Игумения Николая Ильина

Игумения Николая (Ильина)

Игумения Николая (Ильина Людмила Дмитриевна), настоятельница Свято-Никольского Черноостровского монастыря, родилась 9 мая 1951 года в Орехово-Зуеве, в 1968 г. переехала в г. Москву.

Родители были участниками Великой Отечественной войны, и, видимо, поэтому Господь подарил им дочь в День победы.

Мать, Королькова Вера Васильевна (урожденная Воробьева 1925 г.р.), в военные годы была медсестрой в госпитале и не только привила дочери веру, любовь к милосердию, мужество и жертвенность, но и сама закончила свою жизнь в монастыре в иноческом чине с именем Вероника († 2011 г.).

Отец матушки Корольков Дмитрий Васильевич († 2005 г.) был танкистом Советской Армии, дошел до Берлина.

Игумения Николая получила два высших образования: в 1973 г. закончила МИИТ по специальности «электронно-вычислительные машины» и в 1984 г. закончила МИФИ по специальности «автоматическая обработка научно-экспериментальных данных».

Работала заведующей Лабораторией систем искусственного интеллекта во ВНИИ ПС, параллельно заканчивая аспирантуру (1987 г.).

Будучи прихожанкой Данилова ставропигиального мужского монастыря в Москве, матушка Николая приняла решение свою жизнь посвятить Богу в монашеском чине и по благословению своего духовника архимандрита Поликарпа ушла в только что открывшуюся (в 1990 году) Казанскую Амвросиевскую ставропигиальную женскую пустынь (Шамордино). Там несла послушание эконома.

В 1992 году митрополитом Калужским и Боровским Климентом (в то время архиепископом) была благословлена в Свято-Никольский Черноостровский монастырь для организации там женского монастыря. Решением Священного Синода 2 апреля был открыт Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь, а настоятельницей утверждена матушка Николая. В 1995 году, 28 апреля, в пятницу Светлой седмицы, в праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник», за усердное служение во благо Церкви Христовой постановлением Святейшего Патриарха Алексия II монахиня Николая возведена в сан игумении с вручением настоятельского жезла.

В Неделю прп. Иоанна Лествичника, 9 марта 2000 года, матушка Николая награждена наперсным крестом с украшениями.

За труды по восстановлению обители, дела милосердия, за заслуги перед Отечеством, за веру и добро игумения Николая награждена 15-ю наградами: девятью орденами (два из которых являются государственными наградами, а семь – церковными) и шестью медалями (три государственные и три церковные).

В 2012 году Президент России В.В. Путин наградил игумению Николаю первым восстановленным орденом Св. вмч. Екатерины «За дела милосердия».

Письмо девяти игумений

Мы решили написать это письмо, т.к. уверены, что клевета, которая развернулась в интернете вокруг Малоярославецкого Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря инспирирована антицерковными, богоборческими кругами.

В своей «Исповеди бывшей послушницы» Мария сознательно нападает на все монашеские традиции, о важности соблюдения которых, так ясно говорил Патриарх на съезде игуменов и игумений. Недаром эта «исповедь» вышла сразу после съезда. Мария, и те, кто ее поддерживает, направляют свой удар против основ монашества, которые Матушка игумения Николая укрепляет и развивает в своем игуменском служении. Выступая против духовного окормления (о чем недавно говорил Патриарх на собрании игуменов и игумений), «бывшая послушница» извращает его смысл, называя его «доносами» (хотя Матушка учит нас каяться всегда только в своих греховных помыслах и ругает сестер не за помыслы, а за поступки). Против молитвы, главной монашеской добродетели, направлена и хула на практику Иисусовой молитвы и хранения уст в монастыре. На послушание, как основу монашеского делания дьявол через своих «послушниц» набрасывается с особенной яростью,- автор «исповеди» называет его «культом личности», и ведением не за Богом, а за собой. Мишенью для обличения является не только игумения Николая, но и духовные старцы – схиархимандрит Илий, схиархимандрит Власий, архимандрит Наум, а также Святой Иоанн Лествичник, которого «разоблачители монашества» причисляют к садистам, а его бессмертную «Лествицу» называют пиаром для «садистов-игуменов».

Далее в ее писании следуют несостоятельные обвинения в плохом питании, изнурительных трудах, отсутствии отдыха и лечения, не только сестер, но даже и даже детей приюта «Отрада». (Для сведения: в монастыре установлена итальянская сыроварня, и монастырь кормит всех прихожан по воскресеньям и праздникам – 150-200 человек, 2-3 раза в месяц раздает продукты питания более 70 бедным семьям , так неужели не позаботится о родных сестрах и детях. В монастыре имеется лечебная сауна, физиотерапевтический и зубной кабинеты, и большая аптека.) Атмосфера приюта названа казарменной, а дети — сидящими в «четырех стенах». Только в этом году у детей приюта было 7 заграничных поездок, — это ставшие обычными выступления детского хора и танцевального коллектива, а также паломничества. Каждый год воспитанницы приюта Отрада отдыхают у моря, — в Греции или в Крыму.

Клеветники формируют образ Матушки игумении, как грубой, властной и жестокой тиранки. Но все, кто бывал в монастыре, знают, как все сестры не только Малоярославецкого монастыря, но и всех наших монастырей, любят Матушку. Мы все живем, как одна большая, дружная, любящая семья, уходить никто не хочет, ибо придя в монастырь, мы выбрали эту игумению для себя.

Мы, как бывшие сестры монастыря, удивляемся, какое должно быть злобное и извращенное зрение у пишущих эти клеветы, чтобы увидеть наш родной монастырь и Матушку, всегда полную любви и терпения наших немощей, в таком извращенном виде. Думаем, не имеет смысла отвечать на всю эту дьявольскую ложь конкретно, но не можем терпеть и хотим встать на защиту тех высоких духовных идеалов, которые утверждают Матушка Николая и наш духовник Схиархимандрит Власий (ранее Лаврский Схиархимандрит Михаил) и которые приносят видимые плоды, свидетельствуемые всеми духовными современными авторитетами монашества. Многие архиереи просят игумений в свои епархии из Свято-Никольского монастыря. Из обители вышли 15 игумений во все концы нашей страны, игумения православного монастыря Святого Паисия в Америке считает своей духовной матерью матушку Николаю. Обитель любят и ценят и ценили за духовный настрой и следование традициям монашеского предания и митрополит Афанасий Лимассольский, схиархимандрит Илий, схиархимандрит Власий, схиархимандрит Ефрем Ватопедский, покойный старец Иосиф Ватопедский и многие другие духовные люди.

В монастыре проживают 120 сестер, случаи ухода сестер бывают очень редко, и это касается в основном трудниц или послушниц. За последний год не ушло ни одной приукаженной сестры, а пришли 13 сестер.

Наша Матушка за свои труды на благо Церкви и государства имеет 2 правительственные награды (орден Дружбы и орден Святой вмц. Екатерины), и шесть церковных орденов.

Очевидно, что эта компания спланирована и направлена против монашества, как церковного института, против благотворительной деятельности монастырей, т.е. против самой Церкви Христовой. Происходит сознательная фальсификация информации (откуда ушедшая в 2011 году Римма- Регина Шамс, а тем более послушницы, ушедшие в 1993 г. знают, что происходит в нашем монастыре сейчас ?).

А автор кто? Когда Мария после ухода из монастыря снова занялась фотографией, то в фотогалерее на ее сайте были выставлены, сделанные ею, фотографии обнаженных женщин. Сейчас она, находясь в Бразилии, собирает информацию обо всех, ушедших и «обиженных», иногда фабрикует ложные комментарии.

Все это заставляет нас сугубо молиться за наших гонителей, но «молчанием предаётся Бог», и если мы не ответим на эту клевету, то враги Церкви будут торжествовать победу. Мы все, жившие и воспитывавшиеся в этом монастыре игумении и монахини, вместе с сестрами наших монастырей свидетельствуем, что все в пресловутой «Исповеди бывшей послушницы» — ложь, распространяемая врагами Церкви и монашества. И если вы хотите узнать правду – приезжайте в Малоярославец (всего 110 км от Москвы), и все увидите своими глазами.

Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь. Малоярославец /stnikolamon.ru

Пребываем с Любовью о Распятом и Воскресшем Господе:

  1. Игумения Феодосия (Свято-Алексеевский монастырь, г.Саратов)
  2. Игумения Антония (Свято-Петропавловский монастырь г.Хабаровск)
  3. Игумения Анастасия (Спасо-Воротынский монастырь, г. Воротынск)
  4. Игумения Нектария (Серафимо-Покровский монастырь, г.Кемерово)
  5. Игумения Михаила (Свято-Успенский женский монастырь, г.Кемерово)
  6. Игумения Варвара (Свято-Георгиевский женский монастырь, г.Ессентуки)
  7. Игумения Феодосия (Христо-Рождественский монастырь, г. Вятка)
  8. Игумения Еликонида (Иоанновский женский монастырь, п.Алексеевка, Саратовской обл.)
  9. Игумения Макария (Владимирский женский монастырь, г.Вольск, Саратовской обл.)
  10. Монахиня Параскева, настоятельница подворья (монастырь Калужской Божией матери, пос.Ждамирово)
  11. Монахиня Михаила, старшая сестра (Свято-Успенский Гремячев монастырь)
  12. Матушка Елизавета, старшая сестра (Свято-Успенский Шаровкин монастырь)
  13. Матушка Иоанна, старшая сестра (монастырь Тихвинской Божией Матери)

В Черноостровской обители

На Лазареву субботу и Вход Господень в Иерусалим мы решили вырваться из Москвы и совершить паломничество. Вопрос о том, куда именно поехать, не возникал: я давно хотел увидеть воочию Оптину пустынь и еще раз посетить находящийся по дороге Свято-Никольский Черноостровский монастырь, что в городе Малоярославец Калужской области.

Почти восемь лет назад, в июле 2009 года, я уже был в этой замечательной женской обители, сопровождая игумению Инес (Айау). Матушка Инес – уроженка далекой Гватемалы, бывшая католическая монахиня, открывшая для себя и вскоре принявшая Православие, настоятельница единственного в Гватемале, да и во всей Центральной Америке женского православного монастыря Святой Живоначальной Троицы «Лавра Мамбре». Монастырь опекает детский приют, спасший жизни, позволивший получить образование и воцерковиться сотням девочек и мальчиков. Оказавшись в России, гватемальская матушка захотела познакомиться с подобным ее обители монастырем, и выбор пал на Черноостровский монастырь, чью гордость составляет девичий приют «Отрада». Как и madre Ines, я остался под сильным впечатлением от экскурсии по приюту, посещения монастырских святынь и долгого общения с настоятельницей – игуменией Николаей (Ильиной).

С тех пор меня не покидало желание вновь оказаться в этом светлом и гостеприимном месте. Собрались мы спонтанно. Матушку Николаю я предупредил о нашем приезде буквально за час, однако она сразу согласилась нас принять и предложила организовать экскурсию.

Когда подъехали к обители, моросил дождик, было довольно прохладно. Но за монастырскими стенами мы сразу оказались в атмосфере тепла и уюта. Нас встретила инокиня Варвара, которой игумения благословила быть нашим экскурсоводом.

Первым делом мы направились в детский приют. Пока шли, сестра Варвара поведала интересные факты из новейшей истории обители:

– Монастырь, основанный в конце XVI века и в советские годы переживший запустение, в начале 1990-х был возрожден как мужской. Но отношения в общине не сложились, и по благословению правящего архиерея обитель превратилась в женскую… Поначалу люди боялись монастыря, распространяли различные слухи. Говорили, к примеру, что службы здесь католические, потому что долгие. Но постепенно все наладилось.

Мне вспомнилась любопытная деталь, о которой на встрече восьмилетней давности упоминала игумения Николая: четверть века назад в Черноостровском монастыре подвизалась и завершила земной путь схимонахиня Елисавета (Васильчикова) – последняя хранительница главы преподобного Сергия Радонежского, спасенной после вскрытия мощей Игумена всея Руси в 1919 году. В 1946 году, с возвращением Троице-Сергиевой Лавры Русской Церкви, будущая монахиня передала эту святыню патриарху Алексию I.

Сестра Варвара описала воспитательный и учебный процесс, в котором в основном заняты монахини и послушницы, провела по аудиториям для занятий, спортивному залу, где бросились в глаза напольные шахматы – в «Отраде» они появились еще до того, как Министерство образования и науки решило установить их во всех российских школах. Наша чичероне показала нам стенд с фотографиями, сделанными во время гастролей приютского хора, выступавшего с сольными концертами и на фестивалях во многих странах – от Израиля до Испании. Девочки не только поют, но и танцуют. Увидели мы и склад вещей для воспитанниц. Одежда и обувь приобретаются или принимаются в дар только новыми. У девочек большой выбор сценических платьев, что немаловажно для творчески ориентированного приюта.

На втором этаже мы заглянули в жилые комнаты. Сейчас в приюте воспитываются около 60 девочек: отказники, дети, у которых нет родителей или чьи мама и папа не в состоянии заниматься своим ребенком. Нам рассказали историю о том, как одна девочка поставила в своей комнате фотографию отца… с бутылкой алкоголя в руке – просто потому, что другой у нее не сохранилось. В приюте обустроена комнатка для приема родственников, где воспитанницы могут приватно пообщаться с ними, угостить чаем со сладостями.

Обитательницы «Отрады» вообще отличаются домовитостью, их учат готовить, вести хозяйство. В одной из комнат две шестилетние девочки (кажется, самые юные в приюте) посадили нас за стол и принялись «потчевать»: расставили пластиковые чашки, чайник, кофейник, поднос с фруктами, блюдца, на которые положили сделанные ими игрушечные пирожные в форме самолета и снеговика. Это было очень трогательно. Посмотреть на «чайную церемонию», устроенную младшими, собрались их соседки и наставницы. Среди зрителей была и девятилетняя Настя, которая, как нам шепнула одна из монахинь, является звездой приютского хора. Ее мама трудится в «Отраде». Настя охотно спела нам песню «Кнопочка», девочки ей подпевали.

Пройдя в музыкальный класс, мы смогли убедиться в дарованиях и других девочек: под ненавязчивым руководством педагога по греческому языку послушницы Александры они исполнили для нас несколько греческих песнопений, посвященных Лазаревой субботе, а затем вручили испеченные ими лазаракии – печенье из сладкого теста в виде человечков, которые, по давней традиции, раздаются в Греции в день воскрешения праведного Лазаря Христом. Для девочек это была своеобразная репетиция, поскольку им предстояло поздравлять с праздником игумению и монахинь.

Свято-Никольская обитель прочно связана с греческим миром. С начала 2000-х годов в монастыре периодически бывает архимандрит Ефрем (Куцу), игумен Ватопедского монастыря на Афоне. С 2011 года хор «Отрада» участвует в концертах-конференциях «Свет во Вселенной», которые отец Ефрем устраивает в Греции. Игумения с сестрами и воспитанницами приюта сподобились обогнуть на корабле Афон. Бывал в Малоярославце и настоятель монастыря Махера на Кипре архимандрит Арсений (Пацалос).

В комнатах живут по три-четыре человека, причем обязательно разных возрастов. У всех девочек есть старшая подруга, способная подставить плечо в трудную минуту, дать совет. Не так давно у одной из воспитанниц умер отец. И хотя с ним она виделась редко, печальная новость стала для нее шоком. Тогда подруга отвела ее в часовню (она находится в здании приюта), принялась утешать и рассказала, что ее папа тоже умер, но, молясь, она может разговаривать с ним и чувствует, что ее слышат. По словам монахинь, наличие «сестренки» поможет их подопечным в будущем растить собственных детей.

