Общество православных врачей СПб

Содержание

Общество православных врачей Санкт-Петербурга

Общество православных врачей Санкт-Петербурга (ОПВ) — регионарное отделение Российского Общества православных врачей имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого), является профессиональным объединением врачей различных специальностей, исповедующих православную веру. Отличительной особенностью работы Общества является его практическая направленность, а именно оказание медицинской и пастырской помощи.

Причины создания Общества

Православных врачей различных лечебных учреждений города Санкт-Петербурга объединила идея совместной деятельности, а также консолидация усилий с представителей профессиональной традиционной медицины против оккультного «целительства», получившего широкое распространение в последнее время.

История создания Общества

Научно-просветительское Общество православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского было организовано в феврале 1999 г. по инициативе Отдела по благотворительности Санкт-Петербургской епархии, Покровского сестричества милосердия и Сестричества святой мученицы Татианы.

Основателем и первым председателем общества стал настоятель больничного прихода св. великомученика и целителя Пантелеимон на ручье, ныне профессор, доктор медицинских наук, практикующий врач высшей категории, протоиерей Сергий Филимонов. Созданию Общества предшествовала скрупулезная подготовка проекта Устава и положений о внутренней деятельности специально созданной рабочей группой. За основу был взят проект устава Московского общества 1998 г., который был переработан и утвержден на общем заседании врачей.

Внутренний Устав, цели и задачи Общества благословлены правящим архиереем митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром (Котляровым).

Цели и задачи

Цель Общества — содействие развитию медицинской деятельности на основе православного вероисповедания и христианской нравственности благодаря интеграции врачей различных специальностей в этом направлении.

Практические задачи

Практическими задачами Общества православных врачей являются:

  • координация действий братств, сестричеств, обществ, а также отдельных мирян при оказании врачебной помощи бедным и социально-незащищенным слоям населения;
  • содействие возрождению благотворительной и социально-медицинской помощи при приходах и монастырях;
  • содействие возрождению и созданию храмов в медицинских учреждениях;
  • содействие в получении юридической консультации и помощи медикам, попавшим в сложные нравственно-этические ситуации;
  • анализ и разрешение юридических проблем, связанных с выполнением поставленных Обществом задач;
  • организация системы квалифицированной диагностической, лечебной и профилактической помощи священно-церковнослужителям православных храмов Санкт-Петербурга на базах ЛПУ города, где работают православные врачи;
  • консультативная медицинская помощь мирянам членами Общества.

Научно-просветительские задачи

  • Осмысление проблем современной медицины и биотехнологий в свете учения православной церкви;
  • подготовка материалов для вынесения суждений по медицинским вопросам священноначалием Русской Православной Церкви;
  • разработка и осуществление современных программ обучения сестер милосердия и врачей основам диаконической деятельности;
  • ведение миссионерской деятельности для ознакомления широкой медицинской общественности с основами православного вероучения;
  • факультативное преподавание в Духовных школах основ медицинских знаний, полезных будущим пастырям.

Председатель Общества — протоиерей Сергий Филимонов, настоятель церкви иконы «Державная», доктор медицинских наук, практикующий врач высшей категории.

Деятельность Общества

Члены Общества трудятся во многих ведущих высших медицинских учебных заведениях города и крупных больницах, где на своих рабочих местах проводят консультации обратившимся за помощью в Общество больным.

Среди членов Общества (на 2008 г.) 6 докторов и 9 кандидатов наук, 24 врача имеют высшую и первую квалификационные категории, 42 человека имеют стаж работы по специальности более 10 лет, из них 16 — более 30 лет.

Деятельность Общества включает в себя:

  • врачебный патронаж;
  • консультативно-диагностическая амбулаторная помощь;
  • комплексное лечение на базе Душепопечительского Центра.

Врачебный патронаж

Врачебный патронаж — форма лечебной работы, характеризующаяся долговременным врачебным динамическим наблюдением и курацией священно-церковнослужителей и некоторых мирян одними и теми же врачами Общества Православных врачей (по типу семейного доктора).

Консультативно-диагностическая амбулаторная помощь

Консультативно-диагностическая амбулаторная помощь — это такая форма обслуживания обратившихся в Общество пациентов, при которой не требуется стационарного лечения и больной может получить необходимую первую врачебную и квалифицированную медицинскую помощь врача-члена ОПВ как при стационаре, так и в поликлинике или Душепопечительском центре.

Комплексное лечение

Комплексное лечение на базе Душепопечительского Центра — форма оказания специализированной медицинской помощи больным соматического и психоневрологического профиля, пострадавшим как в результате простых, так и оккультных поражений при обязательном пастырском сопровождении каждого пациента (как в виде пастырского душепопечения, так и в виде пастырского врачевства).

Структура Общества

Общество имеет 4 секции:

  • общеврачебную,
  • психолого-психиатрическую,
  • наркологическую,
  • ассоциативную.

Специалисты каждой из секций Общества разрабатывают на своих заседаниях определённую научно-исследовательскую и просветительскую тему. Разработанная на секциях тема рассматривается правлением Общества и выносится на пленарное заседание. Пленарные заседания проходят каждый месяц в СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова и являются открыто-публичными. На них присутствуют в среднем около 100—150 человек. На некоторых совместных заседаниях Обществ иногда присутствует до 500—600 человек. После предварительной апробации темы, дискуссий и учёта критических замечаний Общество принимает соборное решение по данной проблеме, обязательное для всех его членов по всему городу и выносит материалы докладов на обсуждение широкой медицинской общественности, в печать, телевидение и радио.

Общество имеет поминальный синодик своих сотрудников и типовые членские билеты. Общество имеет свой печатный орган — Библиотечка православного врача. Сведения о заседаниях Общества, изменениях и событиях его жизни постоянно освещаются в средствах массовой информации

Высшим органом Общества является общее собрание его членов. В промежутках между собраниями его работой руководит Правление, избираемое на 1 год, возглавляемое председателем.

Попечительский Совет продолжает создаваться и включает в свой состав людей, желающих помочь Обществу в вопросах финансирования его программ и привлечения благотворителей для реализации этих целей. Секретариат обеспечивает деятельность инфраструктуры общества.

Правление

Председатель Общества: протоиерей Сергий Филимонов, хирург-оториноларинголог, доктор медицинских наук, профессор СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова.

Заместитель председателя по духовно-религиозным и издательским вопросам: протоиерей Валерий Швецов, психолог.

Заместитель председателя по научно-просветительской работе: Т. В. Виноградова, терапевт, доктор медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики СПбГМУ имени академика И. П. Павлова.

Заместитель председателя по лечебно-практической работе: В. Я. Плоткин, доктор медицинских наук, профессор медицинского факультета СПбГУ ; Н. Ф. Жарков, врач детской неотложной помощи (ТМО № 6).

