Вера любовь Надежда

Вера — Надежда — Любовь в символике

Вера — Надежда — Любовь. Эти три слова знакомы, наверное, каждому еще с ранних лет. Это три женских имени, три символа. Символика «сердце-якорь-крест» и означают Любовь, Надежду и Веру, троих сестер. Так же вместе их можно отнести к Святой Троице. Эта символика распространена в странах Европы больше, чем в России. Некоторые европейские магазины даже имеют такую символику, как лозунг. А в городах на праздники вывешивают на улицах светящиеся три символа. Они служат для обретения веры и счастья в жизни. А теперь рассмотрим, что же значит каждый их них.
Якорь — это символ надежды, символ благоприятного исхода. Слово произошло от греческого «анкор», что в переводе на русский язык означает «имеющий кривизну». В былые времена якорь был почти единственным спасением моряков. При отплытии от родного берега якорь поднимали, а корда мореплаватели успешно возвращались на родину, якорь опускали. Он даже был изображен на монетах Греции и Сирии и Рима. Но позаимствован был у римлян. Изначально, у именно у них он был символом возвращения после долгого странствования. Позже, якорь приобщили к церкви, как символ корабля, который несет души по морю жизни.
Сердце – это, конечно же, символ любви. Он появилось последним в троице. А возник этот символ в католицизме, как «Священное сердце Иисуса». Любовь всегда побеждает разлуку.
Крест – это, безусловно, символ духовной веры, церкви. Он встречается практически во всех культурах. Считается, что именно с этого креста был снят Христос. Вера символизирует голубой цвет и цвет изумруда.
Интересно то, что в России эти три символа не прижились из-за культа Святого Сердца, который принял католицизм, но категорически не приняло православие. В европейских странах это символ можно часто встретить в архитектуре, искусстве, орнаментах и узорах. В России в архитектуре только в той, которую делали европейские художники. Но ее крайне мало.
Так же этот символ изображают как сияние олицетворяющее веру, внутри сияние сердце означающее любовь и голубка внутри сердца означающая надежду

Вера, Надежда и Любовь…

Так сложилось, что Вера, Надежда и Любовь, которые в православных святцах упоминаются 30-го сентября, в народе считаются исконно славянскими именами. Но на самом деле это перевод с греческого языка, а обладательницы этих имен были римлянками и пострадали за Христа в первой половине II века.

Святые мученицы были девочками. Самой младшей – Любови – к моменту их подвига исполнилось лишь 9 лет, Надежде – 10, Вере – 12. Их мать София была христианкой. Еще совсем молодой она потеряла мужа, но второй раз связывать себя узами брака не стала, полностью посвятив себя воспитанию детей. Остается загадкой, кто дал Софии ее имя – родители, желавшие видеть свою дочь мудрой женщиной (София в переводе с греческого означает «мудрость»), или муж, который тонко подметил главное качество своей жены. Так или иначе, София действительно была умной и мудрой. Она прекрасно разбиралась в людях и понимала, что важнее всего в воспитании детей – привить им христианские добродетели, дать ребенку такие нравственные ориентиры, которые позволят ему в любой ситуации оставаться верным Христу.

Первую свою дочь София назвала Пистис. Это слово в греческом языке, который был распространен среди римлян, обозначает веру – одну из важнейших добродетелей. И действительно, очень многое в жизни человек принимает на веру. В конечном итоге даже факт самого существования окружающего мира – это предмет именно веры. Но есть еще и религиозное измерение этого понятия – вера дает основание всей жизни, наполняет ее смыслом и содержанием. Для христиан стержнем веры является Христос. Именно в честь этой добродетели София назвала свою старшую дочь. И не просто назвала, но и сделала все возможное, чтобы заповеди Христа стали определяющими в сознании и поступках девочки.

