Швеция религия в процентах

Каждый из нас имеет твердые представления о добре и зле и о роли человека в личной и общественной жизни. Часто основой этих представлений является вера либо наша собственная, либо вера, которую разделяют многие другие люди. В этой главе рассказывается о религиях, представленных сегодня в Швеции. Поскольку христианская религия имеет в Швеции тысячелетнюю историю, значительная часть главы посвящена различным христианским конфессиям.

В Швеции каждому человеку гарантирована свобода вероисповедания, что означает право быть последователем той или иной религии. Сегодня в Швеции представлены самые разные религии, берущие начало в разных странах мира. Помимо значительного количества христианских церквей, kristna kyrkor, существуют иудейские, judiska, и мусульманские, muslimska, приходы различных направлений, индуистские, hinduiska, и буддистские, buddhistiska, общества, а также общины бахаи, baháí, и последователей сикхизма, sikhism. Кроме того, в Швеции проживают представители многих других религий, которые, однако, не имеют собственных организаций.

Коротко о религиозной истории Швеции

До XI века жители Швеции поклонялись языческим богам, называемым асами, asagudar. Асы носили такие имена, как Тор, повелитель грома и молний, Фрей, повелитель плодородия, и мудрый всевидящий Один. В XI веке в Швецию пришло христианство, и в течение ближайших столетий в стране было построено большое количество церквей. До прихода христианства Швеция была разделена на множество владений, принадлежавших мелким князьям. Теперь же страна объединилась в единую державу, основанную на разделении власти и сотрудничестве между церковью и князьями. Князья и другая знать выделяли под строительство монастырей и церквей собственные земельные владения. В это время Швеция стала христианской страной, религиозное руководство которой осуществлялось папой римским.

В XVI веке шведский король Густав Васа провел Реформацию, тем самым покончив с властью папы римского. Монастыри были закрыты, а их имущество конфисковано государством. Шведская церковь стала евангелистсколютеранской. Наряду с государством, церковь была наделена большой властью над простыми смертными и часто становилась на сторону государ.

lutherskevangelisk: означает, что данная религия опирается на четыре евангелия Нового Завета и придер- живается учения Мартина Лютера, который в XVI веке порвал с католической церковью, положив начало процессу Реформации.

Шведская церковь сегодня

Начиная с 1 января 2000 г. в Швеции церковь не имеет статуса государственной. До этого времени каждый новорожденный гражданин Швеции автоматически становился членом Шведской церкви, Svenska kyrkan. В 2000 году церковь, однако, была отделена от государства и стала независимой лютеранскоевангелистской, fristående luthersk-evangelisk*, церковью. Узнав, что Шведская церковь насчитывает сегодня более 7 млн. членов, Вы, возможно, предположите, что большинство людей в Швеции являются «активными» верующими и ходят по воскресеньям в церковь. Однако это не так. Многие шведы, считающие себя христианами, не принимают участия в работе церковных приходов, församlingarna. А ведь именно 2200 приходов Шведской церкви, объединяющих ее активных членов, и составляют ядро церковной деятельности.

Именно в приходы обращаются за помощью люди в различных жизненных ситуациях. И даже те, которые обычно не ходят в церковь, крестят в церкви своих детей, венчаются и хоронят по религиозным обрядам умерших родственников. Все члены Шведской церкви платят сбор на церковные нужды. Подробнее об этом читайте в главе «Семья и совместная жизнь». Каждый приход имеет собственную территорию и, как правило, собственную церковь, а иногда несколько церквей. В приходе работают пасторы, диаконы, музыканты и организаторы детских мероприятий, в обязанности которых водит организация церковных служб, занятий церковного хора, встреч для детей, молодежи и пенсионеров и других мероприятий. Значительную часть социальной работы в церкви выполняет диакон. Зачастую церкви берут на себя такие социальные обязательства, как помощь беженцам. Отделения Шведской церкви называются pastorsexpeditioner.

75% детей, родившихся в Швеции, проходят обряд крещения в Шведской церкви.

75% детей в Швеции проходят обряд крещения, döps, в Шведской церкви и, соответственно, становятся ее членами. В подростковом возрасте человек может пройти конфирмацию, konfirmerade. Перед конфирмацией подросток проходит курс обучения, undervisning, посвященный христианской вере и традициям. Важным элементом подготовки являются также беседы, samtal, об отношениях между людьми в личной и общественной жизни, о добре и зле. Затем проводится сам обряд конфирмации – торжество, на котором совершающий конфирмацию заявляет о своей решимости исповедовать христианскую веру. По желанию можно пройти только подготовку к конфирмации, отказавшись от обряда. Евангелистский отечественный фонд, Evangeliska Fosterlandsstiftelsen, EFS, насчитывающий 20 000 последователей, является независимой организацией в составе Шведской церкви. В центре внимания EFS стоит пробуждение в людях христианской веры и соблюдение религиозных канонов в повседневной жизни. За более подробной информацией обращайтесь в местное отделение Шведской церкви. См. Также главу «Семья и совместная жизнь».

Свободные церкви сегодня

Свободные церкви различаются между собой. Наиболее известные из них Армия спасения, Frälsningsarmén, Церковь пятидесятников, Pingströrelsen, и Шведская миссионерская церковь, Svenska Missionskyrkan. Членов Армии спасения можно узнать по особой форме. Они часто собираются в общественных местах и поют песни, которые стали отличительной чертой церкви. Армия спасения организует также питание для бездомных. Кроме того, движению принадлежит сеть магазинов «Myrorna» («Муравьи»), которая принимает в дар подержанные вещи и продает их по невысоким ценам. Магазины «Myrorna» есть во многих шведских городах. Церковь пятидесятников самая большая свободная церковь Швеции, насчитывающая 90 000 членов.

