Почему дети жестоки

Жестокие дети в школе: норма и когда начинать действовать

Тема детской жесткости – не самая редкая при обсуждении детских проблем. На своём сайте я не буду рассказывать о детях-извергах, детях-убийцах и т.д. Это уже не уровень в развитии личности, а патология. Наша задача – осветить зачатки проблемы и чем это может обернуться в будущем.

Учёные доказали, что жестокость детей происходит из семьи. Я говорила об этом, когда писала статью об отсутствии дисциплины в классе.


Ребёнок — отражение родителей.

Папа позволяет поднять руку на маму – мальчик будет считать это нормой в семье и, возможно, тоже будет поднимать руку на свою семью. Если наблюдает девочка – в своей семье будет терпеть побои мужа, потому что с детства для неё это норма.
Родители мучают животных, издеваются – ребёнок будет это делать, не видя в этом ничего предосудительного. Потому что в его семье это нормально. У него наверняка не выработается чувство жалости к ним, ответственность за их жизнь.
Но у заботливых родителей, которые «трясутся» над своим ребёнком, возникнет вопрос – почему мой ребёнок жестокий, если у нас в семье всё хорошо? Психологи отвечают, что излишняя опека тоже может стать рычагом к развитию жестокости. Родители слишком оберегают ребёнка от отрицательных эмоций, травм, общения с «нехорошими» детьми и в итоге он не приобретает своего личного жизненного опыта.
Отрицательные эмоции тоже должны быть у ребёнка, чтобы он понимал — жизнь бывает разной. Бывают ссоры, неудачи, печаль. Если ребёнок не поймёт это с детства, а будет находиться в «пузыре» заботы родителей, то он либо будет видеть жизнь в розовом цвете и при каждой неудаче впадать в депрессию, либо начнёт выражать отрицательные эмоции на других людях. Отсюда и плохое поведение в школе, когда родителей рядом нет.
Имейте в виду, что дети порой не видят последствия своих поступков, грань между шалостью и преступлением (вспомните случаи поджигания бездомного человека).

Норма детской жестокости – что это такое?

Да, бывает и норма. Вспомните себя, всегда ли вы в детстве скрывали от других свою неприязнь к ним? Скорей всего вы хотели её тем или иным образом выразить. Кто-то не нравился – могли обозвать, толкнуть, испортить вещь. Можно ли объяснить, почему не нравился твой сосед по парте? Просто не нравился. В детстве судят однобоко – из малообеспеченной семьи, с физическими недостатками, ботаник, предатель и т.д. Любой из подобных признаков в школьной среде может стать поводом для выражения жестокости.
Самое тревожное время для родителя, когда детская жестокость начинает активно проявляться – период обучения в 4-7 классах. Дети уже вроде и не совсем дети, но ещё не юноши и девушки. В большинстве случаев «обзывания», «толкания» и т.д. проходят с выходом ребёнка из отрочества. Главное, понять, что эта жестокость «возрастная».

Почему появляется «норма жестокости»?

В этой статье я описывала, почему дети начинают обижать других. Как правило, это способ самоутверждения. У детей нет мысли, что нужно выбирать себе равного по силе и крутости соперника (из страха потерпеть поражение), а вот выбор «ботаника», «хромого», «кривого» и т.д. (по определениям детей) – изначально беспроигрышный вариант. За них никто не будет заступаться, ты выйдешь победителем и заслужишь уважение сверстников.
Всегда ли норма? Если «самоутверждение» переходит в травлю, бойкот, издевательства (психологические и физические), нужно поднимать тревогу.
У обидчика со временем тяга к жестокости может уйти на «нет», а вот чем могут закончиться такие действия для «жертвы-подростка» — всем известно. Если личность сильная, она справится (у меня это получилось), если слабая – решит, что это конец жизни и может даже расстаться с ней.
Важно заметить такие вещи родителям. Классный руководитель не всегда это видит, но если узнает (в том числе и с помощью родителей) , то может помочь (сам или с помощью психолога, завуча, директора).

Если «жертва» провоцирует на жестокость?

Бывают и такие случаи, когда «ребёнок – жертва» специально или в целях защиты сам провоцирует, чтобы против него строили козни. В данном случае «тактика игнорирования» (подробнее о ней читай в этой статье) была бы кстати, но жертва думает иначе. Он пытается защититься, говоря обидные слова в ответ, толкается и т.д. Но этими действиями только раззадоривает «жестокость» к себе и «получает». Как быть в таких случаях, напишу чуть ниже.