Среднюю дочь звали Элпис – в честь надежды, которая в христианстве считается предпоследней ступенькой на пути к Богу. На самом деле, и в повседневной жизни надежда играет очень важную роль, ведь без нее человек не смог бы составить сколь-нибудь обширных планов на будущее. Тем более для верующего сердца, которое соприкасается с реальностью невидимого Бога, очень важна надежда – упование на то, что Творец слышит Свое творение, что жизнь творения для Него ценна, и что молитвы, возносимые человеком, не остаются пустым звуком для Неба. В своем полном развитии надежда дает верующему все новые и новые силы для духовного восхождения и совершенствования.

И, наконец, самая меньшая девочка была наречена Агапэ, в честь наивысшей добродетели – любви. При внимательном взгляде нетрудно увидеть, что всякое подлинное творчество, да и вообще – все здоровые жизненные проявления, которые нас окружают, являются плодом любви. Для христиан любовь тем более важна, что и Сам Бог есть Любовь – это именно то слово, которое наиболее полно характеризирует неописуемую божественную природу. Приобретение любви считается самой верхней ступенькой духовного совершенства, и человек, который возрастает в этой добродетели, уподобляется самому Творцу.

Эти три главные христианские ценности София воспитывала в своих дочерях. Сначала они жили в Милане, но затем всем семейством перебрались в Рим, где находились на попечении одной знатной госпожи. Сегодня трудно в это поверить, но в те годы не было ничего удивительного, если 12-летний ребенок был не по годам рассудителен, умен и мудр. Однако, София воспитала своих дочерей так, что даже по меркам античности три юные христианки были на голову выше не только своих сверстников, но и многих взрослых. Слух о кротких, веселых, жизнерадостных и развитых девочках дошел до императорского дворца.

Узнав, что чудо-дети исповедуют евангельскую веру, император Адриан и его советники оказались перед трудным выбором. С одной стороны, христианство было вне закона и преследовалось самым безжалостным образом. С другой стороны, девочек было жаль, и не только из-за их нежного возраста – Риму умные женщины были нужны, и сановники понимали, какими сильными личностями могут стать Пистис, Элпис и Агапэ, когда вырастут. Поэтому для начала император решил убедить святое семейство отречься от Христа. Он надеялся, что женская психика не устоит перед щедрыми обещаниями властелина Рима.

Император вообще был очень просвещенным человеком, покровителем искусств и философии. Когда он получил донос на Софию, то сначала вызвал ее на беседу, надеясь, что она, знатная римская матрона, образованная женщина, его услышит. Но София стояла на своем, и тогда он ее отправил на перевоспитание – на месяц, на виллу к другой знатной римской гражданке. однако та тоже стала христианкой. Узнав об этом, Адриан осознал, что все серьезнее, чем он думал сначала. И теперь ему нужно было получить публичное отречение Софии – чтобы дискредитировать ее взгляды перед другими образованными людьми. Для воздействия на мать он решил приказать пытать и детей – это был, по мнению правителя, самый эффективный метод воздействия на женщину.

Девочек изначально не мучили – им предлагали добровольно отречься от веры, пообещав взамен блестящее будущее и карьеру. Но юные христианки дали совсем недетский ответ – их исповедание веры было тверже, чем у любого другого взрослого. И, конечно, после этого спрос с девочек был иной – их приговорили к мучениям.

Первой свой венец приняла Пистис – ее раздели, сначала избили, потом – отрезали ей грудь. Видя, что эти пытки не сломили ни ее, ни других сестер, палачи бросили девочку на раскаленную решетку. Два часа мученица лежала на ней, но огонь не причинил ей вреда. Тогда отроковицу решили сварить в котле, но и после этой пытки юная христианка осталась жива. Это чудо не образумило императора – он приказал отрубить Пистис голову.

За своей сестрой последовала Элпис – ее так же били, затем исполосовали тело стальными когтями. Потеряв много крови, девочка все же не отреклась от своей веры, и тогда ее бросили в огонь, который, вопреки ожиданиям, не принес девочке вреда. А когда напоследок Элпис опустили в котел с раскаленной смолой, произошло очередное чудо – котел расплавился, и вылившаяся оттуда жижа обожгла всех палачей. Разгневанный император приказал обезглавить и Элпис.

