Во главе русской православной церкви стоял

Святейший Патриарх Кирилл принял участие во встрече Предстоятелей и делегаций Поместных Православных Церквей в Аммане

Амман, 27 февраля 2020 г.

26 февраля 2020 года в столице Иордании г. Аммане состоялось собрание Предстоятелей и делегаций Поместных Православных Церквей, сообщает Патриархия.ru. С инициативой провести встречу для обсуждения ситуации в межцерковных отношениях и вопросов сохранения православного единства выступил 21 ноября 2019 года в ходе пребывания в Москве Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III.

В собрании приняли участие Блаженнейший Патриарх Феофил, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Святейший Патриарх Сербский Ириней, Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав, а также делегация Румынской Православной Церкви во главе с митрополитом Тырговиштским Нифонтом и делегация Польской Православной Церкви, которую возглавил архиепископ Люблинский и Холмский Авель.

В составе официальной делегации Русской Православной Церкви — Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Александр (Елисов), председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда.

Совещание началось общей молитвой, которая прозвучала на нескольких языках.

Обратившись к собравшимся со словами приветствия, Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви, в частности, отметил: «Мы знаем, что единство — это дар Божий, и сознаем свою ответственность за сохранение единства, которое завещали нам апостолы».

«Сегодня мы собрались здесь во имя Господа нашего Иисуса Христа, — сказал Блаженнейший Владыка. — В основе нашего диалога лежит христианская любовь, это — единственный путь к примирению. Ответ на все наши вопросы должен быть найден в диалоге и братской любви».

Как подчеркнул Патриарх Феофил, собрание в Аммане — не Собор, а неформальная братская встреча, цель которой — инициировать диалог относительно проблем, с которыми сталкивается православный мир в нынешнее нелегкое время. «Мы надеемся, что эта встреча заложит основы для поиска решений. Мы должны бороться с разделениями и направлять свои усилия на сохранение единства и ведение диалога», — подчеркнул он.

Далее прозвучало слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Поблагодарив Блаженнейшего Патриарха Феофила, созвавшего встречу, Его Святейшество подчеркнул: «Это мужественный и верный шаг, и я уверен, что он войдет в историю. В столь непростые для Православия времена первая по времени появления апостольская кафедра вновь исполняет свою историческую миссию одного из ключевых центров мирового Православия».

Предстоятель Русской Православной Церкви также выразил сердечную благодарность Королю Иордании Абдалле II ибн Хусейну аль-Хашими за любезное содействие в организации встречи.

«Велика и заслуга Предстоятелей и представителей Поместных Церквей, прибывших на эту встречу, ибо само согласие принять в ней участие в некоторых случаях требовало определенной смелости. Но забота о сохранении единства Святой Церкви побудила нас отвергнуть все иные соображения и по зову Его Блаженства прибыть сюда», — констатировал Святейший Патриарх Кирилл.

Он отметил, что сегодня Православная Церковь оказалась перед угрозой разделений, подобных которым не было без малого тысячу лет: односторонне пересматриваются границы канонических территорий; отменяются церковные документы многовековой давности; раскол на Украине не преодолен, а усилия его преодолеть не достигают своих целей; уния поднимает голову; заметно начало опасных процессов на канонической территории Сербского Патриархата — в Северной Македонии, в Черногории. «Причина этого кризиса мне видится в утрате единого понимания устройства Церкви и природы первенства в ней. Тысячу лет назад, в 1054 году, Церковь столкнулась с тем же вызовом, и последствия мы ощущаем до сих пор», — высказал мнение Святейший Владыка.

Патриарх Кирилл уверен: чтобы противостоять этой угрозе, необходимо начать всеправославное обсуждение скопившихся проблем. Он сформулировал наиболее острые из них:

«Во-первых, это проблема понимания первенства в Церкви; попытки обосновать притязания на вселенское главенство при помощи специально для этой цели создаваемой богословской аргументации; отсутствие системы соборного контроля действий первенствующей кафедры, отрицание необходимости консенсуса при принятии решений во всеправославном масштабе. Эти вопросы следует всеправославно осмыслить.

Второе — это угроза институту автокефалии в Церкви; отсутствие общеправославно признанного, бесспорного для всех механизма предоставления автокефалии; попытки ввести неравенство между «старшими» и «младшими» автокефальными Церквами.

