Общество православных врачей

Церковь и традиции русской медицины

27 сентября 2015 года протоиерей Сергий Филимонов отметил 50-летие со дня рождения. Поздравляем его с юбилеем и желаем ему здоровья и помощи Божией в его многогранной деятельности, ведь он одновременно является профессором СПбГПМУ и Первого СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, кандидатом богословия, доктором медицинских наук, главным редактором журнала «Церковь и медицина», членом Исполкома Общества православных врачей России (ОПВР) им. Свт. Луки (Войно-Ясенецкого), председателем Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. Свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского, настоятелем храма Державной иконы Божией Матери, практикующим лор-хирургом высшей категории. Любви к медицине отца Сергия научили родители-врачи, а любви к Богу и людям — архиепископ Лука. Его фотографии отец Сергий любезно предоставил Фонду Андрея Первозванного для выставки «Святитель Лука», которая прошла в Москве 5-6 июня 2014 года. (http://www.orthomed.ru/node/434). Эту выставку увидели и участники V Всероссийского съезда православных врачей (https://yadi.sk/d/tjC_ouv3jNBST). В 2016 году она будет приурочена к 100-летию со дня защиты докторской диссертации Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого «Регионарная анестезия», 70-летию со дня получения владыкой Лукой Сталинской премии и перевода на Симферопольскую кафедру, а также к 20-летию со дня обретения его святых мощей и причисления к лику местночтимых святых в Симферопольской и Крымской епархии.

— Отец Сергий, мы познакомились с Вами в Купавне на одной из конференций, посвященных святому врачу-хирургу. Благодарим Вас и Светлану Владимировну Лободину за помощь в организации выставки «Святитель Лука». О том, что она состоится, стало известно 18 марта 2014 года, в день обретения мощей святителя Луки. Именно в тот исторический день Владимир Путин объявил о возвращении Крыма в Россию. До этого все жители Крыма молились своему Небесному покровителю. Вам удается совмещать служение Богу с работой врача по примеру святителя Луки. Какую роль он сыграл в Вашей жизни?

— Огромную. Своим студентам в Санкт-Петербургском медицинском университете я стараюсь рассказывать о личности и жизненном пути святителя. Жаль, что многие выпускники медицинских вузов мало что знают о нем. До 21 года я тоже ничего не знал о святителе Луке. Когда был курсантом Военно-медицинской академии, на курсе оперативной хирургии преподаватели рекомендовали нам его «Очерки гнойной хирургии» как классический труд по медицине. В советское время нам не говорили, что автор этой прекрасной книги — священнослужитель. Когда я стал верующим врачом и начал воцерковляться, мой духовный отец — протоиерей Василий Лесняк — принес его автобиографию с пожеланием, чтобы я стал похожим на него, чтобы его жизнь стала для меня примером. Хотя таких высоких целей, как молодой Валентин Войно-Ясенецкий, я перед собой не ставил, все же хотел послужить людям, помогать им в их скорбях и болезнях. Я изучал иконографию святителя Луки, даже сделал доклад на эту тему. Прочитав труды и проповеди святителя, был поражен его многогранностью, титанической высотой и силой его мысли. Мне стало ясно, что человек не сможет ничего подобного сотворить в своей жизни, если ему не станет помогать Бог. Так для меня через святителя Луку засиял свет Христа. Я считаю, что о нем нужно рассказывать везде и всюду. Сердечно благодарю Фонд Андрея Первозванного за предоставленный нам электронный макет фотовыставки. (https://yadi.sk/d/EKaIjC7Yghz99) После съезда мы будем использовать ее на других наших мероприятиях.

— Расскажите, пожалуйста, о съезде.

— Съезд проходил по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В работе съезда приняли участие священнослужители из 89 епархий Русской Православной Церкви, представители региональных отделений Общества православных врачей России, гости из Белоруссии, Украины и Казахстана, работники здравоохранения, студенты медицинских вузов, сестры милосердия. Организаторами съезда стали Общество православных врачей России, Отдел по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ, Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии, Правительство Санкт-Петербурга, Общество православных врачей Санкт-Петербурга им. Свт. Луки (Войно-Ясенецкого), Северо-западный Федеральный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова и Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова. Форум начался в храме святого Димитрия Солунского в Коломягах, где делегаты съезда приняли участие в Божественной литургии, которую возглавил председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.

Съезд был посвящен вопросам сохранения и укрепления традиций русской медицины, увековечению памяти известных врачей, внесших большой вклад в развитие мировой медицины, сохранению высокого звания врача, воспитанию милосердного отношения к личности больного. 3 октября мы открыли мемориальную доску Е.С. Боткину — лейб-медику семьи последнего Российского императора — и провели Межрегиональный форум студентов медицинских вузов, имеющий большое значение для воспитания медиков на примерах жизни и служения врачей, которые до конца жизни сохранили верность человеческому и врачебному долгу.

— Какие проблемы обсуждались на съезде?

— Мы обсудили следующие темы: «Современные проблемы биомедицинской этики», «Пастырское и сестринское служение в больнице», «Душепопечение лиц с расстройствами поведения и психики», «Терапия семейных отношений», «Православный пост: питание и медицина», «Правовые аспекты служения Церкви в медицинских учреждениях», «Особенности пастырского сопровождения психических больных».

— Сейчас в обществе широко обсуждается предложение законодателям Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла вывести аборты из системы обязательного медицинского страхования. Об этом он сказал 22 января 2015 года на III Рождественских Парламентских встречах, состоявшихся в Государственной Думе ФС РФ в рамках XXIII Международных Рождественских чтений. Что Вы об этом думаете?