Главный врач Душепопечительского центра: А. В. Закревская, кандидат медицинских наук.

Издательский отдел: С. В. Лободина.

Секретарь и технический секретарь: С. В. Лободина.

Членство

Действительные члены Общества — православные врачи, имеющие законченное высшее образование, участвующие в уставной деятельности и уплачивающие членские взносы. Решение о принятии в действительные члены осуществляется на заседаниях правления Общества из кандидатов на основании их письменного заявления и письменной рекомендации духовника после прохождения годичного испытательного срока. Принятие в действительные члены производится когда врачи торжественно приносят клятву православного христианского врача.

Ассоциативные члены Общества — православные медики и лица пограничных медицинских специальностей, имеющие высшее и среднее медицинское образование, участвующие в уставной деятельности Общества и его молитвенной жизни.

Почетные члены Общества — православные медики, внёсшие значительный вклад в развитие научной и клинической медицины или имеющие особые заслуги перед Обществом.

  • Почетным членом является архиепископ Курганский и Шадринский Константин.

«В настоящее время действительными и ассоциативными членами Общества являются 118 человек. Действительными членами Общества являются 80 чел., кандидатами в действительные члены — 5 чел., ассоциативными членами — 25 чел. и кандидатами в ассоциативные члены — 1 чел. Подали прошение на вступление в Общество еще 7 человек» — сообщает сайт ОПВ Санкт-Петербурга.

Символика

Общество имеет свой герб или отличительный знак: ангел, украшающий главу Александрийского столпа на фоне российского флага и красный крест — символ медицинской помощи и врачебного искусства, заключённые в круге — символе вечности, объединяющем небесное и земное. Небесный покровитель общества — архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), исповедник и врач, канонизированный Русской Православной Церковью в 1995 г.

> См. также

  • Врач
  • Аборт и христианство

Сайт Общества православных врачей Санкт-Петербурга

Ссылки

  • Сайт Общества православных врачей России
  • Голос православных врачей. Православие. RU
  • Создано Всероссийское общество православных врачей (28 и 29 сентября 2007 г. в Белгороде прошел I Всероссийский съезд православных врачей)

Православные истории

«Русский человек без веры — дрянь!»
Ф. М. Достоевский
Мне рассказали такой случай. Известная спортсменка шла на тренировку, но вдруг почувствовала себя плохо и повернула обратно. В переходе метро к ней подошел человек, что-то спросил, и дальше ее сознание полностью отключилось. Она привела его домой, отдала все деньги и ценности. Очнулась внезапно от телефонного звонка близкого человека и увидела, что сидит за столом, и перед ней разложены ножи: ей была сделана установка на то, чтобы она перерезала себе вены. Этот звонок спас ее от смерти.
Я думаю, что по какой-то неизвестной нам причине ей спас жизнь Ангел Хранитель. Может быть, она кому-то когда-то подала милостыню. Может, кому-то когда-то сделала доброе дело. Может быть, она периодически бывала в храме и заходила поставить свечку и помолиться Богу. Может быть, ее предки были верующими людьми и у престола Божия ходатайствуют о ней.
Неизвестно, чьими молитвами она выжила, но я уверяю вас — именно Ангел Хранитель надоумил родственников позвонить ей, чтобы разорвать ту чародейскую связь, которую с ней установили. Если бы не это, она бы перерезала себе вены.

Господь может попустить нападение и на того, кто ходит в храм.

А может ли произойти несчастье с человеком, который ходит в храм? Оказывается, может. И подтверждением тому является случай с Мотовиловым, послушником преподобного Серафима Саровского.
Мотовилов молился, исповедовался, причащался. Но в какой-то момент, читая повесть об одержимой девушке, которая хотя и была верующей, но стала бесноватой, Мотовилов усомнился: «Не может быть, чтобы со мной, верующим человеком, такое произошло! Уж я-то причащаюсь, уж я-то все церковные правила соблюдаю, со мной этого не будет!» То есть он внутренне возгордился.
И только он таким образом внутренне превознесся, как увидел черное облако, которое насильно открыло ему рот и заползло в него. И на тридцать лет Мотовилов стал бесноватым, как та девушка, про которую он читал. Тридцать лет Господь попустил мучиться помощнику Серафима Саровского, за гордость стать одержимым нечистым духом.
Что делать, если к вам подошли на улице, задали пустой, случайный вопрос и сразу же начали говорить что-то про порчу, смерть и т.д., словом, путать и вводить в гипноз? Самая первая защита — это крестное знамение. Оно разрушает дьявольскую силу.
Мне рассказывала одна из моих прихожанок, как однажды на вокзале в Петербурге к ней пристала цыганка (а цыгане многие обладают способностями гипноза, и используют их для вытягивания денег) и попыталась ее загипнотизировать. Но прихожанка наложила на себя крестное знамение, и у той ничего не получилось. Цыганка просто посмотрела на нее, плюнула и ушла.
Поэтому первое, что нужно сделать — оградить себя крестным знамением: «Господи, благослови! Господи, помоги!»
Во-вторых, не идти на контакт с этими лицами.
А в-третьих, стараться жить по заповедям Божиим. Потому что, если не жить по Заповедям Божиим, не вести церковный образ жизни, то человек не будет защищен от бесовской силы.
Могу привести такой пример. В Москве врач, которая работала в православном центре, психиатр по образованию, прекрасно знающая методику гипноза, поссорилась со своей близкой подругой и не простила ее. А поскольку она этого не сделала, Господь лишил ее своей благодати. Она поехала домой, вышла из метро на станции ВДНХ, и тут к ней подошел молодой человек, завертел двумя палочками перед глазами: «Пять, четыре, три, два, один…», — и все! Она оказалась загипнотизирована!
И тут этот гипнотизер спрашивает: «Дома деньги есть?» Она отвечает: «Есть!» Дома лежали деньги — около тридцати тысяч долларов, которые она долго-долго собирала на квартиру. Гипнотизер сказал: «Жду тебя здесь через два часа!» Она понимала, что ей дана установка, что этого делать нельзя, но, тем не менее, привезла и отдала ему деньги, которые копила всю жизнь.
Как защититься в такой ситуации? В такой ситуации защититься невозможно никак. Неправильно говорить, мол, колдуны нападают на тех, кто ослаб, кто потерял энергию или что-либо подобное. Такой случай — это Божие попущение. Господь увидел, что женщина рассорилась и не примирилась с подругой, что имела зло в душе, нарушила Заповеди Божии и не покаялась. И Господь попустил это для назидания ей и другим людям, чтобы она запомнила этот случай и никогда в злобе ни с кем не расходилась.
При нарушении Заповедей Божиих человек мгновенно становится уязвим для духов злобы поднебесной. Например, как только муж начинает изменять жене, он сразу оказывается подверженным привороту, отвороту и т.д. В моей пастырской практике есть множество таких примеров.

