Вера одного сильнее неверия тысячи

Маловерие

  • «Батюшка, грешна маловерием…» прот. К. Пархоменко
  • Неверие и маловерие митр. Антоний (Храповицкий)
  • Маловерие и нецерковность * Маловерие архим. Лазарь (Абашидзе)
  • Корень сребролюбия – маловерие прот. Сергий Филимонов
  • Слово о маловерии свт. Серапион Владимирский
  • Молитвы в маловерии

Малове́рие — 1) недостаточно твёрдая убежденность в истинности учения Церкви о Боге как о Творце, Промыслителе, Спасителе и Судье мира; 2) недостаточно твёрдое упование на Божественный Промысл; 3) ненадлежащее следование Божьему закону, проявляющееся в послаблениях в отношении соблюдения религиозно-нравственных требований, уклонении от исполнения христианского долга; 3) колебание в вере, сомнение относительно Божественных совершенств и возможностей (Мф.14:31).

Признак маловерия – лень, теплохладность, ропот. Фактически любой грех является следствием маловерия.

Сомнение и маловерие – как соотносятся эти понятия? Это одно и то же или нет?

– Это понятия очень близкие. Помните, Господь говорит Петру, протягивая ему Свою руку: маловерный! зачем ты усомнился? (Мф.14:31). Маловерие – это малая вера, вера, которая живет в человеке, но не заставляет человека жить в соответствии с нею. Помните эпизод с исцелением бесноватого отрока? Отец этого отрока говорит Господу: если что можешь, сжалься над нами и помоги нам (Мк.9:22). У него есть вера, ее хватает на то, чтобы обратиться к Учителю, но не хватает на то, чтобы верить в Его всемогущество. игумен Нектарий (Морозов)

Если вера именуется даром Божьим, то не является ли Бог Виновником маловерия или отсутствия веры?

Вера, как и всё доброе, существующее в мире, и действительно артикулируется как Божественный дар. Однако это не означает, что отсутствие веры у неверующих или маловеров должно интерпретировать в том грубом смысле, что они обделены этим даром по Божественной скупости или Божественному недосмотру.

Вера, в широком значении слова, есть союз между Богом и человеком. Сам Господь, будучи абсолютно Самодостаточным, не нуждается в этом союзе. В нём нуждается человек: ради спасения и наследования вечной блаженной жизни.

Возможность приобщится к этому союзу предоставлена всем без исключения людям, как дар, ибо Бог желает спасения всем и на всех изливает Свою благодать. Принять или не принять этот Божественный дар — зависит от человека. Ведь Господь никого не спасает насильно, по принуждению (Мф.16:24).

Для того, чтобы человек сознавал, для чего ему, собственно, необходим союз с Богом, Бог даровал спасительное учение. Основные положения этого учения могут восприниматься не иначе как на основе доверия Богу, уверенности в истинности Его путей. Это внутреннее состояние тоже обозначается как вера (Евр.11:11). Доверять или не доверять Богу, и в какой именно степени, опять же, зависит от человека, от его добровольного выбора.

Как известно, со Своей стороны Бог сделал всё необходимое, мыслимое и немыслимое, для того, чтобы расположить человека к доверию, послушанию. На протяжении многих веков Он являл Свою милость народам, наставлял, исцелял, совершал чудеса и знамения. Наконец, Сын Божий, приняв образ раба, став Человеком, принёс Себя в Искупительную Жертву, умерев за нас на Кресте, после чего воскрес, вознесся на Небо, образовал Церковь, наделил её спасительными средствами, утвердил иерархию.

И если кто, по каким-то личным соображениям, не желая довериться Господу, остаётся неверующим или маловером, то виновником такого состояния является не Господь, но сам человек.

Поскольку верующим, в строгом осмыслении, именуется тот человек, кто не только признал и доверился Богу, но и ревностно исполняет обязанности христианина (в том числе каждодневные), постольку тот, кто этого не делает, тоже может быть назван маловером.

Достаточно часто причиной подобного отношения к религиозному долгу служит леность, суетливость, несобранность, безответственность. Ясно, что и при таком положении вещей виновником маловерия является не Бог, призывающий к трезвению и духовной борьбе, но сам христианин.

Об унынии. Часть 2

Винсент Ван Гог. «На пороге вечности»

Из чего произрастают уныние и его порождения

Уныние возникает от недоверия к Богу, так что можно сказать, что это плод маловерия.

Но что такое, в свою очередь, недоверие к Богу и маловерие? Оно не возникает само собой, из ниоткуда. Оно является следствием того, что человек слишком сильно доверяет себе, потому как слишком высокого о себе мнения. И чем больше человек доверяет себе, тем меньше он доверяет Богу. А доверие себе более, чем Богу, – яснейший признак гордыни.

Первый корень уныния – гордыня

Поэтому, по словам преподобного Анатолия Оптинского, «отчаяние есть порождение гордости. Если ожидаешь от себя всего плохого, то никогда не отчаешься, а только смиришься и будешь мирно каяться». «Отчаяние – обличитель находившихся в сердце неверия и самости: верующий в себя и уповающий на себя не восстанет из греха покаянием» (святитель Феофан Затворник).

Как только случается в жизни гордеца что-либо, что изобличает его бессилие и неосновательность доверия к самому себе, он тут же унывает и отчаивается.