Настал черед Агапэ. Чиновники начали уже роптать на жестокого правителя, но открыто защитить девочку никто не отважился. Адриан долго убеждал мученицу, водил по дворцу, показывал разные сокровища и украшения, но сердце девочки оставалось равнодушно к этим соблазнам. Тогда ее растянули на колесе и били до тех пор, пока мышцы не отделились от костей, а земля под Агапэ не превратилась в красное месиво от стекающей крови. Девочка, невзирая на боль, оставалась непоколебимой. Взбешенный император приказал бросить мученицу в печь, но огонь не тронул ее, и она вышла из пламени целой и невредимой, как будто и не было страшных мук, ею перенесенных. И тогда мучитель отсек Агапэ голову, как и ее сестрам.

Тела святых девочек были отданы Софии, которая все это время наблюдала за страданиями дочерей и подбадривала их. Мать похоронила девочек на холме за чертой города, а через три дня умерла сама.

***

Жизнь и подвиг Пистис, Элпис, Агапэ и их матери Софии в христианской традиции стоит особняком, поскольку Церковь знает очень немного подобных случаев, когда совсем юные дети сознательно шли на смерть ради своей веры. Рассказ о четырех римских мученицах уникален еще и тем, что порождает целый ряд вопросов, на которые в наши дни даже самые «подкованные» христиане не могут дать вразумительного ответа. Самых сложных вопросов – два.

Жалко ли было девочек? Да, жалко! Причем, и мучителям, и их родной матери. Современному человеку и Адриан со своими кровожадными палачами, и София со своими непонятными принципами покажутся людьми ненормальными, дикарями, сумасшедшими. Но на самом деле, вопрос в то время стоял гораздо острее, чем сейчас. Главной ценностью Рима было государство. Не человек, не личность, а именно государство и те устои, которые гарантировали ему незыблемость и процветание. Все, что шло вразрез с интересами империи, подвергалось уничтожению – любезностям в этой борьбе не было места. Христиане, отказывавшие признавать за государством права религиозного верховенства и утверждавшие принципы свободы во Христе, автоматически подлежали истреблению. Самые лучшие императоры Рима, вошедшие в историю как великие администраторы и полководцы, были и самыми жестокими гонителями христиан. Но чем же мешали девочки? Зачем было их убивать? Да просто потому, что они были умны и тверды в своей вере, а умный противник всегда страшнее любой физической силы. Но император ошибся: каждый новый мученик все сильнее подрывал устои старого мира, и чем больше христиан погибало на аренах, тем шире становилась проповедь Евангелия.

А что же София? Неужели у матери не дрогнуло сердце при виде мучений дочерей? Дрогнуло, и – еще как! Биограф говорит о том, что внутри женщины все переворачивалось, когда одна за другой ее родные дети истекали кровью и умирали в муках. Но при этом София не сказала ни слова, чтобы остановить пытки – наоборот, она подбадривала девочек и сохраняла внешнюю бодрость, не желая своим печальным видом лишать юных мучениц духовных сил. Что заставляло эту женщину так себя вести?

Как и многим матерям-христианкам, шедшим на смерть вместе со своими детьми, Софии была очевидна иная реальность – совершенно отличная от той, которую видели сытые и самодовольные соотечественники. Большинство жителей империи, которые радостно смотрели на мучения христиан и требовали все новой и новой крови, видели лишь тот мир, с которым они сталкивались каждый день. Они не привыкли лишать себя комфорта, еды, питья, одежды, а человеческие отношения мерили в основном материальными категориями. Но над всей этой суетой вместо видимого покрова облаков София, ее святые дочери, и все христиане видели Небо – вожделенную обитель праведников, в которой вечно сияет Солнце правды – Христос…

Новости

Храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии — Подворье Патриарха Московского и всея Руси.

Храм находится на территории Троицкого благочиния города Москвы Русской Православной Церкви.

Престолы

храме три престола. Главный — мучениц . Веры, Надежды, Любови и Софии.

Приделы: южный — свт. Митрофана Воронежкого,

северный — иконы Божией Матери «Знамение».

История

Храм в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище был основан во второй половине XVIII века.