Протоиерей Сергий Филимонов. Как преодолеть раздражение и гнев: советы духовника

От автора

Как быть в ситуации, когда ближний не слушается? Когда требуется донести до сознания человека очень важное жизненное обстоятельство — объяснить что-либо ребенку, члену семьи, сослуживцу — а не получается? Святые Отцы говорят: скажи два раза и остановись. Иначе в твою душу придет раздражение, гнев, и ты будешь вразумлять ближнего со страстью, с напором, с неприязнью, и может получиться ссора. А ссора кому выгодна? Человекоубийце диаволу. Богу ссора не нужна. Лучше худой мир, чем добрая ссора. Лучше семья, которая сохраняется, чем развалившаяся семья. Лучше друзья, которые поддерживают отношения, чем друзья, которые сторонятся друг друга. Лучше сообщество людей, среди которых царит мир, пускай, худой, слабый, но мир, чем то, где вражда и неприязнь друг ко другу. Это нужно понимать всегда и беречь то, что дает нам Господь…

Протоиерей Сергий Филимонов

Часть первая. Советы духовника

Держать язык за зубами

Святые Отцы учат тому, чтобы мы были неспешны на всякое слово, ибо за каждое слово мы будем держать ответ на Страшном суде.

Кто поругается со своим ближним, нанесет ему обиду или скорбь, пускай не дерзает причащаться. Ибо «обращение к Богу требует великого смирения, а раздражительность есть знак высокого мнения о себе». Я тоже борюсь с раздражением и гневом, но и вы, дорогие мои, тяжко согрешите, если не наступите себе на горло и не прижмете свой язык. Только так, другого пути нет.

В книге святого Никодима Святогорца глава, которая посвящена управлению языком, занимает всего одну страницу. Что же говорит нам святой Никодим? Оказывается, нет другого приема против языка, кроме как просто держать его за зубами и силой воли не давать шевелиться. Так что, ищите любые способы: захочется вам ругаться, ссориться, обижать ближнего — идите гулять, запритесь в ванной, туалете, на балконе, уйдите в соседнюю комнату, но не дайте вспыхнуть пожару в ваших устах!

Это относится ко всем. Раздражительная, гневная страсть терзает практически каждого: и природа наша, к глубокому сожалению, испорчена, и воспитаны мы с вами изначально в настрое на конфликтность.

Поэтому еще и еще раз вам напоминаю — если вы языком будете резать направо и налево, то вам трудно будет вкушать Тело и Кровь Господни в день Причастия, трудно будет давать братское целование.

Одно дело— ты боролся, но сорвался. Другое дело — тебя только тронули, и ты сразу вспыхнул. Поэтому призываю вас к тому, чтобы вы боролись с гневом и раздражением, чтобы наступили на свое «жало» и не дали ему вырваться из вашей власти.

Как отражать помыслы

Часть наших помыслов, хотя мы и считаем их своими, не являются нашими — посредством их с нами собеседуют бесы. По учению Святых Отцов, каждый злой помысл является зародышем греха. Ибо приняв его, человек начинает в сердце своем развивать эту крупицу зла, и она перерастает в грех. Поэтому бесовские помыслы необходимо отражать. Существует три способа ведения мысленной брани.

Первый способ — противостоять помыслам. Приходит к нам злая, гневная или мстительная мысль, но мы понимаем, что это недостойно, и начинаем молиться: «Господи, отсеки от меня этот злой помысл». То есть стараемся противостоять ему своим умом. Этот способ можно назвать законом духовного сопротивления.

Однако помыслы могут быть не единичными, но обрушиваться на человека, как порывы шквального ветра. И сопротивляться каждому по отдельности оказывается достаточно сложно. Мы уподобляемся тогда человеку, который пытается бороться с волнами в бушующем море, веслом направляя свой кораблик. Когда человек понимает, что таким образом ему не справиться с этим шквалом, он может избрать другой путь, который как раз и советуют Святые Отцы как более безопасный и более эффективный. Второй образ ведения мысленной брани — воспарять умом выше помыслов. Это можно назвать законом духовного вытеснения. Мы не сопротивляемся злым помыслам, а вытесняем их благими. Захотелось отомстить кому-то, обидеть, сделать какую-то гадость, обидеться — а мы начинаем, наоборот, за этого человека молиться. Или прилепляем свой ум к Богу, воспаряем к Нему, к своему Творцу и Создателю, и начинаем читать Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». При этом мы как бы поднимаемся над бушующим житейским морем, и злые помыслы, которые могли бороться с нами, оказываются внизу. Преподобный Исаак Сирин говорит, что не только молитва, но и чтение Священного Писания избавляет христианина от этой борьбы со шквалами злых помыслов. Посему недаром Святые Отцы и говорят нам о том, что мы должны уделять большое внимание чтению духовных книг, Нового Завета, Псалтири.

Третий способ мысленной брани особенно актуален для тех, кто уже достиг какого-то духовного совершенства и действительно подвизается — это как бы погружение под эти помыслы. Если можно так сказать, закон погружения. Преподобный Силуан Афонский в течение шестнадцати лет боролся со всякого рода злыми помыслами, и бесы являлись к нему в келью, а он от изнеможения уже не знал, что ему делать. И Господь дал ему откровение: «Держи свой ум во аде и не отчаивайся». Когда человек умом нисходит в адские глубины, размышляет о будущих мучениях, о том, что за все, сделанное им, ему придется дать ответ, когда сам укоряет себя, каждую минуту, каждую секунду пребывает в покаянном состоянии духа, — это уберегает его практически от всех сетей, которые раскидывает диавол.

Таковы три способа борьбы с дурными помыслами. Первый и третий весьма трудны для человека неопытного в мысленной брани, а вот второй —молитва, чтение Священного Писания и воспарение ума к Богу — поможет нам и укрепит нас в противоборстве тем мыслям, которые диавол посылает для погубления наших душ.

Вышибать клин клином

Когда мы обнаруживаем, что какая-то мысль начинает нас бороть и какая-то страсть начинает проявляться, надо вспомнить старое святоотеческое правило, которое гласит: клин клином вышибается.

Что это значит? Это значит, что когда идет какой-то конкретный злой помысл, не нужно читать какую-либо длинную молитву. Да, молитва Иисусова непременно помогает молящемуся, как и Богородичное правило. Но, как показывает опыт, крайне тяжело внимательно прочитать долгую молитву, когда мощно восстает гнев, ненависть либо иная страсть. Что же делать? Вышибать клин клином, то есть в ответ на любой злой помысл, обращаться к Богу с краткой молитвой, которая отражает конкретно этот помысл. В молитвослове, среди молитв на сон грядущим, есть коротенькие молитвы Иоанна Златоустого: Господи, не введи меня в напасть, Господи, подаждь мне жизнь вечную — всего двадцать четыре молитвы, по одной на каждый час суток. Святой Иоанн Златоуст специально создал эти молитвы, чтобы совершенствоваться в мысленной брани и ими отражать врага.