А такое может произойти от самых разных причин: от оскорбленного самолюбия или от того, что делается не по-нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами, чем он; или же от стеснительных обстоятельств жизни, как свидетельствует о том преподобный Амвросий Оптинский.

Человек смиренный, верующий в Бога, знает, что этими неприятными обстоятельствами испытывается и укрепляется его вера, как укрепляются мускулы спортсмена на тренировках; он знает, что Бог рядом и что Он не положит испытаний сильнее, чем можно вынести. Такой человек, надеющийся на Бога, никогда не унывает даже в тяжких обстоятельствах.

Гордец же, надеявшийся на себя, как только оказывается в тяжких обстоятельствах, которые он сам изменить не в силах, сразу же впадает в уныние, думая, что если он не может исправить случившегося, значит, это не может исправить никто; да еще при этом тоскует и раздражается из-за того, что эти обстоятельства показали ему собственную его слабость, чего гордец не может вынести спокойно.

Именно потому, что уныние и отчаяние есть следствие и, в определенном смысле, демонстрация неверия в Бога, один из святых сказал: «В минуту отчаяния знайте, что не Господь оставляет вас, а вы Господа!»

Итак, гордость и маловерие есть одни из главных причин уныния и отчаяния, но все же далеко не единственные.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит о двух основных видах отчаяния, происходящих из разных причин: «Есть отчаяние, происходящее от множества грехов и отягчения совести и нестерпимой печали, когда душа, по причине множества сих язв, погружается и от тяжести их утопает во глубине безнадежия. Но есть отчаяние и другого вида, которое бывает от гордости и возношения, когда падшие думают, что они не заслужили своего падения… От первого исцеляют воздержание и благонадежие; а от последнего – смирение и то, чтобы никого не судить».

Второй корень уныния – неудовлетворенность страстей

Итак, что касается второго вида отчаяния, происходящего от гордости, мы уже выше показали, каков его механизм. А что подразумевается под первым видом, «происходящим от множества грехов»?

Этот вид уныния, по утверждению святых отцов, приходит тогда, когда какая-либо страсть не нашла себе удовлетворения. Как пишет преподобный Иоанн Кассиан, уныние «рождается от неудовлетворения желания какой-нибудь корысти,когда кто видит,что он потерял рожденную в уме надежду получить какие-нибудь вещи».

Например, чревоугодник, страдающий язвенной болезнью или диабетом, будет унывать, потому что не может услаждаться желаемым количеством пищи или разнообразием ее вкуса; скупой человек – из-за того, что не может избежать траты денег, и так далее. Унынием сопровождаются практически любые неудовлетворенные греховные желания, если человек не отказывается от них по тем или иным причинам.

Поэтому преподобный Нил Синайский говорит: «Кто связан печалью, тот побежден страстями, потому что печаль бывает следствием неудачи в плотском пожелании, а пожелание сопрягается со всякою страстью. Кто победил страсти, тем не владеет печаль. Как больной виден по цвету лица, так страстного изобличает печаль. Кто любит мир, тот много будет печалиться. А кто небрежет о том, что в мире, тот всегда будет веселиться».

По мере возрастания уныния в человеке конкретные желания утрачивают свое значение, и остается душевное состояние, которое отыскивает именно те желания, выполнения которых достичь невозможно, – уже именно для подпитки самого уныния.

Тогда, по свидетельству преподобного Иоанна Кассиана, «мы подвергаемся такой скорби,что не можем с обычной приветливостью принимать даже любезных лиц и родственников наших, и что бы ни было сказано ими в приличном разговоре,нам все кажется несвоевременным и лишним, и мы не даем им приятного ответа, когда все изгибы нашего сердца наполнены желчной горечью».

Потому уныние как болото: чем дольше человек в него погружается, тем тяжелее ему из него выбраться.

Другие корни уныния

Выше были описаны причины, которые возбуждают уныние в неверующих и в маловерных людях. Однако уныние нападает, хотя и менее успешно, на верующих людей. Но уже по другим причинам. Об этих причинах подробно пишет святитель Иннокентий Херсонский:

«Источников уныния много – и внешних и внутренних.

Во-первых, в душах чистых и близких к совершенству уныние может происходить от оставления их на время благодатью Божиею. Состояние благодати есть самое блаженное. Но чтобы находящийся в сем состоянии не возомнил, что оно происходит от его собственных совершенств, благодать иногда удаляется, предоставляя любимца своего самому себе. Тогда бывает со святою душою то же, как если бы среди дня наступила полночь: в душе является темнота, хлад, мертвость и вместе с тем уныние.

Во-вторых, уныние, как свидетельствуют люди опытные в духовной жизни, бывает от действия духа тьмы. Не могши прельстить душу на пути к небу благами и удовольствиями мира, враг спасения обращается к противному средству и наводит на нее уныние. В таком состоянии душа бывает как путник, вдруг застигнутый мглою и туманом: не видит ни того, что впереди, ни того, что позади; не знает, что делать; теряет бодрость, впадает в нерешимость.

