земле Иерусалима или окунется в воды Ганга.

Андрей МОИСЕЕНКО

Никто не хотел выбирать

А после похода наших журналистов в школу мы пригласили в редакцию авторов учебников по новому предмету, экспертов и религиозных деятелей, чтобы подвести итоги первого месяца обучения

Вывод из бурного разговора, на мой взгляд, один: запущен очень сырой курс. И пока непонятно, чего в итоге будет больше. Пользы от того, что с трудом рожденные «Основы религиозной культуры и светской этики» (на педагогическом сленге уже называемого по аббревиатуре — ОРКСЭ) все-таки стали преподавать? Или вреда от того, что один из самых сложных предметов взвалили на плечи учителей, не обеспечив ни нужными методиками, ни учебниками в достаточном количестве, снова понадеявшись: наши педагоги, приученные «сеять разумное, доброе, вечное» и тут сдюжат, разберутся, прикроют собой огрехи чиновников.

Вот такие листы заявлений с уже проставленным модулем раздавали родителям в одной из подмосковных школ.

ШЕСТЬ УРОКОВ ДЛЯ ОДНОГО

Как-то так получается, что наши люди, если на них не давят и ими не понукают, оказываются разумнее, мудрее власти, которая хочет их облагодетельствовать. Когда новый предмет только разрабатывали, нас убеждали: ОРКСЭ будет учить толерантности, учитывая интересы всех граждан многоконфессиональной страны. Поэтому в конце концов предмет и приобрел форму шестиголового чудища. В одном курсе собрали модули «нейтральные» — «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур» и модули, посвященные четырем традиционным религиям России, — «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры» и «Основы иудейской культуры».

В идеале, напомню, схема преподавания предлагалась такая: ребенок вместе с родителями выбирает модуль, который ближе их семье. А школа обеспечивает преподавание именно его. Скажем так: если в классе десять детей из православных семей, семь — из мусульманских, шесть — из тех, которые не декларируют открыто приверженность определенной религии, один — из буддистов и один — из иудеев, то в школе ОРКСЭ идет в виде пяти уроков. На одном сидят те, кто слушает модуль про основы православия, на другом — те, кому по душе светская этика или основы мировых религиозных культур… И так далее.

Психологи уже тогда говорили: ни к чему хорошему такое разделение не приведет. Наоборот, подчеркнет различия среди одноклассников. Не сгладит углы, а выпятит.

Слава Богу (общему и единому) — в жизни такого разделения не произошло. Я не знаю ни одного класса в стране, где бы учителя вели сразу несколько модулей. Если у вас такой класс, пожалуйста, напишите нам в «КП» и расскажите, как у вас с таким делом справляется педагог (адрес: [email protected]).

Но причина не в психологии и не в понимании того, что разделение детей по разным аудиториям межнациональную и межконфессиональную дружбу не укрепляет. Школам при таком варианте элементарно не хватает денег на зарплаты учителей, да и самих педагогов мало. С ОРКСЭ в идеальном варианте выходило бы так: если один учитель ведет несколько модулей — ему нужно платить за несколько уроков, пусть даже на уроке сидит один ученик. А как это сделать при условии нормативно-подушевого финансирования, когда в основе расчета зарплаты — человекочасы?!

На ОРКСЭ бросили где учителей ОБЖ, где историков, где преподавателей мировой художественной культуры, где просто переподготовили на курсах при институтах повышения квалификации учителей начальной школы (предмет-то проходят в 4-м классе). У них и своих забот выше крыши.

В результате в лучшем случае какой модуль выбрать, решали всем классом. В худшем решение спускалось сверху. Таким образом в Ингушетии все школьники «выбрали» «Основы исламской культуры». В Чечне — примерно такой же результат, только около сотни ребят получили возможность изучать «Основы православной культуры». В Татарстане поступили тоньше. Республика, которую прежде обвиняли в исламизации всех сфер жизни, наверное, после нескольких ваххабитских терактов против авторитетных имамов, придерживающихся канонов традиционного ислама, вся как один выбрала «Основы светской этики».

Во многих регионах, в том числе и в Москве, мудрые родители выбрали светскую этику. Даже верующие. Они справедливо предположили: своей религии лучше пусть учат батюшки в воскресной школе, чем наспех проштудировавшие курс учителя.

РАЗДЕЛИЛИСЬ

В итоге страна снова разделилась. По модулям. Идея познакомить ребят с культурно-нравственными особенностями всех основных религий России скукожилась до шести уроков. Столько в программе заложено на беглое знакомство с другими, не входящими в выбранный модуль, направлениями. (Всего курс рассчитан на 34 урока.)

Но неожиданно для меня участники «круг­лого стола» в «КП» посчитали, что такое разделение не так уж плохо.

