Проблема экологии души

Экология души — путь в будущее человечества

Среди основ человеческого бытия, среди несомненных ценностей, на которые опирается человеческое существование, природе принадлежит одно из первых мест. С древнейших времён и до наших дней социальные, нравственные, духовные устремления человека были связаны с природой. Языческий тайный страх перед природными явлениями, философское осмысление природы, унитарное её использование, наконец, сознание необходимости подчиниться её законам и требованиям — вот только некоторые вехи несмолкающего «диалога» человека и природы.

Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах. Мы «научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам надо научиться жить на земле, как люди». Жизненная практика подсказывает, что экология природы не имеет будущего без экологии души.

Итак, экология души, что же это такое? По-видимому, в центре рассмотрения должна оказаться охрана души. Ведь, по справедливому высказыванию немецкого писателя и мыслителя И. Гете, «растёт то, что мы выращиваем в душе, — таков вечный закон природы».

Экология души — это качественный уровень личного духовного развития каждого человека. Это и состояние нашей с вами души, истосковавшейся по красоте. Так же, как могучий дуб вырастает из маленького зёрнышка, в человеке развивается чувство добра, чуткости, милосердия из крохотного зародыша, заложенного в нас природой. Люди — как отдельные представители нашей природы. В мире растут и развиваются миллионы животных организмов, нуждающихся в нашей заботе. В человеческой душе формируются благородные чувства, такие как сострадание, мужество, доброта, отзывчивость. Эти чувства должны быть правильно развиты, нуждаются в жёстком контроле. Ведь если поступки и помыслы будут чистыми, чистой будет и окружающая среда. А если будет грязной душа — будет грязной экология нашей планеты

В таких условиях перед школой стоит важная задача — воспитать не только образованного высококультурного человека, но и творческую личность, осознающую свою ответственность за состояние окружающей среды, за состояние нашего с вами дома. Чтобы решить эту задачу мы должны направлять свои усилия на возрождение духовных, нравственных традиций русского народа, на приобщение учащихся к народной культуре, на формирование экоцентрического стиля мышления, без которого невозможно сохранение жизни на Земле.

В современной школе учитель должен через свой предмет воспитать в учащихся гуманное отношение к окружающему миру, ответственность за себя и за природу.

Именно уроки русского языка и литературы обладают мощной очищающей силой, а значит, способны играть значительную роль в экологическом воспитании учащихся. На уроках русского языка нами используется дополнительный материал, диктанты, сочинения, стихотворения экологического характера, словарные слова, задания на экологическую тему. Очень часто проводятся интегрированные уроки, например, с учителем экологии на тему: «Природа и люди — одно целое». Все эти формы работы позволяют задуматься над самыми различными вопросами гармонии и единства всего созданного на планете.

На уроках литературы также рассматриваем художественные тексты с экологической точки зрения, ведь литература и искусство — самые мощные инструменты воспитания нравственности. Например, в 5 классе мы погружаемся в устное народное творчество, в котором народной мудростью веками собирались обширнейшие знания о природе, окружающем мире. Ведь русский человек жил среди природы, находясь в теснейшей зависимости от нее, и на протяжении многих веков наблюдал за природными явлениями, чтобы приспособиться к ним. Через фольклор наши предки передали нам самые разнообразные знания, в том числе и по экологии, о природных явлениях, о лесных обитателях, о различных растениях. И формы передачи информации народ выбрал самые оптимальные: сказки, пословицы, загадки. Они короткие, легко запоминаются, что делает их привлекательными в глазах детей.

Но не только наши далекие предки заботились о природе родного края и человеческой душе. Эта тема проходит через творчество многих и многих писателей, как русских, так и зарубежных (стихотворение «Природа», вошедшее в «Стихотворения в прозе» И.Тургенева, повесть «Когда Земля вскрикнула» Артура Конан Дойла, «Натуралист на мушке, или Живой портрет с природой», «Ковчег в пути», «Птицы, звери и родственники», «Три билета до Эдвенчер», «Поймайте мне колобуса» Дж. Даррелла и другое). Для природы не важно, какой ты национальности, где ты живешь. Важно, как ты относишься к своему дому, к свой природе.

На уроках, посвященных теме «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX и XX веков», происходит не только знакомство учащихся с замечательными русскими поэтами (А. Пушкина, М. Лермонтова, С.Есенина, А.Фета, Ф.Тютчева и многих других), но и понимание того, что у каждого из них свое видение окружающего мира. Дети учатся способности восхищаться красотой природы, которую увидели и запечатлели в своих стихах поэты.

Так в стихотворении «Природа», вошедшем в «Стихотворения в прозе», И. С. Тургенев объединяются в одно целое два важных понятия: «жилой дом» и «храм». Храмина — это и Дом Природы, и в то же время святое место, церковь. А сама природа предстает в образе величественной и величавой женщины, полной глубоких дум, она восседает в огромной подземной храмине с высокими сводами, наполненной каком-то подземным, ровным светом.

В начале разговора лирический герой убежден, что отношений между Природой и человеком полны гармонии, что Природа — это мать, которая заботиться о его (человеке) благе и счастье. Но поговорив с Матерью-природой, герой понимает, что не все так однозначно. Разум и чувства выделяют человека из мира природы. Люди живут по своим законам, а природа — по своим. Возражать и противиться этому бессмысленно. Горе человеку, если он сам забудет о человеческих жизненных ценностях.

О загадочной душе природы замечательно написал Ф. И. Тютчев. Для поэта природа всегда была живым организмом, имеющим душу:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Тонкий мастер стихотворных пейзажей, он выступал против тех, кто недооценивал природу, говорил о людской глухоте, очерствении человеческой души.

В 1928 году журнал «Liberty Magazine» опубликовал научно-фантастическую повесть известного английского писателя Артура Конан Дойла «Когда Земля вскрикнула». Но сейчас, к сожалению, то, что описывал знаменитый англичанин в начале прошлого века, стало реальностью. И все больше людей соглашаются с сэром Артуром Конан Дойлом, обратившим внимание на сходство планеты, на которой мы живем, с живым существом, но только очень большим.

Повесть «Когда Земля вскрикнула» является пятой по счету книгой в цикле произведений о профессоре Челленджере, который утверждал, что Земля не имеет ни малейшего представления о том, как человечество эксплуатирует ее, более того, она не подозревает о существовании человека. Джордж Челленджер вынашивает и потом пытается осуществить свой план, согласно которому Земля должна узнать, что существует, по меньшей мере, один человек — Джордж Эдуард Челленджер, — который требует к себе внимания.