Характерным для этого религиозного течения является стремление к индивидуальному опыту ощущения божественного присутствия. Во время церковных служб, которые иногда называются «встречами спасения», нередко случается, что люди подходят к пастору и «отдают себя Иисусу» или «становятся спасенными». Шведская миссионерская церковь, имеющая 67 000 членов, активно выступает за развитие сотрудничества между различными церквями. Таким образом, ее последователи стремятся к христианскому единству, то есть к объединению всех церквей. Ожидая этого объединения, Шведская миссионерская церковь считает церковные приходы и местные общины временным решением.

Другие свободные церкви, представленные в Швеции – это Общество адвентистов седьмого дня, Sjundedags Adventistsamfundet, Церковь методистов, Metodistkyrkan, Баптистская церковь,Baptistsamfundet,Миссия альянса, Alliansmissionen, и Общество христианского сотрудничества «Новый дом», Nybygget-Kristen samverkan. В различных населенных пунктах Швеции существуют также небольшие свободные церкви, непосредственно связанные с традициями своей местности. Иммигранты из Эстонии, Финляндии, Ирана, Китая и Кореи «привезли» с собой в Швецию свою веру и свои церкви. Некоторые их них сформировали отделения в рамках свободных шведских церквей, другие основали собственные приходы.

Католическая, православная и восточная церкви

Помимо Шведской церкви и свободных церквей, в Швеции существует множество других христианских конфессий. Крупнейшая их них католическая церковь, katolska kyrkan, имеющая 165 000 последователей, среди которых много выходцев из других европейских стран и Латинской Америки. Некоторые службы проводятся на польском, испанском и других языках. Шведские католики имеют собственного епископа, а возглавляет католическую церковь Папа Римский. Православные и восточные церкви, De ortodoxa och österländska kyrkorna,имеют в Швеции 100 000 последователей, большинство из которых иммигранты из Турции, ближневосточных стран и Африки. Русская православная церковь, Rysk ortodoxa kyrkan, существует в Швеции еще с XVII века. Позднее в Швеции открылись эстонская, сербская, македонская и греческая православные церкви, Estnisk-, Serbisk-, Makedonsk- och Grekisk-ortodoxa kyrkorna, а затем – румынская и болгарская православные церкви, Rumänsk- och Bulgarisk-ortodoxa.

Самая крупная восточная церковь в Швеции – Ассирийская православная, Syrisk-ortodoxa, церковь, последователи которой – выходцы из Ливана, Турции, Ирака и Сирии. Другие восточные церкви – Армянская апостольская церковь, Armeniska apostoliska kyrkan, Эфиопская, Коптская и Эритрейская православные церкви, Etiopisk-, Koptisk- och Eritreansk-ortodoxa kyrkan. Значительное количество ассирийцев состоят в Восточной апостольской католической ассирийской церкви, Österns apostoliska katolska assyriska kyrka, которую называют также Восточно-ассирийкой церковью, Östassyriska kyrkan.

Сотрудничество

Различные христианские религиозные течения как шведские, так и основанные выходцами из других стран тесно взаимодействуют между собой. Это сотрудничество различных церквей называется экуменическим, ekumenik. Шведский совет христиан объединяет четыре христианские конфессии лютеранскую, католическую, «свободную» и православную/восточную, – и 25 церквей-членов. Православные и восточные церкви ведут сотрудничество через OÖKER, Экуменический совет православных и восточных церквей. Шведская церковь также сотрудничает с мусульманскими и иудейскими приходами.

Иудаизм Первые евреи приехали в Швецию в XVIII веке. В XIX веке, спасаясь от преследований, в Швецию эмигрировало значительное количество евреев из России и Восточной Европы. По окончании Второй мировой войны в страну приехали евреи, выжившие в нацистских концентрационных лагерях, а среди еврейских иммигрантов послевоенного периода преобладают люди из Восточной Европы. Сегодня в Швеции проживают около 20 000 евреев. Иудейские приходы объединяет Центральный Совет, находящийся в Стокгольме.

Первая мечеть открылась в Стокгольме в 2000 г. на площади Медбор- гарплатсен в районе Седермальм. Первая мечеть в Северных странах была построена в Мальме в 1984 г.

Ислам

Количество последователей ислама в Швеции постоянно растет, поскольку многие шведские иммигранты беженцы из мусульманских стран. За двадцать лет количество мусульман в стране выросло с 10 000 до 250 000. Открылись мусульманские приходы и общества, большинство которых находятся в южной и центральной частях Швеции. В стране представлены как мусульма не-шииты, shiamuslimer, так и мусульмане-сунниты, sunnimuslimer, и работают несколько центральных организаций мусульман. Еще два направления ислама, представленные в Швеции – Ахмадийа, Ahmadiyya Djama`at, и Исмаили, Ismailis.

Индуизм

Большинство индуистов, которых в Швеции около 6 000, – выходцы из Индии, Юго-восточной Азии и Вос- точной Африки. Индуисты не имеют собственной организации. В Швеции существует лишь несколько индуистских храмов, и встречи индуистов часто проходят в храмах движения Харе Кришна, которые есть в некоторых городах страны. Кришна – это индуистский бог, а движение Харе Кришна представляет собой адаптированную к западному мировоззрению форму Бакти, что означает «преданность богу».