Ещё раз прошу родителей (именно родителей, так как учитель очень занят и не всегда видит проблемы среди детей) разговаривать со своими детьми, искренне интересоваться его проблемами, а не спрашивать «как дела в школе?» (скажет, что нормально).

Как быть с обидчиком?

Только если жестокость не переходит за грань и не становится издевательством, помогут беседы с психологом или любым другим авторитетным для ребёнка человеком. Главное, чтобы родители «жертвы» сами не устраивали разборки!
Пусть игнорирует действия обидчика, со временем интерес издеваться пропадет. Если нет реакции со стороны жертвы – интересно будет что-то делать дальше (пусть и в отрицательном смысле)?
Если «жертва» сама провоцирует обидчика, то стоит сказать последнему не реагировать на эти провокации. Обидчик останется виноватым, к нему могут быть применены наказания. А этого можно избежать, если именно «обидчик» будет придерживаться «тактики игнорирования». Скажите, что «ты будешь мудрее, а следовательно, тебя будут уважать, потому что ты избегаешь ненужных конфликтов».
Если конфликт не решается мирными способами, беседы со специалистами не приводят к нужному результату – пишите заявление директору или завучу на обидчика.

Помните, что если ваш ребёнок жестокий – пересмотрите своё поведение (вы сами грубы или слишком заботливы). Если она начала проявляться в подростковом возрасте – со временем пройдёт. Если переходит границы – обращайтесь к специалистам.

Воспитание ребёнка и развитие его личности во многом – отражение вашего воспитания. Хотите видеть своего ребёнка воспитанным, умным, добрым – работайте сперва над самим собой, тогда остальное будет гораздо проще.

Спасибо за внимание, пусть ваши дети всегда радуют вас.

Такие жестокие… дети: Почему подростки избивают и поджигают друг друга

В химкинской школе первоклассники толпой избили одноклассника после странной шутки учительницы физкультуры. Мальчик Ваня то ли упал, то ли замешкался, и раздражённая женщина выдала:

Сегодня у нас день каннибала. Кто хочет человеческого мяса? Можете отпилить ему ногу!

После этого дети накинулись на мальчика толпой и стали бить его ногами по голове. В итоге у Вани сотрясение мозга, а учительница-«шутница» уволилась по собственному желанию. Эта история выглядит столь вопиющей, что кажется бредом. Любой взрослый человек и без педагогического образования понимает, что психику ребёнка семи-восьми лет травмируют подобные «приколы» — и порой на всю жизнь. Но здесь взрослый человек с 15-летним преподавательским стажем не только неудачно «пошутил», но и фактически натравил на ребёнка толпу одноклассников. Удивляет и то, что сами дети, как дикие звери, накинулись на мальчика, который им даже ничего не сделал.

Подростки – убийцы. Что не так. Как остановить жестокость в школах

Если смотреть сводки новостей из разных российских регионов, оказывается, что случай в Химках — не единичное происшествие, а лишь очередной эпизод в череде избиений, поджогов и даже убийств, совершаемых несовершеннолетними. Вспомним лишь последние из них.

Тверь — разборки в стиле девяностых. Трое ребят 13-14 лет на улице глумились над женщиной. За неё вступились две её дочери, позвавшие на помощь знакомых ребят с бейсбольными битами. Но хулиганы отобрали биты, избили женщину и её дочерей. Расправа пришла очень скоро: троицу отследила другая «группировка» их же сверстников. Хулиганов поставили на колени и на камеру требовали извинений. Но после получения оных на провинившихся всё равно накинулись толпой и несколько минут избивали ногами чуть ли не до потери сознания. «Справедливое» побоище кто-то из нападавших остановил словами «Всё, хорош, они сейчас сдохнут».

Фото: www.globallookpress.com

Алтай — массовое избиение мальчика-инвалида. 17-летний Айсур — парень с отклонениями в развитии, но при этом добрейшей души юноша, с детства мечтающий стать священником. В тот день мама отправила его за свежей газетой для бабушки. По пути он решил скатиться с горки и случайно задел девочку. Подоспел её старший брат, поставил Айсура на колени, потребовал извиниться. Но и этого «уязвлённому» подростку показалось мало: он повалил парня ударом в грудь и вместе со своими друзьями (их было 15 человек) избил его ногами. Напоследок кто-то из толпы озверевших детей кинул в лицо Айсура ледяную глыбу. Мальчику никто не помог: онсам пришёл в себя, самостоятельно добрался до больницы, а затем до дома, по дороге упав в обморок. Позже у Айсура диагностировали сотрясение мозга и частичную потерю зрения.