Третье — это существующие попытки оспаривать канонические границы автокефальных Церквей, пересматривать и отменять единожды принятые документы исторической важности, определяющие эти границы.

Четвертое — претензии первого среди равных Предстоятелей в семье Поместных Православных Церквей на право принимать апелляции из любой Церкви и угрозы использования этих апелляций как инструмента вмешательства во внутреннюю жизнь других Поместных Церквей тоже, глубоко убежден, требуют осмысления и обсуждения.

Пятое — возникновение аномальной ситуации, когда первенствующий иерарх, вопреки базовым принципам канонического права, выступает в качестве судьи в деле, где он является одной из сторон, представляя себя последней инстанцией в рассмотрении данного дела.

И шестое — это проблема создания так называемых «ставропигий» на территориях других Поместных Церквей без их согласия или против их воли».

«Сегодня перед нами стоит задача бороться за единство всех Православных Церквей, единство среди нас», — отметил Святейший Патриарх Сербский Ириней. Предстоятель Сербской Православной Церкви засвидетельствовал: «Единственное верное решение — это собрать Собор, сказать на нем то, что нужно сказать, и разрешить вопросы в духе Православия».

Он констатировал, что Сербская Церковь выступает за сохранение канонических принципов и христианского наследия. «Да поможет нам Бог и внесет единство в нашу Церковь. Потому что раскол — это трагедия для Церкви», — сказал Патриарх Ириней.

О важности всеправославного обсуждения сложившейся ситуации, а также решения проблем в соответствии со святыми канонами говорил и представлявший на встрече Румынскую Православную Церковь митрополит Тырговиштский Нифон. «Мы полагаем, что для будущего возможного Собора Предстоятелей или грядущей общеправославной встречи нужно провести подготовительную конференцию, чтобы надлежащим образом обсудить повестку дня такой встречи, которая привела бы к реальному единению в православном мире», — отметил иерарх.

Архиепископ Люблинский и Холмский Авель, в свою очередь, сказал о том, что Польская Православная Церковь очень обеспокоена драматической ситуацией в православном мире. «Мы молимся о том, чтобы было найдено решение», — засвидетельствовал глава делегации. Он также отметил, что отсутствие единства среди Православных Церквей препятствует свидетельству перед неправославным миром.

Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии Ростислав поблагодарил Блаженнейшего Патриарха Феофила за приглашение к диалогу, подчеркнув: «Только встречаясь и обсуждая имеющиеся проблемы, можно найти решение, которое будет полностью соответствовать Священному Писанию и церковным установлениям».

Далее прозвучало выступление Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, рассказавшего участникам собрания о событиях, происходящих в пределах Украинской Православной Церкви.

Напомнив, что Украинская Православная Церковь, пребывающая в составе Московского Патриархата, образована в 1990 году через получение Грамоты Патриарха Московского и всея Руси о даровании самостоятельности в управлении, Блаженнейший митрополит Онуфрий отметил: «В течение времени внутренние и внешние обстоятельства, которые переживала Святая Украинская Православная Церковь и украинский народ, стимулировали процессы совершенствования уже имеющихся независимости и самостоятельности церковной жизни и служения. Сегодня мы имеем де-факто настоящую автокефалию. У нас функционирует Священный Синод, у нас есть Архиерейский Собор, у нас есть независимый церковный суд. Мы самостоятельно избираем и рукополагаем архиереев, открываем новые епархии. У нас есть свои духовные учебные заведения, различные синодальные учреждения по взаимодействию с внешним миром и социальным служением».

Он рассказал о ситуации с расколами в украинском Православии, отметив, что следствием так называемого объединительного процесса, инициированного в 2018-2019 годах Патриархом Константинопольским Варфоломеем, стало лишь увеличение раскола.

Блаженнейший митрополит Онуфрий также подробно остановился на шагах Константинопольского Патриарха в отношении церковной ситуации на Украине, отметив, что эти действия нарушают каноны Церкви и констатировав, что решением кризиса в украинском Православии могло бы стать устранение этих нарушений.

«Сегодня некоторые говорят, что сильным средством для уврачевания церковного раскола в Украине является получение автокефального статуса для Украинской Православной Церкви. Хочу быть честным перед Богом и своей совестью и скажу: уверен в том, что автокефальный статус Украинской Православной Церкви не уврачует раскол. Возможно, некоторые раскольники вернутся в лоно канонической Церкви, но не все. Автокефалия не дает гарантии абсолютного единства. И в существующих в мире автокефальных Церквах есть свои расколы», — подчеркнул он.