— Православные врачи Санкт-Петербурга активно поддерживают предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Я считаю необходимым изменение мировоззрения медицинских работников. Среди врачей господствует абортивное мышление. В случае каких-либо неблагоприятных факторов в плане здоровья матери или плода нередко как средство эффективного решения проблемы сразу предлагается аборт. Однако многие родители хотят растить и воспитывать своего ребенка, даже если он родится больным, с пороками и различными отклонениями. Абортивное мышление врачей нужно постепенно изменить, чтобы оно стало позитивным репродуктивным, настроенным на жизнь, а не на смерть. Без сомнения, для преодоления такого зла как аборт нужен комплекс мер: помощь семьям в разрешении жилищных проблем, материальная поддержка многодетных семей, введение в работу системы здравоохранения этических норм, которые побуждали бы врачей заботиться о сохранении жизни зачатого ребенка, сдерживание рекламы и пропаганды абортов. Об этом говорил Патриарх Кирилл, предлагая вывести аборты из системы ОМС. По его мнению, это не приведет к увеличению количества подпольных абортов, поскольку цена услуг профессиональных медиков не должна быть неподъемной.

— Инициатива Предстоятеля Русской Православной Церкви вызвала большой общественный резонанс. Дискуссии развернулись и в СМИ, и в социальных сетях. Что Вы могли бы сказать противникам инициативы Патриарха?

— Дискуссия развернулась и на нашем съезде после выступления протоиерея Димитрия Смирнова. Дело в том, что беременность не является болезнью, а аборт — лечением, лечебной или улучшающей здоровье манипуляцией, которую государство должно оплачивать из средств налогоплательщиков. Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Дягилев говорит о необходимости реальной поддержки беременных женщин, матерей-одиночек и многодетных семей, о важности появления семейных целомудренных образовательных программ, пропагандирующих христианские семейные ценности. Отец Александр считает, что при разработке законопроекта, однако, нужно не забыть учесть, что существует аборт по медицинским показаниям при прямой угрозе жизни и здоровью женщины. Главный врач Душепопечительского Центра Общества православных врачей Санкт-Петербурга, акушер-гинеколог Центра медицины плода Юлия Торопкова полагает, что выведение аборта из услуг системы ОМС позволит верующему врачу отказаться от проведения этой несовместимой с его религиозными или морально-нравственными принципами манипуляции, не рискуя остаться без работы. Юлия Юрьевна является одним из 150-ти членов Общества православных врачей Санкт-Петербурга. Это врачи разных специальностей, исповедующие православную веру. Есть у нас и ассоциативные члены Общества — педагоги, психологи, медсестры и студенты, не имеющие диплома медицинского вуза.

— Расскажите, пожалуйста, об Обществе православных врачей России имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

— 29-30 сентября 2007 года в Белгороде прошел I Всероссийский съезд православных врачей, на котором представители 49-ти епархий Русской Православной Церкви приняли решение создать эту общероссийскую общественную организацию. ОПВР является добровольным, самоуправляемым некоммерческим общественным объединением. 12 октября того же года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий благословил деятельность Общества православных врачей России, присвоив ему имя исповедника и врача святителя Луки. Общество действует в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общественных объединениях», иным действующим законодательством Российской Федерации, руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права и собственным Уставом при уважении и соблюдении Устава Русской Православной Церкви. ОПВР строит свою деятельность на основе принципов равноправия своих членов, законности, гласности, добровольности и самоуправления.

— Каковы цели и задачи Общества православных врачей России?

— Главная цель — объединить уже существующие и вновь возникающие региональные общества православных врачей в единую организацию, главным направлением деятельности которой является привнесение христианских ценностей в российскую медицину и улучшение качества здоровья граждан Российской Федерации. Основной задачей Общества является улучшение медицинской помощи россиянам и духовное врачевание со стороны священнослужителей Русской Православной Церкви, оказание православными врачами посильной безвозмездной профессиональной медицинской помощи, понимаемой как служение страдающему человеку.

— 18 июня 2015 года в Москве было подписано Соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством здравоохранения Российской Федерации. Отдельная статья посвящена совместной работе по профилактике абортов. Каковы перспективы такой работы?

— Соглашение предполагает развитие при роддомах центров кризисной беременности с участием психологов и представителей Русской Православной Церкви, участие представителей религиозных организаций в предабортном консультировании женщин в медицинских организациях. На сегодняшний день в России работает более 50 церковных центров защиты материнства, 27 церковных приютов для женщин с детьми и беременных в кризисной ситуации, 26 из которых созданы в последние 5 лет. В Церкви функционируют около 30 центров гуманитарной помощи, более чем в 25 епархиях ведется предабортное консультирование женщин в женских консультациях. Общество православных врачей Санкт-Петербурга наряду с другими проблемами занимается и проблемой аборта, дородовой диагностики, контрацепции.

— В книге Марка Поповского «Жизнь и житие святителя Луки Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга» описано, как Валентин Феликсович однажды выгнал из кабинета беременную и долго не мог успокоиться, сердито рассказав жене, что девушка потребовала вытащить нагулянного ребенка. Уверена, что Вы сделали бы так же. Что должна знать женщина о последствиях аборта?

— Она должна знать, что кровь убиенных младенцев вопиет от земли. В Священном Писании Сам Бог является «заступником немощных» (Иуд. 9, 11). Повеление «Не убивай ребенка, причиняя выкидыш» есть в «Учении двенадцати апостолов». Аборт представляет серьезную угрозу физическому и духовному здоровью матери не только из-за женских болезней. Прервав беременность, женщина бросает вызов Богу, чем подвергает себя опасности остаться одинокой, потерять родных и близких, стать инвалидом. Только в случае прямой угрозы жизни матери в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Церковь не отвергает женщин, совершивших аборт, а призывает их к покаянию, молитве и несению епитимий с последующим участием в спасительных таинствах.

— В вашем храме Державной иконы Божией Матери создана специальная группа «Помощь молодой матери». Расскажите о ней, пожалуйста.

— К маю 2008 года, когда впервые возникла идея создания нашей группы, в приходе было восемь молодых семей, более ста детей и около пятнадцати женщин, которые имели проблемы в репродуктивной сфере или были беременны. Наша группа — это подразделение Общества православных врачей. Мы сотрудничаем с Санкт-Петербургским фондом грудного вскармливания, кризисным центром «Маленькая мама», центром «Жизнь» при Новодевичьем монастыре, фондом святого Димитрия Солунского, с акушерским отделением гатчинской Центральной районной клинической больницы, Медико-генетическим центром, больницей им. С.П. Боткина, акушерским отделением Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И.П. Павлова, родильным домом N 9 и с другими медицинскими учреждениями города.