Москва — школьника облили горючим и сожгли. В столице подросткам тоже не чужды зверские «забавы». Так, 15-летнего подростка во время посиделок на лестнице в одной из многоэтажек друзья облили то ли керосином, то ли бензином и подожгли, снимая его на телефон. Мальчик, крича от боли, выбежал на улицу, где прохожие повалили его в снег и начали тушить. Однако подросток получил ожоги 98% поверхности тела, по сути, не совместимые с жизнью, и через несколько дней скончался в больнице.

Можно и дальше продолжать кровавый список жертв подростков, от которого волосы на голове встают дыбом. Не верится, что дети могут быть способны на такую жестокость, слепую и беспощадную. Но случаи повторяются из раза в раз.

На вопрос о том, почему так происходит, однозначного ответа нет. Кто-то, как, например, сенатор Елена Мизулина, считает, что жестокость подростков обусловлена компьютерными играми, основная цель в которых — убивать.

«Сегодня остро стоит проблема увлечения детьми играми GTA и другими подобными. Все они взращивают жестокость, формируют агрессивную модель разрешения конфликтов», — считает Мизулина.

Е. Мизулина. Фото: www.globallookpress.com

Кто-то смотрит несколько шире и видит главную угрозу и причину жестокости подростков в целом в Интернете и соцсетях. В Сети распространяется любая информация, притом безгранично и бесконтрольно. В том числе и агрессивного, провоцирующего содержания. Дети её без труда находят и травмируют себе тем самым психику. С этой точкой зрения соглашаются многие психологи и общественные деятели.

Имеет место и отсутствие воспитания детей в школах, да и, по большому счёту, в семьях. Родители, запуганные ювенальной юстицией, боятся лишний раз наказать своего ребёнка либо просто занимаются своими делами, не уделяя воспитанию должного внимания. И дети растут как трава в поле, без простого понимания, что хорошо, а что плохо. Об этом говорят и учителя, и психологи.

Есть и ещё одна специфическая проблема — так называемые подростковые «челленджи». Это некое опасное действие, которое нужно совершить, обязательно сняв процесс на камеру и выложив видео в Интернет. Своеобразная проверка «на слабо», абсолютно глупая, но почему-то привлекающая детей в подростковом возрасте. Самоподжоги — это тоже челлендж, и в случае с сожжённым московским школьником, видимо, что-то подобное и произошло. Тут тоже, пожалуй, вина Интернета — именно оттуда поступают идеи.

Ну а если говорить глобально, обобщая все эти факторы, причиной подростковой жестокости можно назвать и отсутствие в нашем государстве идеологии, а точнее, чётко обозначенной национальной идеи, понимания того, куда мы стремимся. Каждый живёт и поступает так, как ему хочется, поэтому и нет воспитания в школах, поэтому дети чуть ли не с пелёнок беспрепятственно пользуются Интернетом, который заменяет папу и маму. Родителям ведь куда проще купить ребёнку интересный смартфон, чем читать ему книжки, общаться, придумывать игры. Мы — светское государство без идеологии: каждый вправе сам решать, придерживаться или нет каких-то ценностей и этических принципов. Вот и дети, подростки по-своему понимают справедливость, избивая толпой до полусмерти тех, кто, по их мнению, «провинился».

Фото: www.globallookpress.com

Однако государство мы вряд ли способны изменить своими сетованиями по поводу отсутствия национальной идеи. Говорят об этом много, запрещают тоже много, но ситуацию это не меняет. Единственное, что мы точно можем сделать сами, — уделять больше внимания своим детям и по возможности отсрочивать их погружение в Интернет, где нет ни правил, ни этики, ни справедливости.

Часто люди не осознают, почему родители такие злые, ведь все в жизни хорошо, а злиться на собственных детей не имеет смысла. Много мнений сложилось на данный счет у неосознанных людей. Ведь как говориться родителей не выбирают, но проблема остаются нерешенная. Каждый ребенок хочет жить в счастливой и любящей семье. Ведь родители не только гробят психику ребенка из-за своей злости, но и свое собственное здоровье.

Так как доктора давно доказали что причиной всех болезней в основном является плохое настроение, злость, ненависть и другие негативные эмоции. Если вы хотите решить проблему, то обратитесь к тем, кто ее решил или прочитайте данную статью. Так как в ней психологи выложили все самые основные и эффективные советы, тех родителей, которые уже решили данную проблему. Нужно действовать, а не только обсуждать проблему.