И так после нескольких лет неустанной работы, которая, не прекращаясь ни днем, ни ночью, велась при помощи всевозможных буров, сверл, землечерпалок и взрывов и, в конце концов, привела к нужной цели. Челленджер пробил земную кору, ее толщина составила четырнадцать тысяч четыреста сорок два ярда. После этого он планировал добраться до «живой плоти Земли».

Профессору это удается. И после того, как он просверлил земную мантию, по всей земли понесся рев, в котором боль, гнев, угроза и оскорбленное величие Природы слились в ужасающий пронзительный звук. Он длился целую минуту и был подобен слившимся воедино голосам тысячи сирен; он пронесся по всему южному побережью, достиг берегов соседней Франции, перелетев через Ла-Манш, и, в конце концов, растаял в спокойном летнем воздухе.

Нужно сказать, что большинство героев повести, среди которых были и журналист Мелоун, и Пэрлисс Джоунс, был напуган реакцией Земли. Но они посчитали такую реакцию правильной. Им о многое пришлось обдумать. И единственным человеком, кого не тронула такая реакция Земли, был профессор Челленджер. Он считал, что планета Земля существует только для поддержания жизни людей, что всем этим можно пользоваться по своему усмотрению, не думая о последствиях, о том, что природные ископаемые, водные ресурсы не бесконечны, что Земля — это живой организм, такой же как мы с вами. И все что мы делаем, отражается на нас самих. И нам самим придется устранять все последствия своей же неразумной, безответственной деятельности.

Естественно когда Артур Конан Дойл задумывал свое произведение о профессоре Челленджере, он опирался на прототипы реальных людей, которые уже тогда причиняли вред планете, не думая о последствиях своих деяний. Но история человечества и литературы в том числе, как неотъемлемой ее части, знает и другие примеры. Когда свою жизнь люди посвящали защите природы, всей нашей планеты. Таким ярким примером может служить жизнь и деятельность Джеральда Даррелла — замечательного писателя-натуралиста, великого путешественника — обладающего неповторимым даром рассказчика и тонким юмором. Его книги («Натуралист на мушке, или Живой портрет с природой», «Ковчег в пути», «Птицы, звери и родственники», «Три билета до Эдвенчер», «Поймайте мне колобуса» и многие другие) помогли миллионам детей и взрослых по всему свету по-новому посмотреть на мир живой природы и почувствовать себя неотъемлемой ее частью. Главными героями его всех замечательных сборников рассказов стали… сам Даррелл и его необыкновенные родственники и знакомые: птицы и звери с разных уголков нашей столь разнообразной и необъятной планеты!

Но этот удивительный человек был не только писателем, призывающим к спасению редких животных и птиц, но и тем, кто своим примером показывал, как это сделать.

В 1959 году Джеральд Даррелл создал на острове Джерси зоопарк, на базе которого в 1963 году был организован Джерсийский трест сохранения диких животных. Основная идея Даррелла заключалась в разведении редких животных в условиях зоопарка и дальнейшем расселении их в места естественного обитания. В настоящее время эта идея стала общепринятой научной концепцией. Итолько благодаря Джерсийскому тресту, многие виды животных сохранились, и мы их можем увидеть в естественной среде обитания, а не только в виде чучел в зоологических музеях

В старших классах идет постижение литературы как классической, так и зарубежной. Мы пытаемся донести до учащихся мысль о том, что нарушение экологии ведет к нарушению экологии души. В этом нам помогают произведения. Например, роман Чингиза Айтматова «Плаха» Этот роман — призыв одуматься, осознать свою ответственность за все, что беспечно разрушено человеком в природе. Примечательно, что проблемы экологии писатель рассматривает в романе неразрывно с проблемами разрушения человеческой личности. Добавим сюда и В. Распутина «Прощание с Матерой», и Д. Гранина «Картина», и С. Залыгина «Комиссия» др. авторов. Нам важно показать на уроках литературы, что экологические и нравственные проблемы тесно взаимосвязаны. Не случайно писатель С. Залыгин утверждал: «Природа должна найти свое единственное убежище — наше духовное сознание»

Как-то замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью, безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробный камень с такой скорбной надписью: “Каждый хотел лучшего для себя”».

Эти слова были написаны в первой половине XX века, но мы знаем, очень хорошо знаем, к чему привела такая психология. Думается, что сейчас будет более правильным сравнить уже самого человека с родителем, а природу с ребенком, который нуждается в защите и заботе. Природа нуждается и взывает к нашей помощи, чтобы моря и океаны были чистыми, леса радовали глаз своим зеленым нарядом, пески в пустыне оставались такими же золотыми, а небо всегда было голубым.

Восстановление и сохранение экологии Земли нужно начинать с восстановления и сохранения экологии человеческой души.

Литература формирует разум человека, его волю и психику, его чувства и человеческий сильный характер, а именно — формирует личность человека. Именно этим она и ценна для нас, людей.

От экологии души человека зависит жизнь всего Человечества на Земле. Берегите свои Души!

Литература:

2. Дубовик, О. Л. Экологическое право: учебник / О. Л. Дубовик, Л.Кремер, Г. Лоббе-Вольфф. — М.: ЭКСМО, 2005.

3. Ерофеев, Б. В. Экологическое право России: учебник / Б. В. Ерофеев. — 3-е изд. — М.:Юристъ, 2005.

4. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (1991).

6. Криксунов, Е. А. Экология / Е. А. Кринсунов, В. В. Пасечник, А. П. Сидорин. — М.: Дрофа, 1995

8. Агаджанян, Н. А. Экология человека / Н. А. Агаджанян, В. И. Торшин. — М.: Экоцентр, КРУК, 1994

11. Экология: учебник для вузов / Н. И. Николайкин, Н. Е. Николайкина, О. П. Мелехова. — М.: Дрофа, 2004.

12. Экология: учебник для вузов // А. С. Степановских. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

13. Даррелл, Д. Птица-пересмешник. Натуралист на мушке / Д.Даррелл. — М.: Эксмо, 2008. — 608 с.

14. Даррелл, Д. Поймайте мне колобуса / Д. Даррелл, пер. с англ. Л. А. Игоревского. — М.: Центрполиграф, 2001. — 223 с.

15. Даррелл, Д. Гончие Бафута. Под пологом пьяного леса / Д.Даррелл. — М.: Эксмо, 2008. — 544 с.