— Какие цели и задачи стоят перед группой?

— Цель создания нашей группы — профессиональная медицинская помощь и духовное окормление беременных женщин и кормящих женщин, консультирование бесплодных супружеских пар, помощь в вопросах по уходу за ребенком, крещение новорожденных, находящихся в тяжелом состоянии, организация паломнических поездок. Основное — это, конечно, подготовка к естественным, нормальным родам и помощь женщинам, у которых беременность осложнена. Все женщины распределяются нами по подшефным роддомам.

— К вам за помощью обращаются только ваши прихожанки?

— Нет. Приезжают и женщины из других храмов Санкт-Петербурга, иных епархий и городов России, жены священников и даже невоцерковленные женщины, имеющие негативный опыт общения с государственными медучреждениями. Бывает, что приходится решать вопросы, связанные, не только с методами лечения бесплодия, но и с выбором роддома. В последние годы в российских роддомах существует «акушерская агрессия». Где же православной женщине найти грамотного акушера-гинеколога, который может понять ее психологические особенности и правильно принять роды? Однажды к нам пришла женщина, больная сахарным диабетом. Ей сказали, что мы не будем уговаривать ее прерывать третью беременность. Две предыдущие беременности протекали тяжело, так как диабет во время них декомпенсировался. Она родила двоих детей и мечтала родить третьего ребенка.

— Как можно обратиться к специалистам вашей группы.

— Чтобы попасть на прием к врачу в одно из лечебно-диагностических учреждений города, с которыми мы сотрудничаем, нужно обратиться через сайт Общества православных врачей или через его диспетчерскую. Возможно и обращение через секретариат храма по предварительной записи.

— Иногда целью аборта служит «поставка» тканей и органов человеческих зародышей, абортированных на разных стадиях развития, для лечения различных заболеваний и «омоложения» организма. Как нужно относиться к этому явлению?

— Это просто кощунственно. Собор Русской Православной Церкви определил, что употребление методов фетальной терапии недопустимо. Осуждая аборт как смертный грех, Церковь не может оправдать уничтожение зачатой человеческой жизни, даже если эффективность терапии «омоложения» научно докажут. Она является преступлением и примером вопиющей безнравственности.

— В чем основная причина бесплодия женщин?

— Существует более 30-ти медицинских причин бесплодия, но бывают и духовные причины. Верующей супружеской паре необходимо начинать с тщательного исследования качества своей христианской жизни и осмысления всего происходящего вместе со своим духовником. Важно выявить родовые и семейные грехи, которые могут мешать деторождению. Если брак не освящен Церковью, необходимо венчаться. Супруги должны регулярно участвовать в таких церковных таинствах, как исповедь, причастие, соборование. Прихожане нашего храма несколько раз совершали паломнические поездки на Кипр к Кипрской иконе Божией Матери, у которой молилось огромное количество женщин разного возраста и национальностей. Почти все они обрели долгожданную беременность. В России в каждой епархии есть свои чудотворные места и святыни, которые обладают целительной силой и помогают при бесплодии. Одновременно с духовным окормлением супругов священником их лечением занимаются врачи. В течение года или двух лет супруги воцерковляются и лечатся. Если за это время не наступает беременность, ситуация отпускается на волю Божию, и супруги могут принять с семью приемного ребенка.

— Опасно ли проведение ультразвуковой диагностики беременным?

— Категорически недопустимо без крайних показаний выполнять УЗИ на сроке беременности 3-6 недель, если нет подозрения на внематочную или нарушенную беременность. Первое плановое УЗИ выполняется на 11-15 недели беременности. В это время можно выявить «замершую», неразвивающуюся беременность. Применение УЗИ оправдано с целью раннего выявления и лечения заболеваний плода или угрозы для жизни женщины. Сложнее всего, когда у плода выявляется порок несовместимый с жизнью и встает вопрос о прерывании беременности по медицинским показаниям. Задача нашей службы в такой ситуации предоставить женщине полную, выверенную информацию о состоянии ее здоровья и патологии плода, чтобы она могла спокойно принять взвешенное решение без давления со стороны окружающих, в том числе врача женской консультации. Окончательно решение женщина принимает только по благословению ее духовника.

— В чем все же преимущества православного врача в лечении пациента?

— Очень важно, например, успеть окрестить «страха ради смертного» младенцев, которые появились на свет с патологией и находятся в тяжелом состоянии. Если рядом с «тяжелым» малышом окажется врач или медсестра, которые могут его крестить, то его шанс выжить намного выше, чем у некрещеных детей с тем же заболеванием. За один только год в нашей группе данным чином было крещено 98 младенцев, из которых умерло 7 малышей. Акушерство — это одна из самых консервативных специальностей, но за последние годы время родов сократилось практически вдвое, и вместо положенных 16-18 часов женщины рожают 6-8 часов, из-за чего увеличилось число случаев родового травматизма у женщины и малыша. До 2/3 детей сейчас рождается с соматической патологией и с заболеваниями центральной нервной системы. Естественные роды требуют много времени и сил, они не технологичны. Наши роддома борются за звание роддома, доброжелательного к ребенку. Предлагаются индивидуальные или семейные роды, но ведь важен не статус роддома, а голова и руки врача. Чтобы лечить не болезнь, а человека, у врача должны быть определенные философско-религиозные убеждения. Очень важно, чтобы перед родами помолилась не только женщина, но и акушер-гинеколог. В некоторых роддомах женщин ругают за принесенные с собой иконы. Чтобы уменьшить процент «акушерской агрессии», мы направляем наших подопечных в подшефные роддома к конкретным врачам.

— На съезде большое внимание было уделено психическому нездоровью людей. Как Вы прокомментируете то, что 7 сентября 2015 года в Санкт-Петербурге пациентом Дорожной клинической больницы был убит врач?