В чем проявляется злость родителей

Почему родители такие злые, и проявляют свою злость даже в общественных местах. Часто приходиться замечать, как родители ссорятся между собой и не за что винят ребенка, за его ошибки или проблемы. Каждый ребенок делает ошибки, это нормально, это процесс развития, и ругать за это нет смысла, таким образом, родители просто показывают свою власть и то, что они умнее ребенка. Так оно и есть, но зачем опускаться до такого уровня, чтобы на глазах людей показывать это. Конечно, злость проявляется в разных аспектах воспитания и жизни в семье.

Чаще тогда когда ребенок не слушается и не хочет делать все, что скажут ему родители. Это ошибка, которую осознают немногие родители. Не нужно приказывать ребенку что-то делать, ему нужно дать свободу выбора, чтобы он сам выбирал, что ему хочется и желательно самостоятельно этого добивался. Те, кто делают из ребенка послушного, создают неудачника, который в любом случае не достигнет успеха и счастья в жизни, что можно заметить в окружающих нас людей. Ребенок лучше и быстрее развивается тогда, когда ему некто не мешает и не помогает. Делайте выводы и если у вас есть желание раз и навсегда избавиться от данной проблемы, вы избавитесь, только если начнете действовать.

Родители злятся на плохое поведение детей

Основная причина того, почему родители такие злые, заключается именно в поведении ребенка. Но сам ребенок в этом не виноват, так как плохое поведение в нем развили сами родители. Причин плохого поведения и решения много, поэтому лучше подробнее прочитайте статью: плохое поведение ребенка, где все подробнее описано о данном вопросе. Но самое главное чтобы родители начали винить не детей, а себя в первую очередь, так как они воспитали ребенка таким, какой он есть сейчас. Дети копируют родителей и делают все что слышат, поэтому измените себя, свои мысли и слова, и тогда ребенок измениться с вами, пока не поздно.

Много проблем в семье

Часто причина того, почему родители такие злые заключается именно в тяжелой жизни в семье. Частые конфликты, унижения, оскорбления в семье, связаны именно с проблемами, которых бывает слишком много в семьях. Вам нужно не обсуждать проблему, так как ее нужно решить как можно скорее, лучше сразу как она появилась. Ведь, кажется, что одна проблема может и подождать, а когда их накапливается много, то решать их уже не так просто и именно из-за этого и проявляется злость.

Но самое главное, что родители продолжают злиться не на себя, а на детей, как, будто они виноваты в том, что родители не позаботились о решении проблем. Часто главная проблема в семьях это финансы, часто их не хватает на то, чего хотят родители. Но как бы там не было, если семья любит друг друга и уважает, то проблему можно решить и без злости. Именно решить, а не как 80% людей только говорят о ней и винят кого угодно в том, что у них нет денег. В мире нет ни одной проблемы, которую было бы невозможно решить, все можно, если есть желание.

Родителям недостаточно любви и внимания

Часто родители сами превращаются в детей, которым не хватает внимания, ласки и любви. Родители злые на детей, так как считают, что ребенок их не любит. Но ведь дети всегда любят своих родителей, просто они еще недостаточно умеют проявлять свою любовь. Поэтому проявите, сначала сами любовь к детям, и они научаться этому у вас. В основном те семьи, где нет любви между мужем и женой, часто разводятся, но их сдерживают именно дети. Хорошо это или плохо решать вам. Но гораздо лучше вернуть любовь в семью и усилить ее настолько, чтобы разрушить не смогла, ни одна проблема или обстоятельство. Любовь это мощная сила, и если она настоящая, то не найдется ничего сильнее ее силы и энергии. Любовь творит невероятные дела, как в семье, так и в жизни.

К чему приводят семейные конфликты

Конечно злость родителей к детям это плохое проявление человеческого характера, но скорее это эмоции творят такие вещи. Дети подсознательно думают, почему родители такие злые и, не понимая ответа, страдают, и бояться родителей. Такие дети в основном вырастают неудачниками и с многочисленными комплексами. Любите своих детей, каким бы сильным не был бы конфликт в семье. А если конфликта не избежать, то разумнее сделать так, чтобы ребенок не видел и не слышал ваших ссор. Если вы хотите до минимума сократить ссоры и конфликты, можете прочитать статью: семейные конфликты, где подробнее написано о видах конфликтов, и как их решать быстро и просто.

Детская жестокость: причины и способы избавления

Мы, взрослые, наверняка не раз задавались вопросом: почему наши «цветы жизни» бывают так жестоки? На самом деле, как ни удивительно, это считается нормальным явлением. В пределах разумного.