— Если ребятам ОРКСЭ поможет проникнуться «своей» религией — той, которую исповедуют в их семьях, — они и к представителям других культур будут относиться с большим уважением. Культурный человек — толерантный человек, — считает зав. научно-методическим кабинетом отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви Игорь Метлик.

Другой вопрос: потянут ли ее учителя? Похоже, далеко не все. Чтобы преподавать ОРКСЭ, педагоги должны были прослушать в институте повышения квалификации курс — 72 часа. Всего две недели на постижение глубин православия, ислама, иудаизма и основ всех религий?! (Учителя по идее после курсов должны быть готовы провести на «отлично» любой из шести модулей.) В результате кое-где преподавание культурологического предмета превратилось в «Закон Божий»: его сельской учительнице — прихожанке местной церкви провести проще.

— Проблема в психологической неготовности учителей к преподаванию совершенно нового предмета, — рассказывает руководитель центра образовательных проектов издательства «Просвещение», автор книги для родителей по новому предмету Александр Данилюк. — Курсы повышения квалификации, которые проводились и сейчас проводятся Минобрнауки, не охватывают того количества преподавателей, которое нужно.

В результате в Курске на уроке по «Основам православной культуры» я слышал, как учительница говорит детям: «Если вы будете есть мясо в пост, то вы попадете в ад». С точки зрения традиций она права. Но педагог не учитывает детское восприятие. В итоге одна девочка из класса вообще перестала есть мясо.

У учителей, вышедших 1 сентября к доске, до сих пор нет даже официально одобренных методичек. Учителя выкручиваются сами. Итог? В одном из пособий, сотворенных местными авторами, детям предлагается заполнить таблицу, в которой перечисляются 7 заповедей: не укради, не лги, и т. д. И среди них — не прелюбодействуй. И объяснить, почему этого делать нельзя. Это в 4-м классе…

— Техническое задание на разработку методических пособий для курса ОРКСЭ поступило от Минобрнауки только полтора месяца назад, — объясняет Данилюк. — В декабре мы должны закончить их и согласовать с представителями всех конфессий. Это фантастически сжатые сроки!

Александр МИЛКУС, редактор отдела образования «КП»

ДОСЛОВНО

«Курс «Основы религиозных культур и светской этики», который с сентября 2012 года включен в обязательную часть программы четвертого класса, должны преподавать профессиональные педагоги, а не теологи. Я обращаю внимание на то, что для нашей страны крайне важно, чтобы преподаванием этого курса занимались грамотные специалисты, желательно с высшим педагогическим образованием, а не теологи. Они могут приглашаться, это нормально абсолютно, но это все-таки светский курс, а не теологический курс», — заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительственной комиссии по социально-экономическому развитию Северного Кавказа.

Глава правительства поручил руководителям регионов СКФО взять контроль над ситуацией и подготовить необходимые предложения.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Поспешили?

— Изначально и мне, и многим коллегам казалась сомнительной идея давать этот предмет в 4 — 5-м классах. Лучше было его перенести хотя бы на 6-й класс, после того как школьники пройдут историю Древнего мира, историю Средних веков, будет культурологический, исторический фон для того, чтобы дети понимали предмет лучше, — считает автор учебника по «Основам иудейской культуры» Михаил Членов. — Представить религию как культурно-нравственное учение в младшей школе очень трудно.

Может, стоило не спешить? Плохо или хорошо, что ОРКСЭ пошли повсеместно? Не стоило ли годик подождать и потом уже «ударить из всех орудий»? Наши эксперты говорят: нет. Во-первых, и без того во многих регионах предмет, аналогичный «Основам…», есть. Причем кое-где он действительно по программе напоминал «Закон Божий». Нужна была единообразная культурологическая программа,единообразный подход.

Да, признают специалисты, четвероклашкам и их учителям в этом году будет гораздо труднее, чем тем, кто придет следом. Но даже преподаваемый «на коленке» курс ОРКСЭ лучше, чем его отсутствие.

— Мы только закладываем основы нормальной системы, которая выстроится через 5 — 10 лет, — объясняет Александр Данилюк. — Кто-то говорит, что мы в школу вводим религию. Это не так. Что такое религиозное воспитание и образование? И что такое культурологическое образование? Религия — это единство веры и культа. Где есть культ — есть религия. Если культа нет, то и религии нет. Даже если там говорят о Боге. В Гимне России есть строчка: «хранимая Богом родная земля». Можно ли говорить, что исполнение гимна — религиозный культ? В учебниках есть слова о Боге, о молитвах, опубликованы иконы — но это часть нашего культурного наследия.