Миусское кладбище учреждено во время эпидемии чумы 1770-1771 годов за Камер-Коллежским валом близ местности Миусы, от которой и получило свое название. Интересно происхождение названия местности: Миусы (Миусское поле) известно с конца XVIII в., когда его приспособили под склад и продажу лесоматериалов (в XIX в. территорию называли Миусская Лесная). Есть версия, что во время строительства в 1696г. Петром I в устье реки Миус (на Азовском море) новой гавани здесь мог размещаться склад материалов для неё. В то же время бытует легенда, что здесь был казнён сподвижник Степана Разина казак Миюска. Некоторые исследователи выводят это название из тюркского языка (мюс, мюйюз — «рог, «угол»).

На Миусском кладбище главным образом хоронили купцов, ремесленников и мещан из соседних районов — Бутырок и Марьиной рощи.

Первая небольшая деревянная церковь во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии была освящена здесь 20 января 1773 года.

В 1823 году на средства купца И. П. Кожевникова взамен деревянной построена каменная в стиле ампир (архитектор А.Ф, Элькинский).

В 1835 году по сторонам пристроены приделы Знамения и Митрофания Воронежского — на средства гвардии прапорщицы Александры Абрамовны Нероновой.

Чин освящения храма совершил святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский.

1834 году по сторонам пристроены приделы иконы Божией Матери «Знамение» и святителя Митрофана Воронежского. Позже со стороны западного фасада над приделами, симметрично главной оси храма, возведены две одноярусные колокольни. Однако в 1912 году храм снова перестраивался — была расширена трапезная часть, возведена четырехъярусная колокольня.

В начале 1920-х годов в храме неоднократно служил святитель Тихон, Патриарх Всероссийский.

В 1922 году из уцелевших храмов и монастырей изымаются церковные ценности. Разорение храма на Миусском кладбище пришлось на 5 апреля, когда было изъято «4 пуда 4 фунта 25 золотников золотых и серебряных изделий».

В 1934 году храм закрыт, крест с него сбит, колокольня сломана до первого яруса. За апсидами, по бокам купола и над трапезной сделаны уродливые пристройки. В здании храма разместился цех оборудования «Медучпособие» Минздрава РСФСР.

храм в руинах.

Русской Православной Церкви храм возвращен в 1990 году, и с 28 сентября здесь возобновлены богослужения. Под руководством настоятеля храма, протоиерея Бориса Присяжнюка (+2011) было воссоздан архитектурно-художественный облика храма начала ХХ века. Была заменена крыша, которая теперь полностью покрыта медью, заняли своё место иконы в киотах, расписаны стены.

храме пребывает особочтимая чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница».

С 2012 года храм является Патриаршим Подворьем.

.С 23 апреля 2012 в храме хранится ковчег с десницей преподобноисповедника схиархимандрита Севастиана, старца Карагандинского.

В храме пребывают частицы святых мощей преподобномучеников Серафима и Феогноста Алма-Атинских.

Адрес Подворья

ОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ

Если вы хотите принять Крещение, крестить своего ребёнка или просто

больше узнать о православной вере

и о жизни в Церкви

приглашаем вас на катехизацию:

Занятия по Основам христианской веры

Занятия совершенно бесплатны.

На этих встречах мы говорим о том, что такое вера, чему учит Библия; в чём смысл Смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа;

что такое Крещение и другие церковные Таинства

Расписание 2015:

5 Ноября Четверг

10 Ноября Вторник

17 Ноября Вторник

26 Ноября Четверг

Начало в 19.00

Как найти

адать свои вопросы вы можете по телефону:

Этот телефон только для вопросов по Основам православной веры, катехизации и вопросам подготовки к Крещению. Телефон храма в разделе Контакты.

4 декабря 2012

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Тропарь праздника

Днесь благоволения Божия предображение

и человеков спасения проповедание,

в храме Божии ясно Дева является

и Христа всем пред возвещает.

Той и мы велегласно возопиим:

радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Ныне предызображение (предвестие) благоволения Божия (людям) и проповедь о спасении людей: в храме Божием Дева торжественно является и предвозвещает всем о Христе. Ей и мы громко возгласим: радуйся, исполнение промышления о нас Создателя.