На светлых лицах девочек нет и следа от пережитых до приюта физических и душевных травм, они хорошо воспитаны, доброжелательны. «Отраду» сложно назвать детским домом, скорее это большая семья со своими радостями и горестями, достижениями и проблемами. Идею общности, семейности активно культивируют матушка Николая и насельницы монастыря, они относятся к питомицам как к дочерям и учат их воспринимать друг друга как близких.

Девушки, достигшие 17 лет, имеют возможность продолжать обучение, не покидая родных стен обители. В 2011 году Черноостровским монастырем и Российским государственным социальным университетом был создан Центр православных коммуникаций: здесь можно получить образование по направлениям «Православная журналистика» и «Коммуникационный менеджмент» – специалисты в этой сфере призваны выстраивать отношения с внешней средой, создавать позитивный имидж своей организации, привлекать партнеров. Сегодня для нашей Церкви, каждый шаг которой рассматривается обществом под лупой, такое служение как никогда важно. Свято-Никольский монастырь в Малоярославце – первопроходец в развитии коммуникативного менеджмента в епархиях. Кстати, сестра Варвара – выпускница Центра православных коммуникаций, что явно помогает ей в работе с гостями.

После подробного осмотра «Отрады» наша экскурсовод проводила нас в монастырские храмы. В церкви Корсунской иконы Божией Матери мы помолились у образа «Всецарица» – списка хранящейся в Ватопеде иконы.

– У этого образа произошло немало чудес, – рассказала нам сестра Варвара. – Была и такая история: одна наша монахиня заболела раком, она горячо молилась у образа «Всецарицы» – и болезнь прекратилась. По каким-то причинам она ушла из монастыря, и вскоре недуг напомнил о себе. Эта сестра покаялась, вернулась в обитель, стойко переносила заболевание и отошла ко Господу мирно.

Главный храм монастыря – Никольский собор – имеет в высоту почти полсотни метров. Мы приложились к частице мощей небесного покровителя обители – святителя Николая: она была привезена в 2001 году из Бари. А у северных диаконских врат весит епитрахиль с Афона, которой во время исповеди накрывали старца Иосифа Ватопедского, учителя архимандрита Ефрема. Сестры и прихожане прикладываются к епитрахили, кладут ее себе на голову.

Мое внимание привлекла необычная икона Богородицы с изображением Михаила Илларионовича Кутузова и надписью «1812–2012», выполненная к 200-летнему юбилею битвы под Малоярославцем. Из обители открывается вид на поле, где развернулось это переломное для Отечественной войны 1812 года 18-часовое сражение. На монастырской территории тоже велись бои.

Побывали мы и в нижнем храме Всех Святых. По благословению игумении он освещается только свечами и лампадами, без использования электричества.

Затем мы прошли в красивую просторную трапезную, где для нас был накрыт стол. Там же мы видели, как девочки репетировали танцы. Направлял их пожилой педагог Юрий Николаевич, отец одной из насельниц обители, ранее служивший в московском театре.

После вкусного и сытного обеда сестра Варвара отвела нас в настоятельский корпус к игумении Николае. Матушка – харизматичный и сильный человек, при этом по-матерински добра и заботлива. Четверть века назад она приняла монастырь разрушенным и заброшенным, восстановила и благоустроила его, создала и подняла до высокого уровня приют для детей. Обитель располагает скитами и подворьями, из ее стен вышло 17 игумений.

За чаем с иерусалимскими лакомствами матушка говорила о нынешней жизни монастыря, интересовалась нашими впечатлениями. Я спросил, как у монастыря в Малоярославце наладились столь обширные контакты со Святой Горой. И настоятельница рассказала, что в 2000 году духовник обители схиархимандрит Михаил (Балаев) благословил ей написать письмо схимонаху Иосифу из Ватопеда.

– Я тогда удивилась: «Зачем?», – вспоминала игумения. – Батюшка на это сказал: «Потом все узнаешь». Так и вышло. Я написала о нашем монастыре, старец прислал сердечный ответ. Мы переписывались до самой его смерти в 2009 году. Стараниями старца Иосифа к нам начали приезжать афонские паломники.

Не без заслуженной гордости настоятельница отметила внешние связи монастыря. Черноостровская обитель – ключевая достопримечательность Малоярославца, привлекающая в небольшой город с населением менее 30 000 человек архиереев и священнослужителей Русской и других Поместных Православных Церквей, высокопоставленных федеральных чиновников, иностранных дипломатов, деятелей культуры и образования.

– Нас очень полюбила посол Австрии Маргот Клестиль-Лёффлер. Она бывала у нас, наш хор выступал в ее резиденции в Москве, при содействии посла наши девочки гастролировали в Австрии. Дважды у нас выступал хор мальчиков из австрийского католического монастыря святого Флориана.

Приезжавший с хором Бруно Вайнберг, выходец из известной семьи производителей роялей, подарил приюту «Отрада» австрийский рояль.

Матушка поделилась с нами и болью своего сердца, вызванной публикацией в прошлом году книги «Исповедь бывшей послушницы». Автор послушалась в Свято-Никольском Черноостровском монастыре и после ухода написала «повесть» о пережитом опыте. Игумения Николая и сестры выведены в книжке под своими именами, монастырь фактически приравнен к тоталитарной секте, настоятельница обвинена в том, что в «Отраде» девочки плохо питаются и терпят побои. Но даже после поверхностного знакомства со святой обителью и приютом становится ясно: книга написана крайне предвзято, автор преследует цели, далекие от желания раскрыть правду о малоярославском монастыре.

– Выход в свет «Исповеди бывшей послушницы» спровоцировал настоящую травлю, – сетовала матушка. – Зашла речь о закрытии приюта и монастыря. К сожалению, некоторые наши соседи поверили пасквилю. Кто-то спросил у нашей воспитанницы: «А как вас кормят?» Девочка, имеющая плотное телосложение, не растерялась: «Разве по мне не видно?» В кампании против монастыря участвовал и один священник, но, посетив нас, полностью изменил свое мнение и принес публичные извинения.

Почти тогда же серьезный вызов приняла и столь близкая по духу Черноостровскому монастырю Свято-Троицкая женская обитель в Гватемале: генеральный прокурор страны потребовала от игумении Инес до конца апреля освободить здание монастырского детского приюта. Основанием послужило то, что правительственный указ 1996 года о передаче этого помещения приюту на 50 лет не был обнародован (что требуется законодательством). Но публикация указа – обязанность государственных органов, но никак не игумении. Сейчас это дело находится на рассмотрении в Верховном суде Гватемалы. Дай Бог, матушке Инес удастся спасти приют, где воспитывается около 400 сирот и детей из неблагополучных семей.

Признаться, мы планировали провести в Малоярославце не более двух часов, но, плененные радушием настоятельницы, сестер и воспитанниц «Отрады», не заметили, как пролетело время. Чаепитие закончилось за несколько минут до всенощного бдения накануне праздника Входа Господня в Иерусалим, и матушка предложила нам остаться на богослужение и на ночлег. Мы с благодарностью согласились.

В Никольском соборе игумения отвела нам место поближе к солее, у мощей святителя Николая. Мы стали свидетелями благословения на рясофор: игумения положила два комплекта с рясой, клобуком и четками на мощевик покровителя монастыря и затем вручила их послушницам. Детский хор прекрасно пел, в частности он исполнил «Kyrie eleison» по-гречески. В какой-то момент девочки раздали каждому молящемуся по букетику верб со свечой.

В конце службы к нам подошла сестра Косма, ответственная за монастырскую гостиницу, чтобы проводить в предоставленные нам комнаты. Гостевой дом недавно отремонтирован, в нем чисто и тихо. В комнатах новая мебель, есть все необходимое. Сестра Косма всячески хлопотала, чтобы мы чувствовали себя комфортно. После ужина и чая с игуменией мы провалились в сон.

