Венчание Пушкина и гончаровой

Содержание

Жизнь — театр

18 февраля 1831 года. Храм Вознесения Господня на Большой Никитской. С утра у дверей церкви дежурит полиция. Еще бы: ведь сегодня здесь будет торжество, о котором шумят Москва и Петербург. Законным браком сочетаются первый поэт России Александр Пушкин с первой столичной красавицей Натальей Гончаровой.

Но мало кто знает, что торжество — на грани срыва. И причиной всему — мать невесты!Из воспоминаний княгини Екатерины Долгоруковой, близкой подруги Натальи Гончаровой: «В день свадьбы Наталья Ивановна послала сказать Пушкину, что надо отложить, что у нее нет денег на карету. Свадьба их беспрестанно была на волоске от ссор жениха с тещей… Пушкин ей не уступал и, когда она говорила ему, что он должен помнить, что вступает в ее семейство, отвечал: „это дело вашей дочери, я на ней хочу жениться. Не на вас“.

Пушкин трижды сватался к Гончаровой, умоляя belle-mère отпустить дочь под венец. Откладывать назначенную свадьбу из-за какой-то кареты поэт не собирался. Пришлось отсчитать нужную сумму и отправить с посыльным. Венчание состоялось. Из храма Натали Гончарова и Александр Пушкин вышли мужем и женой. Но поэт рано радовался. Ему еще долго предстоит доказывать Наталье Ивановне, что он достоин ее дочери…Понять мотивы и характер сварливой дамы можно, пожалуй, только узнав ее родословную. Об этом подробнее я рассказывала в теме о ней.

Первые годы семья Гончаровых была похожей на другие, то есть счастливой. Один за другим рождались наследники. Но наследовать им оказалось нечего. Отец Николая, некогда владевший многомиллионным состоянием, промотал все. И еще занял. Полтора миллиона, которые после его смерти должен был выплатить сын. Однако Николай Гончаров финансовые дела семьи поправить не сумел. Пристрастился к вину и стал для близких не опорой, а обузой. Наталья Ивановна устала терпеть его выходки и уехала из Москвы в Ярополец. Семейная трагедия испортила ей характер. Она стала обидчивой и вспыльчивой. Детей воспитывала в строгости, доходившей иногда до жестокости. Неудивительно, что будущего зятя, известного картежника и ловеласа, она встретила отнюдь не с распростертыми объятьями.

113-я любовь

Сам Пушкин называл Натали своей 113-й любовью. В женихах он ходил не раз. Известно, что поэт предлагал руку и сердце своей дальней родственнице — Софье Пушкиной. Женитьбу на другой красотке — Аннет Олениной — он считал делом решенным, но свадьба сорвалась. На момент знакомства с Натали весь свет твердил о скорой помолвке Пушкина с дочерью статского советника Екатериной Ушаковой. Девица уже готовила приданое. А зря.

Вот что писал Николай Смирнов, приятель Пушкина, в своих „Памятных записках“: „Все думали, что Пушкин влюблен в Ушакову; но он ездил, как после сам говорил, всякий день к сей последней, чтоб два раза в день проезжать мимо окон Гончаровой“.

«Я пленен, я очарован, словом — я огончарован!» — эту фразу Пушкин повторял в кругу друзей чуть не по десять раз на дню. Очаровался и «огончаровался» поэт с первого взгляда. Увидел на светском балу прекрасную незнакомку, засыпал ее комплиментами… Поэт к тому времени был уже достаточно знаменит. Славился не только талантом, но и эпатажем, дерзостью. Натали же, напротив, была скромной до болезненности, замкнутой и даже холодной.В. Комаров. Пушкин и Гончарова . Знакомство

«Дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива, она в семье своей родной казалась девочкой чужой». Эти строки поэт написал задолго до знакомства с Натали — и о другой женщине, героине его романа Татьяне Лариной. Но именно это описание, как никакое другое подходило для его новой знакомой. Как будто та самая Татьяна сошла со страниц его рукописей. «Творец тебя мне ниспослал, моя Мадонна, чистейшей прелести чистейший образец». Это уже не «Онегин» — это посвящение будущей жене, написанное за полгода до назначенной свадьбы.

Три сватовства

Пушкин встретил Наталью Гончарову в декабре 1828 года на балу танцмейстера Йогеля. В апреле 1829 Пушкин отправит в ее дом сватов. Но строгая мать сошлется на то, что дочь еще молода, ей нет и осьмнадцати, и разговоры о женитьбе нужно отложить. Внешне вполне закономерный отказ доводит поэта до отчаяния. Он уезжает на Кавказ, где русская армия ведет тяжелые бои с Турцией. Уезжает самовольно, не получив разрешения властей, за что потом ему здорово попадет. На Кавказе поэт даром времени не теряет. Пишет свое знаменитое «Путешествие в Арзрум» и, конечно, стихи:

«На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может»

Считается, что это одно из первых стихотворений, на которые поэта вдохновило знакомство с Натальей Николаевной Гончаровой. В сентябре того же года он вернулся в Москву, но встретил у Гончаровых холодный приём.
Через несколько месяцев Пушкин предпринимает вторую попытку взять в жены красавицу Натали. Она теперь совершеннолетняя, а значит, никаких видимых препятствий нет, но — вновь провал. Маменька Натали как бы и не отказывает, но всем своим видом показывает: Пушкин в ее доме — гость нежданный.

По воспоминаниям брата Натальи Николаевны, Сергея, «с Натальей Ивановной у Пушкина были частые размолвки, потому что Пушкину случалось проговариваться о проявлениях благочестия и об императоре Александре Павловиче», старшая же Гончарова была чрезвычайно набожна, а к покойному императору относилась с благоговением. Сыграли свою роль и политическая неблагонадёжность поэта, его бедность и страсть к картам.
Пушкин опять покидает Москву, на этот раз — в Петербург. Вот какие строки пишет влюбленный Пушкин своей Натали во время разлуки: «Я мало бываю в свете. Вас ждут там с нетерпением. Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды».

Весной 1830 года поэт, уехавший в Петербург, через общего знакомого получил известия от Гончаровых, внушившие ему надежду. Он возвратился в Москву и снова сделал предложение. 6 апреля 1830 года, согласие на брак было получено. По словам одной знакомой Гончаровых, именно Наталья Николаевна преодолела сопротивление матери: «Она кажется очень увлечённой своим женихом». Некоторое время жених и Наталья Ивановна с дочерьми провели в Полотняном Заводе: Пушкин должен был представиться главе семейства — Афанасию Николаевичу. В. П. Безобразов, посетивший поместье в 1880 году, видел в одном из альбомов стихи Пушкина, обращённые к невесте и её стихотворный ответ.Переяславец М. В. А.С.Пушкин и Н.Н.Гончарова в родовом имении Гончаровых «Полотняный завод».
Пушкин не сдался и после второго отказа. И твердо решил: жениться на милой Натали или не жениться вообще! Бог любит троицу. Помолвка состоялась 6 мая 1830 года, но переговоры о приданом отсрочили свадьбу. Через много лет Наталья Николаевна рассказывла П. В. Анненкову, что «свадьба их беспрестанно была на волоске от ссор жениха с тёщей». В августе того же года умер дядя Пушкина, Василий Львович. Свадьба была снова отложена, и Пушкин уехал в Болдино, где задержался из-за эпидемии холеры.Муковнин Евгений Владимирович. Пушкин в Болдино.