Буддизм

Первые в Швеции буддистские группы созданы были в Швеции 1950 г. Основали их шведы, познакомившиеся с этим религиозным учением и занявшиеся его практикой. Сегодня в стране проживает около 12 000 буддистов,большинство из которых иммигранты из Вьетнама, Таиланда, Шри-Ланка и Тибета. В стране существует Совет по сотрудничеству буддистов и несколько буддистских обществ.

Бахаи

Во всей Швеции проживает около 1000 представителей бахаизма. Информацию о ближайшей общине бахаи можно получить в Шведском обществе бахаи.

Сикхизм

Сикхизм берет начало в индийской провинции Пунджаб. В Швеции проживает около 800 сикхов, отличительной чертой которых являют большие тюрбаны, под которые мужчины убирают свои длинные волосы. Приход сикхов существует в Стокгольме. Помимо религиозных организаций, существуют так- же организации, целью деятельности которых является стимулирование диалога и улучшение взаимопонимания между последователями различных религиозных течений. Одна из них– Дети Авраама за религиозное и культурное сосуществование, Abrahams barn för religiös och kulturell samexistens, члены которой стремятся привлечь внимание к сходству между христианством, иудаизмом и исламом. Другие подобные организации – Сеть по развитию дружбы и терпимости между людьми различного вероисповедания, Nätverket för vänskap och tolerans mellan människor av olika tro, Фонд «Северный центр межрелигиозного диалога», Stiftelsen Nordiskt center för interreligiös dialog, и Консультация «Многообразие верований», Multi Faith Rådgivningen, в центре внимания которой находятся вопросы семейных отношений и отношение к ним крупных религий. Более подробно о религиях Швеции можно прочитать в книге «Gud har 99 namn, En guide till det mångreligiösa Sverige» («99 имен Бога. Путеводитель по религиозному многообразию Щвеции»), изданной UR, Шведским учебным радио. Эта книга является основным источником данной главы.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

• Список адресов различных религиозных обществ Вы найдете в конце книги.

Религия

Скандинавское сообщество поклоняющихся асам в Швеции все растет. Всего за несколько лет число участников «Северного сообщества асов» (Nordiska Asasamfundet) превысило 800, растет и более старое сообщество — «Древний обычай» (Forn Sed).

В то же время их символика используется нацистскими организациями, а их самих критикуют за национализм.

Что скажут сами верующие об этих разногласиях и во что они на самом деле верят?

«Слава Тору!»

На улице — ноль градусов, Эллинор Хёгстедт ((Ellinor Högstedt) высоко поднимает рог и возносит хвалу Тору. Она одета в черный плащ, у нее длинные светлые волосы, она топает ногами, чтобы не дать им замерзнуть, когда туманный январский день начинает погружаться во тьму.

21 человек собрались на холме в Амундсторпе в пригороде Фальчёпинга. Там есть древняя каменная ладья (древний погребальный монумент, встречающийся на территории Скандинавии и Эстонии, — прим. перев.) и место захоронения крестьян железного века. Здесь следует молиться древнескандинавским богам, а участники собрания сейчас празднуют поворот года к свету.

«Слава!»

Ответ собравшихся на возглас Эллинор Хёгстедт, поднявшей рог с напитком, эхом разносится вокруг. Затем рог переходит к следующему человеку, чтобы он тоже выпил во славу богов — асов.

На жертвенном столе лежит букет тюльпанов, гранат, на котором кто-то написал «любовь», несколько апельсинов и молот Тора. Один из участников, впервые оказавшийся на собрании сообщества, обливается медовухой, когда пытается выпить.

Когда несколько минут спустя начинается жертвоприношение, Петер Коль (Peter Kåhl), религиозный лидер сообщества, который и проводит сегодняшний ритуал, призывает собравшихся оставить все разногласия за пределами кольца.

«Ныне я объявляю мир на время жертвоприношения, и во имя Тюра мы будем хранить его, оставив все разногласия за пределами круга. Слава Тюру!» — восклицает он.

«Слава Тюру!» — отвечает собрание.

По порядку он поднимает молот Тора, который держит в руке, во славу Тора и Тюра, Фрейя и Фрейи и Одина, во славу норн, дис и духов этого места. Он направляет руку с молотом на восток, запад, север и юг и вверх, к небесам, приговаривая:

«Приветствую тебя, Нижний мир, благослови нас, защити от всякого зла. Будь с нами сегодня и наполни нас силой».

Наконец, он направляет топор в землю:

«Я приглашаю духов этого места и норн участвовать в нашей церемонии. Слава!» — восклицает он, и жертвоприношение начинается.

Языческое сообщество стремится к росту

«Для нас важно сохранять наши традиции. Мы не знаем, как много из наших традиций уже забыты навсегда. Их мы никогда не сможем вернуть, поэтому кажется таким важным следить, чтобы больше ничего не растворилось во времени, восстанавливать наши скандинавские традиции и мировоззрение».

Тор, сын Одина, один из главных асов

Стенар Суневанг (Stenar Sonevang) стоит возле каменной ладьи в Амундсторпе и рассказывает о «Северном сообществе асов» новым заинтересовавшимся, которые впервые пришли на жертвоприношение.

Языческое сообщество образовалось в 2014 году, а в 2016 было признано Камер-коллегией Швеции религиозной организацией. С того момента, по их собственным словам, их численность выросла примерно с 50 до свыше 800 членов.