Так каждый из вас, когда видит, например, злой помысл раздражения, может кратко помолиться: «Господи, избавь меня от раздражения». Приближается гнев — может попросить: «Господи, избавь меня от надвигающегося гнева». А затем просить, чтобы Он дал добродетель, противоположную злой мысли или злому навыку: «Господи, подаждь мне умирение души», «Господи, подай мне терпение», «Господи, дай мне выдержку». То есть попросить у Бога помощи именно на добрый помысл. Если был помысл раздражения: «Господи, подаждь мне спокойствие». Был помысл гнева: «Господи, подаждь мне прощение или великодушие». Надо совершенно четко, конкретной молитвой постараться призвать помощь Божию.

Этот совет взят из аскетической практики. И когда человек поступает таким образом, он постепенно научается навыку ведения духовной брани.

Cписок обществ православных врачей

Мы публикуем телефоны лишь некоторых из обществ православных врачей. Во многих регионах создание таких обществ еще не завершено: где-то еще не получена официальная регистрация, где-то пока не оборудовано постоянное место для приема посетителей и телефонных звонков. Милосердие.ru будет сообщать телефоны обществ по мере их становления.

Общероссийская общественная организация «Общество православных врачей России имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

1. Москва. Общество православных врачей.
Председатель — Александр Викторович Недоступ. Россия, г. Москва, Б. Пироговская ул., д. 6, ММА им. И.М. Сеченова.

2. Санкт-Петербург. Общество православных врачей имени св. Луки (Войно-Ясенецкого).
Тел./факс: +7 (812) 293-27-51 (диспетчер)
Сайт: http://www.opvspb.ru/dis.php

3. Тула. Общество православных врачей Тулы имени блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, тульского чудотворца.
Тел.: (4872) 36-15-26 (понедельник после 17.00), председатель: Земфира Аркадиевна — тел. 47-61-20

4. Новосибирск. Общество православных врачей в честь иконы Божьей Матери «Целительница».
Справки по телефонам собора св. Александра Невского: (3832) 23-83-49, 8-913-945-11-42 (о. Вячеслав)

5. Архангельск. Общество православных врачей в честь иконы Божией Матери “Целительница”.
Председатель общества — доцент кафедры неонатологии и перинатологии СГМУ Нина Ивановна Кондакова.
Тел.: (8182) 66-05-65, 21-10-32, 20-62-33

6. Владивосток. Общество православных врачей.
Справки по телефонам храма во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского: (4232) 40-26-28, 40-17-91 (будние дни)

7. Чебоксары. Общество православных врачей Чувашской Республики.
Адрес: г. Чебоксары, ул. Калинина, д. 1, тел.: (8352) 57-70-11, 55-70-11
Председатель — о. Михаил Павлов, тел.: 8 (919) 667-80-17

8. Симферополь. Общество православных врачей Крыма им. Святителя Луки (Войно-Ясенецкого).
Председатель — Татьяна Андреевна Шевченко. Тел.: (10-380-652) 22-49-61

9. Воронеж. Общество православных врачей во имя Святителя Антония (Смирницкого).
Председатель — Савченко Андрей Пантелеевич, кандидат медицинских наук
Адрес: 394000, Воронеж, ул. Освобождение Труда, 20.
Тел. 55-34-94
E-mail: nic-sav@vmail.ru
Сайт: http://www.vob.ru/eparchia/otdel/medikal/ind_docte.htm

Врачи — православные священники ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

УДК 614.25:2

ВРАЧИ — ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯЩЕННИКИ ХХ ВЕКА

А.А. Краснощеков, О.В. Родионов, А.В. Попов, П.П. Пароваев, С.В. Левкин

Госпиталь ГУВД Волгоградской области

Целью настоящего исследования является анализ информации о медиках, ставших в ХХ веке православными священниками и выяснение результатов совмещения занятий медициной и религией.

Если исходить из положения, что лечение может быть адекватным лишь в случае благоприятного воздействия на качество жизни (что есть «адекватность психосоматического состояния индивида его социальному статусу ), то пациент нуждается не только в медикаментозном воздействии на организм, но и духовном влиянии на его нравственные начала. Уже в ветхозаветное время болезнь рассматривалась не как что-то отдельное от духовного состояния человека, а как прямое следствие этого состояния. А также и исцеление от болезни наступало или не наступало в зависимости от осознания или не осознания человеком своего греха. Исход 15:26: «И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь, целитель твой».

Во всех древних цивилизациях существовали врачи. В плане этического учения Православная церковь продолжает постоянно учить об ответственности христианина за заботу о здоровье.

В Россию христианство пришло в десятом веке через Кирилла и Мефодия. Возникло понятие монашеского целительства, то есть больниц, существовавших при монастырях. После падения Константинополя Россия стала единственным независимым православным государством. В Средневековье на Западе образец исцеления и подготовки медиков следовал образцу православных церквей на Востоке. Медицинская подготовка была связана с церковными монастырями, где студенты получали богословское и медицинское образование. Бог не отменяет медицину.

В советское время законодательство запрещало Церкви заниматься благотворительностью, о чем свидетельствует закон «О свободе совести» 1929 г. Нарушители этого закона несли уголовную ответственность. Поэтому от того расцвета благотворительности, который был до революции 1917 г. — Церковь имела свои богадельни, больницы, дома для подростков — в годы советской власти не осталось и следа.

Поэтому вполне логично в настоящее время совмещение многими медиками с профессией священника .

На первый взгляд, врач — обычная человеческая профессия. Но вместе с тем — это профессия, особо отмеченная Богом. Не случайно многие служители Церкви совмещали и совмещают свою духовную профессию (исцеление душ человеческих) с профес-

сией врача (исцеление тела).

Конечно же, наиболее показателен пример В.Ф. Войно-Ясенецкого (1877-1961), который после окончания Университета им. свт. Владимира в Киеве работал в земских больницах. В 1921 г. становится священником. В течение двух лет, будучи заведующим кафедрой оперативной хирургии в Туркестанском университете, в рясе читал лекции. В 1923 г. принимает постриг с именем Лука. Начался период ссылок и тюрем. В годы войны оперировал в военных госпиталях. Его главный научный труд «Очерки гнойной хирургии» отмечен Сталинской премией. В 1946 г. стал архиепископом Крымским и Симферопольским. Отошел в вечность 11.06.1961.