Третий источник уныния есть наша падшая, нечистая, обессиленная, помертвевшая от греха природа. Доколе мы действуем по самолюбию, наполнены духом мира и страстями, дотоле сия природа в нас весела и жива. Но перемените направление жизни, сойдите с широкого пути мира на узкий путь самоотвержения христианского, примитесь за покаяние и самоисправление – тотчас откроется внутри вас пустота, обнаружится духовное бессилие, ощутится сердечная мертвость. Доколе душа не успеет наполниться новым духом любви к Богу и ближнему, дотоле дух уныния, в большей или меньшей мере, для нее неизбежен. Сему роду уныния больше всего подвергаются грешники после их обращения.

Четвертый, обыкновенный источник уныния духовного, есть недостаток, тем паче прекращение деятельности. Престав употреблять свои силы и способности, душа теряет живость и бодрость, становится вялою; сами прежние занятия ей противеют: является недовольство и скука.

Может происходить уныние и от различных печальных случаев в жизни, как-то: смерти сродников и любимых лиц, потери чести, достояния и других несчастных приключений. Все это, по закону нашей природы, сопряжено с неприятностью и печалью для нас; но, по закону же самой природы, печаль сия должна уменьшаться со временем и исчезать, когда человек не предается печали. В противном случае образуется дух уныния.

Может происходить уныние и от некоторых мыслей, особенно мрачных и тяжелых, когда душа слишком предается подобной мысли и смотрит на предметы не во свете веры и Евангелия. Так, например, человек легко может впасть в уныние от частого размышления о неправде, господствующей в мире, о том, как праведные здесь скорбят и страдают, а нечестивые высятся и блаженствуют.

Могут, наконец, источником уныния душевного быть различные болезненные состояния тела, особенно некоторых его членов».

Как бороться с унынием и его порождениями

Великий русский святой преподобный Серафим Саровский говорил: «Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный. По слову Сираха, “печаль многих убила, а пользы в ней нет (Сир. 31: 25)”».

Но как именно можно удалить от себя уныние?

Вспомним упомянутого в начале статьи несчастного молодого бизнесмена, который на протяжении многих лет ничего не может поделать с охватившим его унынием. Он на своем опыте убедился в справедливости слов святителя Игнатия (Брянчанинова): «Земные развлечения только заглушают скорбь, но не истребляют ее: они умолкли, и снова скорбь, отдохнувшая и как бы укрепленная отдохновением, начинает действовать с большею силою».

Теперь пришло время рассказать подробнее о том особенном обстоятельстве в жизни этого бизнесмена, о котором мы обмолвились ранее.

Его жена – глубоко верующий человек, и она свободна от той мрачной, непроглядной тоски, которой окутана жизнь ее мужа. Он знает, что она верующая, что она ходит в храм и читает православные книги, равно как и то, что у нее нет «депрессии». Но за все те годы, что они вместе, ему ни разу не пришло в голову связать эти факты воедино и попробовать самому сходить в храм, почитать Евангелие… Он по-прежнему регулярно ездит к психологу, получая кратковременное облегчение, но не исцеление.

Сколь многие люди изнемогают от этой душевной болезни, не желая поверить, что исцеление – совсем рядом. И этот бизнесмен, к сожалению, один из них. Нам хотелось бы написать, что в один прекрасный день он заинтересовался верой, которая дает его жене силы не поддаваться унынию и сохранять чистую радость жизни. Но, увы, пока что этого не произошло. И до тех пор он будет оставаться в числе тех несчастных, о ком сказал святитель Димитрий Ростовский: «Нет у праведных печали, которая не претворялась бы в радость, как нет и у грешников радости, которая не обращалась бы в печаль».

Но если бы вдруг этот бизнесмен обратился к сокровищнице православной веры, то что он узнал бы о своем состоянии и какие способы исцеления получил бы?

Он узнал бы, помимо прочего, что в мире есть духовная реальность и действуют духовные существа: добрые – ангелы и злые – бесы. Последние по своей злобе стремятся причинить как можно больший вред душе человека, отвратив его от Бога и от пути к спасению. Это – враги, стремящиеся убить человека как духовно, так и телесно. Для своих целей они пользуются разными способами, среди них наиболее распространенный – внушение людям определенных мыслей и чувств. В том числе помыслов уныния и отчаяния.

Хитрость состоит в том, что бесы силятся убедить человека, будто это его собственные мысли. Человек неверующий или маловерующий совершенно неподготовлен к такому соблазну и не знает, как относиться к таким мыслям, он их действительно принимает за свои. И, следуя за ними, все ближе подходит к погибели – точно так же и путник в пустыне, приняв мираж за истинное видение, начинает гоняться за ним и все дальше уходит вглубь безжизненной пустыни.

Человек же верующий и духовно опытный знает про существование врага и про его хитрости, умеет распознавать его помыслы и отсекать их, тем самым успешно противоборствуя бесам и побеждая их.

Унылый человек не тот, кто испытывает по временам помыслы уныния, но тот, кто побежден ими и не борется. И наоборот, свободен от уныния не тот, кто никогда таких помыслов не испытывал, – таких людей нет на земле, а тот, кто с ними борется и побеждает их.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Чрезмерное уныние вреднее всякого демонского действия, потому что и демоны, если в ком властвуют, то властвуют через уныние».

Но если человека глубоко поразил дух уныния, если демоны получили в нем такую власть, то значит, сам человек совершил нечто, что дало им такую власть над ним.