«Мы создали сообщество, потому что интерес к этому был очень у многих. Множество людей сидели у себя на дачах или дома и самостоятельно проводили там, в своих садах, жертвоприношения, а какой-то организованной серьезной альтернативы у них не было», — рассказывает Стенар Суневанг.

И одна из заявленных целей «Северного сообщества асов» — это рост.

«Да, конечно. Мы хотим расти», — говорит Стенар Суневанг.

Dagens Nyheter: До каких пределов?

Стенар сердечно смеется.

«Границы никакой нет. Граница — небеса. Посмотрим. Самое большое сообщество скандинавских язычников существует в Исландии, но мы, насколько я знаю, стали вторыми по размеру всего за четыре года».

Стенар — один из организаторов сообщества, а также один из тех, кто представляет интересы сообщества во внешнем мире. Он описывает себя как искателя, который никогда не чувствовал себя своим в лоне Шведской церкви или авраамических религий, хотя его и крестили в детстве. Больше всего ему нравилось бывать в лесу и строить хижины.

Примерно то же самое говорит Хокан Юнггрен (Håkan Ljunggren), занимающий пост председателя «Северного сообщества асов», то есть самую высокую административную должность сообщества. На зимнем жертвоприношении именно он следит за тем, чтобы в роге была медовуха, а все участники знали, что им делать.

Ему о вере в асов впервые рассказал дедушка.

«Мне хотелось избежать влияния христианства, оно мне никогда не было близко», — говорит он, убирая с жертвенного стола после жертвоприношения.

На странице сообщества в «Фейсбуке» он описывает себя как человека, который, когда не водит грузовик, в первую очередь любит читать и писать. Но сейчас он тратит много времени на то, чтобы сообщество не стояло на месте, чтобы оно росло, а это не всегда легко.

«В особенности в последнее время нас постоянно очерняют то тут, то там», — говорит Хокан Юнггрен.

27 мая 2017 года совет «Северного сообщества асов» опубликовал на своем сайте заявление. Тогдашнего главного распорядителя жертвоприношений исключили из сообщества. Сделано это было в связи с тем, что он сделал в социальных сетях высказывание, противоречащее идеологии сообщества.

«У нас нет места расовой биологии и уничижительным разговорам о происхождении других людей или их сексуальной ориентации. Как нет места и зацикливанию на цвете кожи и иерархии, основанной на внешних признаках», — пишет совет.

«Шведское телевидение» (Sveriges Television, SVT) делало репортаж об этом случае и взяло у исключенного интервью.

«Да, конечно, нельзя называть расу и все такое прочее. Но я могу быть только тем, кто я есть. Я не хочу изменять себя из-за того, что я — член „Северного сообщества асов». Может, они и выбрали такую политику, чтобы, как „Шведские демократы», иметь возможность расти. Ввели табу на определенные слова и исключают людей, как будто это политическое движение», — заявил он Шведскому телевидению.

Когда тогдашнего распорядителя жертвоприношений исключили, несколько человек тоже покинули организацию в знак солидарности с ним. Сейчас, почти восемь месяцев спустя, Стенар Суневанг говорит, что ему жаль, что их языческое сообщество стали связывать с нацизмом и расизмом.

«Мы рады, что нам удалось с этим разобраться. Читать, что скандинавское языческое сообщество — злобные нацисты, зная при этом, что мы тут возносим хвалу Фрейе и любви, — это какой-то сюрреализм».

Dagens Nyheter: Люди думают, что вы нацисты?

Стенар Суневанг: В прошлом году было очень много разговоров о «Северном движении сопротивления», но «Северное сообщество асов» — это совершенно независимая организация. Мы работаем с языческой верой в асов и представляем собой неполитическое религиозное объединение.

В электронном письме он позднее разъясняет, как он представляет себе главную идею сообщества о сохранении шведских традиций.

«Гордиться своим происхождением и нашими традициями — это не расизм. По моему мнению, это здравый смысл.

Нацистский или религиозный символ?

Когда нацистская организация «Северное движение сопротивления» в сентябре 2017 года попыталась пройти по Гётеборгу, размахивая бело-зелеными флагами с черной руной Тюра, разразились дебаты, посвященные правоэкстремистской символике. Согласно организации «Экспо» (Expo), руна Тюра, конечно, символизирует борьбу и победу, но ее во время Второй мировой войны использовали нацисты Гитлера, и сегодня она используется несколькими из самых воинственных нацистских организаций.

Лидер «Партии Центра» Анни Лёёф (Annie Lööf) призвала запретить руну Тюра, а заявление о ее использовании было передано министру юстиции вместе с обвинением в разжигании национальной вражды. Однако в ходе следствия министр юстиции не посчитал руну Тюра средством разжигания национальной розни.

«Северное сообщество асов» написало открытое письмо министру юстиции Моргану Юханссону (Morgan Johansson), в котором назвало идею запрета пугающей.

«Это во многих отношениях можно посчитать значительным нарушением важного закона о свободе вероисповедания», — говорится в письме.

Стенар Суневанг рассказывает, что руна Тюра использовалась как нацистами во Вторую мировую войну, так и аналогичными группировками сегодня, потому что она символизирует победу. Но, по его словам, значение символа — намного старше, и оно не меняется из-за того, что руну используют разные группировки. Суневанг устал постоянно отвечать на вопрос о правом экстремизме в сообществе.

«Журналисты спрашивают, есть ли у нас правые экстремисты, но я вообще не понимаю, почему мне задают такой вопрос. Как религиозное сообщество может нести ответственность за то, что делают его члены вне собраний?»