Утром, помолившись за Божественной Литургией и причастившись Святых Христовых Тайн, мы попрощались с матушкой Николаей и тронулись в путь. Было немного грустно в приятный солнечный день покидать Черноостровскую обитель, где мы неожиданно, но с радостью провели сутки. В Оптиной пустыни, которая по изначальному плану была главной целью путешествия, остаться на должный срок не удалось. Правда, даже краткое пребывание у Оптинских старцев оказалось наполнено запоминающимися эпизодами. Но это совсем другая история…

Фото Даниила Африна и из коллекции автора

В 2004 г. отец Арсений (Пацалос) и Патриарх Александрийский и всея Африки Петр VII погибли в авиакатастрофе у греческих берегов.

Малоярославец. Николаевский Черноостровский монастырь.

Малоярославец — один из крупнейших городов Калужской области. О времени возникновения города-крепости на правом, высоком, удобном для обороны берегу реки Лужи достоверных сведений нет. Предположительно, она могла быть возведена черниговскими или рязанскими князьями для обороны своих границ в 12 — 14 вв.

Официально принятой датой первого упоминания Малоярославца считается 1402 год. По духовному завещанию героя Куликовской битвы — Владимира Храброго-Донского город Ярославль оставлен был его третьему сыну — Ярославу. В конце 15 в. город, уже известный как Ярославец, принадлежал верейско-белозерскому князю Михаилу Андреевичу, называвшему Ярославец своей «отчиной». В это время он был уже довольно крупным и богатым торговым и ремесленным центром, в котором стояло 6 деревянных церквей. После смерти Михаила Андреевича Верейского город несколько раз переходил от одного князя к другому. В 60-е годы 16 в. Иван Грозный «отписал» Ярославец в опричнину. Непрерывные войны, частые неурожаи, бесконечные поборы привели к упадку городские ремесла и торговлю. В 1571 г. во время опустошительного набега крымского хана Девлет-Гирея город был сожжен, но, как это и было почти со всеми древними городами, вновь возродился.

В конце 18 столетия в Ярославце Малом было около полутора тысяч жителей, солодовенный завод, 2 мельницы, 3 кузни, 4 каменных и 2 деревянных церкви, 5 питейных домов, 9 лавок. В 1744 г. на средства бригадира Афанасия Радищева (деда знаменитого писателя) построен новый каменный собор во имя Казанской иконы Божией Матери.

При открытии наместничества в Калуге в 1776 г. город Ярославец Малой был перечислен в Калужскую губернию. Отечественная война 1812 г., а в особенности — знаменитое сражение 12 (24) октября разрушило мирную жизнь населения Малоярославца. Небольшой уездный город Калужской губернии стал тем местом, где было остановлено продвижение Великой армии Наполеона, следовавшей из Москвы через Калугу. Сражение продолжалось 18 часов, в течении которых город 8 раз переходил из рук в руки. К концу сражения Малоярославец был почти полностью сожжен и разрушен. В результате Малоярославецкого сражения французскому императору пришлось повернуться спиной к неприятелю и отступать по уже разоренной старой Смоленской дороге. «Сей день есть один из знаменитейших в сию кровопролитную войну…», — писал М.И. Кутузов о сражении при Малоярославце.

В 1860-м году возле двух могил на средства одного из участников сражения — отставного майора Максимова — была сооружена часовня, принадлежавшая до 20-х годов нашего века Николаевскому Черноостровскому монастырю. Сюда ежегодно в день сражения совершался крестный ход из монастыря и совершались «соборные службы в память русских воинов на брани за Родину убиенных». Традиция эта ныне возобновлена. С конца 1940-х годов в Часовне располагался военно-исторический музей 1812г.

Центральную площадь города украшает еще один памятник, сооруженный к 100-летию Отечественной войны 1812 г. — церковь Успения Божией Матери, с освящения которой 11 октября 1912 года начались торжества, посвященные 100-летию Малоярославецкого сражения. В настоящее время храм является действующим.

Во время памятного сражения сильно пострадал и Малоярославецкий Никольский Черноостровский монастырь. Древняя обитель, не раз оказывалась в центре грозных событий, претерпевала вместе с городом разорения и пожары. Но каждый раз возрождалась вновь, отстраивалась, заселялась и хорошела более прежнего. В 1775 г. Никольский монастырь был упразднен «за бедностью», но в 1800 г. восстановлен вновь по ходатайству и на средства уроженца Малоярославца — московского купца Целибеева. После уничтожившего почти весь город сражения обитель также пришлось отстраивать заново. Каменные монастырские ворота, построенные в начале 19 в., сохранились до наших дней. В память о сражении оставшиеся на них следы от попадания пуль, ядер, картечи решено было при ремонтах оставлять неприкосновенными.

Судьба Николаевского Черноостровского (Черноострожского) монастыря неразрывно связана с историей Калужского края и города Малоярославец, в черте которого находится обитель. Территория нынешней Калужской области в XIV-XV веках представляла собой подобие «лоскутного одеяла», состоящего из множества мелких владений князей: Оболенских, Тарусских, Воротынских, Барятинских, Одоевских и других; являлась ареной продолжительной борьбы за влияние между Москвой и Литвой; подвергалась нападению крымских татар. Возможно поэтому одно из названий монастыря — «Черноострожский», указывающее на его оборонительные функции, связывают с необходимостью существования в те времена монастыря-крепости, острога. Название же «Черноостровский» происходит от его местонахождения на «особой горе», называемой когда-то Черным островом.

По одной из версий, появлению Малоярославецкой обители мы обязаны удельным князьям Оболенским-Черниговским, чей город Оболенск располагался в 30 верстах от нынешнего Малоярославца.

Калужский край оказался между двумя враждебными княжествами: Москвой и Литвой. Защищая свой удел от полчищ великого литовского князя Ольгерда, погиб в битве в 1368 году Константин Иванович Оболенский. Оболенск отошел к Литве: Иван и Семен Константиновичи Оболенские, сыновья погибшего князя, не желая подчиняться «иноверным государствам, перешли на службу в Москву, где были приняты с почетом». Возможно, что князья Оболенские-Черниговские в конце XIV века и заложили церковь Николы в будущем Малоярославце. В исторической литературе Николаевский монастырь упоминается как Черниговский. Возможно, что существует непосредственная связь между деяниями князей Оболенских-Черниговских и закладкой будущего монастыря. Некоторые исследователи связывают возникновение монастыря с именем Владимира Андреевича Храброго-Донского, героя Куликовской битвы, двоюродного брата Дмитрия Донского. Не исключено. что монастырь был отстроен Ярославом — сыном боровско-серпуховского князя.

В 1481 году территория нынешней Калужской области вновь подвергалась разорению, на этот раз полчищами крымского хана Ахмата. Если и существовал в то время Николаевский монастырь, то он не избежал запустения после набега татар. В духовной грамоте Михаила Андреевича, князя Верейского (грамота датируется 1486 годом), который в середине XV века владел Ярославлем, упоминается лишь церковь Николы наряду с еще четырьмя городскими храмами. К церкви Николы была прикреплена деревня Раменсково, которая в актах XII столетия именуется как пустошь Раменская.

В конце XVI века, в 1571 году, Калужский край в который раз был разорен, теперь Крымским ханом Давлет-Гиреем. Архимандрид Леонид (Кавелин) высказывает предположение, основываясь на монастырских актах (на сегодняшний день не выявленных), что при нашествии татар был разорен монастырь и старинная монастырская вотчина — деревня Раменская, «приданная к церкви Святого Николая еще Михаилом Андреевичем Верейским-Ярославецким по Духовному завещанию в 1486 году».