— Мы никогда не добьемся того, чтобы введение какого-то нового предмета поддержало 100% населения, — говорит Игорь Метлик. — Но есть данные опросов Общественной палаты и Академии госслужбы по результатам апробации курса в 21 регионе страны. От 80 до 90% родителей посчитали, что он полезен.

Рис. Катерины МАРТИНОВИЧ.

ВОПРОС ДНЯ

Чему могут научить детей уроки религии?

В российских школах начали преподавать новый предмет — «Основы мировых религий».

Роман СИЛАНТЬЕВ, директор правозащитного центра Всемирного русского народного собора:

— Дети смогут лучше изучить историю своей страны, классику русской и зарубежной литературы, ведь религия — это часть мировой культуры. Единственно, должны появиться профессиональные преподаватели этого предмета.

Алексей ОВЧИННИКОВ, лучший учитель России 2011 года:

— В будущем эти знания помогут быть терпимее к представителям других религий.

Владимир ПЛАТОНОВ, председатель Мосгордумы:

— Подобные уроки расширяют познания, ведь религия сыграла в истории человечества великую роль. Это очень важно для понимания многих вопросов, в том числе и исторических событий.

Александр ФЕДОРОВ, ректор Педагогического университета (Нижний Новгород):

— Вряд ли эти уроки смогут дать глубокие знания в истории религии, поскольку преподаются в начальной школе. Но ведь это только первый этап проекта, который, уверен, будет меняться.

Светлана ИВАНОВА, актриса (сериал «Вербное воскресенье»):

— Подобные уроки научат думать. Религия — это реальность нашей жизни. Мы с ней живем, даже если о ней не думаем.

Аркадий БАБЧЕНКО, писатель:

— Лишь бы на этих уроках не было никаких оценок! Двойка по религии — прямой путь в еретики!

Отец КОНСТАНТИН, настоятель храма Крестовоздвижения:

— Церковь не учит — церковь помогает понять. В любом случае подобные уроки должны рассказывать не только о православной вере, но и о других конфессиях, о мировой истории веры.

Татьяна ЛЕБЕДЕВА, олимпийская чемпионка:

— Я жду, что моему ребенку расскажут о духовном становлении человека с древних времен до наших дней. Как зарождались религии, как изменялось сознание людей. Но ни в коем случае не вдалбливали в него веру. Чтобы фанатиков от религии не допускали до класса. Зная нашу любовь к перегибам, думаю, такое тоже возможно.

Екатерина, слушательница Радио «КП»:

— Трудно говорить или спорить о Боге, не зная историю религии.

Ирина, читательница сайта KP.RU:

— Надеюсь, что ЕГЭ по этому предмету не введут.

Уже месяц в школах преподают «Основы религиозной культуры». Что изменилось?

Основы религии в школе. Памятка родителям о предмете и его выборе

Четыре года назад в российских школах появился новый предмет, обязательный для изучения в четвёртых и пятых классах и посвящённый изучению религии и основ светской этики. Сложность заключается в том, что предмет этот представлен шестью разными модулями, выбрать которые должны родители в соответствии с традициями своей семьи. Как это сделать правильно?

Сейчас основы религий или светской этики изучают в 4-5 классах. Родители могут выбрать любой из шести модулей. Познакомимся с ними ближе.

Модуль первый: Основы православной культуры

Большинство проживающих в России людей считают себя православными христианами. Они носят нательные крестики и совершают обряды крещения над своими детьми. При этом совершенно не знают самой сути этой религии, действуя в согласии с традициями, заведёнными в семье или в соответствии с модными тенденциями. Модуль призван дать детям более широкое, полное представление об этой религиозной культуре.

Зачем это нужно?

  • Чтобы лучше знать и понимать историю России.
  • Изучить традиции, их истоки и толкования.
  • Познакомиться с Православной Церковью.
  • Приобщиться к православной культуре в нравственном и мировоззренческом измерениях.
  • Узнать больше об известных людях, почитаемых Церковью: Александре Невском, Илье Муромце, Сергие Радонежском и многих других.

В пояснениях к предмету указано, что ребёнок не может быть вовлечён в религиозные практики и участие в богослужениях.
30 уроков этого модуля познакомят детей с:

  • символами православия (иконами);
  • церковным пением;
  • христианским отношением к семье, родителям, труду и ответственности.

Три случайные темы:

  1. Христианская семья и её ценности.
  2. Православный храм и другие святыни.
  3. Милосердие и сострадание.

Предполагается возможность проведения выездных мероприятий:

  • посещение храмов и музеев;
  • концертов духовной музыки;
  • встречи с представителями духовенства.

Модуль второй: Основы исламской культуры

Мусульмане — вторая по численности группа людей, проживающих в России, после православных христиан. Они исповедуют ислам и это часто пугает, так как прослеживается явная связь предмета с запрещённой в России религиозной организацией ИГИЛ. Однако многие считают, что изучение этого предмета в школе может как раз дать базовые знания ислама и предотвратить вовлечение детей в недружественные террористические организации.