По мнению Предстоятеля Украинской Православной Церкви, на повестке дня стоит выстраивание такого соборного церковного управления, «которое будет востребованным и эффективным для спасительного служения Святой Соборной Апостольской Православной Церкви в новом мировом пространстве». «Успешно решить эту проблему мы сможем только тогда, когда мы откажемся от своих личных амбиций и будем действовать в духе божественного смирения и братской любви», — уверен он.

В ходе дальнейшего обсуждения прозвучали выступления, в которых были рассмотрены отдельные аспекты затронутых тем и поднят ряд других вопросов, волнующих ныне Поместные Православные Церкви.

Святейший Патриарх Кирилл высказал пожелание, чтобы нынешнее собрание стало первым в череде таких собраний, и обратился к Блаженнейшему Патриарху Иерусалимскому Феофилу с просьбой инициировать следующую братскую встречу на Святой Земле.

В этот же день участники собрания встретились с Королем Иордании Абдаллой II ибн Хусейном аль-Хашими.

Вечером Предстоятели Поместных Православных Церквей и главы церковных делегаций согласовали текст итогового пресс-релиза.

В документе, в частности, отмечается, что прошедшее в Аммане собрание послужило укреплению братских связей между участниками встречи и представляемыми ими Церквами, содействуя укреплению мира во Христе между ними.

В тексте пресс-релиза также говорится о конкретных проблемах, перед которыми стоит ныне Православие. Так, участники встречи указали на необходимость общеправославного обсуждения сложившейся на Украине церковной ситуации для решения имеющихся проблем и уврачевания разделений. Относительно церковной ситуации в Северной Македонии участники встречи согласились в том, что данный вопрос должен решаться в рамках диалога внутри Сербской Церкви при общеправославной поддержке. Что же касается Черногории, где был принят закон, предоставляющий властям возможность забрать у канонической Церкви исторические церковные здания, Предстоятели и представители Православных Церквей настоятельно призвали руководство этой страны уважать и соблюдать фундаментальные права собственности, в том числе собственности церковной.

Подчеркнуто, что проблемы, имеющие общеправославное значение, в частности, вопрос предоставления автокефалии, должны решаться в ходе межправославного диалога.

Делегации пришли к единому мнению о необходимости провести новую встречу для укрепления братских отношений посредством молитв и диалога; отмечается, что такая встреча могла бы пройти до конца 2020 года. Подписавшие документ выразили надежду, что Патриарх Варфоломей присоединится к диалогу со своими собратьями Предстоятелями.

Разрыв отношений РПЦ с Константинополем: что это означает на практике

Синод РПЦ признал невозможным дальнейшее евхаристическое общение с Константинополем. С таким заявлением накануне выступил руководитель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион по итогам заседания Синода Русской православной церкви в Минске. Причина разрыва – «антиканонические действия Константинопольского патриархата, вступившего в общение с раскольниками на Украине и посягающего на каноническую территорию Русской православной церкви». Радио Свобода рассказывает, что это решение означает на практике.