Экология — красивые картинки (40 фото)

Защита природы и забота о ней имеет колоссальной значение для нашей планеты. Смотрите далее красивые картинки про экологию.
Зеленое дерево в глобусе.
Молодое растение в земле.
Домик, животные и природа.
Солнечная экология с цветами.
Дым от завода и зеленые листья.
Трава на фоне неба с облаками.
Сухая и влажная земля.
Важность экологии для растений.
Вырубленная часть леса в форме легких.
Зеленая книга и город.
Дерево, трава и облака на небе.
Интересная картинка необходимости защиты экологии.
Забавная форма реки.
Маленькое дерево в горшке.
Зеленый домик человеческими руками.
Экология в ладонях.
Крупный город и глобус мира.
Красивая природа на рассвете.
Высокий зеленые лес с дорогой.
Варианты разной экологии.
Зеленые листья деревьев.
Капли розы на листьях.
Наша планета в наших руках.
Белые облака в небе.
Красивая экология на познавательной картинке.
Зеленая природа в ладони.
Зеленая планета.
Растение в грунте на руке.
Заводы или деревья.
Правильная экология со смыслом.
Молодая зеленая трава.
Планета с бабочками в ладонях.
Занимательный рисунок с листьями.
Прозрачная планета в руках.
Зеленая экология с квартирами.
Росток на сухой земле.
Зеленое сердце из листьев.
Красивое дерево в руке.

Проект «Экология природы — экология души»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением «Специальное профессиональное училище №1 закрытого типа г. Улан-Удэ Республики Бурятия»

Научная конференция школьников

«Шаг в будущее»

Проект

«Экология природы- экология души»

Выполнила: ученица 10 класса

Завьялова Виктория

Научный руководитель:

Тайшихина Людмила Федоровна,

социальный педагог, высшей

квалификационной категории.

г. Улан-Удэ.

1.Введение — 3 -5

2.Основная часть — 5 — 8

3. Результаты исследования – 9-11
3.Заключение — 12

4.Список литературы — 13

5.Приложение — 14

Введение

Предлагаемая Вашему вниманию исследовательская работа посвящена теме: «Экология природы — экология души».

Мы все знаем, что 2017 год в России объявлен Годом экологии. Президент РФ подписал соответствующий указ 5 января 2016 года. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что экология природы начинается с экологии души. Они не только взаимосвязаны, но и следуют друг за другом.

Будет грязной душа – будет загрязнена и экология нашей планеты.

Эта тема меня очень заинтересовала, потому что об экологии природы сейчас говорят, пишут много, и даже что-то делают, это хорошо , а вот об экологии души забыли.

Я заинтересовалась, так что же такое «экология природы» и «экология души».

Актуальность.
Проблема экологии одна из важнейших проблем современности. В последнее время активная деятельность человека приводит к заметному изменению окружающей среды на Земле.

Экономический рост, с точки зрения экологов, идёт дикими, необузданными шагами, не оглядываясь ни на что: зарабатывая деньги, бизнес губит леса, загрязняются и становятся безжизненными моря и реки, теряют плодородие почвы, участились пожары леса. Страна в погоне за экономическим процветанием приносит в жертву окружающую среду.

А что взамен? Потребительское отношение к природе приводит к «загрязнению» души человека, падению его нравственности, нарушению экологии самого человека, то есть ухудшению его физического и морального здоровья.

Учёные доказали, что различные нарушения поведения, а также до 80 % заболеваний прямо или косвенно связаны с факторами внешней среды.

Это тревожный сигнал, призывающий нас разумно относиться к окружающей нас природе.

Пришла пора осознать и понять, что человек не властелин природы, а её часть и выходец.

Гипотеза;

В нашей стране охрана природы является делом государственной важности. Все мы должны бережно относиться к природе, ко всему живому, соблюдать определенные правила поведения на природе. Этому нужно учиться, этому нужно учить! Учить любить , беречь и защищать природу нужно с детства, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей среде, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека.

«Человек должен жить в согласии с природой, человек не рождается с этим чувством, его надо в себе воспитать». В. Бианки.

Цель: формировать экологическую культуру и экологическую грамотность. Привлечь внимание воспитанниц к значимости экологических проблем.

Основные задачи проекта:

  • познакомить воспитанниц с материалами о загрязнении окружающей среды;
  • сформировать у воспитанниц активную жизненную позицию, направленную на защиту, бережное отношение к природе;
  • показать взаимосвязь экологии природы и экологии души;
  • воспитывать экологически грамотное поведение в природе, показать взаимодействие всех живых объектов.

Объект исследования: воспитанницы Улан-Удэнского СУВУ

Дата исследования: Февраль 2017 года.

Методы исследования:

  • Исследование научно-публицистической литературы;
  • Социологический опрос, анкетирование, наблюдение, анализ литературы;
  • Сбор информации;
  • Обобщение полученных результатов;

Ожидаемый результат:

  • повышение экологической грамотности, развитие умственных способностей воспитанниц, которые проявляются в умении анализировать и делать выводы;
  • проявление у воспитанниц желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
  • формирование основ экологической культуры, в котором сочетаются качества нравственности, коммуникативных навыков, образного мышления, творческих способностей;
  • приходит понимание в необходимости заботливого и созидательного отношения к себе, своему здоровью и к окружающему миру.

Глава 1. Экологические проблемы вокруг нас.

1.1. Экология и мы.

Если экология – это наука об условиях существования всего живого в окружающем мире, включая взаимоотношения и охрану природы и человека, то предметом экологии души может являться охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души.

Как о природе, так и о душе человека написано много стихов и рассказов.

Вот, что сказано в стихах Сергея Острового.

Человек — он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
И особое таинство цвета,
То с жестоким, то с добрым огнем.
Человек — он зима, или лето,
Или осень с грозой и дождем.
Все вместил в себя — версты и время,
И от атомных бурь он ослеп.
Человек — он и почва, и семя,
И сорняк среди поля, и хлеб.
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночества? Встреч?
Человек — он ведь тоже природа —
Так давайте природу беречь!

Мы ― люди первой половины XXI века почти незаметно для себя оказались одновременно в роли свидетелей и виновников всех изменений, происходящих на нашей планете.

Природа-мать наградила нас всем необходимым для жизни: и воздухом, которым мы дышим, и солнцем, благодаря которому мы живем в «светлом» мире, и землею, по которой мы ходим . Она обеспечивает нас всем: древесиной, нефтью, газом, природными ископаемыми и так далее. Она заботится о человечестве, как любящая мать о своем ребенке, которая готова пожертвовать всем ради его счастья.