— Для пациентов, которые ложатся на пластические операции, характерно несколько легкомысленное отношение к медицине. Нередко они имеют изменения в психике. За рубежом таких больных перед операцией должен осмотреть психиатр. В России этого нет, а ведь если у пациента имеются такого рода отклонения, результат хирургической операции будет просто сведен к нулю — пациенту он все равно не понравится, и он пойдет оперироваться во второй, в пятый, в десятый раз. Врач может всё идеально сделать, но потом возникнут какие-то осложнения, отклонения, по независящим от него причинам, ведь человеческий организм — это не машина, а врач — не скульптор. Во взаимоотношениях между пациентом и врачом важно взаимопонимание. Основная причина конфликтов — невнимательность врача к больному или неадекватное восприятие больным информации, предоставленной врачом. Поэтому в основе лежит первичная встреча врача и пациента, детальный разговор, обсуждение возможных вариантов осложнений и выходов из них. Когда пациент поступает на лечение в клинику, тем более на оперативное лечение, ему предлагается информированное согласие. Пациента предупреждают о том, как будет проводиться лечение и к каким негативным последствиям оно может привести, ведь любая операция имеет определенный риск, когда, например, в 80% случаев может наступить смерть. И пациент сам принимает решение, идти ли ему на операцию. Попадет он в эти 20%, зависит не от врача и не от больного, а от особенностей организма, ну и, в первую очередь, от воли Божьей. Бывает, врач плохо объясняет все возможные риски. Бывает, менталитет пациента не позволяет критически оценить последствия. Он думает, что всё пройдет гладко, плохое его не коснётся. Но у каждого организма есть свои особенности функционирования, особенности конституции, возраста, пола и т.д. К сожалению, ситуация в российской медицине такова, что когда у врача полный коридор пациентов, ему не до разговора. Те нормативы, которые сегодня приняты в различных специальностях, особенно в амбулаторно-поликлиническом звене, не позволяют врачу в должной степени общаться с пациентом, разъяснять ему специфику проводимых процедур. Учитывая загруженность врачей, пациенты еще на догоспитальном этапе должны уточнить все, что их беспокоит, до конца выяснять, какое лечение предстоит, быть внимательными к рекомендациям и заключениям врачей.

— Отец Сергий, благодарю Вас за интересную беседу и желаю здоровья и помощи Божией в Вашей многогранной деятельности.

Православные медицинские центры и консультации возникают при храмах. Их создатели — священнослужители или активные прихожане. Принимая участие в церковной социальной деятельности, добровольцы сталкиваются с необходимостью возникновения православных медицинских роддомов, консультационных центров, аптек и больниц. Адреса и телефоны некоторых из них мы публикуем.

Больницы


Центральная Клиническая больница свт. Алексия, митрополита Московского, МП РПЦ:
http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=20&s=36&id=4072
Адрес: Москва, Ленинский просп., д. 27.
Телефон справочной службы: (495) 952-36-41.
Регистратура: (495) 952-11-41, 952-15-62, 952-39-84.
Факс: (495) 952-49-41, 952-36-62.
Сайт: medpatriarh.ru.http://www.medpatriarh.ru/
Директор больницы: Валерий Константинович Доронкин.
Главный врач: Екатерина Яковлевна Богданова.
Настоятель больничных храмов (храм свт. Алексия, митрополита Московского, храм Тихвинской иконы Божией Матери): иерей Александр Доколин.
Количество мест: 220.

Отделения хирургии, терапии, неврологии и эндоскопии:
Госфинансирование составляет около 30%, остальные средства поступают от Церкви и частных благотворителей.
Больница была основана в 1902 г. как лечебное благотворительное учреждение. В советское время преобразована в городскую клиническую больницу № 5. 26 мая 1992 г. была передана Патриархии. В настоящее время — единственная церковная больница в Москве.
Медицинская помощь оказывается жителям Москвы, а также священнослужителям всех епархий Русской Православной Церкви. Люди, не имеющие московской прописки, могут пройти медицинское обследование, предоставив направление от духовника, заверенное Комиссией по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы.

Епархиальная православная церковная благотворительная больница святой блаженной Ксении Петербургской:
http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=1&s=8&id=61
Адрес: Россия, Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 19.
Телефон: (812) 274-81-76.
Факс: (812) 274-22-29.
E-mail: bolnicakseniespb@mail.ru.
Главный врач и духовник больницы: настоятель больничного храма во имя св. блж. Ксении Петербургской протоиерей Артемий Темиров.
Количество мест: 35.

В больнице предусмотрены должности врачей-терапевтов, врачей-консультантов: кардиолога, эндокринолога, хирурга, невролога, врача-физиотерапевта и врача лучевой диагностики. Большая часть среднего и младшего медицинского персонала — палатные медицинские сестры и санитарки.

Храмы Санкт-Петербуржской и Ладожской Епархии отчисляют 2% от своего бюджета на содержание больницы. Остальное финансирование осуществляется за счет частных пожертвований.
Больница была построена по благословению Его Святейшества Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в 1990 году. Недавно она открылась после ремонта. Госпитализация осуществляется по направлению духовника, после утверждения на комиссии больницы. Максимальный срок госпитализации — 30 дней, но может быть продлен по прошению прихода. За год через больницу проходит около 110-130 человек, а за все время существования больницы — около 2500 больных. Лечение бесплатное.

Елизаветинская больница, поликлиника г. Пермь

Адрес: г. Пермь, ул. Екатерининская, 224 (4-х этажное здание бывшей МСЧ №5).

Тел. регистратуры: (342) 236-85-55

Православные медицинские центры, поликлиники, приходские консультации

Общество православных врачей Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского:

Председатель Общества: доктор медицинских наук, кандидат богословия, профессор протоиерей Сергий Филимонов.
При Общество создан консультативный пункт. Помощь безвозмездная. Консультируют: невропатолог, терапевт, педиатр, психолог и психиатр (взрослый и детский), онколог, эндокринолог, гинеколог-эндокринолог. Эти врачи трудятся в медицинских учреждениях, а в свободное время оказывают безвозмездную медицинскую помощь в центре.