Первым письменным документом, где упоминается Николаевский Черноостровский монастырь, архимандрит Леонид называет переписные книги Ильи Чемесова 1621 года. Из них следует, что монастырь и ветхая церковь Николы запустели от 7118 (1610) года. Видимо, новому разорению обитель подверглась во время Смуты. В государственном архиве Калужской области хранятся документы по истории Малоярославецкого монастыря. Непосредственно о монастырских делах речь пойдет далее, а сейчас остановимся на описи монастырского архива и книгохранилища, выполненной последним настоятелем монастыря архимандритом Илией по приказу Губисполкома в 1922 году. Наряду с ценнейшими изданиями в монастыре хранились грамоты и древние акты XVII столетия, писанные царем Алексеем Михайловичем и Святейшими русскими патриархами, адресованные строителям Николаевской обители. Этими грамотами пользовался Леонид Кавелин при написании своей книги. Из содержания этих грамот следует: к 1659 году монастырь был возрожден, церковь Николы действовала. В обители жили монахи, во главе которых стоял старец Ипатий. Из грамоты царя Алексея Михайловича узнаем, какими землями владел монастырь в середине XVII века.

Нам известны имена преемников старца Ипатия: Антония, Серапиона, Нифонта. При Иссайе сгорела Николаевская церковь, о чем старец Иссайя посылает челобитную на имя патриарха. В ней идет речь о том, что вместо сгоревшей церкви князь Константин Осипович Щербатов «поступился из своей вотчины села Трубина деревянную церковь во имя Святителя Николая, с приделом святой мученицы Екатерины». Патриарх Иоаким повелел храм перенести, а вместо придела святой Екатерины построить придел во имя Параскевы Пятницы.

Еще один важный документ стоит упомянуть. Грамота патриарха Адриана 1689 года (дошедшая до нас в перепечатанном виде) освобождала вотчины «Черного монастыря» от оброка. Таким образом, Малоярославецкий Николаевский монастырь в конце XVII столетия стал безоброчным монастырем-вотчинником. На территории Малоярославецкого уезда в разное время землями владели Троице-Сергиев, Пафнутьев-Боровский монастыри и Тихонова Пустынь. Освобождение от оброка самым лучшим образом сказалось на благосостоянии Малоярославецкого монастыря. Пустошь Шубинская становится деревней. С первой половины XVIII века настоятельство в обители — игуменское. Игумен Вассиан был не только настоятелем Черноостровского монастыря, но и входил в Духовное Правление Оболенской десятины. При игумене Вассиане была отстроена новая каменная двухпрестольная церковь во имя Владимирской Божией Матери с приделом святого Николая Чудотворца, которая просуществовала до 1811 года. При игумене Иринее Владимирская церковь была отремонтирована. После смерти игумена Иринея настоятельство принимает игумен Мануил.

По ведомости 1764 года монастырь располагал садом, огородами, мельницей, лесом и прудом. Надвратная колокольня с пятью колоколами, «хлебня мерою в длину 4 сажени», передняя часть монастырской ограды — все это был каменным. А игуменская келья с кухней, братская келья, погреб, амбар, баня и остальная изгородь оставались деревянными.

При Мануиле братия уменьшилась до трех человек. Возникла угроза определения монастыря в приходскую церковь. Лишь через одиннадцать лет, в 1775 году вследствие полнейшего оскудения, отсутствия средств для поддержания жизни монашествующих, монастырь был упразднен и отдан во владение Малоярославецкого Казанского собора. Братия размещена по другим монастырям.

Возродиться обители предстояло благодаря стараниям московского купца Терентия Целибеева, уроженца города Малоярославца. В 1800 году по представлению первого Калужского архипастыря епископа Фиофилакта указом Святейшего Синода дозволено «Монастырь сей возобновить, согласно прошению купца Терентия Целибеева… на его собственный кошт».

Подлинное же воскрешение монастыря начнется лишь в 1809-1810 годах, когда настоятелем в Малоярославецкий монастырь был назначен из Оптиной Пустыни иеромонах Макарий, происходивший из купеческого сословия. Он целиком посвятил себя возрождению обители. Терентий Целибеев и настоятель Макарий обрели друг в друге поддержку для воплощения единой идеи. После того как монастырь приобрел жилой вид, отец Макарий решил приступить к постройке нового храма. В 1811 году старая Владимирская церковь была разобрана и выстроен придельный храм во имя Параскевы Пятницы.

Но благородное дело, начатое отцом Макарием с братией и Терентием Целибеевым, было приостановлено начавшейся войной 1812 года. Когда передовые части армии Наполеона приближались к границе Калужской губернии, отец Макарий получил Указ из Калуги оставить обитель. Ценные вещи и ризница были отправлены в Орел. Что было возможно, монахи закопали в землю. Наскоро собравшись, уложив вещи и захватив с собой домашний скот, братия двинулась к Калуге.

Вечером 11 (23) октября неприятель занял опустевший Малоярославец. А на рассвете 12 (24) октября началось сражение, которое вошло в число самых кровопролитных битв 1812 года. Восемь раз город переходил из рук в руки. Самым жарким местом побоища с французами стала монастырская площадь. К 11 часам вечера город был превращен в развалины. Монастырские рвы были завалены трупами людей и лошадей. Обе противоборствующие армии покинули Малоярославец.

Отец Макарий, узнав о сожжении города и монастыря, двинулся в сопровождении послушника из Калуги в свою родную обитель. По приходу к воротам Малоярославецкого монастыря перед настоятелем предстала страшная картина разрушений. Вот как вспоминает сам отец Макарий последствия октябрьского сражения спустя 20 лет: «…Малоярославецкий Николаевский Черноострожский монастырь во время Отечественной войны 1812 года неприятелем сожжен и разорен до основания со всеми принадлежностями, и находящееся в оном церковное имущество все без изъятия ограблено и истреблено…. Братские кельи бомбами разбиты и сожжены, а церковь орудиями и ядрами — главы сбиты, от которых трапеза церковная разрушилась, и потому монастырствующая братия находилась в Троицком Лютиковом монастыре, а часть из братии оставалась в комнате дома истинного для сохранения оставшегося горелого монастырского имущества. По изгнании неприятеля из Малоярославца остались в память Отечественной войны одни только Святые врата, изстреленные картечами и пулями и над оными находящийся образ Спасителя Нерукотворного, во многих местах также изстреленный, но лик оного ничем не вредим, — которые и до сего времени стоят и сохраняются не нарушимо».

В который раз монастырю пришлось возрождаться заново. В апреле 1813 года Святейший Правительствующий Синод выделил 30 тысяч рублей на строительство и ремонт монастырских зданий. По духовному завещанию скончавшегося Терентия Целибеева монастырю отошли билеты Московской Сохранной Казны и другие денежные вложения на солидную сумму. Строительство шло полным ходом. Церковь Параскевы Пятницы разобрали и строили Николаевский соборный храм, заложенный еще весной 1812 года. Макарий как никогда нуждался в деньгах. Он обращается с ходатайством к обер-прокурору Святейшего Синода князю Александру Николаевичу Голицыну с просьбой о выделении средств на строительные нужды. Голицын, в свою очередь, доносит до императора Александра I просьбу настоятеля Малоярославецкого монастыря. Государь повелел выдать из казны 10 тысяч рублей, учитывая ту роль, какую сыграл Малоярославец в победе над наполеоновской армией. Отец Макарий обращался к участникам Отечественной войны с просьбой о пожертвованиях в пользу пострадавшего монастыря. Одними из первых откликнулись атаманы Войска Донского генерал-лейтенант Алексей Иловайский и наказной атаман Иван Андрианов. Кроме письменных обращений с просьбой о пожертвованиях, отец Макарий посылал в Москву и окрестные губернии сборщиков. В Москве постоянно проживал монах Ионникей, который ведал сбором пожертвований.