Другая группа, резко отреагировавшая на идею о запрете руны, — это языческое сообщество «Древний обычай». Эта организация старше, чем «Северное сообщество асов», и она четко заявляет о своем антирасизме. В дискуссионной статье в «Свенска Дагбладет» (Svenska Dagbladet) их председатель Брусе Перссон (Bruse LF Persson) и гюдья (что-то вроде древнескандинавской языческой верховной жрицы — прим. перев.) Эмма Хернеярви (Emma Hernejärvi) пишут, что лучший способ «вырвать руны из рук нацистов — это не запрещать их, а использовать — с уважением, терпимостью и любовью».

Я встретилась с Эммой Хернеярви в ее квартире в пригороде Стокгольма. В спальне у нее стоит стол с разными символами богов, а на шее висит изображение серебряного дуба на кожаном шнурке, подарок от друга, который заметил, что дерево напоминает Иггдрасиль.

Путь Эммы Хернеярви к язычеству тоже начался с поисков. В детстве она была крещена Шведской церковью и ходила в церковный хор, так как это «было дешевле всего». Но еще в начальной школе она прониклась интересом к скандинавским мифологическим сказаниям.

«Тогда я впервые познакомилась с многобожием: когда существует не один Бог с большой буквы, а может быть много богов, каждый из которых хорош в чем-то своем», — говорит Эмма Хернеярви.

Но вера в нескольких богов в ней задремала, и лишь когда Эмме Хернеярви исполнилось 17, она покинула лоно Шведской церкви и вскоре вступила в сообщество «Древний обычай».

«Они очень четко дали понять, что у них нет ничего общего с расизмом и гомофобией. Некоторые из таких групп представляют собой компанию „супермачо», но вот эта мне показалась серьезной альтернативой, так как у них речь шла не о том, чтобы скрывать свой расизм за блеском мифологии, а действительно о духовности».

— Каково это было — впервые встретиться с людьми, которые верили в то же, что и вы?

Эмма Хернеярви: Я очень нервничала, ведь я была просто растерянным подростком, и я беспокоилась, что все остальные там тоже будут растерянными подростками, и мы все вместе не будем знать, за что взяться. Но я быстро освоилась. Возможно, чисто случайно, но здесь есть юмор, который мне очень близок, и общность, благодаря которой я почувствовала, что мне рады.

Эмма Хернеярви считает, что ее языческая вера уникальна тем, что в ней существуют как боги мужского и женского пола, так и те, кто ломает гендерные стереотипы. Она каждый день черпает вдохновение в сагах, особенно когда оказывается перед сложным выбором.

«Они дают мне утешение, к ним можно обратиться в трудную минуту. Когда меня бросили, я, например, думала о Фрейе. Ее оставил Од, и она плакала золотыми слезами, искала его по всему миру, но так и не нашла. Но та Фрейя, которую я знаю, — сильная и гордая, и я тоже такой могла стать. Я могла горевать, но потом пойти дальше».

Вальхалла — зал павших воинов

Участники сообщества «Древний обычай» пишут, что у них «гуманный и демократический взгляд на жизнь, который признает равную ценность всех людей независимо от пола, происхождения и сексуальной ориентации».

Члены организации также должны выступать за религиозную терпимость и свободу вероисповедания в мультикультурном обществе.

«Мы не хотим, чтобы этой религией злоупотребляли и чтобы она больше касалась этнического происхождения, чем веры как таковой. Из-за того, что нацисты использовали скандинавские символы, мы должны четко выражать свою позицию, чтобы не стать предметом манипуляции этих элементов и чтобы разрушать те предрассудки, которые есть у людей о нашей религии. Один из предрассудков о язычниках: мы — этакие мачо с раздутыми мышцами, которые любят викингов и рассуждают о сохранении белой расы и прочей чепухе. Мы — не такие, и мы хотим, что это было ясно», — говорит Эмма Хернеярви.

— Вы сталкиваетесь с такими предрассудками?

— Я сама выгляжу очень мило, поэтому мало кто думает, что я нацистка. Я чаще слышу, что то, чем я занимаюсь, — это не настоящая религия, или что праздники, которые я отмечаю, — просто какая-то ролевая игра.

Но хотя о вере в асов и есть предрассудки, Эмма Хернеярви считает, что она, как правило, очень хорошо находит общий язык с людьми. А цель организации состоит в том, чтобы вера в асов воспринималась так же серьезно, как и другие вероисповедания в Швеции.

«Перед нами не стоит задача стать больше. Мы считаем миссионерство безвкусицей. Но мы хотим существовать на тех же условиях, что и другие религии в Швеции, проводить мероприятия для своих членов, сохранять и передавать дальше наши традиции», — говорит она.

Жертвоприношение середины зимы, проводимое «Северным сообществом асов» в пригороде Фальчёпинга, подходит к концу. Внутренний круг членов сообщества собирается немного попраздновать, «съесть и выпить чего-нибудь вкусненького», говорит Хокан Юнггрен. А на этом месте будет построен жертвенник из камней, которые привезли участники из своих родных районов.

Участники собирают жертвенные дары и мусор вокруг. Стенар Суневанг объясняет, что они всегда стараются оставить место в лучшем состоянии, чем оно было до их прихода. Участники подходят со своими камнями, чтобы сложить их под деревом. И обнимаются.