Выше уже было сказано, что одной из причин уныния у неверующих является отсутствие веры в Бога и, соответственно, отсутствие живой связи с Ним, источником всякой радости и блага. Но и отсутствие веры редко является чем-то прирожденным для человека.

Веру в человеке убивает нераскаянный грех. Если человек грешит и не желает каяться и отказываться от греха, то он рано или поздно неизбежно теряет веру.

И наоборот, вера воскресает в искреннем покаянии и исповедании грехов.

Неверующие сами лишают себя двух самых эффективных способов борьбы с депрессией – покаяния и молитвы. «Истреблению уныния служат молитва и непрестанное размышление о Боге», – пишет преподобный Ефрем Сирин.

Стоит привести список основных средств борьбы с унынием, которыми располагает христианин. О них говорит святитель Иннокентий Херсонский:

«От чего бы ни происходило уныние, молитва всегда есть первое и последнее против него средство. В молитве человек становится прямо лицу Божию: но если, став против солнца, нельзя не озариться светом и не почувствовать теплоты, тем паче свет и теплота духовные суть непосредственные следствия молитвы. Кроме сего, молитвою привлекается благодать и помощь свыше, от Духа Святого, а где Дух Утешитель, там нет места унынию, там сама скорбь будет в сладость.

Чтение или слушание слова Божия, особенно Нового Завета, есть также сильное средство против уныния. Спаситель не напрасно призывал к Себе всех труждающихся и обремененных, обещая им успокоение и радость. Радость сию Он не взял с Собою на небо, а всецело оставил в Евангелии для всех скорбящих и унылых духом. Кто проникается духом Евангелия, тот престает скорбеть безотрадно: ибо дух Евангелия есть дух мира, успокоения и отрады.

Богослужения, и особенно святые таинства Церкви, также великое врачевство против духа уныния, ибо в церкви, яко доме Божием, нет для него места; таинства все направлены против духа тьмы и слабостей природы нашей, особенно таинство исповеди и причащения. Слагая с себя тяжесть грехов посредством исповеди, душа чувствует легкость и бодрость, а приемля в евхаристии брашно тела и крови Господа, чувствует оживление и радость.

Собеседования с людьми, богатыми духом христианским, также средство против уныния. В собеседовании мы вообще выходим более или менее из мрачной глубины внутренней, в которую душа погружается от уныния; кроме сего, посредством мены мыслей и чувств в собеседовании мы заемлем у беседующих с нами некую силу и жизненность, что так нужно в состоянии уныния.

Размышление о предметах утешительных. Ибо мысль в унылом состоянии или вовсе не действует, или кружится около предметов печальных. Чтобы избавиться от уныния, надо принудить себя мыслить о противном.

Занятие себя трудом телесным также прогоняет уныние. Пусть начнет трудиться, даже нехотя; пусть продолжает труд, хотя без успеха: от движения оживает сначала тело, а потом и дух и почувствуется бодрость; мысль среди труда неприметно отвратится от предметов, наводивших тоску, а это уже много значит в состоянии уныния».

Молитва

Почему молитва является самым эффективным средством против уныния? По многим причинам.

Во-первых, когда во время уныния мы молимся, мы тем самым боремся против беса, который пытается нас в это уныние повергнуть. Он делает это ради того, чтобы мы отчаялись и отошли от Бога, в этом его замысел; когда же мы обращаемся с молитвой к Богу, то разрушаем ухищрения врага, показывая, что мы не попали в его капкан, не сдались ему, а напротив, его козни используем как повод для того, чтобы усилить ту связь с Богом, которую бес пытался оборвать.

Во-вторых, поскольку уныние в большинстве случаев есть следствие нашей гордыни, то молитва помогает исцеляться и от этой страсти, то есть вырывает из земли сам корень уныния. Ведь каждая смиренная молитва с просьбой к Богу о помощи – даже такая короткая, как «Господи, помилуй!», – означает, что мы признаем свою слабость и ограниченность и начинаем доверять Богу больше, чем себе. Поэтому каждая такая молитва, даже произнесенная через силу, – это удар по гордыне, подобный удару огромной гири, которой крушат стены ветхих домов.

И, наконец, в-третьих, самое главное: молитва помогает потому, что это является обращением к Богу, Который единственный действительно может помочь в любом, даже самом безвыходном положении; единственный, Кто силен подать настоящее утешение и радость и свободу от уныния. «
В скорбях и искушениях Господь помогает нам. Он не освобождает нас от них, а подает силу легко переносить, даже не замечать их.
Если мы будем со Христом и во Христе, то никакая скорбь нас не смутит, а радость наполнит наше сердце так, что мы и при скорбях, и во время искушений будем радоваться» (преподобный Никон Оптинский).

Какие же именно молитвы советуется читать против уныния?

Некоторые советуют молиться ангелу-хранителю, который всегда невидимо рядом с нами, готовый поддержать нас. Другие советуют читать акафист Иисусу Сладчайшему. Также есть совет много раз подряд читать молитву «Богородице Дево, радуйся», с надеждой, что Господь непременно ради молитв Божией Матери даст мир нашей душе.

Но особого внимания заслуживает совет святителя Игнатия (Брянчанинова), который рекомендовал во время уныния как можно чаще повторять такие слова и молитвы.

«Слава Богу за все».