Как было сказано выше, постройка Николаевского собора началась в 1812 году и продолжалась до 1822 года. В монастырских делах, хранящихся в Калужском архиве, есть прошение Макария о разрешении строительства одноэтажной каменной церкви вместо двухэтажной. Но в 1822 году фундамент дал трещины, и начатую церковь пришлось разобрать. Строительство Николаевского храма началось лишь в следующем году по новому проекту. Тот, кто когда-либо посещал Малоярославецкий монастырь, не мог остаться равнодушным к великолепию этого 47-метрового архитектурного сооружения. Трехэтажный, стройный, исполненный в духе классицизма собор во имя Святителя Николая — центральная ось монастырского ансамбля.

До сих пор окончательно не выявлен автор проекта собора. В литературе, посвященной данной теме, встречаем ссылку на воспоминание краеведа С.Б. Безсонова, который в 20-х годах XX столетия получил устное сообщение об имевшейся в монастырских архивах записи с упоминанием авторства А.Л. Витберга. Однако причастность архитектора А.Л. Витберга к созданию Николаевского храма документально не подтверждена.

Никольский собор стал памятником всем, кто погиб у стен Малоярославецкого монастыря за Веру, Царя и Отечество. Но на торжественном освящении соборного храма — памятника 1812 года, которое состоялось в 1843 году 26 августа, архимандриту Макарию присутствовать не пришлось. Он упокоился за четыре года до этого события, в возрасте 75 лет, и похоронен рядом с купцом Целибеевым под сводами собора. Труд архимандрита Макария был оценен по достоинству. Во второй раз из запустения он вместе с братией возродил обитель. В настоятельство отца Макария монастырь был почти полностью отстроен заново, освящена церковь во имя Корсунской Божией Матери, достраивался Никольский собор, появилась надвратная колокольня с часами, мельница. Ширились и земельные угодья монастыря. В 1817 году обитель была включена в число штатных монастырей. Два раза в правление отца Макария Малоярославецкий монастырь посещали царственные особы: в 1826 году императрица Мария Федоровна; и государь-наследник Великий князь Александр Николаевич — в 1837 году.

При последователе архимандрита Макария игумене Антонии (происходившем из московских купцов Путиловых), продолжалось укрепление Малоярославецкой обители. Ему выпала честь освящать Никольский собор. Игумен Антоний совершал крестный ход по желанию граждан в тяжелом 1848 году, когда Малоярославец посетила холера. При отце Антонии совершалась панихида по воинам, павшим в октябре 1812 года. За ревностное отношение к делу игумен Антоний был награжден золотым наперстным крестом. Но в 1853 году, в связи с болезнью, он покинул Черноостровскую обитель.

Настоятельство отца Никодима (в миру Николай Петрович Демутьев) памятно тем, что при нем в 1860 году была построена каменная одноэтажная часовня. Здание было возведено по инициативе и на средства участника Малоярославецкого сражения Ф.М. Максимова. Оно располагается недалеко от двух братских могил русских солдат. При отце Никодиме был выстроен странноприимный дом при монастыре «для принятия проходящих бедных странников» (1854г.). Строительство велось на средства московского купца Павла Матвеевича Александрова. Павел Матвеевич полностью обеспечивал существование этого заведения, и оно было названо в честь покровителя Павловским.

В середине прошлого века в монастыре проходили «перевоспитание» преступники, на содержание которых выделялись «кормовые» деньги. Как следует из монастырских дел, их преступления, как правило, не были тяжкими. Например, отставной матрос Максим Васильев был помещен в обитель на один год за блудную жизнь. На три недели угодил крестьянин Абрам Наумов «за небытие им трех лет на исповеди у святого причастия», а Агей Семенов «за намерение лешить себя жизни».

К началу XX столетия монастырь отстроился полностью и представлял собой настоящий город в городе. Земельные владения монастыря раскинулись далеко за пределы уезда. Проживало в обители более двадцати монашествующих. Был перестроен старый одноэтажный монашеский корпус и возведен новый двухэтажный. Выстроена двухэтажная гостиница. В 1876 году состоялось освящение теплой церкви Всех Святых в нижней части Никольского храма. В монастыре действовал водопровод, который снабжал монастырские здания и конный двор ключевой водой. Имелась собственная оранжерея и пруд, а также свой кирпичный завод. Открылась церковно-приходская школа.

События октября 1917 г. изменили сложившийся уклад всей православной России. Последствия Декрета Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства» коснулись и судьбы Малоярославецкого монастыря. Уже 15 июля 1918 г. уездным Совдепам к точному исполнению были посланы секретные предписания: «Ввиду усиливающейся контрреволюционной пропаганды духовенства, просим принять самые решительные меры к искоренению таковой». И искоренение началось…. Спешно готовились проекты национализации монастырей и церквей. Во всех государственных учреждениях были сняты религиозные изображения. Составлялись списки неблагонадежных, в том числе и духовенства. В августе прогремели выстрелы в Троице-Лютиковом Перемышельском монастыре. Это было начало кровавой борьбы против вековых традиций, против духовной культуры. Монастырское имущество переписывалось, регистрировалось и национализировалось. На заседании Уездного Исполнительного Комитета 16 сентября 1918 г. был принят проект национализации Николавского монастыря. Проект включал в себя 10 пунктов, согласно которым все продовольствие, животные. имущество были взяты под контроль. В конце 20-х годов монастырь покинули последние монахи. Памятник истории и культуры был оставлен на разграбление. Монастырские земли переданы в ведомство колхозов. Нельзя не отметить старания, приложенные членами Малоярославецкого отделения Калужского Общества Истории и древностей для сохранения памятников в Малоярославце, в том числе и монастыря. В 1925 году Укомхоз принял решение о разработке Николаевского монастыря на кирпич для продажи. Н.П. Ильин, член КОИД, встал на защиту обители, за что отсидел в тюрьме. Вновь наступало смутное время, а вместе с ним запустение и обмирщение обители. Здесь были — и музей, и техникум, и художественная школа, и жилой комплекс.

В 1991 году монастырь передан вновь в ведение Калужской епархии. В настоящее время он является женским, активно отстраивается при поддержке местных органов власти и предпринимателей, в его стенах сестрами организован приют для сирот.

Постройки на территории монастыря почти все сохранились с 19-го века и являются памятниками истории и архитектуры. В центре монастырского комплекса возвышается Соборная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца с приделом на хорах во имя Спаса Преображения и церковью Всех Святых в нижнем этаже. В монастыре есть также каменная двухэтажная церковь во имя Корсунской Божией Матери с приделом на хорах во имя Преподобных Антония и Феодосия Печерских Чудотворцев, первый престол которой освящен в 1814, а второй в 1819 году. В настоящее время ведутся работы по ее восстановлению. Колокольня с святыми под ней воротами находилась при входе на среднюю монастырскую площадку прямо против Соборного храма. Была она трехъярусной, с боевыми часами, выстроена в 1821 году. Сохранился только ее первый ярус с воротами.

Внутри монастыря расположены также следующие здания: старый и новый настоятельские корпуса, трехэтажный корпус с братскими кельями (восстанавливается), трапезная, больничный корпус, здание бывшего Духовного правления, часовня. Настоятельница — игумения Николая (Ильина).

ХРАМЫ:
собор в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
храм в честь Корсунской иконы Божией Матери
храм в честь Всех Святых

При монастыре имеется детский православный приют «Отрада», для детей родители которых страдают алкоголизмом и наркоманией.

«Либо диссертация, либо апостольник»

Игумения Николая (Ильина) Игумения Николая (Ильина) – настоятельница Свято-Никольского Черноостровского монастыря, что в Малоярославце. Москвичка, научный работник с двумя высшими образованиями… Как и почему она «променяла» чистые интеллектуальные занятия на тяжелый труд, почти всегда грязный и физический, по восстановлению разрушенных обителей, какую радость находила в этом?

Как меня окрестили

Мои родители росли и воспитывались в атеистическом советском государстве и были людьми нецерковными, а вот прабабушка очень верила в Бога и ходила в церковь. Она стала моей крестной.