«Мы, верующие в асов, всегда обнимаемся сердце к сердцу», — говорит Стенар Суневанг.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Какая вера у шведов

Скачать эту статью

Кафедральный собор Лунда или Лундский собор — это лютеранский собор шведского города Лунд. Лундский собор считается самым посещаемым храмом Швеции. Его основал в 1080 году датский король Кнуд IV, поэтому он признан старейшей романской церковью в Швеции. Его здание датируется 12 веком.

В соборе за алтарем находится великолепный 14-го века резной запрестольный образ, а в проходе можно увидеть знаменитые 14-го века астрономические часы с фигурами трех королей.

1080 в этом году датский король Кнуд IV основал Лундский лютеранский собор в Швеции

Любой человек, посетивший этот собор, может с легкостью ответить на вопрос: какая вера у шведов главная? Это лютеранство, которое долгое время признавалось официальной религией Швеции.

Швеция — светское государство при доминировании лютеранства в обществе

Швеция, согласно Конституции страны, является светским государством, в котором реализуется принцип разделения религиозной и политической жизни общества. В стране гражданам гарантируется «свобода индивидуально или вместе с другими исповедовать свою религию».

Запрещается на территории королевства Швеции принуждать кого-либо раскрывать свои религиозные убеждения или участвовать в том или ином религиозном объединении.

Флаг Швеции. Швеция официально объявлена светским государством. Фото: upload.wikimedia.org

Лютеранская религия в Швеции долгое время имела статус официальной. Так, начиная с XVI века, Евангелическая лютеранская церковь Швеции обладала государственным статусом, и все шведские граждане с рождения приписывались к ней, хотя и имели право выхода.

1 января 2000 года она утратила статус государственной церкви и была приравнена к остальным конфессиям. Теперь шведское государство может оказывать помощь не только ей, но и другим конфессиям.

90% столько шведов считает себя прихожанами Шведской церкви

Необходимо отметить, что прихожан Шведской церкви в стране почти 90 % населения. Именно поэтому Церковь Швеции, утратив государственный статус, сохраняет большой авторитет в шведском обществе, особенно в социальных и общественно значимых вопросах.

Кроме того, по Конституции шведский монарх до сих пор должен являться представителем лютеранской веры.

Что же касается статистики, то по состоянию на 2006 год 87 % жителей страны исповедуют лютеранство, 1,8 % — католицизм, в Швеции 1,1 % мусульман, 1 % православных и 0,2 % иудеев, также есть баптисты и буддисты.

До принятия христианства шведы были язычниками

До христианства народы Швеции поклонялись различным языческим богам. Центром поклонения языческим богам был языческий Храм Упсалы, где местное население, лидеры племён и жрецы осуществляли Обряды скандинавского культа.

Эти обряды, согласно летописям, включали в себя жертвоприношения, в том числе и людей (добровольцев).

859 в этом году святитель Ансгар крестил первого шведа, тем самым зародив христианство

Христианство пришло на территорию Швеции в X веке благодаря просветительской деятельности святителя Ансгара, крестившего первых шведов в 859 году во время кратковременного визита в Швецию.

Изображение зимнего блота (жертвоприношения) в Уппсале на картине Карла Ларссона «Midvinterblot». В наше время в Швеции возрождаются древнескандинавские верования. Фото: upload.wikimedia.org

В отличие от других стран Европы у Швеции нет официальной даты (года) крещения, так как шведы принимали христианство постепенно.

Возрождение интереса к древнескандинавской религии на территории Швеции в наши дни связанной с картиной шведского художника Карла Улофа Ларссона Midvinterblot (Зимнее жертвоприношение или Жертвоприношение середины зимы), которая вызвала серьёзные споры в шведском обществе.

В наше время несколько тысяч человек в Швеции заявляют о своей приверженности к древнескандинавской религии (неоязычеству).

Христианство — самая распространённая религия в Швеции

Христианство — самая распространённая религия в Швеции. Согласно статистическим данным 2010 года в Швеции проживают 6,31 млн христиан, которые составляли 67,2 % населения этой страны.

6,31 млн столько христиан по данным на 2010 год проживало в Швеции, а это 67,2%

Крупнейшим направлением христианства в стране является протестантизм.

Так по оценкам на 2010 год в королевстве действовало 6,4 тыс. христианских церквей и мест богослужения, принадлежащих 68 различным христианским деноминациям, в том числе и протестантским.

Христианский собор «кафедральный собор Лунда». Большинство шведов считает себя христианами. Это не только этнические шведы, но и представители других народов и национальностей. Фото: upload.wikimedia.org

Помимо шведов, христианами в Королевстве Швеция также являются большинство живущих в стране финнов, поляков, датчан, немцев, норвежцев, англичан, румын, тиграи, греков, сербов, итальянцев, венгров и др.

В стране действует ряд экуменических организаций. Христианский совет Швеции был создан в 1993 году и объединяет католиков, православных, протестантов и ряд древневосточных церквей.

Консервативные евангельские церкви страны объединены в Шведский евангелический альянс, связанный со Всемирным евангельским альянсом.

Просветителем Швеции стал католический монах Анснар.

Католический монах Ансгар считается первым, кто пришёл с христианской проповедью в Швецию в IX веке. Также считается, что именно по его инициативе первые христиане в Швеции построили первую церковь, церковь в городе Бирка на озере Меларен.

В 1517 году братья Олаус (Олаф) и Лаурентиус (Ларс) Петри, сыновья кузнеца из Эребру, приехавшие в Германию для получения образования, стали свидетелями выступлений Мартина Лютера против злоупотреблений в Римско-католической церкви.