На прием к специалистам (или телефонные консультации) необходимо записываться заранее. Телефон и время работы диспетчера можно узнать на сайте Общества www.opvspb.ru http://www.opvspb.ru/
Телефон: +7 (812) 293-27-51

Медицинские консультации при Обществе православных врачей во имя святителя Антония (Смирницкого):

Адрес: Воронеж, ул. Освобождения труда, д. 20.
Телефон: 8 (4732) 55-27-84.
Руководитель общества: Андрей Савченко, заведующий отделением для новорожденных детей Воронежской областной детской клинической больницы № 1.
Общество православных врачей оказывает медицинские консультации с 2003 года. Больных принимают специалисты: невролог, окулист, терапевт, гастроэнтеролог, стоматолог, кардиолог, врач физиодиагностики, онколог, лор, педиатр, врач по лабораторной клинической диагностике, фтизиатр, рентгенолог. Запись на прием осуществляется в течение дня. Обратившегося больного направляют к специалисту, который работает в государственном медицинском учреждении. Помощь оказывается бесплатно. На больного заводится карта и выдается свидетельство об обследовании. При необходимости пациент направляется на дополнительное обследование. Кроме того, общество православных врачей практикует выезд специалистов в сельские населенные пункты по согласованию с благочинным.

Православная поликлиника №5 г. Нижний Новгород

Адрес: Адрес: г. Нижний Новгород, Окский съезд, д.2 «а», корпус № на территории Крестовоздвиженского женского монастыря.

Режим работы: Пн-Пт с 8:00 до 20:00, Сб-Вс: выходной

Заведующий: Александр Модестович Черноносов

Регистратура: (831) 433-00-82
Факс: (831) 430-31-71
Единая справочная: (831) 428-81-88, 464-05-05

Часы работы с 8.00 до 18.00

Поликлиника обслуживает священнослужителей, членов их семей, монашествующих, сотрудников всех структурных подразделений Нижегородской Епархии, активных прихожан.

Сайт: http://www.pomc.ru/structure/clinic_5


Православный медицинский центр в честь святой блаженной Ксении Петербургской:

http://www.nsad.ru/index.php?issue=17§ion=12&article=343

Адрес: Коломна, ул. Лазарева, д. 11
Телефон: (261) 4-27-44.
Сайт: http://www.novogolutvin.ru/obedience/med/socorx/index.html
Главный врач: монахиня Екатерина (Варфоломеева).
Православный Медицинский центр в честь св. блаженной Ксении Петербургской открыт в Ново-Голутвинском Свято-Троицком монастыре 6 октября 1997 года для оказания бесплатной медицинской помощи прихожанам, жителям города, паломникам, жителям других регионов, насельницам монастыря. Прием ведут инокини монастыря, имеющие медицинское образование, — терапевт, невропатолог. Врачи самостоятельно проводят экстренное обследование: электрокардиографическое исследование, экспресс-определение содержания гемоглобина и сахара в крови. Для лечения болезней прибегают к фитотерапии, аллопатическим средствам и рецептам народной медицины. За время существования центра за медицинской помощью обратилось более 15 тыс. человек. Время приема — сб, вс с 11 до 16.

Хосписная служба Екатеринбургской епархии:

Адрес: Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, д. 57 (Свято-Троицкий кафедральный собор).
Телефон: (343) 351-65-72.
Руководитель: доктор Елена Шарф
Духовник: протоиерей Евгений Попиченко, руководитель социального отдела Екатеринбургской епархии.
Служба была основана 1 июля 2002 года. Она оказывает бесплатную медицинскую помощь на дому тяжелым онкологическим больным (IV терминальной стадии). Для первичной консультации на дом к больному выезжает врач-онколог, затем наблюдение ведет медицинская сестра. За время существования службы была оказана помощь более 1 тыс. человек.

Медицинская служба при храме Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе г. Москвы:

Адрес: Москва, ул. Нижняя Красносельская, д. 12, стр. 1.
Телефон: (495) 267-34-28.
Руководит медслужбой, основанной в 2004 году, приходской совет. Принимаются все желающие. Медицинская помощь оказывается безвозмездно, оформляются медицинские карты пациента. Врачи — кардиолог, взрослый эндокринолог, детский эндокринолог — ведут прием в воскресенье, после поздней литургии — с 12.00.

Мобильный отдел Православной службы спасения бездомных, Москва:

http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=2&s=26&id=4227

Адрес: Москва, Ленинский просп., д. 8, корп. 12 (больничный храм во имя святого благоверного царевича Димитрия).
Телефон: (495) 764-49-11.
Руководитель: Илья Кусков.
Духовник: протоиерей Аркадий Шатов, председатель Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете города Москвы.
Служба основана 27 ноября 2004 года. Автобус «Милосердие» оказывает безвозмездную медицинскую помощь бездомным. Фельдшер и медсестры перевязывают и промывают раны. Чаще всего в Службу спасения обращаются бездомные с гнойными ранами, расстройствами желудка, температурой.
В зимнее время автобус совершает рейды по городу, оказывая помощь бездомным. В сложных случаях, при необходимости госпитализации, сотрудники службы спасения вызывают скорую помощь.

Консультации православного врача:

Адрес: Лесосибирск, ул. Кедровый парк, д. 27, Крестовоздвиженский собор.
Телефон: (39145) 43-28-9.
Руководитель: иерей Андрей Чугунов.
Прием по предварительной записи ведут два специалиста: педиатр и терапевт. Рекомендации даются в устном виде, медицинская помощь оказывается безвозмездно.
Помощь специалистов больным оказывается в рамках работы Сестричества во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого), созданного в 1997 году при Центральной городской больнице.

Подготовила Ольга БЕЛЯЕВА

Комментарий эксперта:

Протоиерей Сергий Вогулкин, профессор, доктор медицинских наук: Сейчас во множестве храмов открываются врачебные консультации. Я считаю, что это весьма перспективно и будет развиваться и в дальнейшем. Болящих сейчас очень много. И если они хотят попасть на прием к доктору, исповедующему Православие, почему бы им не прийти в храм. Вспомним: раньше в общины сестер милосердия для консультаций приглашали лучших врачей того времени. Потому что и тогда, и сейчас содержание медицинского учреждения, в котором работают высококвалифицированные специалисты, требовало и требует больших затрат. Да и не должны мы брать на себя функции здравоохранения, подменять как-то государственную структуру. Только дополнять. По моему мнению, все должно быть разделено и каждый должен заниматься своим делом. В государственных учреждениях и роддомах нужны храмы, чтобы их посещали и больные и доктора. Для того же, чтобы больной попал к православному доктору, нужны консультации при храмах, на которых человек получит совет, рекомендацию, к кому обратиться дальше. В случае же, когда помимо телесных хворей есть тяжесть душевная, (что случается часто), пациент от врача-консультанта идет к священнослужителю в этом же храме.