Папа и мама у меня – фронтовики. Папа, Корольков Дмитрий Васильевич, был танкистом, дошел до Берлина. Мама, Вера Васильевна, в годы войны трудилась в военном госпитале, а я родилась 9 мая, в День Победы.

В младенчестве сильно болела и уже к июлю умирала от пневмонии. Прабабушка потребовала у родителей:

– Давайте крестить младенца, а то умрет!

Папа был коммунистом, но возражать не стал. В 1950-е годы о любом крещении докладывали властям, и родители могли поплатиться работой, поэтому меня отвезли в деревню, в сельский храм, где благополучно окрестили на Казанскую. Я выздоровела и осталась жить.

Детские молитвы

Как-то с раннего детства всегда чувствовала, что Бог есть, и навыкла обращаться к Нему в любых трудных обстоятельствах. Крестная научила меня двум молитвам: «Да воскреснет Бог» и «Живый в помощи Вышняго». Она, простая, малограмотная крестьянка, записала их для любимой внучки с ошибками, и я их так и выучила. Поняла эти ошибки и исправила их, уже будучи в монастыре.

Моя мама тоже пришла потом в монастырь (после смерти папы) и отошла ко Господу инокиней в 2011 году.

С матушкой Николаей в Оптиной

Душа тянулась к Богу

В юности мне нравилось учиться, я получила два высших образования (МИИТ и МИФИ), работала заведующей лабораторией в НИИ, одновременно заканчивала аспирантуру. Когда собиралась писать кандидатскую, штудировала философию. И вот тогда уже задумалась серьезно о Боге и о смысле бытия.

В те годы в вузах обязательными предметами были «Научный атеизм» и «Научный коммунизм», а человеческая душа все равно тянулась к Богу.

Возрождение Данилова монастыря

В 1983 году началось возрождение Свято-Данилова монастыря. Его закрыли в 1929 году, разорили храмы, уничтожили некрополь, а в монастырском дворе поставили памятник Ленину. Безбожные власти также устроили в обители детприёмник для детей, чьих родителей расстреливали на Бутовском полигоне. Сироты в приёмнике часто болели и умирали, их хоронили у монастырской стены.

Данилов стал первым монастырем в России, который был возвращен Русской Православной Церкви советским правительством (не считая Троице-Сергиевой Лавры, переданной Церкви сразу после войны).

Аспирантские дни я стала проводить в обители. Молилась. Мыла полы…

Господь привел меня в возрождающийся Свято-Данилов монастырь, и я почувствовала такую мощь, такую благодать! У меня имелись научные и аспирантские свободные дни, которые я стала проводить в обители. Молилась. Просто мыла полы.

Один из отцов (ныне Оптинский схииеромонах), зная о моей профессии, сказал обо мне:

– Вот какой народ к нам пошел!

А потом увидел меня с половым ведром.

Возрождение Оптиной пустыни

Оптина пустынь

Оптина пустынь. 1988 г В 1988 году Церкви вернули Оптину пустынь. Старинный монастырь лежал в развалинах. Я приехала туда в июле 1988 года и потом уже стала ездить постоянно. Одна моя знакомая трудилась там на уборке храма, как-то она собралась в отпуск и попросила меня ее подменить. Я осталась мыть храм, и после этого моя жизнь стала тесно связана с Оптиной.

Моим первым духовным наставником был отец Поликарп (Нечипорук; ныне архимандрит, духовник Шамординской Казанско-Амвросиевской обители). Я познакомилась с ним еще в Даниловом монастыре, а потом он вместе с архимандритом Евлогием (Смирновым) перешел в Оптину. Архимандрит Евлогий (ныне митрополит на покое) стал наместником Оптиной пустыни, а отец Поликарп – благочинным.

«Либо диссертация, либо апостольник»

Вслед за Оптиной стали восстанавливать женскую обитель в Шамордино, основанную еще преподобным Амвросием Оптинским, и отца Поликарпа вскоре благословили туда строителем и духовником. Он очень сокрушался по этому поводу, и ему даже являлся сам преподобный Амвросий, который его утешал.

Я, как и многие другие духовные чада отца Поликарпа, поехала за ним в Шамордино, чтобы ему помогать. Потом многие отсеялись, кого-то он отослал, а я осталась трудиться.

Взяла в своем НИИ отпуск, потом второй, а когда отпусков больше не осталось – уволилась. Старец схиархимандрит Михаил (Балаев; 1924–2009) из Троице-Сергиевой Лавры, будущий духовник нашего Черноостровского Свято-Никольского монастыря, мне сказал:

– Выбирай: либо диссертация, либо апостольник.

И я уже хорошо понимала, что научная работа меня больше не интересует, что мне хочется быть с Богом.

Шамордино. Апрель 1988 г. Казанский собор

Послушание эконома

Через месяц меня поставили экономом возрождающегося монастыря в Шамордино, хотя я еще даже не была одета в подрясник. Потом постригли в инокини с именем Евфрасия в честь святой мученицы Евфрасии Никомидийской.

Трудов предстояло очень много: главный монастырский храм – Казанский собор – стоял без куполов, на проржавевшей крыше росли деревья, в алтарь загоняли комбайны. Больничный корпус, трапезная и все остальные монастырские постройки также дышали на ладан, в жилых корпусах давно обитали местные жители, а в кирпичном здании, возведенном вокруг бывшей кельи великого старца Амвросия Оптинского, размещался продуктовый магазин.

Первым сестрам монастыря, преимущественно городским жительницам, пришлось жить без отопления, без водопровода и прочих удобств. Они своими слабыми женскими руками восстанавливали разрушенные храмы, расчищали от завалов, откапывали фундаменты, заготавливали дрова, сено для скота, выполняли множество другой черной работы.

Шамордино. 1990 г

Как монашки «хорошо устроились»

Возрождающийся монастырь был очень бедным, но еще более бедные старушки из деревни Шамордино нам даже завидовали. Скажем, везем мы пожертвованный монастырю лес, а они судачат:

– Вот монашки хорошо устроились: ничего не делают, а им все везут!

На это им советовали:

– А вы молитесь – и вам тоже привезут.

Шамордино. 1992 г

Школа смирения

Мне, как эконому, нужно было организовать стройку, достать цемент и прочие материалы. Трудов очень много, а еще мне пришлось пройти школу смирения, что было мне, конечно, очень полезно.

Иду рано утром на разводку к строительным бригадам и самоуверенно планирую: сейчас всех быстро разведу: одну бригаду туда, другую бригаду сюда, взвод направо, взвод налево… Прихожу: одна бригада напилась, вторая на работу не вышла. И я со своими планами остаюсь у разбитого корыта.

Случалось, все происходило совсем по-другому – самым чудесным образом. В 1990-е годы цемента было не сыскать. Иду как-то на разводку и корю себя: «Какой я никудышный эконом! Другая бы давно все нашла и сделала, а я даже цемент найти не могу!»

Подхожу и вижу: едет такая «сигара» – цементовоз. Цемент привезли!

«Игуменское» послушание

Отказавшись от карьеры в миру, я и думать не думала о карьере в монастыре. Озадачивали меня, правда, слова старца Михаила. Он выговаривал сестре, которая жила со мной в одной келье (ныне игумении Михаиле):

– Не относись к инокине Евфрасии как к сестре, а относись к ней как к матери!

А у нас с будущей игуменией Михаилой с первых дней в монастыре одним из любимых занятий стало мытье отхожих мест. Они у нас тогда были деревянные и обычно грязные, а нам очень хотелось, чтобы они были чистыми. К тому же мы имели свою «корысть»: очень нам хотелось стяжать побольше благодати, а ведь любой монах знает, что самое тяжелое, «черное» послушание учит душу смиряться, а значит, привлекает и благодать Божию.

Когда матушка игумения Никона (Перетягина) узнала, как мы тайно подвизаемся, она нас отругала, сказав при этом:

– Вы самовольно взялись за «игуменское» послушание, ведь по традиции старых монастырей мыть туалеты ставили тех, кого прочили в игумены или игумении.