Значение амулета «Вера, Надежда, Любовь»

Каждый православный человек знает, что такое амулет «Вера, Надежда, Любовь». Он символизирует единство одноименных великомучениц, которые всем известны, как Святая Троица. По преданиям, эти женщины пожертвовали собой, чтобы спасти весь земной мир, и позволили человеку испытать такие чувства, как вера, надежда и любовь.

Символы Святой Троицы

На всех изображениях этих амулетов встречаются отдельные символы.

  1. Крест символизирует Веру. Народные приметы указывают на то, что изображение этого креста — точная копия распятия Христа Спасителя, поэтому это центральный символ на амулете «Веры, Надежды и Любви».
  2. Символом Надежды является якорь, который всегда считался талисманом для моряков. Он символизирует надежду человека на успешное решение дел.
  3. Символом Любви выступает сердце.

Талисман «Вера, Надежда, Любовь» — это самый известный символ влюбленных. Любовь помогает им преодолевать разлуку. Веру изображают, как женщину, в руках которой находится свеча и крест. Надежда — это святая православного мира, которая в руках держит хлеб и рыбу.

Оберег «Вера, Надежда, Любовь» — это лучший талисман для людей, которые хотят в жизни добиться успехов. С его помощью вы с легкостью обретете счастье и обзаведетесь новыми любовными отношениями.

Женщины, которые носят этот символ, раскрывают свои чакры, чем больше привлекают внимание противоположного пола.

Правильная зарядка талисмана

Чтобы талисман сработал, его нужно правильно зарядить. Для этого на рассвете нужно уединиться в комнате и приоткрыть окно. Когда первые лучи солнца покажутся в комнате, возьмите в руки амулет и пристально рассмотрите его. Улавливайте самые мелкие детали. После этого положите талисман на подоконник и оставьте в таком положении на несколько дней. Когда амулет зарядится солнечной энергетикой, смело надевайте его и носите с удовольствием.

Нередко отмечаются ситуации, когда спустя некоторое время талисман начинает постепенно менять свой оттенок. Это не признак опасности. Это показатель того, что символ работает над тем, чтобы помочь вам добиться успеха.

Нюансы ношения оберега

Носить оберег «Вера, Надежда и Любовь» можно на всех частях тела. Лучше всего, если он будет касаться центральной чакры, расположенной в области грудной клетки, поэтому отдавайте предпочтение кулонам и подвескам, на которых изображается символ 3-х великомучениц.

Необязательно носить оберег каждый день. Он способен работать, даже если будет лежать в шкатулке дома. Главное, надевать его в тот момент, когда отправляетесь на совещание, свидание или переговоры. Он усилит вашу энергетику и привлечет успех.

Как сделать амулет самостоятельно

Создать такой амулет несложно своими руками. Для начала вам потребуется украшение:

  • кольцо;
  • подвеска;
  • браслет и др.

Вы должны принести украшение домой и дождаться ночи. Когда будет светить луна, нужно разложить украшение на подоконнике. После этого попросите высшие силы, особенно трех великомучениц, стать вашими Ангелами-хранителями. Нет определенных слов, которые вы должны проговаривать. Озвучьте то, что лежат у вас на сердце.

После этого смело можете носить этот оберег, не беспокоясь о его действии. Очень скоро вы поймете, что он эффективно работает. Если же вы хотите привлечь любовь или усилить чувства партнера, то должны заговорить парный талисман (пару колец, кулон из 2-х частей). Половину оберега носить должны вы, а вторую — любимый человек.

Использование оберега «Вера, Надежда и Любовь» — распространенное явление. Многие люди, желающие добиться успеха и счастья в жизни, прибегают к этому методу. Особенностью этого талисмана является то, что он не влияет негативно на своего владельца, а лишь усиливает его сильные качества.

Вера, Надежда, Любовь

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Св. мцц. Вера, Надежда, Любовь и матерь их София Сегодня, дорогие братья и сестры, мы с вами празднуем память святых мучениц Софии, Веры, Надежды и Любови. Имена этих святых мучениц созвучны важнейшим христианским добродетелям. Ваше внимание я сегодня хочу остановить на содержании этих духовных добродетелей, в честь которых были наименованы святые мученицы.