Причины детской агрессии и жестокости бывают разные, но психологи выделяют несколько основных:

1. Семейные причины

  • Нехватка любви

Все лучшее на земле случается от любви. А вот ее отсутсвие или недостаток порождает множество пороков. Один из них – проблемы детской жестокости.

Недолюбленный ребенок может не только вырасти неувернным в себе и угрюмым, но и озлобленным на весь мир. Неприглядные, жестокие поступки обязательно заметят, а значит – обратят внимание.

Кстати, то же относится и к взрослым. Обратите внимание, счастливые люди всегда довольны, улыбчивы и доброжелательны. А агрессоры в большинстве своем просто глубоко несчастны внутри.

  • Копирование поведения взрослых

Дети всегда сознательно или подсознательно повторяют за нами. Поэтому прежде чем задуматься, почему дети жестокие и безразличные, проанализируйте, а не поощряется ли жестокость у вас в семье? Не ругаетесь ли вы слишком часто или слишком громко с мужем? Не применяется ли в семье физическое насилие?

  • Неправильное воспитание

Если требования родителей непоследовательны, необоснованны, если дети чувствуют по отношению к себе несправедливость (например, когда наказывают «ни за что», требуют сначала одно, потому другое, не выполняют обещаний) – они могут озлобиться.

Если вы проповедуете какие-то принципы – придерживайтесь их сами.

  • Безразличие и/или агрессия родителей

У безразличных или агрессивных по отношению к своим наследникам родителей часто бывают жестокие дети. Естественно, неуважение к личности ребенка, пренебрежение его потребностями и ценностями спровоцирует агрессию в ответ.

  • Излишний родительский контроль или наоборот, вседозволенность

Если вас беспокоит детская жестокость, причины не ищите на поверхности. Они могут крыться в вашем отношении к ребенку: например, постоянном желании контролировать его, ограничивать свободу, запрещать. Это рождает дух противоречия (особенно у подростков), который проявляется в том числе и в жестокости.

Как ни парадоксально, к такому же эффекту может привести обратная ситуация, когда ребенок растет в атмосфере вседозволенности и отсутствии вообще каких-либо рамок. Тогда с помощью агрессивных выходок дети определяют границы дозволенного.

2. Социальные причины

Здесь речь идет о таком своеобразном способе защиты (по принципу «лучший способ защиты – нападение»). Ребенок рассуждает: «Лучше первым напасть, чем быть обиженным другими». Особенно это касается мальчиков. Также это связано с желанием самоутвердиться.

Агрессия может проявиться в ответ на ощущение невостребованности, недооцененности либо незаслуженное порицание, иногда от безысходности.

3. Возрастные

Агрессия у детей-дошкольников – это чаще всего любопытство и способ познания мира. Они просто не понимают, что причиняют боль, они просто так исследуют мир и учатся его понимать. И не умеют пока конструктивно выражать свои эмоции.

Для дошкольного возраста это в нормально, для более старшего – тревожный звоночек.

Когда стоит насторожиться?

Важно! Жестокое отношение к животным, истязание котят детьми, «надувание» лягушек, сжигание на кострах майских жуков и прочие не такие уже невинные детские шалости – это тревожный знак.

Такая жестокость – часто способ выместить на более слабых и беззащитных существах злобу на кого-либо (на старших, которым они не могут достойно ответить).

Жестокие дети: что делать?

На вопрос «как бороться с детской жестокостью» лучшим ответом будет, конечно, «начать с себя». Задать себе вопрос: «Что я делаю не так? Какую потребность пытается удовлетворить ребенок таким поведением?»

И следить за собственным поведением, речью, реакциями, за отношениями внутри семьи: в ней должна царить теплая дружественная обстановка, атмосфера доверия и взаимопонимания между всеми членами.

Но все же, психологи дают некоторые конкретные рекомендации:

  • Уделяйте больше внимания ребенку, окружите его заботой, любовью и лаской. Это удивительно работает! Невероятно, какие чудеса творит искренняя безусловная любовь.
  • Хвалите ребенка за его достижения, признавайте их, выслушивайте его мнение по разным вопросам, советуйтесь с ним. Будьте для них тылом и поддержкой, но при этом давайте возможность иметь собственное личностное пространство, чтобы не возникало желания «вырваться из жестких рамок».