Первоначально к проповеди нового учения понесли как сами шведы, так и новый король Швеции Густав Васа, которым в 1523 году был издан указ, запрещавший под угрозой лишения имущества и смертной казни изучать произведения Лютера.

Памятник Олаусу Петри, Швеция. Олаус Петри, вместе со своим братом Лаурентиусом Петри Нерициусом, сделал много для проповеди лютеранства в Швеции

В 1524 году возник конфликт между королём и папой Климентом VII по поводу избрания нового архиепископа. В результате этого отношения с папством были прерваны и больше не возобновлялись.

Началась постепенная реформация. В 1718 году была попытка объединения Шведской и Англиканской церкви, которая провалилась из-за сопротивления консервативного шведского епископата.

Большинство шведов — прихожане Шведской Церкви

Церковь Швеции (швед. Svenska kyrkan) — крупнейшая христианская деноминация в Швеции, крупнейшая лютеранская церковь во Всемирной лютеранской федерации и в мире, член Декларации Порвоо.

1718 в этом году провалилась попытка объединения Шведской и Англиканской церквей

По данным 2010 года в Швеции членами церкви являются около 6 миллионов человек или 59,3 % населения. Этот факт, позволяет понять: какая религия у Шведов преобладает.

При этом только 2 % шведских лютеран посещает богослужения еженедельно. До 2000 года церковь имела статус государственной.

Герб Церкви Швеции. Церковь Швеции длительное время была государственной церковью в королевстве Швеция

В 1527 году на Вестеросском риксдаге главой Церкви был провозглашен король, а имущество монастырей было конфисковано в пользу короны. В 1593 году Уппсальский церковный Синод, что все шведы должны быть лютеранами и запретил все остальные религии в Швеции (под угрозой полной конфискации и депортации нарушителей).

Швеция стала строго протестантской страной, подчинённой лозунгу: «одна страна, один народ, одна религия». Название «Церковь Швеции» впервые появилось в законодательном акте в 1860 году (в первом законе о несогласных). Это название было необходимо для того, чтобы различать Церковь Швеции от других конфессий.

1 января 2000 в этот день Церковь Швеции отделилась от государства

В 1952 году шведский гражданин получил право выйти из Церкви Швеции без вступления при этом в другую конфессию. В 1958 году шведский парламент принял закон, позволяющий женщинам быть рукоположёнными в клир (в том числе быть пасторами и епископами).

До 1 января 1996 года крещение не было обязательным условием членства в Церкви Швеции, хотя оно было необходимо для занятия выборной должности в приходе или в епархии.

1 января 2000 года Церковь Швеции была отделена от государства. В настоящее время Главой Церкви Швеции является Архиепископ Упсалы.

Герда Ева Сесилия Брунне — епископ Стокгольмского диоцеза Церкви Швеции с 8 ноября 2009 года, открытая лесбиянка. Церковь Швеции не считает гомосексуальность грехом

Тем не менее, c отделением церкви от государства вступил в силу «Закон о Церкви Швеции» (швед. Lag om Svenska kyrkan), который контролирует церковь, чтобы она была лютеранской, национальной и демократичной.

После отделения Церкви Швеции от государства за ней был оставлен надзор за кладбищами, потому даже лица, не входящие в неё, продолжали платить похоронный сбор. Также Церковь Швеции продолжала получать государственные пособия на общественно-полезные нужды (например, на охрану церковных зданий, признанных памятниками архитектуры).

Шведская Церковь благословляет и регистрирует однополые браки, и разрешила ординирует геев и лесбиянок.

Православие — традиционная христианская деноминация в Швеции

Православие в Швеции (швед. Ortodoxi i Sverige) — одна из традиционных христианских деноминаций, получившая распространение на территории Швеции с XVII века. Православие исповедует около 0,7 % населения страны (67 тыс. человек на 2016 год).

Появилось же православие в королевстве в XII — XIII веках, когда были построены православные купеческие храмы, освящённые в честь святителя Николая, появились в Сигтуне и на острове Готланд.

С 1969 года на территории Швеции была учреждена Шведская митрополия Константинопольского патриархата, а с 1990 года — Британско-Скандинавская епархия Сербской православной церкви.

С 1980-х годов греческий старостильный Синод противостоящих учредил в Швеции экзархат, возглавляемый епископом Макариопольским Иоанном (Дёрло). С 1988 года миссия издаёт журнал на шведском языке «Ortodoxt kyrkoliv».

В составе экзархата действует храм свв. Константина и Елены в Стокгольме, Успенский храм в Уппсала и женский монастырь святой Филофеи Афинской (ведутся работы по строительству мужского монастыря).

Первый русский православный храм в Швеции появился после заключения Столбовского мира.

В 2007 году Румынский Патриархат учредил на территории Швеции Северо-Европейскую епархию. С 1962 года в Стокгольме издаётся православный журнал на шведском языке «Ortodox tidning».

Русская православная церковь была официально представлена в Швеции c 1617 года благодаря первому русскому храму в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, основанному при русском торговом дворе по Столбовскому мирному договору.

В 1980-е годы в Стокгольме возникло Общество преподобного Сергия Радонежского, которое, войдя в 1996 году в юрисдикцию Московского Патриархата, послужило основой Сергиевского прихода Русской православной церкви в Стокгольме.

С конца 1990-х годов русские приходы действуют в Швеции в городах: Гётеборге, Вестеросе, Умео, Уппсала.