Интересна судьба отца Дмитрия (Крылова). Он являлся студентом медицинского факультета Томского университета. За участие в революционной деятельности (был членом общества «Народная воля») был исключен с последнего курса, арестован и в 1900 г. выслан на арестантские работы в г. Змеино-горск Алтайского края. После отбытия наказания поступил в Томскую духовную семинарию, окончил ее и был рукоположен в священники. Отправлял свой долг священнослужителя и врача в 1918-1920 гг. по просьбе партизан 7-го Кулундинского полка, воевавших против Белой армии. Служил в приходах Алтайского края. Звание протоиерея и благочинного заслужил в Локтевском приходе. В 1929 г. арестовали. Конфисковали все ценности и отправили в г. Бийск. Больше родным о судьбе отца Дмитрия ничего не известно.

Отец Максим (Жижиленко Михаил Александрович), епископ Серпуховский. После окончания медицинского факультета Московского университета в 1912 г. работал в Сокольниках психиатром. В 19121914 гг. врач Министерства путей сообщения в г. Благовещенске и в Москве. С начала Первой Мировой войны до января 1918 г. участвовал в боевых действиях в Галиции врачом Кубанского пластунского батальона. После октябрьского переворота и окончания войны занимал различные медицинские должности, в том числе и в Красной армии. В августе 1919 г., будучи главным врачом полевого госпиталя Красной армии, находился в плену у казаков знаменитого генерала Мамонтова. До 1928 г. работал врачом в Таганской тюрьме в Москве. В 1928 г. тайно посвящен в сан священника. В сентябре того же года, продолжая работать врачом, принял монашеский постриг с именем Максим. Арестован 24 мая 1929 г. в Серпухове и приговорен Коллегией ОГПУ к трем годам. Работал тюремным врачом с 1929 г. в Соловецком лагере, а затем в Белбалтлаге. Приговорен к смертной казни в Москве 18 февраля и расстре-

ФТ^оПФ

лян 4 июня 1931 г. за участие в антисоветской цер-ковно-монархической организации. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Отец Николай (Муравьев-Уральский Владимир Михайлович), епископ Муромский. Родился в 1882 г. в г. Екатеринбурге. С 11-летнего возраста прислуживал при богослужениях. В 1910 г. окончил Военно-медицинскую академию, а в 1912 г. в качестве вольнослушателя — Петербургскую духовную академию. В этом же году пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха, а потом возведен и в сан архимандрита. Во время первой империалистической войны был полковым священником и врачом на юго-западном фронте (1914 г.). До 1924 года работал врачом в частях Красной Армии и начальником лазарета в Ленинграде. 29 марта 1931 г. хиротонисан во епископа Кимрского. 3 мая 1934 г. уволен на покой. В последние годы работал в больницах по своей специальности, как врач-отоларинголог. Скончался 30 марта 1961 г. в г. Угличе. Погребен возле алтаря Угличской св. Димитрия церкви.

Преподобномученик Феодор (в миру Олег Богоявленский, 1905-1943). В связи с болезнью матери ушел с 4-го курса медицинского факультета МГУ. Служил в санитарном отделе Московского военного округа. В 1930 г. принял монашеский постриг. В 1933 г. арестован. В лагере был помощником врача, поэтому ассистировал более чем при ста аппендэк-томиях, удалял зубы, принимал роды, как иеродиакон укреплял словом больных и умирающих. В 1937 г. его освободили, в том же году рукоположили в иеромонаха. В 1941 г. сотрудники НКВД подсунули ему конверт с портретом Гитлера и арестовали. Скончался в тюрьме г. Балашова.

Известен настоятель домового храма преп. Серафима Саровского при Институте трансплантологии и искусственных органов иеромонах Анатолий (Берестов), доктор медицинских наук. После окончания медицинского училища он работал медбратом в Институте нейрохирургии. А потом, прослужив в армии, поступил во 2-й Московский мединститут на педиатрический факультет. На 5 курсе его решили выгнать из института, несмотря на то, что был ленинским стипендиатом, единственным на курсе. Сказали: «За аморальное поведение. Вы, будучи комсомольцем, ходите в церковь и верите в Бога!» После окончания института (не дали «диплом с отличием») остался на кафедре нервных болезней педиатрического факультета. Окончил ординатуру, затем аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию, остался на кафедре преподавателем, ассистентом, затем доцентом. В 1991 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Инфекционные нейротокси-козы у детей». И тогда же принял сан диакона. Назначили директором реабилитационного центра для инвалидов, страдающих детским церебральным параличом. Так исполнилось его желание быть и священнослужителем, и врачом одновременно. В Москве организовал Православный медицинский консультационно-диагностический центр. Занимался

3-2006 |

организацией медицинского факультета при Российском православном университете.

Несколько лет назад был организован церковно-общественный совет по биомедицинской этике. Председатель — ректор санкт-петербургской академии и семинарии, кандидат медицинских наук епископ Тихвинский Константин.

Есть в Петербурге церковная благотворительная больница имени святой блаженной Ксении Петер-буржской. Здесь зримо воплощаются евангельские заповеди любви и милосердия. Медперсонал под руководством главного врача больницы священника отца Артемия (Темирова) искренне заботится о своих пациентах, и записываются сюда на лечение заранее. Больница эта благотворительная. Ежедневно в домовой церкви совершается утреннее и вечернее молитвенное правило, а в день памяти святой блаженной Ксении Петербуржской — Божественная литургия.

Профессор, доктор медицинских наук, отец Сергий (Вогулкин) — настоятель храма при госпитале ветеранов войн в Екатеринбурге — за свои пастырские труды был удостоен Патриархом Алексием ордена святого благоверного князя Даниила Московского III степени. Отец Сергий окормляет четыре больничных храма Екатеринбургской епархии, является председателем Общества православных медицинских работников, проректор по науке и развитию Уральского гуманитарного института, декан факультета психологии.

Священник Вячеслав Зайцев, настоятель храма во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского г. Екатеринбурга, врач-терапевт с более чем 20-летним стажем.

Священник Георгий Викторов, клирик НовоТихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга, врач-хирург с 20-летним стажем.

Настоятель храма святителя Николая в с. Ромаш-ково Московской области и клирик домового храма Божией Матери «Целительница» при Центре психического здоровья Российской академии медицинских наук (НЦПЗ РАМН), врач-психиатр протоиерей Алексий Бабурин считает, что актуален вопрос о формировании больничного духовенства.

Священник Валентин Жохов (тоже врач по светской специальности) читает лекции в медицинском училище при Марфо-Мариинской обители (г. Москва).

Отец Филипп (Филиппов), настоятель Свято-Казанского храма г. Сыктывкара. Его опыт врача и священника, трезвый консерватизм представляют особую ценность.

Протоиерей Сергий Филимонов, канд. мед. наук, является председателем Санкт-Петербургского общества православных врачей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Священник Вадим Гурин, настоятель Свято -Троицкого храма п. Билимбай, врач-инфекционист, закончил Уральский Медицинский институт в 1995 г., несет свое медицинское служение и в настоящее время.