МОСКОВСКОЕ ОБЩЕСТВО ПРАВОСЛАВНЫХ ВРАЧЕЙ ПРОТИВ АБОРТОВ

«Московское общество православных врачей» было создано в 1995 году. Это была первая из подобных организаций. Это была реакция верующих православных врачей на то крайнее неблагополучие, которое охватывало современную медицину, и в дальнейшем другие общества создавались по той же причине.

Наша первая задача — это, конечно, способствовать сохранению и улучшению здоровья населения. Мы все профессионалы, и наша работа в первую очередь должна была быть профессиональной. Мы создали Общество православных врачей для того, чтобы способствовать привнесению в отечественную медицину принципов христианской нравственности. Наша цель — способствовать христианизации медицины.

Понимается это очень широко — и как совершенствование самих врачей, и как просвещение больных вместе со священниками по поводу сущности болезни, и как просвещение наших коллег, — в общем, внесение элементов духовного оздоровления в процесс врачевания и ПРОТИВОСТОЯНИЕ ТЕМ НЕДОПУСТИМЫМ НОВАЦИЯМ, КОТОРЫЕ СЕЙЧАС РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ В МЕДИЦИНЕ. ЭТО… НЕПРИЯТИЕ АБОРТОВ, НЕПРИЯТИЕ ТАКИХ МЕТОДОВ ЛЕЧЕНИЯ, КАК ФЕТАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ (КОГДА ЛЕЧАТ ВЫТЯЖКАМИ ИЗ ПЛОДОВ, УБИТЫХ ВО ЧРЕВЕ МАТЕРИ), НЕПРИЯТИЕ ЛЕЧЕНИЯ СТВОЛОВЫМИ КЛЕТКАМИ, ЕСЛИ ОНИ ДОБЫТЫ ИЗ ЭМБРИОНОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ АБОРТОВ… Это такие реалии, которые православная медицина должна вовремя понимать и противостоять им».

Александр Викторович Недоступ, доктор медицинских наук, профессор Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М.Сеченова, председатель Московского общества православных врачей

Зачем нужны общества православных врачей?

Общества православных врачей как общественные организации существуют во многих городах. Об их работе рассказали участники круглого стола на конференции «Церковь и медицина»: «Возможный объем медицинской помощи населению силами и средствами Русской Православной Церкви».

Общества православных врачей как общественные организации существуют во многих городах. Об их работе рассказали участники круглого стола на конференции «Церковь и медицина»: «Возможный объем медицинской помощи населению силами и средствами Русской Православной Церкви».