На уроках ислама школьники изучают:

  • Коран — главный источник вероучений;
  • Сунны — второй источник мусульманского права и нравственности.

Ислам — одна из самых популярных религий в мире. Мусульмане есть в каждом регионе мира и продолжает активно развиваться, проникая в самые дальние уголки и приобретая всё больше последователей.
В России ислам появился ещё в 643 году на Северном Кавказе, а затем проник дальше, дойдя до Урала и Сибири.

Три случайные темы курса:

  1. Семья в исламе.
  2. Пророк Мухаммед — образец нравственного человека.
  3. Для чего построена и как устроена мечеть.

Есть возможность проведения выездных мероприятий:

  • посещение мечети;
  • посещение выставок и концертов соответствующей направленности;
  • участие в мусульманских праздниках, традиционных для России.

Модуль третий: Основы буддийской культуры

Буддизм — третья по распространённости религия в России и мире. Её исповедуют более полумиллиарда человек. Это религиозное течение возникло в Индии ещё в шестом веке до нашей эры, а затем распространилось в Китай, Тибет, Монголию и дальше. Основополагающим в буддизме являются учения Будды Шакьямуни, открывающие людям возможность прекращения своих страданий и достижения нирваны — состояния высшего блаженства.
В России буддизм распространён в Бурятии, Тыве, Калмыкии, Москве и Санкт-Петербурге.

Курс буддизма знакомит школьников с:

  • понятием буддизма;
  • учением Будды;
  • священных книгах;
  • буддийском представлении мира;
  • основополагающих понятиях: добро и зло, любовь, сострадание, семейные ценности;
  • лунным календарём.

Три случайные темы курса:

  1. Семья в буддийской культуре.
  2. Буддийские праздники.
  3. Буддийские ритуалы.

Запланированы выездные мероприятия:

  • посещение буддийского храма;
  • посещение музея с произведениями, выполненными в традиционной буддийской форме;
  • посещение концертов и песнопений соответствующей направленности.

Модуль четвёртый: Основы иудейской культуры

Иудаизм в мире не так популярен, как предыдущие три религии. Его исповедует всего около 15 миллионов человек. Однако он весьма популярен в таких странах, как Израиль и США, а в России с давних времен существуют отдельные общины иудаистов.
Курс основ иудаизма в школе знакомят с общими понятиями этого религиозного направления.

Школьники изучают понятия:

  • Пятикнижие;
  • священный текст;
  • иудаизм;
  • заповедь;
  • пророчество;
  • Мессия;
  • милосердие и благотворительность.

Отдельным блоком идут названия и содержание всех книг Пятикнижия.

Дети знакомятся с праздниками и историческими датами иудеев. С синагогальной службой, молитвами, ритуалами субботы, соблюдением норм поведения и нравственными основами. С понятиями добра и зла в иудейской культуре. Учат цитаты Торы. Пытаются научиться жить в гармонии с природой и самим собой.

Три случайные темы:

  1. Классические тексты иудаизма.
  2. Еврейский дом.
  3. Еврейские праздники.

Как и при изучении других религий, часть занятий может проходить в синагоге, музеях, концертных залах, в беседах с раввином.

Модуль пятый: Основы мировых религиозных культур

Ребята, изучающие этот модуль, будут знакомиться с основами всех религий. О том, что в них есть общего и чем они отличаются. Узнают, когда и где образовалась каждая религия, кем она основана и какие принципы и идеалы заложены в каждой из них. Целью модуля является формирование представления об образце духовно-нравственного идеала человека. О том, как религия развивает людей. Что хорошего она может дать каждому.

Материалы модуля значительно расширяют кругозор детей, позволяют сделать осознанный выбор для углубленного изучения определенного религиозного течения. Позволяют найти точки соприкосновения религий и жить в мире, невзирая на отличие в вероисповедании.

Три случайные темы:

  1. Религии России.
  2. Календари религий мира.
  3. Священные сооружения.

Этот модуль очень насыщен. Предполагается, что дети могут посещать музеи и выставки, концерты и встречи с представителями разных религиозных течений. Кроме того, к изучению модуля привлекаются и родители, так как планируется выполнение множества творческих работ.

Модуль шестой: Основы светской этики

Те родители, которые считают себя атеистами и совершенно не приемлют изучение ребёнком любых аспектов религиозных культур, могут выбрать именно этот модуль. Он целиком и полностью посвящён вопросам нравственности, морали и духовным ориентирам.

Здесь будут изучать понятия:

  • добро и зло;
  • ложь и правда;
  • поступок и проступок;
  • мораль;
  • нравственность;
  • духовность;
  • ответственность;
  • патриотизм;
  • любовь к Родине.