Гончарова-мать на этот раз почти согласна, вот только у нее… нет денег. А отдавать дочь под венец бесприданницей не хочет. Это ведь позор на всю Россию! Жених не был богат, но взялся решить финансовый вопрос. Чтобы дать будущей теще денег на приданое, заложил свое нижегородское имение Болдино. Позже он скажет: «Взять жену без состояния я — в состоянии».

Теща клятвенно обещает вернуть все до копейки, но ни копейки от нее Пушкин так и не получил. То есть, по сути, невесту свою Александр Сергеевич у ее матери … выкупил. Казалось бы, чего теперь тянуть? Как говорится, честным пирком да за свадебку! Но мама невесты и тут ставит палки в колеса. В день бракосочетания заявляет, что у нее нет денег на извозчика, а значит — торжество надо отменить. Пушкин деньги дал. Последние. Себе же поэт не купил даже свадебного костюма — венчался во фраке с чужого плеча.

Пушкин впервые увидел Наталью Гончарову в 1829 году, сделал ей предложение, два года проходил женихом и, наконец, добившись согласия на брак, стал выбирать храм для венчания. Но по воле ли Господней или по желанию самого митрополита Московского и Коломенского, духовно окормлявшего поэта, их венчание состоялось в еще недостроенном храме «Большое Вознесение» у Никитских ворот 18 февраля 1831 года.Церковь, где венчался Пушкин

В церковной метрической книге, второй её части «О бракосочетавшихся», была сделана следующая запись:

«Февраля восьмого надесять числа в доме коллежского Асессора Николая Афонасьевича Гончарова женился 10-го класса Александр Сергеичь Пушкин 1-м браком понял за себя коллежского Асессора Николая Афонасьевича Гончарова дочь девицу Наталию Николавну Гончарову, о коих надлежащий обыск с поручительством чинен был, брак совершали: протоиерей Иосиф Михайлов, диакон Георгий Стефанов, дьячок Фёдор Семёнов, пономарь Андрей Антонов. К обыску означенные жених и невеста своеручно подписались. По невесте отец и мать ее родные Гончаровы порукою подписались. По женихе брат его родной поручик Лев Сергеев подписался. По женихе порукою подписался 9-го класса Алексей Семёнов Передельский. По невесте подписались коллежский советник и кавалер князь Петр Андреев Вяземский».Челышев Вадим Алексеевич. Венчание

Посаженым отцом невесты был И. А. Нарышкин, сенатор, тайный советник, дядя Н. Н. Гончаровой; посаженой матерью – А. П. Малиновская, жена начальника Московского архива иностранных дел. Семью Малиновских, хороших знакомых родителей Пушкина, поэт, бывая в Москве, неоднократно посещал. Посаженым отцом жениха был князь П. А. Вяземский, посаженой матерью – Е. П. Потемкина, жена гвардии поручика графа С. П. Потемкина, поэта и драматурга. После венчания в церкви новобрачные отправились на Арбат, где в снятой и отделанной заново квартире их встречали с образами.Тот самый дом на Арбате.

В воспоминаниях современников, венчанию Пушкиных сопутствовал полный «набор» дурных примет. Один из мемуаристов писал, что Пушкин уронил крест, другой – что упало ещё и святое Евангелие, и, кроме того, погасла свеча, а шафер Пушкина устал держать венец и попросил смену (современные «исследователи» добавили ещё и упавшее обручальное кольцо). Однако, несомненно, что все эти мемуары были записаны по прошествии многих-многих лет, и являются попытками объяснить злосчастную судьбу поэта, так сказать, задним числом. А сам Пушкин после свадьбы писал о том, что он очень счастлив.

Из-за большого стечения любопытных, на венчание Александра Сергеевича и Наталии Николаевны была вызвана полиция. Видимо, предчувствуя, что событие это привлечёт к себе повышенное внимание публики, А.С. Пушкин первоначально предполагал обвенчаться в домовой церкви князей Голицыных на Волхонке. Но правящий архиерей, святитель Филарет, в ответ на поданное ему прошение о венчании властной рукой перенёс венчание в Вознесенский храм. Bозможно, сыграло роль то обстоятельство, что Гончаровы жили недалеко, на Большой Никитской улице, имели там собственный дом, купленный еще во времена процветания семьи, и были прихожанами храма. Дом не сохранился, на его месте сейчас находится посольство Испании. Сохранился рисунок, сделанный А. П. Васнецовым в 1880-х годах. Дом Гончаровых в Москве на Большой Никитской улице. А. М. Васнецов. 1880-е годы

Большая усадьба с барским домом и флигелями (все постройки деревянные) занимала чуть ли не целый квартал между Большой и Малой Никитскими, вдоль Скарятинского переулка. Вероятно, при усадьбе был и небольшой сад. В доме на Никитской много раз бывал Пушкин, а в одном из писем жене он писал, что живет на антресолях гончаровского дома.

Накануне на квартире Пушкина (Арбат,5З) устроили «Мальчишник», на который поэт созвал давних
друзей. По свидетельству Киреевского, «Пушкин был необыкновенно грустен, так что гостям его даже было неловко».

«Я женюсь без упоения, без ребяческого очарования. Будущность является мне не в розах, но в строгой наготе своей. Горести не удивят меня: они входят в мои домашние расчеты. Всякая радость будет мне неожиданностью».
Перед этим домом в 1999 году установлен памятник, который москвичи часто называют «Саша и Наташа».

Немного истории храма. В одном из приделов недостроенной церкви Вознесения Господня в Сторожах 18 февраля 1831 года проходило венчание А.С. Пушкина и Н.Н. Гончаровой. Рядом, на месте нынешнего сквера, разбирали старую Вознесенскую церковь Натальи Кирилловны Нарышкиной.

Церковь у Никитских ворот, недалеко от своего дворца, Наталья Кирилловна построила в 1685 году. На этом месте и раньше стоял храм, деревянный, известный с 1619 года.

Позднее в приходе храма стоял двор Г.А. Потемкина. Поговаривали, что в той церкви он тайно венчался с Екатериной II. Может быть, поэтому, а может быть, потому, что двор Преображенского полка, шефом которого он был, располагался неподалеку и нуждался в большом соборе, граф решил перестроить старую церковь. Проект был поручен В.И. Баженову, но смерть графа помешала осуществлению этого плана.