  • Решение Синода в Минске относится ко всем членам Московской патриархии, живут ли они в Белоруссии, в Украине, в России или в других странах.
  • Нельзя мирянам: крестить (и миропомазывать) детей, исповедоваться и причащаться, принимать таинство соборования у священников и епископов Константинопольского патриархата.
  • Нельзя священникам и епископам: то же, что мирянам, а также служить литургию совместно со священниками и епископами Константинопольского патриархата.
  • Наказание для мирян за нарушение запрета: не предусмотрено. Однако, лучше не афишировать свою причащение или исповедь у священников Константинопольского патриархата, можно нарваться на элементарное самодурство. Особый вопрос – о крещении. Если вы сами креститесь в КП (или в УПЦ КП, или в УАПЦ) или крестите там своего ребенка, то в МП вас не накажут, но потребуют креститься вторично. Это, конечно, тяжелая травма и вообще-то предательство – нет, не Бога, а того священника, который вас крестил в уверенности, что это навсегда.
  • Наказание для священников и епископов: точно не обозначено, сказано «соответствующие прещения». Видимо, имеется в виду запрещение в священнослужении и/или увольнение.
  • Самое сложное: в России распространен принцип «все, что не разрешено, запрещено». Во всем остальном мире – «все, что не запрещено, разрешено». В итоге уже появились комментарии, что членам МП нельзя ездить на Афон. Это не так. Можно приехать на Афон, нельзя исповедоваться и причащаться в храмах Афона. Можно заходить в храмы Константинопольского патриархата и в них молиться.
  • Можно молиться во время литургии в церквях Константинопольского патриархата. Например, патриарх Кирилл бывал много раз на католических богослужениях и молился во время этих богослужений, но не причащался и не исповедовался, а свои молитвы объяснял так, что он молится сам по себе, а не вместе с католиками, молится об обращении католиков в православие.
  • На мощи и иконы санкции не распространяются. Не запрещено брать благословение у Константинопольского патриарха и его епископов и священников.
  • Константинопольский патриархат – это не все храмы, где говорят по-гречески. В Греции своя – автокефальная! – церковь, Элладская православная, со статусом митрополии. Это государственная церковь, и было бы странно, если бы церковь Греции подчинялась патриарху, живущему в Турции. Значит, запрет не распространяется на храмы Греции. В целом, тем, кто боится нарушить запрет, лучше каждый раз проверять, какой юрисдикции тот или иной храм.
  • Любопытно, что постановление запрещает участвовать «в таинствах, совершаемых в ее (КП) храмах», но нет запрета причащать, исповедовать, соборовать епископов, священников и мирян Константинопольской патриархии. Возможно, это недоработка составителей документа, возможно, намеренное умолчание.
  • Одобрена ли автокефалия украинской церкви Константинопольским патриархатом, выпущен ли Томос, о котором просила Верховная Рада и президент Порошенко? Нет, не одобрены и не осуждены, ни одна из существующих украинских церквей не признана главной или «настоящей» автокефальной. Следующий шаг – не за Константинополем, а за украинскими православными: чтобы получить Томос, они должны провести собор, где были бы делегаты (миряне, священники, епископы) от всех 15 тысяч православных общин Украины.
  • Благодатный огонь можно привозить, он ведь из Иерусалима, а Иерусалим – это Иерусалимский патриархат, а не Константинопольский.
  • Документ более всего значим не для жителей России. В Москве нет храма Константинопольского патриархата, хотя есть храмы других патриархий. А вот, например, в Париже, есть выбор – идти в храм МП или КП. Документ значим более всего для Украины, где на 9 тысяч приходов УПЦ МП приходится около 4 тысяч приходов КП и УАПЦ. И раньше отчуждение разных церквей доходило до того, что «москвичи» перекрещивали «филаретовцев», отрицая действительность таинства крещения друг у друга. Теперь все обязаны тщательно проверять, кому подчиняется храм, куда человек ходит. Будут ли на практике проверять – другой вопрос. По канонам и разводиться нельзя, и причащать тех, кто живет без венчания, нельзя, «гражданский брак» с точки зрения строгих ревнителей канонов – это просто блуд. Но никто этого не выполняет, потому что иначе храмы просто опустеют.
  • Решение Синода точно воспроизводит логику кремлёвских санкций против Запада. Нельзя причащаться иностранных продуктов. Найдём итальянский сыр – передавим бульдозерами.
  • Изменился ли статус Московской Патриархии и ее украинской части после постановления синода Константинопольской? Нет. Изящество византийской дипломатии. Прощение одних не означает осуждения других. Просто двум группировкам, ранее отверженным, дана возможность заседать вместе с другими, не подвергаясь оскорблениям. УПЦ МП не названа раскольнической. «Ставропигия», которая так возмущает Москву – это не управление всей Украиной, это лишь право иметь в Украине свой приход или даже несколько приходов.
  • Изменился ли статус Константинопольской патриархии после постановления синода Московской? Нет. Никто не поддержит Москву, потому что русских боятся, но не уважают. Они – чужие, варвары даже с точки зрения болгар или сербов. Антиевропейцы. А с Константинополем жить и жить.
  • Можно ли говорить о расколе в Церкви? Нет. Для раскола нужно две стороны. Тут одна сторона (Московская патриархия) заявила, что обосабливается, а вторая сторона продолжает и поминать первую, и считать её законной, прощая «обидчивость».
  • Что же, ничего не изменилось вообще? Не совсем. Процесс самоудушения России продолжился, теперь захватив и церковную сферу.