Модуль заставит детей задуматься о том, что такое:

  • дружба;
  • милосердие;
  • сострадание.

Как жить «по совести» и что такое семейные ценности?
Какую роль играет семья в жизни человека?
Какую роль играет семья ребёнка для него самого?

Дети будут учиться справляться с проблемами выбора принятия решений в сложных и конфликтных ситуациях. Будут обсуждать прочитанные произведения, акцентируя внимание на проблемах и их решение главными героями.

Три случайные темы:

  1. Культура и мораль.
  2. Этикет.
  3. Методы нравственного самосовершенствования.

Модуль рассчитан на то, что при изучении активное участие будут принимать все члены семьи ребёнка. Могут планироваться семейные встречи и встречи с интересными людьми. Моделироваться разные ситуации: поведение в ресторане, на вечеринке и т. д.

Зачем в школах появился этот курс?

Введение в школах курса изучения основ религии и светской этики вызвало много споров как среди родителей, так и среди педагогов. Однако его появление вполне было вполне ожидаемым. В стране резко повысилась преступность, снизились морально-нравственные устои, патриотизм и этические аспекты. Учитывая тот факт, что школа в России несет не только образовательные функции, но и воспитательные, ей и была вменена обязанность по исправлению ситуации. Введение нового предмета как раз и призвано решить эту проблему. Как получится — будет видно спустя 10-20 лет.

Если дети одного класса поделятся на группы в соответствии с вероисповеданием, не приведёт ли это к враждебности между ними?

Педагоги утверждают, что курс носит культурологический характер и направлен на то, чтобы объединить людей разных национальностей и религий. Любой выбранный модуль охватывает три основные нравственные ценности:

  1. Отечество;
  2. семья;
  3. культура.

Дети могут объединяться, чтобы провести совместные мероприятия. А изучение курса должно завершиться большим семейным праздником, призванным подтвердить согласие и мир общежития в условиях разных религиозных воззрений.

Как выбрать модуль, подходящий ребёнку?

Прошло уже несколько лет с введения нового предмета. В некоторых школах между родителями и администрацией разыгрываются целые баталии: школа не может организовать изучение всех шести модулей, а родители не соглашаются обучать ребёнка тому, что выходит за пределы их семейных ценностей.

Пять простых шагов для выбора модуля:

Шаг первый: выбор

Обсудите дома и выберите тот модуль, который подходит для изучения ребёнком.

Шаг второй: заявление

В школе вы пишете заявление именно на тот модуль, который выбрали.

Шаг третий: анализ ситуации

Если ваше заявление принято — всё, можно успокоиться. Если учитель говорит о том, что реализовать выбор по каким-то причинам невозможно — переходим к четвёртому шагу.

Шаг четвёртый: ещё одно заявление

Пишем заявление на имя директора, в котором указываем, что:

  • Согласно приказу Минобрнауки, родителям гарантируется свобода выбор изучаемого модуля.
  • Согласно ст.28 Конституции РФ, ребёнку, как гражданину РФ гарантируется свобода вероисповедания и если он атеист, принуждать его к изучению религии никто не имеет права.
  • Согласно п.2 ст.14 Конституции РФ, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. То есть, школа, как государственное учреждение, не имеет права распространять религиозные воззрения.
  • Согласно ст.5 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», никто не может «подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии… к участию или неучастию в богослужениях и обучению религии…»

Шаг пятый: идём к директору

Директор, скорее всего, пойдёт вам на встречу. Если же нет — можно привлечь прессу и социальные сети. Такая огласка школе не нужна, поэтому всё равно заявление родителей будет удовлетворено.

Теги

Религия в школе: между равнодушием и обязаловкой

Единого образца нет. Россия на европейской шкале изучения религии в школе – где-то в середине, и это редкий для страны случай умеренности и компромисса.

Бремя выбора

Школьным учителям пришлось за последние полгода пройти курсы повышения квалификации для преподавания нового предмета – в одной Москве эта судьба выпала на долю 3,5 тысячи учителей.

Правда, эти курсы кадровой проблемы с новым предметом не решают. Есть сложности и с объемом знаний у педагогов, и с их психологией: для учителей советской выучки, составляющих подавляющее большинство преподавателей нового предмета, уже сам допуск разговора о Боге в школьные стены – революция.

А ведь в некоторых школах одному и тому же преподавателю приходится вести и сразу по два, и по три модуля из предлагаемых ученикам на выбор шести вариантов ОРКСЭ – «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры» и «Основы иудейской культуры».

Представляете такую ситуацию: провел педагог разговор с православными на тему «Господь Бог наш есть Бог единый», потом прошел к мусульманам с темой «Нет Бога, кроме Аллаха» и завершил день лекцией об относительности всего и вся на светской этике.