Строительство продолжили родственники Потемкина. Выяснилось, что фундамент старой церкви не выдержит большого собора, и заказчики отдали под новый храм свой двор. Старую церковь не сносили, начав рядом строительство трапезной по проекту М.Ф. Казакова, которую закончили в 1816 году. Сам храм достраивался в 1830-х. На сохранившихся чертежах проекта есть подписи Ф. Шестакова, Н. Козловского, А. Григорьева. Иконостасы были сделаны по проектам архитектора М.Д. Быковского. Освящение собора Большого Вознесения состоялось 19 сентября 1848 года.

Ежегодно 8 июня и 10 февраля в храме «Большое Вознесение» совершается панихида по великому русскому поэту А.С. Пушкину.

В 1999 г. храм Большое Вознесение стал одним из центров торжеств, посвященных 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.Вблизи храма по проекту архитекторов Михаила Белова и Максима Харитонова был сооружён фонтан. Он имеет вид круглой беседки с колоннами, которую венчает золотого цвета купол. В центре фонтана, внутри беседки, установлена скульптурная композиция, изображающая А.Пушкина и Н. Гончарову. Автор композиции — скульптор Михаил Дронов.Храм «Большое Вознесение» облюбовала московская интеллигенция. Утонченный ампир, венчание Пушкина, прекрасная акустика привлекали прихожан со всей Москвы. Рядом сохранялась маленькая нарышкинская колокольня с шатровым верхом.

Храм стал свидетелем страшных боев 1917 года между юнкерами и революционными отрядами. Сюда принесли 180 гробов с телами погибших юнкеров.

А в 1920 Ф.И. Шаляпин читал здесь Апостола: в церкви венчалась дочь певца.

В 1922 году храм был разграблен «в пользу голодающих Поволжья», но службы продолжались. В 1925 здесь отслужил свою последнюю службу Патриарх Тихон, в 1928 году состоялось отпевание М.Н. Ермоловой.

Власти обложили приют непосильными налогами. Средства на их выплату собирали даже иностранные посольства (включая турецкое), но и это не спасло церковь. В 1931 году ее отдали под склад. Затем здесь разместилась лаборатория высоковольтных газовых разрядов и молниезащиты Энергетического института им. Кржижановского. Внутри был устроен второй этаж, прорезаны окна. В 1937 году снесли колокольню.

В 1987 году лабораторию выселили. В храме было решено открыть культурный центр с концертным залом. По многочисленным просьбам москвичей его вернули церкви. С 1990 года здесь возобновились службы. В 2002—2004 годах была заново построена колокольня.


Я люблю гулять в районе метро Театральная. Оттуда без осложнений можно дойти до магазина христианской литературы «Паолине», а уже оттуда рукой подать и до храма, где в свое время обвенчался А.С. Пушкин, наше все. 🙂
Перед ним площадь с очень оживленным движением, потому приходится очень долго стоять и ждать, когда загорится зеленый для пешеходов.

Зато когда переберешься на другую сторону улицы, то имеешь все шансы передохнуть. Еще отсюда виден второй знаменитый храм Москвы — храм Федора Студита, где очень любил бывать Суворов. Он очень маленький, но уютный.

Рядом стоит памятник знаменательному событию, которое здесь когда-то случилось.

В мраморной беседке фигуры счастливых молодоженов.

А рядом фонтан. В жаркую погоду меня все время искупаться тянет.

Можно еще сесть отдохнуть на скамеечку, но это сильно на любителя, так как там всегда жарит солнце.

Уж лучше скрыться в небольшой скверик рядом, где тоже есть скамейки. Правда, там очень любят бездомные спать, используя лавочки вместо лежанок.

Зато тут есть весьма интересная статуя.
Когда я ее впервые увидела, то понятия не имела, что ей увековечено.
На постаменте можно прочесть эту надпись.
Вот только не знаю, где тут Россия, а где Армения. Но латинский крест на фоне православного храма небезосновательно меня удивил. 🙂
Сама церковь с этой точки смотрится очень выигрышно, но войти со стороны сквера нельзя.
Я уже совершенно позабыла, где вход, потому отправилась поискать. В ограде увидела крутую тачку и весьма серьезного «мальчика» внутри. От души понадеялась, что это не попы на мерседесах, о которых говорят все, кому не лень.
Чтобы обойти храм, нужно свернуть в переулок. Отсюда уже и колокольня хорошо видна.
Вот только полностью поймать ее в кадр очень сложно.
Я уж как только не пыталась, но все равно результат меня не удовлетворял.
Обойдя храм с обратной стороны, можно увидеть вход в само здание, но на территорию прямо тут не пройдешь.
Зато здесь тоже есть, где сесть.
Вот только почему именно здесь стоит памятник Толстому, так и не поняла. Хотя вроде совсем рядом видела музей-квартиру. Может, поэтому.
И отсюда колокольня, наконец, влезает в кадр.
Солнце такое яркое, что шпиль колокольни просто сверкает. Чтобы войти на территорию, нужно пройти направо вдоль забора.
И вот уже территория, где я однажды была на экскурсии.
Вот полное название храма.
Территория очень благоустроенная.
Зеленая и засаженная цветущими кустами.
И очень много цветов.
В основном, разноцветные пионы.
Но есть и другие.
Как без тех же бархатцев?
Сам храм очень интересно украшен снаружи.
По стенам там вот такие картины с подписями.
Вознесение, Воскресение…
А когда входишь внутрь, то сначала попадаешь в холл с цветами.
В сам зал для богослужений я входить не стала, так как выглядела неправославно и не имела с собой платка, но это один из немногих храмов, где мне понравилось внутри. Как-нибудь еще зайду.>Пять веков российской истории: судьба легендарного храма, где венчался Пушкин

Загадка имени: почему Вознесение большое?

Храм Вознесения Господня в Сторожах, или Большое Вознесение, — один из самых известных в Москве. Именно там венчались Александр Пушкин и Наталья Гончарова. Слово «большое» в названии указывает на близкое соседство с другой церковью — храмом XVII века, расположенным напротив консерватории (Большая Никитская улица, дом 18), который называется Малое Вознесение. Не так давно там тоже завершилась реставрация.

Церковь Большое Вознесение (Большая Никитская улица, дом 36, строение 1) названа в честь Вознесения Господня. Праздник отсылает к описываемому в Евангелии событию — восшествию Христа на небо после воскресения.

Первая церковь на месте нынешнего Большого Вознесения появилась в середине XVI века. Тогда это было ближайшее Подмосковье — храм стоял за крепостной стеной Белого города. В XVII веке неподалеку располагался дворец Натальи Кирилловны Нарышкиной — жены царя Алексея Михайловича и матери Петра I. По ее приказу на месте деревянной церкви построили каменную — Вознесенский храм. Работы завершили в 1685 году.

Пять великих архитекторов: кто построил церковь?

Веком позже граф Григорий Александрович Потемкин решил возвести здесь полковую церковь (он был командиром в Преображенском полку). Новый храм строили рядом со старым.