Иеромонах Димитрий (Байбаков), настоятель

| 3-2006

Свято-Пантелеимоновского больничного храма Екатеринбурга, курирующий еще несколько больничных приходов, врач-психиатр, закончил Уральский Медицинский институт в 1994 г.

При Свято-Троицком Ново-Голутвином женском монастыре в Коломне с конца 1997 г. действует православный медицинский центр в честь святой блаженной Ксении Петербургской. Медицинскую помощь оказывают три насельницы монастыря, имеющие медицинское образование. Главный врач центра монахиня Екатерина.

В Ярославле настоятель церкви Великомученицы Параскевы Пятницы врач Александр Зайцев.

В начале прошлого столетия в пределах нынешних границ Ненецкого автономного округа действовало 10 церквей. В Благовещенскую церковь в Неси (единственный храм в округе, сумевший сохраниться до наших дней) священником определен отец Антоний (в миру Антон Антипов), уроженец Санкт-Петербурга, имеющий медицинское образование, выходец из интеллигентной профессорской семьи.

Яновский Феофил Гаврилович, который не стал священником, но его называли «святым доктором». Ибо всю жизнь был настоящим христианином, человеком верующим, как его воспитали глубоко верующие родители, и он не отрекался от своих убеждений никогда. Он был терапевтом, бактериологом, патологоанатомом, знатоком лабораторного дела и курортологии. Именно Яновский основал и возглавлял первую в Киеве бактериологическую лабораторию, был основателем первых пригородных санаториев в Боярке и Пуще-Водице, возглавлял Общество ночных врачебных дежурств — предтечу станции скорой помощи. Всю жизнь он не уставал повторять: «Ближе к больному! Как можно ближе к больному! » Феофил Гаврилович находил еще силы и время работать над первым в стране учебником по туберкулезу, который был напечатан в 1923 г. В 1928 г. хоронил его весь Киев, отпевали представители всех религиозных конфессий и всех церквей.

Преподобномученица Великая княгина Елизавета (1864-1918). После убийства в 1905 г. террористами мужа Великого князя Сергея Александровича, основала Марфо-Мариинскую обитель в Москве. В связи с тем, что уже в то время сестры милосердия стали настолько свободомыслящими, что многие к ним относились отрицательно, она решила организовать что-то среднее между монастырем и больницей. Больница состояла из четырех палат, отдельных комнат для тяжелобольных, операционной и перевя-

зочной. Рядом разместилась аптека, амбулатория с 6 кабинетами (в частности, зубоврачебным), библиотека. В саду гуляли выздоравливающие пациенты, играли дети приюта и отдыхали сестры обители. Душистые цветы в большинстве своем были белого цвета. Сама Елизавета Федоровна ассистировала при операциях, делала перевязки. Если больной умирал, всегда была при его последнем вздохе и молилась за отходящую душу. В часовне над покойником беспрерывно до дня погребения читались псалмы, причем ночами читала всегда сама Елизавета Федоровна. Больницу на 15 пациентов возглавлял доктор медицины А.Л. Никитин, работали лучшие специалисты города, 34 врача. Операции производились бесплатно. В обитель из других больниц направляли самых тяжелых пациентов. Аптека отпускала лекарства бедным бесплатно, остальным — со скидкой. За один только 1913 г. было 10 814 амбулаторных приема. Некоторые кровати носили имена лиц, внесших крупную сумму в фонд общины. 18 июля 1918 г. чекисты Елизавету Федоровну с другими мучениками сбросили в 60-метровую шахту железного рудника г. Алапаевска, забросали гранатами, завалили хворостом, валежником и подожгли. Местные крестьяне еще в течение 3 дней слышали пение молитв. А некоторые палачи впоследствии сошли с ума.

И в наше время сложно быть православным врачом. И в первую очередь, в связи с молчаливым недовольством администрации. Поэтому профессионализм должен быть высоким не только подкрепленным документами, но и делами, подлинным уважением со стороны коллег, чтобы не дать повода лишиться места работы по профессиональным качествам. Врачу, обратившемуся к Богу, не стоит менять профессию. В подтверждение этого мы имеем ясное Слово Божье, обращенное к верующим врачам: «В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом» (1 Кор. 7:24). Врач, уверовавший в Бога и ставший христианином, должен оставаться врачом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Голубцов С.А. Московское духовенство в преддверии и начале гонений 1917-1922 гг. — М., 1999.

2. Дубинский А.Ю. Московская Духовная семинария. Алфавитный список выпускников 1901-1917 годов. — М., 1998.

3. Петров В.И.., Седова Н.Н. Проблема качества жизни в биоэтике. — Волгоград, 2001.

Общество русских врачей

Общество русских врачей — название научно-медицинских обществ, созданных в Санкт-Петербурге и Москве. Они послужили основой для создания аналогичных обществ в разных городах Российской империи, Польши и Финляндии.

Предыстория

Предтечей медицинских научных обществ стало «Вольное экономическое общество», которое с первых дней существования много внимания уделяло пропаганде гигиенических знаний, а с 1830-х годов — борьбе с детской смертностью. Во второй половине XIX века оно стало руководящим центром по оспопрививанию.

В 1804 году было основано Общество соревнования врачебных и физических наук при Московском университете, переименованное в 1845 году в Физико-медицинское общество.

Общество русских врачей в Санкт-Петербурге

В 1834 году в Санкт-Петербурге в дополнение к немецкому медицинскому обществу Deutsche Arzliche Verein c большими вступительными и членскими взносами, возникшему в 1819 году, появилось, действовавшее согласно подписанному императором Николаем Первым прогрессивному демократическому уставу, открытое всем врачам Российской империи любого вероисповедания и происхождения «Общество русских врачей».

Основатель общества Семён Фёдорович Вольский вспоминал:

На предпринятое мною намерение основать Общество Русских Врачей, иностранные, находящиеся в русской службе и многие отечественные врачи, в особенности баронет Я. В. Виллие, смотрели с неблагорасположением до такой степени, что военные врачи, чтоб не потерять по службе, должны были оставить Общество; а доктор Нагумович и лейб-медик Мандт письменно отказались от данного ими обещания принять участие в основании Общества.

Среди учредителей общества были, кроме С. Ф. Вольского, С. Ф. Гаевский, лейб-медик И. В. Енохин, доктор медицины А. Н. Никитин, лейб-хирург Д. К. Тарасов и домашний врач семьи А. С. Пушкина И. Т. Спасский. Почётными членами при учреждении стали ректор Медико-хирургической академии П. А. Загорский и председатель уже упоминавшегося Общества немецких врачей Verein И. Ф. Буш. Членами общества были Н. Ф. Арендт, Ф. П. Герарди, Н. И. Пирогов и другие знаменитые петербургские врачи. В 1883 году почётным членом избран А. П. Бородин.