А что делать? По закону дети и родители имеют право выбирать один из шести модулей. И выбор их надо удовлетворять – так это делается в подавляющем большинстве стран Европы.

Выбор в постсоветской школе – не самое любимое дело. Выбор – это ответственность, а ее у нас не любят. Отсюда ностальгия по единому учебнику истории. Но есть все-таки мировые тенденции, европейские нормы. Поставить ребенка перед необходимостью изучать «титульную» религию своего региона – это уж как-то совсем не комильфо, так нынче не делают.

Впрочем, и в Европе сделать выбор школьников чисто формальным можно – и это часто делается.

Польша: фора для католиков

В традиционно католической Польше, например, формально у ребят есть выбор между занятиями по модулю «религия» и по модулю «этика». Но подавляющее большинство выбирают религию, которую учителям, кстати, рекомендовано называть катехизисом – то есть кратким догматическим изложением христианской доктрины.

Поляк Александр Бугла, семь лет преподававший религию в школах на Опольщине, объясняет перевес католического «модуля» так: «На самом деле альтернативы просто нет. Приходский священник при первой же встрече объясняет детям: «Если тебя нет на занятиях по религии – значит, тебя нет и в костеле. Ты вне веры отцов – католичества». После таких слов у ребят просто не хватает мужества выбрать этику – они стесняются высказать сомнение».

Интересно, что в России ситуация как раз обратная: светскую этику выбирает больше всего (в Москве – 47 процентов). Второе место по популярности получили «Основы мировых религиозных культур» (27 процентов). Православие – на третьем месте (25 процентов).

Похоже, что у нас стесняются как раз не сомнения, а веры – все социологические опросы свидетельствуют, что православными себя считает значительно больший процент населения.

Но таково уж отличие российской истории от польской: Русская православная церковь изгонялась из общественной жизни значительно дольше, чем польский Костел; открытая идентификация с костелом для поляка является куда более приемлемой практикой, чем для русского – с РПЦ.

Кроме того, занятия по религии (с католическим уклоном) были разрешены в польской школе с конца пятидесятых годов, а Костел по сложившейся традиции тестирует и проводит аттестацию школьных учителей по курсу «религия».

У традиционных религий России права аттестации учителей нет, хотя и патриархия, и мусульманское духовенство активно этой возможности добиваются – каждый для своего модуля в рамках ОРКСЭ.

Подводный камень обязаловки

Впрочем, существует мнение, что, порываясь к контролю над процессом, духовенство само себе готовит проблемы: учительский подход к образованию отличается от священнического, и современные дети часто реагируют на попытки разговаривать с ними языком догматов открытым протестом или просто равнодушием. Опыт российского дореволюционного «закона божия» сегодня в общих чертах повторяет та же Польша.

«У меня два господина – директор школы и епископ, и духовная часть этого моего начальства убеждена, что я обязан, будто ксендз в своем приходе, готовить детей к причастию и контролировать, насколько регулярно дети посещают костел»,- объясняет Александр Бугла, в конце концов отстраненный от занятий потому, что местный епископ признал его «недостаточно квалифицированным».

Интересно, что сам Бугла не считает себя атеистом или агностиком, в интервью «Газете выборчей» он назвал себя католиком, который просто задался вопросом как учитель: «Почему я, учитель, должен формировать веру юного человека, а не его знание, чтобы он потом сам сделал свой выбор?» По словам Буглы, дети часто негативно реагировали на обязательную перед уроком религии молитву, но на занятия их отправляли родители: «Пойдешь – и все: иначе будет позор на все село, на весь городок, на всю родню». Результат порой тот же, что в дореволюционной России, где самые ретивые атеисты были выходцами из бедных семей приходских священников, зубривших катехизис с малых лет. «В результате общая молитва вызывала неприязнь к Костелу»,- подытоживает свои впечатления учитель Бугла.

США и ФРГ: протестантов просят потесниться

В США, где чуть больше половины населения называют себя протестантами, общая молитва в школе была запрещена решением Верховного Суда еще в 1963 году, после многочисленных и упорных судебных сражений.

Исход битвы решил конституционный принцип «стены разделения» между церковью и государством, заложенный еще отцами-основателями американской конституции и сделавший общеобразовательные школы светскими.

Баталии на этой почве, впрочем, время от времени вспыхивают. В этом году вся страна следила за иском 16-летней школьницы из штата Род-Айленд Джессики Алквист: девочка, будучи атеисткой, потребовала убрать со школьной стены доску с выгравированной на ней еще до упомянутого решения Верховного Суда молитвой. По решению суда доска была убрана со стены, что вызвало в Род-Айленде демонстрации протеста и наплыв тысяч «друзей» в соответствующие блоги – за требование Джессики и против него.