Строительство началось в 1798 году, за год до рождения Пушкина, а завершилось в 1836 году, за год до его смерти. Но отделочные работы и внутренняя роспись храма продолжались еще 12 лет.

Первым архитектором проекта стал Василий Баженов. Чуть позже храмом занялся Матвей Казаков, который оставил большое архитектурное наследие в Москве. Среди его работ — Сенат Московского Кремля, дворец в Царицыне, Петровский путевой дворец и генерал-губернаторский дом на Тверской (сейчас в перестроенном здании расположена Мэрия Москвы).

От флигеля до усадьбы в стиле классицизма: истории московских реставраторов

При пожаре 1812 года храм сильно пострадал, и его пришлось строить заново. Проектом руководил Федор Шестаков, известный работами в стилях ампир и классицизм. Он, например, спроектировал и построил ограду Александровского сада Московского Кремля, трапезную храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, колокольню и трапезную храма Святителя Николая в Толмачах. После смерти Шестакова в 1836 году храмом занялся Евграф Тюрин. Он построил Богоявленский собор в Елохове, храм Мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова и восстановил Арсенал в Московском Кремле. Приложил руку к Большому Вознесению и Осип Бове — архитектор Манежа, Большого театра, Александровский сада и Триумфальных ворот.

Придел Николая Чудотворца: где венчался Пушкин?

К 1831 году старый храм разобрали, службы перешли в новый. Среди прихожан была жившая неподалеку семья Гончаровых. В недостроенном храме, в приделе Николая Чудотворца, 18 февраля 1831 года венчалась девица Наталья Гончарова с чиновником коллегии иностранных дел Александром Пушкиным. В Большом Вознесении Пушкина поминают ежегодно.

Спал в театре, проигрывал в карты, спорил с тещей: что еще Пушкин делал в Москве

После того как здание церкви было в 1836 году построено, колокольню, полагавшуюся храму по проекту, возводить не стали. От предыдущей церкви осталась шатровая колокольня, которая прослужила до 1937 года. 19 сентября 1848 года митрополит Московский Филарет освятил новый храм.

Советский период: пение Шаляпина и превращение в высоковольтную лабораторию

В XX веке храм стал свидетелем революционных событий. В октябре 1917 года в Москве шли уличные бои — в том числе на Тверском бульваре, Арбате и на площади Никитские Ворота. Утром 28 октября Кремль был занят юнкерами, но 2 ноября после артиллеристского обстрела они сдались революционным войскам и покинули Кремль. Именно в храме Большое Вознесение отпевали погибших студентов и юнкеров.

В 1920 году в церкви прошло венчание дочери Федора Шаляпина, знаменитый певец сам читал Апостол.

5 апреля 1925-го в храме отслужил свою последнюю литургию патриарх Тихон. Он был избран в 1917 году и стал первым с 1721-го патриархом в России. Через два дня после службы Тихон скончался.

В 1931 году храм закрыли, а в 1937-м снесли колокольню, но сама церковь уцелела. Сначала там был гараж, а 1960-х — лаборатория высоковольтных газовых разрядов и молниезащиты Энергетического института имени Г.М. Кржижановского. Пространство храма заполняла установка для искусственных молний, шары и спирали.

В 1987-м лаборатория съехала, а храм был передан Русской православной церкви. 23 сентября 1990 года патриарх Алексий II провел там первую службу. С этого момента началась новая глава в истории Большого Вознесения — реставрация.

Реставрация храма и пожертвования москвичей

Реставрацией живописи церкви более 10 лет занимался Алексей Артемьев. Признанный еще в советское время реставратор в 1990-е годы восстановил не один храм. За воссоздание росписи храма Христа Спасителя он награжден медалью Академии художеств.

20 мая 1999 года храм был освящен. В том году отмечали 200-летие со дня рождения Александра Пушкина, и церковь стала одной из площадок праздника.

В 2002–2004 годах была построена колокольня, очень удачно вписавшаяся в архитектурный облик храма. Автор проекта Олег Журин взял за основу эскизный проект Федора Шестакова. Журин также принимал участие в восстановлении Казанского собора на Красной площади и многих других памятников архитектуры. Средства на колокола, убранство и реставрацию церкви собрали москвичи.

Сегодня в Большом Вознесении можно услышать не только колокольный звон. В храме с прекрасной акустикой выступают хоровые коллективы, например во время Московского пасхального фестиваля.

Второе рождение: столичная программа помогла вернуть храм москвичам

Воссоздание уникального художественного облика церкви продолжилось и в 2010-е. Реставрация стала возможной благодаря принятой Правительством Москвы городской программе субсидий религиозным организациям на реставрационные работы объектов культурного наследия. Главное преимущество программы — деньги выделяются на восстановление памятников как федерального, так и регионального подчинения. Это позволяет быстро проводить необходимые работы. Программа одобрена Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и рекомендована другим регионам.

Храм Святителя Николая Чудотворца в Кленниках готовят к реставрацииМозаика с ангелом и белокаменные ступени: археологи нашли руины снесенного в начале XX века храма В стиле елизаветинского барокко: в Царицыне реставрируют храм с колокольней XVIII века

В рамках этой программы в церкви Большое Вознесение обустроили пандус и лестницу со стороны Малой Никитской улицы, укрепили кирпичную кладку сводов и стен трапезной и семь столбов ограды. В 2017–2018 годах в храме реставрировали живопись на стенах и сводах двух приделов, центрального алтаря и подкупольной части. Также специалисты восстанавливали искусственный мрамор и лепной декор церкви.

Всего в Москве насчитывается 432 объекта культурного наследия религиозного значения, которые относятся к Русской православной церкви. Многие из них отреставрированы в рамках городской программы субсидий или городской программы «Культура Москвы».

С 2011 года работы проводились на 85 объектах, причем 54 из них либо уже отреставрированы полностью, либо будут готовы к концу года.

Среди воссозданных храмов, где прошли или еще идут работы, такие известные достопримечательности, как Высоко-Петровский монастырь (улица Петровка, дом 28, строение 3), церковь Симеона Столпника (Поварская улица, дом 5, строение 1), ансамбль церкви Всех Скорбящих Радости (улица Большая Ордынка, дом 20), церковь Николы в Хамовниках (улица Тимура Фрунзе, дом 1/2, строение 1), церковь Ивана Предтечи под Бором (Пятницкая улица, дом 4/2, строение 8), церковь Флора и Лавра (Дубининская улица, дом 9/3, строение 1), ансамбль Рождественского монастыря (улица Рождественка, дом 20/8, строение 16), церковь Малое Вознесение (Большая Никитская улица, дом 18), ансамбль Ивановского монастыря (Малый Ивановский переулок, дом 2а, строение 1).

Храм, где венчался Пушкин, передан в собственность Церкви

Москва, 12 декабря 2018 г.

Фото: bolshoevoznesenie.ru

Издано распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 14 августа 2018 г. № 26723 о передаче в собственность Русской Православной Церкви объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Большое Вознесение, 1848 г., арх. А.Г. Григорьев», расположенного по адресу: г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 36, сообщает пресс-служба Финансово-хозяйственного управления.