Первая добродетель это – вера. Я прошу всех вас сейчас пропеть Символ веры, и пропеть его так, чтобы вдуматься в его содержание. (Народ поет Символ веры.) Вот это, дорогие братья и сестры,– наш ответ, если нам зададут вопрос: како веруеши? Наша Святая Церковь имеет обычай петь Символ веры всем присутствующим за богослужением народом. Это делает­ся потому, что Святая Церковь считает: каждый христианин, каждый верующий человек должен знать Символ веры наизусть.

Итак, если спросят, как вы веруете, то самый основной ответ заключает­ся в Символе веры. Веруем во Единого Бога Отца Вседержителя, и в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и веруем в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящего. Веруем во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Это надо всегда помнить, что Церковь есть Единая, Святая, Соборная и Апостольская. Это та Церковь, членами которой мы состоим и в которую мы верим и должны верить.– Исповедуем едино Крещение во оставление грехов. Мы должны знать о том, что святое Таинство Крещения имеет силу оставлять и прощать все грехи. Чаю воскресения мертвых – говорит далее Символ веры, то есть ожидаю воскресения мертвых, чаю и жизни будущего века. Вот такой ответ наш на вопрос: как веруешь?

Но, дорогие братья и сестры, вера без дел мертва есть (Иак. 2, 17). Апостол по этому поводу говорит, что и бесы веруют и трепещут, но, однако же, они остаются бесами (Иак. 2, 19). Следовательно, у христианина должна быть такая вера, которая является верой действенной. А что значит – вера действенная? Это значит – исполнение заповедей Господних. Только тогда вера будет и твердая, и истинная. Вспомните, что Христос говорил юноше, который спрашивал у Него, как спастись.– «Исполняй заповеди».– «Какие?» – задает вопрос юноша. «Первая–люби Господа Бога своего, а вторая, не менее важная заповедь,– возлюби ближнего своего, как самого себя». Юноша на это ответил, что все это он исполняет от юности своей. Тогда Господь говорит: «Осталось тебе совершить одно: иди продай имение твое и раздай его неимущим, и будешь иметь сокровище на Небе». И говорит Святое Евангелие, что этот «юноша отошел скорбя», потому что он был очень богат. Тогда Господь сказал, что легче верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царство Божие. Это евангельское повествование (Мф. 19, 16–24) говорит о том, что для спасения надо исполнять заповеди и надо любить ближнего своего и для него пожертвовать всем тем, что имеешь.

Следующая добродетель – надежда. Для того, чтобы понять, что это за добродетель, я попрошу вас сейчас спеть псалом Давида «Хвали, душе моя, Господа», который всегда поется за литургией. (Народ поет псалом 145.)

Почему я вашему вниманию представил псалом Псалмопевца Давида? Потому что в нем рассказывается как раз об этой добродетели, о которой мы с вами сейчас беседуем,– о добродетели надежды. Здесь совершенно определенно говорится: «Не надейтеся на князи и на сыны человеческия, в них же несть спасения». Почему?–»Изыдет дух его и возвратится в землю свою, в той день погибнут вся помышления его». И Псалмопевец дальше взывает: «Блажен муж, емуже Бог Иаковль Помощник его, упование его на Господа Бога своего». Псалмопевец призывает надеяться на Бога, все надежды возлагать на Него. Потому что далее псалом поясняет, что Господь сотворил небо и землю, Господь умудряет слепцы, Господь любит праведники, что Он творит суд, что Он сира и вдову приимет и что Он способен путь грешных погубить. Вот это пример, что такое христианская надежда и как мы должны надеяться на Бога, надеяться на Спасителя нашего и всегда жить и питаться этой надеждой.