«Господи! Предаюсь Твоей Святой воле! Буди со мной Воля Твоя».

«Господи! Благодарю Тебя за все, что Тебе благоугодно послать на меня».

«Достойное по делам моим приемлю; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

Святые отцы отмечали, что в унынии человеку молиться особенно тяжело. Поэтому исполнять сразу большие молитвенные правила не все смогут, но произносить те короткие молитвы, которые указал святитель Игнатий, может каждый, это не сложно.

Что же касается нежелания молиться в унынии и отчаянии, то нужно понимать, что это не наше чувство, а вселенное в нас бесом специально с той целью, чтобы лишить нас того оружия, которым мы можем его победить.

Святитель Тихон Задонский так говорит об этом нежелании молиться при унынии: «Советую тебе следующее: убеждай себя и принуждай к молитве и ко всякому доброму делу, хотя и не хочется. Как ленивую лошадь люди гонят плетью, чтобы она шла или бежала, так нам нужно принуждать себя ко всякому делу, а особенно к молитве. Видя такой труд и старание, Господь подаст охоту и усердие».

Из четырех фраз, предложенных святителем Игнатием, две являются фразами благодарственными. О том, почему они даны, он сам объясняет: «В особенности благодарением Богу отгоняются помыслы скорбные; при нашествии таких помыслов благодарение произносится в простых словах, со вниманием и часто – доколе не принесется сердцу успокоение. В скорбных помыслах никакого нет толку: от скорби не избавляют, никакой помощи не приносят, только расстраивают душу и тело. Значит – они от бесов и надобно их отгонять от себя… Благодарение сперва успокаивает сердце, потом приносит ему утешение, впоследствии принесет и небесное радование – залог, предвкушение радости вечной».

Во время отчаяния бесы внушают человеку мысль, что для него нет спасения и его грехи не могут быть прощены. Это величайшая бесовская ложь!

«Пусть никто не говорит: “Много я нагрешил, нет мне прощения”. Кто говорит так, забывает о Том, Кто пришел на землю ради страдающих и сказал: “…бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся” (Лк. 15: 10) и еще: “Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию” (Лк. 5: 32)», – учит преподобный Ефрем Сирин. Пока человек жив, для него действительно возможно покаяться и получить прощение грехов, какими бы тяжкими они ни были, и, получив прощение, преобразить свою жизнь, наполнить ее радостью и светом. И как раз этой возможности пытаются бесы лишить человека, внушая ему помыслы отчаяния и самоубийства, потому что после смерти уже покаяться невозможно.

Так что «никто из людей, даже дошедших до крайней степени зла, не должен отчаиваться, даже если приобрел навык и вошел в природу самого зла» (святитель Иоанн Златоуст).

Святитель Тихон Задонский объясняет, что испытание унынием и отчаянием делает христианина более осторожным и опытным в духовной жизни. И «чем более продолжится» такое искушение, «тем большую душе пользу принесет».

Православный христианин знает, что насколько тяжелее печаль всех других искушений, настолько и больше воздаяния получат переносящие с терпением печаль. И в борьбе с унынием даруется самый большой венец. Поэтому «не будем унывать, когда приключатся с нами огорчения и скорби, а, напротив того, станем более радоваться, что идем путем святых», – советует преподобный Ефрем Сирин.

Бог всегда находится рядом с каждым из нас, и Он не дозволяет бесам поразить человека унынием настолько, насколько им бы хотелось. Он даровал нам свободу, и Он же заботится о том, чтобы никто у нас не отнял этого дара. Так что в любой момент человек может обратиться к Богу за помощью и принести покаяние.

Если человек этого не делает – это его выбор, бесы сами не в состоянии его к тому принудить.

В заключение хотелось бы привести молитву, составленную святителем Димитрием Ростовским как раз для людей, страдающих от уныния:

Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякаго утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей! Утеши каждаго скорбящаго, опечаленнаго, отчаявающагося, обуреваемаго духом уныния. Ведь каждый человек создан руками Твоими, умудрен премудростию, возвеличен десницей Твоею, прославлен благостию Твоею… Но вот посещены мы ныне Отеческим Твоим наказанием, кратковременными скорбями! – Ты сострадательно наказываешь тех, кого любишь, и милуешь щедро и призираешь на их слезы! Итак, наказав, помилуй и утоли печаль нашу; преложи скорбь на веселие и радостию раствори печаль нашу; удиви на нас милость Твою, дивный в советах Владыко, Непостижимый в судьбах Господи и благословенный в делах Твоих во веки, аминь.