Давайте устроим мини-путешествие во времени. Перенесемся в глубь веков, когда не существовало на Земле ни заводов, ни фабрик, ни машин, ни компьютеров, ни высотных зданий и всего того, без чего наша жизнь сейчас кажется просто немыслимой.

Именно в это время люди ценили и уважали природу, с благодарностью относились к окружающему миру. Самое главное — несмотря на то, что людям приходилось частично губить природу, они все же ценили ее, молились Богам Солнца, Земли, Воды, совершали в их честь жертвоприношения.
К сожалению, в современный век нанотехнологий нам приходится видеть разрушение гармонии с природой.

Миллионы тонн нефти, природного газа, угля, торфа и других полезных ископаемых человек выкачивает из недр Земли, загрязняет атмосферу, реки, моря и океаны ядовитыми выбросами. И не задумывается о последствиях, ведь все эти дары природы когда-нибудь закончатся.
Возьмем, к примеру, озеро Байкал. Это самый яркий пример человеческой халатности. Начиная с 1950-х годов антропологическое воздействие на Байкал заметно повысилось. А все из-за выбросов заводов и фабрик, городов вблизи озера.
Человек бездумно загрязняет природу: выпил баночку сока или съел шоколадку, а мусор выбрасывает себе под ноги. Более 80 процентов лесных пожаров происходит из-за людской невнимательности. Давайте подумаем. Неужели мы настолько стали черствы и безжалостны, грубы и беспощадны, что не ценим того, что даровано нам Богом?

Представьте, что в одно утро мы проснемся и не увидим яркого солнца, растений и животных. Что с нами тогда будет?..

Природа и человек — единое целое, а значит, разрушая природу, человек разрушает и самого себя.

А ведь природа укрепляет нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчанье ручейка, таинственный шепот леса, с наслаждением любуемся раздолью полей, зеркальной гладью рек и озер или величественными громадами гор.

Все это нам щедро дает планета Земля, а взамен просит только одного бережного доброго отношения к сохранению природы, главное условие дальнейшего существования и развития цивилизации.

Сегодня ведутся споры о использовании ресурсов природы, Поэтому мы, должны научится не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять её и приумножать её богатства

По-моему, если каждый из нас будет соблюдать чистоту в среде своего обитания, мир станет намного лучше и краше. Уверена, человек опомнится и не допустит разрушения планеты, а значит, и жизни.

1.2. Охрана природы, чтоб нам жить в гармонии с природой.

Каждый человек от рождения имеет права на жизнь, свободу и стремление к счастью. Они гарантированы Конституцией Российской Федерации. Свои права на жизнь, отдых, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, человек реализует в процессе жизнедеятельности.

Экологическая политика России направлена на охрану и оздоровление окружающей среды, рациональное использование и возобновление природных ресурсов, сохранение и развитие социосферы. обеспечивающей нормальную жизнедеятельность и экологическую безопасность человека.

Для решения природоохранительных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач создаются различные экологические фонды, организации и общества. Такие как:

— ВООП Всероссийское общество охраны природы. Основная деятельность, которой экологическое образование и воспитание населения. Пропаганда экологический знаний и здорового образа жизни.

— Международная организация «Гринпис», создана в 1967 году. Она протестует против испытаний ядерного оружия, загрязнения вод и загрязнения почв.

— Всемирный фонд по охране животных.

Также имеются организации в Бурятии, изучающие и охраняющие озеро Байкал это:

— Прибайкальский национальный парк;

— Байкальский исследовательский центр;

— Байкальская экологическая волна:

Все фонды, организации и общества по охране природы немыслимы без волонтёров.

Волонтёры — это активные люди, которые вместе с фондом добровольно и безвозмездно занимаются защитой природы.

Волонтёры не только сами помогают природе реальными делами, но и рассказывают тысячам людей о том, что можно сделать для решения экологических проблем уже сегодня, чтоб жить в гармонии человека с природой.

Мы должны помнить, что не на словах, а на деле надо заботиться об окружающей природе. Наш долг ― беречь природу и заботиться о ней, ведь это забота и о нас с Вами!

1.3 Экология природы начинается с экологии души.

К.Зелинский писал, что «Поведение человека в природе – это зеркало его души».

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!.

Именно благодаря душе мы знаем о морали, этике, слышим голос совести. Каждый человек на планете должен осознавать, для чего ему необходимо заботиться о себе, о других людях, о природе. Осознавая это, он никогда не станет разрушать себя самого и мир вокруг себя, ему это будет просто неприятно.

Какие же факторы влияют на формирование души: доброта, толерантность,

воспитание, любовь, дружба, культура, совершенствование души.

«Душа человека- это самый настоящий цветок»

Главные компоненты «Экологии души»:

— Благодарность – способность чувствовать и проявлять признательность на оказанное добро;

— Благожелательность — доброжелательность, приветливость;

— Благородство — высокое нравственное достоинство, безукоризненная честность, способность пренебречь личными интересами, открытость и совестливость.

— Благотворительность — обеспечение людей благами и услугами, оказание материальной, безвозмездной помощи нуждающимся.

— Вежливость — склонность к умению соблюдать правила приличия, воспитанность, учтивость.

А для того чтобы осознавать это, человеку нужно чаще задавать себе вопрос «Что для меня важно и ценно на самом деле? Будет ли это важно для меня через несколько дней, месяцев, лет?».

Высокая нравственность и духовность, основанная на общечеловеческих ценностях – самое ценное богатство человека, которое нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, которое каждый человек может формировать только своими собственными усилиями. Как говорил философ Сенека, «величие души должно быть свойством всех людей».

Глава 2. Исследовательская часть

2.1 Результаты социологического опроса

Исследовательская работа проходила в несколько этапов. Мы провели исследование в форме соцопроса и анкетирования воспитанниц с целью выяснения общественного мнения по теме: «Экологии природы — экологии души», их осведомленности об экологической ситуации.

Всего в исследовании приняло участие 26 воспитанниц Улан-Удэнского СУВУ.

Анкета содержала в себе 10 вопросов и имела следующий вид:

1.Как вы думаете, актуальна ли проблема загрязнения экологии?

2.Кто, по вашему мнению, виноват в возникновении этой проблемы?

3.Можете ли Вы дать определение экологии природы?

4.Влияет ли загрязнение экологии на поведение и здоровье человека?

5.Коснулась ли эта проблема Вас или Ваших близких, друзей, знакомых?

6. Как Вы думаете, что такое «экология души»?

7. Какая взаимосвязь между экологией природы и экологией души.

8.Участвовали ли Вы в общественных работах по очищению природы?

9. Какие организации Вы знаете по охране природы?