Следующая добродетель – любовь. О любви очень много можно гово­рить. Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов называется апостолом Любви. Христианин должен иметь любовь к Богу и любовь к ближнему. Любовь к ближнему бывает как бы различна. Есть любовь, которая обращается к бедным, к неимущим, к болящим, но все это та же любовь к ближним, любовь к человеку. Святой Иоанн Богослов, когда был уже в глубокой старости, часто своим ученикам говорил так: «Любите друг друга,– в этом весь Закон и все пророки». Таким образом, вывод один–прежде всего, надо любить Бога, а потом любить своего ближнего, и не просто, а как самого себя. Апостол говорит: Если кто говорит, что он любит Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть. Потому что как он может любить Бога, Которого не видит, а брата своего, который пред ним всегда,– он ненавидит (1 Ин. 4, 20). И это действительно так. Поэтому мы с вами, любя своего ближнего, через любовь к нему простираем нашу любовь к Богу. Вот что значит христианская добродетель любви.

Необходимо теперь также вспомнить и о родительнице святых мучениц– святой мученице Софии. Имя София переводится как Премудрость. Есть несколько храмов, алтари которых посвящены Софии Премудрости Божией. София–Премудрость. Как это понимать? В одном ветхозаветном чтении (Притч. 9, 1–2) говорится так, что Премудрость созда себе Дом, и утверди столпов седмь; яви своя жертвенная. Что это такое? Господь создал себе Дом на земле, это – Церковь, Церковь зиждется на семи столпах,– это семь Таинств, которые все мы принимаем. «И яви своя жертвенная»–это то, что принес в мир Господь наш Иисус Христос. Его страдания за нас это– «Жертвенная», то, что Он воскрес для того, чтобы спасти всех нас,– это тоже Жертва. И то, что Он сказал, что «не оставлю вас сирых, а приду к вам»,– это тоже Жертва. И то, что Он сказал, что «Я пришел не для того, чтобы погубить грешников, а для того, чтобы спасти»,– это тоже Жертва.

В связи с этим необходимо помнить, с каким благоговением и трепетом в древние времена относились верующие к храму, потому что это–Дом Божий. Были времена, когда верующие, входя в храм, целовали каждую его ступень. Было такое время. Было время, когда в святой храм верующие поднимались по ступеням на коленях, с великим благоговением. Было и такое время. Было такое время, когда мытарь считал себя недостойным войти в храм, а на пороге останавливался, бил себя в грудь и молился: «Боже, милостив буди мне, грешному». И это время было.

И вот, если мы то древнее благоговение, которое было у верующих прежде, сравним с тем, что у нас есть сейчас, то, конечно, разница огромная. Я не хочу указывать всех недостатков, которые у нас существу­ют. Я не хочу говорить о том, как многие приходят в храм на богослужение заранее, садятся на скамеечки и начинают вести такие разговоры, что тяжело слушать. Это, конечно, полное отсутствие какого бы то ни было благоговения. Всем нам известны и такие моменты, когда раздают святую воду, когда прикладываются к Святой Плащанице, а мы так себя ведем, что становится страшно: происходит что-то кощунственное, что-то недостойное. И этого надо остерегаться, стремиться, чтобы этого не было, стремиться к тому, чтобы возвратилось нам благоговение к Дому Божию, где мы получаем отпущение грехов, где мы соединяемся в Таинстве Святой Евхаристии с Господом нашим, чтобы Дом молитвы не превращался, как Господь сказал, «в вертеп разбойников». Это надо всем помнить и непремен­но надо стараться выработать у себя должное благоговение и почитание

Мы должны почитать святых угодников Божиих, мы должны почитать святые иконы, мы должны почитать Животворящий Крест, ибо это орудие нашего спасения, и все, что мы воздаем иконе, восходит к ее Первообразу.

Вот что очень кратко, очень сжато я сказал вам в нынешней беседе о главнейших христианских добродетелях. Эта тема очень значительная, о каждой добродетели можно говорить помногу, но я сказал об этом очень кратко, с желанием, чтобы это быстрее дошло до вашего сердца.

А сейчас в связи с тем, что пред нами лежит принесенный на поклонение святой Крест, мы с вами пропоем «Кресту Твоему покланяемся, Владыко…» и на этом закончим нашу беседу. Аминь.