Вера, верование

Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. 1 Кор.6,12

..ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша. Втор.32,47

Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще. Евр.11,4

А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаёт. Евр.11,6

Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет. Лк.19,26

..что вы так боязливы? как у вас нет веры? Мк.4,40

Блажен народ, у которого Господь есть Бог. Пс.32,12

..если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. Мк.9,23

Ты имеешь веру? имей её сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. Рим.14,22

Как ты веровал, да будет тебе. Мф.8,13

Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия. Рим.10,17

И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. Лк.1,45

..кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ин.10,1–2

Тогда Он сказал им: где вера ваша? Лк.8,25

..вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей. Мк.5,34

..и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Лк.10,2

Ибо тварь, служа Тебе, Творцу, устремляется к наказанию нечестивых и утихает для благодеяния верующим в Тебя. Прем.16,24

Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Ин.10,10

..сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры. Лк.7,9

..слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне! Лк.7,22

Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром. Лк.7,50

Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу. Евр.11,5

Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и рожденного от Него. 1Ин.5,1

Верою Ной, получив откровение о том, что ещё не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он весь мир, и сделался наследником праведности по вере. Евр.11,7

Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Ин.13,36

Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Евр.11,8

Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования. Евр.11,09

Верою и сама Сарра будучи неплодна получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший. Евр.11,11

Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле. Евр.11,13

И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. Евр.11,40

Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица. Иак.2,1

Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Ин.3,18

Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес. Ин.4,48

Потому Я и сказал вам, что вы умрёте во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрёте во грехах ваших. Ин.8,24

..и не будь неверующим, но верующим. Ин.20,27

..блаженны невидевшие и уверовавшие. Ин.20–29

Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. Ин.14,1

..если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят. Лк. 16,31

..а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Гал. 5,5

..верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня.И видящий Меня видит Пославшего Меня. Ин.12–44,45

То вы, прилагая к сему всё старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. 2Пет.1,5–8

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Евр.11,1

Верою познаём, что веки устроены Словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое. Евр.11,3

..ибо мы ходим верою, а не видением. 2Кор.7,7

..не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Мф.4,4

Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность. Быт.15,6

Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью. Гал.5,6

И всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите. Мф.21,22

..вера твоя спасла тебя. Мф.9,22

..по вере вашей да будет вам. Мф.9,29–30

Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. Рим. 3,28

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ин. 3,16

Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ. 1Петр.1,8

Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал. Ин.6,29

Кто имеет ухо, да слышит. Откр.13,9

Веруй Ему, и Он защитит тебя; управь пути твои и надейся на Него. Сир.2,6

Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём. Ин. 3:36

Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Ин.6,47

Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек. Веришь ли сему? Ин.11–25,26

А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. Ин.1,12–13

Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную. 1Ин. 5:13

Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рождён. 1Ин.5,1

Всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его. Деян.10,43

Ибо все вы сыны Божий по вере во Христа Иисуса. Гал.3,26

ЕВАНГЕЛИЕ СОШЕСТВИЯ ЦАРСТВА

1. Есть ли у нас истинная вера в Господа? 2. Что такое истинная вера на самом деле 3. Как сформировать истинную веру в Бога

От каждого из нас, христиан, Бог прежде всего требует обладания подлинной верой. В Библии описано множество примеров людей, которые благодаря своей вере смогли увидеть чудные дела Божьи и получить Его благословение. У Моисея была вера в Бога и посредством Божьего водительства он смог преодолеть множество препон и ограничений Фараона, с успехом возглавив израильтян в их исходе из Египта. Авраам имел веру в Бога и был готов принести в жертву Богу своего единственного сына Исаака, и в конечном итоге Бог благословил его, позволив его потомкам размножиться и стать великими народами. У Иова была вера в Бога, и во время двух испытаний он сумел остаться твердым в свидетельстве о Боге; Бог благословил Его более, нежели прежде, и явился ему и говорил с ним из бури. Женщина Хананеянка в Евангелии от Матфея имела веру в Господа Иисуса, веря, что Он может изгнать злого духа из ее дочери; она обратилась к Господу Иисусу с просьбой, и недуг ее дочери была излечен. Нам, как христианам, крайне важно понимать истину относительно того, что такое истинная вера, что, не важно с какими трудностями мы сталкиваемся в нашей жизни — с провалами в бизнесе, жизненными неудачами, несчастьями в семье — мы можем полагаться на нашу веру и неотступно следовать за Богом, громогласно свидетельствуя о Нем и в конечном итоге обретая Его одобрение.

1. Есть ли у нас истинная вера в Господа?

Могут найтись некоторые братья и сестры, которые, услышав дискуссию о вере, с уверенностью заявят, что у них точно есть вера. «Я верю в Бога на 100%. Я всегда признаю Бога, этим подтверждается, что я верующий». «Я верю, что Господь Иисус есть наш Спаситель, и что Он был распят, чтобы искупить нас от наших грехов. Пока мы молимся и исповедуемся пред Господом, Он всегда простит нам наши грехи. Разве это не вера в Господа?» «Я был верующим все эти годы; Чтобы посвятить всего себя и свой труд Господу, я отказался от карьеры, семьи и работы. Я повсюду основывал церкви и много страдал, никогда не жалуясь. Это все проявления веры в Бога». Несомненно, мы верим в существование Бога, и это факт, что мы с энтузиазмом работаем и полностью посвящаем себя Господу, что мы страдаем и дорого расплачиваемся за Него. Но значит ли это, что у нас есть истинная вера в Бога? Данный вопрос касается всех нас, братьев и сестер, которые искренне верят в Господа и жаждут истины, исследуя и проводя беседы.