  • Не допускайте насилия или жесткого наказания со своей стороны ни в коме случае. Не ругайте. Физическое насилие вообще недопустимо, это только озлобляет еще больше.
  • Научите ребенка выражать свои эмоции конструктивно. Спорт, арттерапия, битье подушек в конце концов – отличные способы снять напряжение. Дав возможность выйти эмоциям экологичным способом, отпадет потребность выражать их не конструктивно и агрессивно.
  • Переведите агрессию в спортивный интерес: желание победить в танцевальном турнире, на ринге, в заплыве – отдайте ребенка на спортивную секцию.
  • Учите детей мирно решать конфликты, договариваться, искать компромиссы, а также делиться эмоциями и говорить о своих чувствах.
  • «Фильтруйте» телевизионный и компьютерный контент, поскольку пропаганда экранной жестокости, к сожалению, пока что имеет место в нашем обществе.
  • Расскажите причту или прочитайте ему поучительную историю, где в аллегоричной форме просто поясняются сложные вещи (например, рассказ индийского автора Варанаси Сатьянараянамурти «Озорник» и др.).
  • Если на ваш взгляд ребенок очень жестокий и агрессивный, и это проявляется не эпизодично, а на постоянной основе – это серьезный повод обратиться за помощью к психологу.

Детская жестокость: реальные истории о травле в школе

Можно изучать тему буллинга, анализируя, сравнивая и обобщая данные социологических исследований, а можно обратиться к частным случаям. Именно это мы и сделали – попросили участников травли рассказать свои школьные истории. Желающих поведать о том, как издевались над ними или их одноклассниками, оказалось много. Тех, кто издевался — меньше. Мы выбрали самые запоминающиеся рассказы, и представляем читателю пять реальных историй буллинга, произошедших в российских школах в разные годы. Все имена изменены, все совпадения – случайны.

Наталья: «Помню, один раз Дима принес вафельный торт в честь дня рождения, но никто его так и не попробовал — все знали, кто этот торт принес».

История 1

В нашей школе на девятой параллели было два класса. Однажды к нам в «а» класс, где учились только отличники и активисты, из «б» класса, где были хулиганы и троечники, перешел мальчик Дима. Его практически сразу невзлюбил весь наш класс, особенно девочки: они скидывали его вещи с парты, пинали портфель. С ним никто не общался. Помню, один раз Дима принес вафельный торт в честь дня рождения, но никто его так и не попробовал — все знали, кто этот торт принес.

Не помню, почему Дима нам так не нравился – может, потому что у него были проблемы с зубами и неприятный запах из рта, но он и сам часто выступал провокатором: кидался стеркой (Прим. ред. стирательная резинка), плевался бумажками через ручку. Однажды он и меня вывел. Что именно Дима сказал, не помню, но я снесла ему все с парты и ударила в плечо.

Родители Димы были в разводе, его воспитывала только мама. Думаю, Диме не хватало внимания, и он пытался получить его в школе, но как это сделать, не раздражая других, не знал. Поэтому все всегда происходило по одной и той же схеме: Дима провоцировал – его били – он оказывался в центре внимания. Никто за него не вступался, даже мальчик, с которым он вместе ходил на занятия по греко-римской борьбе. Учителя, естественно, замечали Димины выходки, но говорили нам не обращать внимания, а иногда они и сами давали ему подзатыльники. Но Дима такой человек, что, когда ему говоришь «прекрати!», он все равно делает назло еще и с ухмылкой.

Вспоминая эту историю, не могу понять, почему и зачем мы травили Диму, откуда в нас был такой адреналин? Почему я не остановила травлю, почему поддалась? Мне очень стыдно… Может, если бы мы были с ним не столь агрессивны, его судьба сложилась бы иначе. Но мы были жестокими и нетерпимыми. Вообще дети средней школы – самый злой народ: капля неудачи, и ты изгой.

Мария: «…из-за угла выбегает мой одноклассник Миша и ударяет меня кулаком в живот — туда, где солнечное сплетение. Я стала задыхаться и снова заплакала…»

История 2

С первого по третий класс я просто ненавидела школу: я была полненькой, и одноклассники из-за этого постоянно меня дразнили. У меня не было друзей, и на уроках я сидела за партой не одна, только потому что учителя нас рассаживали «мальчик-девочка» и по зрению.

Все три года в школе я вспоминаю как сплошной кошмар, но особенно отчетливо помню один случай. В тот день наша учительница заболела, ее заменяла другая, и тогда все сели по парочкам — кто с кем дружит. Соответственно, у меня соседа не было. Сзади меня сидели Катя и Аня, две подружки, и смеялись надо мной, а когда я им несколько раз ответила, они стали тыкать мне в спину и бок циркулем. Мне было больно и обидно, и я выбежала из класса.