Протоколы заседаний печатались в еженедельной медицинской газете «Друг здравия». С 1856 года Общество начало регулярно публиковать протоколы своих заседаний. Общество тесно сотрудничало и с возглавляемыми И. Е. Андреевским Русским обществом охранения народного здравия и Санкт-Петербургским университетом, и с Обществом Красного Креста под председательством С. П. Боткина. В период руководства Обществом русских врачей С. П. Боткиным и его учеником И. П. Павловым на заседания общества стремились попасть все врачи России, Финляндии и Польши. После смерти Боткина общество стало называться «Общество русских врачей памяти С. П. Боткина». Оно ежегодно проводило панихиды по С. П. Боткину и мемориальные заседания с участием учёных, докладывавших о своих достижениях, и семьи С. П. Боткина. После смерти И. М. Сеченова Общество русских врачей памяти С. П. Боткина точно так же отмечало и память И. М. Сеченова. В течение 10 лет редактором журнала «Труды Общества русских врачей» был Михаил Владимирович Яновский.

С 1897 года заседания Общества проходили в помещении Пироговского музея, на постройку которого деньги собирались по подписке среди всех российских земств. В музейных залах были собраны хирургические препараты, инструментарий, специальные аппараты, документы. В зале заседаний проходили общие съезды врачей и собрания представителей отдельный отраслей медицины. Для приезжих были оборудованы гостиничные номера. Здание Пироговского музея было снесено для строительства гостиницы «Ленинград», а музейные фонды переданы в музей Военно-медицинской академии.

Председатели общества

  • 1834—1840: Ефим Иванович Андреевский
  • 1840—1849?: Семён Фёдорович Вольский
  • Пётр Александрович Дубовицкий
  • 1878—1889: Сергей Петрович Боткин
  • 1906—1913: Иван Петрович Павлов

Общество русских врачей в Москве

Общество русских врачей в Москве было основано в 1858 году по инициативе Ф. И. Иноземцева

Друзья мои, — говорил Иноземцев своим ученикам, — пока я жив, я буду служить вам словом и делом. Но не мешает вам подумать, что мы смертны; во имя вашей же общей пользы необходимо найти лицо бессмертное. Это возможно, если вы образуете коллективное учреждение, общество, состоящее из многих лиц, но управляемое единым умом и единою целью.

и С. А. Смирнова, который писал:

Мы видим примеры установленных учёных обществ, продремавших почти полстолетия над своим уставом, не произведя ни одной живой мысли. Не в таких собраниях нуждаемся мы в настоящее время.

Арбат, д. 21

Первыми тринадцатью членами-учредителями устав общества был подписан 15 октября 1859 года на квартире Н. К. Беркута в доме на Пречистенском бульваре. В 1860 году было проведено уже 22 заседания, на которых было заслушано 216 сообщений. Общество жило полнокровной жизнью, но лишь через 1 год 8 месяцев после подписания проекта устава, 15 июня 1861 года, состоялось его официальное открытие. Ко дню официального открытия «Общества русских врачей в Москве» оно насчитывало 26 членов: С. А. Смирнов, А. Т. Тарасенков, Н. К. Беркут, А. И. Клементовский, Э. Б. Эше, Н. Е. Мамонов, В. А. Голицинский, Р. Я. Расторов, К. М. Соколов, П. В. Кивокурцев, К. Ф. Розенов, Н. А. Тольский, Н. П. Шапкин, М. К. Милютин, Э. Э. Клин, Н. В. Виноградский, В. Н. Белов, В. И. Ельцинский, А. П. Скопин, Ф. И. Иноземцев, И. Я. Ковалевский, И. М. Соколов, И. К. Монигетти, Н. П. Мансуров, Э. Б. Крейзер, Л. Ф. Змеев. К 1 января 1862 года в Общество входило уже 55 человек.

Сначала органом общества была выходившая с 1858 года «Московская медицинская газета». С 1879 года стали выходить «Труды» общества (два раза в год), в котором с 1881 года печатались протоколы общества. В состоявшихся 500 заседаниях общества было выслушано до 10 000 докладов. Обществом было учреждено 5 стипендий для выдачи детям или родственникам членов общества. Общество, благодаря тому, что Ф. И. Иноземцев передал ему всё своё имущество, а сам жил и умер в нищете, имело свой дом, лечебницу, аптеку и библиотеку (1800 томов). 25 марта 1865 года обществом по адресу Арбат, д. 4 была открыта амбулаторная лечебница и аптека при ней, где можно было получить лечение и лекарства по низким ценам, на 30 % — 40 % дешевле, чем это стоило в других местах, а неимущим больным и медицинская помощь, и лекарства предоставлялись бесплатно. Из аптеки общества было отпущено бесплатно лекарств на 64 000 руб. Около 1 млн больных посетило лечебницу за 30 лет работы; бесплатных посетителей было до 40 000 человек.

Первоначально общество собиралось в доме Медико-фармацевтического общества; в 1862—1865 годах — в библиотечном зале в доме Г. А. Черткова. С 1865 года общество нанимало квартиру в доме Лазарика на Арбате (№ 21), а в 1870 году перебралось в дом А. А. Пороховщикова (Арбат, 25), где и оставалось до закрытия в 1918 году.

Арбат, д. 25

Общество русских врачей в Москве явилось первым объединением русских врачей, не просто боровшимся за развитие общественной медицины в России, а реально создавшим общественную медицину в Москве на уровне, не уступающем уровню благотворительной деятельности немецких врачей (один из них — доктор Гааз). И это — первое в Москве общество, известное самой широкой массе врачей, сочувствовавших его целям и в разных формах принимавших участие в его деятельности. По его образцу было создано более 50 провинциальных, губернских медицинских обществ. Ученик Ф. И. Иноземцева и член его кружка С. П. Боткин возглавил «Общество русских врачей» в Петербурге и Общество Красного Креста.

Особое место среди медицинских обществ России занимало Общество русских врачей в память Н. И. Пирогова, основанное в 1881 году. Оно имело свой журнал, многочисленные филиалы в различных городах, каждые два года регулярно собирало съезды русских врачей, вошедшие в историю под названием Пироговских съездов.

  • 1861—1871: Иван Матвеевич Соколов
  • 1872—1890: Николай Кононович Беркут

Развитие обществ

Общества русских врачей стали колыбелью съездов русских естествоиспытателей и врачей. От них впоследствии отпочковались многочисленные специальные медицинские общества — терапевтов, хирургов, гинекологов, офтальмологов и др. Так, после гражданской войны вместо Общества русских врачей, откуда из-за разногласий с В. М. Бехтеревым по поводу теории Бехтерева о возможности полезного действия алкоголя ушёл И. П. Павлов, было основано Санкт-Петербургское терапевтическое общество на платформе трезвости и с участием бывшего председателя Общества русских врачей И. П. Павлова, продолжавшее проводить мемориальные заседания памяти И. М. Сеченова и С. П. Боткина.