Местная религиозная организация: Православный приход храма Вознесения Господня («Большое Вознесение») у Никитских ворот гор. Москвы Московской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

История

Первое упоминание

Деревянная церковь «Вознесения Господня, что в Сторожах» впервые упоминается в летописях XV века. Храм сгорел в 1629 году. Возможно, название «в сторожах» связано с деревянным укреплением на опасном западном направлении — с острогом.

Храм на Царицыной улице

В 1685—1689 годах царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной, чей двор находился неподалеку, на месте нынешнего Столового переулка, был построен каменный Вознесенский храм «о пяти каменных главах» с приделами иконы Божией Матери «Владимирская» и святителя Николая — чуть западнее ныне стоящего.

XVIII век

В XVIII веке участок перешел в собственность князя Г. А. Потемкина. Есть версия, что в Вознесенском храме в 1774 году состоялся тайный брак Г. А. Потемкина с Екатериной Великой. Во всяком случае именно он заказал в 1790 году, незадолго до своей смерти, строительство новой, более просторной каменной церкви.

Архитекторы

Кому принадлежал первоначальный эскиз основного здания, доподлинно неизвестно: называются имена В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, И. Е. Старова. Строительство началось в 1798 году с трапезной по проекту М. Ф. Казакова.

Трапезная имеет примыкающую галерею и два придела, в которых ныне расположены престолы иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» и Николая Чудотворца.

Пожар и восстановление

Во время пожара 1812 года недостроенное здание выгорело. Общестроительные работы и работы по восстановлению и благоукрашению завершены в 1816 году. В этой трапезной 18 февраля (2 марта) 1831 года состоялось венчание Александра Сергеевича Пушкина с Натальей Николаевной Гончаровой.

Строительство центральной части храма

К 1831 году старая церковь была разобрана, за исключением колокольни. Строительство центральной части храма началось в 1827 году архитектором Ф. М. Шестаковым (1787—1836). В 1830 году О. И. Бове переработал проект, дополнив его ионическими портиками на северном и южном фасадах, которые усиливают элементы классицизма в здании.

Иконостасы

Иконостасы выполнены в 1840 году архитектором М. Д. Быковским. Окончательно строительство было закончено только в 1848 году А. Г. Григорьевым.

Стиль

Здание в целом выполнено в стиле ампир. Основой является монументальный прямоугольный объем (четверик), украшенный боковыми портиками, в которых находятся боковые престолы: Сретения иконы Божией Матери «Владимирская» и Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Четверик завершается цилиндрическим световым барабаном с полусферическим золоченым куполом.

Со стороны площади примыкает полукруглая апсида. Внутренняя часть церкви обладала прекрасной акустикой. Ныне здание является архитектурной доминантой площади.

Прихожане

Прихожанами были представители дворянства, купечества и интеллигенции, жившие рядом. В этом храме в 1863 году отпевали М. С. Щепкина, в 1928 году — М. Н. Ермолову.

13 ноября 1917 года в храме отпевали юнкеров и офицеров, погибших во время октябрьских боев в Москве.

Патриарх Тихон

5 апреля 1925 года в храме совершил свое последнее богослужение Патриарх Московский и всея Руси Тихон; за богослужением был поставлен во епископа Сергий (Никольский).

Период богоборчества

В 1931 году храм был закрыт. В 1937 году снесена колокольня XVII века. Хотя здание оставили как памятник пушкинской эпохи, убранство было утрачено. До 1987 года в храме размещались склад тары и лаборатория Научно-исследовательского института им. Кржижановского, планировалось открыть концертный зал. В 1987—1990 годах была проведена реставрация, открыта часть исторической живописи.

Возрождение

В 1990 году храм был передан Московской Патриархии. Богослужения возобновлены 23 сентября 1990 года; в 1999 году, на праздник Вознесения Господня, храм освятили архиерейским чином.

Новая колокольня

В 2002—2004 годах с западной стороны храма была заново отстроена колокольня. Архитектор-реставратор: Олег Игоревич Журин. 20 мая 2004 года колокольню освятил Патриарх Алексий II. Строительство колокольни — пример «воссоздания» никогда не существовавшего памятника: проект был разработан О. И. Журиным с использованием проектов архитекторов конца XVIII века и 30-х годов XIX века.

В 2007 году в храме отпевали историка и исследователя русской архитектуры А. И. Комеча.

Храм «Большое Вознесение» у Никитских Ворот

Адрес: Большая Никитская, 36.

Именно в этом просторном храме (тогда еще не достроенном)18 февраля 1831 года венчались Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Гончарова. Об этом знают не только старые интеллигенты, но и безбашенные уличные художники – именно они украсили одно из ближайших зданий забавным граффити, на котором Пушкин и Гончарова делают свадебные селфи. С выбором храма великому поэту помог митрополит Филарет, который, как и сам Пушкин, был масоном.

Однако история храма связана не только с именем Пушкина. По одной из версий, еще в 1774 году там прошло тайное венчание самой императрицы Екатерины Второй и ее фаворита Григория Потемкина. Потемкин пожертвовал храму приличную сумму денег на перестройку, а также свадебные венцы со своим и императрицы портретами.

Здесь же в 1921 году Федор Шаляпин выдал замуж свою дочь Ирину. Великий певец не только вел дочь к алтарю, но и сам читал «Апостола» во время таинства.

Не обходят вниманием храм и современные звезды. Например, в 2008 году актер и шоумен Николай Фоменко выбрал его для тайного венчания с Натальей Кутобаевой.

  • 1685 г. – построен первый каменный храм.
  • 1848г. – храм приобретает нынешний вид.
  • 1931 г. – закрытие храма, 1990 – возвращение храма Церкви.

Храм «Большое Вознесение» у Никитских Ворот

Храм Илии Пророка Обыденного в Обыденском переулке

Адрес – 2-й Обыденский переулок, дом 6 (метро «Кропоткинская»).

Один из немногих храмов, не прекращавших деятельность на протяжении всего советского времени. Его пытались закрыть два раза – в 30-е и в 40-е годы, но в первый раз прихожанам самим удалось отстоять родную церковь, а во второй – из-за военных забот представители власти сами забыли об уже готовом приказе. В апреле 1973 года здесь обвенчался со своей второй женой Натальей Светловой Александр Солженицын, затем – крестил двоих сыновей. Уже через год после бракосочетания писатель и его семья были высланы из страны.

Храм привлекает москвичей поздним временем работы – он открыт до 22.00 (обычно православные храмы закрываются в районе семи часов вечера). Церковная лавка при входе поражает разнообразием и богатством товаров, так что если вам нужно выбрать хороший подарок для православных родных и друзей – лучшего места не найти. В храме хранятся важные святыни, в том числе перевезенные в советские годы из других, закрытых храмов: икона Божией Матери «Нечаянная радость» из Кремля, Владимирская Икона Божией Матери 17го века из Зачатьевского монастыря, Спас Нерукотворный, частица пояса Богородицы, частицы мощей преподобного Серафима Саровского.