Поплакав в туалете и немного успокоившись, я решила вернуться на урок. Выхожу, а из-за угла выбегает мой одноклассник Миша и ударяет меня кулаком в живот — туда, где солнечное сплетение. Я стала задыхаться и снова заплакала, а рядом стояли те самые Катя и Аня и смеялись. Оказалось, они подговорили Мишу меня ударить. Я подхожу к своей парте и вижу, что мои вещи раскиданы по всему кабинету. Мне было так обидно!

Надо мной издевались всю начальную школу. В пятом классе из-за проблем со здоровьем мне пришлось перейти на домашнее обучение, а когда в девятом классе я вернулась на уроки, мои одноклассники совсем не были этому рады. В общем, если спросить меня, что хорошего в было школе с первого по девятый класс, я отвечу: «Ничего».

Кстати, родителям я никогда не жаловалась: пыталась доказать, что я взрослая и могу решить свои проблемы сама. А так как свои эмоции я привыкла скрывать, мне кажется, учителя вряд ли догадывались о том, что надо мной издеваются.

Елена: «…у нее начались серьезные проблемы с психикой. Когда мальчики об этом узнали, они перестали дразнить Иру».

История 3

Со мной в седьмом классе училась девочка Ира Полосная — красивая, худенькая, из интеллигентной семьи. Я не понимаю, как нашим мальчикам пришло в голову поменять в ее фамилии букву «л» на «н», но именно из-за этого ребята начали издеваться над Ирой. Причем одноклассники не только обзывали ее, но еще и показывали действиями и жестами свою неприязнь. Например, когда она заходила в класс, они выкрикивали «фу, чем запахло?», затыкали нос рукой и сидели так на уроке.

Никто не вступался за Иру: были только те, кто травит, и те, кто наблюдает. Я была в числе вторых. Сначала мне ее было жалко, а потом стало все равно. Мальчики, конечно, виноваты, что издевались над ней, но и она никак им не отвечала. Более того, ее реакция – слезы и истерики – еще больше провоцировали обидчиков. Думаю, Ире нужно было или научиться отвечать, или же полностью игнорировать обзывательства, тогда ребятам стало бы неинтересно ее травить.

В какой-то момент Ира перестала ходить на уроки, ее не было где-то полмесяца или месяц. Оказалось, у нее начались серьезные проблемы с психикой. Когда мальчики об этом узнали, они перестали дразнить Иру. Видимо у них в голове что-то щелкнуло, и они мгновенно осознали, что: «Хватит, достаточно!»

У учителей была нейтральная позиция: они могли сказать «это нехорошо» и «перестаньте», но реальных мер не предпринимали: заняли ту же позицию, что половина класса – наблюдателей.

Алина: «Обиднее всего было, когда давали прозвища. Я ненавидела свою фамилию со школы, а когда вышла замуж, без раздумий ее сменила».

История 4

Наш класс не был дружным: все общались группами. Я никогда не выделялась, одевалась скромно и вообще была очень неуверенным в себе ребенком. Наверное, именно поэтому меня выбрали объектом травли, причем издевались мальчики, постоянно обзывая и придираясь к внешнему виду. В младших классах это проявлялось не так сильно, как в средней и старшей школе.

Обиднее всего было, когда давали прозвища. Меня называли дубиной из-за фамилии Дубова. Я ненавидела свою фамилию со школы, а когда вышла замуж, без раздумий ее сменила. Мой комплекс прошел только в 25 лет, как будто Алина Дубова осталась в той жизни, а с новой фамилией у меня началась новая жизнь. Одну мою одноклассницу называли колобком из-за ее полноты. В итоге девочка села на диету и похудением почти довела себя до анорексии.

Я долго терпела, но в какой-то момент мне надоело молчать. Я стала отвечать на оскорбления – и в этом, как оказалось, была моя ошибка. Моя реакция их только раззадоривала. Так продолжалось десять лет.

Все сошло на нет после одной ситуации в 10 классе. Перед началом нового учебного года я подружилась с одной компанией, в которой несколько парней были настоящими гопниками. Однажды они узнали, что одноклассники надо мной издеваются, и решили приехать в школу, чтобы с ними разобраться. Я не указала на обидчиков, но те, когда увидели меня в компании таких друзей, сразу изменились в лицах, и больше уже ко мне не цеплялись. Изредка могли пошутить, но уже не так жестко, да и я перестала реагировать.

Я закончила школу восемь лет назад, но до сих пор вспоминаю это время с содроганием и отвращением. Но теперь, если при мне обижают слабого, я не буду молчать, потому что понимаю, каково это — когда над тобой все смеются, и никто не может заступиться.