Число католиков в Швеции увеличивается

После того, как в Швеции доминирующей религией стало протестантство, католики в стране подверглись гонениям.

При этом стоит отметить, что отметить, что ввиду отсутствия ожесточенного противостояния между римскими католиками и приверженцами Реформации, которое имело место в странах Центральной Европы, изменения во внешнем характере богослужений в королевстве не имели сильных отличий от таковых в Римско-католической церкви.

Поэтому шведский обряд принято считать образцом высокоцерковной традиции в лютеранстве. Также формально считается, что Церковь Швеции имеет Апостольскую преемственность: так, Лаурентий Петри был ординирован в епископы Петром Магнуссоном, епископом Вестеросским, посвященным в свой сан в Риме.

Сергиевская церковь в Стокгольме. В современной Швеции присутствуют все православные деноминации. Фото: upload.wikimedia.org

В наше время количество прихожан Католической церкви в Швеции значительно увеличилось. Так по стоянию на 2010 год в её рядах насчитывалось 144 тысячи человек (1,5% населения), 1 епархия, 41 приход, 73 священника, 78 священников-монахов, 96 монахов, 215 монахинь.

144 тыс столько шведом причисляют себя к католикам

Это произошло из-за миграционных процессов, а также по причине изменений в законодательстве Швеции, отменивших в стране монополию Церкви Швеции.

Кроме того, деятельность католиков в королевстве активизировалось после визита в страну Папы Римского, состоявшегося в 2016 году.

Кроме христиан, в Швеции также живут мусульмане и последователи иудаизма

Ислам в Швеции — вторая (после христианства) по значению религия в стране, численность последователей которой составляла в 2009 году от 450,000 до 500,000 граждан, постоянно проживающих в Швеции (около 5 % от всего населения страны).

500 тыс примерно столько по данным на 2009 года в Швеции мусульман

Ислам представлен в стране в основном выходцами из Марокко, Боснии и Герцеговины и Ирака. Кроме того, в 2009 году численность Союза мусульман Швеции составляла 106,327 тысячи зарегистрированных членов.

Церковь Екатерины и минарет Стокгольмской мечети около Medborgarplatsen в Стокгольме. Ислам в Швеции активно теснить христианство за счет прибывающих сюда мигрантов из исламских стран. Фото: upload.wikimedia.org

Кроме того, в Швеции на 2010 год в Швеции проживало более 18 тысяч евреев. В стране они появились в 1782 году, когда королевским указом на территории шведского протектората черта еврейской оседлости была ограничена лишь тремя большими городами — Стокгольмом, Норчёпингом и Гётеборгом.

Накануне Второй мировой войны в период 1933—1939 годов в Швецию, сохранявшую нейтралитет, эмигрировало около 3 тысяч евреев, спасавшихся от Холокоста.

В 1942 году, спасаясь от холокоста в Норвегии, в Швецию переехало около 900 норвежских евреев. В 1943 году около 8 тысяч датских евреев также переселилось в Швецию.

Швеция — одна из самых неверующих стран мира

В Швеции выставлены на продажу руины православного храма и останки русского священникаВ Швеции выставлены на продажу руины православного храма и останки русского священника
«Дом на Готланде выставлен на продажу — со скелетом в подвале!», — так выглядит объявление о продаже «Русского двора» на острове Готланд.Первая женщина-архиепископ приведена к присяге в ШвецииПервая женщина-архиепископ приведена к присяге в Швеции
У главы церкви своеобразные взгляды. Так, она не раз открыто заявляла, что между верой в Бога и принятием эволюции нет противоречий, а также что некоторые евангельские события «являются метафорой».Как и предполагалось, Шведскую лютеранскую церковь возглавила женщинаКак и предполагалось, Шведскую лютеранскую церковь возглавила женщина
Якелен заняла этот пост, получив почти 56 процентов голосов на выборах, в которых приняли участие 324 члена Церковной коллегии.Шведскую церковь может возглавить женщинаШведскую церковь может возглавить женщина
«Я убеждена, что успела приобрести большой опыт в этих отношениях и как епископ, и я знаю, что это не проблема: компетентность ценится выше, чем половая принадлежность», — уверена претендентка. В Швеции в христианском захоронении обнаружено уникальное распятие В Швеции в христианском захоронении обнаружено уникальное распятие
В Средней Швеции археологами было обнаружено христианское захоронение, которое датируется X – началом XI века. В захоронении археологи нашли серебряное распятие с изображение Христа, сделанное предположительно между 890 и 1020 годами. Находка уникальна, поскольку относится к переходному периоду, когда в Швеции еще не утвердилось христианство. Шведы обратились в христианскую веру только в 11 веке. В Швеции священник предстал перед судом за критику содомитов В Швеции священник предстал перед судом за критику содомитов
Шведский священник Ааке Грин предстал перед Верховным судом страны по обвинению в разжигании ненависти по отношению к сексуальным меньшинствам. В одной из своих проповедей А.Грин назвал гомосексуалистов "раковой опухолью всего общества", а также предостерег мирян о возможности "природного бедствия" по причине терпимого отношения к геям. Эстония проголосовала за Евросоюз, Швеция – против Эстония проголосовала за Евросоюз, Швеция – против
В то же время в Эстонии за вступление в Европейский Союз проголосовали две трети (66,9%) граждан страны, принявших участие в референдуме, который состоялся вчера. В начале июля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II заявил, что готов приветствовать любой результат референдума в Эстонии по вопросу о присоединении страны к Европейскому Союзу.