  • Построен в 1702 году.

Храм Илии Пророка Обыденного в Обыденском переулке

Храм Симеона Столпника на Поварской

Адрес – Поварская улица, дом 5, строение 1.

Этот небольшой, но старинный храм, построенный в стиле русского узорочья, стал местом обмена клятв сразу для нескольких легендарных пар. В 1801 году здесь тайно обвенчались граф Шереметьев и крепостная актриса Прасковья Жемчугова, в 1816 году – писатель Сергей Аксаков и Ольга Заплатина, дочь суворовского генерала. Документы о венчании Аксакова до сих пор хранятся в церковном архиве. А в 1866 году состоялось венчание еще одного известного человека – обер-прокурора Синода Константина Победоносцева, с Елизаветой Энгельгардт. Прихожанами храма также были родители Софьи, жена Льва Толстого, граф А.П. Толстой и живший тогда в его доме Гоголь.

Еще одно яркое венчание успело случиться в храме уже после революции – в 1918 году здесь вышла замуж за Ю.М. Неелова Елена Сергеевна Нюренберг, будущая третья жена Михаила Булгакова. В советские годы церковь была закрыта, зато попала в кадр в одном из эпизодов фильма «Иван Васильевич меняет профессию». А уже в 2005 году древние стены встретили еще одну знаменитую пару – Николая Караченцева и его жену Людмилу Поргину. Супруги обвенчались в 30-ю годовщину свадьбы, уже после аварии, в которую попал актер.

  • Построен в 1679 г.
  • 1938г. – закрытие
  • 1965-1966 г. – реставрация
  • 1991 г. – возвращение храма Церкви.

Храм Симеона Столпника на Поварской

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке

Адрес – 1-й переулок Тружеников, 8/1, метро “Киевская»

А теперь давай переместимся уже слегка за пределы Садового кольца, на задворки метро «Киевская». В начале двадцатого века это место считалось едва ли не окраиной, именно поэтому его и выбрал для тайного венчания Антон Павлович Чехов.

Чехов ужасно не хотел пышной церемонии, так что даже невеста, актриса Ольга Книппер узнала о венчании буквально за пару дней. А родственников и друзей писатель и вовсе решил перехитрить. Он выслал всем приглашение на званый обед. Пока гости сидели за столом и ждали хозяев, гадая о цели обеда, молодожены быстро обвенчались и сразу же уехали в Нижний Новгород. На Таинстве присутствовали только четверо свидетелей и церковные сторожа. Уже из поездки Антон Павлович отправил родным телеграмму с радостной вестью.

  • Год основания – 1658.
  • 1930г. – закрытие
  • 1993 – возвращение Церкви.

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке

Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Перово

Адрес – Москва, улица Лазо, дом 5, метро «Перово», «Шоссе энтузиастов».

Здесь, по преданию, царица Елизавета Петровна тайно обвенчалась со своим фаворитом, графом Алексеем Разумовским. Правда, точного подтверждения этой информации нет. Известно только, что в 1744 году имение, на территории которого находилась церковь, было пожаловано Разумовскому, и тот потратил достаточно средств на ее украшение. Елизавета также одарила церковь роскошной утварью и даже сама вышила ризы для перовских священнослужителей. Говорят, что пару благословил на брак личный духовник императрицы – Федор Дубянский. Датой свадьбы разные источники называют то 1742, то 1744 год. В любом случае, в красивую легенду хочется верить, да и в архитектурном отношении церковь – интересный образец «голицынского барокко»

  • Год окончания строительства – 1705.

Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Перово Теги венчания храмы Москвы церкви

Брачный обряд. Как проходил обряд венчания жителей Москвы в XVIII-XIX веках

В Главархиве Москвы, в фондах московских церквей хранятся редкие брачные документы — так называемые венечные памяти и книги брачных обысков. Венечная память являлась разрешительным документом для венчающего брак священника, в который вносились определенные сведения о женихе и невесте. Например, они не должны состоять «ни в плотском, ни в духовном родстве», жених вступает в брак «не от живой жены», а невеста — «не от живого мужа», а вдовы и вдовцы — не «в престарелых летах». В числе документов, которые обязательно представлялись для совершения брака, были паспорта, виды на жительство, разрешения от начальства для состоящих на службе или студентов, согласие родителей или опекунов, метрические выписки о рождении и исповеди, если жених или невеста были из другого прихода.

Венчание в XVIII-XIX веках

При императоре Петре I дети дворян перед женитьбой дополнительно должны были представить и свидетельства об обучении арифметике и геометрии. Был установлен и брачный возраст для жениха и невесты: в XVIII веке он составлял 15 и 13 лет соответственно, причем дворянам-мужчинам разрешалось жениться только после достижения 20 лет, а женщинам-дворянкам — 17. В 1830 году брачный возраст был увеличен до 18 и 16 лет, при этом браки 80-летних старцев признавались недействительными.

В 1765 году венечные памяти были заменены брачными обысками. Слово «обыск» в данном случае означало проверку сведений о женихе и невесте. Желающие вступить в брак за неделю сообщали о своем намерении приходскому священнику, который делал проверку и в течение трех воскресных или праздничных дней после литургии должен был объявить об этом прихожанам.

В фонде «Церкви Пречистенского сорока города Москвы», в книге брачных обысков церкви Николая Чудотворца, что у Старого Каменного моста, хранится брачный обыск графа Николая Шереметева и Прасковьи Ковалевой. Брак был тайный, так как Шереметев женился на своей бывшей крепостной актрисе — Прасковье Ковалевой, имевшей сценический псевдоним Жемчугова. В том же фонде в книге брачных обысков церкви во имя священномученика Антипы, Епископа Пергамского, на Колымажном дворе, имеется запись, предшествующая браку знаменитого российского историка Николая Карамзина с его второй женой Екатериной Колывановой. Невеста была внебрачной дочерью князя Андрея Вяземского и графини Елизаветы Сиверс, а также единокровной сестрой поэта Петра Вяземского.

После троекратного оглашения священник венчал брак, который записывался в метрическую книгу. В Архивном фонде Москвы хранится более 5,5 тыс. метрических книг московских церквей, в которые внесены сведения о венчаниях почти за полтора столетия. В них записаны сведения о браках людей самых разных сословий: дворян и купцов, мещан и крепостных крестьян.

В феврале 1831 года в церкви Вознесения Господня в Сторожах у Никитских ворот был совершен обряд венчания Александра Пушкина с юной Натальей Гончаровой, жениху был 31 год, невесте не исполнилось и 19. Свидетелями при венчании были младший брат поэта Лев, отец и мать невесты, а также князь Петр Вяземский.