Как нужно жить в монастыре

Как-то мы приехали к старцу Михаилу в Троице-Сергиеву Лавру, и он нам сказал:

– В монастыре нужно жить всю жизнь так, будто вы живете там первый день!

Старец нам сказал: «В монастыре нужно жить всю жизнь так, будто вы живете там первый день!»

Мы возразили:

– Батюшка, да мы же в первый день по монастырю как дурочки бегали и от переполнявшего нас счастья все углы разрушенных храмов целовали…

– Это перед людьми вы дуры, а перед Богом быть такими – самое важное! Вот и старайтесь теперь всю свою монашескую жизнь такими дурочками оставаться!

Молитва перед чудотворной иконой

Как-то один оптинский иеромонах был приглашен архиепископом Климентом (ныне митрополитом Калужским и Боровским) в Горний монастырь в качестве духовника. Он предложил мне поехать в Горний вместе с ним и по этому поводу представил меня владыке Клименту.

Вскоре после этого мне случилось ехать из Шамордино в Калугу по экономским делам. А у меня был обычай: при поездках в Калугу всегда старалась зайти в Свято-Георгиевский собор и приложиться к чудотворной иконе Калужской Божией Матери. Захожу во двор собора и вижу там того самого оптинского иеромонаха. Он мне говорит:

– В Иерусалим меня не берут, а вот с тобой хочет встретиться архиепископ Климент. Только подожди меня, пока я освобожусь.

Пока ждала, подошла к свечному ящику и попросила дать мне акафист Калужской иконе Божией Матери. Мне дали седьмой номер журнала «Православный христианин» за 1991 год с акафистом.

Открываю журнал, и мне на глаза попадается заметка: открыт Черноостровский Свято-Никольский монастырь. Тот самый, где мы сейчас с сестрами подвизаемся.

Подхожу к чудотворной иконе Божией Матери, начинаю молиться – и вдруг прямо мне на голову проливается лампада

Подхожу к чудотворной иконе Божией Матери и начинаю молиться, и вдруг прямо мне на голову проливается лампада. А когда обратилась в свечную лавку, чтобы вернуть журнал, мне его подарили.

Черноостровский Свято-Никольский монастырь в годы разрухи

Неожиданные слезы

Когда подошла к владыке Клименту, он, совершенно неожиданно для меня, предложил:

– Возрождаются старинные монастыри, не хватает насельников и тех, кто мог бы повести их за собой. Не хотите ли быть игуменией в возрождающемся монастыре?

– Простите, владыка, не хочу!

– Почему?

– Потому что за саму себя не могу как следует ответить перед Господом, не то что за других…

И тут он сказал мне страшные для меня в ту пору слова:

– А что если мы своей архипастырской властью наденем на вас крест и сделаем игуменией?

И мне стало так страшно, что я начала плакать.

Как потом узнала, владыка не выносит женских слез. Он больше ничего мне не сказал и сразу выпроводил, но, как я понимаю сейчас, начал молиться. А все знают, что у нашего владыки молитва очень сильная.

Никольский храм в Черноостровском монастыре

Теперь побудь кухаркой

Этот разговор случился на Вознесение, а уже на Успение меня, шамординского эконома, отправили кухаркой в епархию. И я про себя думала: от игуменства отказалась, теперь побудь кухаркой.

А владыка, видимо, просто хотел меня, с одной стороны, смирить, а с другой – получше узнать.

От игуменского креста нельзя отказываться

Старец Михаил в ответ на мой рассказ о предложении владыки сказал:

– От игуменского креста нельзя отказываться, иначе будут большие искушения!

Потом владыка второй раз позвал меня и предложил:

– Давайте продолжим наш разговор.

Но я уже была «умная» и ответила:

– Владыка, я по-прежнему не хочу быть игуменией, но уже боюсь отказываться.

А потом еще самоуверенно добавила:

– И все-таки мне кажется, что на это нет воли Божией.

Владыка Климент предложил мне Казанский монастырь в Калуге. Потом начались нестроения в возрождающемся Черноостровском Свято-Никольском мужском монастыре, и владыка вынужден был его закрыть, а меня отправил возрождать его уже как женский.

Черноостровский Свято-Никольский монастырь. 1992 г

Первый приезд в Малоярославец

Когда я в первый раз приехала в Малоярославец, то разрушенный Черноостровский монастырь мне очень не понравился: кругом ужасно грязно, все неродное. (А я очень любила Шамордино.)

За руинами и грудами мусора я даже не увидела большой Никольский собор

Мы приехали поздно вечером, было уже темно, и за руинами и грудами мусора я даже не увидела сразу большой Никольский собор. И немудрено: он был погружен в темноту и одет сверху донизу в трухлявые деревянные леса, а внутри гулял ветер. Единственный на тот момент действующий, небольшой Корсунский храм отапливался углем. Значительная часть из уцелевших монастырских построек лежала в руинах. По территории обители бегали и выли целые стаи голодных бродячих собак.

Таким ли обычно представляют монастырь своей мечты? Я думала: и это – на всю жизнь?!

Черноостровский Свято-Никольский монастырь. 1991 г

Как я обращалась за помощью к Оптинскому старцу Моисею

Меня все отговаривали:

– Куда ты едешь?! Куда ты лезешь в Малоярославец?!

Иду, и вдруг мне дарят книгу. Открываю – житие Оптинского старца Моисея, старшего брата старца Антония, который был послан в Малоярославецкий монастырь игуменом.

Я начала молиться:

– Дорогой старец Моисей, скажи мне: есть ли воля Божия мне стать игуменией в Малоярославце?

Открываю книжку и читаю письмо старца Моисея брату: «Если надлежит тебе быть игуменом Малоярославецким, то отнесись к этому со всем тщанием и смирением».

Молитва преподобному Амвросию Оптинскому

Я усердно молилась преподобному Амвросию Оптинскому, просила святого послать мне сестер, хотя бы несколько, хотя бы человек пять, десять, пятнадцать, и преподобный милостиво ответил на мою молитву: из Оптиной почти одновременно приехали в наш Черноостровский монастырь 30 молодых девушек. Многие из них были москвичками, имели высшее образование.

Решением Священного Синода 2 апреля 1992 года был открыт Черноостровский Свято-Никольский женский монастырь.

Молиться и трудиться

Жители Малоярославца, воспитанные, как и все мы, в годы советского безбожия, в толк не могли взять, как можно поменять жизнь и успешную карьеру в Москве на черные труды в разрушенном монастыре где-то в глубинке. Придумывали разные версии, одна из которых гласила, что собравшиеся здесь сестры – на самом деле арестантки, перед которыми власти поставили выбор: либо в тюрьме сидеть, либо монастырь восстанавливать.

Неверующему человеку ведь очень трудно представить, что можно по доброй воле, по собственному желанию приехать в разруху, грязь, отсутствие элементарных бытовых удобств.

Тем не менее мы приехали. По сути сестрам, привыкшим к городской благоустроенной жизни, на самом деле негде было жить в тогдашнем разрушенном монастыре. Не имелось и горячей воды. Да какой горячей, просто не было воды, она текла только в источнике. Потом нам пожертвовали керамические батареи – обычно их на скотных дворах ставят.

Но мы не унывали – времени на уныние не хватало. Нужно было молиться и трудиться: засучить рукава, провести воду и отопление в корпуса, восстановить красавец-собор и замечательный старинный монастырь.

Святейший Патриарх Алексий II и архиепископ Климент в Свято-Никольском монастыре. 1999 г

Путь длиною в 27 лет

Сейчас нашему монастырю 27 лет, и за эти годы, конечно, произошло много событий: искушений и скорбей, радостей и духовных открытий.

Возможно, я расскажу об этом в следующий раз.

Храни Господь всех читателей портала «Православие.ру!»

Черноостровский Свято-Никольский монастырь

Черноостровский Свято-Никольский монастырь сейчас