10.Ваши предложения — как можно решить проблему?

Для того, чтобы ответы давались максимально честными, анкетирование проводилось анонимно. Далее проводился подсчёт ответов и составление статистических диаграмм. Результаты сравнивались и анализировались.

Результаты социального опроса:

1.Как вы думаете, актуальна ли проблема загрязнения природы в Вашем городе?

Да- 65 %

Нет- 19 %

Не знаю -3 %

2.Кто, по вашему мнению, виноват в возникновении этой проблемы?

Человек- 88.5 %

Природа – 11,5 %

3.Можете ли Вы дать определение экологии природы?

Экология – это наука об условиях существования всего живого в мире, включая взаимоотношения и охрану природы и человека .

Верно- 77 %

Неверно- 23 %

4.Влияет ли загрязнение экологии на поведение и здоровье человека?

Да- 85 %

Нет- 11,5 %

Не знаю- 3,5 %

5.Коснулась ли эта проблема Вас или Ваших близких, друзей, знакомых?

Да ― 50 %
Нет ― 25 %

Не знаю — 25 %

6. Как Вы думаете, что такое «экология души»?

Чистота души — 61 %

Чистота природы – 27 %

Чистота души и природы – 12 %

7. Знаете ли Вы, какая взаимосвязь между экологией природы и экологией души.

Верно – 67 %

Неверно- 33 %

8.Участвовали ли Вы в общественных работах по очищению природы?

Да- 88,5 %

Нет- 11,5 % %

9. Какие организации Вы знаете по охране природы?

Общества по охране животных;

Организация по охране природы;

Фонд дикой природы;

10.Ваши предложения — как можно решить проблему?

  • не загрязнять природу- 50 %
  • экологическое воспитание детей – 38,5 %
  • изменение законов по экологии природы – 11,5 %

2.2. Участия воспитанниц в экологическом воспитании.

В нашем учреждении проводится большая работа по экологическому воспитанию, профилактике вредных привычек, пропаганде здорового образа жизни.

Каждый день начинается с зарядки, а летом на свежем воздухе. Все мы принимаем активное участие в уборке территории, субботниках. С удовольствием работаем на огороде, выращиваем овощи, собираем урожай, радуемся результатам нашего труда.

Выезжая на отдых на Байкал, мы принимаем активное участие в акции «Чистый берег».

Вывод по главе 2.

Анализ, осуществленный на основе соцопроса, анкетирования, наблюдения показал, что, 85 % воспитанниц положительно относится к решению проблем по охране природы.

Знают, что такое экология природы и экология души, но к сожалению не все понимают об их взаимосвязи, около 15 % воспитанниц пока еще равнодушно относятся к данным проблемам, не осознавая возможных последствий. Отношение воспитанниц к проблеме экологии души не у всех ещё не сложилось, они не уверены в своих знаниях о глубине проблемы.

Сложнее всего воспитанницам было ответить на вопросы, актуальна ли проблема экологии души и как её можно решить. Исходя из этого, можно сделать предположение о недостаточной осведомлённости о проблеме, её сути и о том, что часть воспитанниц просто никогда о ней не задумывались. Скорее всего, это воспитанницы, которые прибыли в учреждение недавно, и только сейчас познают азы экологии.

Данный анализ проекта натолкнул нас на мысль о создании цикла творческих работ, проведение выставки литературы в библиотеке, проведение в дальнейшем занятий по данным проблемам.

Из вышесказанного, следует, что затронутая нами проблема особенно актуальна среди молодежи в современном обществе

Заключение.

Данный проект дал возможность привлечь внимание всех воспитанниц. Реализация проекта «Экология природы — экология души» позволила: расширить у них область экологических знаний и навыков и умение применять их в различных жизненных ситуациях.

На мой взгляд, было интересно узнать, что мы взаимодействуем с природой, прежде всего через наши потребности, начиная от физиологических и кончая самыми утонченными – духовно-нравственными. Мы нуждаемся в природе, а природа нуждается в нас, в активной деятельности человека, основанной на безусловном приоритете общечеловеческих ценностей.

В результате проведенных исследований я пришла к следующим выводам: моя гипотеза полностью подтвердилась: Все мы должны бережно относиться к природе, ко всему живому, соблюдать определенные правила поведения на природе. Этому нужно учиться, этому нужно учить!

Чтобы сохранить удивительный и многообразный мир природы нужно знать его и любить всем сердцем. И мы все должны приложить совместные усилия, чтобы сохранить его. Данный проект изменил мое мировоззрение. Сейчас мне 17 лет. Пока я просто ученица 10 класса. Я ещё не знаю, какую профессию я выберу. Но я знаю точно, что не хочу быть равнодушна к проблемам экологии природы — экологии души. Я постараюсь делать свои добрые поступки, активно участвовать в актуальных проектах, конкурсах, акциях, направленных убедить людей ценить нашу природу, и беречь наше здоровье.

Я готова изменить свой характер, свои принципы. Ведь никто не должен оставаться равнодушным к природе. Если хотим красивой природы вокруг себя, то сначала нужно начать с себя.

Я поняла главное, что любовь к природе – это великое чувство Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее.

И тогда мы все вместе сможем спасти нашу планету. Я искренне верю в это и считаю, что многие меня поддержат в этом решении!

Список литературы:

1..Михеев А.В., Константинов В.М. Охрана природы: учеб. для ССУЗ / — М. : Высш. шк., 1986 — 256 с.

2. Охрана природы: справочник / К.П. Митрошкин и др.; Под ред. К.П. Митрошкина — М.: Агропромиздат, 1987 — 269 с.

3. Денисова, Л. А Экологическая культура и экологические потребности как препятствия на пути к потребительскому отношению к природе и обществу / Л. А Денисова // Гуманитарные практики в современном социуме: модернизация и глобализация: сборник научных трудов. — СПб. : Изд-во Политех. Ун-та, 2011.- С.410- 412.

5. Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека. Изд-во ВЛАДОС , 2003, — С. 18-21.

6. Дотто Л. Планета Земля в опасности. Изд-во «Мир» 1998 С- 43-45

7. Городецкая Н.А. Природе — заботу молодых Изд-во Лесная промышленность 1993

С. 8-13

Приложение

Анкета

1. Как вы думаете, актуальна ли проблема загрязнения экологии на сегодняшний день?

Да- 100 %

Нет — 0
2. Влияет ли загрязнение экологии на человека?

Да- 85 %

Нет- 11,5 %

Не знаю- 3 %

4. На ваш взгляд, какие экологические проблемы существуют?