25 мая 1901 года в храме Воздвижения Честного Креста Господня, что на Пометном вражке, писатель Антон Чехов обвенчался с актрисой Московского Художественного театра Ольгой Книппер. Так же, как и брак графа Шереметева, но по другим причинам, брак этот был тайным, родные писателя узнали о нем уже после венчания. И еще об одном браке нельзя не упомянуть: в январе 1912 года в церкви Рождества Христова в Палашах, находившейся недалеко от дома Цветаевых, были обвенчаны «дочь тайного советника девица Марина Иоанновна Цветаева» и «сын бывшего подольского Московской губернии купца Сергий Иаковлевич Эфрон».

После отделения церкви от государства функции регистрации браков были возложены на органы ЗАГС. Однако отдельные московские храмы продолжали вести как метрические книги, так и книги брачных обысков вплоть до конца 1930-х годов. Такие книги сохранились в фондах церквей Пречистенского, Замоскворецкого, Никитского сороков города Москвы.

Регистрация брака сегодня

Сейчас все записи о регистрации брака хранятся в отделах ЗАГС, а спустя 100 лет передаются в архивы на вечное хранение.

Вступать в брак по закону Российской Федерации сейчас можно с 18 лет, при определенных обстоятельствах — с 16 лет. А вот как провести церемонию, пара решает сама. Сейчас в Москве открыто 30 необычных площадок для регистрации брака. Пары могут зарегистрировать брак в особняках, на стадионах, в башнях Москвы-Сити и даже в Москвариуме. А с 21 декабря в столице откроется первый в стране ночной ЗАГС.

Дворец бракосочетания № 1 будет работать для пар с 9:00 субботы до 18:00 воскресенья. Он открылся 22 февраля 1961 года и сразу стал одним из самых популярных. В Грибоедовском загсе регистрировали брак Юрий и Валентина Гагарины, Валентина Терешкова и Андриян Николаев, Владимир Высоцкий и Марина Влади, Ирина Роднина и Александр Зайцев, Олег Табаков и Марина Зудина.

Храм, в котором венчался Александр Пушкин, передали Церкви

Русской Церкви передан в собственность столичный храм Вознесения Господня («Большое Вознесение») у Никитских ворот, в котором в 1831 году состоялось венчание Александра Пушкина с Натальей Гончаровой.

Храм (ул. Большая Никитская, д. 36) передан в собственность Церкви согласно распоряжению № 26723 Департамента городского имущества Москвы от 14 августа 2018 года, сообщает сайт Финансово-хозяйственного управления Русской Церкви.

Материал по теме

Пушкина после Пушкина

Суд человеческий редко бывает справедлив. На наши суждения налипает, как мусор, шелуха нашего собственного несовершенства. Своим промахам и ошибкам мы находим массу объяснений, а вот других судим «по всей строгости»… Но расхожие, подкрепленные цитатами представления о Наталье Гончаровой-Пушкиной не просто искажены — они, что называется, справедливы «с точностью до наоборот». Погружаясь в материал, с недоумением читая ядовитые рассуждения о ней и прислушиваясь к немногим ее собственным тихим словам, дошедшим до нас, я всё больше изумлялся. На языке крутилось неуместное, казалось бы, слово: святость.

Первое упоминание о еще деревянном храме «Вознесения Господня, что в Сторожах» относится к XV веку. В 1629 году он сгорел, после чего, в 1685-1689 годах, по распоряжению царицы Натальи Нарышкиной на его месте возвели каменный Вознесенский храм.

В 1798 году началось строительство более просторной церкви вместе с трапезной. Во время пожара 1812 года недостроенное здание выгорело. Работы по восстановлению и благоукрашению завершились в 1816 году. В этой трапезной 18 февраля (2 марта) 1831 года состоялось венчание Александра Пушкина с Натальей Гончаровой.

К 1831 году старая церковь была разобрана, за исключением колокольни. Строительство центральной части нового храма началось в 1827 году. Окончательно строительство закончилось только в 1848 году.

5 апреля 1925 года в храме совершил свое последнее богослужение святой патриарх Тихон. В 1931 году храм закрыли, а в 1937-м снесли колокольню XVII века.

До 1987 года в храме размещались склад и лаборатория НИИ им. Кржижановского, планировалось открыть концертный зал. Однако в 1987-1990 годах была проведена реставрация и открыта часть исторической живописи.

В 1990 году храм передали Церкви для богослужений, которые возобновились 23 сентября 1990 года. В 2002-2004 годах с западной стороны храма была заново отстроена колокольня.

>Где читал стихи, венчался и танцевал Пушкин: гид по знаковым для поэта местам

Богоявленский собор

Спартаковская улица, дом 15

Будущего поэта крестили в 1799 году в Елоховском Богоявленском соборе. Об этом событии и сегодня напоминает мемориальная надпись у входа. Само крещение проходило в трапезной — она сохранилась до наших дней.

К середине XIX века старое здание собора перестало вмещать всех желающих, и было решено построить новое. Для этого пригласили архитектора Евграфа Тюрина. Он уже был достаточно известен: по его проектам возвели церковь Святой Татианы — домовый храм Московского университета и аудиторный корпус на Моховой.

Дом дяди

Старая Басманная улица, дом 36

Дом в стиле классицизма, где жил Василий Львович Пушкин, родной дядя поэта, был излюбленным местом Александра Сергеевича. Его всегда тут очень тепло встречали. Здесь он делал свои первые стихотворные наброски (которые, конечно же, давал прочесть дяде, тоже поэту), здесь, в библиотеке Василия Львовича, находил для себя массу интересных книг. Чуть позже именно дядя перевел стихи племянника на французский язык.

В целом Василий Львович сильно повлиял на судьбу племянника, настояв на его поступлении в Царскосельский лицей. В годы учебы в лицее, кстати, юного Александра приняли в общество «Арзамас», в котором состоял и Василий Львович.

6 июня 2013 года в особняке В.Л. Пушкина открылся дом-музей. От оригинальной обстановки остались только планировка, двери, старинная печь и часть дубового паркета. А вот предметы мебели, книги, картины и многое другое пришлось собирать буквально по крупицам. Специалистам удалось воссоздать интерьеры передней, залы, столовой, кабинета и комнаты «Опасный сосед», названной в честь фривольной поэмы Василия Львовича. В последней находятся портреты членов «Арзамаса» и издания их произведений.

Дом Кологривовых

Тверской бульвар, дом 22

На месте, где сейчас находится МХАТ имени Горького, раньше располагался дом Кологривовых. Там часто давал балы танцмейстер Петр Йогель, к которому на уроки танцев ходила вся московская элита. С самых ранних лет Пушкина тоже водили туда — на детские балы.

А потом, спустя много лет (Пушкину было почти 30), в один из вечеров он встретил в этом особняке шестнадцатилетнюю Наталью Гончарову. Поэт влюбился. По воспоминаниям его друзей, страсть была настолько сильной, что Пушкин был буквально одержим мечтой жениться на этой девушке, которая первое время была к нему достаточно холодна.