Созданное 3 года назад Тульское общество православных врачей сразу поставило своей задачей миссионерство среди медицинских работников. Об этом рассказала Тульский врач Василиса Ошевская. Сначала организовывали конференции, но это оказалось малоэффективно. Стали работать с научно-практическими обществами. С лекциями о тоталитарных сектах приезжали гости из Москвы – профессор Ф.В. Кондратьев из Института судебной экспертизы им. Сербского и священник Олег Стеняев. Эти лекции нашли большой отклик у тульских психиатров.
Самыми «неподдающимися» тульскими врачами оказались акушеры-гинекологи. Они категорически не желают сотрудничать с Обществом православных врачей. Ни в одном из роддомов пока не удалось открыть молельную комнату. По мнению Ошевской, такая реакция – психологическая защита. Совесть подсказывает врачам правоту Православия, однозначно считающего аборт убийством, но уж очень выгодны эти «операции» материально.
А вот в кожно-венерологическом диспансере Тулы работает несколько членов Общества православных врачей. На примере диспансера видно, как меняется обстановка в коллективе, если там работает несколько христиан. Главврач кожно-венерологического диспансера впервые в жизни причастилась в этом году на Пасху, в 67 лет!
Рассказала Ошевская и о вопиющих случаях, когда священники не благословляли прихожан на операцию, что иногда приводило даже к смерти их духовных чад. Ведущий круглого стола, председатель Московского общества православных врачей профессор Александр Недоступ повторил то, что уже неоднократно писал в своих статьях. Что не дело священника принимать решение в этих вопросах.
Сложность открытия храмов при лечебных учреждениях связана не только с нежеланием руководства больниц, но и с тем, что многие священники не хотят идти в больничные храмы, не готовы к служению в них. Василиса Ошевская также рассказала, что не высказала мысль о целесообразности подготовки священников для службы в больничных храмах. Ей возразил ответственный секретарь Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата иеромонах Серафим (Кравченко). Невозможно готовить духовенство, ориентированное только на больничные или только на войсковые храмы. Вернее, в больших городах это возможно, но нецелесообразно хотя бы потому, что ни одному священнику не гарантирована стабильность. Протоиерей Аркадий Шатов сказал, что каждый священник должен быть готов к служению в больничном храме. И до революции семинаристы получали необходимый каждому пастырю минимум медицинских знаний.
Настоятель храма святителя Николая в с. Ромашково Московской области и клирик домового храма Божией Матери «Целительница» при Центре психического здоровья Российской академии медицинских наук (НЦПЗ РАМН), врач-психиатр протоиерей Алексий Бабурин считает, что вопрос о формировании больничного духовенства актуален. Во всех развитых странах есть медицинские капелланы. В Европе регулярно проходит их конгресс, в котором участвуют и православные священники, но ни разу там не было представителей из России. Было бы полезно изучить материалы конгрессов, в которых отражен реальный опыт священников, много лет несущих служение при больницах. Вопрос о подготовке больничных священников актуален и может быть поставлен для рассмотрения священноначалию.
Отец Алексий тоже сталкивался с отказом священников идти в больничные храмы, или, что еще хуже, ошибками, мешающими работе врачей. Это подтверждает необходимость специальной подготовки. Действительно, до революции священники имели минимум знаний, могли в случае необходимости выполнить работу фельдшера. И сегодня в Москве делаются попытки такой подготовки. Врачи НЦПЗ уже 8 лет читают лекции по психиатрии, психотерапии и наркологии в Московской духовной семинарии (а с прошлого года пастырская психиатрия преподается и в Сретенской семинарии). Отец Алексий 8 лет читал лекции по наркологии в Свято-Тихоновском университете. В НЦПЗ действуют специальные курсы для священников. Священник Валентин Жохов (тоже врач по светской специальности) читает лекции в медицинском училище при Марфо-Мариинской обители. Но это разрозненные, хаотические попытки. Отец Алексий Бабурин за то, чтобы медицинская подготовка священников велась более организованно. Окончательное решение может принять только священноначалие, но неверно категорично утверждать, что подготовка больничных священников не нужна.
При Свято-Троицком Ново-Голутвином женском монастыре в Коломне с конца 1997 года действует православный медицинский центр в честь святой блаженной Ксении Петербургской. Медицинскую помощь оказывают три насельницы монастыря, имеющие медицинское образование. Главный врач центра монахиня Екатерина вкратце рассказала о деятельности центра. Более подробную информацию она дала на конференции, зачитав доклад настоятельницы монастыря игуменьи Ксении (Зайцевой). Полный текст доклада будет опубликован на сайте.
Только к концу круглого стола участники «добрались» до заявленной темы. Некоторые ревностные не по разуму христиане хотят, чтобы вся медицинская помощь верующим оказывалась при приходах и монастырях. Протоиерей Сергий Филимонов, доктор медицинских наук, председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга убежден, что это может привести только к дискредитации Церкви. При серьезных травмах и заболеваниях квалифицированную медицинскую помощь можно получить только в медицинском учреждении — приход и монастырь не в состоянии обеспечить соответствующей аппаратурой. Храмы и монастыри могут должны оказывать посильную благотворительную помощь. Например, в некоторых киевских приходах бесплатно мерят давление – мелочь, но для многих очень важная.
При Санкт-Петербургском обществе православных врачей в 2000 году был организован душепопечительский центр, а в 2001 – диспетчерская служба. Доклады об их деятельности были прочитаны на конференции. Если душепопечительские центры существуют при многих приходах, то диспетчерская служба при Обществе православных врачей – новый опыт, заслуживающий изучения. Диспетчеры помогают всем желающим найти нужного врача, записаться на прием. 12 врачей ведут прием в помещении душепопечительского центра, 20 – на своих рабочих местах. Организуется также телефонная консультация врачей. Диспетчеры изучают вопросы, с которыми обращаются пациенты, а также спрос на специалистов, отсутствующих в душепопечительском центре. Отец Сергий Филимонов пояснил корреспонденту «Милосердия.Ru», что неправы те христиане, которые хотят во что бы то ни стало в любом случае лечиться только у православного врача. Конечно, в некоторых случаях это целесообразно. Например, работа психотерапевта напрямую связана с его системой ценностей. Беременной женщине, особенно в возрасте и не железного здоровья, лучше наблюдаться у православного гинеколога. (Правда, как бы подтверждая слова Василисы Ошевской из Тулы, отец Сергий сказал, что православный гинеколог – редкость). Но при лечении соматических, да и тяжелых психических заболеваний, нужен прежде всего специалист. И задача диспетчерской службы – помочь человеку найти нужного специалиста. Конечно, рекомендуют только людей проверенных, с хорошей профессиональной и человеческой репутацией, не враждебно относящихся к христианству.
В завершение круглого стола отец Сергий Филимонов сказал о необходимости учредить ассоциацию православных врачей. В Петербурге появились заезжие шарлатаны, выдающие себя за священников и врачей в одном лице и круглосуточно оказывающие на дому платную акушерско-гинекологическую помощь. В Нижегородской епархии (откуда якобы прибыли «гастролеры») сообщили, что таких священников нет. Однажды удалось отобрать документы у нескольких шарлатанов, на корочках стояла печать …Санкт-Петербургской епархии. Преступники, на самом деле не являющиеся ни священниками, ни врачами, калечат петербургских женщин и соблазняют нецерковных людей. Создание ассоциации позволит контролировать шарлатанов и оперативно сообщать о них священноначалию и правоохранительным органам.
Это решение отражено в принятом единогласно итоговом документе конференции: «Учредить Международную ассоциацию православных врачей (МАПВ) с координирующим центром в Санкт-Петербурге и Московским обществом православных врачей как представительством МАПВ в центральных органах государственной власти.
Круглый стол еще раз подтвердил. Задача православных врачей – не в создании альтернативной медицины, а в воцерковлении медицины традиционной. Это работа долгая, трудная, но ее успех зависит от профессионализма и единства.

Леонид ВИНОГРАДОВ

Тема медицины, здоровья волнует многих людей, она набирает обороты. Не все знают, но есть закон, по которому человек может выбрать место, где наблюдаться, и поправлять своё здоровье. Оно может быть не связано с местом жительства или пропиской. А самое главное, что нет необходимости выписываться из своей поликлиники.

Сегодня расскажем, как получить бесплатное лечение, консультацию в поликлинике Святого Алексия в Москве.

Поликлиника Святого Алексия расположена в Москве, по адресу: Ленинский проспект д. 27. Телефон: 8-495-952-11-41. Ближайшее метро: Ленинский проспект (это рыжая ветка метро, немного ниже кольцевой линии). Если идти пешком от метро, то расположение поликлиники не близко. Путь займет около 15-20 минут, на пути есть светофоры, а это увеличивает время ходьбы.

Когда приближаемся, то видим большую территорию, кстати тут не только поликлиника, но и больница, а также храмы.