Загрязнение атмосферы ― 43 %

Загрязнение окружающей среды ― 57 %

5. Нужно ли бороться с этой ситуацией?

Да ― 86 %

Нет ― 11 %

Не знаю – 3 %

6. Как часто вы бросаете мусор на улице?

Никогда — 57 %

Редко ― 23 %

Часто ― 11 %

7. Соблюдаете ли вы Зеленый закон на территории учреждения?
Да ― 100 %

Нет ― 0

8. Страдали ли вы от экологических проблем?

Да ― 66 %

Нет ― 25 %

Не знаю — 9%

9. Что такое на Ваш взгляд «Экология души»:

Чистота души — 62 %

Чистота природы – 27 %

Чистота души и природы – 11 %

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Россова Ю.И. 1 1 Арзамасский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» Статья посвящена вопросам сохранения экологии души в современном обществе. Показано, что проблема экологии охватывает не только привычные биологические рамки, но и касается человеческой личности. В работе дан краткий анализ представлений некоторых известных философов, психологов, педагогов о внутреннем мире человека, а по сути, об экологии его души. В статье указывается, что решение проблемы сохранения чистоты души связывается с организацией воспитания и образования на основе духовно-нравственных ценностей как в семье, так и в образовательных организациях. Подчеркивается, что важно создать систему духовно-нравственного воспитания с соблюдением принципа взаимодействия детей, педагогов, семьи, общественности, различных социальных институтов в реализации работы этой системы, анализируется роль семьи, педагога в решении обозначенной проблемы. Рассматриваются формы работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми, родителями, педагогами. 149 KB экология души образование духовно-нравственные ценности духовно-нравственное воспитание система духовно-нравственного воспитания образовательная организация православная культура дошкольник школьник семья педагог. 1. Акутина С.П. Пути преодоления духовно-нравственного кризиса в образовании // Приволжский научный вестник. – 2014. — № 12-4 (40). – С. 8-11. 2. Гармаев А. Нравственная психология и педагогика. Свет Православия. — Макариев-Решемская Обитель, 1999. 3. Кулагина Я.М., Федосеева Н.В. Значение роли отца в процессе становления личности ребенка // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2014. — № 39-2. – С. 147-152. 4. Левкина Е.В. Пути совершенствования гражданского воспитания будущих педагогов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. — № 88. – С. 193–198. 5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — Москва: Издательство МГУ, 1981. 6. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Приветствия участникам Глинских чтений 28-29 июля 1999 . — Режим доступа: http:// magister.msk.ru›library/Alexy/alexy688.htm. 7. Россова Ю.И Вопросы здоровьесбережения в «новой педагогике» В.П. Вахтерова // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. – 2013. — № 2. – С. 101 — 108. 8. Россова Ю.И. Властная мать как аномальный вид родительской любви // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2013. — № 34-2. – С. 36-40. 9. Россова Ю.И. Влияние неблагополучного семейного воспитания на развитие детского невроза // Гуманитарные научные исследования. – 2015. — № 5-1 (45). – С. 70-73. 10. Россова Ю.И. Культура толерантных отношений в сфере «родитель – ребёнок» // Детский сад от А до Я. – 2011. — № 3. – С. 76-86. 11. Россова Ю.И., Трухманова Е.Н. Родительские директивы и ошибки в общении с ребенком // Труды СГА. – 2010. — № 10. – С. 101 — 113. 12. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — Москва: Педагогика, 1973. 13. Сборник мыслей, изречений, афоризмов. Сост. Н.Я.Хоромин. — Москва: ГИТИС, 1993. 14. Св. Иоанн Кронштадтский — О воспитании детей . — Режим доступа: http:// semyaivera.ru›…sv-ioann-kronshtadtskiy…vospitanii.

Данная работа подготовлена в рамках работы над проектом «Православная педагогика: от науки к практике», который был разработан профессорско-преподавательским составом кафедры общей педагогики Арзамасского филиала ННГУ. Проект победил в международном конкурсе «Православная инициатива — 2015» и связан с разработкой идей духовно-нравственного воспитания на основе православных традиций и внедрением их в педагогический процесс образовательных организаций.

В настоящее время появляются различные понятия, связанные с термином «экология» — социальная экология, инженерная экология, экология человека, глобальная экология, экология культуры, экология религии, экология сознания, экология души, экология духа. Это свидетельствует о том, что интересы и внимание экологии вышли далеко за ее привычные биологические рамки. Таким образом, слово «экология» не является только биологическим термином, понятие экологии становится универсальной категорией и связано с безопасным существованием не только материального мира, но и мира духовного. Современная экология становится комплексной наукой, которая исследует не только связи живых организмов с окружающей средой, но и все виды взаимодействий в системе «человек — общество — природа». В последнее время становится значимой и актуальной проблема экологии души.

Классическая экология связана с охраной окружающей человека биологической среды. Экология же души — это охрана души от загрязнений. Человек может выступать творцом и хранителем, но может являться также и разрушителем своей души. А последствия этих разрушений, загрязнений собственной экологии очевидны и известны — наркомания, алкоголизм, преступность, эгоцентризм, снижение роли коллектива, отчуждение детей и родителей, нарастание психологического дискомфорта, снижение ценности образования, отсутствие интересного досуга, пропаганда с экранов телевидения сцен агрессии, насилия и ненависти, распространение культа силы, мгновенного успеха и денег, прагматические отношения в сфере любви, дружбы, общения, бездуховность, уход в Интернет и т.д.

О внимании к внутреннему миру человека, о всматривании в человеческую душу, а по сути дела, об экологии души говорили многие философы, психологи, педагоги.

Например, известный психолог и философ С.Л. Рубинштейн понимал, что существует не только зависимость личности от условий жизни и обстоятельств, но и зависимость жизни от личности. По мнению ученого, судьба личности определяется ее собственным судом над собой, ее самоопределением. Самоопределение, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, — это свободное избрание человеком своей судьбы, осуществленная детерминация, а механизмом самоопределения является интеллектуальная работа по рефлексии жизненной ситуации .

Другой известный психолог, педагог А.Н. Леонтьев подчеркивал, что каждый жизненный этап должен характеризоваться тем, что человек будет что-то утверждать в себе, а от чего-то освобождаться. В процессе самоопределения, с точки зрения ученого, должно происходить глубокое индивидуальное преломление норм и ценностей окружающей действительности, в результате которого будет формироваться избирательное отношение к миру и осуществляться выбор тех деятельностей, которые личность делает своими .

Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии И. Кант видел счастливое душевное состояние в спокойствии духа, то есть чистой совести, что зависит от отсутствия чувства вины и глубокого осознания ничтожества земных благ, и всегда веселом сердце, что является, по мнению, ученого, даром природы .

Проповедник, духовный писатель И. Кронштадтский отмечал, что в воспитании опасно развивать только ум, гораздо важнее развивать чувства, сердце. «Сердце — жизнь, но жизнь, испорченная грехом; нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень жизни, так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни», — пишет святой .

Выдающийся педагог-просветитель конца XIX — начала XX веков, известный как создатель «новой педагогики» В.П. Вахтеров, уделяя значительное внимание в своих трудах проблемам воспитания, говорил о важности воспитания «нравственного чувства». Он подчеркивал, что у детей имеются как здоровые наклонности, так и дурные, которые необходимо искоренять с самого детства. Ученый затронул и проблему связи экологии природы с экологией души. В. П. Вахтеров указывал на «противоестественность» школ конца XIX в., поскольку в них, по его мнению, забывалось всякое живое естественное чувство природы, прерывалась умственная связь с ней, а результатом этого являлось притупление всех человеческих чувств, что создавало серьезные препятствия для гармоничного развития. Вражда с природой влечет за собой людские болезни и страдания, она же приводит к существенным, коренным аномалиям в жизни общества, — считал педагог .

Экология связана с чистотой и естественностью, а значит, и со здоровьем. Экология души — это сохранение чистоты души, а значит и душевного здоровья, это эффективный путь к укреплению духовного иммунитета человека. Как же сохранить, а не разрушить свою душу, сохранить ее чистой в нашем нестабильном, агрессивном, соблазнительном мире? Ответ на это вопрос заключается в том, чтобы задачи воспитания приобрели первостепенную значимость, стали приоритетными в сфере образования, в том, чтобы дать правильное образование сердцу человека. Воспитание должно быть душесозидательным и строиться на основе духовно-нравственных ценностей как в семье, так и в системе образования на всех его уровнях. Именно такое образование станет условием духовного процветания как отдельной личности, так и общества в целом.

Часто образование отождествляется с накоплением знаний, владением информацией, а педагогические инновации нацелены на поиск эффективных технологий получения все большего объема знаний. Безусловно, знания важны и необходимы, но знания, направленные не на созидание, могут оказаться вредными и даже опасными. Кроме того, полноценное образование должно воздействовать на ум, чувства и волю воспитанника.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорил: «Задача просвещения и духовно-нравственного воспитания должна пронизывать собой и подчинять себе всю нашу образовательную систему. В ее основе необходимо видеть не механическое усвоение наук, не стремление к образованию одного лишь ума наших учащихся, но развитие в них внутренних сил благочестия, формирования цельной и целомудренной, нравственной личности, осознающей свой долг перед Отечеством и ближними. Наша цель — воспитание молодежи на основе неизменных духовных и нравственных ценностей» .

Возможность сохранения как самой личности, так и всего общества, в современной социокультурной ситуации связывается именно с духовно-нравственным образованием, а также с возвращением традиций Православия, которые очень долгое время были определяющими в воспитании подрастающего поколения. В условиях поиска путей духовного возрождения России особенно актуальным и значимым становится формирование духовно-нравственных ценностей, обращение к опыту православной педагогики и внедрение ее идей в педагогический процесс образовательных организаций.

В настоящее время в системе образования начинают решаться вопросы духовно-нравственного воспитания и развития личности ребенка. Разработана «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.), в федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования в качестве предметной области выделен раздел «Основы духовно-нравственной культуры народов России», направленный на воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. С 2012 года в общеобразовательных организациях стал обязательным для изучения в 4 классе комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», одним из модулей которого является «Основы православной культура». Таким образом, решение проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения становится важной задачей политики современного образования и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

В условиях важности и значимости формирования духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения необходима четко продуманная система духовно-нравственного воспитания и образования, в реализации которого равнозначными субъектами должны стать воспитанники дошкольных образовательных организаций, учащиеся общеобразовательных организаций, родители, педагоги, различные социальные институты.

Важными направлениями реализации системы по духовно-нравственному воспитанию должны стать определение целей, задач, принципов этой работы, разработка содержания данной проблемы, развитие и обогащение методической базы, определение комплекса мероприятий по духовно-нравственному воспитанию, повышение квалификации педагогов в вопросах духовно-нравственного развития детей, включение в процесс решения проблемы различных социальных институтов (образования, семьи, государственных и общественных организаций) и Русской Православной Церкви, поскольку решить эффективно в полном объеме обозначенную проблему возможно только совместными усилиями.

  • Целями и задачами в решении обозначенных вопросов могут выступать следующие: изучить и проанализировать психолого-педагогические особенности духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и школьного возраста, проводить постоянный мониторинг сформированности духовно-нравственной сферы детей; способствовать обогащению содержания, форм и методов учебной и воспитательной работы в системе дошкольного и школьного образования с учетом идей духовно-нравственного воспитания; повышать духовно-нравственную культуру родителей воспитанников и учащихся, расширять их знания о проблемах воспитания подрастающего поколения; формировать у учащихся старшего школьного возраста представления о духовно ориентированной семье; повышать духовно-нравственный уровень педагогического коллектива через приобщение к духовным традициям.

Безусловно, начинать работу по оздоровлению души, а значит и по очищению ее экологии, необходимо в дошкольных образовательных организациях. Дошкольный возраст является благодатным для духовно-нравственного развития детей, поскольку именно в этот период закладываются основы человеческой личности, ее духовные, нравственные и культурные ценности. В это время вырабатываются ориентиры, связанные с установкой ребенка — служить или потреблять в жизни, созидать или разрушать. В решении обозначенных задач важно обеспечить преемственность в системе «детский сад — школа». В школе также необходимо создать единое образовательно-воспитательное пространство, основанное на духовно-нравственных ценностях и традициях национальной культуры.

Формами и методами работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию могут быть: разработка цикла занятий (для дошкольников), уроков (для школьников), внеклассных мероприятий, направленных на обогащение духовного опыта ребенка; проведение цикла православных праздников с совместным участием детей, родителей, педагогов; подготовка и проведение музейных уроков; организация мероприятий гражданско-патриотической направленности (циклов развивающих занятий, праздников, тематических вечеров, литературно-музыкальных композиций, экскурсий); посещение театров, выставок, музеев; организация продуктивной деятельности детей, их участие в мастер-классах, творческих мастерских c изготовлением и вручением сувениров родным, ветеранам, пожилым людям; организация выставок детского творчества, конкурсов работ, конкурсов семейного творчества; организация клубной и кружковой работы; выпуск газеты, в которой будут отражены результаты работы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, и т.д.