Александр Сергеевич ухаживал за Натальей долгих три года. За это время было все — и вспышки нежности, и размолвки. Во время одной из них Пушкин объявил, что стихотворение «Мадонна», написанное для Гончаровой, на самом деле посвящено другой женщине. Однако, несмотря ни на что, в 1831 году пара отправилась под венец.

Церковь Вознесения Господня

Большая Никитская улица, дом 36

В феврале 1831 года Пушкин и Гончарова обвенчались в церкви Вознесения Господня на Большой Никитской. Этот день был одним из самых счастливых в жизни поэта.

В то время старую церковь уже начали разбирать и возводить новую, и поэтому венчание пришлось проводить в трапезной, где не шли работы.

В 1931 году церковь закрыли. В здании разместили склад, потом гараж. С 1960-х годов до 1987-го здесь была лаборатория Энергетического института имени Г.М. Кржижановского, затем хотели устроить концертный зал. В 1990 году храм вернули Русской православной церкви и тогда же там возобновили богослужения.

К 200-летию поэта недалеко от храма появился фонтан-ротонда «Натали и Александр».

Первая квартира Пушкина после женитьбы

Улица Арбат, дом 53

Пушкин и его молодая жена очень любили свою квартиру, в которую переехали сразу после свадьбы. Это было уютное жилье с модными лиловыми бархатными обоями с набивным цветочным узором. А главное — там было очень много книг. Также в распоряжении новобрачных оказались кухня, антресоли, конюшня и каретный сарай. Друзья, по многу раз приезжавшие в гости, не уставали удивляться: Пушкин, когда-то охотно проводивший время в трактирах, вдруг стал домоседом, обзавелся хозяйством.

Однако из квартиры Александр и Наталья вскоре уехали, прожив в ней всего три месяца. Причина — теща поэта, которая буквально не давала молодым вздохнуть свободно. На лето супруги сняли дачу в Царском Селе, а потом обосновались в Санкт-Петербурге.

Сегодня в доме № 53 на Арбате находится Мемориальная квартира А.С. Пушкина.

Большой и Малый театры

Театральная площадь

Большой театр с первого взгляда произвел на Пушкина большое впечатление. Поэт посмотрел комедию «Аристофан» — и навсегда влюбился в этот театр. А в дальнейшем старался не пропустить ни одной премьеры. В 1821 году там поставили балет по мотивам его «Руслана и Людмилы» — всего через год после написания поэмы.

Малый театр Пушкин впервые посетил в 1832 году. В это время представления там давала некая труппа из Франции. Но заграничных артистов поэт не оценил. После спектакля он сказал: «…Чуть не заснул от скуки и усталости». Правда, в дальнейшем Александр Сергеевич ходил в Малый с гораздо большим удовольствием.

Дом Шереметевых

Поварская улица, дом 27

Первым хозяином особняка на Поварской улице был граф Николай Шереметев. В связи с этим москвичи стали называть здание домом Шереметевых. С 1828 года здесь жил полковник Сергей Киселев — один из многочисленных друзей Пушкина. Они вместе ухаживали за сестрами Ушаковыми, Екатериной и Елизаветой.

Киселев снимал половину дома: три комнаты на первом этаже, семь — на втором, сени и кухню. Свою знаменитую поэму «Полтава» Александр Сергеевич впервые прочел именно здесь. В тот вечер в гостях у полковника были также поэт и переводчик Петр Вяземский, путешественник Федор Толстой (по прозвищу Американец), генерал-майор Александр Башилов.

Об этом событии сегодня напоминает памятная доска, установленная у центрального входа.

Английское собрание

Тверская улица, дом 21

Английское собрание — это первый в России джентльменский клуб. Он был основан в 1770 году. В члены клуба принимали мужчин разных сословий и национальностей, но только по рекомендации и после анонимного голосования. Время проводили весело: светские разговоры, карточные игры, обеды и другие развлечения.

В 1831 году Английское собрание обосновалось во дворце графов Разумовских на Тверской улице, чуть позже особняк стал собственностью клуба. Пушкина приняли в клуб в 1834 году, поэт стал его частым посетителем. А сам дворец, кстати, он увековечил в поэме «Евгений Онегин»: «Балконы, львы на воротах и стаи галок на крестах».

ВОПРОСЫ ВВОДНОГО ТУРА

Возрастная категория: 10-11 класс

На какой улице венчались поэт Александр Пушкин и Наталья Гончарова (в честь этого события там теперь стоит памятник)?

Большая Никитская улица;

Улица Арбат;

Гончарная улица;

Пушечная улица.

Какой из аэропортов, обслуживающих Москву, реально находится на территории Москвы?

Шереметьево;

Домодедово;

Внуково;

Жуковский.

Станции с каким названием никогда не существовало в московском метро?

Колхозная;

Ленино;

Владимирская;

Мир.

В направлении какой станции метро смотрит фотограф на этом снимке?

Третьяковская;

Крестьянская застава;

Добрынинская;

Курская.

Где начинается действие романа Михаила Булгакова «Мастер и

Маргарита»?

Патриаршие пруды;

Чистые пруды;

Пресненские пруды;

Царицынские пруды.

Какой храм показывают первым же кадром после титров в начале самой популярной отечественной новогодней комедии «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»?

Храм Архангела Михаила в Лефортове;

Храм Архангела Михаила в Овчинниках;

Храм Архангела Михаила в Тропарёве;

Храм Архангела Михаила при клиниках на Девичьем поле.

Какие события описываются в этом отрывке из мемуаров Владимира Джунковского, одного из московских губернаторов?

«Всю ночь с 17 на 18 мая толпа провела на ногах в страшной давке.

Уже к полуночи не только площадка, но и вся яма была покрыта

народом. <…> Толпа была и на другом берегу рва, и на высоком

валу. К 3-м часам ночи все уже стояли на занятых ими местах, а

народные массы всё прибывали и прибывали, теснота

увеличивалась, сзади давили. <…> Жара была и духота

нестерпимые. Ни малейшего ветерка. Все страдали от жажды, а

между тем масса сковалась, нельзя было двинуться. Со многими

делалось дурно, они теряли сознание, но выбраться не могли, т. к.

были сжаты, как в тисках. Так продолжалось около часа».

Трагедия на Ходынском поле в мае 1896 года;

Финал первого в истории чемпионата Российской империи по футболу вмае 1912 года;

Празднование победы в Великой Отечественной войне в мае 1945 года;

Открытие первого в стране ресторана «Макдональдс» в мае 1990 года.

В названии какого из этих фильмов упомянута московская улица?

«Человек с бульвара Капуцинов»;

«На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-Бич опять идут дожди»;

«Кошмар на улице Вязов»;

«Три тополя на Плющихе».

Города-побратимы — это города, которые официально установили

друг с другом дружественные отношения и активно сотрудничают в

самых разных сферах. У Москвы есть больше сотни городовпобратимов

в самых разных странах мира. Какой топоним,

названный в честь города-побратима, есть в Москве?