Возьмем для примера меня. С тех пор, как я стала христианкой, я всегда активно участвовала в собраниях, делилась благой вестью с другими и предлагала поддержку братьям и сестрам, испытывающим слабость в вере. Никакие трудности не могли помешать мне заниматься этим. Я более чем готова оставить земные блага, чтобы с энтузиазмом служить Господу, поэтому я считаю себя той, которая любит Господа, предана Ему и имеет веру в Него. Однако, когда я и члены моей семьи заболели, и наше состояние не улучшилось даже после того, как я некоторое время молилась, я впала в уныние и разочаровалась в Боге. Я даже пожаловалась Ему, что он не защищает меня и мою семью. То, что было открыто суровой истиной, заставило меня понять, что мне совершенно не хватает подлинной веры, и что моя вера основывалась только на фундаменте семейной гармонии и свободы от физических болезней или бедствий. Тем не менее, мой истинный духовный рост был открыт, как только произошло что-то нежелательное. Только тогда я действительно увидела, что моя вера в Бога была настолько ничтожна, что вызывала жалость — это в самом деле не то, чем стоит хвастаться. Глядя на братьев и сестер вокруг меня, я видела, что большинство из них были такими же. Некоторые, чтобы не пострадали их личные интересы, вообще перестают посещать церковные служения, когда они вступают в конфликт с их графиком домашних дел или работы. Другие могут молиться Господу и просить Его о выходе, когда они впервые зашли в тупик в попытках найти работу или в других аспектах, но если это по-прежнему остается нерешенной проблемой, у них растет недовольство Господом, и они могут даже впасть в уныние и разочароваться. Они начинают полагаться на друзей из своего окружения, которые выглядят влиятельными и авторитетными, или могут действовать, руководствуясь своими собственными соображениями. Есть также братья и сестры, которые, получив Господни благословения, с энтузиазмом участвуют во всех аспектах церковной работы, но когда у них дома происходит что-то ужасное, или же они сталкиваются с неудачами в бизнесе, они начинают жить, не понимая Господа и сетуя на Него, а то и вовсе отходят от Него.

Из того, что мы ежедневно выражаем и воплощаем в жизнь, мы видим, что наша вера просто не выдерживает испытаний реальностью. Мы просто признаем, что Господь Иисус есть истинный Бог, и верим, что Он —наш Спаситель, но это не значит, что у нас есть истинная вера в Бога. Это, в частности, не означает, что мы никогда не станем отрицать или оставлять Бога, независимо от того, в каких условиях мы находимся. Причина этого в том, что наша вера основана не на фундаменте истинного понимания Бога, а на основании того, можем ли мы обрести Божьи благословения и обетования или нет, а также можем ли мы получить какую-либо выгоду или нет. Вот почему наша вера в Бога вовсе не является подлинной. Итак, что же такое истинная вера, и в чем выражается обладание истинной верой?

2. Что такое истинная вера на самом деле

В Божьих словах сказано: «Независимо от того, как работает Бог или в каких внешних условиях ты находишься, ты сможешь стремиться к жизни, стремиться к развитию внутри себя Божьей работы и стремиться к истине. У тебя будет некое понимание действий Бога, и ты сможешь действовать в соответствии с истиной. Это твоя подлинная вера, и это подтверждает, что ты не утратил надежду на Бога. В процессе переплавки ты по-прежнему будешь стремиться к истине, ты будешь способен искренне любить Бога, и сомнения в Нем у тебя не возникнут. Что бы Он ни делал, ты по-прежнему будешь воплощать истину в жизнь, чтобы угодить Ему, и сумеешь на большой глубине отыскивать Божью волю и быть внимательным по отношению к Его воле. Только это и есть истинная вера в Бога» («Те, кто должен быть усовершенствован, должны пройти через переплавку»). Из слов Божьих мы можем понять, что истинная вера означает способность сохранять в сердце благоговение пред Богом и подчиняться Ему в любых внешних условиях, с которыми мы можем столкнуться, будь то трудности и переплавка, провалы и неудачи — независимо от того, насколько велико наше физическое или духовное страдание. Мы должны иметь возможность искать истину, понимать Божью волю и продолжать быть преданными Ему в тех условиях, которые Он установил для нас. Только такого рода человек может считаться истинно верующим. Теперь, чтобы лучше понять, что такое подлинная вера, давайте посмотрим на опыт Авраама и Иова.

1. Вера Авраама

Когда Аврааму было сто лет, Бог обещал даровать ему сына — Исаака. Но когда Исаак подрастал, Бог приказал Аврааму принести его во всесожжение. Есть много людей, которые, возможно, считают, что Бог, действующий таким образом, слишком далек от человеческих представлений, им даже может показаться, что если бы такого рода испытания постигли нас, мы бы наверняка непременно попытались бы спорить с Богом. Однако, когда Авраам столкнулся с подобным, его реакция была полностью противоположна тому, что мы могли ожидать. Он не только не спорил с Богом, но и был способен истинно подчиниться Ему, искренне и по-настоящему возвращая Исаака Богу. Как об этом сказано в Библии: «Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог… И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего» (Быт. 22:3, 9–10). Все люди созданы из плоти, все мы слишком чувствительны, и когда мы сталкиваемся с чем-то подобным, мы наверняка страдаем, испытываем боль. Но причина, по которой Авраам смог воздержаться от попыток торговаться с Богом и смог повиноваться Божьему повелению, заключалась в том, что он знал, что Исаак изначально был дарован ему Богом, и теперь Бог его забирает. Он повиновался Богу с полным основанием, такова была вера Авраама в Бога. Он истинно верил в Бога и полностью подчинялся Ему — даже если это означало расстаться с тем, что он ценил превыше всего, он все-таки предлагал вернуть Исаака Богу. В конечном счете, истинная вера и послушание Авраама Богу получили Его одобрение и благословения. Бог позволил ему стать праотцом многих народов; его потомки процветали и умножились, и стали великими народами.