МЫСЛИ: Стефан С. ОЧЕРКИ БЕЗПОПОВЩИНЫ. Часть первая — перекрещивание латинян и разрыв с Константинополем

Перекрещивание еретиков в Русской Церкви до времен Патриарха Никона

Акривию чиноприема еретиков Русь переняла от Константинопольского патриархата. Так, в 1054 г. кардинал Гумберт передал грамоту с перечнем вин этого патриархата, адресованную Патриарху Константинопольскому Михаилу Керуларию, в которой, в числе прочего, было указано: «Подобно арианам, перекрещивают крещёных во имя Святой Троицы, в особенности латинян». Эта практика закрепилась в Русской Церкви до эпохи Патриарха Никона, другие же чиноприемы (в истории есть лишь два упоминания о них) не прижились на Руси.

В середине XII в. архиепископ Нифонт Новгородский указывает Кирику, что пришедших из латинской в православную веру не стоит перекрещивать, достаточно произнести над ними часть чина крещения с помазанием миром, не произнося даже отречения от ереси и не помазывая елеем.

В 1276 г. на вопрос Сарайского епископа Феогноста о принятии в Православие несториан и яковитов Константинопольский патриарший собор ответил, что делать это надо без перекрещивания, лишь с проклятием ереси и ересиархов и помазанием миром.

До 1653 г. в дораскольных Потребниках для крещеных в ереси нет иного чина приятия в Православие, кроме православного крещения с проклятием ереси. Иностранцы, бывшие в Московии, писали об обязательном перекрещивании латинян и протестантов при переходе в Православие. Так, Джильс Флетчер пишет: «Они перекрещивают всех христиан (не принадлежащих к Греческой церкви), как скоро они переходят в русскую веру, потому что почитают их отделенными от истинной церкви, которая, по их мнению, есть только церковь Греческая» (Сочинение Джильса Флетчера «Of the Russe Common Wealth» («О Русском Государстве») появилось в Лондоне в 1591 году).

В 1621 г. Патриархом Филаретом был созван собор, который подтвердил противозаконность чиноприема еретиков в Православие без крещения: «И от всех от различных еретических вер приходящих к нашей православней истинней вере греческаго закона совершено крестити. понеже убо еретическое крещение несть крещение, но паче осквернение… Правило перваго вселенскаго собора, и тако вси возгласиша купно, еже еретическое крещение несть крещение, но паче осквернение, и повелевают таковех крестити святым крещением паки совершено. Сия бо прияша святии отцы, от самех самовидцев Слову и Премудрости божественых апостол. Еже еретическое крещение не в крещение полагают. Понеже божествении, в четыридесят шестом и седмом правиле своем тако утвердиша. епископ, или поп, или диякон, аще еретическо приимет крещение, или жертву, таковыи да извержется».

В древних Потребниках содержится «Чин аще кто в ереси быв, крещен сыи, и пакы Богу обратится, любо хвалисин, любо жидовин, любо богумил, любо кий еретик».

В нем указывается на прием крещеных в Православии, но уклонившихся в ереси через проклятие ересей и миропомазание. Кстати, в этом чине проклинаются и не знаменующиеся двуперстием.

Этот чин восходит к чину из греческих богослужебных сборников «Евхологиев» X-XII веков, переведенных на славянский, из чинопоследования «Απόταξις τῶν αιρετικῶν Αρμενιῶν» (Бенешевич В.Н. Древнеславянская кормчая. XIV титулов без толкования. Т. 2. — София, 1987, с. 168)

Ферраро-Флорентийский собор (1439 г.), раскол с Константинопольским патриархатом

Для великороссов было настоящим потрясением уклонение в унию Матери-Церкви и своего предстоятеля Митрополита Исидора. Москва прерывает общение с униатским Константинопольским патриархатом и в 1448 г., без согласия Константинополя, поставляет себе Митрополита Киевского и всея Руси Иону.

Последовавшее за этим в 1453 г. падение Константинополя воспринималось как Божья кара за отступничество. Москва стала восприниматься как Третий Рим – последняя твердыня Православия на земле, поскольку все остальные православные государства так или иначе были подчинены мусульманам или латинянам. Родилась формула: «…Первый Рим пал от апполинариевой ереси, второй Рим пал, завоеванный турками, потомками агарян. Третий Рим – Москва – стоит, а четвертому не быть».