В Германии такую же бурю вызвало недавно предложение министра внутренних дел Вольфганга ввести в обязательные для школьников занятия по духовной культуре еще и исламский модуль (сейчас немецкие школьники могут выбирать между католицизмом, протестантизмом и иудаизмом; некоторые школы предлагают еще и светскую этику – по желанию ученика).

Германию в течение столетий разоряли войны между протестантами и католиками, трагическая история с иудаизмом всем памятна, а тут еще и ислам!

Впрочем, практика показывает: и в Германии, и в России страхи по поводу конфликтов между школьниками, обучающимися по модулям разных вероисповеданий, сильно преувеличены.

Ссоры все-таки чаще вызывает незнание, плодящее фанатиков. Знание, пусть даже и такое особенное, как убежденность верующего человека, имеет тенденцию выявлять общее в разных религиях и примирять людей, а не ссорить их.

Чего мы боимся?

Россия важность ценностей, кажется, поняла на своем опыте в двадцатом веке, когда на ее территории из-за пошатнувшихся ценностей дважды развалились могучие империи с мощной армией и полицией.

Опыт послереволюционных лет замечательно обобщил в общем-то далекий от церкви писатель Михаил Пришвин, написавший в своем дневнике в 1930 году: «Нужно воспитание, чтобы молодежь уважала священников. В естественном состоянии она не любит ни Бога, ни попов».

На пути этого воспитания много подводных камней. Один из них – желание оградить ребенка от тяжких вопросов и неразрешимых дилемм. Желание быть как все – то есть быть часто не знающим и почти никогда не задумывающимся.

Но ведь мы это тоже проходили – в страшные годы своей истории. Великий русский филолог Сергей Аверинцев, вспоминая насмешки молодежи над пожилыми прихожанами во времена своего детства, писал еще в советские годы: «Дитя вырастает неприметно и быстро, и пока родители будут собираться с духом для разговора, перед ними, глядишь, уже оболваненный парень».

В этом, наверное, и состоит главное мужество верующего – иногда не быть как все. Да и неверующего – тоже.

Недаром один из оппонентов боровшейся со школьной молитвой в США Джессики Алквист сказал: «Я хотел бы, чтобы моя дочь была такой же сильной».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Власти передумали убирать уроки православия и ислама в начальной школе

Минпросвещения изменило проект стандартов для начальной школы, вернув в них преподавание основ религии. В РПЦ позицию министерства поддержали, представители других конфессий предлагают ограничиться курсом о всех религиях Фото: Александра Мудрац / ТАСС

Министерство просвещения подготовило обновленный проект Федерального образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. С документом ознакомился РБК. Предыдущий вариант проекта образовательного стандарта включал в себя выбор двух модулей в рамках предмета «Основы религиозных культур — основы религиозных культур народов России и основы светской этики».

В новом варианте проекта образовательных стандартов предусмотрен выбор одного из шести модулей: основы православной, исламской, буддийской или иудейской культуры, основы религиозных культур народов России или светской этики. Модуль выбирается родителями школьника либо их законным представителем.

«В существующих вариантах ФГОС мы приняли решение оставить все как есть — преподавание по основным конфессиям», — сказал РБК первый замминистра просвещения Павел Зенькович.

Сейчас в четвертом классе школьникам преподают «Основы религиозных культур и светской этики». Родители могут выбрать, что будет изучать их ребенок: основы светской этики, мировые религиозные культуры, основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры или основы иудейской культуры.

В начале сентября Минпросвещения представило проект ФГОС без изучения отдельных религий в рамках начального образования. Тогда в Московском патриархате заявили, что возможность выбора изучения основ конфессий доказала свою эффективность, а отказ от такой практики «нанесет ущерб и гражданам, и государству, и Церкви».

6 ноября министр просвещения Ольга Васильева вместе с патриархом Кириллом открывала съезд Общества русской словесности. Там министр заявила о поддержке предложения патриарха ввести в школах курс по изучению русской культуры.

Образовательные стандарты в соответствии с поручением президента Владимира Путина правительству должны быть обновлены до 1 декабря.

Что думают представители конфессий

Решение позволить родителям или опекунам выбирать модули по основам конфессиональных культур правильное и отвечает запросу родителей, считает руководитель сектора приходского просвещения синодального отдела РПЦ иеромонах Геннадий (Войтишко). По его словам, опасения, связанные с нехваткой кадров для преподавания дисциплин в регионах, не оправдались.

«Появление качественных преподавателей зависит не только от системы подготовки кадров, но и от расширения всего модуля. На сегодняшний день выстроена система подготовки кадров, которые могут преподавать модуль основы православной культуры — Русская православная церковь оказывает в регионах максимальную поддержку учителям», — сказал Войтишко.