2. Вера Иова

Библия повествует, что у Иова было весьма процветающее семейство, а также десять детей и множество прислуги; его очень уважали и высоко ценили друзья. Однако из-за искушений и нападок сатаны Иов в течение одного дня потерял все свое имущество и своих детей, а после этого полностью был поражен проказою. Это испытание превратило Иова из величайшего человека на Востоке в самого обездоленного человека на Востоке. Семья и друзья также судили и порицали его. Встретившись даже с таким великим испытанием, Иов не произнес ни единого слова жалобы Богу, и даже пал на землю и поклонился Богу, говоря «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Иегова дал, Иегова и взял; да будет имя Иеговы благословенно!» (Иов. 1:21), и «неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов. 2:10). Благодаря испытанию Иов смог не согрешить устами своими, а также предстать пред Богом в молитве. Это показывает, что в его сердце было место для Бога, он имел истинную веру в Бога, он верил, что все события и все сущее пребывают в руках Божьих, и все те обстоятельства, с которыми он столкнулся, имели Божье одобрение и не были созданы человеком. Также за десятилетия своей жизни Иов глубоко осознал, что все, что он имел, было результатом Божьего правления и обустройства; все его богатства были дарованы Богом и не были результатом его собственного труда. Следовательно, если Бог хотел забрать то, что Он ранее дал, это было естественно и правильно, и как сотворенное существо, он должен был подчиниться Богу, забирающему все это. Он не должен был спорить с Богом, и он, в частности, не должен был жаловаться Богу — даже если бы у него отобрали саму жизнь, он знал, что все равно не должен высказывать ни единой жалобы. Свидетельство Иова полностью посрамило сатану, и после этого Бог явился Иову из бури и даровал ему еще больше благословений.

Из опыта Авраама и Иова мы можем видеть, что для достижения истинной веры в Бога у нас сначала должно быть истинное понимание Божьего правления и вера в то, что все сущее и все события полностью пребывают в Божьих руках. Мы также должны действительно знать свои места как сотворенные существа и иметь разум, которым должны обладать сотворенные существа. Не важно, сколь велики могут быть наши испытания и трудности, нам нельзя обвинять или оставлять Бога, но мы должны продолжать иметь возможность искать Божью волю, стоять на Его стороне и неотступно следовать за Ним. Не важно, сколь велики страдания, которые мы переносим, мы все равно должны быть тверды в свидетельстве о Боге. Только те, кто способен сделать это, обладают истинной верой в Бога. Подумайте только о тех братьях и сестрах, которых атеистическая коммунистическая партия Китая преследовала и арестовывала, подвергая жестоким пыткам и приговаривая к тюремному заключению на несколько лет. Однако они никогда не отрицали и не оставляли Бога — вот истинная вера в Бога. Есть братья и сестры, которых отвергают их семьи и друзья после того, как они становятся верующими, или на их семьи неожиданно обрушиваются несчастья, но они никогда не жалуются Богу и способны продолжать следовать за Богом и полностью отдавать себя Ему — это также проявление истинной веры в Бога. Если мы сравним себя с этими свидетельствами, сможем ли мы действительно сказать, что мы на самом деле те, кто имеет истинную веру в Бога? Для большинства из нас вера основана на однозначном признании, что Бог есть, и возможности немного пострадать и заплатить малую цену, работая над распространением Евангелия для Господа. Однако это нельзя считать истинной верой.

3. Как сформировать истинную веру в Бога

Если мы хотим обладать истинной верой, мы должны стремиться признать Божье правление во всех людях, событиях и вещах, с которыми мы сталкиваемся каждый день. И независимо от того, соответствуют ли условия, которые организует Бог, нашим собственным представлениям или нет, а также независимо от того, являются ли они внешне благотворными для нас или нет, мы должны знать свои места как сотворенные существа и искать волю Божью с благоговением в сердце. Мы должны понимать кропотливые, искренние намерения Бога, стоящие за условиями, которые Он создает для нас, чтобы мы могли извлечь что-нибудь из всего, через что мы проходим, и мы можем увидеть Божьи дела во всем, чем Он руководит. Тогда наша вера в Бога постепенно начнет становиться все более подлинной. Это так же, как с верой Иова — она не была для него чем-то врожденным, она постепенно выросла из переживания Божьего правления во всем, что происходило в его жизни, и стремления познать Бога. Если мы сможем последовать примеру Иова, сосредоточившись на переживании и истинном понимании Божьего правления в нашей жизни, тем самым достигая истинного знания о Боге, то только тогда мы сможем развить истинную веру в Бога. И затем, независимо от того, какие трудности или испытания постигнут нас, и неважно, как велики наши телесные или духовные страдания, мы сможем спокойно справиться с этим с помощью нашей веры, сможем активно искать волю Бога и Его требования к нам, подчиняться Его правлению и обустройству и оставаться твердыми в свидетельстве о Нем.

Благодарение Богу за просвещение и водительство. Аминь!