Примечания

  1. Устав был утверждён 12 сентября 1833 года.
  2. Общества немецких врачей и практических немецких врачей были созданы также в Москве и Риге (1823). Все они состояли из узкого круга врачей (немцев, а также обучавшихся в Германии или на немецком языке в России) и печатали свои протоколы на немецком языке. В 1859 году было зарегистрировано Общество Санкт-Петербургских врачей, языком трудов и заседаний которого был уже русский, однако протоколы общества печатались всё-таки на немецком языке в «St.-Petersbourger med. Wochenschrift», и в словаре Брокгауза и Эфрона к его названию было добавлено в скобках «(немецкое)».
  3. Черейский Л. А. Гаевский С. Ф. // Пушкин и его окружение. — 2-е изд. — Л.: Наука, 1988. — 544 с.
  4. Лейб-медик Иван Васильевич Енохин (недоступная ссылка). Дата обращения 28 июня 2015. Архивировано 12 февраля 2015 года.
  5. Тарасов Дмитрий Клементьевич (1792—1866) — сын священника; учился в Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии. С 1818 года батальонный лекарь в Преображенском полку, с 1819 — правитель дел канцелярии президента Медико-хирургической академии Я. В. Виллие; лейб-хирург Александра I. После его смерти — главный лекарь Артиллерийского госпиталя; в 1836—1846 годах — директор военно-медицинского департамента.
  6. Шубин Б. М. История одной болезни. — М.: Знание, 1983. — 55 с.
  7. Только один раз И. П. Павлов, как атеист-рационалист, не организовал панихиду, забыв про участие семьи Боткина, но под впечатлением их недоумённых взглядов на мемориальном заседании понял свою ошибку, хотя ему никто ничего не сказал, и в последующем панихиды проводились.
  8. С 1893 года И. П. Павлов был товарищем председателя Общества.
  9. Исторический очерк Общества русских врачей в Москве. — С. 145.
  10. Исторический очерк Общества русских врачей в Москве. — С. 41.
  11. Протоколы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907..
  12. Общества // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907..
  13. Исторический очерк Общества русских врачей в Москве. — С. 131.
  14. Был избран на первом собрании общества после отказа Иноземцева в то время, когда был за границей и до его возвращения в Россию с 15 июня по 15 ноября 1861 года обязанности председателя выполнял избранный товарищем председателя С. А. Смирнов.
  15. Создание общества и съезды российских терапевтов (1909—1924)

> Литература

  • Общества // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки

  • Коллекция экслибрисов Императорской публичной библиотеки.

ОБЩЕСТВО РУССКИХ ВРАЧЕЙ В МОСКВЕ

ОБЩЕСТВО РУССКИХ ВРАЧЕЙ В МОСКВЕ — объединение врачей Москвы, основанное в 1858 г. по инициативе Ф. И. Иноземцева и С. А. Смирнова и утвержденное в 1861 г.

Революционная ситуация в стране в конце 50-х—начале 60-х гг. 19 в. побудила врачей в своей общественной деятельности выйти за рамки узкопрофессиональных и научных интересов и обратиться к проблемам изменения и улучшения мед. обслуживания русского народа и прежде всего — крестьянства (см. Общественная медицина). В этой связи С. А. Смирнов писал, что Общество идет навстречу нуждам народа, потому что живет им и для него. Печатным органом об-ва стала «Московская медицинская газета» (1858—1878), выходившая еженедельно. С 1904 по 1918 г. об-во издавало ежемесячное «Медицинское обозрение». В изданиях Общества публиковались обзоры и рефераты научных медицинских исследований, а также материалы, посвященные вопросам общественной медицины. На заседаниях неоднократно выступали с докладами анатом и хирург И. В. Бу-ялъский, невропатолог А. Я. Кожевников, окулист А. Н. Маклаков, дерматолог А. И. Поспелов, патологоанатом и микробиолог Г. Н. Минх, гигиенист А. В. Погожее, педиатр Н. Ф. Филатов и др. Первые выступления патологоанатома А. И. Абрикосова, педиатров Г. Н. Сперанского и А. А. Киселя, хирурга П. И. Дьяконова, терапевта Д. Д. Плетнева состоялись также на заседаниях этого Общества. Оно содействовало публикации оригинальных научных работ русских врачей, стимулировало продолжение научных исследований, особенно поощряя труды по общественной медицине.

В 1865 г. Обществом была открыта амбулаторная лечебница и аптека при ней. Плата за лечение и лекарства была предельно низкой, а неимущим больным медпомощь оказывалась бесплатно и предоставлялись бесплатные лекарства. С 1865 по 1909 г. лечебницу посетили 1311 612 чел. В ней ежегодно работало до 30 врачей. Лечебница и аптека существовали как учреждения Общества до 1918 г., а затем вошли в общую мед. сеть Москвы. Из многих сторон деятельности Общества следует отметить разработку вопросов улучшения мед. образования, в частности подготовки фельдшеров и акушерок, ряда проблем земской медицины, формировавшейся в те годы, а также нек-рых вопросов организации медпомощи в городах, борьбу за замену «разъездной» системы мед. обслуживания системой постоянных врачебных участков на селе с б-цами при них, за оказание медпомощи сельскому населению бесплатно. Общество добивалось созыва съездов врачей на местах, активно участвовало во Всероссийских съездах русских естествоиспытателей и врачей. Разносторонняя деятельность Общества служила примером для возникших позднее мед. об-в в других городах России. Так, имелось много общих черт в задачах и деятельности Общества русских врачей в Москве и Общества врачей при Казанском университете (см.).

См. также Общества медицинские.

Библиография: Высочайше утвержденное в 1861 году Общество русских врачей в Москве, Исторический очерк административной деятельности, сост. Г. А. Ураноссов, М., 1909; Левит М. М. Борьба Ф. И. Иноземцева и его учеников за создание общественной медицины в России, в кн.: Очерки по истории отечеств, мед. середины XIX в., под ред. М. И. Мультановского, с. 23, М., 1958; Мамонов Н. Исторический очерк Общества русских врачей в Москве (1861 —1871), М., 1875; Петров Б. Д. Общество русских врачей в Москве (К 100-летию со дня основания), Клин, мед., т. 37, № 8, с. 151, 1959; Труды Общества русских врачей в Москве, Указатель докладов, читанных в Обществе за 50 лет (I860 —1910), М., 1911; Устав Общества русских врачей в Москве, М., 1861.

М. М. Левит.