После захвата Константинополя турками-османами султан Мехмед II дозволил ромеям избрать себе православного Патриарха, Православие в Константинопольском патриархате было восстановлено, но Москва не пошла на переговоры с Константинополем. В 1467 г. Патриарх Дионисий I изверг Митрополита Иону и всех рукоположенных им — за нежелание московитов признать поставленного над ними Митрополита Киевского Григория Болгарина, бывшего униата. Раскол Москвы и Константинополя фактически продлился 94 года, вплоть до 1561 г., когда патриархат, по ходатайству царя Ивана Грозного, признал законность его помазания на царство в 1547 г. по образу Римских императоров, задним же числом признал и Митрополита Московского — как совершителя миропомазания — своим экзархом.

Надо заметить, что изоляция Московии от Константинополя не пошла на пользу великороссам. Оторванные от церковной культуры и книжности Константинопольской Церкви, московиты погрязли в невежестве, их переполняла гордость от обладания Христианским Царством и незапятнанностью унией. Если к этому добавить всегдашние грубые пороки — пьянство, грубость нравов и жестокость, — то получим Московию, которую и видели иностранцы, приезжавшие на Русь. В Москве не осталось толмачей, достойно переводящих с греческого языка на славянский. Так, книги Библии, не имеющие славянских переводов, при архиепископе Геннадии Новгородском, в 1493 г., были переведены с латинской Вульгаты хорватским католическим монахом Вениамином Для переводов с греческого был приглашен афонский монах преп. Максим Грек. Он прибыл в Москву в 1518 г., переводил с греческого на латынь, а уж московские толмачи переводили с латыни на славянский, пока Максим не выучил славянский и не стал переводить напрямую сам. Преподобный смело обличал нравы московитов, призывал вернуться под омофор Константинополя, был осужден и с 1525 г. до кончины в 1556 г. находился в заключении, несмотря на уважение, которым он пользовался: уже при жизни Максима Грека почитали святым. К слову сказать, преп. Максим Грек учил двуперстному крестному знаменованию:

Стоглавый Собор при Митрополите Макарии в 1551 г. также утверждал двуперстное знаменование:

Митрополит Макарий Московский приложил много усилий для прославления русских святых, число которых почти удвоилось после Макарьевских соборов 1547-49 гг. По епархиям было предписано производить «обыск» новых чудотворцев: «Где которые чудотворцы прославились великими чудесы и знамении, из коликих времен и в каковы лета». В окружении Митрополита и по епархиям работала целая школа агиографов, которая спешно составляла жития новых чудотворцев, переделывала старые в торжественном стиле, соответствующем новым литературным вкусам. Четьи-Минеи Митрополита Макария и его канонизационные соборы представляют две стороны одного и того же церковно-национального движения. Все это увеличивало гордость великороссов за свое православное Царство.

В 1593 г. путем интриг и подкупа Москва получила патриаршество. Синодальное решение Вселенского патриархата обоснованием права московской Церкви на именование патриархатом, называет царскую власть: «…τὸν θρόνον τῆς εὐσεβεστάτης καὶ ὀρθοδόξου πόλεως Μοσκόβου εἶναί τε καὶ λέγεσθαι πατριαρχεῖον, διὰ τὸ βασιλείας ἀξιωθῆναι παρὰ Θεοῦ τὴν χώραν ταύτην, πᾶσάν τε Ῥωσίαν καὶ τὰ ὑπερβόρεια μέρη ὑποτάττεσθαι τῷ πατριαρχικῷ θρόνῳ Μοσκόβου καὶ πάσης Ῥωσίας καὶ τῶν ὑπερβορείων μερῶν…» («… престол благочестивейшего и православного города Москвы да будет и называется патриаршим, поскольку страна та удостоилась от Бога царской власти, а вся Русь и северные страны да подчиняются патриаршему престолу Московскому и всея Руси и всех северных стран…»).