У представителей других традиционных конфессий о подходе к преподаванию «религиозного» модуля иное мнение. Было бы целесообразно «с культурологической точки зрения» ограничиться модулем «Основы мировых религиозных культур», считает заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов.

«Мы считали, что нужно думать о предмете, который бы объединял всех россиян. Россия — многонациональное государство, и необходимо знать обычаи и культуру своих соседей, поэтому мы предлагали предмет «Основы мировых религиозных культур», который возможно выбрать сейчас. С культурологической точки зрения предмет мог бы рассказать обо всех религиях. Основам ислама я могу научить в семье или отвести ребенка в школу при мечети», — сказал он РБК.

Аббясов в отличие от Войтишко считает, что выбор модуля в регионах ограничен из-за отсутствия кадров. «Были случаи, когда люди хотели выбрать, например в Центральной России, основы исламской культуры. В администрации школы говорили, что такого специалиста нет. Я не думаю, что в каждой школе будет несколько специалистов — по православию, иудаизму, буддизму и исламу», — отметил он.

Президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер заявил РБК, что из шести предложенных дисциплин он бы оставил одну — «Основы мировой культуры», «тем более что религия и культура неразделимы». «Религиозные деятели понимают, что у них появляется возможность преподавать религию в школе. Это отвратительно, ведь у нас религия отделена от государства». По его мнению, если человек хочет обучить детей, «к примеру, основам еврейской культуры», то он найдет способ. В школу же детей посылают, «чтобы они узнали, чем, скажем, православие и ислам похожи, а чем отличаются друг от друга», уверен Каннер. «Нужно рассказать детям о существовании разных религий, чтобы они были образованными, а не окунались в какую-то одну религию», — считает он.

Как РПЦ боролась за уроки православия

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» стал обязательным для четвероклассников с 1 сентября 2012 года. Опубликованная тогда Минобрнауки статистика показала, что большинство родителей выбрали для своих детей «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур».

В последующие годы Русская православная церковь неоднократно просила министерство расширить преподавание курса — как за счет увеличения количества часов в четвертом классе, так и за счет преподавания со второго по девятый класс или с первого по одиннадцатый класс.

Необходимость расширения на весь период обучения в школе с первого по одиннадцатый класс представители церкви объясняли в том числе возросшей террористической угрозой. «Когда террористы оперируют религиозными лозунгами, вербуют молодых людей в террористические организации, внушая им, что это богоугодное дело, нам нужно существенно расширять преподавание религиозной культуры», — заявлял в 2017 году митрополит Иларион.

Минобрнауки в 2014 году также говорило о расширении курса основ религиозных культур и светской этики со второго по десятый класс.

В начале 2018 года министр Ольга Васильева рассказала о продолжении работы над расширением курса. Позднее в том же году патриарх Кирилл выразил надежду на увеличение числа часов «Основ религиозных культур и светской этики», заявив о преподавании предмета «для галочки».

В РПЦ продолжат выступать за расширение курса. «Мы продолжаем вести диалог с Минпросвещения, и я надеюсь, что дело сдвинется с мертвой точки», — заявил РБК Войтишко.

Что должны знать четвероклассники по итогам обучения основам религии

Согласно проекту образовательных стандартов, по итогам обучения по любому из модулей, которые касаются основ религии, школьники должны называть не менее трех традиционных конфессий в России и выражать своими словами «понимание российского общенародного патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России», выражать понимание духовно-нравственной культуры народов России и человеческого достоинства.

В рамках модуля «Основы православной культуры» ученики должны, в частности, раскрывать своими словами первоначальные представления о «вероучении о Боге-Троице, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе», уметь рассказать о назначении и устройстве православного храма, раскрывать «основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и ответственности членов семьи», а также распознавать христианскую символику.
По окончании изучения модуля «Основы иудейской культуры» ученики должны уметь рассказывать о нормах иудейской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, рассказывать о священных текстах иудаизма — Торе, Танахе, Талмуде, об иудейских праздниках и художественной культуре в иудейской традиции, каллиграфии, религиозных напевах и о другом.

По модулю «Основы религиозных культур народов России» четвероклассники должны уметь рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных религиях России, о священных писаниях традиционных религий народов России (Библия, Коран, Трипитака, Танах), о религиозных календарях и праздниках религий России.

В рамках модуля «Основы светской этики» должны усвоить «основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, вера в добро, человеколюбие)», рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти общества, а также о «нравственных традициях предпринимательства в России». Кроме того, они должны уметь раскрывать своими словами представления о «любви к Родине, уважении памяти предков, доброго имени любого человека».

Рассказываем о главных событиях и объясняем, что они значат.