Важной сферой духовно-нравственного становления личности растущего человека является семья. Важно сделать семью субъектом образовательно-воспитательного процесса, поскольку ребенок является носителем традиций своей семьи и на всю последующую жизнь сохраняет приобретенное им в детстве. Родители должны стать постоянными участниками духовно-нравственной деятельности детского сада и школы, поскольку именно в таком тесном симбиозе семьи и образовательной организации можно эффективно и плодотворно решать обозначенные задачи.

Родители и дети могут принимать совместное участие в различных мероприятиях (занятиях, праздниках, фестивалях, выставках, творческих мастерских, конкурсах, акциях и др.). Также важно организовать работу родительского университета «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей», который может объединить ряд мероприятий для родителей (родительские лектории, семинары, беседы, издание буклетов), цель которых — повышение духовно-нравственной культуры родителей дошкольников и школьников, а также развитие их компетентности в вопросах духовно-нравственного становления детей. В ходе организации такой работы родителей важно познакомить с основами православной педагогики и психологии, формировать у них представления о духовно ориентированной семье, о формах традиционного православного семейного уклада, возрождать традиции православного семейного воспитания. Также необходимо родителей знакомить и с ошибками семейного воспитания, с формами родительской любви, которые выступают в аномальном виде, что, естественно, несовместимо с христианским устроением семьи .

Необходимо подчеркнуть, что для эффективной работы по духовно-нравственному развитию с детьми нужен педагог, который сам обладает высокой духовной культурой и постоянно совершенствуется в духовном росте. Он должен быть не только профессионалом, но и духовным посредником между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, и одной из главенствующих его задач является формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров. А. Гармаев подчеркивает, что, если воспитатель или школьный педагог не несут в себе резервов нравственной красоты, не руководствуются в своих действиях и в сокровенных движениях души тем, о чем говорят и чему учат своих подопечных, то подлинное нравственное воздействие и воспитание невозможно . Важно также развивать гражданскую культуру педагога-воспитателя, формировать его национальный характер, так как духовный человек — это носитель национальных ценностей .

С целью повышения духовной культуры педагога и подготовки их к работе с подрастающим поколением по вопросам духовно-нравственного воспитания целесообразно в образовательной организации проводить методические объединения, серии обучающих семинаров по организации и проведению православных праздников и занятий на православную тематику, научно-методические семинары с совместным участием педагогов, родителей, научных сотрудников, администрации города, общественности.

Таким образом, видим, что в вопросах экологии души отдельного человека и духовного оздоровления общества необходимо соблюдение принципа интеграции усилий дошкольников, школьников, педагогов, родителей. Также в системе духовно-нравственного воспитания важна взаимосвязь с разными социальными институтами, общественностью. Необходимо формировать основы взаимодействия образовательной организации с Русской Православной Церковью, обозначить и активизировать формы участия Церкви в процессе духовно-нравственного воспитания как воцерковленной, так и нецерковной части детей и молодежи.

Таким образом, для оздоровления и очищения души растущего человека, а значит и сохранения ее экологии, необходима продуманная система духовно-нравственного воспитания с четким определением целей и задач, обогащением содержания современного образования, форм, методов работы, с вовлечением широкого круга субъектов образовательного процесса в решение проблемы духовного взросления — детей, педагогов, семьи, общественности, различных социальных институтов.

Библиографическая ссылка

Россова Ю.И. ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИИ ДУШИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23777 (дата обращения: 03.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Статья «Экология природы к экологии души человека» статья

От экологии природы к экологии души человека.

В эпоху научно-технической революции природа оказалась беззащитной перед человеком. Перегораживаются плотинами реки, запускаются в космос ракеты, земную кору пронизывают глубочайшие скважины. И вольно или невольно человек вмешивается в ход природных процессов, нарушая естественное равновесие. В результате изменяется климат, гибнут реки, исчезают животные, растения. Это бедствие называется экологическим кризисом. В наше время интенсивно развивается наука. Ее название происходит от греческих слов «ойкос» – «дом» и «логос» – «наука». Люди разных возрастов и профессий должны иметь представление об экологии и помнить о неразрывной связи между всеми организмами на Земле, о том, какое огромное влияние оказывает человек на природу и как важно бережно относиться к ней.

Всем от природы что-то нужно. Только сама природа, выходит, никому не нужна. И она, где медленно, где чуть быстрее, погибает. «Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды». На мой взгляд, надо чаще и как можно раньше говорить об экологии души. Экология души-это уровень личного духовного развития человека. Это и состояние и нашей с вами души. Душу ребенка надо растить осторожно, внимательно и с любовью. Уже в душе младенца развивается чувство добра , чуткости и милосердия, заложенное природой. Ормируются благородные чувтва, такие как-сострадание, добрата, отзывчивость. Эти чувства должны быть правильно развиты и нуждаются в постоянном контроле. Ведь если поступки и помыслы будут чистыми, чистой будет и окружающая среда. А если будет грязной душа-будет грязной экология нашей матушки-природы. Экологическое воспитание в основном носит запретительный характер и проводится на уровне призывов: «Не рвите!», «Не топчите!». А любовь к природе лозунгами не воспитаешь.

«Никто не учит маленького человека: будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное. Всё дело в одной очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так) в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – всё равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком». (Слова В.А. Сухомлинского) Природа-мать, прощая нам эгоизм, наше потребительское отношение к ней, приходит к нам на помощь сама, возрождая наши загрубевшие души, наполняя наши сердца любовью.

Познавая себя, человек осознает, понимает себя как уникальное творение природы. Процесс самопознания очень увлекательный и длительный. Человек познает себя всю жизнь, открывая в себе все новые и новые грани. И в этом ему помогают окружающие люди. Младенец еще не в состоянии этого сделать самостоятельно. Ему нужно помочь, это можно сделать практически на каждой беседе, на каждом развлечении, на каждой игре.

В дошкольном образовании стоит одна из важных задач- воспитывать творческую личность, которая сознаёт свою ответственность за состояние окружающей среды, за состояние нашего с вами дома. Чтобы решить эту задачу мы направляем свои усилия на возрождения духовных, нравственных традиций русского народа, на приобщение к народной культуре. Через сказки народов, через потешки, музыку разных народов младенец впитывает любовь к природе. Ведь природе совсем не важно –какой ты национальности и где живешь, важно как ты относишься к своему дому, к своей природе