Заходим внутрь основного корпуса, на нём есть специальная табличка с информацией. Внутри есть гардероб, снимаем верхнюю одежду. Одеваем бахилы, они здесь бесплатные. Охранник выписывает пропуск, для этого необходимо предоставить паспорт. Далее идём в регистратуру и заводим карточку, предоставляем необходимые документы: паспорт, полис ОМС, СНИЛС. На всякий случай скажу, что у меня прописка Подмосковье. Внутри поликлиники расположены иконы, есть боксы, куда можно опустить пожертвование.

Я записывалась заранее по телефону, узнав приём врача, поэтому у меня было точное время. Мне подсказали кабинет врача, как туда пройти. Я заняла общую очередь. К назначенному времени врач не пришёл. Врачи тут проводят операции, а также консультируют клиентов, поэтому можно прождать час в очереди, а можно и все два.

У меня болел живот, я записалась на консультацию к гастроэнтерологу. Он работает в паре с медсестрой. Врач был мужчина, он пощупал живот, спросил где больно? Чем питаюсь? И ряд других вопросов. По моим симптомам он сразу же поставил диагноз, но для подтверждения его слов необходимо было сделать гастроскопию. До этого я делала УЗИ, но серьёзные проблемы оно не выявляет.

Про гастроскопию хочется написать отдельно. Только в России, Белоруссии и в Украине гастроскопия проводится на живую, человек в сознании и всё видит, слышит, а какие испытывают ощущения – не передать словами! Не все люди могут пережить такое на яву, все мы по-разному ощущаем этот мир.

За границей гастроскопия проводится только во сне! И это правильно! Человек ничего не видит и не чувствует. Американец приехав сюда никогда не пройдёт гастроскопию обычным российским способом, т.к это издевательство над человеком, и дико для их местных понятий.

В России есть платные медицинские центры, которые проводят данную услугу во сне. Стоимость её составляет около 11.000 рублей.

Врач стал выписывать мне направление. Запись идёт за месяц, в порядке очереди. Я сказала, что процедуру на живую проходить не буду, т.к не представляю как это возможно. Он попросил подняться к заведующему отделением и спросить его, пойдёт ли он на это. А точнее услуга является бесплатной, а вот на каком основании мне должны давать наркоз? И будет ли это платно? Я подумала, неужели им жалко наркоза?

Я поднялась на этаж, объяснила всю ситуацию. Заведующий сказал, что не видит причин делать мне наркоз. Все люди делают это, почему я другая? В ответ я сказала, что очень странно, что людей до гастроскопии не отправляют к психологу, не спрашивают мои объяснения на этот счёт. Я удаляла зуб мудрости во сне, и не представляю другой ситуации. Другие люди пусть делают как хотят. Он как врач должен знать, что все люди разные. Вообщем, я поняла, что либо буду делать бесплатно и на живую варварским способом, либо никак. Конечно, я отказалась проходить тут гастроскопию, тем более есть боли в животе, и ждать месяц для получения диагноза и лечения, у меня просто нет времени. В результате я сделала в одном из Московских центров гастроскопию за деньги, и в тот же день узнала диагноз. Затем записалась на консультацию и уточнила, лечение.

После приёма врача, при выходе относим карту в регистратуру.

Какие врачи есть в данной поликлинике?

В поликлинике Святого Алексия есть разные врачи: гинеколог, хирург, эндокринолог, офтальмолог и другие. О наличии врача, а также графике его приёма необходимо уточнить по телефону.

Теперь рассмотрим положительные и отрицательные стороны данной поликлиники.

Положительные стороны:

— можно получить бесплатное лечение по полису ОМС;

Даже, если вы без местной прописки. Но эти моменты стоит уточнить по телефону, т.к прописка у всех людей разная.

— можно не выписываться из своей поликлиники;

— туалеты на разных этажах и в разных местах;

— врачи профессионалы;

— бесплатные бахилы;

— есть больница;

— есть храмы;

Отрицательные стороны:

— на дополнительные услуги месяц ожиданий;

Гастроскопия, УЗИ и другие.

— можно долго просидеть в очереди;

Ещё стоит помнить, что в первую очередь обслуживаются служители церкви. Об этом есть информация. Место «необычное» поэтому стоит относиться с уважением, и подбирать правильный макияж, и наряд для подобного места.

По сути это обычная поликлиника, где есть местные люди, которые тут обслуживаются, и добавляются «чужие», от этого народу ещё больше.

По поводу больницы не подсажу, но наверное если острые формы заболевания, то положат сюда. Но эта информация неточная.

Если вы в поиске работы, посмотрите, возможно есть вакансии, и сюда требуются специалисты.

Данная больница вызывает доверие. Нашла я данную больницу через официальный сайт своего полиса ОМС, там есть список поликлиник, медицинских центров, которые сотрудничают с полисом ОМС (кстати есть ДМС).

К сожалению, никто на просторах интернета не пишет про такие возможности для людей, блогеры не снимают видео, а зря, и многие люди просто не обладают данной информацией. Ведь не у всех в городе есть поликлиника, у многих людей амбулаторий, например у нас в посёлке. Врачей тут мало, да и те не профессионалы своего дела.

Если есть проблемы со здоровьем, необходимо искать специалистов. В медицинских центрах очень часто разводят на деньги, назначают дополнительные анализы и находят то, чего нет. В обычных поликлиниках тоже не всегда попадаются профессиональные врачи. Грубость и хамство, практически в любой поликлинике.

На сайте kak-sdelat-vse.com мы рассказали, что получить бесплатное лечение по полису ОМС возможно, и не только в данной поликлинике, ещё это возможно в платных медицинских центрах вашего города. Ранее мы уже писали о том, что можно получить бесплатное лечение в городе Одинцово в центре реабилитации.

До посещения поликлиники Святого Алексия в Москве, позвоните по телефону и уточните, какие документы необходимо иметь при себе лично вам, возможно ли попасть на консультацию именно вам, т.к у всех людей разная прописка, а также уточните часы приема врача.

Наше здоровье в наших руках! Чтобы записаться к врачу профессионалу читайте отзывы, мнения людей на просторах интернета.

Расскажите друзьям, родственникам о такой возможности, разместите ссылку на статью в своём блоге.