Это еще больше убедило великороссов в своей богоизбранности. Вот как позднее в споре с Патриархом Иерусалимским Паисием говорил Арсений Суханов: «…Был у вас царь благочестивый, а ныне нет; и в то место воздвиг Господь Бог и на Москве царя благочестиваго и ныне у нас государь царь великии князь Алексей Михаилович всеа Русии самодержец, во всей подсолнечной благочестием своим сияет, яко солнце посреди земли, и во всем ревнует первому благочестивому царю Констянтину Великому, церковь Христову чисто снабдевает, и от всяких ересей защищает чисто…Не могут патриархи ваши по граду со кресты ходити, и на главе креста носити, и на церкви креста имети, и над мертвецом у церкви отпевать, и по граду нести или в колокола звонити и на осляти ездить; и ныне не токмо, якож Римскому епископу, ему величатися, но невозможно ему и против епископа Московского величатися. И в то место у нас ныне на Москве патриарх вместо Констянтинополского, не токмо якож вторыи по Римском величается, но якож и первыи епископ Римскии, сиречь якож древнии и папа благочестивыи, церковною утварию украшается, занеж и клобук белыи перваго папы Силиверста Римского на себе носит ныне, егож, по апостольскому явлению, благочестивыи царь Констянтин Великии зделал отцу своему папе Селивестру вместо царского венца. И всякии святительский чин и священнический и иноческий в Московском государьстве красится, якоже исперва бе в Рими и у вас. И монастырей было у вас много и иноков, а ныне токмо след знать; церкви многие босурманы завладели и поделали мечети, христианы многия побусурманилися, якож сербы и болгары, а Лятская земля вся бусурманилася. Мощей святых было у вас много, и вы их розносили по землям, и ныне у вас нету, а у нас стало много; да и нашея земли многих Бог прославил угодников своих, мощи их нетленны лежат и чюдеса творят; и риза Спасителя нашего Бога Христа у нас же…И да просветятся и похвалятся о сем тако православнии и да не обладают им в сем граде внуцы агаряня, погани, ни да поругают его. Якоже от Рима благодать и слава и честь православия отъята быть бо бысть, такоже и от царствующаго сего града благодать Святаго Духа отъимется в пленение агарянское; и вся святая предана бысть от Бога велицей Росийстей земле, и царя рускаго возвеличит Господь над многими языки и под властию их мнози царие будут от иноязычных. И патриаршеский великий чин от царствующаго сего града такоже дан будет Рустей земли во времена своя, и страна та изречется светлая Росия, Богу тако изволившу, тацеми благодарении прославити Рускую землю, исполнити православия величество и честнейшу сотворити, паче первых сих, якоже глаголано бысть: и будут первии последнии и последнии первы. Старец же Арсений говорил: слышите, греки, и внимайте, и не гордитеся и не называйте себя источником, яко се ныне Господне слово збылося на вас: были вы первые, а ныне стали последнии; а мы были последнии, а ныне первые – сих ради двух начал. Арсений же грекам говорил: был у Бога возлюбленный Израиль. И Израиля Бог отверже и предаде их в запустение, и в место Израиля приял Бог вас греков и прочих верующих; и церквы жидовския разорены, в то место созданы христианския. И от того времени и вы греки разгордестеся над многими и называете себе источник веры всем; и за ту вашу гордость вас Бог отринул, якоже и жидов, и царство ваше поганым бусурманам и вас всех в неволю отдал, и детей ваших емлют в янычары и неволею бусурманят, и церкви ваша мечетями учинены, и жен ваших бусурманы за себя берут. Ино какия вы нам учители и источник? И сами у темной власти живете под началом у бусурман, и сами себя просветить не можете, а называетеся всем вы источник! Скажите ми: кого вы своим учением просвещаете? Уже от вашего учения мало вы не все обусорманилися; и церкви ваши помечетены, но токмо лишь след мало знать. – Вы же патриархов своих сами меж себя удавливаете, а иных в воду сажаете; и ныне у вас в Цареграде четыре патриарха. Греки говорили: патриархов у нас турки переменяют. Арсений говорил: турчин переменяет все по вашему прошению, а не собою».

В дополнение картины великорусского благочестия приведу цитату из записок Павла Алеппского: «Они даже не пускают чужестранца в свои церкви, думая, что он их осквернит; отнюдь не принимают и не любят людей другой религии. Мне рассказывали, что, когда идет к царю турецкий посол, то его не вводят со стороны церкви Благовещения, дабы он не осквернил ее. После того как он поцелует полу царской одежды, и царь положит свои руки ему на голову в знак дружбы, тотчас же, по выходе посла, он моет руки водою с мылом, думая, что они осквернены; затем призывают священников совершить водосвятие на том месте и окропить его, дабы оно очистилось, ибо осквернено».