Галина: «Они били ее ногами! За Кристину никто не заступился».

История 5

В школьные годы я жила в небольшом провинциальном городке. К нам в седьмом классе пришла девочка Кристина, она была кореянкой. В начале мы думали, что у нас будут проблемы в общении с ней, но Кристина очень хорошо знала русский язык, потому что родилась в России. У меня, как и у всех на тот момент, была в классе своя компания, в которой было несколько девочек. Кристина довольно быстро примкнула к нам.

Кристина хорошо училась, прекрасно разбиралась во всех предметах, была доброй и открытой, всегда всем помогала и давала списывать. В нашем классе ее никто не обижал, а вот ребята на несколько классов младше нас стали обзывать Кристину «узкоглазой». Мы не понимали, как реагировать, ведь прежде не встречались с межнациональной ненавистью. Поступали по-разному: иногда ничего не отвечали и уходили, иногда советовали Кристине не обращать внимания, а иногда прогоняли обидчиков.

В один из дней у нас последним уроком была физкультура, мы все вымотались, потому что бежали кросс. Я и моя лучшая подруга Настя после занятия ушли домой, а Кристина зачем-то осталась на стадионе.

На следующий день в школу вместо Кристины пришла ее мама. Она рассказала, что после уроков ее дочь избили на стадионе. Сделали это те самые мальчики, учащиеся на несколько классов младше нас, а заводилой был самый неадекватный из них, которого в школе терпеть не могли. Они били ее ногами! За Кристину никто не заступился. Я не понимаю, откуда у этих парней столько жестокости… Даже сейчас, когда я об этом рассказываю, у меня все внутри сжимается.

Кристина долго лежала в больнице с сотрясением мозга, отеками и синяками. Последствия избиения еще долго напоминали о себе, она иногда говорила: «Ой, это у меня после того случая болит».

Негласное правило в буллинге: «Ты либо со всеми, либо – не вмешивайся»

Итак, что мы имеем. Жертвами травли дети становились по абсолютно разным причинам: проблемные зубы, полнота, фамилия, национальность, неуверенность в себе. И это лишь малый список из большого числа рассказанных историй.

Страшно, когда ребенок идет в школу, где должно быть безопасно, а возвращается оттуда с ушибами и синяками, потому что одноклассникам не понравилась его одежда. Страшно, когда подросток не боится высказывать свое мнение, а ему за это объявляют бойкот. Страшно, когда милую и добрую девочку годами унижают из-за того, что ее фамилия созвучна с каким-нибудь смешным словом.

Главная причина травли в школе, которую, на мой взгляд, иллюстрируют все эти истории – желание ученика самоутвердиться за счет тех, кто слабее. Агрессоры всегда выбирают в жертву беззащитного человека: так они кажутся себе сильнее.

Сказать, что агрессорами всегда выступали ребята из неблагополучных семей − нельзя. «Это были обычные мальчики из обычных семей, не асоциальные личности, они не стояли на учете. У кого-то полные семьи, у кого-то нет» − поясняет одна из жертв школьного буллинга. Судя по историям, агрессором может стать любой человек, и крайне редко можно это предугадать.

Невольно вспоминается еще одна история. Девочка рассказала родителям, что над ее одноклассницей издеваются. Мама решила показать дочери советский фильм «Чучело» про то, как девочку травили в школе. Семиклассница Юля, так зовут рассказчицу, после просмотра кино возмутилась жестокости детей. Тогда мама спросила ее, пробовала ли Юля заступиться за одноклассницу, которую травят? Она ответила: «Нет. Как бы ни было жалко, но я ничего не скажу».

И это неудивительно. Свидетели буллинга чаще всего не вступаются за жертву, потому что боятся сами стать объектом травли. Кроме того, дети нередко присоединяются к буллингу, потому что другие «тоже так делают». «Ты либо вместе со всеми, либо, если ты против, не вмешивайся» — так звучит негласное правило.

А вот что рассказчики говорят о действиях учителей: они «…иногда давали подзатыльники», «…заняли позицию наблюдателей», «говорили нам не обращать внимания…», и «вряд ли догадывались». Получается, в одних случаях педагоги были в курсе, что над ребенком в классе издеваются, но ничего с этим не делали. В другом — даже и не представляли, что ученицу травят, что сомнительно, ведь девочка убежала в слезах прямо с урока. Почему педагоги не вмешивались – вопрос, который требует отдельных размышлений. Но, может, если бы они мгновенно среагировали на первые же признаки буллинга, то и жертв травли было бы значительно меньше, а, может, и не было бы вовсе.