(Продолжение следует)

Опубликовано: 21.02.2020 в 19:08

Рубрики: Главные новости, Лента новостей, Мысли

Разрыв отношений РПЦ и Константинополя: все, что нужно знать

Глава РПЦ Кирилл на мессе в его честь в церкви Дионисия Ареопагита в Афинах Фото: Max D. Gyselinck / News Pictures / East News

Почему произошел раскол

11 октября Священный синод Константинопольского патриархата объявил, что предоставит автокефалию Украинской православной церкви (УПЦ), откроет в Киеве ставропигии (организацию или монастырь прямого подчинения) Константинопольского патриарха.

Автокефалия подразумевает, что Украинская церковь станет административно независимой от РПЦ, за ней будет закреплена каноническая территория, где другие церкви не смогут присутствовать.

Константинополь восстановил в церковных чинах «лидеров украинского раскола и их последователей». Отменено действие соборной грамоты Константинопольского патриархата 1686 года, которая касалась передачи Киевской митрополии в состав Московского патриархата. Вселенский патриархат снял анафему с двух украинский церквей.

РПЦ назвала эти решения «беззаконными и канонически ничтожными». 15 октября Русская церковь полностью прекратила евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Белорусская православная церковь поддержала РПЦ.

Евхаристическое общение — возможность совместного служения литургии двумя епископами или священниками. Для православных церквей наличие этого общения — единственный явный признак единства во Вселенской православной церкви, так как автокефальные церкви административно, экономически, юридически независимы.

При этом, по мнению пресс-секретаря Патриарха Московского и всея Руси Александра Волкова, конфликт между РПЦ и Вселенским патриархатом нельзя называть Великим расколом.

Наказания за молитвы

Теперь РПЦ не будет участвовать в сослужении с клириками Константинопольской церкви, а прихожанам нельзя участвовать в таинствах в храмах Константинопольского патриархата.

За молитву в «запретных» храмах Константинопольского патриархата священнослужителей РПЦ ждет наказание. Верующие будут обязаны покаяться на исповеди в непослушании церкви.

Какие церкви «запрещены»

Таким образом, прихожане РПЦ больше не смогут молиться и причащаться в храмах на Афоне. Афон или Святая гора — это 20 православных монастырей, которые находятся под управлением Константинопольского патриарха. Это одно из главных святых мест для православных.

Для прихожан и священнослужителей РПЦ «под запретом» оказались все храмы Константинопольской церкви. Секретарь Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата протоиерей Игорь Якимчук уточнил, на каких именно популярных туристических направлениях они расположены. В Турции это все действующие храмы Стамбула и единственный действующий храм в Анталии. В Греции — на Крите и на островах Додеканеса, расположенных в юго-восточной части Эгейского моря, самый крупный из них — Родос.

Назначения новых епископов РПЦ

16 октября Священный Синод РПЦ поменял местами некоторых епископов, которые управляли ее приходами в Европе и США. Управляющего Патриаршими приходами в США епископа Иоанна (Рощина) переводят в Италию. Временное управление приходами В США поручили епископу Сурожскому Матфею. Он руководит епархией Русской церкви в Британии.

Реакция

Пресс-секретарь Украинской православной церкви Киевского патриархата Евстратий (Иван Зоря) обвинил РПЦ в самоизоляции и повторении политики Кремля. «Синод МП (Московского патриархата — «Сноб») повторяет политику Кремля — самоизоляция в ответ на законные решения международного сообщества. Патриарх Кирилл с 1991 года лично стал архитектором разделения Украинской церкви. Поэтому ему трудно признать вину за 27 лет ложной деятельности, которая затянула православных в конфликт», — написал он на своей странице в фейсбуке.

Предпосылки

В решении Синода РПЦ по прекращению евхаристического общения указано, что Архиерейский собор РПЦ еще в 2008 году призывал Константинопольский патриархат «воздержаться от шагов, которые способны подорвать единство Православной церкви».

В Русской церкви считают, что Константинополь присвоил себе полномочия отмены судебных и иных решений других поместных православных церквей. Это, заявляют в РПЦ, «лишь одно из проявлений нового ложного учения, провозглашаемого ныне Константинопольской церковью и приписывающего патриарху Константинопольскому права «первого без равных» (primus sine paribus) со вселенской юрисдикцией».